Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изучения групп и отдельных лекарственных соединений

Поиск

Министерства здравоохранения Российской Федерации

 

 

Кафедра химии и фармацевтической химии

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

к выполнению контрольных работ
по фармацевтической химии
для студентов заочного отделения

(I часть)

 

 

Оренбург – 2014


УДК

615.4: 54 (075.8)

 

 

Авторы: И.В. Михайлова, Н.А. Кузьмичева, Д.С. Карманова, Л.А. Чеснокова.

Под общей редакцией заведующего кафедрой химии и фармацевтической химии, профессора, д.м.н., С.И. Красикова

 

 

Методические рекомендации и контрольные вопросы для студентов 3 курса заочного отделения фармацевтического факультета по фармацевтической химии (I часть) Оренбург, 2014. – 48 с.

 

Методические рекомендации подготовлены коллективом кафедры химии и фармацевтической химии Оренбургской государственной медицинской академии в соответствии в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 060301.65 – «Фармация» (квалификация – провизор), учебным планом и программой курса.

 

Рецензенты:

  1. Доцент кафедры химии ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный аграрный университет», к.х.н. Безрядин С.Г.
  2. Заведующий кафедрой управления и экономики фармации, фармацевтической технологии и фармакогнозии ГБОУ ВПО ОрГМА Минздрава России, доцент, к.м.н. А.Н. Саньков.

 

Методические рекомендации и контрольные вопросы для студентов 3 курса заочного отделения фармацевтического факультета по фармацевтической химии (I часть) рассмотрены и рекомендованы к печати РИС ОрГМА

 

© Кафедра химии и фармацевтической химии, 2014


 

Содержание

 

Введение  
1. Содержание дисциплины  
2. Методические указания к изучению отдельных тем  
  2.1. Общая фармацевтическая химия  
  2.2. Специальная фармацевтическая химия. Неорганические лекарственные вещества.  
3. Порядок выполнения и оформления контрольных работ  
4. Контрольная работа №1  
  4.1. Блок I  
  4.2. Блок II  
  4.3. Блок III  
  4.4. Блок IV  
  4.5. Блок V  
Список рекомендуемой литературы  
Приложение 1  

 


 

ВВЕДЕНИЕ

Фармацевтическая химия в фармацевтических вузах и фармацевтических факультетах является одной из профильных специальных дисциплин, необходимых для профессиональной подготовки выпускника по специальности 060108 – Фармация.

Цель изучения курса фармацевтической химии студентами заочного отделения - формирование у студентов профессионального поведения и фармацевтического мышления в области анализа лекарственных веществ, а также умений и навыков, обеспечивающих осуществление стандартизации и контроля качества лекарственных средств на стадиях разработки, изготовления, распределения, транспортировки и потребления.

В результате изучения фармацевтической химии студенты должны знать:

Ø общие методы оценки качества ЛС, возможность использования каждого метода в зависимости от способа получения ЛС, исходного сырья, структуры ЛВ, физико-химических процессов, которые могут происходить во время хранения и обращения ЛС;

Ø факторы, влияющие на качество ЛС на всех этапах обращения; определение главных факторов в зависимости от свойств ЛВ (окислительно-восстановительных, способности к гидролизу, полимеризации); возможность предотвращения влияния факторов на доброкачественность ЛС;

Ø химические методы, положенные в основу качественного анализа ЛС; основные структурные фрагменты ЛВ, по которым проводится идентификация неорганических и органических ЛВ; общие и специфические реакции на отдельные катионы, анионы и функциональные группы;

Ø химические методы, положенные в основу количественного анализа ЛС; уравнения химических реакций, проходящих при кислотно-основном, окислительно-восстановительном, осадительном, комплексонометрическом титровании;

Ø принципы, положенные в основу физико-химических методов анализа ЛС;

