Методика работы с информационными источниками. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика работы с информационными источниками.



Методика работы с информационными источниками.

Актуальность знаний и навыков работы с информационными источниками

 

Актуальность темы исследования. Конец XX и начало XXI в. характеризуются резким увеличением объема получаемой и перерабатываемой информации. Революционным образом изменилась технология ее передачи, хранения и обработки. Эти кардинальные перемены, затронувшие не только сферу науки, но и образование, экономику, политику, искусство, заставляют нас обратить пристальное внимание на современную информационную культуру. Возникла необходимость в глубоком теоретическом осмыслении тех изменений, которые происходят в обществе и личности.

Знания и навыки это другими словами «Информационная грамотность» - это комплекс необходимых навыков, которые требуются от каждого индивида для того, чтобы «осознавать необходимость в информации, уметь ее найти, дать верную оценку и эффективно использовать необходимую информацию».

Информационная грамотность является также очень важным понятием в постоянно изменяющемся мире новых технологий и безудержного роста информации. В связи со все возрастающей сложностью этого мира люди все чаще сталкиваются с широким многообразием и многовариантностью при выборе информации в различных областях - в процессе обучения, на рабочем месте, в личной жизни. Информационные ресурсы доступны для нас через библиотеки, общественные информационные службы, специализированные организации, средства массовой информации, Интернет - и в подавляющем большинстве случаев информация представлена в хаотическом виде, ставя этим самым перед пользователем вопросы ее аутентичности, обоснованности и достоверности. Кроме этого, информация доступная с использованием различных медиаприложений, включающих графические образы, графические объекты, текстовые фрагменты и т.п. выдвигает новые барьеры на пути их восприятия пользователем, а также оценки и понимания содержания. Растущее количество информации сомнительного качества представляет собой значительные сложности и проблемы для общества. Наличие огромного информационного потока не может само по себе сформировать подготовленных пользователей без дополнительного массива необходимых знаний и навыков по эффективному использованию информации.

Информационная грамотность формирует основу для непрерывного и продолжающегося процесса обучения. Она имеет отношение к любым дисциплинам, любой образовательной среде, всем уровням обучения. Это дает возможность учащимся формировать содержание и расширять горизонты научных исследований, быть более мотивированным, контролировать процесс своего образования.

Информационно грамотный человек умеет:

- Определить размер своих информационных потребностей и запросов,

- Рационально и эффективно получить доступ к необходимой информации,

- Критически оценить уровень полученной информации и найденных ресурсов,

- Внедрить отобранную информацию в собственно формируемую информационную базу,

- Эффективно использовать информацию в соответствии с поставленными целями,

- Понимать экономические, правовые и социальные аспекты использования информации, соблюдать этические и правовые нормы при осуществлении доступа и использования информации.

Классификация информации

Информацию можно разделить на виды по разным критериям:

§ по истинности

§ истинная

§ ложная

§ по способу восприятия

§ Визуальная — воспринимаемая органами зрения.

§ Аудиальная — воспринимаемая органами слуха.

§ Тактильная — воспринимаемая тактильными рецепторами.

§ Обонятельная — воспринимаемая обонятельными рецепторами.

§ Вкусовая — воспринимаемая вкусовыми рецепторами.

§ по форме представления

§ Текстовая — передаваемая в виде символов, предназначенных обозначать лексемы языка.

§ Числовая — в виде цифр и знаков, обозначающих математические действия.

§ Графическая — в виде изображений, предметов, графиков.

§ Звуковая — устная или в виде записи передача лексем языка аудиальным путём.

§ по назначению

§ Массовая — содержит тривиальные сведения и оперирует набором понятий, понятным большей части социума.

§ Специальная — содержит специфический набор понятий, при использовании происходит передача сведений, которые могут быть не понятны основной массе социума, но необходимы и понятны в рамках узкой социальной группы, где используется данная информация.

§ Секретная — передаваемая узкому кругу лиц и по закрытым (защищённым) каналам.

§ Личная (приватная) — набор сведений о какой-либо личности, определяющий социальное положение и типы социальных взаимодействий внутри популяции.

§ по значению

§ Актуальная - информация, ценная в данный момент времени.

