Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Г.Г. ВУКОВИЧ, Н.Р. Молочников, С.Н. Трунин

Поиск

КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Г.Г. ВУКОВИЧ, Н.Р. Молочников, С.Н. Трунин

Управление

Человеческими ресурсами

Краснодар

Министерство образования Российской Федерации

КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

Г.Г. ВУКОВИЧ, Н.Р. Молочников, С.Н. Трунин

 

 

Управление

Человеческими ресурсами

 

Краснодар

УДК 331.108.26

ББК 65.219.6–21

В 885

 

 

Рецензенты:

Доктор экономических наук, профессор

П.И. Ламанов

Доктор экономических наук, профессор

В.Н. Малейченко

 

Вукович, Г.Г., Молочников, Н.Р., Трунин, С.Н.

В 885 Управление человеческими ресурсами: учебн. пособие / Г.Г. Вукович, Н.Р. Молочников, С.Н. Трунин. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2011. 129 с.

ISBN 978-5-8209-0688-6

 

 

Рассмотрены теоретико-методологические особенности управления человеческими ресурсами. Особое внимание уделено концепции человеческого капитала. Дан анализ теории и практики оптимизации кадровой политики. Показаны особенности проектирования структуры организации, даны оценки потребности в персонале, аттестации персонала.

Адресуется студентам, аспирантам, специалистам в области кадрового менеджмента и всем, кто интересуется проблемами оптимизации менеджмент-технологий в социально-трудовой сфере.

 

 

УДК 331.108.26

ББК 65.219.6–21

 

 

ISBN 978-5-8209-0688-6 © Кубанский государственный университет, 2011
   

Введение

Хозяйственные процессы, осуществляемые в условиях глобального финансово-экономического кризиса, связаны с определенной дегуманизацией отношений между людьми, включенными в различные системы управления. Современная ситуация в России – не исключение. Тем не менее преодоление кризиса невозможно без отказа от игнорирования проблем отноше­ния с персоналом, от желания манипулировать кадрами. И все более управ­ление персоналом признается одной из наиболее важных сфер жизни орга­низации, способной многократно повысить ее эффективность, а само поня­тие «управление человеческими ресурсами» рассматривается в достаточно широком диапазо­не: от экономико-статистического до философско-психологического.

В основе подхода авторского коллектива – представление сферы управле­ния человеческими ресурсами как особого «человеческого измерения». В значи­тельной степени такой угол зрения определялся профессиональным базисом членов авторского коллектива – в основе своей гуманитарным. Но не только этим. При этом важнейшим аспектом анализа становится представление о целостном орга­низационно-управленческом контексте функционирования и развития организа­ции. Как известно, на протяжении последних ста лет место управления пер­соналом в системе менеджмента многократно изменялось. Наряду с этим пересматривались взгляды, подходы и теоретические базисы ученых и прак­тиков, работавших в этой сфере. Совершенствование производственных, информационных и управленческих технологий, а также глобальная пере­оценка индивидуальных и общечеловеческих ценностей позволили наиболее близко подойти к решению ключевой проблемы человечества: преодоле­нию противоречия между человеком и организацией.

 

Доктор экономических наук, профессор КубГУ, Г.Г. Вукович,

доктор экономических наук, профессор КубГУ,

Н.Р. Молочников,

доктор экономических наук, профессор КубГУ,

С.Н. Трунин

УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Кадровый менеджмент

 