Ø оборудование и реактивы для проведения химического анализа ЛС; требования к реактивам для проведения испытаний на чистоту, подлинность и количественного определения; оборудование т реактивы для проведения физико-химического анализа ЛВ;

Ø принципиальную схему рефрактометра, фотоколориметра, спектрофотометра, ГЖХ, ВЭЖХ, жидкостной хроматографии;

Ø структуру нормативных документов, регламентирующих качество ЛС, особенности структуры ФС и ФСП;

Ø особенности анализа отдельных ЛФ; понятия распадаемости, растворения, прочности, особенности анализа мягких ЛФ;

Ø физико-химические константы ЛВ, способы определения температуры плавления, угла вращения, удельного показателя поглощения, температуры кипения;

Ø понятия валидации; валидационные характеристики методик качественного и количественного анализа.

В результате изучения фармацевтической химии студенты должны уметь:

Ø готовить реактивы, эталонные, титрованные и испытательные растворы, проводить их контроль;

Ø определять общие показатели качества ЛВ: растворимость, температуру плавления, плотность, кислотность и щелочность, прозрачность, цветность, золу, потерю в массе при высушивании;

Ø интерпретировать результаты УФ- и ИК-спектрометрии для подтверждения идентичности ЛВ;

Ø использовать различные виды хроматографии в анализе ЛВ и интерпретировать ее результаты;

Ø устанавливать количественное содержание ЛВ в субстанции и ЛФ титриметрическими методами;

Ø устанавливать количественное содержание ЛВ в субстанции и ЛФ физико-химическими методами;

Ø проводить испытания на чистоту ЛВ и устанавливать пределы содержания примесей химическими и физико-химическими методами.

В результате изучения фармацевтической химии студенты должны владеть:

Ø навыками использования экспрессных методов анализа для проведения аналитической диагностики ЛВ;

Ø использования физико-химических, титриметрических, гравиметрических и хроматографических методов анализа ЛС и ЛРС;

Ø методами проведения внутриаптечного контроля качества лекарств;

Ø нормативной, справочной и научной литературой для решения профессиональных задач;

Ø интерпретации результатов анализа ЛС для оценки их качества;

Ø использование химических, биологических, инструментальных методов анализа для идентификации ЛС;

Ø алгоритмами доврачебной помощи больным и пострадавшим в экстремальных ситуациях в соответствии с современными стандартами;

Ø простыми лечебными процедурами и техникой общего и специального ухода за больными и пострадавшими в чрезвычайных ситуациях;

Ø принципами медицинской этики и деонтологии.

В соответствии с учебным планом заочного отделения фармацевтического факультета ГБОУ ВПО «ОрГМА» Минздрава России изучение курса «Фармацевтическая химия» проводится в 5-м, 6-м семестрах 3-го курса, 7-м, 8-м семестрах 4-го курса, в 9-м 10-м семестре 5-го курса и в 11-м семестре 6 курса. Освоение дисциплины предполагает лекционные и лабораторные занятия, выполнение контрольных работ. Для закрепления полученных в учебном процессе теоретических знаний, практических навыков и умений в 11-м семестре предусмотрена производственная практика по контролю качества лекарственных средств, которая проводится на базе производственных аптек и ГАУЗ "Оренбургский информационно-методический центр по экспертизе, учету и анализу обращения средств медицинского применения" г. Оренбурга. По окончании обучения студенты заочного отделения проходят итоговую государственную аттестацию (ИГА), по результатам которой им присваивается квалификация «Провизор». ИГА осуществляется в три этапа: тестирование, сдача практических навыков и итоговое собеседование.

Аудиторные и внеаудиторные занятия распределяются по семестрам следующим образом:

 

Курс Семестр Количество контроль- ных работ Лек- ции (ч)   Лабора- торные занятия (ч) Внеауди-торная работа (ч) Вид промежуточной аттестации
            зачет
            зачет
            зачет
            экзамен
            -

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 684 ч, из них 74 часа предусмотрено на проведение аудиторных занятий, а 610 часов отводится для самостоятельного освоения дисциплины. Поэтому основной вид учебных занятий студентов заочного отделения – самостоятельная работа с учебным, научным и методическим материалом.

