Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Знания, их получение и оценкаСодержание книги Поиск на нашем сайте
Те, кто пришли в Университет, должны знать: знания сами не даются. Их надо найти и взять, усвоить и использовать. Для этого необходимо вкратце ознакомиться с теоретическими основами умственной и, в частности, учебной деятельности. Общая схема учебного года уже указывалась, поэтому несколько подробнее о технологии учебы. Лекция преподавателя является отправным и основным видом занятия для студентов. Поэтому очень важно с самого начала учебы научиться извлекать главное из слушаемой лекции. Для студента лекция вроде бы самое простое занятие. А на самом деле назначение лекции более широкое и сложное[30]. Студент должен сориентироваться в программе курса, в излагаемой теме, выделить основные вопросы и понятия темы. На лекции привлекается внимание к последним достижениям науки, изменяющемуся законодательству. Однако на лекциях дается только основа знаний предмета, дается материал для размышления студентов, для поиска и самостоятельной работы. Поэтому к лекции нужно готовиться, чтобы результаты посещения и работы были максимальны. Перед лекцией необходимо прочитать предыдущие лекции, посмотреть учебник или литературу по теме предстоящей лекции, поставить для себя и преподавателя несколько вопросов. Зачем ты идешь на лекцию? Что прочитать и что взять с собой? Чему ты хочешь научиться на лекции? В чем специфика курса лекций в целом и этой отдельной? В таком случае лекция превращается в плодотворную и осмысленную работу. Лекции бывают разные и в зависимости от студенческого курса читаются преподавателями по-разному. Самые простейшие, когда в основном дается фактологический материал - для 1 курса и сложные аналитические - для пятикурсников. Но в том и другом случае необходимо научиться на лекции улавливать и записывать мысли, их направленность, которые без настроя и предварительной подготовки к лекции могут теряться. В этом случае лекция в лучшем случае превращается в набор, кучу фактов, понятий, примеров. Конечно, можно прибегнуть и к студенческой классификации видов лекций, чтобы лучше готовиться к ним. Так, по назначению лекции можно подразделить на обзорные, установочные, учебные и научно-теоретические. По содержанию можно выделить лекции ориентирующие, информационные, структурирующие, аналитические и «пустые». По восприятию лекции могут быть увлекательные, интересные, нудные. По форме проведения есть лекция - концерт, лекция - показ, лекция - рассуждение, беседа; лекция - работа, лекция - диктант и др. Естественно, что эта классификация не претендует на научность, но с точки зрения студента может помочь ему в настрое на учебу и усвоение материала. Курс лекций, читаемый профессором или доцентом, - это основа, «скелет учебной дисциплины», последовательность лекций и их порядок имеют большое значение. Каждая лекция является необходимым элементом этого «скелета», при этом лекция - это руководство к самостоятельной работе студента, его шпаргалка и путеводитель по теме и учебному курсу. Поэтому при пропуске лекции проваливается в системе обучения целая тема, звено в логической цепи изучения материала. А как гласит по этому поводу народная мысль, рвется там, где тонко. В связи с этим конспект лекции является ориентиром в изучаемом предмете, основой при подготовке к экзамену, ключом к системе учебного курса, источником новой, иногда уникальной информации. И уж если пропущена лекция, то «вы должны знать не то, что знаете, а то чего вы не знаете». Здесь правильное ведение конспекта лекции может помочь. Но опыт показывает, что самое простое становится сложным. Общие сведения об учебной дисциплине, данные о лекторе и преподавателе, ведущем семинарские занятия, даты прослушанных лекций и их нумерация, тема, вопросы и содержание лекции у большинства студентов отсутствуют, некоторые забывают и подписать чьи это лекции. Это недопустимая для юристов небрежность, ведь им предстоит работать с документами. Нельзя и преувеличивать значение лекции. В этот ограниченный промежуток времени - 2 академических часа - вряд ли можно вложить весь необходимый для изучения студентами материал. Да и нужно ли? Используя данную направленность, студенту необходимо самому учиться добывать знания. Это тоже одно из условий обучения в Университете. Чтобы контролировать текущую самостоятельную работу студентов и оказывать им помочь в обучении, со студентами Юридического института проводятся семинарские занятия (семинары). По некоторым учебным курсам проводятся практические занятия, для того чтобы отработать навыки деятельности, например, по криминалистике, разделу фотография. В ходе выполнения задания к семинарским занятиям студентом должен быть изучен весь материал заданной темы. А это значит - прочитать лекцию и сориентироваться в теме, найти необходимый круг учебной литературы и нормативных актов, ознакомиться с ними, найти и