§ Достоверная - информация, полученная без искажений.

§ Понятная - информация, выраженная на языке, понятном тому, кому она предназначена.

§ Полная - информация, достаточная для принятия правильного решения или понимания.

§ Полезная - полезность информации определяется субъектом, получившим информацию в зависимости от объёма возможностей её использования.

Классификация носителей информации

Носи́тель информа́ции (информацио́нный носи́тель) — любой материальный объект или среда, содержащие (несущие) информацию, способные достаточно длительное время сохранять в своей структуре занесённую в/на него информацию.

(камень, дерево, бумага, металл, пластмассы, кремний (и другие виды полупроводников), лента с намагниченным слоем (в бобинах и кассетах), пластик со специальными свойствами (для оптической записи И — CD, DVD и т. д.), ЭМИ (электромагнитное излучение) и т. д. и т. п.

 

Носителем информации может быть любой объект, с которого возможно, но не обязательно чтение имеющейся (записанной) информации.

Носители информации в быту, науке (библиотеки), технике (скажем, для нужд связи), общественной жизни (СМИ) применяются для:

§ записи

§ хранения

§ чтения

§ передачи (распространения)

§ создания произведений компьютерного искусства

 

Классификация носителей

v По природе носителя:

§ волново-полевые (звуковые, электромагнитные и проч. волны)

§ вещественно-предметные (книги, письма, археологические и палеонтологические находки, аппаратные запоминающие устройства)

§ биохимические (ДНК, РНК и т.д.)

v По происхождению:

§ естественные (свет звёзд, несущий информацию о химическом содержании их атмосфер; кости динозавров, несущие информацию об их размерах; метеориты)

§ искусственные (лист бумаги с пробитыми по определённому правилу отверстиями, несущий закодированный текст; радиоволны, излучённые антенной станции дальней космической связи, несущие команды для космического робота)

v По основному назначению:

§ основные: источник информации (источник и т.п.)и получатель информации (получатель и т.п.);

§ промежуточные (вспомогательные и т.п.): линии связи и их элементы, включая антенно-фидерные устройства и элементы, преобразователи (акусто-электрические, электроакустические, электромагнитные и т.п.);

§ функциональные, как санкционированные элементы систем и линий связи;

§ паразитные, как несанкционированные элементы систем и линий связи, которые могут быть элементами каналов утечки информации;

§ общего (широкого) назначения (скажем, бумага);

§ специализированные (например — только для цифровой записи);

v По количеству циклов записи:

§ для однократной записи;

§ для многократной записи;

v По долговечности:

§ для долговременного хранения (прекращение выполнения функции носителя обусловлено обстоятельствами случайными);

§ для кратковременного хранения (прекращение функции обусловлено процессами закономерными, приводящими к неизбежной деградации носителя);

В общем случае границы между этими разновидностями носителей довольно расплывчаты и могут варьироваться в зависимости от ситуации и внешних условий.

 

 

Виды дезинформации

§ введение в заблуждение конкретного лица или группы лиц (в том числе и целой нации);

§ манипулирование (поступками одного человека или группы лиц);

§ создание общественного мнения относительно какой-то проблемы или объекта.

Введение в заблуждение — это не что иное, как прямой обман, предоставление ложной информации. Манипулирование — это способ воздействия, направленный непосредственно на изменение направления активности людей. Выделяют следующие уровни манипулирования:

§ усиление существующих в сознании людей выгодных манипулятору ценностей (идей, установок…);

§ частичное изменение взглядов на то или иное событие или обстоятельство;

§ кардинальное изменение жизненных установок.

Создание общественного мнения — это формирование в обществе определённого отношения к выбранной проблеме.

Социальные искажения

Ошибки памяти

Искажения, возникающие в процессе ретрансляции исходных данных, чаще всего происходят из-за:

- передачи только части сообщения;

- пересказа услышанного своими словами ("испорченный телефон");

- пропуска фактуры через призму субъективно-личностных отношений.