Чтобы лучше запомнить и усвоить изучаемый материал, необходимо обязательно иметь рабочую тетрадь, в которую кратко конспектируются основные разделы программы курса «Фармацевтическая химия», записываются формулы лекарственных веществ, их латинские названия, физико-химические свойства, уравнения реакций подлинности и количественного определения, лекарственные формы и особенности контроля их качества.

NB! Рабочая тетрадь, а также зачтенные контрольные работы являются допуском студента к аудиторным занятиям в каждом семестре и сдаче экзаменационной сессии.

Очень важным условием успешного обучения на нашем факультете является самостоятельное выполнение контрольной работы. При сдаче зачета, экзамена и ИГА вам предстоит пройти собеседование, в том числе и по вопросам контрольных работ. Отсутствие положительной оценки по одной из профильных дисциплин, к числу которых относится фармацевтическая химия, является серьезным основанием для отчисления студента.

Для изучения дисциплины можно воспользоваться библиотекой и аудиторным фондом кафедры по адресу: г. Оренбург, пр. Парковый, 7 учебный корпус 3.

При возникновении вопросов по выполнению контрольных работ студенты могут обращаться за консультацией на кафедру химии и фармацевтической химии по адресу: г. Оренбург, пр. Парковый, 7 учебный корпус 3, ауд. 347, тел. 8 (3532) 77-65-64. Е-mail: k_chemistry@orgma.ru

Три раза в семестр сотрудниками кафедры будут проводиться дни заочника, где можно получить консультацию по любому вопросу курса «Фармацевтическая химия». Информация о таких консультациях будет сообщаться на итоговом собрании в конце предыдущего семестра.

Желаем удачи!

 


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Программа по фармацевтической химии состоит из двух частей. В первой части программы «Общая фармацевтическая химия» рассматриваются основные понятия и термины дисциплины; методологические аспекты фармацевтической химии как науки, ее проблемы и перспективы развития; зависимость между химическим строением, физико-химическими и фармакологическими свойствами лекарственных веществ, способы их получения; требования, предъявляемые к качеству фармацевтических препаратов, методы анализа и нормативную документацию, регламентирующую качество лекарственных средств. Кроме того, в этой части рекомендуется изучение государственных принципов и положений, регламентирующих качество лекарственных средств; контрольно-разрешительной системы; «Внутриаптечного контроля лекарственных средств»; специфических особенностей контроля качества лекарственных форм.

Вторая часть программы «Специальная фармацевтическая химия» изучает конкретные лекарственные вещества в виде логико-дидактической схемы знаний и определенных умений, которыми должен обладать студент при изучении курса фармацевтической химии. Схема предусматривает взаимосвязь между общей и специальной фармацевтической химией.

 

В программу 3-го курса включены следующие разделы:

1. Общая фармацевтическая химия.

2. Фармацевтический анализ.

3. Специальная фармацевтическая химия.

3.1. Неорганические и металлоорганические лекарственные средства.

3.2. Органические лекарственные вещества.

3.2.1. Алифатические и алициклические соединения.

3.2.2. Ароматические соединения.

