Тема 1. Социология: предмет, объект, законы и функции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Социология: предмет, объект, законы и функции



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

учебной дисциплины Социология

 

 

Направления подготовки (специальности): 030900.62 юриспруденция

(квалификация «бакалавр»)

 

Профиль подготовки (специализация/ магистерская программа)

Бакалавр государственное, гражданское, уголовное, международное право

 

Квалификация (степень): бакалавр____________

 

Формы обучения очная____________________________

 

Составитель (или автор):

к.филос.н., доцент,

заведующий кафедрой социологии и ювенальной политики,

Гусев Дмитрий Владимирович

 

Орел, 2013


 

 

Выписка из протокола заседания кафедры социологии и ювенальной политики об утверждении рабочей программы дисциплины «Социология»_______________

__________________________________________________________________________________

 

 

Данная программа составлена в соответствии с Федеральным государственным стандартом высшего профессионального образования от «19» _мая_ 2010 г. № 534 по направлению подготовки (специальности) 030900.62 социология (квалификация «бакалавр»)

 

Программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры социологии и ювенальной политики

Протокол № 1 от 2013 г.

 

Зав. кафедрой Гусев Д.В.

 

Данная программа обсуждена и утверждена на заседании научно – методического совета факультета ____________________

 

Протокол №_____ от ______________ 2013 г.

 

Председатель научно-методического совета факультета ____________ Назарова Г.Ф.

(подпись)

 

 


 

 

1. Цели и задачи дисциплины

Цель дисциплины – формирование у студентов научного социологического мировоззрения, умения видеть социальные явления в системе взаимодействия социальных связей, отношений и институтов национального и интернационального характера, комплексно анализировать социально-экономические ситуации в условиях рыночной экономики, выделять их социальные последствия.

Задачи дисциплины:

· теоретическое освоение студентами современных социологических парадигм и концепций;

· знание тенденций и противоречий развития общества на современном этапе;

· понимание социально-экономических проблем российского общества;

· приобретение практических навыков социологического исследования, анализа и презентации полученных результатов.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Основы социологии и социальные процессы в регионе» является вариативной дисциплиной цикла дисциплин ГСЭ Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО) по специальности Юриспруденция. Социология является интегративной наукой, в которой содержатся основы знаний целого ряда социальных и гуманитарных дисциплин. Она тесно связана с социальной философией, отечественной историей и историей социологии, демографией, экономикой, политологией, которые помогают ей в исследовании важнейших социальных процессов и явлений, способствуют выявлению закономерностей общественного развития, формированию правильных оценок и выводов.

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины

 

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 2 зачётных единиц.

Вид промежуточной аттестации – 1 зачет.

Вид учебной работы Часы Семестры (триместры, модули)
   
Общая трудоёмкость дисциплины      
Аудиторные занятия      
Лекции (Л)      
Практические занятия (ПЗ)      
Самостоятельная работа      

5. Содержание дисциплины

Часть 1 – Содержание разделов дисциплины

Тема 1. Социология: предмет, объект, законы и функции

Социология как наука о закономерностях функционирования и развития социальных отношений, изменяющихся в процессе социального взаимодействия социальных групп, личности и общностей. Социология в системе общественных наук. Отличие предмета социологии от предметов экономической, философской, исторической, политологической, статистической и психологической наук.

Объект социологии. Понятие социального. Социальные законы и закономерности, их специфика. Функции социологии: теоретическая, гносеологическая, мировоззренческая, управленческая, информационная, прогностическая, критическая, прикладная.

Структура и уровни социологического знания, основные критерии структурирования. Макросоциология и микросоциология, фундаментальная и прикладная социология. Общесоциологические законы, частные социологические теории и конкретные социологические исследования в познании социальной реальности. Направления и отрасли социологической науки.

Специфика социологического видения мира. Социологическое воображение.

Тема 2. Становление и развитие социологии как науки

Досоциологический этап в развитии социальной мысли. Социальные воззрения Античности, Средневековья и Возрождения.

Социально-экономические, политические и духовные предпосылки возникновения социологии как науки. Роль идеологии Просвещения в формировании социологических воззрений на общество.

