Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психология больных с дефектами органов чувств и аномалиями развития.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Психология слепых. Психологические особенности слепых зависят от возраста. Раннее развитие обычно протекает без отклонений, но очень рано сказывается стремление родителей оградить детей от трудностей. Создавая излишне щадящую обстановку, они сковывают инициативу, недостаточно стимулируют развитие навыков самообслуживания. В 3 – 5 лет иногда появляются отдельные невротические симптомы в виде ночных страхов, энуреза, нарушений аппетита. В возрасте 6 – 7 лет может появиться сознание своего физического недостатка. Взрослые, проявляя гиперопеку, только подчеркивают беспомощность ребенка и тем самым часто ухудшают его состояние. В этом периоде могут углубляться невротические реакции, возникать более отчетливые страхи. В последующие годы у некоторых слепых детей появляются робость, нерешительность, плаксивость, склонность к фантазированию, уход от детского коллектива, у других повышенная раздражительность, капризность, упрямство, обидчивость, возбудимость. Начало обучения в школе для таких детей связано с большими трудностями. Адаптация к условиям интерната для слепых затруднена, разлука с близкими, с привычной обстановкой, трудности новой обстановки – часто способствует возникновению невротических симптомов, в клинической картине которых преобладают расстройства сна, аппетита, повышенная утомляемость, сонливость днем на уроках. Могут возникнуть настороженность, повышенная обидчивость и ранимость. Дети становятся плаксивыми, угрюмыми, медлительными и крайне беспомощными. На эту беспомощность у них возникает еще большая реакция, чаще всего реакция протеста. В подростковом возрасте может появиться педантичность, стремление строго выполнять режим дня, иногда может возникнуть ипохондрическая фиксация или подозрительность и настороженность. В этом возрасте у детей наблюдается выраженная реакция на свой недостаток, могут появляться неуверенность в своих возможностях, опасение за свою судьбу. Особенно плохо чувствуют они себя в обществе зрячих. Могут формироваться черты эгоизма, эгоцентризма. Они придерживаются формальных правил распорядка, держатся высокомерно, не терпят замечаний, переоценивают собственные возможности. Могут развиваться аутистические тенденции. Могут возникать сенситивные идеи отношения. При изучении личности слепых доказано, что характерными психологическими особенностями являются сверхценные идеи ущербности, обусловленные утратой зрения. Если слепота не связана с поражением мозга, интеллектуальная недостаточность не наблюдается. Для них характерен высокий уровень понимания нравственности, принципиальности, справедливости. У слепых часто наблюдается нарушение сна, из-за чего они прибегают к снотворным. Психология глухих и тугоухих. При снижении слуха, особенно в зрелом возрасте, появляются затруднения в установлении контактов с окружающими, возникают повышенная раздражительность, обидчивость. Из-за трудностей в общении могут появиться сенситивные идеи отношения), ружающие засмеялись, а человек думает, что над ним). У тревожных, самолюбивых и мнительных лиц могут возникать сначала подозрения, а затем уверенность в недоброжелательном отношении. У тревожных, самолюбивых и мнительных лиц могут возникать сначала подозрения, а затем уверенность в недоброжелательном отношении. В развитии и оформлении психических расстройств определенную роль играют психогенные факторы (длительные служебные и семейные конфликтные ситуации и др.), а также характерологические особенности лиц. Пребывание таких больных в соматическом стационаре вызывает большие затруднения, особенно, если персонал не обратил внимание на этот дефект. Больные болезненно интерпретируют действия окружающих, принимая в свой адрес «самые тяжелые подозрения». Это часто приводит к подавленному настроению, тревоге, нарушениям сна и аппетита. Надо учитывать, что тугоухие, часто стесняются и скрывают свой недостаток. Реакция больных на повреждение лица. Любой участок собственного тела для каждого человека представляет особую ценность и глубоко связан с личностью. Имеются наблюдения, что конечность остается для человека очень дорогой, даже если ее функция полностью утрачена. Такие больные, если нет угрозы для жизни, редко соглашаются на ампутацию полностью бездействующей ноги или руки, чтобы заменить ее протезом. Значительно тяжелее люди переживают повреждение лица. В обществе лицо человека играет большую роль не только в создании впечатления других людей, но и в создании своего представления о себе. Выразительные движения лица составляют единое целое с эмоциональным состоянием человека. Поэтому деформации лица, лишение в связи с этим выразительных движений вызывают тяжелые изменения в сознании. Эстетический критерий в отношении своего тела присущ всякому нормальному человеку, но особую значимость он приобретает, когда касается лица. Эти люди становятся гиперсенситивными, подозрительными и чрезмерно обидчивыми. Они боятся выходить на улицу, т.