Искажение – преуменьшение, преувеличение или нарушение пропорций. Типичный пример искажения пропорций передаваемой информации сводки с мест боев. Американский психолог Ф. Батлер предложил простой вариант внешне объективной двусторонней аргументации: он советовал приводить в пользу "своей" позиции наиболее сильные, убедительные аргументы, в пользу же "другой" стороны – наиболее слабые. Так можно показать несостоятельность любого оппонента. Можно также сравнивать заведомо неравноценные категории. Не специалисты этого даже не заметят.

 

 

Информационный проект

Структура

· Цель;

· Актуальность;

· Источники информации;

· Анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами;

· Аргументированные выводы;

· Обсуждение.

 

 

Методы анализа информации

 

Методы анализа это то, как вы обрабатываете собранную информацию. Методы анализа можно условно разделить на:
- Эмпирические;
- Логические;
- Эвристические.
Или:
- Простые (разнообразные систематизации – исторический, реферирование, диаграмма связей и т.п.);
- Формальные (четко формализованные – количественные, полуколичественные, лингвистические и т.п.);
- Нетрадиционные (анализ возможностей, оценка альтернативных сценариев, метод последовательных итераций и еще масса всего);

Методы делятся на:
- исторический метод;
- структурирование информации;
- реферирование;
- построение диаграммы связей и анализ силы связей;
- диаграмма развития событий;
- диаграмма влияния;
- мозговой штурм.

Исторический метод.
События располагаются в той последовательности, в которой они происходили, т.е. по хронологии. Такое расположение позволяет увидеть, как разворачивались события, каких данных не хватает для полноценной картины, на каком этапе произошел срыв и т.п.
Структурирование информации.
Создание предварительной структуры описания в зависимости от задач и ее последующее наполнение.
Реферирование.
Вычищает информационный блок от «мусора», позволяя тем самым не отвлекаться на информационный шум.

 

 

Умение работать с текстом — это умение правильно его оценить, быстро разобраться в структуре, взять и зафиксировать в удобной форме все, что оказалось ценным и нужным. Наиболее частые ошибки — это отсутствие целенаправленности в чтении и нерациональная форма записи.

Умение работать с печатными изданиями — это умение правильно оценить произведение, быстро разобраться в его структуре, взять и зафиксировать в удобной форме все, что в нем оказалось ценным и нужным.

Умением работать с литературой обладают далеко не все. Наиболее частые ошибки — отсутствие должной целенаправленности в чтении, недостаточное использование справочного аппарата, нерациональная форма записи прочитанного. Все это снижает эффективность умственного труда, приводит к непроизводительным тратам времени.

Одной из особенностей чтения специальной литературы является то, что оно протекает в определенной последовательности: сначала предварительное ознакомление с книгой и только после этого ее тщательная проработка.

Поэтому для экономии времени и с тем, чтобы определить цели и подходы к чтению книги, рекомендуется начинать с предварительного ознакомления с ней в целях общего представления о произведении и его структуре, организации справочно-библиографического аппарата. При этом необходимо принять во внимание все те элементы книги, которые дают возможность оценить ее должным образом.

Делать это лучше всего в следующей последовательности:

— заглавие; — автор; — издательство (или учреждение, выпустившее книгу); — время издания; — аннотация; — оглавление; — авторское или издательское предисловие; — справочно-библиографический аппарат (указатели, приложения, перечень сокращений и т. п.).

 

Существуют два подхода к чтению научно-литературного произведения: беглый просмотр его содержания и тщательная проработка произведения в целом или отдельных его частей.

В процессе чтения могут попадаться непонятные слова, многие термины используются в различных контекстах неоднозначно, не всегда ясны различного рода сокращения. Все это затрудняет чтение, может приводить к искажению смысла текста. Необходимо приучить себя к обязательному уточнению всех тех терминов и понятий, по поводу которых возникают хоть какие-либо сомнения. Очень важно для этого всегда иметь под рукой необходимые справочники и словари.

Чтение научной и специальной литературы, как правило, должно сопровождаться ведением записей. Это непременное условие, а не вопрос вкуса или привычки. Необходимость ведения записей в процессе чтения неотделима от самого существа использования книги в работе, будь то наука или практика.

В некоторых случаях бывает целесообразным использование так называемых формализованных выписок.

При чтении научной, учебной и специальной литературы довольно распространена практика всякого рода пометок и выделений в книгах.

