Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Расчет полов с нежестким подстилающим слоемСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1.1 Расчет распространяется на полы с песчаными, шлаковыми, гравийными и щебеночными подстилающими слоями. 1.2 Полы с нежестким подстилающим слоем рассчитывают на нагрузки неподвижные, а также подвижные от безрельсового транспорта. Нагрузки от тележек, тачек и других транспортных средств, передвигаемых вручную, собственный вес пола, а также нагрузки, равномерно распределенные по площади пола, при расчете не учитывают. 1.3 При расчете определяют: а) величину нагрузки Р в Н; б) форму и площадь F в см2 следа приложения нагрузки к поверхности пола; в) удельную нагрузку на пол р в Н/см; г) диаметр D в см круга, равновеликого площади следа F = а × b. Для площади следа прямоугольной формы с отношением сторон а / b от 1 до 3 . (1) 1.4 Воздействия на пол с нежестким подстилающим слоем безрельсовых транспортных средств одной или нескольких марок следует привести к эквивалентным воздействиям от условных автомобилей с расчетной нагрузкой "А". Для этого сначала определяем значение Ni = K 1 Nk (2) где Nk - число транспортных средств данной марки, проходящих в одном направлении за одни сутки; К 1 - коэффициент, учитывающий воздействия на пол транспортных средств в зависимости от количества осей, принимаемый по табл. 1.1
Таблица 1.1
Значения K 1
Для каждого значения Ni определяют эквивалентное, по воздействию на пол, количество условных автомобилей с расчетной нагрузкой " A " (NiA) следующим образом: - для конкретного транспортного средства на рис. 1 проводят специальную для него наклонную прямую, ординаты точек которой равны ординатам точек наклонной линии " А ", умноженным на коэффициент h = p × D /1666 данного транспортного средства; - из точки на оси " n ", отвечающей значению Ni, восстанавливают перпендикуляр до пересечения с полученной наклонной линией; - из полученной точки пересечения проводят линию, параллельную оси " n " до пересечения с наклонной линией " А "; - из точки пересечения опускают перпендикуляр на ось " n ". Полученное значение на оси п соответствует значению NiA. 1.5 Расчетную интенсивность движения определяют по формуле: Np = gS NiA (3) где S NiA - определяется суммированием значений NiA для каждой марки транспортного средства; g - коэффициент распределения движения по ширине проезда, принимаемый равным при количестве полос движения 1, 2 и 3 соответственно 2, 1 и 0,75.
Рис. 1 График для приведения интенсивности движения транспортных средств к интенсивности движения условного автомобиля с расчетной нагрузкой " A " и для определения требуемого модуля деформации Е тр пола
1.6 За критерий несущей способности нежестких подстилающих слоев принимают относительную деформацию d = S / D (S - осадка в см покрытия пола под действием нагрузки). Допустимые значения d приведены в табл. 1.2. Прочность покрытия, подстилающего слоя и грунта основания характеризуется соответствующим модулем деформации Е в Н/см2, зависящим от прочности материала, а для грунтов, кроме того, от их влажности и возможности промерзания. Значения модуля деформации принимают: для покрытий и подстилающих слоев по таблице 1.2, а для грунтов основания - по таблице 1.3.
Таблица 1.2
Допускаемые значения относительной деформации d и значения модуля деформации Е для покрытий и подстилающих слоев
Примечание: Значения модуля деформации песчаного подстилающего слоя принимают по табл. 1.3, как для песчаных грунтов
Таблица 1.3
Значения модуля деформации грунта основания
1.7 Необходимую прочность пола, характеризуемую требуемым модулем деформации Е тр в Н/см2 определяют: а) для нагрузок от безрельсового транспорта по формуле , (4) где d - допускаемая относительная деформация покрытия, принимаемая по табл. 1.2; K 3 = 0,5 + O,651g Np - коэффициент, учитывающий повторность воздействий нагрузок при движении транспортных средств; Np - расчетная интенсивность движения; m = 1,2 - коэффициент запаса на неоднородность условий работы пола. Значение Е тр можно также определить по рис. 1. Для этого из точки на оси " n ", соответствующей расчетной интенсивности движения Np условных автомобилей с расчетной нагрузкой " А " проводят перпендикуляр к оси " n " до пересечения с Наклонной линией А. Полученную точку пересечения переносят параллельно оси " n " на ординату со значением d, допускаемой для данного типа покрытия (см. табл. 1.2), затем по наклонной линии, проходящей через полученную точку, на ординате определяют требуемый модуль деформации Е тр. б) для неподвижных нагрузок по формуле , (5) где р - удельное давление на пол в Н/см; d - допускаемая относительная деформация покрытия, принимаемая по табл. 1.2; m = 1,2. 1.8 При расчете прочности пола составляют расчетную схему конструкции пола в соответствии с рис. 2 и материалом каждого его слоя. На схеме указывают расчетные модули деформации Е материала каждого слоя пола и грунта основания, а также толщину " h " каждого слоя пола, за исключением нижнего слоя, устраиваемого непосредственно на грунте, толщина которого определяется расчетом.
