Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Числовая последовательность.↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Цели Знать: v Определение функции, её области определения и области значений; v способы задания функций; v основные характеристики функции; v понятие обратной функции; v понятие сложной функции. Уметь: v Строить графики основных элементарных функций.
▼ Пусть даны два непустых множества X и Y. Соответствие f, которое каждому элементу сопоставляет один и только один элемент , называется функцией и записывается y=f(x) или (1). ▲ Множество Х называется областью определения функции f и обозначается D (f). Множество всех называется множеством значений функции f и обозначается E (f).
Основные характеристики функции 1. Функция у=f (x), определённая на множестве D, называется · чётной, если выполняются условия и f (–x) =f (x) (2); · нечётной, если выполняются условия и f (–x)= – f (x) (3). Фцнкция у=f (x), определённая на множестве D, не являющаяся ни четной, ни нечётной называется функцией общего вида. Пример. Чётные функции: f (x) =x 2 n, y=cos x. Нечётные функции: f (x) =x 2 n – 1, y=sin x. 2. Пусть функция у=f (x), определёна на множестве D и пусть . Если для любых значений аргументов из неравенства x 1 <x 2 вытекает неравенство: · f (x 1) <f (x 2), то функция называется возрастающей на множестве D 1 (4); · , то функция называется неубывающей на множестве D 1 (5); · f (x 1) >f (x 2), то функция называется убывающей на множестве D 1 (6); · , то функция называется невозрастающей на множестве D 1 (7). 3. Функцию у=f (x), определённую на множестве D, называют ограниченной на этом множестве, если существует такое число M >0, что для всех выполняется неравенство: (8). 4. Функция у=f (x), определённая на множестве D, называется периодической на этом множестве, если существует такое число T >0, что при каждом значение и f (x+T) =f (x) (9). Пример. Функции у=sin x, у=cos x имеют период , у=tg x, у=ctg x имеют период . Функция φ (у) называется обратной к функции f (x), если для всякого выполняется φ (f (x))= x и для всякого выполняется f (φ (y)) и записывается в следующем виде: x=φ (y) =f - – 1(y) (10).
Основные элементарные функции 1) степенная функция (); 2) показательная функция у=ах (а >0, a 1); 3) логарифмическая функция y= log ax (a >0, a 1); 4) тригонометрические функции y= sin x, y= cos x, y= tg x, y= ctg x; 5) обратные тригонометрические функции y= arcsin x, y= arcos x, y= arctg x, y= arcctg x.
▼ Функция, задаваемая одной формулой, составленной из основных элементарных функций и постоянных с помощью конечного числа арифметических операций (сложения, вычитания, умножения, деления) и операций взятия функции от функции, называется элементарной функцией. ▲ ▼ Пусть функция y=f (u) определена на множестве D, а функция u = φ (х) на множестве D 1, причём соответствующее значение u = φ (х) . Тогда на множестве D 1 определена функция u=f (φ (х)) которая называется сложной функцией от х (или суперпозицией заданных функций, или функцией от функции). Переменную u = φ (х) называют промежуточным аргументом сложной функции. ▲ Пример. y= sin(lg x); y= tg(3 x +1).
№1. Дана функция Найти f (–2); f (0). ► ; . ◄ №2. Найти область определения функции: а) ; б) y = +arcсos . ► а) Функция принимает действительные значения в тех точках, в которых выражение, стоящее под знаком корня, будет иметь неотрицательные значения, а выражение, находящееся под знаком логарифма — положительным: Решая первое неравенство , имеем или х 2 – 5 х +4 , т.е. . Решая второе неравенство , имеем 5 x – x 2>0, т.е. . Решение системы: . б) Функция определена в тех точках, в которых 3 – х 0 или . Функция arcсos определена для всех значений х, удовлетворяющих неравенству: или откуда или . Таким образом, данная функция определена на отрезке [ –1; 3]. ◄
№3. Выяснить, какие из данных функций, являются чётными и какие нечётными: а) ; б) g (x)= x +cos x; в) q (x)= x +sin x. ► Заменяя х на (– х), получаем: а) = = , отсюда следует, что f (– x)= f (x), т.е. функция чётная; б) g (– x)= – x +cos(– x)= – x +cos x, отсюда g (– x) g (x); g (– x) – g (x), т.е. функция не является чётной и нечётной (общего вида); в) q (– x)= – x +sin x = – x – sin x, отсюда q (– x)= – q (x), т.е. функция чётная. ◄
