Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И физиологии растений к.б.н. Радцева О.В.

Поиск

Кафедра БЖД и экологии

 

 

ЕН.Ф.05 Экология

Методические указания

для самостоятельной работы студентов

(реферат, подготовка к практическим занятиям, тесты)

 

Направление подготовки бакалавра

120300 Землеустройство и кадастры

 

Уфа 2010


УДК 574:378.147

ББК 20.1:74.58

Л 47

 

 

Рекомендовано к изданию методической комиссией факультета

землеустройства и лесного хозяйства

(протокол № 8 от «24» мая 2010 г.)

 

Составитель: доцент, к.б.н. Леонтьева Т.Л.

Рецензент: доцент кафедры ботаники

И физиологии растений к.б.н. Радцева О.В.

Ответственная за выпуск: заведующая кафедрой БЖД и экологии,

Д.б.н. Курамшина Н.Г.

 

 

 

Уфа: БГАУ, кафедра БЖД и экологии


 

Оглавление

1. Введение….……………………………………………………………….………4

2. Подготовка реферата (очное отделение)

2.1. Общие положения ……………………………………………….…….….…6

2.2. Требования к оформлению реферата……………………………………….7

2.3. Список тем рефератов……………………………………………………….7

3. Подготовка к практическим занятиям и лабораторным работам …………….8

4. Самостоятельное изучение теоретического материала (тестовые задания для самоконтроля по разделам дисциплины)…………………………………...…12

4.1. Предмет и задачи экологии ……………………….….……………………13

4.2. Взаимоотношение организма и среды ………………...………………….16

4.3. Популяции ……………………………………….……..…………………...26

4.4. Биоценозы ……………………………..……………..………………..…....37

4.5. Экосистемы …………………………………………..……………..……....44

4.6. Биосфера и человек………………..………………………………………..51

4.7. Экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы, экологические проблемы землепользования и сельского хозяйства…..…………..……………………………………..….57

4.8. Антропогенные воздействия на природу и здоровье человека……..…...60

4.9. Контроль и управление качеством окружающей среды...........................66

4.10.. Ответы на тестовые задания.………………………………….……….72

Библиографический список………………………………………..…………..… 74


Введение

Программой по экологии для студентов направления 120300 «Землеустройство и кадастры» (бакалавриат) предусмотрены следующие виды самостоятельной работы: подготовка реферата, самостоятельное изучение теоретического материала и подготовка к практическим занятиям. В соответствии с рабочей программой курс разделен на 10 разделов.

Раздел «Предмет и задачи экологии» является вводным и включает определение экологии, уровни организации живой материи, изучаемые экологией, разделы экологии (аут-, дем- и синэкология, разделы прикладной и социальной экологии, экология конкретных экосистем и глобальная экология). Изучаются методы и история развития экологии, изменение взаимоотношений человека и природы на протяжении развития общества, локальные и глобальный экологические кризисы, экологический императив.

Раздел «Взаимоотношение организма и среды» - это важнейший раздел экологии, на котором базируются все остальные. Он включает вопросы о типах сред обитания, об абиотических, биотических и антропогенных экологических факторах, закономерностях действия абиотических факторов на организмы. Основополагающими в данном разделе являются понятие о биологическом оптимуме и лимитирующих факторах. Законы минимума Ю.Либиха и толерантности В.Шелфорда. Рассматриваются действие важнейших экологических факторов (солнечная радиация, температура, влагообеспеченность) и адаптация организмов к их действию, экологические группы (гелиофиты и сциофиты, криофилы и термофилы, гигрофилы, мезофиллы и ксерофиты, ночные, дневные и сумеречные), жизненные формы растений и животных.

Раздел «Популяции» включает рассмотрение статических и динамических характеристик популяций: численность, плотность, встречаемость, пространственная, возрастная, половая и экологическая структуры популяции, методы их оценки, динамические характеристики популяций: выживаемость; рождаемость и смертность (общая, удельная и экологическая); биотический потенциал. Изучаются кривые выживания (устрицы, гидры, дрозофилы и человека, ступенчатая), экспоненциальная и логистическая кривые роста численности и их уравнения, сопротивление среды. Требуется различение модифицирующих и регулирующих факторов динамики численности, репродуктивных стратегий равновесных и оппортунистических популяций, а также знание важнейших природных и антропогенных механизмов регуляции численности популяций вредных и полезных видов. Демографические проблемы в стране и в мире (демографический взрыв, депопуляция).

