Тема 23. Социальные процессы и изменения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 23. Социальные процессы и изменения



Понятие социального процесса и основные стадии его протекания. Классификация социальных процессов: по масштабу, направленности, интенсивности, составу, характеру стимуляции. Процессы воспроизводства и развития, функциональные и дисфункциональные процессы.

Понятия социального изменения, развития и прогресса. Концепции эволюционного и революционного развития общества. Социальные реформы и социальные революции. Конфликтологический подход к анализу социальной динамики (К. Маркс, Г. Зиммель, Л. Козер, Дарендорф, К. Боулдинг). Эволюционистский подход к рассмотрению социальных изменений (О. Конт, Г, Спенсер, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Д.Белл, А. Тоффлер, А. Турен, У. Ростоу и др.). Теория социальных изменений П. Штомпки.

Концепция культурно-исторических типов (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин). Многолинейность социального развития. Социокультурные особенности развития российского общества в современном мире.

Глобализация и ее влияние на национальные процессы различных стран. Позитивные и негативные социальные последствия глобализации.

 

Тема 24. Глобализация общества

Сущность и содержание процессов глобализации общества. Понятие мировой системы (общества). Ядро и периферия мирового общества. Теория глобального общества И. Валлерштайна. Агенты социального действия в глобальном обществе. Глобализация социальных и культурных процессов в современном мире. Проблема столкновения цивилизаций.

Модернизация как процесс перехода от традиционных к модерным и постмодерным формам социальности. Теория модернизации. Органическая и неорганическая модернизация. Особенности модернизации в России и странах СНГ. Экспорт демократии и национальная безопасность.

Информационное общество («общество знания»), его характерные особенности. Формирование социальной структуры и политического устройства информационного общества. Телекоммуникации и компьютерные технологии как материальная основа информационного общества. Изменение типа социального действия и типа личности как условие и сущность модернизации. Применение компьютерных технологий в науке и образовании. Переход к информационному обществу в России: вызовы времени и реальность.

Глобальные проблемы современности. Социально-политические и социально-экономические модели развития современного общества («Мир-2» Д. Форрестер, «Мир-3» Д. Медоуз, «Стратегия выживания» М. Месарович и Э. Пестель). Концепции «глобального равновесия» и «органического роста». Модель устойчивого развития общества.

Проблема войны и мира в XXI веке. Межнациональные, межэтнические и межконфессиональные конфликты. Международный терроризм. Место и роль России в современном мировом сообществе.

Тема 25. Методологические и методические основы эмпирического социологического исследования

Понятие эмпирического социологического исследования. Основные виды эмпирических исследований. Структурно-функциональные и причинно-следственные связи в обществе. Специфика причинности в обществе. Причинностные механизмы.

Понятие социологической переменной. Независимые и зависимые переменные. Контроль переменных.

Понятие методологии, ее связь с теоретико-концептуальным самоопределением исследователя. Теоретические принципы исследования. Понятие методики исследования. Взаимосвязь методологии и методики.

Программа социологического исследования как совокупность методологических положений и методических приемов исследования.

Социальная (онтологическая) и исследовательская (гносеологическая) проблема социологического исследования. Социальное противоречие как основа проблемной ситуации исследования.

Цель исследования, ее связь с исследовательской проблемой и гипотезой-основанием исследования. Задачи исследования и гипотезы следствия. Логический анализ предмета исследования. Теоретическая интерпретация и операционализация ключевых понятий. Гипотезы исследования: правила выдвижения и проверки.

Основные методы сбора первичной социологической информации. Количественные и качественные методы сбора, особенности их применения.

Понятие и виды выборочного социологического исследования. Репрезентативность выборки: основные правила ее конструирования.

Понятие измерения в социологии. Основные виды шкал. Математические методы обработки социологической информации.