Задания для самостоятельного решения №1. Дана функция f (t)=2 t 3 – 3 t +4. Найти f (–2); f (0); f (1); f (a). Ответ: f (–2)= –6; f (0)= 4; f (1)=3; f (a)=2 a 3 – 3 a +4. №2. Дана функция, . Найти ; . В каких точках функция не определена? Ответ: ; . Функция не определена в точках . №3. Дана функция f (x)=sin x. Найти:1) f 2(x)+ ; 2) ; 3) ; 4) f (1); 5) f (–2). Ответ: 1) 1; 2) tg x; 3) sin 2 x; 4) sin 1; 5) sin(–2). №4. Найти области определения функции: 1) y =lg(4 – 3 x – x 2); 2) ; 3) ; 4) ; 5) ; 6) y =arcсos ; 7) y = +lg(sin x); 8) y =log2(x 2 – 7 x +12)+ ; 9) ; 10) ; 11) ; 12) y =lg(sin x +2). Ответ: 1) D (y)=(–4; 1); 2) D (y)= R \{ –2; 7}; 3) D (y)=[ –1; 2]; 4) D (y)= R \{ 4}; 5) D (y)=Æ; 6) D (y)= ; 7) D (y)=[ –5; – ) (0; ); 8) D (y)=[1; 3) (4; ); 9) D (y)= , ; 10) D (y)= , ; 11) D (y)= , , 12) D (y)= R. №5. Найти множество значений функции: 1) , ; 2) , –1< x <0; 3) y =lg x, 10 ; 4) y =3+2 x – x 2, –1 5; 5) y =cos x, . Ответ: 1) ; 2) (– ; –1); 3) [1; 2]; 4) [ –12; 0]; 5) . №6. Какие из указанных функций чётные, какие нечётные и какие из них не обладают этими свойствами: 1) у =5 х; 2) y = x 2 3 x; 3) y = x – x 3; 4) y = x 2+3 x +2; 5) у = x 3+2 x +1; 6) y =sin2 x; 7) ; 8) y = ; 9) у = x 4+ x 2 – 5; 10) f (x) =const. Ответ: Функции 6, 9, 10 — чётные; функции 3, 8 — нечётные; функции 1, 2, 4, 5, 7 — общего вида. №7. Записать сложную функцию у = у (u (v (x))), где: 1) y =sin u; u =lg v; v = ; 2) y =arctg u; u = ; v =lg x. Ответ: 1) y =sin(lg ); 2) y =arctg(). №8. Сложную функцию у записать в виде цепочки равенств: 1) у =(2 х – 5)10; 2) y =lg . Ответ: 1) y = u 10; u =2 x – 5; 2) y =lg v; v =tg w; w = . Занятие 2 Цели Знать: v Определение последовательности; бесконечно малой и бесконечно большой последовательности; v определение предела числовой последовательности; v основные свойства и операции над пределами последовательностей. Уметь: v Вычислять предел последовательности, используя основные свойства и операции над пределами последовательностей.
Под числовой последовательностью х 1, х 2, х 3, …, хn, … понимается функция xn=f (n), (11) заданная на множестве натуральных чисел.
Пример. Если известен общий член последовательности xn = , то соответствующая последовательность будет: 1, , , , …, , … Предел функции. Раскрытие неопределённостей вида , Цели Знать: v Определение предела; v признаки существования пределов; v основные теоремы о пределах. Уметь: v Применять основные теоремы о пределах; v применять признаки существования пределов при вычислении предела функции; v вычислять пределы, раскрывая неопределённости вида , .
Определение («на языке последовательностей», или по Гейне) Число А называется пределом функции y=f (x)в точке х 0 (или при ), если для любой последовательности допустимых значений аргумента xn, , сходящейся к х 0 (т.е. ), последовательность соответствующих значений функции f (xn), сходится к числу А (т.е. ).
Определение (на «языке ε-δ», или по Коши») Число А называется пределом функции y=f (x)в точке х 0 (или при , т.е. ), если для любого положительно ε найдётся такое положительное число δ, что при всех , удовлетворяющих неравенству , выполняется неравенство . Основные теоремы о пределах Теорема 1. Предел суммы (разности) двух функций равен сумме (разности) их пределов: (22). Следствие. Функция может иметь только один предел при . Теорема 2. Предел произведения двух функций равен произведению их пределов: (23). Теоремы 1 и 2 справедливы для любого конечного числа функций. Следствие. Постоянный множитель можно выносить за знак предела: (24). Следствие. Предел степени с натуральным показателем равен той же степени предела: (25). Следствие. (26). Теорема. Предел дроби равен пределу числителя, делённому на предел знаменателя, если предел знаменателя не равен нулю: , () (27). При нахождении пределов применяют соотношения: , (k =const); ; ; ; ; ; (28).