Уникальное профессиональное ядро кадрового потенциала – таково основное конкурентное преимущество любой компании, стремящейся упрочить свои позиции на глобальных рынках. В XXI в. эта максима, по оценке зарубежных аналитиков, обретет силу непреложного закона для успешного предпринимательст­ва, поскольку приспособиться к непредсказуемым и нередко хаотическим переменам в рыночной среде может только высокомобильный, ориентированный на постоянное развитие пер­сонал. Но, в свою очередь, это обстоятельство резко повысит требования ко всей кадровой работе в корпорациях. Интенсив­ные изменения в сфере человеческих ресурсов (в глобальном, региональном, национальном, демографическом, отраслевом, корпоративном, профессиональном и индивидуальном измере­ниях), судя по имеющимся тенденциям, приобретут революци­онный характер, и специалистов в области кадрового менедж­мента ожидает радикальный сдвиг от сложившихся профессио­нальных ролевых стереотипов (администратора-бюрократа и управленца, придерживающегося реактивного стиля) к прин­ципиально новым ролям: стратега, предпринимателя и маркетолога. Наметившиеся на пороге нового тысячелетия изменения в корпоративном управлении, вызванные глобализацией рынков и структуры промышленности, сдвигами в архитектуре рабочих мест и демографии рабочей силы, ориентацией на высокие до­ходы собственников, быстрыми и непрерывными организаци­онными и технологическими изменениями, являются стратеги­ческими. Они охватывают не только бизнес в целом, но и ор­ганизацию кадровой работы в корпорациях. Речь идет о сле­дующих сдвигах в бизнесе: от автономного самообеспечения – к безграничному партнерству; от иерархических или (и) централизованных структур – к пластичным и децентрализованным структурам; от патриархальных моделей управления – к делегирова­нию полномочий; от ориентации на большие объемы и низкую себестои­мость – к ориентации на качество, быстроту и нововведения; от безошибочной работы – к измеряемым ее усовершен­ствованиям; от закрытой организационной системы – к открытой системе.

В сфере человеческих ресурсов корпорации: от узкой специализации и ограниченной ответственности за порученную работу – к широким профессиональным и должностным профилям; от спланированного карьерного пути – к информирован­ному и гибкому выбору траектории профессионального развития; от ответственности менеджеров за развитие персонала – к ответственности самих работников за собственное развитие; от контроля за проблемами, с которыми сталкиваются работники, – к созданию возможностей для всестороннего профессионального роста каждого работника; от избегания обратной связи с подчиненными – к ее ак­тивному поиску; от секретного рассмотрения факторов успеха, вакантных рабочих мест и отбора специалистов – к открытому обсужде­нию уровня компетентности работников, имеющихся вакансий и путей их заполнения. С одной стороны, эти сдвиги, затрагивая в первую очередь стратегию корпорации, превращают кадровые стратегии в ее ключевой элемент. С другой стороны, без ясно сформулиро­ванных стратегических целей корпорации и основных путей их достижения кадровая работа теряет свой смысл. И если стра­тегия корпорации не «артикулирована», менеджер по персона­лу должен по крупицам собирать информацию о ее важнейших компонентах: ключевые факторы внешней и внутренней среды, стратегические направления, ожидаемые финансовые результа­ты, стратегические угрозы и риски, стратегии поведения на рынках услуг и сбыта продукции, стратегии развития производ­ства, сегментация жизненно важных рынков и основные тен­денции их переструктурирования. Доскональное и постоянно обновляемое знание о состоянии дел в бизнесе, которому по­святила себя корпорация, становится решающим элементом профессиональной компетентности специалиста по человече­ским ресурсам. Без этого знания невозможно разработать и реализовать жизнеспособную кадровую стратегию, которая должна быть хорошо спланированным ответом на бизнес-стратегию корпорации. Кадровая стратегия в XXI в. включает два исходных элемента: намерения и направления.

1. Стратегические намерения. Миссия специалиста по чело­веческим ресурсам в современной высококонкурентной среде — наращивать кадровый потенциал корпорации, чтобы реализовать ее бизнес-стратегию. Менеджер по персоналу становится своеобразным «калибратором мастерства», без участия которого не могут быть разработана и реализована никакая стратегия фирмы, а также правильно оценены достигнутые результаты. Обеспечить высокую конкурентоспособность фирмы без парт­нерства с человеческим капиталом становится все более труд­ным делом для руководства корпораций. Как привлечь в корпорацию и удержать в ней ответствен­ных, работоспособных, высококвалифицированных и талантли­вых людей? Над решением этой задачи и обязаны работать ме­неджеры по персоналу, которые призваны играть в корпорации роль «катализатора» в многомерных и долговременных кадро­вых процессах, обеспечивающих конкурентные преимущества фирме за счет уникальности человеческого потенциала и высо­кого уровня ответственности всех ее работников. Корпоратив­ная культура порождает ответственность, а способности людей создают конкурентные преимущества. Поэтому менеджер по персоналу должен решать две стратегические задачи:

