Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Направление 030900 «Юриспруденция»

Поиск

ВСЕРОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ПУБЛИЧНОГО ПРАВА

«Утверждаю»

Проректор

По учебной работе

____________А. А. Вологдин

«____»__________2012 года

Программа

по дисциплине

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО

для студентов 1 курса МПФ

Направление 030900 «Юриспруденция»

Профиль «Международное экономическое право»,

«Правовое регулирование трансграничной коммерческой деятельности»

Квалификация – бакалавр юриспруденции

Обсуждена и рекомендована к

Утверждению на заседании кафедры

Протокол № ___ от _________г.

Москва, 2012

Составитель: кандидат юридических наук, доцент Акчурин Т.Ф.,

Рецензент: кандидат юридических наук, доцент

 

 


 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Организационно-методический раздел…………………………….4
2. Распределение учебных часов по дисциплине ……………………8
3. Оценка успеваемости студентов …………………………………...10
4. Содержание дисциплины …………………………………………..12
5. Темы семинарских занятий………………………………………... 20 6. Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины и по самостоятельной работе. …...…………………………………… 40 7. Примерный перечень тем курсовых работ ……………………… 43
8. Перечень вопросов к экзамену …………………………………… 45
9. Библиография………………………………………………………. 49
 
 
 

Организационно-методический раздел.

Данное учебно - методическое пособие подготовлено на основе положений Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования РФ по направлению 030900 - «Юриспруденция» (квалификация – бакалавр юриспруденции).

Важную роль в изучении конституционного права России выполняют самостоятельная работа студентов и семинарские занятия, которые призваны, прежде всего, выработать у студентов умение обсуждать и более глубокое усваивать вопросы теории конституционного права; широко и максимально детальное изучить Конституцию Российской Федерации, законов и иных нормативных актов, являющихся источниками данной отрасли права; анализировать специфику конституционно-правового регулирования на федеральном уровне и в субъектах РФ; обобщать особенности развития отдельных конституционно-правовых институтов в РФ; решать практические задачи, предлагаемые руководителем семинара, рассматривать конкретные ситуации, их возможное моделирование, а также прогнозирование конституционно-правового развития России в целом и по отдельным институтам, подготавливать собственные проекты конституционно-правовых документов, проводить и участвовать в деловых играх; приобретать навыки самостоятельного исследования связей политической действительности в России с конституционным законодательством, закреплять теоретические знания, полученные в ходе прослушивания и запоминания лекционного материала, изучения действующего законодательства, знакомства с юридической практикой, ознакомления с учебной и научной литературой.

Целью изучения дисциплины «Конституционное (государственное) право России» является овладение основными понятиями, усвоение обширного материала по правовому регулированию политико-правовых отношений гражданина и государства, по учреждению органов государственной власти. Такое изучение ведется на основе анализа наиболее важных источников конституционного права России, отслеживания современных политико-правовых явлений, знакомства с деятельностью органов государственной власти. Соответственно осваиваются методы изучения современных политико-правовых отношений, прививаются навыки работы с источниками.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

Знать

- предмет конституционного права;

- метод конституционно-правового регулирования;

- основы конституционного строя РФ;

- основы конституционно-правового статуса граждан;

- формы государственного правления, государственного устройства, политического режима РФ;

- конституционные основы российского федерализма;

- основы избирательной системы, избирательного права и избирательного процесса в РФ;

- положения о референдуме в РФ;

- сущность и стадии законодательного процесса в РФ;

- значение положений международных договоров для российского законодательства;

- порядок принятия, изменения, пересмотра Конституции;

- конституционные основы системы высших органов государственной власти РФ;

- конституционные основы организации и деятельности органов государственной власти субъектов РФ;

- конституционные гарантии местного самоуправления в РФ;

- наиболее важные критерии конституционности различных правовых актов.

Уметь

- анализировать содержание институтов конституционного права;

- раскрывать особенности и механизм прямого действия конституционно-правовых норм;

- давать оценку нормативным и правоприменительным актам, с точки зрения их конституционности;

- квалифицировать наиболее распространенные конституционно-правовые коллизии и конституционные правонарушения;

- выявлять нарушения прав человека и гражданина.

