· понимать и переводить стандартные выражения, встречающиеся в научной, политической и художественной литературе.
· знать латинские пословицы, афоризмы, профессиональные выражения.
Профессиональные медицинские выражения на латинском языке.
Общекультурное значение латинских пословиц, афоризмов, изречений.
Наиболее распространенные латинские пословицы, изречения, афоризмы.
А.Н. Балабанова – заслуженный учитель РФ, заместитель директора по учебной работе ГОУ СПО «Тамбовский областной базовый медицинский колледж»
Е.В. Лапочкин – кандидат педагогических наук, директор ГОУ СПО «Тамбовский областной базовый медицинский колледж»
Т.А. Солодилова – заслуженный учитель РФ, преподаватель латинского языка ГОУ СПО «Тамбовский областной базовый медицинский колледж»
О.Н. Пономарева – преподаватель латинского языка ГОУ СПО «Самарский медико-социальный колледж»
Раздел, тема
| Виды самостоятельной работы
|
Раздел 1.
| Фонетика.
|
Тема 1.1.
Фонетика. Латинский алфавит. Правила чтения. Произношение гласных, согласных и буквосочетаний.
| 1. Самоподготовка к тестированию, другим видам контроля усвоения темы.
2. Выполнение индивидуальных творческих заданий.
3. Подготовка докладов/реферативных сообщений по темам:
- «Латынь Эпохи Возрождения»;
- «История развития латинского языка»;
- «Non est medicina sine lingua latina» – «Нет медицины без латинского языка»;
- «Латинская терминология как зеркало истории медицинской науки».
4. Знакомство с латинскими афоризмами, пословицами, крылатыми выражениями.
|
Тема 1.2.
Фонетика. Правила постановки ударения. Долгота и краткость слога.
| 1. Самоподготовка к тестированию, другим видам контроля усвоения темы.
2. Выполнение индивидуальных творческих заданий.
3. Подготовка докладов/реферативных сообщений по темам:
- «Латинский язык в лексике современного медицинского образования»;
- «Латынь и современность».
4. Подготовка эссе:
- «Клятва Гиппократа в континууме профессиональной деятельности специалиста-медика».
5. Поиск необходимой информации в сети Интернет по заданной теме.
6. Знакомство с латинскими афоризмами, пословицами, крылатыми выражениями (продолжение).
|
Раздел 2.
| Анатомическая терминология.
|
Тема 2.1.
Имя существительное. Грамматические категории имен существительных. Словарная форма. Определение склонения. Существительные 1-го склонения. Несогласованное определение.
| 1. Самоподготовка к тестированию, другим видам контроля усвоения темы.
2. Выполнение индивидуальных творческих заданий.
3. Составление тематических кроссвордов.
4. Подготовка докладов/реферативных сообщений по темам:
- «Международные морфологические номенклатуры»;
- «Развитие анатомической терминологии».
5. Проектная деятельность:
- подготовка трехъязычного словаря (русско-латинско-английского) медицинских терминов;
6. Подготовка эссе «гимн «Gaudeamus» в студенческом мире».
7. Знакомство с латинскими афоризмами, пословицами, крылатыми выражениями (продолжение).
|
Тема 2.2.
Существительные 2-го склонения. Латинизированные греческие существительные на – on. Название лекарственных препаратов.
| 1. Самоподготовка к тестированию, другим видам контроля усвоения темы.
2. Выполнение индивидуальных творческих заданий.
3. Подготовка докладов/реферативных сообщений по теме «Анатомическая номенклатура».
4. Проектная деятельность (продолжение):
- подготовка трехъязычного словаря (русско-латинско-английского) медицинских терминов.
5. Составление тематических кроссвордов.
6. Подготовка эссе «Популярные латинские выражения в моем лексиконе».
7. Знакомство с латинскими афоризмами, пословицами, крылатыми выражениями (продолжение).
|
Тема 2.3.
Имя прилагательное. Грамматические категории прилагательных: род, число, падеж. Две группы прилагательных. Словарная форма. Прилагательные первой группы. Согласованное определение. Структуры анатомических терминов с согласованным определением.
| 1. Самоподготовка к тестированию, другим видам контроля усвоения темы.
2. Выполнение индивидуальных творческих заданий.
3. Подготовка докладов/реферативных сообщений по теме «Синонимы в анатомической терминологии».
4. Проектная деятельность (продолжение):
- подготовка трехъязычного словаря (русско-латинско-английского) медицинских терминов.
5. Составление тематических кроссвордов.
6. Подготовка таблицы «Алгоритм согласования прилагательных с существительными».
7. Знакомство с латинскими афоризмами, пословицами, крылатыми выражениями (продолжение).
|
Тема 2.4.
3-е склонение имен существительных. Окончания существительных мужского, женского и среднего рода 3-го склонения. Словарная форма. Исключения из правила о роде. Систематизация признаков рода существительных 3-го склонения.
| 1. Самоподготовка к тестированию, другим видам контроля усвоения темы.
2. Выполнение индивидуальных творческих заданий.