– создавать конкурентные преимущества фирмы путем по­вышения уровня ответственности ее работников, используя для этого средства управления корпоративной культурой; сильная корпоративная культура позволяет привлекать и удерживать таланты, а плоды их труда создают высокую репутацию фирме, притягивают новых потребителей и высококвалифицированных работников; обновление и постоянная адаптация корпоратив­ной культуры к динамичным условиям внешней среды нацеле­ны на повышение качества условий труда, обеспечение обрат­ной связи с работниками и потребителями; этому служат про­водимые семинары, форумы, фокус-группы, круглые столы, рекламные кампании; вовлечение работников в маркетинговую деятельность корпорации способствует повышению у них ини­циативности и уровня профессиональной самооценки;

– обеспечивать конкурентные преимущества фирмы путем наращивания ее человеческого потенциала, всемерно содейст­вуя росту профессиональной компетентности работников; сколь ни была бы притягательна корпоративная культура, од­нако разрыв между требованиями глобального рынка и потен­циалом организации можно устранить главным образом за счет развития профессиональных навыков и умений у всего персо­нала корпорации; развитие человеческих способностей, концентрация на уровне профессиональной компетентности работников становится лейтмотивом деятельности не только кадровых служб, но и линейных руководителей; при этом одни компа­нии включают вопросы повышения уровня компетентности персонала в качестве составных частей в любую разрабатывае­мую стратегию, другие – рассматривают эту проблему как воз­можность реализации специальной инициативной стратегии, органично дополняемой другими конкурентными стратегиями корпорации.

В любом случае успех зависит от того, насколько тщательно на основе диагностики, проводимой кадровыми специалистами и линейными руководителями, будут составлены индивидуаль­ные планы развития, которые призваны устранить сложивший­ся разрыв между растущими профессиональными требованиями (не всегда легко эксплицируемыми, а не то, чтобы стандарти­зированными) и существующим уровнем компетентности каж­дого работника. Составление этих планов основывается на мо­делях компетентности, разрабатываемых для каждой должност­ной позиции. При разработке этих моделей можно воспользоваться сле­дующими подходами, каждый из которых имеет свои сильные и слабые стороны: анализ деятельности наиболее выдающихся работников («звезд»), который позволяет раскрыть секреты их мастерства, хотя полученная при этом модель слишком привязана к специ­фике данного вида деятельности и страдает излишне сложной архитектурой; сравнительный анализ многих образцов деятельности ра­ботников облегчает обобщение опыта и построение достаточно простых моделей, однако является весьма трудоемким делом; опрос экспертов приносит быстрые и статистически на­дежные результаты, но область применения их оказывается, как правило, ограниченной; комбинирование моделей, заимствованных из других об­ластей деятельности, дает возможность аккумулировать самый передовой опыт, однако он не всегда применим в рамках дан­ной организации.

Таким образом, при построении моделей компетентности следует сочетать имеющиеся подходы, чтобы получить прием­лемые средства кадрового менеджмента. Модели компетентности, описывающие интеллектуальные и деловые качества работника, его навыки межличностной ком­муникации, позволяют направлять развитие персонала в двух измерениях:

– приспособление к сложившейся в организации культуре (готовность всех работников корпорации демонстри­ровать ожидаемое от них эффективное поведение, что обеспе­чивается единством взглядов на профессиональную этику, по­требителя товаров и услуг, механизмы принятия управленче­ских решений, ответственность за качество продукции и услуг);

– овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешной работы в специализированной профессиональ­ной сфере деятельности. Единство этих двух измерений дости­гается деятельностной интерпретацией организационной куль­туры, понимаемой как социальный механизм воспроизведения опыта, жизненно важного для успешного функционирования и развития организации.

2. Стратегические направления. Этот компонент стратегии раскрывает пути достижения стратегических целей корпорации. Но прежде чем выбирать путь, необходимо иметь ясный образ будущего организации. Структурированное видение будущего организации (доля продаж и позиции на рынках, организаци­онная структура, технологии основной и вспомогательной дея­тельности, стиль менеджмента, доминирующие организацион­ные культуры, маркентинговая политика, профессиональные и персональные характеристики кадрового потенциала) во мно­гом предопределяет стратегические направления.

