Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Изучения групп и отдельных лекарственных соединений↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Министерства здравоохранения Российской Федерации
Кафедра химии и фармацевтической химии
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ к выполнению контрольных работ (I часть)
Оренбург – 2014
615.4: 54 (075.8)
Авторы: И.В. Михайлова, Н.А. Кузьмичева, Д.С. Карманова, Л.А. Чеснокова. Под общей редакцией заведующего кафедрой химии и фармацевтической химии, профессора, д.м.н., С.И. Красикова
Методические рекомендации и контрольные вопросы для студентов 3 курса заочного отделения фармацевтического факультета по фармацевтической химии (I часть) Оренбург, 2014. – 48 с.
Методические рекомендации подготовлены коллективом кафедры химии и фармацевтической химии Оренбургской государственной медицинской академии в соответствии в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 060301.65 – «Фармация» (квалификация – провизор), учебным планом и программой курса.
Рецензенты:
Методические рекомендации и контрольные вопросы для студентов 3 курса заочного отделения фармацевтического факультета по фармацевтической химии (I часть) рассмотрены и рекомендованы к печати РИС ОрГМА
© Кафедра химии и фармацевтической химии, 2014
Содержание
ВВЕДЕНИЕ Фармацевтическая химия в фармацевтических вузах и фармацевтических факультетах является одной из профильных специальных дисциплин, необходимых для профессиональной подготовки выпускника по специальности 060108 – Фармация. Цель изучения курса фармацевтической химии студентами заочного отделения - формирование у студентов профессионального поведения и фармацевтического мышления в области анализа лекарственных веществ, а также умений и навыков, обеспечивающих осуществление стандартизации и контроля качества лекарственных средств на стадиях разработки, изготовления, распределения, транспортировки и потребления. В результате изучения фармацевтической химии студенты должны знать: Ø общие методы оценки качества ЛС, возможность использования каждого метода в зависимости от способа получения ЛС, исходного сырья, структуры ЛВ, физико-химических процессов, которые могут происходить во время хранения и обращения ЛС; Ø факторы, влияющие на качество ЛС на всех этапах обращения; определение главных факторов в зависимости от свойств ЛВ (окислительно-восстановительных, способности к гидролизу, полимеризации); возможность предотвращения влияния факторов на доброкачественность ЛС; Ø химические методы, положенные в основу качественного анализа ЛС; основные структурные фрагменты ЛВ, по которым проводится идентификация неорганических и органических ЛВ; общие и специфические реакции на отдельные катионы, анионы и функциональные группы; Ø химические методы, положенные в основу количественного анализа ЛС; уравнения химических реакций, проходящих при кислотно-основном, окислительно-восстановительном, осадительном, комплексонометрическом титровании; Ø принципы, положенные в основу физико-химических методов анализа ЛС; Ø оборудование и реактивы для проведения химического анализа ЛС; требования к реактивам для проведения испытаний на чистоту, подлинность и количественного определения; оборудование т реактивы для проведения физико-химического анализа ЛВ; Ø принципиальную схему рефрактометра, фотоколориметра, спектрофотометра, ГЖХ, ВЭЖХ, жидкостной хроматографии; Ø структуру нормативных документов, регламентирующих качество ЛС, особенности структуры ФС и ФСП; Ø особенности анализа отдельных ЛФ; понятия распадаемости, растворения, прочности, особенности анализа мягких ЛФ; Ø физико-химические константы ЛВ, способы определения температуры плавления, угла вращения, удельного показателя поглощения, температуры кипения; Ø понятия валидации; валидационные характеристики методик качественного и количественного анализа. В результате изучения фармацевтической химии студенты должны уметь: Ø готовить реактивы, эталонные, титрованные и испытательные растворы, проводить их контроль; Ø определять общие показатели качества ЛВ: растворимость, температуру плавления, плотность, кислотность и щелочность, прозрачность, цветность, золу, потерю в массе при высушивании; Ø интерпретировать результаты УФ- и ИК-спектрометрии для подтверждения идентичности ЛВ; Ø использовать различные виды хроматографии в