3. Подготовка докладов/реферативных сообщений по теме «Латинское наследие в грамматике русского языка».
4. Проектная деятельность (продолжение):
- подготовка трехъязычного словаря (русско-латинско-английского) медицинских терминов.
5. Составление тематических кроссвордов.
6. Подготовка таблицы:
- «Падежные окончания»;
- «Сопоставление латинской терминологии с русской».
7. Знакомство с латинскими афоризмами, пословицами, крылатыми выражениями (продолжение).
|
Тема 2.5.
Имя прилагательное. Прилагательные второй группы. Словарная форма. Согласование прилагательных с существительными. Согласованное определение. Сравнительная и превосходная степень прилагательных и их употребление в анатомической терминологии. Причастие.
| 1. Самоподготовка к тестированию, другим видам контроля усвоения темы.
2. Выполнение индивидуальных творческих заданий.
3. Подготовка докладов/ реферативных сообщений по теме «Латинское наследие в русской медицинской лексике».
4. Проектная деятельность (продолжение):
- подготовка трехъязычного словаря (русско-латинско-английского) медицинских терминов.
5. Составление тематических кроссвордов.
6. Подготовка таблиц «Алгоритм согласования прилагательных с существительными».
7. Знакомство с латинскими афоризмами, пословицами, крылатыми выражениями (продолжение).
|
Тема 2.6.
4-е и 5-е склонение существительных. Согласование прилагательных 1-ой и 2-ой группы с существительными 4-го и 5-го склонения. Структура анатомических терминов.
| 1. Самоподготовка к тестированию, другим видам контроля усвоения темы.
2. Выполнение индивидуальных творческих заданий.
3. Подготовка докладов/ реферативных сообщений по теме«Мифологические термины в медицине».
4. Проектная деятельность (продолжение):
- подготовка трехъязычного словаря (русско-латинско-английского) медицинских терминов.
5. Подготовка презентации: «Греко-римская мифология».
6. Составление тематических кроссвордов.
7. Подготовка таблиц «Падежные окончания».
8. Знакомство с латинскими афоризмами, пословицами, крылатыми выражениями (продолжение).
|
Раздел 3.
| Фармацевтическая терминология.
|
Тема 3.1.
Глагол. Грамматические категории: лицо, число, время, наклонение, залог. Словарная форма. Основа глагола. Четыре спряжения глаголов. Образование повелительного и сослагательного наклонений глагола, их употребление в стандартных рецептурных формулировках.
| 1. Самоподготовка к тестированию, другим видам контроля усвоения темы.
2. Выполнение индивидуальных творческих заданий.
3. Подготовка докладов/реферативных сообщений по теме «Развитие фармацевтической терминологии».
4. Проектная деятельность (продолжение):
- подготовка трехъязычного словаря (русско-латинско-английского) медицинских терминов.
5. Подготовка иллюстраций лекарственных растений, частей растений.
6. Составление тематических кроссвордов.
7. Знакомство с латинскими афоризмами, пословицами, крылатыми выражениями (продолжение).
|
Тема 3.2.
Краткие сведения о рецептуре. Структура рецепта. Оформление латинской части рецепта. Предлоги в рецептах. Рецептурные сокращения.
| 1. Самоподготовка к тестированию, другим видам контроля усвоения темы.
2. Выполнение индивидуальных творческих заданий.
3. Подготовка докладов по теме «Синонимы в фармацевтической терминологии»
4. Проектная деятельность (продолжение):
- подготовка трехъязычного словаря (русско-латинско-английского) медицинских терминов.
5. Подготовка иллюстраций лекарственных растений, частей растений.
6. Составление тематических кроссвордов.
7. Знакомство с латинскими афоризмами, пословицами, крылатыми выражениями (продолжение).
|
Тема 3.3.
Химическая номенклатура. Название химических элементов и их соединений (кислот, оксидов, солей).
| 1. Самоподготовка к тестированию, другим видам контроля усвоения темы.
2. Выполнение индивидуальных творческих заданий.
3. Подготовка докладов/рефератов по теме «Химическая номенклатура на латинском языке»
4. Проектная деятельность (продолжение):
- подготовка трехъязычного словаря (русско-латинско-английского) медицинских терминов.
5. Подготовка иллюстраций лекарственных растений, частей растений.
6. Составление тематических кроссвордов.
7. Знакомство с латинскими афоризмами, пословицами, крылатыми выражениями (продолжение).
|
Тема 3.4.
Название групп лекарственных средств по их фармакологическому действию. Частотные отрезки в названиях лекарственных веществ и препаратов. Греческие приставки – числительные.
| 1. Самоподготовка к тестированию, другим видам контроля усвоения темы.
2. Выполнение индивидуальных творческих заданий.
3. Подготовка докладов по теме «Частотные отрезки, характеризующие фармакологическое действие лекарственного средства».
4. Проектная деятельность (продолжение):
- подготовка трехъязычного словаря (русско-латинско-английского) медицинских терминов.
5. Подготовка презентации «Русские и латинские названия растений сквозь призму мифологии».
6. Составление тематических кроссвордов.