к. могут привлечь внимание окружающих, или встречаться с людьми, знавшими их ранее. Они предпочитают длительное время оставаться в лечебном учреждении, стремятся уезжать и начинать жизнь в местах, где их ранее не знали. У ригидных личностей с наклонностью к длительной фиксации отрицательных эмоций возможны хронические расстройства настроения и стойкие изменения характера по типу патологического развития. У них можно наблюдать нарастание возбудимости, истеричности, астенических проявлений и нередко паранойяльную настроенность. Правильный психотерапевтический подход может значительно облегчить страдания больных, помочь создать новую жизненную доминанту. Это в большой мере относится к лицам, получившим, тяжелые ожоги лица. Психологические реакции на повреждение лица или на врожденные уродства возникают в определенном возрасте. Ребенок уже в 3 года начинает пользоваться местоимением «я», вместо «он», выделяя себя из окружающей среды. Однако в этом периоде он еще не дает реакции на собственный недостаток, т.к. не способен оценивать свою внешность. Представления о собственном теле возникают к 7 годам, но и к этому возрасту не свойственны вполне адекватные эмоциональные реакции на повреждения и уродства лица. Примерно с 12 лет, в период биологического оживления подростковой сексуальности рождаются новые человеческие взаимоотношения. По мере расширения контактов у подростов усложняются и их связи. Подростки становятся крайне чувствительны к разговорам по поводу внешности. Если им делаются замечания по поводу внешности, особенно по поводу лица, у них возникают стойкие навязчиво фиксированные переживания о своей неполноценности. Настроение становится пониженным, подростки ограничивают свои контакты, ищут способы устранения дефектов лица. В этих случаях речь идет о доминирующих или сверх ценных идеях. Подростки крайне озабочены, охвачены своей ущербностью, преувеличивая значение имеющихся у них дефектов, воспринимают перспективу весьма трагически. Смягчению или исчезновению сверх ценных идей такого генеза могут способствовать психотерапевтические беседы, своевременное проведение косметических операций. В пластической хирургии лица существуют свои психологические проблемы. В предоперационном периоде больного необходимо готовить не только к операции, но и к «первому взгляду в зеркало». Это способствует устранению неадекватных эмоциональных реакций (разочарование, потрясение от увиденного и т.д.) после сравнения своего лица с прежним, когда оно было не повреждено или оказалось не соответствующим его представлениям, надеждам, мечтам, идеалам. Есть и другие больные, которые до операции бояться видеть свое отражение в зеркале, а после чрезвычайно часто смотрятся в зеркало, пытаясь отыскать в нем хоть какую-то опору для своих надежд на улучшение. Они не только верят врачу, но терпеливо, настойчиво и длительно подвергаются лечению, постоянно готовы безропотно переносить множественные операции, даже если они болезненны и мучительны. Несмотря на это, у них всегда сохраняется склонность к бурным эмоциональным переживаниям, как в период подготовки, так и в процессе пластических операций. В это время состояние больных характеризуется, с одной стороны, напряженно-мечтательным ожиданием положительных результатов от операции, с другой – постоянной тревогой за действия и надежность профессиональной подготовки хирурга, от которого зависят тончайшие манипуляции на каждом этапе сложных операций. Поэтому перед операцией больные угнетены, подавлены, испытывают огромное напряжение, тревогу, беспокойство, нарушения сна. Психология больного с кожными заболеваниями. Кожа, по мнению Р.Конечного и М.Боухала, представляет орган, который человек выставляет окружающим. Кожа имеет различное психологическое значение: служит границей между человеком и окружающей средой; органом выражения волнения, опасения, страха, стыда; органом чувств, с помощью которого ощущается тепло, холод, боль, зуд, прикосновение, сексуальные импульсы и т.