Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Статистическая группировка и сводка.Содержание книги Поиск на нашем сайте
4. Статистический анализ изучаемого явления, формулировка выводов и предложений. 5. Литературная обработка и оформление полученных результатов. Все этапы статистического исследования тесно связаны друг с другом. В проведении статистического исследования важнейшим элементом является соблюдение строгой последовательности выполнения названных этапов. Первый этап статистического исследования — составление плана и программы — является подготовительным, на котором определяется цель и задачи исследования, составляются план и программа, разрабатывается программа сводки статистического материала и решаются организационные вопросы. Приступая к статистическому исследованию, следует точно и четко сформулировать цель и задачи. Прежде чем приступить к выполнению исследования, нужно быть хорошо ориентированным в проблеме. В этом немалую помощь могут оказать собственный опыт, а также изучение литературы по данной теме. Цель определяет основное направление исследования и носит, как правило, не только теоретический, но и практический характер. Целью исследования может быть изучение патологического явления, состояния здоровья населения, деятельности службы здравоохранения для принятия управленческих решений. Цель формулируется ясно, четко, недвусмысленно. Для раскрытия поставленной цели определяются задачи исследования. Обычно в медико-социальных исследованиях для достижения намеченной цели приходится решать от 4 до 6 задач. Важный момент подготовительного этапа — разработка организационного плана. Организационный план исследования предусматривает определение места (административно-территориальных границ наблюдения), времени (конкретные сроки осуществления наблюдения, проведения разработки и анализа материала) и субъекта (организаторы, исполнители, методическое руководство, источники финансирования) исследования. Составление плана наблюдения включает определение объекта исследования (статистическая совокупность), объема исследования (сплошное, несплошное), видов (текущее, единовременное) исследования и способов сбора статистического материала. Программа наблюдения включает определение единицы наблюдения и перечень вопросов (учетных признаков), подлежащих регистрации для достижения цели и решения задач исследования. Например, краткая программа наблюдения при изучении перинатальной смертности может включать: пол, дату рождения, место рождения, место смерти, возраст матери, номер родов по счету, массу ребенка при рождении, доно-шенность, экстрагенитальную патологию матери, причину перинатальной смерти и т. д. Программа реализуется в виде индивидуального учетного (регистрационного) бланка с перечнем вопросов и признаков, подлежащих учету. На каждую единицу наблюдения заполняется отдельный бланк (паспортная часть, ответы на четко сформулированные, поставленные в определенной последовательности вопросы программы и дата заполнения документа). В качестве учетных бланков могут быть использованы применяемые в практике лечебно-профилактических организаций учетные медицинские фор- мы: «Карта выбывшего из стационара», «Экстренное извещение об инфекционном заболевании», «Статистический талон для регистрации заключительных (уточненных) диагнозов», «Листок нетрудоспособности» и т. д. Источниками информации могут служить другие медицинские документы: «Медицинская карта стационарного больного», «Медицинская карта амбулаторного больного», «История развития ребенка», «История родов»; отчетные формы медицинских организаций, данные статистических отделов исполкомов, данные бюро загсов и т. д. Для обеспечения возможности статистической разработки данных из этих документов производят выкопировку сведений на специально разработанные учетные бланки, содержание которых определяется в каждом отдельном случае в соответствии с задачами исследования. В настоящее время в связи с машинной обработкой результатов наблюдения (с использованием ЭВМ) вопросы программы могут быть формализованы — ставятся в виде альтернативы (да, нет) или предлагаются на выбор готовые ответы. Подготовка программы наблюдения — очень ответственный момент организационного этапа статистического исследования. Разработаны определенные правила для составления программы, основными из которых являются: 1) в программу наблюдения следует включать только необходимые вопросы, не перегружая ее второстепенными данными; 2) формулировка вопросов должна быть четкой, исключать двусмысленное толкование; 3) каждый учетный бланк должен содержать некоторые обязательные вопросы: порядковый номер, название организации, дату регистрации, подпись лица, заполнявшего учетный бланк. На первом этапе статистического исследования наряду с программой наблюдения составляется программа сводки полученных данных, которая включает установление принципов