анализе ЛВ и интерпретировать ее результаты; Ø устанавливать количественное содержание ЛВ в субстанции и ЛФ титриметрическими методами; Ø устанавливать количественное содержание ЛВ в субстанции и ЛФ физико-химическими методами; Ø проводить испытания на чистоту ЛВ и устанавливать пределы содержания примесей химическими и физико-химическими методами. В результате изучения фармацевтической химии студенты должны владеть: Ø навыками использования экспрессных методов анализа для проведения аналитической диагностики ЛВ; Ø использования физико-химических, титриметрических, гравиметрических и хроматографических методов анализа ЛС и ЛРС; Ø методами проведения внутриаптечного контроля качества лекарств; Ø нормативной, справочной и научной литературой для решения профессиональных задач; Ø интерпретации результатов анализа ЛС для оценки их качества; Ø использование химических, биологических, инструментальных методов анализа для идентификации ЛС; Ø алгоритмами доврачебной помощи больным и пострадавшим в экстремальных ситуациях в соответствии с современными стандартами; Ø простыми лечебными процедурами и техникой общего и специального ухода за больными и пострадавшими в чрезвычайных ситуациях; Ø принципами медицинской этики и деонтологии. В соответствии с учебным планом заочного отделения фармацевтического факультета ГБОУ ВПО «ОрГМА» Минздрава России изучение курса «Фармацевтическая химия» проводится в 5-м, 6-м семестрах 3-го курса, 7-м, 8-м семестрах 4-го курса, в 9-м 10-м семестре 5-го курса и в 11-м семестре 6 курса. Освоение дисциплины предполагает лекционные и лабораторные занятия, выполнение контрольных работ. Для закрепления полученных в учебном процессе теоретических знаний, практических навыков и умений в 11-м семестре предусмотрена производственная практика по контролю качества лекарственных средств, которая проводится на базе производственных аптек и ГАУЗ "Оренбургский информационно-методический центр по экспертизе, учету и анализу обращения средств медицинского применения" г. Оренбурга. По окончании обучения студенты заочного отделения проходят итоговую государственную аттестацию (ИГА), по результатам которой им присваивается квалификация «Провизор». ИГА осуществляется в три этапа: тестирование, сдача практических навыков и итоговое собеседование. Аудиторные и внеаудиторные занятия распределяются по семестрам следующим образом:
Общая трудоемкость дисциплины составляет 684 ч, из них 74 часа предусмотрено на проведение аудиторных занятий, а 610 часов отводится для самостоятельного освоения дисциплины. Поэтому основной вид учебных занятий студентов заочного отделения – самостоятельная работа с учебным, научным и методическим материалом. Чтобы лучше запомнить и усвоить изучаемый материал, необходимо обязательно иметь рабочую тетрадь, в которую кратко конспектируются основные разделы программы курса «Фармацевтическая химия», записываются формулы лекарственных веществ, их латинские названия, физико-химические свойства, уравнения реакций подлинности и количественного определения, лекарственные формы и особенности контроля их качества. NB! Рабочая тетрадь, а также зачтенные контрольные работы являются допуском студента к аудиторным занятиям в каждом семестре и сдаче экзаменационной сессии. Очень важным условием успешного обучения на нашем факультете является самостоятельное выполнение контрольной работы. При сдаче зачета, экзамена и ИГА вам предстоит пройти собеседование, в том числе и по вопросам контрольных работ. Отсутствие положительной оценки по одной из профильных дисциплин, к числу которых относится фармацевтическая химия, является серьезным основанием для отчисления студента. Для изучения дисциплины можно воспользоваться библиотекой и аудиторным фондом кафедры по адресу: г. Оренбург, пр. Парковый, 7 учебный корпус 3. При возникновении вопросов по выполнению контрольных работ студенты могут обращаться за консультацией на кафедру химии и фармацевтической химии по адресу: г. Оренбург, пр. Парковый, 7 учебный корпус 3, ауд. 347, тел. 8 (3532) 77-65-64. Е-mail: k_chemistry@orgma.ru Три раза в семестр сотрудниками кафедры будут проводиться дни заочника, где можно получить консультацию по любому вопросу курса «Фармацевтическая химия». Информация о таких консультациях будет сообщаться на итоговом собрании в конце предыдущего семестра. Желаем удачи!