Схема

Содержание модулей

№ п/п Наименование модуля дисциплины Содержание модуля (в дидактических единицах)     Компетенции
1. Общая фармацевтическая химия   ДЕ-1. Предмет и задачи фармацевтической химии, ее связь с другими науками. Объекты фармацевтической химии. Источники, пути поиска и методы получения лекарственных веществ. Классификация ЛВ. Фармацевтический анализ и его особенности. Методы фармацевтического анализа. Нормативная документация, используемая при проведении фармацевтического анализа. ДЕ-2. Причины недоброкачественности лек. Средств. Природа и характер примесей, общие и частные методы их обнаружения. Приемы установления пределов допустимых примесей (эталонный и безэталонный способы). Описание внешнего вида лекарствен­ного вещества и оценка его растворимости как общая ориентировочная характеристика испытуе­мого вещества. ДЕ-3. Установление подлинности ЛВ. Физические свойства, химические и физи­ко-химические методы, используемые для подтверждения подлинности лекарственных средств. Биологические и микробиологические методы контроля качества ЛВ. ДЕ-4. Методы количественного определения ЛВ. Химические методы анализа: осадительное титрование, кислотно-основное и оксилительно-восстановительное титрование, комплексонометрия, нитритометрия, титрование в среде неводных растворителей, элементный анализ. Физи­ческие и физико-химические методы анализа: оптические, электрохимические методы; методы, основанные на поглощении электромагнитного излучения; методы, основанные на испускании излучения, на использовании магнитного поля; термические методы; методы разделения. ОК-1.   ПК-35 ПК-36 ПК-37
2.   Неорганические и металлоорганические лекарственные вещества     ДЕ-1.Определение качества воды очищенной, воды для инъекций, кислорода, растворы пероксида водорода, магния пероксида, гидроперита. ДЕ-2.Определение качества натрия тиосульфата, натрия нитрита. Определение качества лекарствен­ных средств из группы карбонатов и гидрокар­бонатов. ДЕ-3.Определение качества лекарственных средств, производных галогенов. ДЕ-4.Определение качества лекарственных средств из группы соединений кальция, магния, бария, цинка. ДЕ-5.Определение качества лекарственных средств из группы соединений бора, серебра. ДЕ-6.Определение качества лекарственных средств из группы соединений меди, висмута, алюминия, железа. ОК-1.   ПК-35 ПК-36 ПК-37