группировки, выделение группировочных признаков, определение комбинаций этих признаков, составление макетов статистических таблиц. Второй этап — сбор статистического материала (статистическое наблюдение) — заключается в регистрации отдельных случаев изучаемого явления и характеризующих их учетных признаков в специальные бланки. Перед выполнением этой работы проводится инструктаж (устный или письменный) исполнителей наблюдения, они обеспечиваются формами регистрации. Отбор единиц наблюдения для проведения медико-статистического исследования зависит от типа исследования. Если данное исследование относится к первому типу и имеет цель установить интенсивность какого-либо явления в среде, то в зависимости от полноты охвата изучаемого явления проводят сплошное или несплошное исследование. При сплошном исследовании изучаются все входящие в состав совокупности единицы наблюдения, т. е. генеральная совокупность. Сплошное исследование проводят с целью установления абсолютных размеров явления, например, общей численности населения, общего количества родившихся или умер- ших, общего числа заболевших, числа лечебно-профилактических организаций, числа больничных коек, численности медицинского персонала и т. д. Сплошное наблюдение осуществляют также в тех случаях, когда сведения необходимы для оперативной работы (учет инфекционной заболеваемости, нагрузки врачей, временной нетрудоспособности, диспансеризации). При несплошном исследовании изучается лишь часть генеральной совокупности. Оно подразделяется на несколько видов: монографическое описание, основного массива, анкетное, выборочное. Монографический метод позволяет получить детальное описание отдельных характерных в каком-либо отношении единиц совокупности и глубокое, всестороннее описание объектов. Он применяется для показа передового опыта работы, определения неиспользованных резервов, изучения новых явлений, сущность которых еще не известна или мало изучена. Метод основного массива охватывает большую часть единиц наблюдения генеральной совокупности и предполагает изучение тех объектов, в которых сосредоточено большинство единиц наблюдения. Например, при изучении заболеваемости работающих в промышленности, можно провести исследование только на крупных предприятиях, где трудится основная часть коллектива. Основным недостатком монографического описания и метода основного массива является невозможность распространения полученных выводов на всю генеральную совокупность. Анкетный метод — это сбор статистических данных с помощью специально разработанных анкет, адресованных определенному кругу лиц. Данное исследование основано на принципе добровольности, поэтому возврат анкет зачастую бывает неполным. Нередко ответы на поставленные вопросы имеют субъективный, случайный характер. Этот метод применяется для получения приблизительной характеристики изучаемого явления. Выборочный метод сводится к исследованию некоторой специально отобранной части единиц наблюдения для характеристики всей генеральной совокупности. Преимущество этого метода заключается в получении результатов высокой степени надежности, более низкой стоимости. В исследовании занято меньшее число исполнителей, кроме того, оно требует меньших затрат времени. Из всех методов несплощного исследования только выборочный дает возможность распространить полученные результаты на всю генеральную совокупность. В медицинской статистике роль и место выборочного метода особенно велики, поскольку медицинские работники имеют дело обычно только с частью изучаемого явления: изучают группу больных с тем или иным заболеванием, анализируют работу отдельных медицинских организаций и их подразделений, оценивают качество определенных мероприятий и т. д. В том случае, если исследование относится ко второму типу и не ставит перед собой цель определения интенсивности явления в среде, используются и другие методы отбора единиц наблюдения в статистическую совокупность (построение контрольных и экспериментальных групп, направленный отбор, ко-гортный метод, метод парной выборки). По временистатистическое наблюдение может быть текущим и единовременным. При текущем наблюдении явление изучается за какой-то отдельный период времени (неделя, квартал, год и т. д.) путем повседневной регистрации его проявлений. Примерами текущего наблюдения является учет числа родившихся, умерших, заболевших, выписанных из стационара и т. п. Так учитываются быстро меняющиеся явления. При единовременном наблюдении статистические данные собираются на определенный (критический) момент времени. Примерами единовременного наблюдения являются перепись населения, изучение физического развития детей, учет больничных коек на конец года, паспортизация медицинских организаций и т. д. К этому же виду относятся профилактические осмотры населения. Единовременная регистрация отражает состояние явления на момент изучения. Этот вид