Однако обеспечить реализацию этих направлений в услови­ях растущей конкуренции на рынках высококвалифицирован­ной рабочей силы – чрезвычайно сложная задача. Кадровые службы, если они желают ее эффективно решить, должны пе­рестать функционировать как бюрократические структуры: им следует обрести черты маркетинговых организаций. Поэтому сдвиг в организационной культуре (от доминирования бюро­кратической – к предпринимательской) самой кадровой служ­бы оказывается приоритетным стратегическим направлением ее деятельности.

Другое приоритетное направление – пересмотр сложив­шихся систем оплаты и стимулирования труда, а также системы занятости. Существующие системы ограничивают стратегиче­ское мышление в сфере управления человеческими ресурсами, препятствуют успешной реализации современных кадровых стратегий, поскольку лимитируют свободу маневра менеджера по персоналу.

Третье приоритетное направление – сокращение издержек, обусловленных как неэффективным использованием имеюще­гося кадрового потенциала, так и избыточными трудовыми ре­сурсами в корпорации. Кроме того, кадровые службы своей традиционной манерой организации работы сами являются причиной излишних издержек. Налаживание эффективного взаимодействия со структурными подразделениями корпорации является определенной гарантией сокращения таких издержек.

В целом, превращение кадровых служб корпорации из ад­министративной, занятой повседневной рутинной деятельно­стью, подсистемы поддержки других – «основных» – струк­турных подразделений в надежного делового партнера внутри организации и за ее пределами представляет собой магистраль­ное стратегическое направление развития кадрового менедж­мента в XXI в. Успешность такой трансформации в немалой степени зависит от создания соответствующей инсти­туциональной инфраструктуры в национальном масштабе. Ее основными элементами могли бы стать:

– общефедеральная сервисная служба, обеспечивающая многопрофильную и междисциплинарную поддержку кадровым службам организаций различных форм собственности в освое­нии новых кадровых технологий, получении необходимой кад­ровой информации, налаживании деловых контактов, в том числе и с зарубежными партнерами;

– получившая официальное признание профессиональная организация работников кадровых служб, в рамках которой регулировался рынок труда и услуг представителей этой про­фессии, обмен опытом, формирование исследовательских и проектных центров, групп стратегического планирования, при­званных разрабатывать общенациональную стратегию развития кадрового потенциала страны;

– сеть консультационных центров и служб, создающая предпосылки для быстрой переориентации и переподготовки линейных менеджеров в соответствии с новыми требованиями, предъявляемыми к кадровой работе в XXI столетии.

Независимо от того, насколько быстро сможет возникнуть в России указанная институциональная инфраструктура, ключевым элементом грядущей революции в кадровом менеджменте призван стать сам менеджер по персоналу. Именно от его готовности к профессиональному развитию в конечном счете зависит, состо­ится ли эта новая профессия в нашей стране или нет.

Отбор и подбор персонала

 

Задача службы персонала, осуществляющей оценку канди­датов при приеме на работу, состоит в сущности в том, чтобы отобрать такого работника, который в состоянии достичь ожи­даемого организацией результата. Фактически оценка при приеме – это одна из форм предварительного контроля каче­ства человеческих ресурсов организации.

Несмотря на то, что существует большое количество разных подходов к оценке, все они страдают общим недостатком – субъективностью, решение во многом зависит от того, кто ис­пользует метод, или того, кого он привлекает в качестве экс­перта.

Проблему объективности оценки можно было бы сформу­лировать следующим образом, в виде отдельных требований к оценочной технологии. Она должна быть построена так, чтобы персонал был оценен:

– объективно – вне зависимости от какого-либо частного мнения или отдельных суждений;

– надежно – относительно свободно от влияния ситуатив­ных факторов (настроения, погоды, прошлых успехов и неудач, возможно, случайных);

– достоверно в отношении деятельности – оцениваться должен реальный уровень владения навыками – насколько ус­пешно человек справляется со своим делом;

– с возможностью прогноза – оценка должна давать дан­ные о том, к каким видам деятельности и на каком уровне че­ловек способен потенциально;

– комплексно – оценивается не только каждый из членов организации, но и связи и отношения внутри организации, а также возможности организации в целом;

– процесс оценивания и критерии оценки должны быть доступны не узкому кругу специалистов, а понятны и оценщи­кам, и наблюдателям, и самим оцениваемым (то есть обладать свойством внутренней очевидности);

– проведение оценочных мероприятий должно не дезорга­низовывать работу коллектива, а встраиваться в общую систему кадровой работы в организации таким образом, чтобы реально способствовать ее развитию и совершенствованию.