Элементы компетенций, формируемые данной дисциплиной

ОК- ОК-1

ПК- ПК – 35, ПК-36, ПК-37

1. ОК-1 способность и готовность анализировать социально значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1)
1.1. Компонент - анализ социально значимых проблем и процессов
1.1.1. Содержание способность выявлять и анализировать проблемы и процессы актуальные для общества. Во всех темах курса «Органическая химия» анализируются актуальные проблемы современной медицины, фармации и общества с целью формирования у студентов активной профессиональной и гражданской позиции.
1.1.2. Технология организация учебной и самостоятельной работы студентов, направленной на развитие навыков ведения дискуссий, публичных выступлений, аргументированного высказывания своего мнения, анализа учебной и научной литературы, правовых и этических документов, написания рефератов.
1.1.3. Контроль тестирование, опрос, рецензирование рефератов и обзоров по данной тематике, выступления с докладами на практическом занятии и заседаниях кружка СНО.
1.2. Компонент использование на практике методов гуманитарных наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
1.2.1. Содержание способность применять основные категории, подходы, теории, методы гуманитарных и социально-экономических наук для исследования социальной реальности.
1.2.2. Технология применение различных методик исследовательской работы в учебной и самостоятельной работе студентов: анализ учебной, справочной и научной литературы, конспектирование, сравнительный анализ различных источников, систематизация и обобщение полученных данных, аргументация выводов, написание научных работ, подготовка выступлений, изучение терминов, поиск источников информации, в том числе в сети Интернет.
1.2.3. Контроль устный опрос, проверка письменных работ в рабочих тетрадях, конспектов, таблиц, оценивание решения ситуационных задач, терминологический диктант, тестирование, рецензирование научных работ, редактирование выступлений.
2. ПК-35способность и готовность проводить анализ лекарственных средств с помощью химических, биологических и физико-химических методов в соответствии с требованиями Государственной фармакопеи (ПК-35);
1.1. Компонент анализ лекарственных средств, с помощью химических методов
1.1.1. Содержание способность применять методы количественного анализа: осадительное титрование, кислотно-основное и оксилительно-восстановительное титрование, комплексонометрия, нитритометрия, титрование в среде неводных растворителей, элементный анализ для анализа ЛС.
1.1.2. Технология работа с нормативно – правовой документацией, работа с аналитической посудой, научным оборудованием, ведение протоколов лабораторных анализов, систематизация и обобщение полученных результатов, построение кривых титрования и установление на их основе объемов титранта, написание научных работ, подготовка выступлений.
1.1.3. Контроль проверка протоколов лабораторных работ, обсуждение результатов самостоятельной исследовательской работы с преподавателем и в рамках кружка СНО.
1.2. Компонент анализ лекарственных средств, с помощью биологических методов
1.2.1. Содержание способность применять принципы моделирования физиологических функций, микробиологические методы оценки качества ЛС и ЛРС в соответствии с требованиями НД.
1.2.2. Технология измерение важнейших показателей жизнедеятельности человека в покое и при нагрузке, проведение экспериментальных исследований физиологических функций и анализ полученных результатов, приготовление и окрашивание микропрепаратов простыми методами и методом Грамма, микроскопирование, выделение чистой культуры микроорганизмов, анализ ЛРС и ЛП по показателям микробиологической чистоты.
1.2.3. Контроль устный опрос, проверка письменных работ в рабочих тетрадях, конспектов, оценивание решения ситуационных задач, тестирование, рецензирование научных работ, редактирование выступлений.
1.3. Компонент анализ лекарственных средств, с помощью физико-химических методов
1.3.1. Содержание способность пользоваться физическим, химическим оборудованием, компьютеризированными приборами, проводить разделение катионов и анионов химическими и хроматографическими методами, идентифицировать предложенные соединения на основе результатов качественных реакций, а также данных УФ- и ИК-спектроскопии, работать с микроскопом и бинокуляром.
1.3.2. Технология практическое использование приборов и аппаратуры при физическом анализе веществ, применение методов колориметрии, поляриметрии, спектрофотометрии и рефрактометрии, работа на физических приборах, используемых для количественного и качественного анализа (фотоколориметр, спектрофотометр, рН-метр, кулонометр, амперметр).
1.3.3. Контроль устный опрос, проверка письменных работ в рабочих тетрадях, конспектов, оценивание решения ситуационных задач, тестирование, рецензирование научных работ, редактирование выступлений.
3. ПК-36 способностью и готовностью интерпретировать и оценивать результаты анализа лекарственных средств (ПК-36)
1.1. Компонент интерпретирование и оценка результатов анализа ЛС
1.1.1. Содержание способность применять НД и различные методы для интерпретирование и оценка результатов анализа ЛС.
1.1.2. Технология применение табулирования экспериментальных данных, графически представлять их, интерполировать, экстраполировать для нахождения искомых величин, проведение статистической обработки экспериментальных данных, анализ учебной, справочной и научной литературы, конспектирование, сравнительный анализ различных источников, систематизация и обобщение полученных данных, аргументация выводов.
1.1.3. Контроль устный опрос, проверка письменных работ в рабочих тетрадях, конспектов, оценивание решения ситуационных задач, тестирование, рецензирование научных работ, редактирование выступлений, работа с нормативно – правовой документацией, работа с аналитической посудой, научным оборудованием, ведение протоколов лабораторных анализов, систематизация и обобщение полученных результатов, построение кривых титрования и установление на их основе объемов титранта, написание научных работ, подготовка выступлений.
4. ПК-37 способностью и готовностью проводить определение физико-химических характеристик отдельных лекарственных форм, в том числе таблеток, мазей, растворов для инъекций (ПК-37)
1.1. Компонент определение физико-химических характеристик таблеток
1.1.1. Содержание способность применять методы количественного и качественного анализа, регламентированные НД.
1.1.2. Технология использование приборов и аппаратуры при физическом анализе веществ, применение методов колориметрии, поляриметрии, спектрофотометрии и рефрактометрии, работа на физических приборах, используемых для количественного и качественного анализа (фотоколориметр, спектрофотометр, рН-метр, кулонометр, амперметр).
1.1.3. Контроль устный опрос, проверка письменных работ в рабочих тетрадях, конспектов, оценивание решения ситуационных задач, тестирование, рецензирование научных работ, редактирование выступлений, работа с нормативно – правовой документацией.
1.2. Компонент определение физико-химических характеристик мазей
1.2.1. Содержание способность применять методы количественного и качественного анализа, регламентированные НД.
1.2.2. Технология использование приборов и аппаратуры при физическом анализе веществ, применение методов колориметрии, поляриметрии, спектрофотометрии и рефрактометрии, работа на физических приборах, используемых для количественного и качественного анализа (фотоколориметр, спектрофотометр, рН-метр, кулонометр, амперметр).
1.2.3. Контроль устный опрос, проверка письменных работ в рабочих тетрадях, конспектов, оценивание решения ситуационных задач, тестирование, рецензирование научных работ, редактирование выступлений, работа с нормативно – правовой документацией.
1.3. Компонент определение физико-химических характеристик растворов для инъекций
1.3.1. Содержание способность применять методы количественного и качественного анализа, регламентированные НД.
1.3.2. Технология использование приборов и аппаратуры при физическом анализе веществ, применение методов колориметрии, поляриметрии, спектрофотометрии и рефрактометрии, работа на физических приборах, используемых для количественного и качественного анализа (фотоколориметр, спектрофотометр, рН-метр, кулонометр, амперметр).
1.3.3. Контроль устный опрос, проверка письменных работ в рабочих тетрадях, конспектов, оценивание решения ситуационных задач, тестирование, рецензирование научных работ, редактирование выступлений, работа с нормативно – правовой документацией.