прочитать источники научных знаний, теоретическую основу действующего законодательства, научные монографии и статьи, в том числе преподавателей нашего института. Исходя из прочитанного, проанализировать и прорешать данные к семинарскому занятию казусы, применить к практическим примерам теоретические положения и предписания закона. Сложная это работа, аналитическая. Не сразу и не у всех она получается. Но это необходимо делать от семинара к семинару, накапливая и углубляя свои знания. Трудный процесс умственной работы требует сосредоточенности, настроя, концентрации внимания при подготовке. Однако семинар таит в себе и другие каверзы. Все выучил, решил, а на занятии получил двойку или долг. И так бывает. Выучить - это еще не значит рассказать и раскрыть вопрос на семинаре или решить и обосновать свое решение задачи. Семинар - место публичной работы студента. Выработать у студентов-юристов навык использовать свои знания права и теории, уметь их применить, объяснить другим, обосновать свою позицию, доказать свою точку зрения - вот задача семинарского занятия, на котором вырабатывается способность к полемике и дискуссии. Учиться говорить, говорить красиво, аргументированно. Этому можно научиться, и в первую очередь на семинарах. Опытные преподаватели помогут, подскажут, что хорошо и нужно развивать и что требует дополнительного изучения и проработки. У студентов часто встречается ошибка недопонимания значения семинарских занятий или утилитарного представления о них. Семинарское занятие - это и диалоговое общение студента и преподавателя, чего нет на лекции. Но время семинара ограничено, поэтому проверить и проявить себя могут не все студенты группы. В сказанном проявляется ограниченность семинарского занятия, тем более что в группах становится слишком много студентов: от 30 до 38 человек. Поэтому чаще всего запланированные семинарские занятия превращаются в лекцию-беседу или ограниченное общение преподавателя - студента, и работа группы в целом проваливается. В связи со сказанным студенту необходимо уловить, насколько важно разумно и эффективно использовать время на семинарском занятии. Проверка своих знаний и навыков: То ли ты учишь? Так ли ты учишь? Умеешь ли ты сам выбирать необходимый материал и компоновать его? Можешь ли то, что прочитал, проанализировать и доходчиво донести преподавателю и согруппникам? Отсюда стремление учиться говорить и следить за речью, преодолевать страх перед выступлением, вырабатывать чувство ответственности за сказанное, а не стремление к разговору ради красного словца или прикрытия незнания. Этот круг вопросов должен для себя решать каждый студент, на каждом семинаре. Поэтому те студенты, которые не готовятся к семинарским занятиям, наносят двойной вред. Отнимают время у преподавателя на углубленную работу по теме и не дают знающим студентам проверить свои знания и выработать навыки анализа и общения. Кроме того, материал, подготовленный к семинарскому занятию, является базовым для экзамена, а плюс еще и работа на семинаре - это прямой путь к зачету по предмету по результатам текущей успеваемости. Или, как его называют студенты, «автомату». Иногда даже результат активной работы студента на большинстве семинаров может вылиться и в текущую отличную оценку по экзамену. И это не случайно. Студент, серьезно относящийся к учебе, ведет конспекты к семинарским занятиям - конспекты научной, учебной литературы, осуществляет подборку нормативных актов, справок и справочников, делает для себя выводы и обобщения по вопросам и задачам семинара. Ведь ширина и глубина познания заданной темы не ограничена. Если посмотреть в ширину, то это и конспект лекций, и учебники, и нормативные акты, а также историческая, научная литература, можно использовать смежную общетеоретическую, философскую, экономическую и т.д. литературу. Можно покопать и в глубину, начиная от ориентировки в учебных дисциплинах и выделения среди них предмета изучаемого курса и темы до изучения основных понятий и терминов темы, нормативных источников. Можно перейти к изучению практики применения нормативного материала, документов практики и обобщений практических знаний о нормативном материале и его применении. При сопоставлении практики с теоретическими понятиями и терминами возникают вопросы уточнения понятий, терминов, предписаний нормативных актов или формирования новых положений. Здесь вообще нет ограничений в изучении и исследовании. Поэтому семинар отчасти - мероприятие творческое со стороны студентов. Говоря об основных учебных формах лекции и семинарах, не следует забывать и об общеорганизующих и рационализирующих учебный труд студентов вещах, таких, как планирование работы, скорочтение, стенография, машинопись, компьютер с прикладными и правовыми программами. Эти организующие и интенсифицирующие учебу студентов элементы кажутся на первый взгляд второстепенными и не важными. Но когда объем возможной результативности