На сцену, под звуки настраивающегося оркестра выходят музыканты. Они готовятся к вступлению. Под аплодисменты появляется Остап. И начинает дерижировать. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

На сцену, под звуки настраивающегося оркестра выходят музыканты. Они готовятся к вступлению. Под аплодисменты появляется Остап. И начинает дерижировать.



СТУЛЬЕВ

Действующие лица:

Остап Бендер, молодой человек, лет двадцати восьми

Ипполит Матвеевич Воробьянинов, бывший предводитель

Музыканты оркестра- 12 человек

 

Ипполит Матвеевич Воробьянинов

Дворник Тихон

Отец Федор Иванович Востриков

Матушка Катерина Александровна

Мадам Петухова Клавдия Ивановна

Завхоз Александр Яковлевич, голубой воришка.

Хор Старушек в сереньких платьях - 6 шт

Исидор Яковлевич и Пашка Эмильевич

Вдова Грицацуева

Гадалка – Елена Станиславовна Боур

Слесарь – Виктор Михайлович Полесов

Максим Петрович Чарушников – Союз меча и орала

Дядьев, хозяин Быстроупака - Союз меча и орала

Кислярский, бубличная артель – Союз меча и орала

Никеша и Владя, без фамилии – Союз меча и орала

Коля

Лиза

Цыгане

Эллочка Людоедка

Фима Собак

Инженер Щукин Эрнест Павлович

Авессалом Владимирович Изнуренков

Редатор “СТАНКА”

Завхоз госзайма

Одноглазый

Мечников

Инженер Брунс

Мусик

Нищий отец Федор

Обезумевший Воробьянинов

СЦЕНА 1

ОСТАП

На сцену, под звуки настраивающегося оркестра выходят музыканты. Они готовятся к вступлению. Под аплодисменты появляется Остап. И начинает дерижировать.

ОСТАП - Ну, начали!

Увертюра музыкантов и Остапа.

Остап создает из подручных средств дворника Тихона.

ОСТАП — А что, отец, невесты у вас в городе есть?

ДВОРНИК — Кому и кобыла невеста,

ОСТАП — Больше вопросов не имею,

Музыкальный проигрыш.

ОСТАП — В таком доме, да без невест?

ДВОРНИК — Наших невест, давно на том свете с фонарями ищут. У нас тут государственная богадельня, старухи живут на полном пенсионе.

ОСТАП — Понимаю…

Музыкальный проигрыш.

ОСТАП — Это которые еще до исторического материализма родились?

ДВОРНИК — Уж это верно. Когда родились, тогда и родились.

ОСТАП — А в этом доме что было до исторического материализма?

ДВОРНИК — Когда было?

ОСТАП — Да тогда, при старом режиме?

ДВОРНИК — А при старом режиме барин мой жил.

Музыкальный проигрыш. На сцене появляется человек в шляпе, в пенсне и с саквояжем. Он ходит по сцене, преимущественно спиной и ищет нужный дом.

Музыкантов и дирижера он не замечает.

ОСТАП — Буржуй?

ДВОРНИК — Сам ты буржуй! Он не буржуй был. апредводитель дворянства.

Музыкальный проигрыш.

ОСТАП — Пролетарий, значит?

ДВОРНИК — Сам ты пролетарий! Сказано тебе — предводитель.

ОСТАП — А твоего барина что, шлепнули?

ДВОРНИК — Никто не шлепал. Сам уехал. Что ему тут было с солдатней сидеть…

ОСТАП — Куда ж твой барин уехал?

ДВОРНИК — А кто его знает! Люди говорили, в Париж уехал.

ОСТАП — А!.. Белой акации, цветы эмиграции… Он, значит, эмигрант?

ДВОРНИК — Сам ты эмигрант… В Париж, люди говорят, уехал. А дом под старух забрали… Их хоть каждый день поздравляй — гривенника не получишь!.. Эх! Барин был!..

ОСТАП — Вот что, дедушка, неплохо бы вина выпить.

ДВОРНИК — Ну, угости.

Музыкальный проигрыш с выпивоном.

ОСТАП — Так я у тебя переночую,

ДВОРНИК (со стаканом в руке)— По мне хоть всю жизнь живи, раз хороший человек.

В этот момент появляется лицом к залу Ипполит Матвеевич Воробьянинов

ДВОРНИК — Барин! Из Парижа!

 

СЦЕНА 2

ЗНАКОМСТВО ОСТАПА С ВОРОБЬЯНИНОВЫМ

Оркестр начинает перешептываться – Из Парижа! Сам барин приехал! Неужто из самого Парижа?! Остап Бендер живо подбегает и низко склоняется перед Ипполитом Матвеевичем.

ОСТАП — У нас хотя и не Париж, но милости просим к нашему шалашу.

ВОРОБЬЯНИНОВ — Здравствуй, Тихон, я вовсе не из Парижа. Чего тебе это взбрело в голову?

ОСТАП — Понимаю, вы не из Парижа. Конечно. Вы приехали из Конотопа навестить свою покойную бабушку…

Остап шустро справаживает музыкантов и очумевшего дворника, вкладывая в левоую руку музыканта-кукловода вместо куклы Тихона бумажный рубль.

ОСТАП — Спокойно, все в порядке. Моя фамилия — Бендер! Может, слыхали?