В разделе «Биоценозы» рассматриваются пространственная (ярусность и мозаичность) и видовая (богатство видов, выравненность, виды-эдификаторы, консорции) структурыбиоценоза, типы биотических отношений (мутуализм, комменсализм, «потребитель-ресурс», хищничество, паразитизм, конкуренция, аменсализм, антибиоз, нейтрализм), экологические ниши и закон конкурентного вытеснения (правило Г.Ф.Гаузе).

Раздел «Экосистемы» включает понятия экосистемы и биогеоценоза, биома, функциональной и трофической структуры (автотрофы, гетеротрофы, продуценты, консументы, редуценты), круговорот вещества и поток энергии в экосистеме. Изучаются пищевые цепи и трофические уровни, экологические пирамиды чисел, биомассы, энергии (продукции). Необходимо знание закона Линдемана передачи энергии в экосистемах, различия биомассы и продуктивности, типов продуктивности, продуктивности природных и агроэкосистем, динамики экосистем, сукцессий (первичных и вторичных, автогенных и аллогенных, автотрофных и гетеротрофных, природных и антропогенных). На базе всего вышеизложенного студенты должны характеризовать экологическое равновесие экосистемы (гомеостаз) и климаксовое состояние, знать важнейшие антропогенные нарушения экосистем (пастбищную и рекреационную сукцессии, эвтрофикацию водоемов), основные биомы Земли.

Обобщает биоэкологическую половину курса раздел «Биосфера и человек» рассматривающий структуру, границы и закономерности существования биосферы, учение В.И. Вернадского, классификацию веществ (живое, биогенное, косное, биокосное) и роль живых организмов в биосфере, круговороты важнейших биогенных элементов (углерода, кислорода, азота, фосфора) и воды в биосфере и их нарушения в результате хозяйственной деятельности человека. Завершает раздел понятие о ноосфере.

Прикладные вопросы начинаются с раздел «Экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы». Сюда входит классификация природных ресурсов (исчерпаемые, неисчерпаемые, возобновимые, невозобновимые), природные ресурсы рассматриваются как лимитирующий фактор выживания человечества. Рассматриваются пути ресурсо- и энергосбережения, безотходные и малоотходные технологии, использование вторичного сырья, рациональное использование естественных экосистем (лесных, степных, луговых, пресноводных), водные ресурсы и их охрана, нормирование антропогенных нагрузок на экосистемы. В этом разделе рассмотрено снижение биоразнообразия как глобальная экологическая проблема, включая уровни охраны природы, причины исчезновения видов (популяций), охрану животного и растительного мира, Красную книгу РБ, особо охраняемые природные территории (заповедники, национальные и природные парки, заказники, памятники природы, водоохранные и зеленые зоны), охрану экосистем в РБ. Данный раздел дополняется разделом «Экологические проблемы землепользования и сельского хозяйства». Готовясь к будущей профессиональной деятельности, следует более подробно рассмотреть почвенно-биотический комплекс как основу наземных экосистем, особенности агроэкосистем (круговорот веществ, биоразнообразие, стабильность), экстенсивные, интенсивные, адаптивные, альтернативные агроэкосистемы, экологические проблемы землепользования и сельского хозяйства, экологически безопасную и экологически чистую продукцию, влияние АПК на окружающую среду, причины деградации пахотных почв и пастбищ.

Раздел «Антропогенные воздействия на природу и здоровье человека» является важнейшим прикладным разделом, рассматривающим городские и промышленные экосистемы, понятие загрязнения, его виды, поллютанты, ксенобиотики, экологические стандарты и нормативы загрязнений (ПДД, ПДК, ПДУ, ПДС, ПДВ), классификацию загрязняющих веществ (классы опасности), влияние отраслей ТЭК и промышленности на окружающую среду, экозащитную технику и технологии, очистку стоков и выбросов (механическую, физико-химическую, химическую, биологическую), загрязнение и охрану воздуха, воды, почвы, включая смог, эвтрофикацию, проблему отходов, важнейшие загрязняющие вещества, их источники и борьбу с ними. Завершают раздел глобальные проблемы окружающей среды: парниковый эффект, разрушение озонового слоя, кислотные дожди, воздействие состояния окружающей среды на здоровье человека (канцерогены, мутагены, аллергены, загрязнение среды в РБ) экологический мониторинг (локальный, региональный, глобальный, фоновый, импактный), принципы его организации и биоиндикация.