Одним из наиболее часто практикуемых видов записей является конспект, т. е. краткое изложение прочитанного.

Результатом проработки книги может быть еще и такой вид записи, как перечень страниц, содержащих материалы по определенным вопросам. В дополнение к номерам страниц в нем целесообразно также указывать, в каких абзацах находятся нужные материалы или расстояние до них от верха или низа страницы в сантиметрах.

Более сложный вид записи — составление плана книги, отражающего ее содержание и структуру.

Ведение графического конспекта — наиболее совершенный способ изображения внутренней структуры книги, а сам этот процесс помогает усвоению ее содержания.
Словарь терминов и понятий. Не случайно относится к группе записей, связанных с необходимостью аналитической переработки текста. Составить для себя такой словарь и дать точное толкование всем специальным терминам и понятиям — дело далеко не механическое.

 

17. Справочные издания: энциклопедии, справочники, словари.

 

Справочное издание - издание, содержащее краткие сведения научного, научно-популярного или прикладного характера, изложенные, оформленные и расположенные так, чтобы их можно было быстро найти.

К справочной литературе относятся разные энциклопедические словари, справочники, статистические сборники, хроники исторических событий, календари знаменательных дат, путеводители.

Энциклопедия - справочное издание, содержащее в обобщенном виде основные сведения по одной или всем отраслям знаний и практической деятельности, изложенные в виде кратких статей, расположенных в алфавитном или систематическом порядке.

Энциклопедией называют также научное справочное пособие, содержащее обозрение наук или дисциплин (преимущественно в форме словаря).

 

Энциклопедии делятся на универсальные (напр., «Большая советская энциклопедия», «Британника», «Википедия»), отраслевые («Математическая энциклопедия», «Техническая энциклопедия»), региональные, проблемные, персональные.

 

Спра́вочник — издание практического назначения, с кратким изложением сведений в систематической форме, в расчёте на выборочное чтение, на то, чтобы можно было быстро и легко навести по нему справку.

Справочники рассчитаны на выборочное чтение и предназначены для быстрого нахождения по ним справки.

Справочники обычно имеют систематизированную структуру, заглавия в них упорядочены по определённому принципу.

Многие справочники снабжаются вспомогательными указателями (алфавитным, предметным, именным и пр.)

По целевому назначению справочники различают на:

§ научные

§ массово-политические

§ производственно-практические

§ учебные

§ популярные

§ бытовые

 

Слова́рь — книга, информация в которой упорядочена c помощью разбивки на небольшие статьи, отсортированные по названию или тематике. С развитием компьютерной техники всё большее распространение получают электронные словари и онлайн-словари.

Др. толкование Словарь — собрание слов (обычно в алфавитном порядке), устойчивых выражений с пояснениями, толкованиями или с переводом на другой язык;

Словари принято делить на два основных типа: энциклопедические и лингвистические.

Объект описания лингвистических (языковых) словарей — языковые единицы (слова, словоформы, морфемы). В таком словаре слово (словоформа, морфема) может быть охарактеризовано с разных сторон, в зависимости от целей, объёма и задач словаря: со стороны смыслового содержания, словообразования, орфографии, орфоэпии, правильности употребления. В зависимости от того, сколько признаков слова описаны в словаре, различают словари одноаспектные и многоаспектные.

§ Синхронические лингвистические словари отражают срез языка какого-то определённого времени (например, языка XVIII века, современного языка).

§ Диахронические (например, этимологические) — отражают развитие языка с течением времени.

Энциклопедические (др.-греч. ἐγκύκλιος παιδεία — «обучение в полном круге») словари содержат экстралингвистическую информацию об описываемых языковых единицах; эти словари содержат сведения о научных понятиях, терминах, исторических событиях, персоналиях, географии и т. п. В энциклопедическом словаре нет грамматических сведений о слове, а даётся информация о предмете, обозначаемом словом.

 

 

Поисковые каталоги.