ВОРОБЬЯНИНОВ (нервно)— Не слышал…

ОСТАП — Ну да, откуда же в Париже может быть известно имя Остапа Бендера? Тепло теперь в Париже? Хороший город. У меня там двоюродная сестра замужем...

ВОРОБЬЯНИНОВ — Что за чепуха! Я приехал не из Парижа, а из…

ОСТАП — Понимаю. Из Моршанска.

ВОРОБЬЯНИНОВ — Ну, знаете, я пойду.

ОСТАП — Куда же вы пойдете? Вам некуда торопиться. ГПУ к вам само придет.

ВОРОБЬЯНИНОВ — Я вас не понимаю.

ОСТАП — Это не страшно. Сейчас поймете. Одну минуточку… Вы через какую границу? Польскую? Финляндскую? Румынскую? Должно быть, дорогое удовольствие.

ВОРОБЬЯНИНОВ — Честное слово, честное слово, я подданный РСФСР. В конце концов я могу вам показать паспорт…

ОСТАП — При современном развитии печатного дела на Западе напечатать советский паспорт — это такой пустяк, что об этом смешно говорить… Один мой знакомый доходил до того, что печатал даже доллары. А вы знаете, как трудно подделать американские доллары? Так что вы со своим паспортом тоже можете прогадать.

ВОРОБЬЯНИНОВ (просительно) — Вы все-таки никому не говорите, что меня видели, могут и впрямь подумать, что я эмигрант.

ОСТАП — Вот! Вот это конгениально. Прежде всего актив: имеется эмигрант, вернувшийся в родной город. Пассив: он боится, что его заберут в ГПУ.

ВОРОБЬЯНИНОВ — Да ведь я же вам тысячу раз говорил, что я не эмигрант!

ОСТАП — А кто вы такой? Зачем вы сюда приехали?

ВОРОБЬЯНИНОВ — Ну, приехал из города N по делу.

ОСТАП — По какому делу?

ВОРОБЬЯНИНОВ — Ну, по личному делу.

ОСТАП — И после этого вы говорите, что вы не эмигрант?..

ВОРОБЬЯНИНОВ (срываясь на крик) — Хорошо, я вам сейчас все объясню!

 

СЦЕНА 3

ПРЕДИСТОРИЯ БРИЛЛИАНТОВ

Остап с Воробьяниновым устраиваются смотреть две сцены из прошлого (в куклах) – кончину мадам Петуховой и перерождение отца Федора. Всех кукол ведут музыканты оркестра. Свет поочереди выделяет ту локацию, где идет действие в данный момент.

Два световых пятна. В одном – кровать с умирающей мадам Петуховой (кукла),

в другом матушка Катерина Александровна(кукла), сидящая на стуле.

Ипполит Матвеевич (кукла) входит в дом. Навстречу, подобрав правой рукой рясу и не замечая Ипполита Матвеевича, отец Федор (кукла) проносится к выходу. Воробьянинов провожает отца Федора глазами…

— Ей хуже, она только что исповедовалась. Не стучите сапогами.

— Сильнейший сердечный припадок. Не исключена возможность смертельного исхода.

ВОРОБЬЯНИНОВ — Клавдия Ивановна - моя теща… Клавдия Ивановна, что с вами?

МАДАМ ПЕТУХОВА — Ипполит, сядьте около меня. Я должна рассказать вам…

- Порывистая душа отца Федора не знала покою. Не знала она его никогда. Ни тогда, когда он был воспитанником духовного училища, Федей, ни когда он был усатым семинаристом Федор Иванычем.

- Перейдя из семинарии в университет и проучившись на юридическом факультете три года, Востриков в 1915 году убоялся возможной мобилизации и снова пошел по духовной линии.

- Сперва был рукоположен в диаконы, а потом посвящен в сан священника и назначен в уездный город N. И всегда, во всех этапах духовной и гражданской карьеры, отец Федор оставался стяжателем. А мечтал отец Востриков о собственном свечном заводе…

- Возвратясь из дому Воробьянинова, ошеломленный, отец Федор взыграл духом и заперся, к удивлению матушки, в спальне. Все показывало на то, что отец Федор озарен идеей, захватившей все его существо.

ОТЕЦ ФЕДОР — Дай мне, мать, ножницы да поскорее,

МАТУШКА (подавая ножницы) — А ужин как же?

ОТЕЦ ФЕДОР — Ладно. Потом.

МАТУШКА - Господи!!!

Хватает ножницы и закрывается. Через мгновение дверь снова открывается.

ОТЕЦ ФЕДОР — Помоги мне хоть ты, матушка. Никак не могу вот с волосищами своими справиться.

МАТУШКА - Господи!

Матушка входит в дверной проем и дверь закрывается за ней.

Отец Федор трясет мешочком с монетами. Свет остается на двух локациях.

— Умерла Клавдия Ивановна!

ОТЕЦ ФЕДОР И ВОРОБЬЯНИНОВ хором — Ну, царствие небесное… А теперь – в Старгород!

МУЗЫКАНТЫ ХОРОМ – Старгород!

СЦЕНА 4

НАПИСАНИЕ СЦЕНАРИЯ и СОГЛАШЕНИЕ В ДВОРНИЦКОЙ

ОСТАП — Лед тронулся, господа присяжные заседатели! Лед — тронулся!

На сцену выбегают музыканты и с интересом наблюдают за происходящим.