Как правило, до принятия организацией решения о приеме на работу кандидат должен пройти несколько ступеней отбора:

– предварительную отборочную беседу;

– заполнение бланка заявления;

– беседу по найму (интервью);

– тестирование;

– проверку рекомендаций и послужного списка;

– медицинский осмотр;

– принятие решения.

Ступень 1. Предварительная отборочная беседа. Бесе­да может проводиться различными способами. Для некоторых видов деятельности предпочтительно, чтобы кандидаты прихо­дили на будущее место работы, тогда ее может проводить ли­нейный менеджер, в других случаях это не важно и ее проводит специалист отдела кадров.

Основная цель беседы – оценка уровня образования пре­тендента, его внешнего вида и определяющих личностных ка­честв. Для эффективной работы менеджерам и специалистам целесообразно использовать общую систему правил оценки кандидата на этом этапе.

Ступень 2. Заполнение бланка заявления. Претенден­ты, успешно преодолевшие предварительную беседу, должны заполнить специальный бланк заявления и анкету.

Количество пунктов анкеты должно быть минимальным, и они должны запрашивать информацию, более всего выясняю­щую производительность будущей работы претендента. Ин­формация может касаться прошлой работы, склада ума, ситуаций, с которыми приходилось сталкиваться, но так, чтобы на их основе можно было бы провести стандартизированную оценку претендента. Вопросы анкеты должны быть нейтральны и предполагать любые возможные ответы, включая возмож­ность отказа от ответа. Пункты должны вытекать один из дру­гого.

Ступень 3. Беседа по найму (интервью). Исследования показали, что более 90% решений по отбору претендентов фирмами США принимаются на основе итогов беседы.

Существует несколько основных типов беседы по найму:

– по схеме – беседы носят несколько ограниченный ха­рактер, получаемая информация не дает широкого представле­ния о заявителе, ход беседы не может быть приспособлен к особенностям кандидата, стесняет его, сужает возможности по­лучения информации;

– слабоформализованные – заранее готовятся только ос­новные вопросы, проводящий имеет возможность включать и другие, незапланированные вопросы, гибко меняя ход беседы. Интервьюер должен быть лучше подготовлен, чтобы иметь воз­можность видеть и фиксировать реакции кандидатов, выбирать из спектра возможных именно те вопросы, которые в данный момент заслуживают большего внимания;

– не по схеме – заранее готовится лишь список тем, кото­рые должны быть затронуты. Для опытного интервьюера такая беседа – огромный источник информации.

Ступень 4. Тестирование. Источник информации, ко­торый может дать сведения о профессиональных способностях и умениях кандидата. Описать как потенциальные установки, ориентации человека, так и те конкретные способы деятельно­сти, которыми он уже фактически владеет. Тестирование может позволить сформировать мнение о способности кандидата к профессиональному и должностному росту, специфике мотива­ции, особенностях индивидуального стиля деятельности.

Ступень 5. Проверка рекомендации и послужного спи­ска. Информация рекомендательных писем или бесед с людь­ми, которых кандидат назвал в качестве рекомендателей, может позволить уточнить, что конкретно и с каким успехом кандидат делал на предыдущих местах работы, учебы, жительства. Одна­ко нецелесообразно обращаться за рекомендациями в органи­зацию, в которой работает кандидат. Это может способствовать распространению информации, в которой кандидат не заинте­ресован, и вряд ли даст достоверную информацию для менед­жера по персоналу: слишком велик компонент эмоционального отношения к человеку, увольняющемуся из организации. Целе­сообразно обращаться за рекомендациями на места предыду­щей работы, если срок увольнения превышает один год, а так­же к коллегам из других организаций, профессиональных об­ществ, с которыми кандидат взаимодействовал по деловым во­просам.