наблюдения используется для изучения медленно меняющихся явлений. Выбор вида наблюдения по времени определяется целью и задачами исследования. Например, характеристику госпитализированных больных можно получить в результате текущей регистрации выбывших из стационара (текущее наблюдение) или путем однодневной переписи больных, находящихся в стационаре (единовременное наблюдение). По способу получения сведений в ходе статистического наблюдения и характеру его проведения выделяют: 1) метод наблюдения: клинический осмотр больных, проведение лабораторных, инструментальных исследований, антропометрические измерения и т. п.; 2) социологические методы: интервьюирование (очный опрос), анкетирование (заочный опрос — анонимный или неанонимный); 3) документальное исследование: выкопировка сведений из учетно-отчетных медицинских документов, сведения государственного учета и отчетности. Третий этап — группировка и сводка материала — начинается с проверки и уточнения числа наблюдений, полноты и правильности полученных сведений, выявления и устранения ошибок, дубликатов записей и т. д. Для правильной разработки материала применяется шифровка первичных учетных документов, то есть обозначение каждого признака и его группы знаком — буквенным или цифровым. Шифровка — это технический прием, облегчающий и ускоряющий разработку материала, повышающий ее качество. Шифры — условные обозначения — вырабатываются произвольно. При шифровке диагнозов рекомендуется пользоваться международной номенклатурой и классификацией болезней, при шифровке профессий — словарем профессий. Преимуществом шифровки является то, что при необходимости после окончания основной разработки можно вернуться к материалу для разработки с целью выяснения новых связей и зависимостей. Зашифрованный учетный материал позволяет сделать это легче и быстрее, чем незашифрованный. После проверки проводится группировка признаков. Группировкой называется объединение единиц наблюдения в однородные группы по каждому признаку. Она может проводиться по качественным и количественным признакам. Выбор группировочного признака зависит от характера изучаемой совокупности и задач исследования. Типологическая группировка производится по описательным (типологическим, атрибутивным, качественным) признакам, например, по полу, профессии, группам болезни, тяжести течения болезни, послеоперационным осложнениям и т. д. Вариационная группировка проводится по количественным (вариационным) признакам на основании числовых размеров признака, например, по возрасту, длительности заболевания, продолжительности лечения и т. д. Количественная (вариационная) группировка требует решения вопроса о величине группировочного интервала: интервал может быть равным, а в ряде случаев — неравным, даже включать так называемые открытые группы. Например, при группировке по возрасту могут быть определены открытые группы: до 1 года, 60 лет и старше. При определении числа групп исходят из цели и задач исследования. Необходимо, чтобы группировки могли вскрыть закономерности изучаемого явления. Большое число групп может привести к чрезмерному дроблению материала, ненужной детализации. Vlanoe число групп приводит к затушевыванию характерных черт, затрудняет анализ. Рекомендуется следующее число групп в зависимости от числа наблюдений (табл.1). Таблица 1 Рекомендуемое число групп в зависимости от числа наблюдений
Закончив группировку материала, приступают к сводке. Сводка — это обобщение единичных случаев, полученных в результате статистического исследования, в определенные группы, их подсчет и внесение данных в макеты таблиц. Сводку статистического материала проводят при помощи статистических таблиц. Таблица, не заполненная цифрами, называется макетом. В зависимости от того, сколько признаков и в какой взаимосвязанности они используются, различают три вида таблиц: Простые (однофакторные). Групповые. Комбинационные. В простых таблицах представлено числовое распределение материала по одному признаку (фактору) (табл. 2). Простая таблица содержит обычно простой перечень и итог по всей совокупности изучаемого явления. Она не содержит никаких фуппировок. Эта таблица может быть территориальной, хронологической или перечневой. В групповых таблицах представлено сочетание двух признаков. Групповая таблица может иметь и больше признаков, однако сочетаться они должны только попарно (табл. 3). Таблица 2 Распределение умерших в больнице Н. по возрасту за 2...г.
Таблица 3 Распределение умерших в больнице Н. по полу и возрасту за 2...Г.
В комбинационных таблицах дается распределение материала по трем и более взаимосвязанным признакам (табл. 4). В одну комбинационную таблицу не следует включать много признаков, так как это приводит к значительному дроблению материала и затрудняет анализ данных. Таблица 4 Распределение умерших в больнице Н. при разных заболеваниях по возрасту и полу за 2...г.