Воробьянинов их не видит.

ОСТАП (музыкантам) - Мы можем сыграть замечательную пьесу! Но для начала – нужно написать сценарий, и этим займусь я! (Воробьянинову) Так! Покажите мне список наших бриллиантов!

Дворник уходит.

ОСТАП — Ну, марш вперед, труба зовет! Начинаем первый акт интригующей пьесы “12 стульев”! Я по следам стульев - в жилотдел, надо узнать – где теперь наши бриллиантовые стулья, а вы к старухам!

ВОРОБЬЯНИНОВ — Я не могу, мне очень тяжело будет войти в собственный дом.

ОСТАП — Ах, да!.. Волнующая история! Барон-изгнанник! Ладно! Идите в жилотдел, а здесь поработаю я. Итак! Представление начинается! Сцена первая – В ПОИСКАХ ПЕРВОГО СТУЛА! Парад-алле!

 

СЦЕНА 5

В ПОИСКАХ ПЕРВОГО СТУЛА.

Старухи хихикают.

ЗАВХОЗ - А ну тихо!!!

Остап прячет деньги.

ОСТАП — Заседание продолжается! На поиски первого стула! (Завхозу) Свободен!

СЦЕНА 6

СОПЕРНИКИ

На сцене музыканты играют городскую толпу, где каждый читает газету…

СЦЕНА 7

Ордера на стулья.

МУЗЫКАНТЫ:

За дело взялся великий комбинатор, и к вечеру компаньоны уже знали домашний адрес заведующего архивом. В этот вечер решалась судьба всего предприятия. Ведь если удастся достать копии ордеров, по которым распределялась изъятая из воробьяниновского особняка мебель, дело можно считать наполовину удавшимся.

Заполучив у “правителя канцелярии” ордера на Воробьяниновские стулья, великий комбинатор быстро откланялся.

А явившемуся, вскоре после ухода Бендера, отцу Федору, архивариус сплавил за 50 рублей гарнитур генеральши Поповой. Ордер на генеральскую мебель, а точнее на 12 ореховых стульев фабрики Гамбса. Этот ордер был выдан тов. Брунсу, проживающему на Виноградной, 34.

 

ОТЕЦ ФЕДОР (воодушевленно) — Неужели так повезло - все в одном месте?

ВОРОБЬЯНИНОВ – Ордера наши! Богатство почти у нас в руках! А святой отец дурак дураком остался. Не видать ему стульев, как своей бороды.

СЦЕНА 8

ГАДАЛКА - МАДАМ БОУР.

СЦЕНА 9

Союз меча и орала.

ОСТАП - Итак, навестим гражданина Грицацуева. Какой у него адрес?

СЛЕСАРЬ (почтительно) — Добрый вечер, господин Ипполит Матвеевич!

ВОРОБЬЯНИНОВ — Не имею чести.

СЛЕСАРЬ (шепотом и оглядываясь) — Вам не надо беспокоиться. Я от Елены Станиславовны…

ВОРОБЬЯНИНОВ — Как? Она еще здесь?

СЛЕСАРЬ — Здесь. И очень хочет вас видеть.

ОСТАП — Зачем? А вы кто такой?

СЛЕСАРЬ — Я… Вы меня не знаете, но я вас очень хорошо помню. Елена Станиславовна чрезвычайно просила вас прийти.

ВОРОБЬЯНИНОВ (не решительно) — Я бы хотел зайти к ней. Да, но откуда она узнала?..

СЛЕСАРЬ — Вы, Ипполит Матвеевич, ни о чем не волнуйтесь! Все будет совершенно тайно.

ОСТАП — Знакомая женщина?

ВОРОБЬЯНИНОВ — М-да, старая знакомая…

ОСТАП — Тогда, может быть, зайдем, пообедаем у старой знакомой? Я, например, безумно хочу жрать.

ВОРОБЬЯНИНОВ — Пожалуй.

ОСТАП - Тогда идем, гражданин Грицацуев пока тоже пообедает. Ведите нас, таинственный незнакомец.

Открывается дверь.

ВОРОБЬЯНИНОВ - Как вы изменились!

ЕЛЕНА СТАНИСЛАВОВНА — Спасибо, я знаю, чем вы рисковали, придя ко мне. Вы тот же великодушный рыцарь. Я не спрашиваю вас, зачем вы приехали из Парижа. Видите, я не любопытна.

ВОРОБЬЯНИНОВ (растерянно) — Но я вовсе не приехал из Парижа.

ОСТАП — Мы с коллегой прибыли из Берлина, но об этом не рекомендуется говорить.

ЕЛЕНА СТАНИСЛАВОВНА — Ах, я так рада вас видеть? Войдите сюда, в эту комнату…

ОСТАП - О! Первое свидание? Трудные минуты!.. Разрешите нам удалиться. Вы позволите, любезнейший Виктор Михайлович? (гадалке) Кстати, в Берлине теперь, между обедом и ужином пьют чай!

СЦЕНА 10

Знойная женщина - свадьба.

ЭТЮД – В ГОСТЯХ У ГРИЦАЦУЕВОЙ.

ВОРОБЬЯНИНОВ — Как же этот стул достать? Может купить? Что же делать? Его нужно ночью выкрасть! Ей-богу, выкрасть!