О. Конт – родоначальник социологии. Учение о трех стадиях развития общества. Социология как позитивная наука об обществе. Социальная статика и динамика. Позитивистский тип теоретизирования в социологии.

Учение о методе Э. Дюркгейма. Понятия социального факта, солидарности и аномии. Институционализация социологии в качестве самостоятельной науки и академической дисциплины. Структурно-функционалистский тип теоретизирования в социологии.

«Понимающая социология» М. Вебера. Теория социального действия и рационализации. Идеальный тип как способ постижения социальной реальности. Интерпретивистский тип теоретизирования в социологии.

Исторический материализм К. Маркса. Понятия способа производства, базиса и надстройки, классовой борьбы и социальной революции. Диалектико-материалистический тип теоретизирования в социологии.

Основные этапы и направления развития социологии в США. Структурный функционализм Т. Парсонса и Р. Мертона. Чикагская школа.

Становление социологии в России в конце XIX – начале XX вв. и ее основные направления. Возрождение социологии в период «хрущевской оттепели». Развитие эмпирических исследований в 60-90-е гг. XX в.

Полипарадигмальность современной социологии. Основные современные российские и зарубежные социологические школы и теории.

Роль социологических конгрессов в развитии и интернационализации социологической теории и практики.

 

Тема 3. Общество как социальная система

Понятие общества как системы. Основные социологические подходы к анализу общества как система. Теория социальной системы Т. Парсонса. Теория структурации Э. Гидденса. Интегральная социология П. Сорокина.

Системные характеристики общества: целостность, структурность, функциональность, устойчивость, иерархичность, динамизм, открытость, саморазвитие. Организация общества в пространстве и во времени.

Социальные связи, взаимодействия, отношения людей как основные элементы социальной системы. Основные виды организации социальной жизни. Материальная и духовная подсистемы общества.

Теории происхождения общества (трудовая, инструментальная, сексуальная, кратическая, гендерная, семантическая).

Типология обществ. Основные критерии типологизации: по наличию письменности (дописьменные и письменные), по степени социального расслоения и уровню управления (простые и сложные), по способу производства и форме собственности – формационный подход (первобытнообщинные, рабовладельческие, феодальные, капиталистические, коммунистические), по уровню социальной дифференциации – структурно-функциональный подход (примитивные, промежуточные и современные), по типу цивилизации (доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные).

Переход в конце XX в. от экономики вещей в экономике знаний. Социология современного общества (теории «постиндустриального общества», «постмодерного», «информационнного общества»). Информационное общество, его сущностные характеристики, социальные и духовные последствия развития (Д. Белл, М. Кастельс, Э. Гидденс, Ю. Хабермас и др).

Тема 6. Этнические общности

Понятие и признаки этнической общности (группы). Племя, народность, нация - виды этнических общностей. Закономерности формирования этноса. Роль религии в формировании этнической общности. Этноконфессиональные образования.

Формирование русского этноса. Теория этногенезиса П. Сорокина. Национальное самосознание русского этноса, его основополагающие идеи: единения русских земель, противоборства иноземным захватчикам и др.

Соотношение понятий «нация» и «народ». Понятие титульной нации. Полиэтничность (многонациональность) и поликонфессиональность российского народа. Специфика национального вопроса в России. Национальная ассимиляция и ее особенности. Право наций на самоопределение и его реализация в российских условиях. Проблема двуязычия и культурной автономии. Межнациональные браки.

«Вклад» национальных проблем в распад СССР в конце 80-х – начале 90-х гг. прошлого века. Национальные конфликты на территории России и бывшего СССР, их обострение на современном этапе. Миграционные потоки и их влияние на межэтнические отношения в российском обществе.

Влияние глобализации на этнические и межэтнические процессы. Ассимиляция, аккультурация, консолидация и интеграция наций и народностей в современных условиях. Устойчивость этнических чувств. Межэтнические и межконфессиональные конфликты в современном мире, особенности их протекания и урегулирования.

 

Тема 11. Труд и работа

Сущность труда и его роль в развитии человека и общества. Двойственная природа труда (К. Маркс).