Методическое пособие снабжено общим списком, где отдельно выделяются правовые нормативные акты, судебная практика, комментарии и сборники документов, учебники, монографии и статьи. По каждому семинарскому занятию дается отсылка к библиографии.

Конституционное (государственное) право России в системе предметов высшего юридического образования занимает одно из центральных мест. Оно способствует формированию основных представлений о фундаментальных основах российского государственного и общественного строя, об основных правовых принципах, направляющих содержание, развитие и применение всех отраслей российского права.

Конституционное право РФ имеет довольно широкую нормативно-правовую базу. В юридических актах нашли отражение различные аспекты конституционно-правовых отношений в России. Вместе с тем многие из них продолжают находиться в процессе становления, а соответствующие нормативные акты не столько отражают уже существующее положение, сколько должны стимулировать возникновение новых конституционно-правовых отношений, т.е. изучение конституционного права России не может быть ограничено формальной стороной дела — ознакомлением с документами, хотя этим придется заниматься в немалой степени, каждому студенту надо проявить аналитический подход — подумать над тем, что есть предмет конституционно-правового регулирования в той или иной области общественных отношений, почему возникла именно та совокупность норм, которая отражена в правовом акте, является ли она полной или грешит изъянами, от чего следовало бы отказаться и что добавить. Такой подход поможет студенту лучше понять процессы создания законодательства, регулирующего конституционные отношения, а также возможности своего влияния на его совершенствование — в качестве гражданина и будущего специалиста.

Для подготовки к самостоятельной работе необходимо использовать помимо конспектов лекций и учебника также Конституцию РФ, тексты федеральных конституционных и федеральных законов, постановлений Конституционного Суда РФ, законов субъектов РФ и других источников, публикуемых в «Российской газете», «Парламентской газете», «Собрании законодательства РФ». Для более глубокого рассмотрения материала рекомендуются монографии, статьи в журналах «Государство и право», «Президентский контроль», «Конституционное и муниципальное право», «Журнал Российского права», «Адвокат», «Вестник Конституционного суда РФ» и др. Тем самым студенты получают наиболее качественные знания, приобретают навыки самостоятельной работы, позволяют осуществлять со стороны преподавателя текущий контроль над успеваемостью обучающихся.

Приступая к подготовке вопросов темы семинарского занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его планом (по планам семинарских занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. Необходимо далее изучить соответствующие конспекты лекций и главы учебников, ознакомиться с дополнительной литературой и нормативными актами, рекомендованными к этому занятию. Предлагается к наиболее важным и сложным вопросам темы составлять конспекты ответов. Конспектирование некоторых нормативных актов и дополнительной литературы также способствует более плодотворному усвоению учебного материала. Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным категориям и понятиям конституционного права, предложенным для запоминания к каждой теме семинаров. Основным нормативным правовым актом по всем темам семинаров является действующая Конституция РФ. Студентам необходимо иметь ее текст и приносить его на каждое занятие. Кроме того, надо иметь в виду, что учебные издания не всегда поспевают за обновлением законодательства. О новых актах и обновлении действующих документов студенты должны получать информацию на лекциях и семинарских занятиях. Студенты должны пользоваться справочными системами «КонсультантПлюс» и «Гарант», чтобы находить там последние редакции соответствующих актов, со всеми изменениями и дополнениями.

Отвечать на тот или иной вопрос учащимся рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения, свободно оперировать юридическими понятиями и категориями.

В наименованиях источников, в которых опубликованы те или иные нормативные акты, упоминаемые в настоящем пособии, возможно использование следующих сокращений:

Ведомости — Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации; Ведомости Верховного Совета РСФСР; Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР; Ведомости Верховного Совета СССР;

САПП — Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации;

СЗ РФ — Собрание законодательства Российской Федерации

Изучение дисциплины направлено на формирование следующих компетенций: ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ОК-9, ПК-1,ПК-2,ПК-3,ПК-4,ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-9, ПК–12, ПК-15.