ОСТАП - Не волнуйтесь, председатель, беру операцию на себя. Однако для предводителя дворянства у вас слишком мелкие масштабы. А технику этого дела вы знаете? Может быть, у вас в чемодане запрятан походный несессер с набором отмычек? Выбросьте из головы! Это типичное пижонство, грабить бедную вдову.

ВОРОБЬЯНИНОВ (умоляюще) — Хочется ведь скорее.

ОСТАП — Скоро только кошки родятся. Я только что сделал ей предложение! Я женюсь на ней!

ВОРОБЬЯНИНОВ — На ком?!

ОСТАП — На мадам Грицацуевой.

ВОРОБЬЯНИНОВ — Зачем же?

ОСТАП — Чтобы спокойно, без шума, покопаться в стуле.

ВОРОБЬЯНИНОВ — Но ведь вы себя связываете на всю жизнь!

ОСТАП — Чего не сделаешь для блага концессии!

ВОРОБЬЯНИНОВ — На всю жизнь… Это большая жертва.

ОСТАП — Жизнь! Жертва! Что вы знаете о жизни и о жертвах? Жизнь, господа присяжные заседатели, это сложная штука, но эта сложная штука открывается просто, как ящик. Надо только уметь его открыть. Кто не может открыть, тот пропадает.

ВОРОБЬЯНИНОВ - Так вы все-таки женитесь на ней?

ОСТАП — Знойная женщина, мечта поэта. Провинциальная непосредственность. В центре таких субтропиков давно уже нет, но на периферии, на местах — еще встречаются.

ВОРОБЬЯНИНОВ — Когда же свадьба?

ОСТАП — Сейчас! Свадьба!

СЦЕНА 11

Москва - Общежитие.

СЦЕНА 12

Музей мебели

На сцене ходит экскурсия. Все музыканты, поочереди произносят - Богато жили люди!

СЦЕНА 13

Первое письмо отца Федора

МУЗЫКАНТЫ:

-Позвольте, а где же отец Федор? Где стриженый священник церкви Фрола и Лавра? -Он, кажется, собирался пойти на Виноградную улицу, в дом № 34, к гражданину Брунсу? Где же этот заклятый враг Ипполита Матвеевича Воробьянинова?

- Взалкал отец Федор. Захотелось ему богатства. И понесло его по России, за гарнитуром генеральши Поповой, в котором, надо признаться, ни черта нет. Едет отец по России, только письма жене пишетв уездный город N.

СЦЕНА 14

Ресторан

Официант убегает.

ЛИЗА — Я здесь никогда не была. Здесь очень мило.

ВОРОБЬЯНИНОВ — Да-а…

СЦЕНА 15

Аукцион

Воробьянинов встает.

ОСТАП — Да сядьте вы, навязался на мою голову! Сядьте, я вам говорю!

АУКЦИОНИСТ — Десять стульев ореховых. Восемьдесят рублей.

ВОРОБЬЯНИНОВ — Чего же вы не торгуетесь?

ОСТАП (стиснув зубы) — Пошел вон.

АУКЦИОНИСТ — Сто двадцать рублей позади. Сто тридцать пять там же. Сто сорок. Сто сорок пять в пятом ряду справа, раз. — Сто сорок пять, два. — Сто сорок пять, три…

ОСТАП — Двести!

Пауза.

ОСТАП - Ну? Что же вы на меня смотрите, как солдат на вошь? Обалдели от счастья?

ВОРОБЬЯНИНОВ — У меня нет денег.

ОСТАП — У кого нет?

ВОРОБЬЯНИНОВ — У меня.

ОСТАП — А двести рублей?!

ВОРОБЬЯНИНОВ — Я… м-м-м… п-потерял.

ОСТАП (с ненавистью) — Дайте деньги! Старая сволочь.

- Так вы будете платить?

ОСТАП — Одну минуточку, маленькая заминка.

ВОРОБЬЯНИНОВ — Позвольте! Почему комиссионный сбор? Мы ничего не знаем о таком сборе! Надо предупреждать. Я отказываюсь платить эти тридцать рублей!

-Хорошо, я сейчас все устрою.

АУКЦИОНИСТ — По правилам аукционного торга, лицо, отказывающееся уплатить полную сумму за купленный им предмет, должно покинуть зал! Торг на стулья отменяется. Папрашу вас!

В публике злобно смеются. Свистки, улюлюканье.

АУКЦИОНИСТ — Па-апра-ашу вас!

Остап молчит.

ВОРОБЬЯНИНОВ — Нет, действительно, это ч-черт знает что такое! Дерут с трудящихся втридорога. Ей-Богу!.. За какие-то подержанные десять стульев двести тридцать рублей. С ума сойти…

ОСТАП — Да.

ВОРОБЬЯНИНОВ — Правда? С ума сойти можно!..

ОСТАП — Можно.

СЦЕНА 16

Эллочка Людоедка

МУЗЫКАНТЫ:

1-Словарь Вильяма Шекспира, по подсчету исследователей, составляет 12.000 слов. Словарь негра из людоедского племени «Мумбо-Юмбо» составляет 300 слов. Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью. Вот слова, фразы и междометия, придирчиво выбранные ею из всего великого, многословного и могучего русского языка:

2 Хамите.

3 Хо-хо! (Выражает, в зависимости от обстоятельств, иронию, удивление, восторг, ненависть, радость, презрение и удовлетворенность.)

4 Знаменито.