Общественное разделение труда – основа солидарности в обществе (Э. Дюркгейм). Владение средствами производства (предметами и средствами труда) как основной фактор, детерминирующий характер производственных и других отношений в обществе (К. Маркс). Технико-технологическое, организационное и социальное разделение труда. Содержание, характер и условия труда. Профессиональное разделение труда и социально-экономические отношения в обществе.

Соотношение понятий «труд» и «работа». Основные признаки работы. Социальная ценность труда и работы. Труд и работа как средства поддержания социального статуса и самореализации личности.

Трансформации в сфере труда и профессиональной занятости в России в условиях рыночного транзита. Типы трудовой мотивации, их динамика в условиях рыночной трансформации.

Квалификация кадров как фактор конкурентоспособности на рынке труда. Особенности современного рынка труда и профессий в России.

Безработица как отсутствие оплачиваемой работы. Измерение безработицы по методологии МОТ. Типы безработицы: фрикционная, структурная, скрытая и др.

Безработица в России: состояние, характерные черты, измерение и основные тенденции.

Тема 17. Образование как социальный институт

Образование как социальный институт общества. Его эволюция и формы. Начальное, среднее и высшее образование. Высшее образование и наука. Университеты в Европе, США и России. Государственные и частные образовательные учреждения. Проблема финансирования высшего образования. Региональные и глобальные рынки высшего образования.

Образование и социальная стратификация общества. Образование как канал социальной мобильности и ее ограничение.

Образование и новые информационные и коммуникационные технологии. Новые требования к образованию в условиях перехода к «экономике знания». Модернизация и компьютеризация школ. Использование компьютеров и мультимедийных технологий в образовательном процессе. Образование вне образовательного учреждения. Дистанционные и интерактивные формы образования. Традиционные и электронные университеты. Информационное неравенство.

Образование и квалификация как факторы конкурентоспособности человека на рынке труда и профессий. Дисбаланс образовательной и экономической подсистем общества. Непрерывное образование (образование «через всю жизнь»). Университеты «третьего возраста».

Смена системы высшего образования в России (Болонский процесс). Компетентностный подход в образовании. Основные тенденции развития содержания и методов высшего образования: уменьшение доли фундаментальных и гуманитарных дисциплин, увеличение доли самостоятельной работы студента и др. Образование как услуга.

План занятия

Проводимое мероприятие Форма Время
  Ответы на вопросы по теме лекции Устные ответы 45 мин.
  Решение тестов по теме лекции Решение тестов 45 мин.
  ИТОГО   90 мин. (2 часа)

Вопросы к практическому занятию

1. Каковы объект и предмет социологии как науки об обществе?

2. В чем отличие предмета социологии от предметов других общественных наук?

3. Раскройте сущность понятия «социальное».

4. Какую роль играет социология в современном обществе, и какие функции она выполняет?

5. Какова внутренняя структурасоциологического знания? Какие уровни социологического знания принято выделять в современной социологии?

6. Чем отличается макросоциология от микросоциологии?

 

План занятия

Проводимое мероприятие Форма Время
  Ответы на вопросы по теме лекции Устные ответы 45 мин.
  Решение тестов по теме лекции Решение тестов 45 мин.
  ИТОГО   90 мин. (2 часа)

Вопросы к практическому занятию

1. Назовите социальные и теоретико-идеологические предпосылки возникновения социологии как науки

2. В чем сущность позитивистского подхода О. Конта в изучении общества как социальной реальности?

3. В чем суть учения О. Конта о трех стадиях развития общества?

4. Как вы понимаете выражение Э. Дюркгейма: «социальные факты надо изучать как вещи»?

5. С чем связывал Э. Дюркгейм смену типов солидарности и аномию в обществе?

6. Каковы основные признаки социального действия по М. Веберу? Назовите виды социального действия, выделенные М. Вебером, и приведите их примеры.

7. Что такое «идеальный тип» и какова его роль в познании социальной реальности?

8. В чем видел М. Вебер основной источник рационализации в Европе?

9. Назовите основные социологические идеи К. Маркса? Каковы их эвристические возможности сегодня?