Часть 2 – Разделы (темы) дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№№ п/п Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин №№ разделов (тем) данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
                           
11. Социальная психология   *             * * *   *  
22. Политическая социология *             *         *  
33. Экономическая социология   * * * * * *   *     *    
44. Социология управления               *         *  
25. Методология и методы социологического исследования                           *
36. Социальная структура и стратификация     * * *               *  
47. Социология организаций и институтов *                          
58. Социология труда и адаптаций           *             *  
55. Гендерная социология и экономика     * * * * *     *   *    
59. Социология глобализации *                       *  
510. Социальная конфликтология в сфере экономики и финансов *                       *  

Часть 3 – Разделы дисциплины и виды занятий

  № п/п   Наименование раздела (темы) дисциплины Трудоёмкость в часах
Всего часов Аудиторная работа Внеауди-торная (самостоя-тельная) работа
  Общая   Лекции Семинары и/или прак-тические занятия   Общая
  Социология: предмет, объект, законы и функции          
  Становление и развитие социологии как науки          
  Общество как социальная система          
  Социальные институты          
  Социальные общности и группы          
  Этнические общности          
  Социальная структура и стратификация общества          
  Средний класс и его социальная роль в обществе          
  Поляризация общества, бедность и социальное отчуждение          
  Социальная мобильность          
  Труд и работа          
  Политика и государство          
  Культура как социальное явление          
  Личность как субъект и объект социальных отношений          
  Социальные роли. Социализация и индивидуализация          
  Семья и брак как социальные институты          
  Образование как социальный институт          
  Религия как социальный институт          
  Социальный контроль. Девиантное поведение          
  Общественное мнение как социальный институт          
  Социальное действие и поведение          
  Социальное взаимодействие          
  Социальные процессы и изменения          
  Глобализация общества          
  Методологические и методические основы социологического исследования          
  Итого:          

 

Практические и семинарские занятия

Тема 1. Социология: предмет, объект, законы и функции

План занятия

Проводимое мероприятие Форма Время
  Ответы на вопросы по теме лекции Устные ответы 45 мин.
  Решение тестов по теме лекции Решение тестов 45 мин.
  ИТОГО   90 мин. (2 часа)

Вопросы к практическому занятию

1. Каковы объект и предмет социологии как науки об обществе?

2. В чем отличие предмета социологии от предметов других общественных наук?

3. Раскройте сущность понятия «социальное».

4. Какую роль играет социология в современном обществе, и какие функции она выполняет?

5. Какова внутренняя структурасоциологического знания? Какие уровни социологического знания принято выделять в современной социологии?

6. Чем отличается макросоциология от микросоциологии?

 

Тема 2. Становление и развитие социологии как науки

 

План занятия

Проводимое мероприятие Форма Время
  Ответы на вопросы по теме лекции Устные ответы 45 мин.
  Решение тестов по теме лекции Решение тестов 45 мин.
  ИТОГО   90 мин. (2 часа)

Вопросы к практическому занятию

1. Назовите социальные и теоретико-идеологические предпосылки возникновения социологии как науки

2. В чем сущность позитивистского подхода О. Конта в изучении общества как социальной реальности?

3. В чем суть учения О. Конта о трех стадиях развития общества?

4. Как вы понимаете выражение Э. Дюркгейма: «социальные факты надо изучать как вещи»?

5. С чем связывал Э. Дюркгейм смену типов солидарности и аномию в обществе?

6. Каковы основные признаки социального действия по М. Веберу? Назовите виды социального действия, выделенные М. Вебером, и приведите их примеры.

7. Что такое «идеальный тип» и какова его роль в познании социальной реальности?

8. В чем видел М. Вебер основной источник рационализации в Европе?

9. Назовите основные социологические идеи К. Маркса? Каковы их эвристические возможности сегодня?

10. Какие основные социологические парадигмы сформировались в социологии на протяжение классического этапа ее развития?

11. Какие Вы можете назвать основные течения дореволюционного периода в русской социологической науке?

12. Какие течения, школы и направления существуют в современной западной и российской социологии?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.146.97.79 (0.015 с.)