5 Мрачный. (По отношению ко всему. Например: «мрачный Петя пришел», «мрачная погода», «мрачный случай», «мрачный кот» и т. д.)

6 Мрак.

7 Жуть. (Жуткий. Например, при встрече с доброй знакомой: «жуткая встреча».)

8 Парниша. (По отношению ко всем знакомым мужчинам, независимо от возраста и общественного положения.)

9 Не учите меня жить.

10 Как ребенка. («Я его бью, как ребенка» — при игре в карты. «Я его срезала, как ребенка» — как видно, в разговоре с ответственным съемщиком.)

11 Кр-р-расота!

12 Толстый и красивый. (Употребляется как характеристика неодушевленных и одушевленных предметов.)

1 Поедем на извозчике. (Говорится мужу.)

2 Поедем в таксо. (Знакомым мужеского пола.)

3 У вас вся спина белая (шутка).

4 Подумаешь!

5 Уля. (Ласкательное окончание имен. Например: Мишуля, Зинуля.)

6 Ого! (Ирония, удивление, восторг, ненависть, радость, презрение и удовлетворенность.)

Щукин берет стул и чемодан.

ЭЛЛОЧКА — У тебя вся спина белая.

ЩУКИН — До свиданья, Елена.

ЭЛЛОЧКА — Поедешь в таксо? Кр-расота.

Инженер убегает.

ФИМА СОБАК — Кажется, будут носить длинное и широкое,

ЭЛЛОЧКА — Мрак!

Остап стучится в дверь.

ЭЛЛОЧКА — Ого?

ОСТАП — По делу.

СЦЕНА 17

Инженер Щукин

СЦЕНА 18

Победа у Изнуренкова

ИЗНУРЕНКОВ (сидя на стуле разглядывает в бинокль зрителей в зале) — Ах, ах, божественна, божественна!.. Ах, ах!.. Высокий класс!.. Королева Марго. Ах, какая брошка, она действительно из стекла? Ах! Ах! Какой блеск!.. Она меня ослепили, честное слово!.. Ах! Ах!.. Какие руки!.. Какой нос!.. Ах!..

ОСТАП (вертя в руках квиток бумаги) — Изнуренков здесь живет? Это вы и есть? Что же это, товарищ, это совсем не дело — прогонять казенного курьера.

ИЗНУРЕНКОВ — Какого курьера?

ОСТАП (Многозначительно смотрит на Воробьянинова) — Сами знаете какого. Сейчас мебель буду вывозить. Попрошу вас, гражданин, очистить стул.

ИЗНУРЕНКОВ — Нет! Вы не имеете права!

ОСТАП — Насчет прав молчали бы, гражданин. Сознательным надо быть. Освободите мебель! Закон надо соблюдать!

С этими словами Остап выхватает стул из-под Изнуренква и трясет им в воздухе.

ОСТАП — Вывожу мебель!

ИЗНУРЕНКОВ (хватаясь за стул) — Нет, не вывозите!

ОСТАП— Как же не вывожу.

ИЗНУРЕНКОВ— А я вам говорю, что не имеете права. По закону мебель может стоять две недели, а она стояла только три дня! Может быть, я уплачу!

СЦЕНА 19

Обьявление в газете

МУЗЫКАНТЫ:

2 -После того, как со страниц “Старгородской правды” троекратно прозвучал призыв тоскующей мадам Грицацуевой-Бендер, которая умоляла лиц, знающих местопребывание товарища Бендера - сообщить о нем за приличное вознаграждение, а великая страна все молчала - соседки начали судачить.

3 -Чело вдовы омрачалось с каждым днем все больше. И странное дело. Муж мелькнул, как ракета, утащив с собой в черное небо хороший стул и семейное ситечко, а вдова все любила его.

4 -Поэтому, когда тоскующей по мужу Грицацуевой, любезные соседи показали заметку в столичной газете, где сообщалось, что ее любимый муж - товарищ Бендер - попал под лошадь, Грицацуева мгновенно собралась ехать и спасать… И даже написанное в конце заметки - “Пострадавший отделался легким испугом” - не могло успокоить истомившуюся новобрачную, а только прибавило решимости. И мадам Грицацуева отправилась в Москву, в редакцию “Станка”…

СЦЕНА 20

В редакции “Станка”

Остап выходит.

МУЗЫКАНТ (редактору) — К вам вот гражданка по делу пришла. Идите сюда, гражданка, этот товарищ вам все объяснит. (Входит мадам Грицацуева)

РЕДАКТОР — Ну? Что скажете?

СЦЕНА 21

Второе письмо отца Федора

ОТЕЦ ФЕДОР - Милая моя Катя!

Новое огорчение постигло меня, но об этом после. Деньги получил вполне своевременно, за что тебя сердечно благодарю.

МАТУШКА – …сердечно благодарю. По приезде в Ростов сейчас же побежал по адресу. Никто там инженера Брунса и не знал. Я уже было совсем отчаялся, но меня надоумили. Идите, говорят, в личный стол, пусть в списках посмотрят. Пошел я в личный стол. Попросил. Да, сказали мне, служил у нас такой, ответственную работу исполнял, только, говорят, в прошлом году он от нас ушел. Переманили его в Баку на службу.