Рис. 2. Расчетные схемы полов с нежестким подстилающим слоем а - покрытие на грунте основания; б - покрытие на однослойном подстилающем слое; в - покрытие на двухслойном подстилающем слое или однослойном подстилающем слое по искусственному основанию; г - покрытие на двухслойном подстилающем слое по искусственному основанию; 1 - грунт основания; 2 - слой пола; 3 - нагрузка на пол
Модули деформации материала отдельных слоев принимают по табл. 1.2, а грунта основания по табл. 1.3. Толщину отдельных слоев пола принимают по Разделу I. Толщину прослоек и мастик, а также гидроизоляционных слоев от сточных вод и других жидкостей включают в толщину покрытия. Толщину прослоек, расположенных на подстилающем слое, не учитывают. Материалы для подстилающего слоя следует выбирать так, чтобы расчетный модуль деформации материала каждого вышележащего слоя превышал в 1,5-3,5 раза расчетный модуль деформации материала нижележащего слоя пола или грунта основания. 1.9 Расчет прочности пола производят следующим образом: - По значению D и = Е тр, а также Еn и hn для n -го верхнего слоя (рис. 2) вычисляют отношения hn / D и / Еn; - По рис. 3 определяют эквивалентный модуль деформации всех слоев пола и основания, расположенных ниже верхнего слоя. Для этого из точки на горизонтальной оси, соответствующей конкретному значению h / D, проводят перпендикуляр до пересечения с кривой со значением, равным / Еn. Полученная точка пересечения переносится параллельно оси h / D влево на ось (Ei -i/ Ei). Полученное значение на этой оси соответствует отношению / En = , откуда определяют = Еn. - Зная ; En- 1; hn -1; D, аналогичным путем определяют и т.д. В итоге определяют эквивалентный модуль деформации на поверхности первого снизу слоя пола; - По значениям ; Е 0+1 Е 0 вычисляют отношения / E 0+1 и Е 0/ Е 0+1 здесь Е 0 - модуль деформации грунта основания, принимаемый по таблице 1.3, a E 0+1 - модуль деформации нижнего слоя пола. - Точку на оси (h / D = 0), соответствующую значению / Е 0+1 переносят параллельно оси h / D на кривую со значением / E 0+1. Из полученной точки на этой кривой опускают перпендикуляр на ось h / D. Значение на этой оси соответствует отношению / D = а 1 откуда = а 1 D. Если толщина подстилающего слоя получается меньше величин, приведенных в Разделе I, или если больше, чем Е 0+1 то толщина подстилающего слоя принимается согласно указаниям Раздела I. 1.10 Полученная по расчету толщина подстилающего слоя может быть уменьшена путем повышения прочности основания, например путем устройства искусственного основания (песчаного и др.) или путем понижения уровня грунтовых вод и др.
Примеры расчета прочности пола с нежестким подстилающим слоем Пример 1 Требуется определить толщину нежесткого подстилающего слоя в неотапливаемом складе. По полу склада при ширине проезда 3,5 м за сутки проходит следующее количество транспортных средств: электрокары (двухосные) - 30 машин; автопогрузчики (двухосные) - 20 машин; автомобили ЗИЛ-130 (двухосные) - 20 автомобилей; автомобили ЯАЗ-210 (трехосные) - 5 автомобилей. Покрытие пола из асфальтобетона толщиной 4 см. Подстилающий слой из щебня прочностью при сжатии 9000 Н/см2. Грунт основания супесчаный. Горизонт грунтовых вод находится на глубине 0,4-0,5 м. Расчет. При покрытии из асфальтобетона величина относительной деформации d = 0,035 (табл. 1.2). По формуле (2) приведем количество трехосных автомобилей ЯАЗ-210 к двухосным: Ni = 1,8×5 = 9 автомобилей Определим эквивалентное, по воздействию на пол, количество условных автомобилей с расчетной нагрузкой " А ". Для этого вычисляем значение коэффициента "h". Расчетные характеристики транспортных средств (предоставляемые заказчиком) заносим в таблицу.