Каждая таблица должна иметь заголовок, отражающий ее содержание. Правильно оформленным является заголовок таблицы, если в нем содержатся ответы на следующие вопросы: что, где. когда изучается? (Например, летальность в стационарах города N. в 2002 году). Внутри таблицы все графы также должны иметь четкие краткие названия. При заполнении таблицы все клетки ее должны содержать соответствующие числовые данные. В оставшихся незаполненными клетках таблицы ставится прочерк (—), а при отсутствии сведений проставляется (н.с.) или многоточие (...). После заполнения таблицы в нижнем горизонтальном ряду и в последнем справа вертикальном столбце подводятся итоги вертикальных граф и горизонтальных строк. Существует ручная обработка данных и обработка с использованием ЭВМ. В исследованиях, имеющих небольшой объем наблюдений, сводка проводится вручную. Все учетные документы раскладываются на группы в соответствии с шифром признака. Далее проводится подсчет и запись данных в соответствующую клетку таблицы. В настоящее время при сортировке и сводке материала широко используются ЭВМ, которые позволяют не только отсортировать материал по изучаемым признакам, разнести по необходимым таблицам, рассчитать статистические величины, но и применить сложные методы статистического многомерного анализа, обеспечить создание банков данных. Следует отметить, что никакая математико-статистическая обработка с использованием ЭВМ не может исправить дефектов первичного медицинского учета, неправильной группировки данных и несовершенной сводки их в статистические таблицы. Чтобы грамотно провести анализ, необходимо знать сущность изучаемого явления или процесса. Прежде чем приступить к составлению таблиц, надо сопоставить признаки, выявить их взаимосвязи и взаимозависимости между собой, что требует логического осмысления явления. Четвертый этап — статистический анализ. На этом этапе вычисляются статистические величины (относительные величины, средние величины, индек- сы), осуществляется их оценка, проводится сопоставление полученных данных во времени и пространстве, изучается динамика, тенденции, устанавливаются связи между явлениями, даются прогнозы и т. д. Анхчиз предполагает интерпретацию полученных данных, оценку достоверности результатов исследования. В заключение делаются выводы и вносятся предложения. Пятый этап — литературная обработка — заключительный. Он предполагает окончательное оформление результатов статистического исследования. Результаты могут быть оформлены в виде статьи, отчета, доклада, диссертации и др. Для каждого вида оформления существуют определенные требования, которые должны соблюдаться при литературной обработке результатов статистического исследования. Результаты медико-статистического исследования внедряются в практику здравоохранения. Возможны различные варианты использования результатов исследования: ознакомление с результатами широкой аудитории медицинских и научных работников; подготовка инструктивно-методических документов: оформление рационализаторского предложения и другие. СТАТИСТИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ Для сравнительного анализа данных медико-социального исследования используются статистические величины: абсолютные, относительные, средние. Абсолютные величины Абсолютные величины, полученные в сводных таблицах в ходе статистического исследования, отражают абсолютный размер явления (число лечебно-профилактических организаций, число коек в больнице, численность населения, число умерших, родившихся, заболевших и т. д.). Хотя абсолютные цифры и имеют свое познавательное значение, применение их ограничено. Ряд статистических исследований завершается получением абсолютных величин. Иногда они могут быть использованы для анализа изучаемого явления, например, при изучении редких явлений, если надо знать точный абсолютный размер явления, при необходимости обратить внимание на отдельные случаи этого явления. При малом числе наблюдений, когда не требуется определения закономерности, также могут использоваться абсолютные числа. В значительной части случаев абсолютные величины не могут быть использованы для сравнения с данными других исследований. Для этого служат относительные и средние величины. Относительные величины Относительные величины (показатели, коэффициенты) получаются в результате отношения одной абсолютной величины к другой. Наиболее часто используются следующие показатели: интенсивные, экстенсивные, соотношения, наглядности. Интенсивные — это показатели частоты, интенсивности явления в среде, продуцирующей данное явление. Они показывают, как часто данное явление встречается в среде. В здравоохранении изучаются заболеваемость, смертность, инвалидность, рождаемость и другие показатели здоровья населения. Средой, в которой происходят процессы, является население в целом или его отдельные группы (возрастные, половые, социальные, профессиональные и др.). В медико-статистических исследованиях при изучении общественного здоровья явление представляет собой как бы продукт среды. Например, население (среда) и заболевшие (явление); больные (среда) и умершие (явление) и т. д. Величина основания выбирается в соответствии с величиной показателя — 100. 1000, 10000, 100000. — и в зависимости от этого показатель выражается в процентах, промилле, продецимилле, просантимилле. В статистике при вычислении: - санитарно-демографических показателей (смертность, рождаемость, младенческая смертность, естественный прирост населения и др.) за основание обычно принимают 1000; - общей и первичной заболеваемости — 100000 населения; - первичной инвалидности — 10000 населения; - показателей заболеваемости с временной нетрудоспособностью — 100 работающих; - показателей летальности — 100 заболевших (или выбывших из стационара). Пример 1: в Иране в 2000 г. проживало 70330 тыс. жителей, в течение года умерло 356000 человек. Интенсивные показатели могут быть общими и специальными. Общие интенсивные показатели характеризуют явление в целом, например, общие показатели рождаемости, смертности, заболеваемости, вычисленные ко всему населению административной территории, общий показатель летальности по больнице в целом и т. д. Специальные (погрупповые) интенсивные показатели применяются для характеристики частоты явления в различных группах (заболеваемость по полу, возрасту, смертность среди детей в возрасте до 1 года, летальность по отдельным нозологическим формам в разных возрастных группах и т. д.). Пример 2: в Республике Беларусь в 2001 г. было зарегистрировано 113400 травм и отравлений у детей. Численность детского населения — 1830000.