ОТЕЦ ФЕДОР - Ну, голубушка моя, не так кратко мое путешествие, как мы думали. Ты пишешь, что деньги на исходе. Ничего не поделаешь, Катерина Александровна. Конца ждать недолго. Вооружись терпением и будь готова ко всему.

Бог даст, и в Москву вместе съездим. Посмотришь тогда — совсем западно-европейский город. А потом заживем в Самаре — возле своего заводика.

Не приехал ли назад Воробьянинов? Где-то он теперь рыщет?

Целую тебя и обнимаю. Твой вечно муж Федя.

МАТУШКА - Твой вечно муж Федя…

СЦЕНА 22

Слухи и пересуды

МУЗЫКАНТЫ-РЕПОРТЕРЫ:

7 - «Жертва громил»

8 - «Налетчики скрылись»

9 - «Тайна редакторского кабинета»

10 -Вы слышали? Пришедший, в свою комнату редактор нашел новый, купленный на аукционе, редакторский стул, который имел такой вид, будто бы его клевали вороны. Вся обшивка была прорвана, набивка выброшена на пол, и пружины высовывались, как готовящиеся к укусу змеи.

РЕДАКТОР - Мелкая кража, если подберутся еще три кражи — дадим заметку в три строки.

8 – В том-то и дело, что не кража. Ничего не украли. Даже на столе три рубля лежали, и тех не тронули. Только стул исковеркали.

РЕДАКТОР - Совсем как у Ляпсуса, в доме № 9 по Казарменному. Похоже на то, что Ляпсус не врал.

9 — А вот еще, почитайте: (открывает газету) Неудавшаяся кража в театре Колумба. Двумя неизвестными злоумышленниками, проникшими в реквизитную театра Колумба, были унесены четыре старинных стула. Во дворе злоумышленники были замечены ночным сторожем и, преследуемые им, скрылись, бросив стулья. Любопытно отметить, что стулья были специально приобретены для новой постановки гоголевской «Женитьбы».

РЕДАКТОР - Нет, тут что-то есть. Это какая-то секта похитителей стульев.

7 — Маньяки!

РЕДАКТОР — Ну, не так просто. Действуют они довольно здраво. Побывали у Ляпсуса, у нас, в театре...

СЦЕНА 23

Четыре против одного.

ОСТАП — Послушайте, как вас звали в детстве?

ВОРОБЬЯНИНОВ — А зачем вам?

ОСТАП — Да так! Не знаю; как вас называть. Воробьяниновым звать вас надоело, а Ипполитом Матвеевичем слишком кисло. Как же вас звали? Ипа?

ВОРОБЬЯНИНОВ — Киса.

ОСТАП — Конгениально! Так вот, Киса. Почему нам пришлось бежать из театра? Из-за вас! Черт вас дернул стоять на цинке, как часовой, не двигаясь с места. Это, конечно, вы делали для того, чтобы привлечь всеобщее внимание. А изнуренковский стул кто изгадил так, что мне пришлось потом за вас отдуваться? Об аукционе я уж и не говорю. Нашли время для кобеляжа! В вашем возрасте кобелировать просто вредно! Берегите свое здоровье!.. То ли дело я! За мною — стул вдовицы! За мною — два щукинских! Изнуренковский стул в конечном итоге сделал я! В редакцию - я ходил! А седьмой стул - у Ляписа - тоже я добыл! И только один-единственный стул вы довели до победного конца, да и то при помощи нашего священного врага — архиепископа!.. Стул, исчезнувший в товарном дворе Октябрьского вокзала,по-прежнему остается темным пятном на нашем плане концессионных работ. А, вот, четыре стула в театре Колумба представляют верную добычу.

ВОРОБЬЯНИНОВ - Но театр уезжает в поездку по Волге с тиражным пароходом «Скрябин» и сегодня показывает премьеру «Женитьбы» последним спектаклем сезона.

ОСТАП - Нужно решать — оставаться ли в Москве для розысков пропавшего в просторах Каланчевской площади стула или выехать вместе с труппой в гастрольное турне. Что ж, из двух зайцев, выбирают того, который пожирнее. Едем в турне. Театр в семь вечера выезжает ускоренным в Нижний. Так что вы берите два жестких места для сидения на поезд Москва-Нижний Новгород, Курской дороги. Не беда — посидим. Всего одна ночь.

СЦЕНА 24

Пароход “Скрябин”

10 -Пароход «Скрябин», заарендованный Наркомфином, должен был совершить рейс от Нижнего до Царицына, останавливаясь у каждой пристани и производя тираж выигрышного займа. А театру Колумба предстояло в пути показывать пьесы, в которых популяризовалась идея этих госзаймов.

НАЧАЛЬНИК — Почему же вы мне раньше не сказали?!

ЗАВХОЗ — Откуда же я мог знать, что он заболеет.

НАЧАЛЬНИК — Это черт знает что! Тогда поезжайте в контору и требуйте, чтобы нам экстренно командировали художника.

ЗАВХОЗ — Куда же я поеду? Сейчас шесть часов. Контора давно закрыта. Да и пароход через полчаса уходит.

НАЧАЛЬНИК — Тогда сами будете рисовать. Раз вы взяли на себя ответственность за украшение парохода, извольте отдуваться, как хотите.

3 - Ваш пропуск!

ОСТАП — Да мне к этому гражданину.

3 -Все равно. Пропуск надо.

ОСТАП — Товарищ! Вы! Вы! Толстенький! Которому художник нужен!