Рис. 3 График для расчета пола с нежестким подстилающим слоем
1 - Электрокары: р = Р / F = 8450/56 = 150,8 Н/см2; D = 1,13 = 1,13 = 8,4 см; h = p × D /1666 = 150,8×8,4/1666 = 0,76 2 - Автопогрузчики: р = Р / F = 35670/490 = 72,8 Н/см2; D = 1,13 =1,13 =25 см; h = p × D /1666 = 72,8×25/1666 = 1,1 3 - Автомобили ЗИЛ-130: р = Р / F = 34300/600 = 57,1 Н/см2; D = 1,13 = 1,13 = 28 см; h = p × D /1666 = 57,1×27/1666 = 0,95 4 - Автомобили ЯАЗ-210: р = Р / F = 44100/750 = 58,8 Н/см2; D = 1,13 = 1,13 = 31 см; h= p × D /1666 = 58,8×31/1666 = 1,1 Условный автомобиль с расчетной нагрузкой " А ": р = Р / F = 44590/910 = 49 Н/см2; D = 1,13 = 1,13 = 34 см; h = p × D /1666 = 49×34/1666 = 1 В соответствии с указаниями п. 1.4 наносим на график (рис.1) наклонные линии для каждого транспортного средства, ординаты точек которых получаем умножением ординат точек линии " А " на коэффициент "h",вычисленный для каждого указанного выше транспортного средства. В результате получаем графики для определения эквивалентного, по воздействию на пол, количества условных автомобилей с расчетной нагрузкой " А " (рис. 4). По полученным графикам определяем значения Ni A: 30 электрокаров соответствуют 9 условным автомобилям; 20 автопогрузчиков 4000 соответствуют 32 условным автомобилям; 20 автомобилей ЗИЛ-130 соответствуют 17 условным автомобилям; 9 автомобилей ЯАЗ-210 (в двухосном исполнении) соответствуют 15 условным автомобилям. Всего S Ni B = 73 условных автомобилей с расчетной нагрузкой " А ". Вычисляем расчетную интенсивность движения Np при ширине проезда 3,5 м (одна полоса движения) и g = 2 (п. 5). Np = gS Ni A = 2×73 = 146 условных автомобилей в сутки. Используя рис. 4, находим на оси " n " цифру 146, восстанавливаем от этой точки перпендикуляр до линии " А " и из точки пересечения проводим прямую, параллельную оси " n " до пересечения с прямой, перпендикулярной оси " n ", соответствующей допустимой относительной деформаций покрытий из асфальтобетона d = 0,035. По наклонной прямой, проходящей через полученную точку, определяем требуемый модуль деформации пола – Е тр = 5098 Н/см2. Грунт основания находится в зоне опасного капиллярного поднятия грунтовых вод (см. п. 7.4 Раздела I). При этом по табл. 1.3 расчетный модуль деформации грунта основания E 0 = 1176 Н/см2. Принимаем расчетную схему " б " по рис. 2. Расчетный модуль деформации (табл. 1.2) асфальтобетонного покрытия Е 2 = 23520 Н/см2, щебеночного подстилающего слоя Е 1 = 12740 Н/см2, толщина покрытия h 2 = 4 см; = Е тр =5098 Н/см2. Для условного автомобиля диаметр приведенного круга следа D = 34 см. Для определения сначала вычислим значения отношений h 2/ D = 4/34 = 0,1175 и / Е 2 = 5098/23520 = 0,216. По рис. 3 определяем / Е 2 = 0,184, откуда = 0,184×23520 = 4327 Н/см2. Определим h 1, для чего сначала вычислим отношения / E 1 = 4327/12740 = 0,34 и E 0/ E 1 = 1176/12740 = 0,0923, по которым пользуясь рис. 3 определяем h 1/ D = 0,97, откуда h 1 = 0,97×34 = 33 см. Согласно п. 1.10 полученная толщина h 1 подстилающего слоя может быть уменьшена, например, путем понижения уровня грунтовых вод ниже их опасного