Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ответственная за выпуск: заведующая кафедрой бжд и экологии,

Поиск

Д.б.н. Курамшина Н.Г.

 

 

 

Уфа: БГАУ, кафедра БЖД и экологии


 

Оглавление

1. Введение….……………………………………………………………….………4

2. Подготовка реферата (очное отделение)

2.1. Общие положения ……………………………………………….…….….…6

2.2. Требования к оформлению реферата……………………………………….7

2.3. Список тем рефератов……………………………………………………….7

3. Подготовка к практическим занятиям и лабораторным работам …………….8

4. Самостоятельное изучение теоретического материала (тестовые задания для самоконтроля по разделам дисциплины)…………………………………...…12

4.1. Предмет и задачи экологии ……………………….….……………………13

4.2. Взаимоотношение организма и среды ………………...………………….16

4.3. Популяции ……………………………………….……..…………………...26

4.4. Биоценозы ……………………………..……………..………………..…....37

4.5. Экосистемы …………………………………………..……………..……....44

4.6. Биосфера и человек………………..………………………………………..51

4.7. Экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы, экологические проблемы землепользования и сельского хозяйства…..…………..……………………………………..….57

4.8. Антропогенные воздействия на природу и здоровье человека……..…...60

4.9. Контроль и управление качеством окружающей среды...........................66

4.10.. Ответы на тестовые задания.………………………………….……….72

Библиографический список………………………………………..…………..… 74


Введение

Программой по экологии для студентов направления 120300 «Землеустройство и кадастры» (бакалавриат) предусмотрены следующие виды самостоятельной работы: подготовка реферата, самостоятельное изучение теоретического материала и подготовка к практическим занятиям. В соответствии с рабочей программой курс разделен на 10 разделов.

Раздел «Предмет и задачи экологии» является вводным и включает определение экологии, уровни организации живой материи, изучаемые экологией, разделы экологии (аут-, дем- и синэкология, разделы прикладной и социальной экологии, экология конкретных экосистем и глобальная экология). Изучаются методы и история развития экологии, изменение взаимоотношений человека и природы на протяжении развития общества, локальные и глобальный экологические кризисы, экологический императив.

Раздел «Взаимоотношение организма и среды» - это важнейший раздел экологии, на котором базируются все остальные. Он включает вопросы о типах сред обитания, об абиотических, биотических и антропогенных экологических факторах, закономерностях действия абиотических факторов на организмы. Основополагающими в данном разделе являются понятие о биологическом оптимуме и лимитирующих факторах. Законы минимума Ю.Либиха и толерантности В.Шелфорда. Рассматриваются действие важнейших экологических факторов (солнечная радиация, температура, влагообеспеченность) и адаптация организмов к их действию, экологические группы (гелиофиты и сциофиты, криофилы и термофилы, гигрофилы, мезофиллы и ксерофиты, ночные, дневные и сумеречные), жизненные формы растений и животных.

Раздел «Популяции» включает рассмотрение статических и динамических характеристик популяций: численность, плотность, встречаемость, пространственная, возрастная, половая и экологическая структуры популяции, методы их оценки, динамические характеристики популяций: выживаемость; рождаемость и смертность (общая, удельная и экологическая); биотический потенциал. Изучаются кривые выживания (устрицы, гидры, дрозофилы и человека, ступенчатая), экспоненциальная и логистическая кривые роста численности и их уравнения, сопротивление среды. Требуется различение модифицирующих и регулирующих факторов динамики численности, репродуктивных стратегий равновесных и оппортунистических популяций, а также знание важнейших природных и антропогенных механизмов регуляции численности популяций вредных и полезных видов. Демографические проблемы в стране и в мире (демографический взрыв, депопуляция).

В разделе «Биоценозы» рассматриваются пространственная (ярусность и мозаичность) и видовая (богатство видов, выравненность, виды-эдификаторы, консорции) структурыбиоценоза, типы биотических отношений (мутуализм, комменсализм, «потребитель-ресурс», хищничество, паразитизм, конкуренция, аменсализм, антибиоз, нейтрализм), экологические ниши и закон конкурентного вытеснения (правило Г.Ф.Гаузе).

Раздел «Экосистемы» включает понятия экосистемы и биогеоценоза, биома, функциональной и трофической структуры (автотрофы, гетеротрофы, продуценты, консументы, редуценты), круговорот вещества и поток энергии в экосистеме. Изучаются пищевые цепи и трофические уровни, экологические пирамиды чисел, биомассы, энергии (продукции). Необходимо знание закона Линдемана передачи энергии в экосистемах, различия биомассы и продуктивности, типов продуктивности, продуктивности природных и агроэкосистем, динамики экосистем, сукцессий (первичных и вторичных, автогенных и аллогенных, автотрофных и гетеротрофных, природных и антропогенных). На базе всего вышеизложенного студенты должны характеризовать экологическое равновесие экосистемы (гомеостаз) и климаксовое состояние, знать важнейшие антропогенные нарушения экосистем (пастбищную и рекреационную сукцессии, эвтрофикацию водоемов), основные биомы Земли.