Интенсивные показатели применяются: - для определения уровня, частоты, распространенности явления; - для сравнения частоты явления в различных совокупностях; - для изучения изменений частоты явления в динамике. Экстенсивные — это показатели удельного веса, структуры, характеризуют распределение явления на составные части, его внутреннюю структуру. Эти показатели показывают, какую долю от общего числа явления составляет та или иная часть явления, входящая в общее число. Экстенсивные показатели вычисляются делением части явления на целое и выражаются в процентах или долях единицы. Пример 3: в Ливане в 2000 г. из всей численности населения 3496000 человек в городах проживало 3146400 жителей. Экстенсивные показатели используются для определения структуры явления и сравнительной оценки соотношения составляющих его частей. Экстенсивные показатели взаимосвязаны между собой, так как их сумма всегда равна 100%. Так, при изучении структуры заболеваемости удельный вес отдельной нозологической формы заболевания может возрасти: - при истинном росте числа заболеваний; - при одном и том же его числе, если число других заболеваний снизилось; - при снижении числа данного заболевания, если уменьшение числа других заболеваний происходит более быстрыми темпами. При анализе экстенсивный показатель следует применять с осторожностью и помнить, что им пользуются только для характеристики состава (структуры) явления в данный момент времени и в данном месте. Примеры экстенсивного показателя: лейкоцитарная формула; структура населения по полу, возрасту, социальному положению; структура заболеваний по нозологическим формам; структура причин смерти и пр. Показатели соотношения представляют собой соотношение двух самостоятельных, независимых друг от друга, качественно разнородных величин, сопоставляемых только логически. К показателям соотношения относятся: показатели обеспеченности населения врачами, средними медицинскими работниками, больничными койками, а также показатели, отражающие число лабораторных исследований на одного врача число переливаний крови на одного оперированного больного и др. Техника вычисления показателя соотношения та же, что и интенсивного, однако при расчете интенсивного показателя число, стоящее в числителе, входит в состав знаменателя, тогда как в показателе соотношения числитель и знаменатель различны по характеру (т. е. являются разнородными величинами). Пример 4: в Польше с численностью населения 38605 тыс. жителей в медицинских организациях в 2000 г. работали 88000 врачей. Показатели наглядности применяются с целью более наглядного и доступного сравнения статистических величин. Показатели наглядности представляют удобный способ преобразования абсолютных, относительных или средних величин в легкую для сравнения форму. Они применяются также в тех случаях, когда необхЪдимо показать направление процесса, тенденции, не показывая уровня или истинных размеров явления. При вычислении этих показателей одна из сравниваемых величин приравнивается к 100 (или 1), а остальные величины пересчитываются соответственно этому числу. Пример 5: численность населения Иордании составила в 1998 г. — 6304 тыс. человек, в 1999 г. — 6482 тыс. человек, в 2000 г. — 4913 тыс. человек (табл. 5). За 100 принимаем численность населения Иордании за 1998 г. (как наиболее отдаленный в историческом аспекте). Таблица 5 Динамика численности населения Иордании за 1998-2000 гг.