Завершает и обобщает курс экологии раздел «Контроль и управление качеством окружающей среды». Изучая его, студенты должны познакомиться с природоохранным законодательством и другими механизмами управления качеством окружающей природной среды, в частности, экономическими механизмами рационального природопользования, профессиональной ответственностью за экологические правонарушения, законами РФ об охране окружающей среды и особо охраняемых территориях, экологическим кодексом РБ, экологическим контролем и экспертизой. Должны быть рассмотрены вопросы экологические мировоззрения и экологические стратегии, пути выхода из экологического кризиса, концепция устойчивого развития, э кологическая безопасность, законы Б.Коммонера, международное сотрудничество в области охраны окружающей среды: конференции, проведенные ООН в Стокгольме и Рио-де-Жанейро, важнейшие конвенции по охране окружающей среды, подписанные нашей страной.

2 подготовка реферата

Общие положения

Реферат (от лат. refero – сообщаю) - изложение содержания литературы по определенной теме. Это самостоятельная научно-исследовательская работа студента, где он раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения и собственные взгляды на нее. Содержание реферата носит проблемно-тематический характер, изложение должно быть логичным.

Работа над рефератом включает следующие этапы: подбор литературных источников, изучение и систематизация информации, составление плана, написание реферата со ссылками на литературные источники, а затем печатание его на компьютере с таблицами, схемами, рисунками и сшивание в папку. Небрежно оформленные или слабые рефераты возвращаются на доработку.

Критериями для оценки реферата являются:

· соответствие реферата выбранной теме,

· глубина проработки материала,

· правильность использования источников,

· соответствие оформления реферата стандартам.

2.2 Требования к оформлению реферата

Объем реферата может колебаться в пределах 15-25 печатных страниц (формат А4, основной текст - шрифт 14, интервал одиночный). Все приложения к работе не входят в ее объем. В тексте обязательно должны быть ссылки на использованную литературу. Ссылки на литературу в тексте даются в скобках номерами из списка. Требуется проработать 6-10 литературных источников. Можно использовать новые поступления учебных пособий по экологии в библиотеку БГАУ, приведенные в библиографическом списке в конце данных МУ, специальную литературу, периодику. Реферат должен быть выполнен грамотно, логично, с соблюдением принятых стандартов, изложенных в брошюре «Стандарт организации. Самостоятельная работа студента. Оформление текста рукописи» (Уфа: БГАУ, 2006)

Примерная структура реферата:

1. Титульный лист (стандартный)

2. Оглавление (указываются все разделы и страницы, с которых начинается каждый пункт)

3. Введение (формулируется суть исследуемой проблемы, ее важность и актуальность)

4. Основная часть, включающая иллюстративный материал (разбивается на разделы, каждый из которых охватывает отдельную сторону проблемы)

5. Заключение (подводятся итоги, делается вывод, даются рекомендации)

6. Библиографический список (нумерованный список литературных источников в порядке их использования в работе)

Список тем рефератов

1. Снижение плодородия пахотных почв как экологическая проблема

2. Круговорот веществ в лесных экосистемах и роль леса в почвообразовании.

3. Круговорот веществ и потоки энергии в агроэкосистемах.

4. Адаптация организмов к абиотическим факторам

5. Генетические процессы в популяциях

6. Антропогенные нарушения естественных экосистем.

7. Конструирование агроэкосистем и оптимизация агроландшафтов

8. Экологические проблемы сельского хозяйства

9. Экологические проблемы рекреационного использования естественных экосистем.

10. Экологические проблемы урбофитоценозов.

11. Сукцессии при возобновлении естественных экосистем.

12. Производство экологически безопасной продукции.

13. Типы лесных экосистем в РБ, их роль и продуктивность.

14. Экологические особенности и проблемы лесных экосистем

15. Экологические особенности и проблемы степных экосистем.

16. Экологические особенности и проблемы луговых экосистем.

17. Экологические особенности и проблемы болотных экосистем.

18. Экологические особенности и проблемы пресноводных экосистем

19. Конструирование агроэкосистем и оптимизация агроландшафтов

20. Охрана видов и экосистем в РБ.

21. Пастбищная дигрессия как экологическая проблема.

22. Водная и ветровая эрозия почв в РБ и охрана почв от эрозии.