ЗАВХОЗ — Значит, товарищ, нам от вас потребуется следующее: исполнение художественных плакатов, надписей и окончание транспаранта. Наш художник начал его делать и заболел. Мы его оставили здесь в больнице. Ну и, конечно, общее наблюдение за художественной частью. Можете вы это взять на себя? Причем предупреждаю — работы много.

ОСТАП — Да, я могу это взять на себя. Мне приходилось выполнять такую работу.

ЗАВХОЗ — И вы можете сейчас же с нами ехать?

ОСТАП — Это будет трудновато, но я постараюсь. Ваши условия? Имейте в виду, я не похоронная контора.

ЗАВХОЗ — Условия сдельные. По расценкам Конторы. (Остап морщится) Но, кроме того, еще бесплатный стол, и отдельная каюта.

ОСТАП — В каком же классе?

ЗАВХОЗ — Во втором. Впрочем, можно и в первом. Я вам это устрою.

ОСТАП — А обратный проезд?

ЗАВХОЗ — На ваши средства. Не имеем кредитов.

ОСТАП — Ну, ладно, соглашаюсь. Но со мною еще мальчик-ассистент.

ЗАВХОЗ — Насчет мальчика вот я не знаю. На мальчика кредита не отпущено. На свой счет — пожалуйста. Пусть живет в вашей каюте.

ОСТАП — Ну, пускай по-вашему. Мальчишка у меня шустрый. Привык к спартанской обстановке. Кормить вы его будете?

ЗАВХОЗ — Пусть приходит на кухню. Там посмотрим.

Остап потрошит стул.

ОСТАП — Есть! Держите!

СЦЕНА 25

Третье письмо отца Федора.

СЦЕНА 26

Васюки

Остап и Воробьянинов увлеченно рисуют транспорант.

ОСТАП – Ну, вроде готово…

Немая сцена.

ОСТАП — Сейчас вытурят!

Влетает завхоз.

ОСТАП — Ну, как транспарантик? Доходит?

ЗАВХОЗ — Собирайте вещи!

ОСТАП — К чему такая спешка?

ЗАВХОЗ — Со-би-рай-те вещи! Чтоб духу вашего здесь не было! Вон!

ОСТАП — Что? А выходное пособие?

ЗАВХОЗ — Вы под суд пойдете! Наш начальник не любит шутить!

ОСТАП — Нет, серьезно, вам не нравится транспарант? Это в самом деле неважный транспарант?

Шахматный клуб.

ОСТАП — Здравствуйте! Гроссмейстер О. Бендер! Устраиваю у вас сеанс одновременной игры.

ОДНОГЛАЗЫЙ — Сию минуточку, товарищ гроссмейстер! Присядьте, пожалуйста. Я сейчас.

СЦЕНА 27

Шахматный турнир

Гроссмейстера встречают рукоплесканиями.

ОСТАП – Итак! Приступим, товарищи!

СЦЕНА 28

СЦЕНА 29

Же не манж па сис жур

ОСТАП — Время, которое мы имеем, — это деньги, которых мы не имеем. Киса, мы должны делать карьеру. Сто пятьдесят тысяч рублей и ноль ноль копеек лежат перед нами. Нужно только двадцать рублей, чтобы сокровище стало нашим. Тут не надо брезговать никакими средствами. Пан или пропал. Я выбираю пана, снимите пиджак, предводитель, да поживее!

Возвращается Остап.

ОСТАП — Сколько насобирали?

ВОРОБЬЯНИНОВ — Семь рублей двадцать девять копеек…

ОСТАП — Для первой гастроли дивно! Вот видите, предводитель, нищим быть не так-то уж плохо, особенно при умеренном образовании и слабой постановке голоса!.. А вы еще кобенились, лорда-хранителя печати ломали! Ну, Кисочка, и я провел время не даром. Пятнадцать рублей! А вот и наши стулья идут!

СЦЕНА 30

И кланяется в ноги.

ОТЕЦ ФЕДОР — На вас, матушка, на вас, голубушка, на вас уповаю!

СЦЕНА 31

Землятресение

ОСТАП - Театр Колумба выехал в Тифлис по железной дороге. Но денег у нас Киса –нет! Так что придется идти в Тифлис пешком. Очаровательные виды. Захватывающий пейзаж. Чудный горный воздух! Нам повезло, Киса, ночью шел дождь, и нам не придется глотать пыль. Вдыхайте, предводитель, чистый воздух. Пойте. Вспоминайте кавказские стихи. Ведите себя как полагается!..

МУЗЫКАНТЫ: 10 - Опять идти! На этот раз в Тифлис, на этот раз по красивейшей в мире дороге. Но Ипполиту Матвеевичу было все равно. Он не смотрел по сторонам, как Остап. Он решительно не замечал Терека, который начинал уже погромыхивать на дне долины. И только сияющие под солнцем ледяные вершины смутно напоминали ему блеск бриллиантов.

1- На четвертый день, концессионеры спустились по зигзагам шоссе в Кайшаурскую долину. Тут было жаркое солнце, и кости компаньонов, порядком промерзшие на Крестовом перевале, быстро отогрелись.