д. Психологическая реакция больных с заболеваниями кожи обусловлена распространенностью заболевания, характером поражения (открытые участки, лицо, руки), влиянием на профессиональную деятельность (артисты, преподаватели, врачи). Такие заболевания, как псориаз, экзема, нейродермит, справедливо относят к психосоматическим заболеваниям. При длительных отрицательных эмоциях происходит усиление какого-то вегетативного пути, в результате которого возникает гипертензионное состояние сосудов, (сосуды сжимаются, может повышаться давление) спастическое состояние кишечника или дерматозы. Установлена связь хронических кожных заболеваний с тяжелыми длительными психическими травмами. При возникновении заболевания обнаруживается характерный для психосоматических расстройств замкнутый круг. Болезнь способствует появлению эмоциональных реакций на окружающее, на ситуации, на болезнь, а они усиливают высыпания на коже. У больных с поражением открытых частей тела, наблюдается гипернозогнозическая на болезнь. Они испытывают чувство робости, стыдливости, скованности, сверхценные идеи отношения при пребывании в общественных местах. При хроническом течении этих заболеваний закрепляются и усиливаются определенные черты характера: склонность давать истерические реакции, реакции тревоги и депрессии, появляются замкнутость, робость, сенситивность, неуверенность в себе. Такие больные согласны на любые процедуры, лечебные мероприятия, чтобы избавиться от болезни. Длительное ожидание намеченной процедуры, откладывание ее, как правило, вызывает ухудшение состояния, т.к. эмоциональное напряжение, ожидание, необходимость сдерживать возникающие эмоции усиливают кожное заболевание. У некоторых больных легко возникают раздражительность, взрывчатость, реакции протеста, оппозиция и другие расстройства. В их возникновении определенную роль играет зуд, особенно беспокоящий больных по ночам и нарушающий сон. Наиболее выраженные реакции на кожные заболевания наблюдаются у подростков, они дают депрессивные состояния, которые часто не соответствуют характеру поражения кожи, но воспринимаются ими как катастрофа, «как крушение всех планов и надежд». Особенности психического развития при детских церебральных параличах. Опыт показывает, что лечебно-восстановительная и коррекционно-компенсаторная работа с детьми наиболее эффективна в ранние периоды развития ребенка. Даже легкие внутриутробные поражения и родовые травмы, которые с трудом диагностируются, могут затруднять и искажать двигательное развитие ребенка. Большое значение имеет внешняя среда и в первую очередь неправильное воспитание, которое способствует появлению эгоцентризма, себялюбия, повышенной требовательности. При чрезмерной нагрузке и требовательности к больному могут возникнуть неуверенность, нерешительность, чувство собственной неполноценности, а при изнеженности и гиперопеке – беспомощность, нерешительность, неуверенность в себе. В ряде случаев у подростков и юношей наблюдаются аффективные расстройства в виде стертой депрессии, которая по своему характеру ближе стоит к невротической депрессии. Она формируется медленно и не сопровождается двигательной заторможенностью, часто не связана с основным заболеванием и психогенной реакцией на него. У юношей без четких невротических симптомов постепенно нарастают подавленность, нарушение сна, иногда раздражительность и слезливость. Выявлению этой симптоматики могут способствовать психическая травма, пробуждающие сексуальные интересы: неудачи в учебе, невозможность из-за дефекта избрать интересующую профессию. Если само заболевание не вызывает остановки развития, то большая роль принадлежит правильному поведению родителей и коллективу больниц в создании условий для дальнейшего укрепления психического здоровья. Олигофрения - врожденное или рано приобретенное слабоумие, которое проявляется несовершенством сложных форм познавательной деятельности психических систем и ведет к большим затруднениям в социально-трудовой адаптации. Наиболее характерно для олигофрении своеобразное атипическое психическое развитие. Особенности психической деятельности сохраняются всю жизнь, но могут претерпевать изменения при целенаправленных занятиях и в специальных учреждениях. Под влиянием правильно составленных программ в психической деятельности могут наступать значительные сдвиги, которые позволяют больным приспосабливаться к условиям социальной среды, обслуживать себя и выполнять определенные трудовые процессы. Олигофрения – группа заболеваний различной этиологии. Принято выделять три степени олигофрении: идиотия, имбецильность и дебильность. Идиотия – от латинского слова idiot, т.е. невежда, неуч, не способный к обучению. Имбецильность – от латинского слова imbecullitas, которое обозначает беспомощность, недостаток энергии. Дебильность – от латинского слова debilitas, т.