2. Распределение учебных часов по дисциплине.

№темы наименование темы количество часов
  всего из них по видам учебной работы
лекции семинары самостоят. работа
1 семестр
  Понятие и предмет конституционного права как отрасли права. Конституционные нормы и конституционное правоотношение        
  Становление и развитие конституционного законодательства России и особенности структуры и содержания Конституции Российской Федерации 1993 г        
  Источники конституционного права России как отрасли права        
  Основы конституционного строя Российской Федерации        
  Конституционно-правовой статус человека и гражданина в Российской Федерации        
  Гражданство Российской Федерации        
  Единство системы государственного устройства в Российской Федерации        
  Избирательная система и избирательное право в Российской Федерации        
  Институт президентства в Российской Федерации        
  Федеральное Собрание-парламент Российской Федерации        
  Российская модель исполнительной власти        
  Судебная власть в Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации        
13. Прокуратура и другие контрольные органы в Российской Федерации        
  Органы государственной власти субъектов Российской Федерации        
  Конституционно-правовые основы местного самоуправления в Российской Федерации.        
Итого за год:        

Текущий контроль- контрольная работа в 1 и во 2 семестре

Итоговый контроль – дифференцированный зачет в 1 семестре, экзамен во 2 семестре.


3. Оценка успеваемости студентов.

 

Учет работы студентов в ходе семестра будет оцениваться на основании следующих критериев:

1. Работа студента оценивается, исходя из 100 баллов;

2. Работа состоит из двух частей – работа в течение семестра и ответ на экзамене.

3. Распределение 100 баллов по этим двум частям осуществляется поровну – 50 баллов – на оценку работы в семестре и 50 баллов – на оценку экзаменационного ответа.

4. До экзамена студент в течение семестра должен набрать минимум 20 баллов. Если 20 баллов не набраны студентом по уважительной причине (например, отсутствие по болезни), то с разрешения деканата ему предоставляется возможность набрать баллы за счет дополнительных видов работы (написание рефератов, тестов и т.д.).

5. В течение семестра студенты оцениваются по следующим позициям:

· Посещение занятий (не более 8 баллов за семестр)

* Присутствие на всех занятиях месяца – 2 балла

* Присутствие на половине занятий в месяц – 1 балл

Учитывается посещение как лекционных, так и семинарских занятий.

· Работа на занятиях

Семинарских

* Активная работа на семинаре, демонстрирующая владение необходимыми навыками и информацией – 3 балла.

* Менее активная работа с наличием незначительных ошибок или пробелов – 2 балла.

* Малоактивная работа или наличие ошибок в ответе - 1 балл.

* Если присутствующий студент демонстрирует неготовность к занятию – 0 баллов.

 

Лекционных

* интересные вопросы студентов – 1-2 балла.

* ответы на задаваемые лектором вопросы – 1-2 балла.

* ответы на краткие письменные экспресс-опросы – 1-3 балла.

· Контрольные работы

* Работа, написанная на «отлично» - 5 баллов.

* Работа, написанная на «хорошо» - 4 балла.

* Работа, написанная на «удовлетворительно» - 3 балла.

Активное участие в работе студенческих научных кружков, участие в конференциях, чтениях и т.п. могут стать основанием для получения дополнительных «премиальных» баллов.

6. Оценка ответа на экзамене.

· Ответ на «отлично» - 50 баллов

· Ответ на «хорошо» - 40 баллов

· Ответ на «удовлетворительно» - 30 баллов

7. Оценка в экзаменационную ведомость по дисциплине.

Если в сумме за работу в семестре и ответ на экзамене получено:

· 52 – 69 баллов - в зачетную ведомость ставится оценка «удовлетворительно»

· 70 – 84 баллов – в зачетную ведомость ставится оценка «хорошо»

· 85 и более баллов – в зачетную ведомость ставится оценка «отлично».

4. Содержание дисциплины.

ТЕМА 10. Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации

Федеральное Собрание РФ - представительный и законодательный орган России. Конституционные характеристики Федерального Собрания. Палаты Федерального Собрания. Порядок формирования палат Федерального Собрания. Двухпалатная структура Федерального Собрания.