23. Круговорот азота и загрязнение среды нитратами.

24. Биоиндикация состояния экосистем.

25. Экология и здоровье

26. Загрязнение атмосферы как экологическая проблема.

27. Загрязнение поверхностных и грунтовых вод как экологическая проблема.

28. Загрязнение почв как экологическая проблема.

29. Диоксины как загрязнители окружающей среды.

30. Тяжелые металлы как загрязнители окружающей среды.

31. Экологический мониторинг.

32. Эколого-токсикологическая оценка земель.

33. Смог (его виды, причины, последствия).

34. Кислотные дожди (их присины и последствия)

35. Природные ресурсы Земли как лимитирующий фактор выживания человека.

36. Популяционные характеристики человека и продовольственная проблема.

37. Влияние отходов производства и потребления на состояние биосферы.

38. Экологические проблемы урбанизации.

39. Экологические проблемы энергетики.

40. Экологическая безопасность и экологически приемлемый риск.

41. Платность природопользования и экономическое стимулирование охраны окружающей среды.

42. Экологическое право в регулировании землепользования.

43. Вклад российских ученых в развитие экологии

44. Разрушение озонового слоя

45. Парниковый эффект

46. Утилизация твердых бытовых и промышленных отходов

47. Очистка стоков и выбросов

48. Влияние отходов производства и потребления на состояние биосферы

49. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды

50. Концепция устойчивого развития

3 подготовка к практическим занятиям

Чтобы достаточно полно и глубоко усваивать материал студенты должны приходить на занятия подготовленными. В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо ознакомиться с соответствующими разделами учебника, лекционным материалом, составить конспект, содержащий ответы на предложенные вопросы, и подготовиться к устному ответу на них.

В биосфере.

1) Схема круговорота веществ в экосистеме

2) Какие экосистемы Земли наиболее продуктивны? В каких районах земли идет наиболее интенсивное поглощение СО2? Какие антропогенные нарушения здесь происходят? Каковы последствия этих нарушений?

3) Какие глобальные экологические проблемы связаны с круговоротами углерода, кислорода, азота, фосфора?

4) Почему фосфор является лимитирующим фактором во многих водных экосистемах? Каковы антропогенные пути поступления в них фосфора? Как это связано с эвтрофикацией?

ПЗ №8 ОХРАНА ПРИРОДЫ

1) Экологическая классификация природных ресурсов.

2) К какой категории ресурсов относится растительный и животный мир?

3) Что такое биоразнообразие и почему его снижение является глобальной экологической проблемой?

4) Какие меры по охране природы Вы можете предложить для своего поселка (деревни, города)? Что они могли бы дать?

ПЗ №10 ОХРАНА ПОчв

1) Что такое гумус? Каковы источники его образования и роль в агроэкосистеме?

2) Какова роль почвенных микроорганизмов в поддержании плодородия почв?

3) Что называется агроэкосистемой и какова ее структура?

4) В чем особенности круговорота веществ и потока энергии в агроэкосистеме?

5) Каковы источники загрязнения почв? Загрязняет ли почвы сельское хозяйство или только промышленность?

6) Как транспорт, в том числе сельхозтехника, может воздействовать на почвы?

ПЗ №11 Загрязнение окружающей среды. Просмотр учебного фильма «Спешите спасти планету»

1) Что такое экологический кризис? Какой экологический кризис называют глобальным?

2) В чем причины глобального экологического кризиса? Когда он начался?

3) Что такое экологический императив?

ПЗ №19 Защита рефератов

Приготовьте 5-минутный доклад по своему реферату, включающий обоснование темы (почему она важна), основные положения и выводы, включающие природоохранные мероприятия. Приготовьтесь к ответам на вопросы по своей теме и к постановке вопросов перед студентами, выступающими по другим темам. Для подготовки к студенческой научной сессии, а при успешном выступлении и на других конкурсах, представьте свой доклад преподавателю в печатном и электронном виде.

4 самостоятельное изучение

Теоретического материала

Используя рекомендуемую литературу необходимо составить конспекты на 2 темы: «Основные биомы Земли» и «Земельные ресурсы человечества» объемом 2-3 страницы машинописного текста. Остальной материал следует проработать по учебникам и конспектам лекций, а затем проверить усвоение используя тестовые задания.