Вопросы для самоконтроля

1. Перечислите задачи фармацевтической химии на современном этапе.

2. В каком разделе фармакопеи приводятся характеристики используемых растворов кислот, солей, оснований?

3. Что такое ОФС, ФС, ФСП, в чем их отличие?

4. Дать определение понятию подлинность.

5. Как определяются частовстречающиеся структурные части? Приведите примеры.

6. Как классифицируют примеси, встречающиеся в лекарственных веществах?

7. Что такое эталонные растворы? С какой целью их применяют в фармацевтическом анализе?

8. Опишите условия проведения испытаний на допустимые и недопустимые примеси в лекарственных веществах.

9. Как проводят испытания на отсутствие запаха?

 

Вопросы для самоконтроля

1. Приведите латинские названия лекарственных веществ: калия и натрия бромидов, йодидов, хлоридов.

2. Приведите общие и отличительные реакции идентификации калия бромида и натрия йодида.

3. Приведите формулы и химические названия индикаторов, применяемых в аргентометрии.

4. Сравните отношение галогенидов серебра к раствору аммиака.

5. Почему реакция на ион калия с винной кислотой проводится в присутствии ацетата натрия?

6. Приведите уравнения реакций количественного определения калия бромида.

7. В какой среде следует титровать галогениды по методу Фольгарда?

 

Кислород и его соединения

Вода очищенная и вода для инъекций. Определение влаги в лекарственных веществах. Водорода пероксид. Получение, методы анализа. Соединения серы. Натрия тиосульфат.

1. Необходимо изучить источники получения и очистки кислорода, его физические и химические свойства, использование в медицинской практике и в фармацевтическом анализе.

2. Обратить внимание на определение доброкачественности воды очищенной (наличие допустимых и недопустимых примесей). Сравнить требования и условия хранения воды в зависимости от медицинского назначения. Подробно остановиться на методах определения влаги в лекарственных средствах.