Предприятия получили право определять перечень докумен­тов, востребуемых при приеме на работу. В настоящее время, кро­ме тех документов, которые традиционно, на основе ранее дей­ствующих правил внутреннего трудового распорядка, затребует администрация, предприятиям можно порекомендовать полу­чать характеристики с прежнего места работы и образователь­ного учреждения. Они будут способствовать повышению ответ­ственного отношения к работе и учебе.

Характеристики широко распространены во многих странах. В Германии, например, фирмы обязаны дать работнику реко­мендации, которые по существу являются теми же характери­стиками. В этом документе организация не имеет права указы­вать недостатки работника. В то же время в некоторых рекомендациях содержатся как бы между строк определенные кос­венные указания на отрицательные черты работника, замечен­ные кадровыми службами.

Желательно также изменить содержание листка по учету кадров. В документ можно внести следующие пункты: список патентов; общественная деятельность; внепрофессиональные навыки, увлечения профессионального уровня; время, когда человек может приступить к работе. На многих предпри­ятиях вместо личного листка по учету кадров используют резю­ме-справку, характеризующую человека.

Ступень 6. Медицинский осмотр. Проводится, как пра­вило, если работа предъявляет особые требования к здоровью кандидатов.

Ступень 7. Принятие решения. Сравнение кандида­тов. Представление результатов на рассмотрение руководству, принимающему решение. Принятие и исполнение решения.

Рассмотрим наиболее популярные методы оценки персонала:

1. Центры оценки персонала. Используют комплексную тех­нологию, построенную на принципах критериальной оценки. Использование большого количества различных методов и обя­зательное оценивание одних и тех же критериев в разных си­туациях и разными способами существенно повышает прогностичность и точность оценки. Особенно эффективна при оцен­ке кандидатов на новую должность (повышение) и при оценке управленческого персонала.

2. Тесты на профпригодность. Их цель — оценка психофи­зиологических качеств человека, умений выполнять определен­ную деятельность. 55% опрошенных используют тесты, некоторым образом похожие на работу, которую кандидату предстоит выполнять.

3. Общие тесты способностей. Оценка общего уровня разви­тия и отдельных особенностей мышления, внимания, памяти и других высших психических функций. Особенно информатив­ны при оценке уровня способности к обучению.

4. Биографические тесты и изучение биографии. Основные аспекты анализа: семейные отношения, характер образования, физическое развитие, главные потребности и интересы, осо­бенности интеллекта, общительность. Используются также данные личного дела – своеобразного досье, куда вносятся анкетные данные и сведения, полученные на основании ежегодных оценок. По данным личного дела прослеживается ход развития работника, на основе чего дела­ются выводы о его перспективах.

5. Личностные тесты. Психодиагностические тесты на оценку уровня развития отдельных личностных качеств или отнесенность человека к определенному типу. Оценивают скорее предрасположенность человека к определенному типу поведе­ния и потенциальные возможности. 20% опрошенных ответили, что они пользуются различны­ми видами личных и психологических тестов в своих организа­циях.

6. Интервью. Беседа, направленная на сбор информации об опыте, уровне знаний и оценку профессионально важных ка­честв претендента. Интервью при приеме на работу способно дать глубокую информацию о кандидате, при сопоставлении которой с другими методами оценки возможно получение точ­ной и прогностичной информации.

7. Рекомендации. Важно обратить внимание на то, откуда представляются рекомендации, и на то, как они оформлены. Известные и солидные компании особенно требовательны к оформлению такого рода документов – для получения реко­мендации необходима информация от непосредственного руко­водителя того человека, которому данная рекомендация пред­ставляется. Рекомендации оформляются всеми реквизитами организации и координатами для обратной связи. При получе­нии рекомендации от частного лица следует обратить внимание на статус данного человека. Если рекомендацию профессиона­лу представляет человек, очень известный в кругах специали­стов, то данная рекомендация будет более обоснованной.