Каталог сайтов Интернета, или каталог Интернет-ресурсов, или просто Интернет-каталог (англ. web directory), — структурированный набор ссылок на сайты с кратким их описанием. Сайты внутри каталога разбиваются по темам, а внутри тем могут быть ранжированы или по индексу цитирования (как в каталогах Яндекса или Google), или по дате добавления, или по алфавиту, или по другому параметру. Это один из старейших сервисов Интернета. Подавляющее большинство рейтингов посещаемости ресурсов имеют классификатор сайтов, но ранжирование всегда основано на посещаемости сайтов. В зависимости от широты тематики ссылок каталоги могут быть общими и специализированными (тематическими).

Каталоги можно разделить на группы:

§ закрытые каталоги — добавление сайтов в данный каталог может проводить только одно ответственное лицо.

§ белые каталоги — при регистрации сайта в каталоге веб-мастеру не обязательно размещать на своём сайте обратную ссылку на каталог.

§ серые каталоги — перед подачей заявки на добавление сайта в данный каталог веб-мастер обязан разместить обратную ссылку, но наличие ссылки не проверяется различными скриптами каталога.

§ черные каталоги — при регистрации сайта в данном каталоге веб-мастер обязан разместить обратную ссылку на каталог сайтов. Каталог проверяет наличие обратной ссылки и только потом принимает регистрацию сайта.

§ каталоги сайтов с прямыми ссылками — при регистрации сайта в данном каталоге веб-мастер получает ответную прямую (без перенаправления) ссылку на свой сайт.

§ каталоги сайтов с ссылками — регистрация сайта в данном каталоге не даёт ссылки на регистрируемый сайт. Ссылки в таких каталогах даны через перенаправление (редирект).

 

Каждая запись в списке категорий — это гиперссылка. Щелчок на ней открывает следующую страницу поискового каталога, на котором данная тема представлена подробнее, например по предметам: Физика, Химия, Математика и т., п. Щелчок на названии темы (например, Химия) открывает страницу со списком разделов (Общая химия. Органическая химия, Неорганическая химия). Продолжая погружение в тему, можно дойти до списка конкретных Web-страниц и выбрать Себе тот ресурс, который лучше подходит для решения задачи.

 

 

Функциональные модули

Spider Agent – основа системы СПАЙДЕР, обеспечивающая непосредственное подключение к каналам ОКС7 в трактах ИКМ или каналам TCP/IP с целью сбора и сохранения данных в сетях ТФОП/ISDN, GSM/GPRS, NGN/VoIP.

Spider NM – предназначен для контроля состояния сигнальных каналов, своевременного обнаружения аварийных ситуаций и перегрузок и эффективности маршрутизации трафика по сети сигнализации.

Spider MEAS – производит измерения и собирает статистику по звеньям и пучкам ОКС7 (Q.752), регистрацию сигнальной и разговорной нагрузки; формирует отчеты об изменении и распределении нагрузки в табличной и графической формах.

Spider ALARM – выполняет наблюдение за состоянием сети (Q.751) с регистрацией в журнал событий изменений состояний объектов тестирования. Содержит настраиваемые пользователем пороги и выводит уведомления о выходе за заданные границы параметров сигнальной или разговорной нагрузки, показателей QoS и SLA.

Spider QoS – производит расчет типовых и настраиваемых пользователем показателей QoS, а также ключевых индикаторов производительности KPI, с формированием отчетов по расписанию в автоматическом режиме и по запросам. Позволяет в реальном времени оценивать эффективность маршрутизации междугородного и международного трафика.

Spider FMS – обеспечивает автоматический поиск и обнаружение различных типов мошенничества, пресечение новых попыток нелегального доступа лиц, однажды уличенных в мошенничестве, предоставление полной информации по источникам, типам и числу попыток совершения мошенничества в сети Оператора.

Spider SLA – обеспечивает автоматизацию контроля соблюдения согласованных уровней предоставления услуг на интерфейсах с присоединенными операторами.

Spider Tracing – предназначен для мультипротокольной трассировки вызовов, т.е. для отслеживания всего сигнального обмена, связанного с обслуживанием вызова.

Spider DR – подсистема сбора детализированной информации о предоставленных услугах (CDR, TDR, IPDR). Эти записи формируются на основе сигнальной информации и используются приложениями системы оценки качества обслуживания, обнаружения несанкционированного доступа.

 

Методика работы с информационными источниками.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 3012; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.182.105 (0.071 с.)