Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Искусство наживы или «домохозяйство»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Аристотель сформулировал две концепции организации экономической жизни государства: одна – это искусство наживать деньги, а другая – это наука о «домохозяйстве». Первая концепция была востребована индивидуалистическим обществом, глубоко изучена и применена на практике в экономической сфере на основе частной собственности. Ее суть прекрасно раскрыл Карл Маркс в своем гениальном труде «Капитал». Вторая концепция нашла свое применение в коллективистском обществе на основе общественной собственности и была теоретически оформлена древнерусскими экономистами в виде сборников поучений «Измарагд» (XIV век) и «Домострой» (XV век). В составлении науки о домохозяйстве существенную роль сыграли теоретические заделы Василия Новгородского, Савватия Соловецкого, Нила Сорского и Иосифа Волоцкого. Дискуссия между ними о формак собственности завершилась только в 1500 году. В ходе дискуссии выяснилось, что понятия частной и общественной собственности на средства производства относятся к различным системам мышления и системам хозяйствования: к искусству наживы денег и к науке о домохозяйстве. Поэтому противопоставлять эти две формы собственности друг другу, значит, не различать два проекта науки (метафизического и диалектического). Каждая из них имеет право на существование в своем типе общества. Частная собственность является следствием произвола (то есть действий по принципу свободы воли) и процесса накопления капитала (то есть искусства наживы денег). Она полностью соответствует законам развития индивидуалистического общества. Общественная собственность – это достояние коллективистского общества, это экономическое (материальное) воспроизведение его духовного богатства, характеристика целостности и социального совершенства общества. Главные устои «экономики домохозяйства» - это разумная достаточность и социальная справедливость. Из сути коллективистского общества, как семьи, вытекает и принцип хозяйства: думать обо всей семье и жить по средствам. Экономическая мысль в домохозяйстве должна быть посвящена не искусству наживы денег, а экономическому обеспечению духовного благополучия. Савватий Соловецкий разработал и реализовал теорию о формировании мощных народнохозяйственных единиц на базе общественной собственности на средства производства для освоения русским народом новых жизненных пространств. Такими единицами стали крупные монастыри-хозяйственники: Соловецкий, возглавляемый Савватием, и Волоколамский, возглавляемый Иосифом Волоцким. Именно они стали теоретиками и практиками соборного хозяйствования в форме природно-экономических комплексов, то есть комплексов, встроенных в природные условия. Ими владела идея создания образцового (совершенного) управления мирской жизнью. Эти образцы должны были указывать пути экономического, политического, социального и духовного возрождения России на основе неприятия частной собственности и развертывания многообразия форм общественной собственности на средства производства, а также личной собственности. Савватий Соловецкий и Иосиф Волоцкий рассматривали труд не как источник получения ценностей, прибыли, а как форму реализации добродетели. Это проявлялось в сути трудовых коллективов, создаваемых в России ими и после них. Русская артель была добровольным товариществом совершенно равноправных работников, призванным на основе взаимопомощи и взаимовыручки решать хозяйственные и производственные задачи. Этой равноправностью артели резко отличались от капиталистических предприятий: попытки эксплуатации одних членов артели другими, как правило, жестко пресекались (в этом смысле артель была антикапиталистической организацией). Распределение дохода осуществлялось по труду. Члены артели связывались круговой порукой, то есть каждый из них солидарно ручался за всех остальных, все же вместе - за каждого отдельно. В результате этого созидательная энергия артели, как целостности, была значительно больше, чем сумма ее частей. Артель была самостоятельной общественной единицей в России, живым организмом, стремящимся к совершенству общественных отношений. В артели человек должен был проявить свои лучшие способности, а не просто приложить труд. В индивидуалистическом обществе трудовые общественные структуры представляются элите не как живой организм, а как хорошо отлаженный механизм, состоящий из отдельных, хорошо подогнанных друг к другу деталей. Они определяются понятием «персонал». Символично, что в переводе с латинского «персона» - это часть