8. Нетрадиционные методы. 11% используют полиграф (детектор лжи), психологический стрессовый показатель, тесты на честность или отношение к чему-либо, установленному компанией; 18% применяют для кандидатов алкогольный и наркотиче­ский тесты. Как правило, эти тесты основываются на анализах мочи и крови, что является частью типового медицинского ос­мотра при поступлении на работу. Ни одна из опрошенных организаций не использует для своих кандидатов тестов на СПИД; 22% пользуются некоторыми видами психоанализа в целях выявления мастерства кандидатов для возможной работы в их организациях (табл. 5).

Таблица 5

Сравнительная эффективность методов оценки кандидатов на замещение вакантных должностей

 

Метод оценки Оценка уровня эффективности, %
Центры оценки персонала Тесты на профпригодность Общие тесты способностей Биографические тесты Личностные тесты Интервью Рекомендации Астрология, графология 70 - 80 50 - 60

 

Правильно подобрать метод отбора, который следует ис­пользовать предприятию, позволяет предварительная оценка результатов отбора и понесенных на него затрат (табл. 6).

Таблица 6

Оценка технологии отбора кандидатов на замещение вакантных должностей

 

Метод (ступень) отбора Затраты
1. Предварительная отборочная беседа 2. Заполнение бланка заявления 3. Беседа по найму 4. Тесты по найму 5. Проверка рекомендаций и послужного списка 6. Медицинский осмотр 7. Принятие решения Незначительные Незначительные Затраченное время х Затраты на час 5—10 тыс. долл 100 долл.   100 долл

 

Каждая ступень может рассматриваться как фильтр, отсеи­вающий наименее квалифицированных кандидатов. Ступени 1–3 используются практически во всех случаях, а ступени 4–6 не всегда. Так, например, ступень 5 необязательна для должностей, не требующих особой ответственности.

В среднем на подбор одного кандидата в США затрачивает­ся до 16–18 чел./ч., в Японии – до 48 чел./ч.

Итак, вы­деляют общую (потенциальную) работоспособность – те ресурсы, которые в принципе могли бы быть использованы при максимальном напряжении всех сил, и фактическую (стандартную) работоспособ­ность – ресурсы обычно используемые. Фактическая ра­ботоспособность всегда ниже, чем потенциальная. Говоря о работоспособности персонала, будем иметь в виду те возможности (как индивидуальные, так и групповые), которые могут быть использованы в деятельности организации:

– эффективные системы оценки и стимулирования труда;

– использование социально-психологических аспектов коллектив­ной деятельности;

– программы специализированной подготовки, обучения и разви­тия персонала;

– методы планирования карьеры.

ОглавлеНИЕ

Введение…………………………………………………………………….  
1. УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА…………………………………….  
1.1. Управление человеческими ресурсами и управление персоналом: единство и различие……………………..…………………………...  
1.2. Кадровый менеджмент………………………………………….........  
1.3. Ключевые подходы к управлению человеческими ресурсами…….  
1.4. Теории человеческих ресурсов и человеческого капитала………...  
1.5. Кадровая стратегия и кадровая политика…………………………...  
2. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ И ТЕХНОЛОГИИ ИХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ……………………………………………………….  
2.1. Проектирование организационной структуры……………………...  
2.2. Кадровое планирование…………………………………………........  
2.3. Отбор и подбор персонала …………………………………………..  
2.4. Оценка деятельности персонала …………………………………….  
2.5. Формирование кадрового резерва…………………………………...  
2.6. Развитие персонала и управление карьерой………………………...  
2.7. Разработка программ стимулирования труда…………………........  
Рекомендуемая литература………...…………………………………........  

 

Учебное издание

 

Вукович Галина Григорьевна

Молочников Николай Романович

Трунин Сергей Николаевич

 

КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Г.Г. ВУКОВИЧ, Н.Р. Молочников, С.Н. Трунин

Управление

Человеческими ресурсами

Краснодар

Министерство образования Российской Федерации

КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

Г.Г. ВУКОВИЧ, Н.Р. Молочников, С.Н. Трунин

 

 

Управление

Человеческими ресурсами

 

Краснодар

УДК 331.108.26

ББК 65.219.6–21

В 885

 

 

Рецензенты:

Доктор экономических наук, профессор

П.И. Ламанов

Доктор экономических наук, профессор

В.Н. Малейченко

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 666; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.192.113 (0.013 с.)