учебной работы доходят до определенного предела, то они позволяют его перешагнуть. Значение их для профессии юриста заключается в том, что оптимизируется работа, повышается ее качество и возрастает эффективность, появляется в работе и ее результатах красота, идет разумное накопление практического материала и опыта. Планирование работы, в том числе самостоятельной, в условиях огромного информационного потока, ограниченности времени позволяет выделить главное и определить для него время. Отсортировать важное и менее важное. Как ни странно, но часто студенты забывают, что в сутках всего 24 часа, а в неделе - 168. А режим учебы довольно жесткий - аудиторные занятия (по 4-8 часов в день в течение шести дней - лекции, семинары, физкультура, военка и т.д.), самостоятельная работа по подготовке к занятиям, посещение научной библиотеки и очереди в ней. Но жизнь ведь не только учеба. Сон, питание, покупка продуктов в магазинах и приготовление пищи, проезды или дорога, уборка в квартире или комнате, стирка, душ, баня и другие, постоянные и разовые житейские вопросы. Они тоже отнимают время, и без этого обойтись нельзя, поэтому все надо планировать. Кроме того, как ни странно, у тебя и твоих друзей есть дни рождения, праздники, ты сам ходишь в гости (что, конечно, лучше делать), и к тебе приходят гости, хочется пообщаться с одногруппниками или однокурсницами, подходит пора любовных встреч и планирования семейных отношений. И все хочется успеть! Где взять время?[31] Г.И.Климовская, профессор филфака ТГУ, предприняла попытку осмыслить проблему техники и правил понедельного планирования самостоятельной работы студента в целом, которая дает возможность практически студентам подойти к этим вопросам. Осмыслив психофизиологию умственного труда, в том числе работоспособность и утомляемость, используя возможности для совершенствования психических данных человека, свойств восприятия, внимания, памяти, понимания, установив режим дня и руководствуясь методикой «экономии времени», можно, спланировав на неделю мероприятия, многое успеть сделать. Основу самостоятельной работы студента составляют поиск и хранение библиографии по предметам, чтение и конспектирование учебной и научной литературы. В этой связи освоение навыков динамического чтения (рационального чтения, скорочтения) окажется весьма полезным для студентов[32]. Выработка навыков правильной работы с книгой, конечно, требует времени. Но эти затраты оправдают себя в дальнейшем. Книги Л.Н.Хромова, О.Кузнецова и В.Вормсбехера, Д.Кабина о скорочтении заставляют заглянуть в себя, в свои способности и резервы, поработать с вниманием и памятью, с углом зрения и артикуляцией или хотя бы просто классифицировать способы чтения и по-разному подойти к разным книгам. Основы стенографии или сокращенного письма помогут больше записывать и содержательнее вести записи на лекциях и при работе с книгой, готовясь к семинарским занятиям[33]. Для работы юриста необходимы и основы знаний о ведении делопроизводства, оформления документов[34]. А знание и навыки машинописи позволяют эффективнее использовать не только печатную машинку, но и, в первую очередь, компьютер[35]. Несколько слов о зачетах и экзаменах, хотя этот вопрос сам по себе большой и сложный. Он может быть рассмотрен как с позиции преподавателя и методики принятия экзаменов и зачетов, так и с позиции студента: «стратегия и тактика подготовки и сдачи зачетов и экзаменов». Прежде всего, некоторые организационные вопросы по зачетам и экзаменам регулируются Положением о курсовых экзаменах, зачетах и государственных экзаменах, утв. решениемУченого совета ТГУ от 22.12.93 г. (см. Приложение 19). Экзамены и зачеты - завершающий этап работы студента. Экзаменационная сессия предполагает, что студент обобщает и закрепляет изученный материал, приводит знания по курсу в стройную систему. Зачеты - вид проверки и учета знаний студентов по крупным разделам теоретических курсов и по предметам, в изучении которых преобладают практические занятия. Чтобы получить зачет, студент должен вести систематическую работу, готовиться к каждому занятию, принимать активное участие в семинарах и практикумах, иметь конспекты по дополнительной литературе. Тем студентам, которые на протяжении всего семестра добросовестно отработали материал курса и принимали активное участие в работе семинаров и практикумов, по усмотрению преподавателя зачет выставляется автоматически. Если преподаватель не считает возможным поставить зачет, он обращает внимание студента на пробелы в знаниях и предлагает ему после дополнительной подготовки повторно сдать зачет. Экзамены - метод проверки знаний, умений и навыков студента по полному теоретическому курсу или его части. Экзаменационная сессия - самая ответственная пора в жизни студента. Студенческая мудрость по этому поводу гласит: «От сессии до сессии живут студенты весело». За итогами сессии стоит стипендия. Результаты экзаменов