е. хилость, немощность. За основу деления различные авторы брали отдельные качества психической деятельности, например развитие внимания, желаний, отношение к школе, степень социальной пригодности и т.д. Идиотам недоступна жизнедеятельность без посторонней помощи и целенаправленная деятельность. У них отсутствуют речевые и эмоциональные контакты. Имбецилы понимают речь окружающих, сами могут произносить короткие фразы. Для них характерно примитивное и конкретное мышление. Их можно вовлекать в трудовые процессы, используя подражательный рефлекс. В период обучения они могут совершать простейшие счетные операции, приобретать определенный запас знаний для самообслуживания и выполнения трудовых процессов. Все это требует длительного времени обучения. У имбецилов, как правило, наблюдается недостаточное развитие моторики и речи, в связи, с чем большую роль приобретают занятия ритмикой, музыкой, гимнастикой, хоровым пением и танцами. Дебильность – наиболее легкая степень олигофрении. Дебилы достаточно хорошо ориентируются в житейских ситуациях, кончают вспомогательную, а при легких степенях – и общеобразовательную школу. У них значительный словарный запас, но речь отличается незрелостью, однообразием. Абстрактные понятия им недоступны. Они тугоподвижны и малосообразительны, способны на эмоциональные реакции. Моторика более развита, чем у имбецилов, хотя они с трудом выполняют мелкие и точные операции. Особенности моторики сказываются на походке и рисунках больных. Процессы обучения носят еще более дифференцированный характер, чем при имбецильности, но построены также на многочисленных повторениях, наглядности и образности. Большое значение имеют занятия ритмикой и гимнастикой, а также музыкальные упражнения. Одним из основных признаков олигофрении является отсутствие усложнения симптоматики. В процессе обучения и воспитания у больных накапливается запас знаний и навыков, но происходит определенное развитие процессов отвлечения и обобщения, улучшение моторных функций. Иногда при олигофрении наблюдается как бы обратная динамика: ухудшается речь, обостряются проявления болезни, утрачиваются приобретенные навыки. Причиной могут быть различные дополнительные вредные факторы: соматические и инфекционные заболевания, чрезмерные умственные и физические нагрузки. Важно дифференцировать олигофрению от состояния педагогической запущенности и астенических состояний после перенесенной инфекции, черепно-мозговой травмы или соматического заболевания. Психология пожилых и старых людей. Во всем мире наблюдается увеличение продолжительности жизни людей, и в связи с этим проблема старости приобретает большое значение во всех медицинских специальностях. При нормальной физиологической старости наблюдается изменение деятельности органов чувств, меняется подвижность эмоциональных реакций и моторики. Такие люди становятся менее активными, суживается круг их интересов. Такие люди становятся менее активными, суживается круг их интересов, появляются односторонние привязанности или эмоциональная холодность к окружающим. У некоторых при старении обостряются характерологические черты. Так, экономные люди могут сделаться скрягами, тревожные и неуверенные в себе – подозрительными и ипохондричными. В старости изменено самочувствие и самоощущение, появляется недовольство собой, неуверенность в себе, ощущение своей неполноценности. Настроение часто пониженное, иногда возникают тревоги по различным малозначащим поводам. Некоторые становятся угрюмыми, раздражительными, пессимистически настроенными. Часто появляется брюзжание, ворчливость. Появляется повышенный интерес к прошлому, переоценка его. Неуверенность в себе и своих возможностях, тревога за будущее делает стариков скупыми, сверхосторожными, консервативными. Указанные изменения личности могут наблюдаться у различных лиц в разной степени, но возможны случаи, когда изменений, связанных с возрастом, выявить не удается. У многих больных позднего возраста развитию психических нарушений предшествуют такие расстройства, как бессонница, повышенная утомляемость, тревожность, раздражительность, нерешительность, мнительность и подозрительность. Временами возникают угрюмость, слабодушие, эмоциональная лабильность. Эти особенности психики часто выступают при посещении пожилыми людьми поликлиник, во время пребывания в стационарах, затрудняют контакты с окружающими и медицинским персоналом. Биологический возраст связан с психологическим. Изменение своего психологического возраста требует учета личных и социальных факторов. Работа с семьей – один из важнейших аспектов сестринского ухода за пожилым человеком.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 289; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.255.168 (0.01 с.) |