Обобщает биоэкологическую половину курса раздел «Биосфера и человек» рассматривающий структуру, границы и закономерности существования биосферы, учение В.И. Вернадского, классификацию веществ (живое, биогенное, косное, биокосное) и роль живых организмов в биосфере, круговороты важнейших биогенных элементов (углерода, кислорода, азота, фосфора) и воды в биосфере и их нарушения в результате хозяйственной деятельности человека. Завершает раздел понятие о ноосфере.

Прикладные вопросы начинаются с раздел «Экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы». Сюда входит классификация природных ресурсов (исчерпаемые, неисчерпаемые, возобновимые, невозобновимые), природные ресурсы рассматриваются как лимитирующий фактор выживания человечества. Рассматриваются пути ресурсо- и энергосбережения, безотходные и малоотходные технологии, использование вторичного сырья, рациональное использование естественных экосистем (лесных, степных, луговых, пресноводных), водные ресурсы и их охрана, нормирование антропогенных нагрузок на экосистемы. В этом разделе рассмотрено снижение биоразнообразия как глобальная экологическая проблема, включая уровни охраны природы, причины исчезновения видов (популяций), охрану животного и растительного мира, Красную книгу РБ, особо охраняемые природные территории (заповедники, национальные и природные парки, заказники, памятники природы, водоохранные и зеленые зоны), охрану экосистем в РБ. Данный раздел дополняется разделом «Экологические проблемы землепользования и сельского хозяйства». Готовясь к будущей профессиональной деятельности, следует более подробно рассмотреть почвенно-биотический комплекс как основу наземных экосистем, особенности агроэкосистем (круговорот веществ, биоразнообразие, стабильность), экстенсивные, интенсивные, адаптивные, альтернативные агроэкосистемы, экологические проблемы землепользования и сельского хозяйства, экологически безопасную и экологически чистую продукцию, влияние АПК на окружающую среду, причины деградации пахотных почв и пастбищ.

Раздел «Антропогенные воздействия на природу и здоровье человека» является важнейшим прикладным разделом, рассматривающим городские и промышленные экосистемы, понятие загрязнения, его виды, поллютанты, ксенобиотики, экологические стандарты и нормативы загрязнений (ПДД, ПДК, ПДУ, ПДС, ПДВ), классификацию загрязняющих веществ (классы опасности), влияние отраслей ТЭК и промышленности на окружающую среду, экозащитную технику и технологии, очистку стоков и выбросов (механическую, физико-химическую, химическую, биологическую), загрязнение и охрану воздуха, воды, почвы, включая смог, эвтрофикацию, проблему отходов, важнейшие загрязняющие вещества, их источники и борьбу с ними. Завершают раздел глобальные проблемы окружающей среды: парниковый эффект, разрушение озонового слоя, кислотные дожди, воздействие состояния окружающей среды на здоровье человека (канцерогены, мутагены, аллергены, загрязнение среды в РБ) экологический мониторинг (локальный, региональный, глобальный, фоновый, импактный), принципы его организации и биоиндикация.

Завершает и обобщает курс экологии раздел «Контроль и управление качеством окружающей среды». Изучая его, студенты должны познакомиться с природоохранным законодательством и другими механизмами управления качеством окружающей природной среды, в частности, экономическими механизмами рационального природопользования, профессиональной ответственностью за экологические правонарушения, законами РФ об охране окружающей среды и особо охраняемых территориях, экологическим кодексом РБ, экологическим контролем и экспертизой. Должны быть рассмотрены вопросы экологические мировоззрения и экологические стратегии, пути выхода из экологического кризиса, концепция устойчивого развития, э кологическая безопасность, законы Б.Коммонера, международное сотрудничество в области охраны окружающей среды: конференции, проведенные ООН в Стокгольме и Рио-де-Жанейро, важнейшие конвенции по охране окружающей среды, подписанные нашей страной.

2 подготовка реферата

Общие положения

Реферат (от лат. refero – сообщаю) - изложение содержания литературы по определенной теме. Это самостоятельная научно-исследовательская работа студента, где он раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения и собственные взгляды на нее. Содержание реферата носит проблемно-тематический характер, изложение должно быть логичным.