3. Изучая водорода пероксид и лекарственные средства на его основе раствор водорода пероксид разведенный, магния пероксид, гидроперит) необходимо обратить внимание на окислительно-восстановительные свойства лекарственных веществ и вытекающие отсюда особенности анализа. Выделить сходство и различие в физических свойствах, реакциях идентификации, хранении и медицинском применении. Особое внимание следует обратить на перманганатометрический и йодометрический методы анализа, рассмотреть условия определения, индикацию точки эквивалентности, расчеты эквивалентов.

4. При изучении натрия тиосульфата нужно разобраться в реакциях идентификации и условиях йодометрического определения натрия тиосульфата (прямая йодометрия). Уточнить момент прибавления и количество прибавляемого индикатора. Обратить внимание на поведение лекарственного средства в сухом, влажном воздухе и при нагревании; увязать эти свойства с условиями хранения.

Вопросы для самоконтроля

1. Укажите особенности определения недопустимых примесей.

2. Сущность метода количественного определения кислорода.

3. Особенности работы с газообразными веществами.

4. Приведите латинские названия лекарственных средств на основе водорода пероксида.

5. Какое вещество используют в качестве стабилизатора водорода пероксида? Приведите реакции идентификации стабилизатора.

6. Какие свойства проявляет водорода пероксид в реакциях с калия йодидом или перманганатом калия в кислой среде?

7. Сущность метода определения влаги реактивом Фишера.

8. Какие свойства проявляет натрия тиосульфат при взаимодействии с раствором йода?

 

Соединения бора

Кислота борная. Натрия тетраборат. Получение, сравнительная оценка методов анализа и хранения. Необходимо рассмотреть:

1. Источники и способы получения.

2. Кислотно-основные свойства, способность к взаимодействию с глицерином, вытекающие отсюда особенности анализа.

3. Свойства, определяющие применение кислоты борной и натрия тетрабората как антисептических средств.

Вопросы для самоконтроля

1. Опишите химические изменения кислоты борной при прокаливании, а так же при сжигании в пламени спиртовки.

2. Обоснуйте необходимость применения глицерина при алкалиметрическом определении борной кислоты. Чему равен эквивалент?

3. Реакции идентификации кислоты борной и натрия тетрабората.

4. Какую реакцию среды имеет водный раствор натрия тетрабората в воде и в 70 % глицерине? Представьте уравнения соответствующих взаимодействий.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Напишите латинские названия и формулы магния оксида, магния сульфата, кальция хлорида, бария сульфата.

2. Напишите уравнения реакций, протекающих при количественном определении комплексонометрическим способом магния сульфата и кальция хлорида. Применение магния сульфата и его лекарственных форм в медицине.

3. Приведите реакции подлинности на ионы магния и кальция.

4. Какими реакциями идентифицируют бария сульфат?

5. Какие примеси недопустимы в бария сульфате для рентгеноскопии и почему?

6. Приведите формулы и химические названия индикаторов кислотного хром черного специального, пирокатехинового фиолетового.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Каков состав висмута нитрата основного, его отношение к азотной кислоте и едким щелочам, а так же к йодиду калия?

2. Как доказать наличие нитрат-иона в висмута нитрате основном?

3. Отношение цинка оксида к нагреванию и прокаливанию.

4. Каким образом определить количественное содержание цинка оксида?

5. Методы количественного определения серебра нитрата. Какой при этом используется индикатор?

6. Метод количественного определения меди сульфата.

7. Применение серебра нитрата, колларгола и протаргол в медицине.

8. Обоснуйте условия хранения серебра нитрата и меди сульфата.

9. Реакции подлинности и количественного определения препаратов цинка и висмута нитрата основного. Применение их в медицине.

 


ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ И

ОФОРМЛЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

 

Контрольные работы представляют собой вопросы и ситуационные задачи, для решения которых необходимо внимательно ознакомиться с материалом, изложенным в рекомендованной литературе, требованиями общих и частных фармакопейных статей ГФXI, ГФXII и другой нормативной документации, а также с методическими разработками кафедры.

