В. 12. Анализ прибыли от продаж 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В. 12. Анализ прибыли от продаж



Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы. Выделяется традиционная методика факторного анализа прибыли от продаж и методика управленческого анализа. Традиционная методика основывается на данных бухгалтерской отчетности (на отчете о прибылях и убытках) и ряде дополнительной информации.

В экономической литературе предлагаются различные варианты традиционной методики, но, как правило, все эти варианты имеют один существенный недостаток: они не учитывают различный характер поведения затрат и не используют эффект операционного рычага.

Рассмотрим методику фактического анализа, учитывающую различный характер поведения затрат и эффект операционного рычага (это наличие взаимосвязи между изменением выручки от реализации и изменением прибыли. Сила воздействия операционного рычага вычисляется как частное от деления выручки от реализации после возмещения переменных затрат на прибыль. Действие операционного рычага генерирует предпринимательский риск).

П – прибыль от продаж;

В – выручка;

Произв с / с – производственная себестоимость;

КР – коммерческие расходы;

УР – управленческие расходы;

i – вид продукции;

n – видов продукции;

q i – натуральный объем i-го вида продукции;

p i – цена i-го вида продукции;

viед- переменные затраты на единицу;

С – постоянные затраты;

КРiперем ед – переменные коммерческие расходы на единицу i-го вида продукции;

КРпост – постоянные коммерческие расходы.

Таким образом основными факторами, влияющими на изменение прибыли от продаж являются:

1. изменение объема продукции

2. изменение структуры продукции

3. изменение цен на продукцию

4. изменение затратоемкости отдельных видов продукции по производственной себестоимости

5. изменение суммы коммерческих расходов

6. изменение суммы управленческих расходов

Для проведения факторного анализа подготавливается исходная информация, которая оформляется в виде следующей таблицы:

Исходная информация

Показатели Базисный период По баз. нормам затраты и цены на фактически РП Отчетный период
Выручка Во = 2604 В* = 2925 В1= 3502
С/С продаж So = 1630 S* = SQi1* Vioед+ + Со = 1840 S1= 2090
КР КРо = 120 КР* = SQi1* * КРio пер.ед. + + КРо пост = 136 КР1= 160
УР УРо = 340 УР* = УРо = 340 УР1= 543
П продаж По = 514 П* = 609 П1= 709

Методика факторного анализа основана на способы цепных подстановок:

1. определяется общее изменение прибыли от продаж: DП = П1– По = + 135 т.р.

2. определяется совместное влияние двух факторов: объема и структуры продукции: DП (V, стр) = П* - По = 609 – 514 = 95 т. р.

3. для определения влияния фактора объема используется эффект операционного рычага:

Fоп = 2 % = ((2925 - 2604) / 2604) * 100 % = + 12,3%

= 12,3 * 2 = + 24,6 %

DП (V) = По* (D%П(V) / 100) = 514 * 0,246 = 126,4 т. р.

4. определения влияния фактора структуры продукции:

DП (стр) = DП (V, стр) - DП (V) = 95 – 126,4 = - 31,4 т. р.

5. влияние фактора цены на продукцию:

DП (Ц) = В1 – В* = 3502 – 2925 = + 577 т. р.

6. влияние производственной себестоимости на прибыль:

DП (S) = - (S1 – S*) = S* - S1 = - 250 т. р.

7. влияние коммерческих расходов:

DП (КР) = - (КР* - КР1) = - 24 т. р.

8. влияние управленческих расходов:

DП (УР) = - (УР1 – Ур*) = УР* – УР1 = - 203 т. р.

Баланс факторов:DП (V) + DП (стр) + DП (Ц) + DП (S) + DП (КР) + DП (УР) = 126,4 – 31,4 + 577 – 250 - 24 – 203 = 195 т. р.

В заключении анализа делается свод влияния факторов, где определяется не только размер, но и степень влияния каждого из факторов. Степень влияния рассчитывается в % как отношение размера влияния к базовой прибыли от продаж (выраженное в процентах).

Свод влияния факторов

Наименование факторов Размер влияния, т. р. Степень влияния, %
Изменение Vрп + 126,4 + 24,6
Изменение стр-ры РП - 31,4 - 6,1
Изменение Ц на продукцию + 577 + 112,3
Изменение ЗЕ по произ. С/С - 250 - 48,6
Изменение КР - 24 - 4,7
Изменение УР - 203 - 39,5
DП продаж + 195 + 37,9

 

Вывод:Прибыль от продаж в отчетном году увеличилась на 195 т. р. или примерно на 38 %. Основной прирост прибыли на 577 т. р. или на 112,3 % был получен за счет роста цен на продукцию. Увеличение объемов продаж посодействовало росту прибыли на 126,4 т. р. или на 24,6 %. Однако, положительное влияние этих факторов было занижено негативным влиянием таких факторов, как рост затратоемкости, управленческих и коммерческих расходов, а также ухудшением структуры продаж.

 

Методика управленческого факторного анализа прибыли от продаж:

Для проведения управленческого анализа используют формулу:

П = МД – БПЗ = В * (уд. вес МД)сред. – БПЗ = (S Qi* Pi) * (S di* уд. вес МДi) – БПЗ = =(S(V * di’) * Pi) * (Sdi* уд. вес МДi) – БПЗ

Т. о. основными факторами, влияющими на изменение П от продаж являются:

1. изменение объема продаж

2. изменение структуры продаж

3. изменение цены продукции

4. изменение затратоемкости отдельных видов продукции по переменным затратам

5. изменение постоянных затрат предприятия

В случае, если весь объем продукции не может быть выражен в натуральном измерении, для характеристики общего объема продукции используется показатель выручки (стоимостной):

П = МД – БПЗ = В * (уд. вес МД)сред. – БПЗ = (SВ * Pi) * (S di* уд. вес МДi) – БПЗ

Факторный анализ проводится способом цепных подстановок. Рассмотренная выше формула является моделью финансового планирования и позволяет рассмотреть различные варианты финансовых планов предприятия при разных условиях деятельности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.247.31 (0.007 с.)