зависят, во-первых, от систематической и добросовестной работы студента на протяжении всего учебного года и, во-вторых, от правильной организации подготовки к экзаменам накануне и в период экзаменационной сессии. Количество предметов, выносимых на экзаменационную сессию, не превышает пяти, причем перерыв между экзаменами должен быть не менее трех дней. Расписание экзаменов составляется деканом за месяц до сессии. Подготовку к сдаче экзаменов нужно начинать с первых дней семестра, активизируя ее к началу сессии. Для подготовки материала к экзаменам нужно внимательно просмотреть учебную программу, что даст возможность правильно спланировать время на повторение, и обратить больше внимания на те вопросы программы, которые недостаточно прочно усвоены. Повторение следует начинать с тщательного чтения своих записей, обратив особое внимание на основные выводы, на различные точки зрения ученых по тому или иному вопросу. Затем рекомендуется приступить к чтению учебника. В заключение надо прочитать конспекты по обязательной и дополнительной литературе. Повторение - процесс индивидуальный. Это означает, что каждый студент в зависимости от его индивидуальных особенностей организует и осуществляет повторение только самостоятельно. Лишь после кропотливой самостоятельной работы над учебным материалом будет полезным коллективный обмен мнениями по различным вопросам изучаемого курса. Трудные неясные вопросы, возникшие у студента в процессе подготовки и коллективного обмена, могут быть выяснены на консультациях. Вечером перед экзаменом необходимо отдохнуть, настроиться на вспоминание и воспроизведение прочитанного материала. Экзамен - это не только проверка знаний студентов, но и испытание моральных качеств отдельных студентов (честности, добропорядочности и пр.). Экзамены принимаются преподавателем, читающим данный курс, и проводятся, как правило, по билетам, утвержденным заведующим кафедрой. Билет содержит, как правило, три вопроса из различных разделов курса. Взяв его, необходимо обдумать поставленные вопросы, посмотреть программу курса, а после этого приступить к составлению плана или краткой записи ответов, которые нужно прочитать, осмыслить и только после этого приступать к изложению содержания вопросов билета. В ходе экзамена обращается внимание не только на содержание ответа, но и учитываются поведение студента, культуру речи, наличие и оформление конспектов лекций, черновых записей, сделанные во время подготовки к экзамену. Преподаватель выслушивает студента или может прервать его ответ, если студент отклоняется от существа поставленного вопроса или отвечает явно неправильно. Могут быть заданы дополнительные вопросы в целях уточнения или углубления ответа. По окончании беседы экзаменатор ставит в зачетную книжку оценку, лучше, конечно, «отлично». Однако есть и другие оценки при сдаче экзаменов: «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Неудовлетворительная оценка в зачетную книжку не выставляется и вызывает у студента дополнительные трудности (см. названное ранее Положение о курсовых экзаменах, зачетах и государственных экзаменах). Особого разговора заслуживают вопросы о курсовых и дипломных работах, а также консультации преподавателей как формы обучения студентов. Это и выбор кафедры, и выбор научного руководителя, и выбор темы, с которыми будет связана твоя работа, может быть в течение года, а может быть и в течение пяти лет. Это и подбор материала, изучение его и анализ, консультации у преподавателя по возникшим вопросам и совместные с ним поиски, работа над текстом курсовой или дипломной, более углубленное изучение дополнительного материала, усложнения задач по курсовой с каждым курсом и выход на написание дипломной работы. Подборка специального материала по избранной теме - систематизация специальной литературы с целью использования в дальнейшем создает основу настоящей и будущей работы юриста. Хороший юрист не может допустить незнания какого-либо нормативного акта по рассматриваемому вопросу. Но об этом, может быть, когда-нибудь в другой раз. И в завершении. Находясь в Университете, учитесь жить, учитесь видеть прекрасное, результаты естественного, природного таланта, упорного труда. Посмотрите и познакомьтесь со всем лучшим, что есть в Университете. Для всестороннего развития личности здесь есть все, и ищите для этого время. Реальное знакомство с богатством и достопримечательностями университета, с его факультетами и студентами других факультетов, со старшекурсниками ЮИ, с высококвалифицированными и узкопрофильными специалистами различных кафедр университета от биологов и геологов до культурологов и психологов. Вот такая она студенческая жизнь - свободная, интересная, жесткая и ответственная. Приложение 1 Памятка первокурснику (методические указания) / Колл. авторов, отв. проф. В.Ф.Волович. - Томск, 1985. - С.54-59 (извлечение)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.164.47 (0.01 с.) |