Тестовые задания по дисциплине «Экология» составлены в соответствии с примерной программой по данной дисциплине с учетом интернет-тестирования, которое проводится в БГАУ уже в течение 5 лет. Они включают 450 тестовых вопросов распределенных по всем изучаемым разделам.

Большая часть тестовых заданий содержит только 1 правильный ответ. Перед заданиями, содержащими более 1 ответа, в скобках дано соответствующее указание. Такие задания считаются положительно выполненными, если содержат не более 1 ошибочного ответа (включая положительные и отрицательные). Работа с тестами должна проводиться студентами регулярно. Это позволит лучше усваивать материал, анализировать допущенные ошибки и эффективно готовиться к контрольным работам и экзаменам. Определять уровень своих знаний можно ориентировочно по приведенной ниже шкале. Если из 30 случайным образом выбранных тестовых вопросов раздела, правильные ответы были даны на 26-30, то ваша оценка - «отлично»; на 21-25 - «хорошо»; на 16-20 – «удовлетворительно»; на 15 и менее - «неудовлетворительно».

Предмет и задачи экологии

1. Уровень организации живой материи, на котором изучают закономерности, характерные для всего живого, круговорот веществ и превращение энергии на Земле, называется …

а) популяционно-видовым

б) биосферным

в) организменным

г) биогеоценотическим

2. (Более 1 ответа) Отметьте уровни организации живой материи, изучаемые экологией:

а) популяционный

б) организменный

в) тканевой

г) экосистемный

д) биосферный

е) молекулярно-генетический

ж) клеточный

3. Наука, изучающая взаимодействие организмов между собой и с окружающей средой, называется…

а) биологией

б) экологией

в) зоологией

г) ботаникой

4. Выберите наиболее полный ответ. Экологией называется наука, изучающая…

а) взаимоотношения человека с окружающей средой;

б) принципы рационального природопользования и охраны природы;

в) взаимоотношения организмов с окружающей средой и функционирование надорганизменных биосистем

г) глобальные экологические проблемы

5. (Более 1 ответа) Отметьте уровни организации живой материи, не изучаемые экологией:

а) популяционный

б) организменный

в) тканевой

г) экосистемный

д) биосферный

е) молекулярно-генетический

ж) клеточный

6. (Более 1 ответа) К надорганизменному уровню организации биологических систем относятся…

а) экосистемы

б) ткани

в) клетки

г) популяции

д) органы

е) гены

ж) биосфера

7. Уровень организации живой материи, не изучаемый экологией:

а) популяционный

б) организменный

в) биосферный

г) клеточный

8. Уровень организации живой материи, изучаемый экологией:

а) клетки

б) организмы

в) ткани

г) гены

9. Общие закономерности взаимоотношений организмов, включая человека, и среды, а также закономерности функционирования экосистем изучает…

а) популяционная экология

б) социальная экология

в) прикладная экология

г) общая экология

10. Раздел экологии, изучающий функционирование особей, популяцией, биоценозов и экосистем в окружающей их среде, называется…

а) биоэкологией

б) прикладной экологии

в) общей экологией

г) глобальной экологией

11. Раздел экологии, изучающий взаимоотношение организмов с окружающей средой, называется

а) демэкологией

б) аутэкологией

в) глобальной экологией

г) синэкологией

12. Раздел экологии, изучающий адаптации организмов к окружающей среде называется

а) демэкологией

б) аутэкологией

в) глобальной экологией

г) синэкологией

13. Раздел экологии, изучающий сообщества и экосистемы, называется…

а) аутэкологией

б) биосферологией

в) синэкологией

г) демэкологией

14. Раздел экологии, изучающий взаимоотношения популяций с окружающей средой, называется …

а) социальной экологией

б) глобальной экологией

в) демэкологией

г) факториальной экологией

15. Демэкология изучает…

а) биосферу и ее структуру

б) экосистемы и их разнообразие

в) организмы и их строение

г) популяции и их свойства

16. Объектом изучения демэкологии, является

а) сообщество популяций

б) популяция и ее среда

в) экосистема

г) биосфера

17. Отношения между популяциями разных видов в экосистеме изучает

а) аутэкология

б) демэкология

в) синэкология

г) факториальная экология

18. Раздел научных знаний, рассматривающий воздействие промышленности на природу и, наоборот, влияние условий природной среды на функционирование предприятий, называется _____________ экологией

а) промысловой

б) социальной

в) медицинской

г) инженерной

19. Процесс проникновения идей и проблем экологии в другие области знаний и практики получил название...