7. Знакомство с латинскими афоризмами, пословицами, крылатыми выражениями (продолжение).
|
Раздел 4.
| Клиническая терминология.
|
Тема 4.1. Терминологическое словообразование. Состав слова. Важнейшие латинские и греческие приставки. Понятие «терминоэлемент» (ТЭ). Греко-латинские дублеты.
| 1. Самоподготовка к тестированию, другим видам контроля усвоения темы.
2. Выполнение индивидуальных творческих заданий.
3. Подготовка докладов/реферативных сообщений по темам:
-«Развитие клинической терминологии»;
- «Медицинская терминология в континууме «от античных времен до современности».
4. Проектная деятельность (продолжение):
- подготовка трехъязычного словаря (русско-латинско-английского) медицинских терминов.
5. Составление тематических кроссвордов.
6. Поиск необходимой информации в сети Интернет.
7. Знакомство с латинскими афоризмами, пословицами, крылатыми выражениями (продолжение).
|
Тема 4.2. Терминологическое словообразование (продолжение). Клиническая терминология. ТЭ и греческие корни.
| 1. Самоподготовка к тестированию, другим видам контроля усвоения темы.
2. Выполнение индивидуальных творческих заданий.
3. Подготовка докладов/реферативных сообщений по темам:
-«Структура клинических терминов»;
- «Древние о мудрости здоровой жизни».
4. Проектная деятельность (продолжение):
- подготовка трехъязычного словаря (русско-латинско-английского) медицинских терминов.
5. Составление тематических кроссвордов.
6. Поиск необходимой информации в сети Интернет.
7. Знакомство с латинскими афоризмами, пословицами, крылатыми выражениями (продолжение).
|
Тема 4.3. Терминологическое словообразование (продолжение). Греко-латинские дублеты, обозначающие части тела, органы, ткани. Анализ клинических терминов по ТЭ, конструирование терминов в заданном значении.
| 1. Самоподготовка к тестированию, другим видам контроля усвоения темы.
2. Выполнение индивидуальных творческих заданий.
3. Подготовка докладов/реферативных сообщений по теме «Медицинская терминология в названиях клинических и фармацевтических дисциплин».
4. Проектная деятельность (продолжение):
- подготовка трехъязычного словаря (русско-латинско-английского) медицинских терминов.
5. Составление тематических кроссвордов.
6. Поиск необходимой информации в сети Интернет.
7. Знакомство с латинскими афоризмами, пословицами, крылатыми выражениями (продолжение).
|
Тема 4.4. Терминологическое словообразование (продолжение). Особенности структуры клинических терминов. Префиксация. Суффиксация. Суффиксы -oma-,
-itis-, -iasis-, -osis-,
-ismus- в клинической терминологии. Названия медико-биологических наук, специальностей и разделов клинической медицины.
| 1. Самоподготовка к тестированию, другим видам контроля усвоения темы.
2. Выполнение индивидуальных творческих заданий.
3. Подготовка докладов/реферативных сообщений по темам:
-«Медицинская терминология в названиях специальностей и разделов клинической медицины»;
4. Проектная деятельность (продолжение):
- подготовка трехъязычного словаря (русско-латинско-английского) медицинских терминов.
5. Составление тематических кроссвордов.
6. Подготовка к конкурсу «Знатоки латыни».
7. Поиск необходимой информации в сети Интернет.
8. Знакомство с латинскими афоризмами, пословицами, крылатыми выражениями (продолжение).
|
Тема 4.5. Терминологическое словообразование (продолжение). Название методов обследования, лечения, патологических процессов и состояний, хирургических вмешательств.
| 1. Самоподготовка к тестированию, другим видам контроля усвоения темы.
2. Выполнение индивидуальных творческих заданий.
3. Подготовка докладов/реферативных сообщений по теме «Медицинская терминология в названиях методов обследования, лечения, патологических процессов и состояний, хирургических операциях».
4. Проектная деятельность (продолжение):
- подготовка трехъязычного словаря (русско-латинско-английского) медицинских терминов.
5. Составление тематических кроссвордов.
6. Подготовка к олимпиаде.
7. Поиск необходимой информации в сети Интернет.
8. Знакомство с латинскими афоризмами, пословицами, крылатыми выражениями (продолжение).
|
Тема 4.6.
Клиническая терминология. Профессиональные выражения.
Латинские пословицы и афоризмы.
| 1. Самоподготовка к тестированию, другим видам контроля усвоения темы.
2. Выполнение индивидуальных творческих заданий.
3. Подготовка докладов/реферативных сообщений по теме «Латинские афоризмы, изречения, пословицы в произведениях русских и зарубежных писателей».
4. Проектная деятельность (продолжение):
- подготовка трехъязычного словаря (русско-латинско-английского) медицинских терминов.
5. Составление тематических кроссвордов.
6. Подготовка эссе «Популярные латинские выражения в лексиконе студента-медика».
7. Подготовка к студенческой научной конференции.
8. Знакомство с латинскими афоризмами, пословицами, крылатыми выражениями (продолжение).
|