10. Какие основные социологические парадигмы сформировались в социологии на протяжение классического этапа ее развития?

11. Какие Вы можете назвать основные течения дореволюционного периода в русской социологической науке?

12. Какие течения, школы и направления существуют в современной западной и российской социологии?

План занятия

Проводимое мероприятие Форма Время
  Доклады Доклад 30 мин.
  Обсуждение докладов Дискуссия 20 мин.
  Ответы на вопросы по теме лекции Устные ответы 20 мин.
  Решение тестов по теме лекции Решение тестов 20 мин.
  ИТОГО   90 мин. (2 часа)

Вопросы к практическому занятию

1. Каковы основные социологические подходы к анализу общества как системы?

2. Назовите и проанализируйте основные характеристики общества как системы

3. Что выступает элементами общества как системы?

4. Как соотносятся материальная и духовная подсистемы общества?

5. Как соотносятся категории «социальная деятельность», «взаимодействие» и «социальные отношения»?

6. Какие типологии общества вы знаете? В чем суть формационного и цивилизационного подхода к типологизации общества?

7. Каковы основные особенности информационного общества?

План занятия

Проводимое мероприятие Форма Время
  Презентации Презентация 30 мин.
  Обсуждение презентаций Дискуссия 20 мин.
  Ответы на вопросы по теме лекции Устные ответы 20 мин.
  Решение тестов по теме лекции Решение тестов 20 мин.
  ИТОГО   90 мин. (2 часа)

 

Вопросы к практическому занятию

1. Что такое социальный институт и каковы его основные признаки?

2. Назовите основные виды социальных институтов и их признаки

3. Каковы основные функции социальных институтов с точки зрения институционального и структурно функционального подходов?

4. Как вы понимаете «явную» и «латентную» функции социального института? Приведите примеры

5. Что означает дисфункция социального института? Приведите примеры.

6. В чем разница институционального и неинституционального подходов к анализу социальных институтов?

7. Что такое институционализация?

8. Каковы основные этапы институционализации социальной практики?

9. Какую социальную роль отводят неоинституционалисты неформальным практикам и социальным акторам?

10. Что такое институциональная матрица и какова ее роль в социальных преобразованиях?

 

План занятия

Проводимое мероприятие Форма Время
  Ответы на вопросы по теме лекции Устные ответы 45 мин.
  Решение тестов по теме лекции Решение тестов 45 мин.
  ИТОГО   90 мин. (2 часа)

Вопросы к практическому занятию

1. Каковы критерии выделения социальных общностей и групп?

2. Какие факторы влияют на формирование социальной группы?

3. Каковы основные характеристики социально-территориальных (поселенческих) общностей?

4. Назовите основные типы городов и их особенности

5. В чем заключается суть процесса урбанизации?

6. Что такое массовидные общности?

7. Как соотносятся понятия «толпа», «публика» и «аудитория»?

8. Какие существуют типы социальных групп?

9. Что такое формальные неформальные группы? Приведите примеры.

10. Какие социальные функции выполняет референтная группа?

Тема 6. Этнические общности

План занятия

Проводимое мероприятие Форма Время
  Доклады Доклад 30 мин.
  Обсуждение докладов Дискуссия 20 мин.
  Ответы на вопросы по теме лекции Устные ответы 20 мин.
  Решение тестов по теме лекции Решение тестов 20 мин.
  ИТОГО   90 мин. (2 часа)

 

Вопросы к практическому занятию

1. Каковы основные виды этнических общностей?

2. Назовите признаки нации как этнической общности

3. Какова роль религии в формировании и развитии этноса?

4. Влияет ли процесс глобализации на национальные чувства людей?

5. Что такое «ассимиляция», «аккультурация» и «интернационализация»?

6. Как связаны социальная и этническая структуры общества?

7. В чем причина современных межэтнических конфликтов?

8. Повлияло ли национальное устройство СССР на развал этого государства?