капиллярного поднятия. В этом случае Е 0 = 2156 Н/см2 (табл. 1.3). Определяем вновь: / E 1 = 4327/12740 = 0,34 и Е 0/ Е 1 = 2156/12740 = 0,169, h 1/ D = 0,55, откуда h 1 = 0,55×34 = 18,7 см. Уменьшение толщины подстилающего слоя может быть также достигнуто устройством искусственного основания, например из крупного песка, уложенного на грунте основания. Для этого случая принимаем расчетную схему " в " по рис. 2. Задаемся толщиной щебеночного подстилающего слоя, равной 15 см. расчетные модули деформации: покрытия Е 3 = 23520 Н/см2, подстилающего слоя Е 2 = 12740 Н/см2, искусственного основания E 1 = 3430 Н/см2, грунт основания Е 0 = 1176 Н/см2. Толщина асфальтобетонного покрытия h 3 = 4 см. Толщина подстилающего слоя из щебня h 2 = 15 см. = Е тр = 5098 Н/см2; D = 34 см; / Е 3 = 0,184 и = 0,184×23520 = 4327 Н/см2. Определим для чего сначала вычислим отношения h 2/ D = 15/34 = 0,441 и / Е 2 = 4327/12740 = 0,34. По рис. 3 определяем / Е 2 = 0,203, откуда = 0,203×12740 = 2586 Н/см2. Определим h 1, для чего сначала вычислим отношения / E 1 = 2586/3430 = 0,754 и Е 0/ Е 1 = 1176/3430 = 0,3430. По рис. 3 определим h 1/ D = 1,28, откуда h 1 = 1,28×34 = 43,5 см. Таким же путем определяется толщина искусственного основания, если задаться иными толщинами подстилающего слоя (например, 12 см, 18 см и т.д.). Из рассмотренных вариантов толщины подстилающего слоя наиболее целесообразный определяют по технико-экономическим соображениям.
Рис. 4 График для приведения интенсивности движения транспортных средств к интенсивности движения условного автомобиля с расчетной нагрузкой " A " и для определения требуемого модуля деформации Е тр пола
Пример 2 Требуется определить толщину нежесткого подстилающего слоя пола. Нагрузка Р = 10 т. Форма следа опирания на пол - прямоугольник размером 50´40 см, площадь F 1 = 2000 см2. Удельное давление р = 49 Н/см2. Помещение неотапливаемое. Покрытие пола из торцовой шашки толщиной 8 см. Подстилающий слой гравийный, с содержанием 75% зерен крупнее 2 мм. Грунт основания - пылеватый суглинок. Грунтовые воды находятся на глубине 3 м. Расчет. Определим расчетные параметры по формуле (1): D =1,13 = 1,13 = 50 см. При покрытии пола из торцовой шашки d = 0,04 (табл. 1.2) Примем расчетную схему " б " по рис. 2. Расчетные модули деформации: покрытия Е 2 = 11760 Н/см2 (табл. 1.2); подстилающего слоя Е 1 = 6860 Н/см2 (табл. 1.2); грунта основания Е 0 = 1568 Н/см2 (табл. 1. 3). Толщина покрытия h 1 = 8 см. По формуле (5) определяем требуемый модуль деформации пола Н/см2 Эквивалентный модуль деформации пола = Е тр = 2313 Н/см2. Определим для чего сначала вычислим отношения h 2/ D = 8/50 = 0,16 и / Е 2 = 2313/11760 = 0,197. По рис. 3 определяем / E 2 = 0,163, откуда = 0,163×11760= 1917 Н/см2. Определим h 1, для чего сначала вычислим отношения / E 1 = 1917/6860 = 0,28 и E 0/ E 1 = 1568/6860 = 0,228. По рис. 3 определим h 1/ D = 0,21, откуда h 1 = 0,21×50 = 10,5 см. Принимаем толщину подстилающего слоя h 1 = 11 см.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 526; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.137.13 (0.008 с.) |