Показатели наглядности используются чаще всего для сравнения данных в динамике, чтобы представить закономерности изучаемого явления в более наглядной форме. При пользовании относительными величинами могут быть допущены некоторые ошибки. Приведем наиболее частые из них. - иногда судят об изменении частоты явления на основе экстенсивных показателей, которые характеризуют структуру явления, а не его интенсивность; - нельзя складывать и вычитать статистические показатели, которые рассчитаны из совокупностей, имеющих разную численность, ибо это приводит к грубым искажениям показателя; - при расчете специальных показателей следует правильно выбирать знаменатель; например, показатель послеоперационной летальности необходимо рассчитывать по отношению к оперированным, а не всем больным; - при анализе показателей следует учитывать фактор времени, нельзя сравнивать между собой показатели, вычисленные за различные периоды времени: например, показатель заболеваемости за год и за полугодие, что может привести к ошибочным суждениям; - нельзя сравнивать между собой общие интенсивные показатели, вычисленные из неоднородных по составу совокупностей, поскольку неоднородность состава среды может влиять на величину интенсивного показателя. Средние величины Единицы наблюдения статистической совокупности могут характеризоваться количественными признаками. Каждый изучаемый количественный признак принимает разные значения у различных единиц статистической совокупности, он меняется в своем значении от одной единицы совокупности к другой. Это различие между единицами совокупности называется вариациями. Числовое значение признака для той или иной единицы совокупности называют вариантой и обозначают буквой V или X. Для анализа количественных признаков рассчитывают средние величины. Средние величины дают обобщающую характеристику статистической совокупности по определенному изменяющемуся количественному признаку. Средняя величина характеризует весь ряд наблюдений одним числом, выражающим общую меру изучаемого признака. Она нивелирует случайные отклонения отдельных наблюдений и дает типичную характеристику количественного признака. Важнейшим условием при вычислении средних величин является качественная однородность совокупности, для которой они рассчитываются. Только в этом случае она будет объективно отображать характерные особенности изучаемого явления. Второе требование заключается в том, что средняя величина только тогда выражает типичные размеры признака, когда она основывается на массовом обобщении изучаемого признака, т. е. рассчитывается на достаточном числе наблюдений. Средние величины получают из рядов распределения (вариационных рядов). Вариационный ряд — ряд однородных статистических величин, характеризующих один и тот же количественный учетный признак, отличающихся друг от друга по своей величине и расположенных в определенном порядке (возрастания или убывания). Элементами вариационного ряда являются: • Варианта — V(X) — числовое значение изучаемого меняющегося ко ■ Частота — р (pars), или f (frequency) — повторяемость вариант в вариационном ряду, показывающая, как часто встречается та или иная варианта в составе данного ряда. • Общее число наблюдений — п (numerus) — сумма всех частот (где п Виды вариационных рядов: 1. В зависимости от значения варианты (V): прерывные (дискретные) Вариационные ряды могут быть прерывные (дискретные), состоящие из целых чисел, и непрерывные, когда значения вариант выражены дробным числом. В прерывных рядах смежные варианты отличаются друг от друга на целое число, например: число ударов пульса, число дыханий в минуту, число детей в семье, число дней лечения и т. д. В непрерывных рядах варианты могут отличаться на любые дробные значения единицы, например, при изучении веса взрослых можно ограничиться килограммами, а при изучении веса новорожденных — граммами. 2. В зависимости от частоты встречаемости признака (р): простой, Простой ряд — каждая варианта встречается один раз, т. е. частоты равны единице (р=1). Обычный ряд — варианты встречаются более одного раза (р>1). Сгруппированный ряд — варианты объединены в группы по их величине в пределах определенного интервала с указанием частоты повторяемости всех вариант, входящих в группу. Сгруппированный вариационный ряд используют при большом числе наблюдений и большом размахе крайних значений вариант. 3. В зависимости от числа наблюдений (п): а) четные и нечетные; б) большой (при числе наблюдений больше 30, п >30), малый (если число При изучении достаточно большого числа наблюдений в распределении вариант в вариационных рядах имеются определенные закономерности. 1. Большинство вариант часто располагаются в средней части вариационного ряда. 2. Распределение вариант в обе стороны от этого максимума более или менее симметрично. 3. Частоты вариант постепенно убывают к краям вариационного ряда. Виды средних величин В медицинской практике наиболее часто используются следующие средние величины: мода, медиана, средняя арифметическая. Реже применяются другие средние величины: средняя геометрическая (при обработке результатов титрования антител, токсинов, вакцин); средняя квадратическая (при определении среднего диаметра среза клеток, результатов накожных иммунологических проб); средняя кубическая (для определения среднего объема опухолей), средняя прогрессивная и др. Мода (Мо) — величина признака, чаще других встречающаяся в совокупности. За моду принимают варианту, которой соответствует наибольшее количество частот вариационного ряда. Медиана (Me) — величина признака, занимающая срединное положение в вариационном ряду. Она делит вариационный ряд на две равные части. Для определения медианы следует найти ее порядковый номер в вариационном ряду по формуле, а затем установить ее числовое значение: Зная порядковый номер медианы в вариационном ряду, определяют ее числовое значение. На величину моды и медианы не оказывают влияния числовые значения крайних вариант, имеющихся в вариационном ряду. Мода и медиана применяются в медицинской статистике относительно редко. Более точно характеризует вариационный ряд средняя арифметическая величина, котора
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.176.176 (0.014 с.) |