Правовой статус Совета Федерации. Структура Совета Федерации. Состав верхней палаты. Порядок работы Совета Федерации. Компетенции и акты Совета Федерации. Регламент Совета Федерации.

Конституционно - правовой статус Государственной Думы. Порядок формирования и состав. Структура нижней палаты Парламента. Компетенции и акты Государственной Думы. Досрочное прекращение полномочий Государственной Думы.

Комитеты и комиссии палат Федерального Собрания РФ. Порядок работы палат Федерального Собрания РФ.

Законодательный процесс в Федеральном Собрании. Стадии законодательного процесса. Законодательное предложение и законодательная инициатива. Полномочия совета Государственной Думы. Рассмотрение и принятие закона в Государственной думе. Прохождение закона в Совете Федерации. Обязательная компетенция Совета Федерации. Преодоление разногласий между палатами Федерального Собрания. Промульгация закона. Особенности процедуры принятия федерального конституционного закона.

Парламентский контроль в Российской Федерации: формы и методы его осуществления. Правовой статус Аппарата Федерального Собрания. Государственные гражданские служащие Аппарата Парламента.

Правовой статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации.

Темы семинарских занятий.

Семинар по теме 10 «Федеральное Собрание-парламент Российской Федерации»

Расчет времени 6 часов.

 

План:

1. Понятие парламента и парламентаризма, его признаки и тенденции.

2. Двухпалатная структура Федерального собрания РФ. Порядок формирования Государственной Думы и Совета Федерации. Взаимоотношения между палатами.

3. Нормативная основа деятельности палат: Конституция РФ, регламенты палат и иные акты

4. Полномочия палат и формы работы палат Федерального собрания РФ.

5. Конституционно-правовой статус депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ и члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

6. Законодательный процесс и виды законов РФ.

7. Проблемы совершенствования организации и деятельности Федерального Собрания в РФ.

 

Рекомендуемая литература:

1. Конституция Российской Федерации, принятая на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года // Российская газета. 1993. 25 декабря. №237.

2. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 1;

3. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" // СЗ РФ. 1994. 25 июля. № 13. Ст. 1447;

4. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712;

5. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 9. Ст. 1011.

6. Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ "О политических партиях" (в ред. от 26 апреля 2007 г.)// СЗ РФ. 2001. 16 июля. № 29. Ст. 2950; 2007. 30 апреля. № 18. Ст. 2118.

7. Федеральный закон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания РФ» от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ / СЗ РФ. 1994. № 8. Ст. 801

8. Федеральный закон от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 3. Ст. 167;

9. Федеральный закон от 13 января 1995 г. № 7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» // СЗ РФ. 1995. № 3. Ст. 170;

10. Федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. № 32. Ст. 3336;

11. Федеральный закон от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" / СЗ РФ. 1994. № 2. Ст. 74;

12. Федеральный закон от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" / СЗ РФ. 2005. 23 мая. № 21. Ст.1919;

13. Федеральный закон от 27 декабря 2005 г. № 196-ФЗ «О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. 2006 г. № 1 ст. 7.

14. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 30.01.2002 г. № 33-СФ «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (в ред. от 25.12.2009 г. № 552-СФ) /СЗ РФ. 2002 г., № 7, ст. 635.

15. Регламент Государственной Думы, принят постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 января 1998 года № 2134-II ГД 9 (последними изменениями от 20 января 2010 года N 3097-5 ГД) / СЗ РФ, 1998 г., № 7, ст. 801

16. Жакке Ж.-П. Конституционное право и политические институты. - М.: Юрист, 2002. - 365 с

17. Авакьян С.А. Федеральное Собрание - парламент России. - М.: Российский Юридический Издательский Дом, 1999. – 431 с

18. Григонис Э.П. Государственный механизм России: история и современность.- СПб., 1999. - 340 с.

19. Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Органы государственной власти современной России: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003. - 358 с

20. Кашанина Т.В. Юридическая техника: учебник — 2-е изд., пересмотр. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. - 496 стр.

21. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. Л.В. Лазарева). - М.: ООО "Новая правовая культура", 2009. (см. правовая система «Гарант»).

22. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. - М.: Эксмо. 2009. (см. правовая система «Гарант»).

23. Конституция Российской Федерации: доктринальный комментарий (постатейный) / Под ред. Ю.А. Дмитриева. - М.: Деловой двор. 2009 г. (см. правовая система «Гарант»).

24. Коврякова Е.В. Парламентский контроль: зарубежный опыт и российская практика. - М.: ОАО «Издательский дом «Городец», 2005. - 265 с

25. Кутафин О.Е. Источники конституционного права Российской Федерации. - М.: Юристь, 2002. - 348 с.

26. Любимов Н. А. Правотворчество в Российской Федерации. Проблемы теории и практики. – Москва: МГУ, 2009. – 160 с

27. Парламентское право России: учебник / общ. ред. О.Н. Булаков; О.Н. Булаков, Ю.Ю. Бойко, Е.В. Коврякова. – М.: ЭКСМО, 2006. – 654 с.

28. Современный парламент: теория, мировой опыт, российская практика/ Под общ. ред. д.ю.н. Булакова О.Н. - М.: Изд-во Эксмо, 2005. - 567 с.

29. Чиркин В.Е. Законодательная власть - М.: Норма: Инфра, 2008. - 280 с.

30. Чиркин В.Е. Публичная власть. - М.: Юрист, 2005. - 276 с.

31. Чиркин В.Е. Верхняя палата современного парламента: сравнительно-правовое исследование - М.: Норма, 2009. - 144 с

Примерный перечень тем курсовых работ.

1. Конституционное и государственное право: соотношение предмета правового регулирования.

2. Особенности конституционно-правовых норм.

3. Характерные черты субъектов конституционно-правовых отношений.

4. Иерархия источников конституционного права.

5. Федеральный конституционный закон как источник конституционного права России.

6. Внутригосударственные договоры и соглашения в системе источников конституционного права.

7. Применение международно-правовых норм в системе российского конституционного права.

8. Решения Конституционного Суда РФ как источники конституционного права России.

9. Проблемы реализации конституционных норм.

10. Советский этап конституционного развития России.

11. Конституционный процесс в России в 1990-1993 гг.

12. Развитие доктрины конституционализма.

13. Понятие и содержание российского конституционализма.

14. Социальная, политическая и правовая природа Конституции РФ.

15. Юридическая и фактическая Конституция в Российской Федерации.

16. Правовой механизм непосредственного действия Конституции РФ.

17. Проблемы изменения и пересмотра Конституции РФ.

18. Защита Конституции Российской Федерации: понятие и основные способы.

19. Понятие и основания конституционно-правовой ответственности.

20. Конституционный строй как политико-правовое явление: основные черты.

21. Принцип разделения властей и его отражение в Конституции РФ.

22. Референдум в России: конституционно-правовые основы и практика. Общая характеристика российских референдумов 17 марта 1991г., 25 апреля 1993г., 12 декабря 1993г.

23. Конституционные основы гражданского общества в России.

24. Конституционно-правовой статус Общественной палаты в Российской Федерации.

25. Общественные объединения в России: конституционно-правовой статус, проблемы создания и деятельности.

26. Конституционные основы статуса политических партий в России.

27. Конституционная экономика: понятие и характерные черты.

28. Конституционно-правовое регулирование экономических отношений. Конституционный экономический правопорядок.

29. Конституционные принципы рыночной экономики и их реализация.

30. Право частной собственности как ведущий институт конституционного права.

31. Конституционные основы публичной собственности в Российской Федерации.

32. Формы осуществления народовластия в России.

33. Конституционные основы непосредственной демократии.

34. Народный и государственный суверенитет: соотношение категорий.

35. Разделение властей и единство системы государственной власти.

36. Правовое государство и конституционно-правовое закрепление его свойств.

37. Социальное государство и государство рыночной экономики: соотношение конституционных ценностей.

38. Юридическое и фактическое содержание конституционного принципа демократизма российского государства.