Работа над рефератом включает следующие этапы: подбор литературных источников, изучение и систематизация информации, составление плана, написание реферата со ссылками на литературные источники, а затем печатание его на компьютере с таблицами, схемами, рисунками и сшивание в папку. Небрежно оформленные или слабые рефераты возвращаются на доработку.

Критериями для оценки реферата являются:

· соответствие реферата выбранной теме,

· глубина проработки материала,

· правильность использования источников,

· соответствие оформления реферата стандартам.

2.2 Требования к оформлению реферата

Объем реферата может колебаться в пределах 15-25 печатных страниц (формат А4, основной текст - шрифт 14, интервал одиночный). Все приложения к работе не входят в ее объем. В тексте обязательно должны быть ссылки на использованную литературу. Ссылки на литературу в тексте даются в скобках номерами из списка. Требуется проработать 6-10 литературных источников. Можно использовать новые поступления учебных пособий по экологии в библиотеку БГАУ, приведенные в библиографическом списке в конце данных МУ, специальную литературу, периодику. Реферат должен быть выполнен грамотно, логично, с соблюдением принятых стандартов, изложенных в брошюре «Стандарт организации. Самостоятельная работа студента. Оформление текста рукописи» (Уфа: БГАУ, 2006)

Примерная структура реферата:

1. Титульный лист (стандартный)

2. Оглавление (указываются все разделы и страницы, с которых начинается каждый пункт)

3. Введение (формулируется суть исследуемой проблемы, ее важность и актуальность)

4. Основная часть, включающая иллюстративный материал (разбивается на разделы, каждый из которых охватывает отдельную сторону проблемы)

5. Заключение (подводятся итоги, делается вывод, даются рекомендации)

6. Библиографический список (нумерованный список литературных источников в порядке их использования в работе)

Список тем рефератов

1. Снижение плодородия пахотных почв как экологическая проблема

2. Круговорот веществ в лесных экосистемах и роль леса в почвообразовании.

3. Круговорот веществ и потоки энергии в агроэкосистемах.

4. Адаптация организмов к абиотическим факторам

5. Генетические процессы в популяциях

6. Антропогенные нарушения естественных экосистем.

7. Конструирование агроэкосистем и оптимизация агроландшафтов

8. Экологические проблемы сельского хозяйства

9. Экологические проблемы рекреационного использования естественных экосистем.

10. Экологические проблемы урбофитоценозов.

11. Сукцессии при возобновлении естественных экосистем.

12. Производство экологически безопасной продукции.

13. Типы лесных экосистем в РБ, их роль и продуктивность.

14. Экологические особенности и проблемы лесных экосистем

15. Экологические особенности и проблемы степных экосистем.

16. Экологические особенности и проблемы луговых экосистем.

17. Экологические особенности и проблемы болотных экосистем.

18. Экологические особенности и проблемы пресноводных экосистем

19. Конструирование агроэкосистем и оптимизация агроландшафтов

20. Охрана видов и экосистем в РБ.

21. Пастбищная дигрессия как экологическая проблема.

22. Водная и ветровая эрозия почв в РБ и охрана почв от эрозии.

23. Круговорот азота и загрязнение среды нитратами.

24. Биоиндикация состояния экосистем.

25. Экология и здоровье

26. Загрязнение атмосферы как экологическая проблема.

27. Загрязнение поверхностных и грунтовых вод как экологическая проблема.

28. Загрязнение почв как экологическая проблема.

29. Диоксины как загрязнители окружающей среды.

30. Тяжелые металлы как загрязнители окружающей среды.

31. Экологический мониторинг.

32. Эколого-токсикологическая оценка земель.

33. Смог (его виды, причины, последствия).

34. Кислотные дожди (их присины и последствия)

35. Природные ресурсы Земли как лимитирующий фактор выживания человека.

36. Популяционные характеристики человека и продовольственная проблема.

37. Влияние отходов производства и потребления на состояние биосферы.

38. Экологические проблемы урбанизации.

39. Экологические проблемы энергетики.

40. Экологическая безопасность и экологически приемлемый риск.

41. Платность природопользования и экономическое стимулирование охраны окружающей среды.

42. Экологическое право в регулировании землепользования.

43. Вклад российских ученых в развитие экологии

44. Разрушение озонового слоя

45. Парниковый эффект

46. Утилизация твердых бытовых и промышленных отходов

47. Очистка стоков и выбросов

48. Влияние отходов производства и потребления на состояние биосферы

49. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды

50. Концепция устойчивого развития

3 подготовка к практическим занятиям

Чтобы достаточно полно и глубоко усваивать материал студенты должны приходить на занятия подготовленными. В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо ознакомиться с соответствующими разделами учебника, лекционным материалом, составить конспект, содержащий ответы на предложенные вопросы, и подготовиться к устному ответу на них.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.176.67 (0.01 с.)