 

План занятия

Проводимое мероприятие Форма Время
  Презентации Презентация 30 мин.
  Обсуждение презентаций Дискуссия 20 мин.
  Ответы на вопросы по теме лекции Устные ответы 20 мин.
  Решение тестов по теме лекции Решение тестов 20 мин.
  ИТОГО   90 мин. (2 часа)

 

Вопросы к практическому занятию

1. Каковы основные положения классовых теорий К. Маркса и М. Вебера?

2. Какие теории стратификации Вы знаете?

3. Как соотносятся понятия «статус», «класс», «страта»?

4. Каковы основания социального неравенства в современном обществе?

5. Какой статус человека лежит в основе классового разделения общества?

6. Какие современные теории классов вам известны?

7. Какие критерии лежат в основе классовой схемы современного общества Дж. Голдторпа?

8. В чем суть деятельностно-активистской теории социального расслоения?

9. Приведите основные положения ресурсной подхода к социальной стратификации.

10. Является ли современное российское общество классовым?

11. Какие страты можно выделить в современном российском обществе?

12. Какие изменения в социальной структуре российского общества произошли за последние 20 лет?

 

План занятия

Проводимое мероприятие Форма Время
  Презентации Презентация 30 мин.
  Обсуждение презентаций Дискуссия 20 мин.
  Ответы на вопросы по теме лекции Устные ответы 20 мин.
  Решение тестов по теме лекции Решение тестов 20 мин.
  ИТОГО   90 мин. (2 часа)

 

Вопросы к практическому занятию

1. Каковы критерии выделения среднего класса в обществе?

2. Что такое объективный и субъективный средний класс?

3. Является ли внутренняя неоднородность неотъемлемой чертой среднего класса? Обоснуйте свой ответ

4. Какие функции выполняет средний класс в обществе?

5. Каковы объективные и субъективные условия формирования и развития среднего класса в обществе?

6. Влияет ли информационная экономика на численность и структуру среднего класса?

7. Есть ли средний класс в российском обществе? Обоснуйте свое мнение

8. Каковы основные характеристики российского среднего класса и тенденции его развития?

 

План занятия

Проводимое мероприятие Форма Время
  Презентации Презентация 30 мин.
  Обсуждение презентаций Дискуссия 20 мин.
  Ответы на вопросы по теме лекции Устные ответы 20 мин.
  Решение тестов по теме лекции Решение тестов 20 мин.
  ИТОГО   90 мин. (2 часа)

 

Вопросы к практическому занятию

1. Что такое поляризация общества и каковы ее масштабы в развитых странах?

2. Происходит ли углубление социального расслоения по мере развития общества?

3. Какова численность и структура высшего класса в развитых странах?

4. Каковы современные тенденции изменения структуры высшего класса в развитых странах?

5. Каковы критерии бедности?

6. Охарактеризуйте социологические объяснения бедности

7. Какова численность и структура бедных в российском обществе?

8. Кто такие «новые» и «старые» бедные в России?

9. Каковы основные условия и риски бедности в российском обществе?

10. Какие формы социального отчуждения вы знаете?

 

Тема 10. Труд и работа

 

План занятия

Проводимое мероприятие Форма Время
  Ответы на вопросы по теме лекции Устные ответы 45 мин.
  Решение тестов по теме лекции Решение тестов 45 мин.
  ИТОГО   90 мин. (2 часа)

 

Вопросы к практическому занятию

1. В чем заключается двойственное содержание труда, согласно К. Марксу?

2. Как связаны понятия разделение труда и солидарность в теории Э. Дюркгейма?

3. Какое разделение труда лежит в основе профессиональной стратификации?

4. Как вы понимаете социальную ценность труда?

5. Как соотносятся понятия «труд» и «работа»?

6. Каковы ведущие мотивы к труду россиян на современном этапе?

7. Каковы основные тенденции развития российского рынка труда?

8. Какие виды безработицы вы знаете?

9. Каковы международные и российские методики измерения уровня безработицы в обществе?

 

План занятия

Проводимое мероприятие Форма Время
  Доклады Доклад 30 мин.
  Обсуждение докладов Дискуссия 20 мин.
  Ответы на вопросы по теме лекции Устные ответы 20 мин.
  Решение тестов по теме лекции Решение тестов 20 мин.
  ИТОГО   90 мин. (2 часа)

 

Вопросы к практическому занятию

1. В чем заключается сущность культуры?