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Программа по фармацевтической химии состоит из двух частей. В первой части программы «Общая фармацевтическая химия» рассматриваются основные понятия и термины дисциплины; методологические аспекты фармацевтической химии как науки, ее проблемы и перспективы развития; зависимость между химическим строением, физико-химическими и фармакологическими свойствами лекарственных веществ, способы их получения; требования, предъявляемые к качеству фармацевтических препаратов, методы анализа и нормативную документацию, регламентирующую качество лекарственных средств. Кроме того, в этой части рекомендуется изучение государственных принципов и положений, регламентирующих качество лекарственных средств; контрольно-разрешительной системы; «Внутриаптечного контроля лекарственных средств»; специфических особенностей контроля качества лекарственных форм. Вторая часть программы «Специальная фармацевтическая химия» изучает конкретные лекарственные вещества в виде логико-дидактической схемы знаний и определенных умений, которыми должен обладать студент при изучении курса фармацевтической химии. Схема предусматривает взаимосвязь между общей и специальной фармацевтической химией.
В программу 3-го курса включены следующие разделы: 1. Общая фармацевтическая химия. 2. Фармацевтический анализ. 3. Специальная фармацевтическая химия. 3.1. Неорганические и металлоорганические лекарственные средства. 3.2. Органические лекарственные вещества. 3.2.1. Алифатические и алициклические соединения. 3.2.2. Ароматические соединения. Схема Содержание модулей
Элементы компетенций, формируемые данной дисциплиной ОК- ОК-1 ПК- ПК – 35, ПК-36, ПК-37
Вопросы для самоконтроля 1. Перечислите задачи фармацевтической химии на современном этапе. 2. В каком разделе фармакопеи приводятся характеристики используемых растворов кислот, солей, оснований? 3. Что такое ОФС, ФС, ФСП, в чем их отличие? 4. Дать определение понятию подлинность. 5. Как определяются частовстречающиеся структурные части? Приведите примеры. 6. Как классифицируют примеси, встречающиеся в лекарственных веществах? 7. Что такое эталонные растворы? С какой целью их применяют в фармацевтическом анализе? 8. Опишите условия проведения испытаний на допустимые и недопустимые примеси в лекарственных веществах. 9. Как проводят испытания на отсутствие запаха?
Вопросы для самоконтроля 1. Приведите латинские названия лекарственных веществ: калия и натрия бромидов, йодидов, хлоридов. 2. Приведите общие и отличительные реакции идентификации калия бромида и натрия йодида. 3. Приведите формулы и химические названия индикаторов, применяемых в аргентометрии. 4. Сравните отношение галогенидов серебра к раствору аммиака. 5. Почему реакция на ион калия с винной кислотой проводится в присутствии ацетата натрия? 6. Приведите уравнения реакций количественного определения калия бромида. 7. В какой среде следует титровать галогениды по методу Фольгарда?