а) гуманизации

б) социализации

в) экологизации

г) биологизации

20. Безусловная зависимость человека от состояния живой природы, необходимость подчинения общества законам природы - это суть...

а) экологического императива

б) экологической экспертизы

в) экологического образования

г) экологического оптимизма

Популяции

1. Совокупностью особей обладающих наследственным сходством морфологических и физиолого-биохимических особенностей, свободно скрещиваются и дающих плодовитое потомство, называется…

а) популяцией

б) видом

в) биоморфой

г) биоценозом

2. Самоподдерживающаяся совокупность особей одного вида, длительно населяющих определенную территорию – это…

а) биосфера

б) популяция

в) биоценоз

г) биотоп

д) ареал

3. Различные породы лошадей – это …

а) искусственные популяции разных видов

б) искусственные популяции одного вида

в) естественные популяции одного вида

г) естественные популяции разных видов

4. Численность, плотность, биомасса, средний возраст особей – это ______ характеристики популяции

а) статические

б) динамические

в) морфологические

г) качественные

5. Число особей вида, приходящиеся на единицу площади, занимаемой популяцией, называется...

а) численностью популяции

б) населением

в) пространственной структурой

г) плотностью популяции

6. Число особей, появившихся в популяции в результате размножения за единицу времени называют…

а) рождаемостью

б) плотностью

в) биологической активностью

г) возрастной структурой

7. Смертность – это количество погибших за единицу времени…

а) особей разного возраста в одной популяции

б) потомков одной пары

в) всех потомков одной особи (при бесполом размножении)

г) новорожденных

8. Большая продолжительность жизни, высокая выживаемость молодняка и высокая смертность от старости характерны для...

а) черепах

б) земноводных

в) млекопитающих

г) рыб

9. Целостность популяции как биосистемы реализуется через...

а) пространственную структуру

б) изоляцию в пространстве и времени

в) биологические и групповые свойства

г) возрастной состав

10. Неограниченный рост численности популяции сдерживается…

а) действием факторов внешней среды

б) спецификой физиологии женских особей

в) соотношением мужских и женских особей

г) биотическим потенциалом

11. Участок территории, занятый популяцией и характеризующийся определенными экологическими условиями, отвечающими экологической нише данного вида, называется…

а) зоной жизни

б) пищевой базой

в) зоной оптимума

г) ареалом

12. Структуру населения государства и информацию о численности каждой возрастной категории людей отображает…

а) пирамида Элтона

б) пирамида Хеопса

в) пирамида энергии

г) половозрастная пирамида

13. Популяцией не являются…

а) стадо антилоп

б) птицы, населяющие городской парк

в) рыжие полевки, обитающие в лесу

г) караси в пруду

14. Популяцией является…

а) птичий базар на приморских скалах

б) высаженный на поле картофель

в) гусеницы капустницы одного поля

г) вредители запасов одного амбара

15. Популяцией не являются…

а) обитатели пруда

б) стадо антилоп

в) стая грачей в парке

г) стадо коров

16. Популяцией является…

а) население небольшой относительно изолированной деревни в глубинке

б) население большого города

в) население небольшого поселка, созданного 10 лет назад

г) все население Земли

17. К прямым методам учета численности популяции относится…

а) учет по следам на снегу

б) учет убитых промысловых животных

в) мечение с повторным отловом

г) учет свежих погрызов коры

18. При частичном пересыхании водоема экологическая плотность населяющих его рыб…

а) уменьшается

б) остается неизменной

в) увеличивается

г) рыба гибнет

19. К косвенным методам учета численности популяций относятся…

а) мечение с повторным отловом

б) подсчет особей на пробных площадках

в) тотальный учет

г) отлов сачком

20. К косвенным методам учета численности популяций не относятся…

а) учет гнезд

б) отлов ловушками

в) подсчет особей на пробных площадках

г) учет по следам

21. Тотальный учет численности популяции возможен для подсчета численности…

а) сайгаков в степи

б) гусениц кольчатого шелкопряда на яблоне

в) синиц в городе

г) стеблей пшеницы на поле

22. Какую размерность имеет показатель плотности популяции?

а) безразмерный

б) число индивидуумов/время

в) число индивидуумов/площадь

г) число индивидуумов

23. Какую размерность имеет показатель рождаемости?

