ТОП 10:

Право и организация социального обеспечения



РАБОЧАЯ

ТЕТРАДЬ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

«ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА»

Для специальности

Какими путями в организм человека попадают вредные вещества?

а) через воздух, воду, почву;
б) через воздух, воду и продукты питания;

3.Слово «экология» в переводе с греческого языка означает:

а) народ; б) вид; в) жилище; г) наука; д) природа.

4. Отдельные элементы среды обитания, которые воздействуют на организмы:

а)среда обитания; б)экосистема; в)биоценоз; г)экологические факторы; д)биогеоценоз.

5.Тип комбинаций, когда особи в борьбе за пищу, местообитание и другие необходимые для жизни условия воздействуя друг на друга отрицательно:

а) нейтрализм; б) хищничество; в) конкуренция; г) аменсализм; д) паразитизм

6.Какое из воздействий человека на природу являются непреднамеренным (неосознанным):

а) авария на атомной станции; б) испытание ядерного оружия; в) использование фреонов после установления их разрушающего воздействия на озон; г) акклиматизация животных;

д) использование природных ресурсов

7.Основными методами экологического исследования являются:

а) химический, анатомический; б) систематический, биохимический;

в)полевой, лабораторный, экспериментальный; г) биологический, научный;

д) камеральный, лабораторный, полевой.

8.Перечислите не менее 3 прав граждан по ст.11 ФЗ РФ «Об охране ОС»: …..

9.Ведение Красной книги РФ относится к полномочиям: …..

10. Разница между рождаемостью и смертностью:

а) прирост; б) численность; в) продуктивность; г) удельная рождаемость; д) удельная смертность

 

5. А. Общая часть. Раздел 4. Понятие и функции государственного управления. Оценка воздействия на окружающую среду. Экологический мониторинг. Экологический контроль/ надзор.

Студент должен знать:

- понятие и нормативный акт, упоминающий ОВОС;

- кто может стать субъектом ОВОС: заказчик, исполнитель, общественность региона;

- принципы ОВОС;

- этапы проведения процедуры ОВОС;

- возможное содержание отчета о проведении процедуры ОВОС.

- понятие экологического мониторинга (геофизический, климатический);

- уровни экомониторинга (локальный, региональный, национальный и глобальный);

- основные элементы Программ мониторинга окружающей среды;

- виды экомониторинга;

- понятие и виды экологического контроля/ надзора;

 

Задания:

1.Прочитать Конституцию РФ, ФЗ РФ «Об охране окружающей среды», «Об экологической экспертизе» и др., учебники Н.В.Кузнецовой и Боголюбова С. А. и др., например, экологический портал Санкт- Петербурга - http://www.infoeco.ru/index.php?id=219

 

2.Подготовить доклады, сообщения, презентации по темам:

- ОВОС хозяйственной деятельности (на выбор студента) в РФ и за рубежом;

- Загрязнение мировых водных бассейнов и способы борьбы с этим.
- Загрязнение морей и рек нефтепродуктами и процедура их очищения в РФ и за рубежом.
- История развития института экологического мониторинга в РФ и за рубежом.
- Мониторинг сброса сточной воды в РФ и за рубежом;

- Мониторинг и управление качеством водных объектов;

- Влияние мусоросжигательных заводов на окружающую среду.

- История развития института экологического контроля в РФ и за рубежом.
- Виды экологического контроля и их характеристика в РФ.

 

3.Решить задачи:

Задача 1. ООО «Зонтик», имея лицензию на право заниматься торгово-закупочной деятельностью бытовыми товарами, арендовало у районного исполнительного комитета участок недр для промышленной добычи каменной соли. Полномочен ли на это ОМС ? Как (процедура) оформляется лицензия?

Задача 2. В результате строительства гидроузла на реке Лаба были разрушены оросительная система АО "Анастасия" и водохозяйственные сооружения. Вследствие этого загрязненными водами повреждены посевы сельскохозяйственных культур. АО предъявило иск в арбитражный суд, в котором просит возместить причиненный хозяйству ущерб в сумме 13 400 тыс. рублей. Каковы условия водопользования? Есть ли здесь эконарушения и какие (какой кодекс)? Нужны ли здесь ОВОС и экоэкспертиза? Какое Вы примете решение на месте арбитражного суда ?

4.Составить таблицу отличия мониторинга от ОВОС:

Экологический мониторинг:   Оценка воздействия на окружающую среду:  

 

5.Решить тестовые задания:

1.Почвенный и растительный покров, животный мир, гидросфера и атмосфера являются объектами……..мониторинга:

1. атмосферного 2. генетического 3. импактного; 4.окружающей среды; 5. биосферного.