2 -Дарьяльские скалы, мрак и холод перевала сменились зеленью и домовитостью глубочайшей долины. Путники шли над Арагвой, спускались в долину, населенную людьми, изобилующую домашним скотом и пищей. Здесь можно было выпросить кое-что, что-то заработать или просто украсть. Это было Закавказье

3 - На третий день, путники подошли к Мцхету — древней столице Грузии.

4 - Здесь, концессионеры свели дружбу с крестьянином, который привез их на арбе в Тифлис к одиннадцати часам вечера.

5 - Там концессионеры узнали – что Московский театр Колумба, закончив гастроли в Тифлисе, выехал на гастроли в Ялту. Придется перебрасываться на Крымский полуостров.

6 - Были куплены билеты в Батум и заказаны места во втором классе парохода «Пестель», который отходил из Батума на Одессу.

7 - Не заходя в Анапу, из-за шторма, «Пестель» повернул в открытое море и взял курс прямо на Ялту.

8 - К Ялте подошли в штилевую погоду, в изнуряющее солнечное утро, и друзья первыми сошли на раскаленную набережную. Казалось, что Ялта растает и стечет в море.

9 -Весь день концессионеры провели в гостинице, сидя голыми на полу и поминутно бегая в ванную под душ. Но вода лилась теплая, как скверный чай и от жары не было спасения.

10 -К восьми часам вечера, проклиная все стулья на свете, компаньоны напялили горячие штиблеты и пошли в театр Колумба, где шла все та же «Женитьба».

 

ОСТАП — Кажется спектакль закончился. За мной, Киса! В случае чего мы — не нашедшие выхода из театра провинциалы. Идите сюда! (посветив фонарем) Видите? Вот! Вот он – одинадцатый стул! Вот наше будущее, настоящее и прошедшее! Держите фонарь, Киса, а я его вскрою! Ну-с… (тянется к стулу)

Вскрывают стул. Воробьянинов начинает выть и в этот момент – второй толчок – грохот и шум. Остап и Воробьянинов падают без чувств. Начинается рассвет, где-то вдалеке кричит пароходная сирена. Остап медленно поднимает голову и садится.

ОСТАП — В конце концов, теперь у нас осталось сто шансов из ста.

Воробьянинов поднимает голову и тоже садится.

ОСТАП - Последний стул исчез в товарном дворе Октябрьского вокзала, но отнюдь не провалился сквозь землю. В чем дело? Заседание продолжается!

 

СЦЕНА 32

Сокровище.

МУЗЫКАНТЫ:

1- Прибыв в Москву и вновь поселившись в общежитии студентов-химиков концессионеры неумолимо стремились к цели.

2- Остап почти целый месяц кружил в районе Октябрьского вокзала, с непостижимой страстью выискивая следы последнего, безусловно таящего в себе бриллианты мадам Петуховой, стула.

3- А Ипполит Матвеевич, тем временем, трудился над большим заказом по художественной части, который удалось получить великому комбинатору. Он изготовливал по трафарету адресные таблички для жилтовариществ.

4- Остап, пребывавший ежедневно с Ипполитом Матвеевичем, не замечал в нем никакой перемены. А между тем Ипполит Матвеевич переменился необыкновенно. И походка у Ипполита Матвеевича была уже не та, и выражение глаз сделалось дикое.

5- Изменился Ипполит Матвеевич и внутренне. В характере появились не свойственные ему раньше черты решительности и жестокости. А пережив землетрясение и одиннадцатый стул, Ипполит Матвеевич несколько повредился и затаил к своему компаньону тайную ненависть.

6- В последнее время Ипполит Матвеевич был одержим сильнейшими подозрениями. Он боялся, что Остап вскроет последний стул сам и, забрав сокровище, уедет, бросив его на произвол судьбы.

7- Высказывать свои подозрения он не смел, зная тяжелую руку Остапа и непреклонный его характер. Но ежедневно, сидя у окна за трафаретом и подчищая старой зазубренной бритвой высохшие буквы, Ипполит Матвеевич томился.

8- Каждый день он опасался, что Остап больше не придет и он, бывший предводитель дворянства, умрет голодной смертью под мокрым московским забором.

9- Но Остап приходил каждый вечер, хотя радостных вестей не приносил. Энергия и веселость его были неисчерпаемы. Надежда ни на одну минуту не покидала его.

10- И вот однажды, после обеда….

ОСТАП — Ипполит Матвеевич! Слушайте, Ипполит Матвеевич!

ВОРОБЬЯНИНОВ — Есть?

ОСТАП — В том-то и дело, что есть. Ах, Киса, черт вас раздери!

ВОРОБЬЯНИНОВ — Не кричите, все слышно.

ОСТАП (шепотом) — Верно, верно, могут услышать… Есть, Киса, есть! Он в клубе железнодорожников на Каланчевской площади. Новом клубе… Вчера было открытие… Как я нашел? Необыкновенно трудная вещь! Гениальная комбинация! Блестящая комбинация, блестяще проведенная до конца! Одним словом, высокий класс!..

ВОРОБЬЯНИНОВ – Как же мы будем действовать?

Танец музыкантов.

СТУЛЬЕВ

Действующие лица:

Остап Бендер, молодой человек, лет двадцати восьми

Ипполит Матвеевич Воробьянинов, бывший предводитель

Музыканты оркестра- 12 человек

 

Ипполит Матвеевич Воробьянинов

Дворник Тихон

Отец Федор Иванович Востриков

Матушка Катерина Александров



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.215 (0.283 с.)