маски, приспособленная для произнесения актерами слов из отведенной для них роли. «Персональный» тип трудового коллектива характерен для индивидуалистического общества, где каждый индивид располагает своей шкалой ценностей, имеет свою цену, играет отведенную ему роль, при этом стремится добиться того, на что он, по его мнению, имеет право. Персонал - это не самостоятельная общественная единица. Он создается хозяином волевым образом, исходя из определенных ценностных установок. История доказывает, что западная теория экономического развития не подходит России. У нас все делается не так, как у них. Индустриализация в России (СССР) проводилась преимущественно в ХХ веке внеэкономическими методами: организацией обязательного всеобщего труда, планирования и государственного регулирования, территориально-промышленного распределения совокупных трудовых ресурсов страны. Внеэкономические методы действовали в сфере производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг, преимущественно через общественные фонды и регулируемую ценовую политику государства. Практика, как критерий истины, подтвердила эффективность данных методов в виде огромных успехов социалистической индустриализации, достигнутых в короткие сроки при максимально повышенной интенсивности труда. Внедрение в экономику коллективистского социалистического общества оценок хозяйственной деятельности, свойственных индивидуалистическому обществу (курс на прибыль), остановило поступательное движение советского «домохозяйства» к социальному прогрессу. Внедрение нынешними реформаторами западных экономических форм хозяйствования в России привело к разрушению единого народнохозяйственного комплекса, к деиндустриализации страны. Чтобы возродить экономическое могущество России, нужно следовать заветам предков и вернуться к «домохозяйству».
Увлечение наслаждений Или сокращение страданий По природе своей человек ищет наслаждений и противится страданиям. Исходя из этой природы человека и разных условий жизнедеятельности, у индивидуалистического и коллективистского типов общества разная целевая социальная направленность. Индивидуалистическое общество нацелено на поиск наслаждений, а коллективистское – на уменьшение страданий. Выполняя этот закон развития коллективистского общества на основе экономического принципа «домохозяйства», СССР в короткий исторический срок смог искоренить основные источники страха и страданий народа: бедность, безработицу, бездомность, голод, преступное и межнациональное насилие, эпидемии. Насаждение коллективистскому обществу России в конце ХХ века чуждой ему целевой социальной направленности - стремления к наслаждениям - привело к возрождению всех этих источников страданий и физическому вымиранию российского народа. Так народ расплачивается за наслаждения элиты. Исходя из разной целевой социальной направленности, в индивидуалистическом и коллективистском обществах разное понимание счастья как высшей жизненной цели. Понятие «счастье» в индивидуалистическом обществе хорошо раскрыл немецкий философ Л. Фейербах: «Счастье - это состояние, при котором существо может беспрепятственно удовлетворять и действительно удовлетворяет индивидуальные потребности и стремления, относящиеся к его сущности и к его жизни». А для коллективистского общества характерно другое понятие счастья. Счастье (согласно «Словарю живого великорусского языка» В. Даля) - это жить без бед, без горя, смут, тревоги, в мире, любви и согласии. Это не западный материальный подход, а социальный подход к счастью. Счастье в коллективистском обществе - это совершенство человеческих отношений. В конечном итоге счастье является результатом добродетельной жизни. Это состояние длительного удовлетворения от пережитого наслаждения, выполненного долга и полноты жизни. Нравственный смысл счастья состоит в стремлении человека к радости, наслаждениям и удовольствиям, но только к тем, которые не наносят ущерба духовному и физическому здоровью человека и общества. Разным в этих двух типах общества является и отношение к слову. В индивидуалистическом обществе борются за метафизическую свободу слова, а в коллективистском - за диалектическое совершенство слова. Поэтому внедрение в России западного стандарта свободы слова привело к пропаганде разврата, насилия, сквернословия во всех средствах массовой информации. Люди с ностальгией вспоминают совершенство слова русского и советского периода и с удовольствием слушают русские народные и советские песни и стихи, которые возвышали человека, а не опускали его до уровня животного.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.153.240 (0.007 с.) |