Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 13. Культура как социальное явлениеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Понятие культуры. Культура как специфически человеческий способ существования, накопления, сохранения и трансляции социального опыта. Культура - совокупность материальных и духовных ценностей, а также деятельность по их созданию. Функции культуры в социальной системе: воспитательная, интегративная, ценностно-ориентационная, информационная, коммуникативная, прогностическая,нормативно-регулирующая,адаптационная. Понятие культуры в теории Т. Парсонса (культура выполняет «женскую», т.е. консервирующую функцию в обществе, «мужскую» функцию выполняет социальная подсистема). Формы культуры: элитарная, народная, массовая (общедоступная, «поп-культура»). Доминирующая культура, субкультура и контркультура. Специфика молодежной культуры. Развитие культуры: культурная диффузия, аккультурация, культурный лаг. Материальные и нематериальные компоненты культуры. Миф и обряд как составляющие знаково-символической системы культуры. Язык как предпосылка возникновения и развития культуры. Виды языка. Культурно-речевой статус. Социальная стратификация языка. Основные формы языка: литературный и народно-разговорный язык, просторечие, территориальный и социальный диалекты, профессиональные "языки" и корпоративные жаргоны, жаргон деклассированных слоев. Единство и многообразие культур. Этноцентризм и культурный релятивизм. Ксенофобия – неприятие и боязнь всего иностранного. Внутренняя структура культуры. Культура личности и культура социальной общности. Культурный элемент, культурный комплекс и культурный образец. Культура как фактор и механизм социальных изменений в современном обществе. Проблема национального менталитета российского народа и его влияния на содержание и темпы модернизации российского общества.
Тема 14. Личность как субъект и объект социальных отношений Понятие личности. Особенность социологического подхода к изучению личности. Личность как член общества и представитель определенной социальной группы. Человек как биологический и социальный индивид. Понятие о биологической и культурной эволюции. Биологическое и социальное начало личности. Единство био-, психо-, и социогенных свойств личности. Личность как социальная система: субъект и продукт социальных отношений. Взаимодействие человека и внешних социальных условий его жизни – социальной среды: материально-вещественных и личностных компонентов. Личность как совокупность общественных отношений (К. Маркс). Социально-исторический характер личности.
Личность, человеческий фактор, актор: соотношение понятий и социальных феноменов. Социальный тип личности. Базисная личность как соответствие идеалу данной культуры и модальная личность как наиболее распространенный тип личности (Р. Линтон). Социальные установки личности. Диспозиционная концепция личности (В. Ядов). Типы личности в зависимости от ценностных ориентаций (традиционалистский, современный, идеалистический, фрустрированный, реалистический, потребительский), социального статуса и исполняемых ролей (личности юриста, менеджера, студента, преподавателя и др.), «социального характера»: ориентированный на традицию, ориентированный на себя, ориентированный на другого (Э. Фромм, Д. Рисмен). Авторитарная личность (Т. Адорно). «Одномерная личность» Г. Маркузе. Социальная адаптация и идентификация личности.
Тема 15. Социальные роли. Социализация и индивидуализация Социальный институт и социальная роль. Социальный статус и социальная роль. Ролевой набор. Социальная роль как совокупность социально определяемых атрибутов и ожиданий, связанных с определенной социальной позицией. Вклад теоретиков символического интеракционизма (Дж. Мид, Ч. Кули, И. Гофман) в понимание социальных ролей. Теория «зеркального Я». Становление самости в процессе социального взаимодействия с другими людьми. Влияние социального окружения («значимых других») на формирование личности. Интернализация роли в качестве принятия ее как своего "Я" и отстранение от заданной роли (проигрывание социальных функций без слияния с нею). Драматургический подход И. Гофмана. Самопрезентация человека, управление впечатлениями других и выработка необходимых ожиданий. Теории «наклеивания ярлыков» и «стигмы». Самоидентификация человека в зависимости от восприятия его другими людьми. Объяснение девиантного поведения. Ролевая дистанция и ролевой конфликт. Формальные и неформальные роли.
Социализация как процесс обучения индивидов социальным нормам и ролевым сценариям. Основные стадии социализации. Феральные люди. Социализация и индивидуализация человека. Ресоциализация. Ролевые трансформации в современном российском обществе.
Тема 16. Семья и брак как социальные институты Семья как социальный институт, придающий обществу устойчивость и обеспечивающий воспроизводство людей. Функции семьи: регулирование сексуальных отношений, воспроизводство населения, социализация, социальное самоопределение, хозяйственно-экономическая, досуговая, эмоциональной поддержки и др. Семья и домохозяйство. Классификация семьи: родственная и супружеская, родительская и прокреационная, полная и неполная, расширенная и нуклеарная, многодетная, среднедетная, однодетная и бездетная, приемная семья. Семья как малая группа и социальная организация. Распределение ролей в семье. Проблема лидерства в семье. Патриархальный, матриархальный и эгалитарный типы семьи. Жизненный цикл семьи – последовательность социальных и демографических состояний с момента образования и до момента прекращения существования семьи. Институт брака как совокупность норм и санкций, регулирующих отношения супругов. Функции института брака. Исторические формы брака: групповой брак, полигиния, полиандрия, моногамия. Классификация браков: эндогамия, экзогамия; неравный брак (мезальянс), «молодежный брак», гостевой брак, повторный брак, гражданский брак, фиктивный брак, гомосексуальный брак. Основные тенденции развития семейно-брачных отношений на современном этапе. Внебрачные и альтернативные формы семьи, с одной стороны, культ моногамной семьи и супружеской верности, с другой стороны. Мотивы заключения браков в российском обществе. Модель современной российской семьи. Проявления кризиса института семьи в России: рост числа незарегистрированных браков и разводов, отказ от деторождения, социальное сиротство, беспризорность и др.
Тема 17. Образование как социальный институт Образование как социальный институт общества. Его эволюция и формы. Начальное, среднее и высшее образование. Высшее образование и наука. Университеты в Европе, США и России. Государственные и частные образовательные учреждения. Проблема финансирования высшего образования. Региональные и глобальные рынки высшего образования. Образование и социальная стратификация общества. Образование как канал социальной мобильности и ее ограничение. Образование и новые информационные и коммуникационные технологии. Новые требования к образованию в условиях перехода к «экономике знания». Модернизация и компьютеризация школ. Использование компьютеров и мультимедийных технологий в образовательном процессе. Образование вне образовательного учреждения. Дистанционные и интерактивные формы образования. Традиционные и электронные университеты. Информационное неравенство. Образование и квалификация как факторы конкурентоспособности человека на рынке труда и профессий. Дисбаланс образовательной и экономической подсистем общества. Непрерывное образование (образование «через всю жизнь»). Университеты «третьего возраста». Смена системы высшего образования в России (Болонский процесс). Компетентностный подход в образовании. Основные тенденции развития содержания и методов высшего образования: уменьшение доли фундаментальных и гуманитарных дисциплин, увеличение доли самостоятельной работы студента и др. Образование как услуга.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.118.28 (0.009 с.) |