2. Каковы основные функции культуры в обществе?

3. Как вы понимаете мысль Т. Парсонса о том, что культура выполняет «женскую» функцию в обществе?

4. Назовите основные формы культуры?

5. Что такое субкультура и конркультура?

6. Что такое культурно-речевой статус?

7. Какие формы языка вы знаете?

8. Как соотносятся понятия «культурный элемент», «культурный комплекс» и «культурный образец»?

9. В чем состоит сущность этноцентризма и культурного релятивизма?

10. Как связаны культура и социальные изменения в обществе?

11. Способствует ли российский менталитет модернизации нашего общества? Обоснуйте свой ответ.

 

 

План занятия

Проводимое мероприятие Форма Время
  Презентации Презентация 30 мин.
  Обсуждение презентаций Дискуссия 20 мин.
  Ответы на вопросы по теме лекции Устные ответы 20 мин.
  Решение тестов по теме лекции Решение тестов 20 мин.
  ИТОГО   90 мин. (2 часа)

 

Вопросы к практическому занятию

1. Как связаны понятия «социальный институт» и «социальная роль»?

2. Как соотносятся понятия «социальный статус» и «социальная роль»?

3. Что такое ролевые ожидания? Что может произойти, если выполнение роли человеком не соответствует ролевым ожиданиям?

4. Как символический интеракционизм объясняет процесс интернализации социальной роли человеком? Что такое «зеркальное Я»?

5. В чем суть «драматургического подхода» И. Гофмана?

6. Как объясняется девиантное поведение в теории «наклеивания ярлыков»?

7. Какова суть и основные стадии социализации?

8. Что представляет собой процесс ресоциализации?

9. Что такое «ролевая дистанция» и «ролевой конфликт»?

10.Какие изменения в составе и выполнении социальных ролей произошли в России в процессе рыночной трансформации?

Тема 13. Образование как социальный институт

План занятия

Проводимое мероприятие Форма Время
  Ответы на вопросы по теме лекции Устные ответы 45 мин.
  Решение тестов по теме лекции Решение тестов 45 мин.
  ИТОГО   90 мин. (2 часа)

 

Вопросы к практическому занятию

1. Какие социальные функции выполняет институт образования в обществе?

2. Какие требования к системе образования предъявляет информационная экономика?

3. Может ли образование преодолеть социальное неравенство? Что такое информационное неравенство?

4. Как компьютерные и информационные технологии меняют содержание и формы образования?

5. В чем состоит суть концепции образования «через всю жизнь»?

6. Каковы основные направления реформирования высшего образования в России в соответствие с Болонской декларацией?

 

План занятия

Проводимое мероприятие Форма Время
  Доклады Доклад 30 мин.
  Обсуждение докладов Дискуссия 20 мин.
  Ответы на вопросы по теме лекции Устные ответы 20 мин.
  Решение тестов по теме лекции Решение тестов 20 мин.
  ИТОГО   90 мин. (2 часа)

 

Вопросы к практическому занятию

1. Каковы элементы и механизмы социального контроля?

2. Каковы социологические подходы к анализу социального контроля?

3. В чем состоит сущность теории аномии Э. Дюркгейма?

4. Как соотносятся понятия «девиантное поведение», «делинквентное поведение», «криминальное понятие»?

5. Какие социологические теории девиантного поведения вы знаете?

6. Каковы основные типы отклоняющегося поведения в концепции Р. Мертона?

7. С чем, по вашему мнению, связан рост девиаций и преступлений в современном российском обществе?

8. Какое влияние на преступность оказывают процессы глобализации?

 

План занятия

Проводимое мероприятие Форма Время
  Ответы на вопросы по теме лекции Устные ответы 45 мин.
  Решение тестов по теме лекции Решение тестов 45 мин.
  ИТОГО   90 мин. (2 часа)

Вопросы к практическому занятию

1. Как соотносятся понятия «деятельность», «действие» и «поведение»?

2. Какую типологию социального действия предложил М. Вебер?