а) безразмерный

б) число индивидуумов / время

в) число индивидуумов / площадь

г) число индивидуумов

24. Какую размерность имеет показатель смертности?

а) безразмерный

б) число индивидуумов / время

в) число индивидуумов / площадь

г) число индивидуумов

25. В основании возрастной пирамиды отражен __________________ экологический возраст.

а) пострепродуктивный

б) репродуктивный

в) предрепродуктивный

г) старческий

26. Для популяций рептилий отмечено преимущественное развитие самцов или самок в зависимости от температурных условий, при которых инкубировались отложенные яйца. Таким образом, можно наблюдать ____________ соотношение полов

а) первичное

б) вторичное

в) третичное

г) четвертичное

27. В верхней части возрастной пирамиды отражен __________________ экологический возраст.

а) пострепродуктивный

б) репродуктивный

в) предрепродуктивный

г) детский

28. Состояние популяции (стационарная, сокращающаяся, быстрорастущая) в возрастной пирамиде характеризуется относительной величиной ее…

а) вершины

б) основания

в) середины

г) частей по сравнению с пирамидой соседней популяции

29. Возрастная пирамида у популяции, где старшие возрастные группы преобладают над молодыми, будет иметь…

а) широкую вершину

б) широкое основание и узкую вершину

в) нулевое основание

г) равное соотношение между основанием, серединой и вершиной

30. Возрастная пирамида у быстро растущей популяции будет иметь…

а) равное соотношение между основанием, серединой и вершиной

б) нулевое основание

в) широкую вершину

г) широкое основание и узкую вершину

31. В популяциях некоторых копытных, отличающихся большой продолжительностью жизни и относительно низким уровнем воспроизводства, преобладают самки, хотя рождаются самцы и самки примерно поровну. Какое это соотношение полов?

а) первичное

б) вторичное

в) третичное

г) четвертичное

32. Если в популяции смертность молодых особей минимальна, то широкое основание и узкая вершина возрастной пирамиды будут характеризовать.______________ популяцию.

а) быстрорастущую

б) сокращающуюся

в) видоизменяющуюся

г) стационарную

33. Свежие всходы сорняка щерицы на поле с однородным рельефом имеют __________ распределение…

а) случайное

б) регулярное

в) групповое

г) равномерное

34. Проростки тополя на намытом рекой песке, имеющем неоднородный рельеф, имеют __________ распределение…

а) случайное

б) регулярное

в) групповое

г) равномерное

35. Распределение особей в популяции жуков-навозников имеет ____________ характер

а) случайный

б) регулярный

в) групповой

г) равномерный

36. Распределение деревьев в старом сосновом лесу имеет ____________ характер

а) случайный

б) регулярный

в) групповой

г) нерегулярный

37. Насекомые-вредители при первоначальном заселении поля распределяются…

а) случайно

б) регулярно

в) группами

г) равномерно

38. Распределение вегетативно размножающегося растения имеет ____________ характер

а) случайный

б) регулярный

в) групповой

г) равномерный

39. Распределение певчих птиц с развитой территориальностью имеют ___________ распределение

а) случайное

б) регулярное

в) групповое

г) неравномерное

40. Возрастная пирамида у популяции со стабильной численностью будет иметь…

а) широкую вершину

б) широкое основание и узкую вершину

в) равное соотношение между основанием, серединой и вершиной

г) нулевое основание

41. Тип кривой выживания, характеризующийся одинаковой смертностью во всех возрастах, отражается…

а) диагональю

б) ступенчатая линией

в) вогнутой кривой

г) выпуклой кривой

42. Для: видов, не заботящихся о потомстве характерна _____________ кривая выживания

а) выпуклая

б) ступенчатая

в) диагональная

г) вогнутая

43. Для: видов с малым числом крупных потомков характерна _____________ кривая выживания

а) вогнутая

б) выпуклая

в) ступенчатая

г) диагональная

44. Для: видов, на разных стадиях развития которых наблюдается различная смертность, характерна _____________ кривая выживания.

а) вогнутая

б) выпуклая

в) ступенчатая

г) диагональная

45. Если кривая выживания сильно вогнутая, наиболее уязвимы у этих организмов ___________ стадии развития.

а) ранние

б) поздние

в) все

г) средние

46. У растений с возрастанием плотности усиливается прямая конкуренция за свет, воду, минеральное питание, в результате чего происходит…

а) рост численности новых особей

<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 289; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.161.119 (0.016 с.)