39. Конституционно-правовые основы взаимоотношений государства и общественных объединений.

40. Государство и церковь: конституционно-правовые аспекты взаимоотношений.

41. Конституционные принципы организации и деятельности средств массовой информации (СМИ).

42. Универсальная Концепция прав человека в российской Конституции.

43. Гражданство Российской Федерации: основные принципы, порядок приобретения и прекращения.

44. Конституционные основы статуса иностранцев и лиц без гражданства в России.

45. Система конституционных прав и свобод человека и гражданина: виды и содержание.

46. Конституционное право на жизнь: развитие его содержания в отраслевом законодательстве.

47. Защита права на свободу передвижения, права частной собственности, свободы слова, свободы совести в решениях Конституционного Суда РФ.

48. Правовые позиции Конституционного Суда РФ о праве на судебную защиту.

49. Распространение решений Европейского суда по правам человека на российскую судебную практику защиты конституционных прав и свобод.

50. Обзор правовых позиций Европейского суда по правам человека, содержащихся в решениях о защите конкретных конституционных прав и свобод.

51. Свобода экономической деятельности и свобода добросовестной конкуренции.

52. Конституционное право на достойный уровень жизни.

53. Право на неприкосновенность личности в России, вопросы его обеспечения.

54. Конституционный принцип равноправия граждан: содержание и проблемы осуществления.

55. Пределы осуществления конституционных прав и свобод.

56. Система конституционно-правовых гарантий реализации основных прав и свобод человека и гражданина.

57. Конституционные обязанности российских граждан.

58. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: современное состояние данного института, перспективы развития.

59. Система международно-правовых средств защиты конституционных прав личности в России.

60. Развитие России как федеративного государства в советский период истории: правовые аспекты.

61. Становление новой федеративной модели в России в 1990-1993 гг.

62. Роль Федеративного договора в формировании новой модели Российской Федерации.

63. Конституционные принципы федеративного устройства России.

64. Принцип единства Российской Федерации: содержание и проблемы обеспечения.

65. Конституционно-правовое содержание принципа равноправия субъектов РФ. Асимметричность Российской Федерации.

66. Конституционно-правовая природа федерации в России: конституционно-договорная или договорная — проблемы оценки.

67. Проблемы механизма разграничения предметов ведения Российской Федерации и субъектов РФ: конституционно-правовое регулирование, принципы и порядок.

68. Виды и правовой статус субъектов РФ: основные проблемы и решения.

69. Конституционные основы взаимоотношений Российской Федерации и ее субъектов: формы влияния, взаимодействия, возможности и механизмы разрешения споров.

70. Экономические и финансовые основы федерализма в Российской Федерации. Бюджетный федерализм.

71. Конституционные основы системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

72. Взаимоотношения края, области с входящими в их состав автономными округами.

73. Участие субъекта РФ в федеральном законотворчестве.

74. Законодательство субъекта РФ в системе современного российского законодательства.

75. Проблемы изменения конституционно-правового статуса субъекта РФ.

76. Институты и органы Содружества Независимых Государств (СНГ) и Европейского Союза (ЕС): некоторые вопросы системы и функционирования.

77. Союзное государство Беларуси и России: правовые основы и перспективы развития.

78. Особенности организации и проведения предвыборной агитации в России.

79. Проблемы финансирования выборов в России.

80. Возникновение и эволюция института президентcтва в Российской Федерации.

81. Президент РФ в системе разделения властей.

82. Президент РФ как гарант Конституции РФ, основных прав и свобод человека и гражданина: вопросы правового механизма осуществления этих функций.

83. Президент РФ и Правительство РФ.

84. Президент РФ и Федеральное Собрание РФ.

85. Проблемы отрешения Президента РФ от должности: правовая база, основания и порядок.

86. Полномочия Президента России в федеральном законодательном процессе

87. Администрация Президента России: формирование и компетенция.

88. Место и роль парламента в системе разделения властей.

89. Система парламентаризма и система советов.

90. Преимущества и недостатки двухпалатной структуры российского парламента.