К выполнению контрольной работы следует приступать только после изучения определенной части программы и краткого конспектирования темы в рабочей тетради.

При выполнении контрольной работы студент должен придерживаться следующих требований:

1. Каждая контрольная работа должна выполняться самостоятельно с учетом методических указаний настоящего комплекса. Не следует механически переписывать учебник!

2. Номер варианта контрольной работы определяется преподавателем. Работа, выполненная по другому варианту, не зачитывается. Так как студент-заочник выполняет только один вариант контрольной работы, остальные вопросы должны быть использованы в качестве вопросов для самоподготовки.

3. Каждая контрольная работа должна быть оформлена следующим образом: шрифт Times New Roman, размер 14 пт, на листах стандартного размера А4. Поля страницы должны быть: левое – 4; правое – 1,5; верхнее – 2; нижнее – 2. Абзацы выравниваются по ширине, отступ первой строки абзаца – 1, см, межстрочный интервал 1,5.

Все страницы контрольной работы нумеруются. Номер страницы на титульном листе не указывается.

4. Контрольная работа оформляется в печатном виде с одной стороны листа в папке-скоросшивателе.

5. Образец оформления титульного листа приведен в приложении 1.

6. Построение химических формул осуществляется с помощью таких программ, как WinChem, ChemDraw и др.

7. Работа должна быть структурирована и разделена на отдельные задания.

8. Номера и условия заданий должны быть в том порядке, в котором они указаны в таблице вариантов.

9. Ответы на вопросы контрольных работ должны быть краткими, логичными, исчерпывающими. Необходимо ответы на контрольные вопросы начинать с написания латинских, русских и химических названий лекарственных веществ. Ответы должны иллюстрироваться правильно написанными уравнениями химических реакций, положенными в основу методов синтеза и анализа лекарственных веществ.

При составлении схем синтеза необходимо характеризовать или называть каждую его стадию (этерификация, ацилированние, нитрование, диазотирование, восстановление, окисление, галоидирование, конденсация и др.) и промежуточные продукты.

Приводя реакции на подлинность или методы количественного определения необходимо избегать подробного описания методик. Достаточно обосновать реакцию подлинности или метод количественного определения, а затем подтвердить уравнениями реакций, положенными в основу реакции или метода.

При характеристике качественных реакций следует указывать, каким внешним эффектом они сопровождаются: выпадение в осадок, цвет осадка, в

чем он растворяется, появление окраски, выделение газообразных продуктов и как они обнаруживаются. Если при выполнении качественных реакций требуются особые условия, кратко оговорить их при характеристике реакции.

Например, при описании реакции обнаружения хлорид-иона примерная форма ответа может быть следующей: реакция обнаружения хлорид-ионов согласно ГФ основана на образовании белого творожестого осадка при взаимодействии с ионами серебра. Привести уравнения реакции, лучше в ионной форме. Реакцию, в целях повышения селективности, выполняют в азотнокислой среде. Осадок хлорида серебра растворим в избытке карбоната аммония, а также в водном растворе аммиака вследствие образования комплексного соединения аммиаката серебра (уравнения реакций). Дополнительным подтверждением подлинности хлорид-ионов является разрушение аммиаката серебра под действием избытка азотной кислоты (уравнение реакции).

При характеристике объемных (титриметрических) методов количественного определения лекарственных веществ необходимо выделить: а) сущность метода, б) условия (рН, индикатор), в) эквивалент, титр по определяемому веществу.

Например, при описании комплексонометрического (три-лонометрического) метода определения магния сульфата примерная форма ответа может быть следующей:

количественное определение магния сульфата проводится трилонометрическим методом, основанным на образовании прочного комплекса ионов магния с комплексономтрилоном Б. Титрование проводят в присутствии аммиачного буферного раствора. Металлоиндикатор



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.118.237 (0.011 с.)