Кислород и его соединения Вода очищенная и вода для инъекций. Определение влаги в лекарственных веществах. Водорода пероксид. Получение, методы анализа. Соединения серы. Натрия тиосульфат. 1. Необходимо изучить источники получения и очистки кислорода, его физические и химические свойства, использование в медицинской практике и в фармацевтическом анализе. 2. Обратить внимание на определение доброкачественности воды очищенной (наличие допустимых и недопустимых примесей). Сравнить требования и условия хранения воды в зависимости от медицинского назначения. Подробно остановиться на методах определения влаги в лекарственных средствах. 3. Изучая водорода пероксид и лекарственные средства на его основе раствор водорода пероксид разведенный, магния пероксид, гидроперит) необходимо обратить внимание на окислительно-восстановительные свойства лекарственных веществ и вытекающие отсюда особенности анализа. Выделить сходство и различие в физических свойствах, реакциях идентификации, хранении и медицинском применении. Особое внимание следует обратить на перманганатометрический и йодометрический методы анализа, рассмотреть условия определения, индикацию точки эквивалентности, расчеты эквивалентов. 4. При изучении натрия тиосульфата нужно разобраться в реакциях идентификации и условиях йодометрического определения натрия тиосульфата (прямая йодометрия). Уточнить момент прибавления и количество прибавляемого индикатора. Обратить внимание на поведение лекарственного средства в сухом, влажном воздухе и при нагревании; увязать эти свойства с условиями хранения. Вопросы для самоконтроля 1. Укажите особенности определения недопустимых примесей. 2. Сущность метода количественного определения кислорода. 3. Особенности работы с газообразными веществами. 4. Приведите латинские названия лекарственных средств на основе водорода пероксида. 5. Какое вещество используют в качестве стабилизатора водорода пероксида? Приведите реакции идентификации стабилизатора. 6. Какие свойства проявляет водорода пероксид в реакциях с калия йодидом или перманганатом калия в кислой среде? 7. Сущность метода определения влаги реактивом Фишера. 8. Какие свойства проявляет натрия тиосульфат при взаимодействии с раствором йода?
Соединения бора Кислота борная. Натрия тетраборат. Получение, сравнительная оценка методов анализа и хранения. Необходимо рассмотреть: 1. Источники и способы получения. 2. Кислотно-основные свойства, способность к взаимодействию с глицерином, вытекающие отсюда особенности анализа. 3. Свойства, определяющие применение кислоты борной и натрия тетрабората как антисептических средств. Вопросы для самоконтроля 1. Опишите химические изменения кислоты борной при прокаливании, а так же при сжигании в пламени спиртовки. 2. Обоснуйте необходимость применения глицерина при алкалиметрическом определении борной кислоты. Чему равен эквивалент? 3. Реакции идентификации кислоты борной и натрия тетрабората. 4. Какую реакцию среды имеет водный раствор натрия тетрабората в воде и в 70 % глицерине? Представьте уравнения соответствующих взаимодействий.
Вопросы для самоконтроля 1. Напишите латинские названия и формулы магния оксида, магния сульфата, кальция хлорида, бария сульфата. 2. Напишите уравнения реакций, протекающих при количественном определении комплексонометрическим способом магния сульфата и кальция хлорида. Применение магния сульфата и его лекарственных форм в медицине. 3. Приведите реакции подлинности на ионы магния и кальция. 4. Какими реакциями идентифицируют бария сульфат? 5. Какие примеси недопустимы в бария сульфате для рентгеноскопии и почему? 6. Приведите формулы и химические названия индикаторов кислотного хром черного специального, пирокатехинового фиолетового.