Постановка задачи. Найти . План решения. Для того чтобы найти вычисляем f (х 0), при этом:
№9. Найти пределы: 1) ; 2) ; 3) . ► 1) Применяя теоремы о пределах, получаем: = = = ; 2) Пределы числителя и знаменателя существуют и предел знаменателя не равен нулю. Пользуясь теоремой о пределе частного, находим: = ; 3) Непосредственно применять теорему о пределе частного нельзя, так как предел знаменателя равен нулю (в знаменателе есть бесконечно малая величина при ). В числителе имеем ограниченную величину, отличную от нуля. Таким образом, под знаком предела будет произведение ограниченной величины , отличной от нуля, на бесконечно большую величину при как величину, обратную бесконечно малой. Поэтому . ◄
Постановка задачи. Найти , где или . План решения. Для того чтобы найти вычисляем f (х 0), если в результате вычислений получилась неопределённость или , следует применить соответствующие правила для раскрытия данных неопределённостей. Неопределённость вида
· Чтобы раскрыть неопределённость , в которой числитель или знаменатель содержит иррациональность, следует соответствующим образом избавиться от иррациональности. Неопределённость вида
Частный случай: предел рационального выражения вида при будем рассматривать как предел частного двух многочленов, который равен:
№10. Найти пределы: 1) ; 2) ; 3) . ► 1) = , для раскрытия данной неопределенности средствами алгебры разложим числитель и знаменатель на множители: , сократим множитель (х – 3) имеем: = ; 2) . Данное предельное выражение содержит иррациональность в числителе, следовательно, домножим дробь на сопряженное выражение, т.е. на , тогда: . В числителе последнего выражения получилась формула — разность квадратов, таким образом: ; 3) , для раскрытия данной неопределенности сделаем замену: тогда исходное пределное выражение имеетвид: , которое раскрывается по известным правилам, т.е.: = = . ◄
№11. Найти пределы: 1) ; 2) ; 3) ; 4) . ► 1) , для раскрытия данной неопределенности разделим почленно числитель и знаменатель на х 2, тогда: = ; 2) , для раскрытия данной неопределенности разделим почленно числитель и знаменатель на х 3, тогда: ; 3) , для раскрытия данной неопределенности разделим почленно числитель и знаменатель на n 4, тогда: = = ; 4) = , для раскрытия данной неопределенности разделим почленно числитель и знаменатель на n, тогда: = =0. ◄
№12. Найти пределы: 1) ; 2) ; 3) . ► Данные предельные соотношения можно рссмотреть, как частное двух многочленов, т.е: 1) = =2; 2) ; 3) .◄
Постановка задачи. Найти . План решения. Для того чтобы найти вычисляем f (х 0), если в результате вычислений получилась одна из неопределённостей , или др., то данные неопределённости раскрываются путём преобразования и сведения их к неопределённости или .
№13. Найти пределы: 1) ; 2) . ► 1) , данное предельное выражение преобразум таким образом: = ; 2) Рассмотрим два случая: а) . Перенеся иррациональность из числителя в знаменатель, получим: = = = =0; б) . ◄
Аудиторные задания Найти пределы: №51 . Ответ: 5. №52 . Ответ: . №53. . Ответ: 0. №54. . Ответ: . №55. . Ответ: 2. №56. . Ответ: – . №57. . Ответ: . №58. . Указание: замена: x = t 6. Ответ: . №59. . Ответ: 0. №60. . Ответ: . №61. . Ответ: . №62. . Ответ: –9. №63. . Ответ: . №64. . Ответ: . №65. . Ответ: . №66. . Ответ: 4. №67. . Ответ: . №68. . Ответ: . №69. . Ответ: 0.
Домашние задания Найти пределы: №70. . Ответ: 40. №71. . Ответ: . №72. . Ответ: 4. №73. . Ответ: 0. №74. . Ответ: . №75. . Ответ: . №76. . Ответ: . №77. . Ответ: 1. №78. . Ответ: . №79. . Ответ:1. №80. . Ответ: . №81. . Ответ: . №82. . Ответ: . №83. . Ответ: . №84. . Ответ: –1. №85. . Указание: замена х +11= t 4. Ответ: . №86. . Ответ: . №87. . Ответ: . №88. . Ответ: . №89. . Ответ: 1. №90. . Ответ: 0. №91. . Ответ: 0. №92. . Ответ: . №93. . Ответ: .
Дополнительные задания Найти пределы: №94. . Ответ: . №95. . Ответ: 2. №96. . Ответ: . №97. . Ответ: –1. №98. . Ответ: 2. №99. . Ответ: . №100. . Ответ: 1. №101. . Ответ: 0. №102. . Ответ: . №103. . Ответ: 3. №104. . Ответ: . №105. . Ответ: . №106. . Ответ: . №107. . Ответ: . №108. . Ответ: . №109. . Ответ: . №110. . Ответ: . №11 . Ответ: 0. №112. . Ответ: . №113. . Ответ: 5. №114. . Ответ: . №115. . Ответ: 1. №116. . Ответ: 1. №117. . Ответ: . №118. . Ответ: . №119. . Ответ: . №120. . Ответ: . №121. . Ответ: . №122. . Ответ: 1.
Занятие 4 Замечательные пределы Цели Знать: v Замечательные пределы и их следствия. Уметь: v Вычислять пределы, используя замечательные пределы.
Первый замечательный предел (29). Следствия , , , , , , . Второй замечательный предел , , (30) где е — число Эйлера. Следствия ; , ; ; ; , (а =const).
Постановка задачи. Найти . План решения. Для того чтобы найти данный предел следует вычислить и ; 1) если существуют конечные пределы ; , то ; 2) если и , то С находится с помощью формул:
3) если и , то положив , где при , получим: = .
№14. Найти пределы:1) ; 2) ; 3) ; 4) ; 5) ; 6) ; 7) . ► 1) . Воспользуемся первым замечательным пределом: ; 2) |
||
| Поделиться: |
Познавательные статьи:
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 353; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.112.17 (0.01 с.)