91. Федеральное Собрание РФ как представительный орган.

92. Проблемы формирования и деятельности Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

93. Законодательный процесс Российской Федерации: основные проблемы и решения.

94. Конституционно-правовой статус Счетной палаты РФ.

95. Проблемы ответственности Правительства РФ перед Президентом РФ и Государственной Думой Федерального Собрания РФ.

96. Система органов государственной власти в субъектах РФ.

97. Институт конституционно-правовой ответственности органов государственной власти субъектов РФ.

98. Институт федерального вмешательства.

99. Конституционно-правовой статус временной финансовой администрации.

100. Высшее должностное лицо субъекта РФ: порядок наделения полномочиями, компетенция и ответственность.

101. Формы взаимоотношений представительного органа и высшего органа исполнительной власти субъекта РФ.

102. Судебная система современной России: структура и обеспечение единства.

103. Правовая природа Конституционного Суда РФ и его место в системе органов государственной власти.

104. Проблемы толкования Конституции РФ Конституционным Судом РФ.

105. Правовые принципы процесса формирования правовых позиций.

106. Отступление Конституционного Суда РФ от своих правовых позиций: основания и процедура.

107. Природа и значение особого мнения судьи.

108. Решения Конституционного Суда РФ как «производные» источники права

109. Отражение правовых позиций Конституционного Суда РФ в отраслевом законодательстве.

110. Процедура исполнения решений Конституционного Суда РФ. Реализация правовых позиций на практике.

111. Механизмы ответственности за неисполнение решений Конституционного Суда РФ.

112. Конституционный контроль в России и конституционно-правовая ответственность.

113. Современная реформа местного самоуправления в России,

114. Проблемы разграничения сфер государственной власти и местного самоуправления.

 


Библиография

· нормативные правовые акты

1. Всеобщая декларация прав человека: принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.// Российская газета. 1998.10 декабря.

2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) // Собрание законодательства РФ. 2001.8 января. № 2. Ст. 163.

3. Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных, с иностранными государствами. - М., 1978. Вып. XXXII.

4. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. — М., 1978. Вып. XXXII.

5. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992 г., № 17, ст. 898

6. Конституция Российской Федерации, принятая на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года // Российская газета. 1993. 25 декабря. №237

7. Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" (в ред. от 30 декабря 2006 г.)// СЗ РФ. 2004. 5 июля. № 27. Ст. 2710; 2007. 1 января. № 1 (часть I). Ст. 2.

8. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1997. 3 марта. № 9. Ст. 1011.

9. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» (в ред. от 5 апреля 2005 г.) // СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 1; 2005. 11 апреля. № 15, Ст. 1274.

10. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" (в ред. от 5 февраля 2007 г.)// СЗ РФ. 1994. 25 июля. № 13. Ст. 1447; Там же. 2007. 12 февраля. № 7. Ст. 829.

11. Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (в ред. от 30.04.2010 г. № 3-ФКЗ) / СЗ РФ. 1995 г., № 18, ст. 1589.

12. Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации» от 23.06.1999 г. № 1-ФКЗ (в ред. от 30.04.2010 г. № 3-ФКЗ)/ СЗ РФ, 1999 г., № 26, ст. 3170.

13. Федеральный конституционный закон от 09.11.2009 г. № 4-ФКЗ «О Дисциплинарном судебном присутствии» / СЗ РФ 2009 г., № 45, ст. 5261

14. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712;

15. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" (в ред. от 7 марта 2005 г.) // 2001. 4 июня. № 23. Ст. 2277; 2005. 7 марта. № 10. Ст. 753.

16. Федеральный конституционный закон от 21 июля 2007 г. № 5-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа"// СЗ РФ. 2007. 23 июля. № 30. Ст. 3745.

17. Федеральный конституционный закон от 30 декабря 2006 г. № 6-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа" (в ред. от 2 июня 2007 г.)// СЗ РФ. 2007. 1 января. № 1 (часть I). Ст. 1; 2007. 4 июня. № 23. Ст. 2690.

18. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 г. № 6-ФКЗ "О пор



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.7.212 (0.015 с.)