Вопросы для самоконтроля 1. Каков состав висмута нитрата основного, его отношение к азотной кислоте и едким щелочам, а так же к йодиду калия? 2. Как доказать наличие нитрат-иона в висмута нитрате основном? 3. Отношение цинка оксида к нагреванию и прокаливанию. 4. Каким образом определить количественное содержание цинка оксида? 5. Методы количественного определения серебра нитрата. Какой при этом используется индикатор? 6. Метод количественного определения меди сульфата. 7. Применение серебра нитрата, колларгола и протаргол в медицине. 8. Обоснуйте условия хранения серебра нитрата и меди сульфата. 9. Реакции подлинности и количественного определения препаратов цинка и висмута нитрата основного. Применение их в медицине.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Контрольные работы представляют собой вопросы и ситуационные задачи, для решения которых необходимо внимательно ознакомиться с материалом, изложенным в рекомендованной литературе, требованиями общих и частных фармакопейных статей ГФXI, ГФXII и другой нормативной документации, а также с методическими разработками кафедры. К выполнению контрольной работы следует приступать только после изучения определенной части программы и краткого конспектирования темы в рабочей тетради. При выполнении контрольной работы студент должен придерживаться следующих требований: 1. Каждая контрольная работа должна выполняться самостоятельно с учетом методических указаний настоящего комплекса. Не следует механически переписывать учебник! 2. Номер варианта контрольной работы определяется преподавателем. Работа, выполненная по другому варианту, не зачитывается. Так как студент-заочник выполняет только один вариант контрольной работы, остальные вопросы должны быть использованы в качестве вопросов для самоподготовки. 3. Каждая контрольная работа должна быть оформлена следующим образом: шрифт Times New Roman, размер 14 пт, на листах стандартного размера А4. Поля страницы должны быть: левое – 4; правое – 1,5; верхнее – 2; нижнее – 2. Абзацы выравниваются по ширине, отступ первой строки абзаца – 1, см, межстрочный интервал 1,5. Все страницы контрольной работы нумеруются. Номер страницы на титульном листе не указывается. 4. Контрольная работа оформляется в печатном виде с одной стороны листа в папке-скоросшивателе. 5. Образец оформления титульного листа приведен в приложении 1. 6. Построение химических формул осуществляется с помощью таких программ, как WinChem, ChemDraw и др. 7. Работа должна быть структурирована и разделена на отдельные задания. 8. Номера и условия заданий должны быть в том порядке, в котором они указаны в таблице вариантов. 9. Ответы на вопросы контрольных работ должны быть краткими, логичными, исчерпывающими. Необходимо ответы на контрольные вопросы начинать с написания латинских, русских и химических названий лекарственных веществ. Ответы должны иллюстрироваться правильно написанными уравнениями химических реакций, положенными в основу методов синтеза и анализа лекарственных веществ. При составлении схем синтеза необходимо характеризовать или называть каждую его стадию (этерификация, ацилированние, нитрование, диазотирование, восстановление, окисление, галоидирование, конденсация и др.) и промежуточные продукты. Приводя реакции на подлинность или методы количественного определения необходимо избегать подробного описания методик. Достаточно обосновать реакцию подлинности или метод количественного определения, а затем подтвердить уравнениями реакций, положенными в основу реакции или метода. При характеристике качественных реакций следует указывать, каким внешним эффектом они сопровождаются: выпадение в осадок, цвет осадка, в чем он растворяется, появление окраски, выделение газообразных продуктов и как они обнаруживаются. Если при выполнении качественных реакций требуются особые условия, кратко оговорить их при характеристике реакции. Например, при описании реакции обнаружения хлорид-иона примерная форма ответа может быть следующей: реакция обнаружения хлорид-ионов согласно ГФ основана на образовании белого творожестого осадка при взаимодействии с ионами серебра. Привести уравнения реакции, лучше в ионной форме. Реакцию, в целях повышения селективности, выполняют в азотнокислой среде. Осадок хлорида серебра растворим в избытке карбоната аммония, а также в водном растворе аммиака вследствие образования комплексного соединения аммиаката серебра (уравнения реакций). Дополнительным подтверждением подлинности хлорид-ионов является разрушение аммиаката серебра под действием избытка азотной кислоты (уравнение реакции). При характеристике объемных (титриметрических) методов количественного определения лекарственных веществ необходимо выделить: а) сущность метода, б) условия (рН, индикатор), в) эквивалент, титр по определяемому веществу. Например, при описании комплексонометрического (три-лонометрического) метода определения магния сульфата примерная форма ответа может быть следующей: количественное определение магния сульфата проводится трилонометрическим методом, основанным на образовании прочного комплекса ионов магния с комплексоном — трилоном Б. Титрование проводят в присутствии аммиачного буферного раствора. Металлоиндикатор
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.118.237 (0.011 с.) |