3. В чем состоит содержание теории социального действия Ю. Хабермаса?

4. Каковы основные элементы социального поведения?

5. Как вы понимаете «иррациональные» действия? Приведите примеры

6. Какие типы социального действия характерны для современного российского общества?

План занятия

Проводимое мероприятие Форма Время
  Доклады Доклад 30 мин.
  Обсуждение докладов Дискуссия 20 мин.
  Ответы на вопросы по теме лекции Устные ответы 20 мин.
  Решение тестов по теме лекции Решение тестов 20 мин.
  ИТОГО   90 мин. (2 часа)

 

Вопросы к практическому занятию

1. Как соотносятся понятия «социальный процесс» и «социальное изменение» и «социальный прогресс»?

2. Какие критерии классификации социальных процессов вы знаете?

3. В чем суть эволюционной концепции развития общества?

4. В чем состоит специфика конфликтологического подхода в рассмотрении общественного развития?

5. Каковы основные положения концепции культурно-исторического типа?

6. Каковы социокультурные особенности развития российского общества в современном мире?

7. Как влияет глобализация на социальные изменения в российском обществе?

План занятия

Проводимое мероприятие Форма Время
  Ответы на вопросы по теме лекции Устные ответы 45 мин.
  Решение тестов по теме лекции Решение тестов 45 мин.
  ИТОГО   90 мин. (2 часа)

Вопросы к практическому занятию

1. Что такое эмпирическое социологическое исследование?

2. Какие виды социологических исследований вы знаете?

3. В чем специфика причинности в обществе? Что такое причинностные механизмы?

4. Что такое социологические переменные? Какие виды социологических переменных вы знаете?

5. Как соотносятся понятия «теория», «методология» и «методика»?

6. Какова структура программы социологического исследования?

7. Чем социальная проблема отличается от исследовательской проблемы?

8. Какие процедуры включает в себя логический анализ ключевых понятий?

9. Каковы основные требования к выдвижению гипотез исследования?

10. Как связаны цели, задачи и гипотезы исследования?

11. Что такое выборочный метод в социологии?

12. Что такое социологическое измерение? Какие виды шкал вы знаете

13. Каковы основные методы сбора первичной информации?

14. В чем отличие количественных и качественных методов сбора первичной информации?

Самостоятельная работа

№ п/п № раздела (темы) дис-циплины Форма самостоятельной работы Трудоём-кость в часах
    Работа с учебной и справочной литературой.  
    Работа с учебной и справочной литературой.  
    Работа с учебной литературой. Подготовка доклада по рекомендованной статье.  
    Работа с учебной литературой. Подготовка презентации по рекомендованной статье.  
    Работа с учебной литературой. Выполнение творческих домашних заданий  
    Работа с учебной и справочной литературой. Подготовка доклада по рекомендованной статье.  
    Работа с учебной литературой. Подготовка презентации по рекомендованной статье.  
    Работа с учебной литературой. Подготовка презентации по рекомендованной статье.  
    Подготовка презентации по рекомендованной статье.  
    Выполнение творческих домашних заданий  
    Подготовка доклада по рекомендованной статье.  
    Подготовка презентации по рекомендованной статье.  
    Работа с учебной литературой.  
    Подготовка доклада по рекомендованной статье.  
    Выполнение творческих домашних заданий  
    Подготовка доклада по рекомендованной статье.  
    Работа с учебной и методической литературой.  
ИТОГО:  

 

ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ (КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ)

Текущий контроль осуществляется в ходе учебного процесса и консультирования студентов, по результатам выполнения самостоятельных работ. Основными формами текущего контроля знаний являются:

· обсуждение вынесенных в планах семинарских занятий вопросов тем и контрольных вопросов;

· решение задач, тестов и их обсуждение с точки зрения умения формулировать выводы, вносить рекомендации и принимать адекватные управленческие решения;

· выполнение контрольных заданий и обсуждение результатов;

· участие в дискуссии по проблемным темам дисциплины и оценка качества анализа проведенной научно-исследовательской работы;

· написание эссе, реферата;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.173.221.132 (0.193 с.)