2.Пока не доказана…….любого объекта экологической экспертизы, его использование д.б. запрещено: 1. опасность 2. экологическая целесообразность 3. независимость 4. безвредность.

3.Установление показателей качества природной среды и предельно допустимых взаимодействий на неё- это…1. экологическое нормирование 2. экологическое страхование

3. экологический мониторинг 4. экологическая экспертиза.

4.Общий критерий всех экологических нарушений- это…:

1. причинение вреда здоровью человека 2. отсутствие воздействия на окружающую среду

3. причинение вреда окружающей природной среде. 4. нанесение экономического ущерба.

5.Лесной кадастр содержит сведения о…:

1.методах использования древесных отходах. 2.разнообразии лесных экосистем.

3.ежегодном приросте плодородного слоя почвы. 4.запасах древесины.
6.Подготовка экологически образованных профессионалов в разных областях деятельности достигается через … 1)систему экологического образования; 2) самообразование; 3) широкую просветительную работу по экологии; 4) участие в общественном экологическом движении.

7.Проверка соблюдения экологических требований по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности на хозяйствующих объектах – это … 1) оценка воздействия на окружающую среду; 2)экологическая экспертиза; 3) экологический контроль;; 4)регламентация поступления загрязняющих веществ в окружающую среду.

8.Вид ответственности, который предусмотрен за несоблюдение стандартов и иных нормативов качества окружающей среды, называется … ответственностью.

1) уголовной; 2) административной; 3) материальной; 4) дисциплинарной.

9.К объектам глобального мониторинга относятся …

1) биосфера, атмосфера; 2) животный и растительный мир РФ; 3) грунтовые воды; 4) ливневые стоки.

5) атмосфера, гидросфера, растительный и животный мир и биосфера в целом как среда жизни всего человечества. Разработка и координация глобального мониторинга окружающей среды осуществляется в рамках ЮНЕП ( орган ООН ) и Всемирной метеорологической организации ( ВМО ).

10.Относительно большие природные территории и акватории с зонами хозяйственного использования, где обеспечиваются экологические, рекреационные и научные цели – это …

1) национальные парки; 2) природные парки; 3) заказники; 4) памятники природы.

 

За совершение экологических правонарушений должностные лица и граждане привлекаются к

а)административной, гражданско-правовой, материальной, уголовной и дисциплинарной ответственности

б)административной, дисциплинарной, уголовной и гражданско-правовой ответственности

в)гражданско-правовой, дисциплинарной, материальной и административной ответственности

г)гражданско-правовой, эколого-правовой, административной и дисциплинарной ответственности

В соответствии с режимом Байкальской природной территории в ее пределах

а)запрещается строительство новых хозяйственных объектов без положительного заключения гос. экологической экспертизы и разрешения, утвержденного постановлением Правительства РФ

б)запрещается любое новое строительство

в)разрешается новое строительство при условии, что оно не вызовет изменение гидрологического режима водосборного бассейна

г)разрешается новое строительство при условии положительного заключения государственной экологической экспертизы

Участки территории РФ объявляются регионами чрезвычайной экологической ситуации

а)Указами Президента РФ

б)Не объявляются

в)Решениями Правительства РФ;

г) Решением МЧС РФ

 

РАБОЧАЯ

ТЕТРАДЬ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

«ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА»

Для специальности

Право и организация социального обеспечения

Санкт-Петербург,

2016/ 2017 г.

 

Рабочая тетрадь для студентов разработана в соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта по специальности среднего специального образования 40.02.01 Право и организация социального обеспечения

 

Разработчик:

Ляпунова Ольга Анатольевна, преподаватель

 

Рабочая тетрадь для студентов рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии ____________________________

«__» ________ 2016 г.. протокол № ____

Председатель МК __________ / Т.К.Лапицкая/

 

Согласовано:

Организация-партнер: …………………………………………………………………….

Руководитель подпись расшифровка подписи

«___»______________2016 г.

 

 

Содержание Рабочей тетради студента:

1. Введение …………………………………………………………………………………..3

2. А. Общая часть экологического права. Раздел 1. История, предмет, метод, источники, содержание экологического правоотношения……………………………………………..4

3.Раздел 2. Права природопользования и собственности…………………………………5

4.Раздел 3. Понятие и функции государственного управления. Полномочия государственный органов в области защиты окружающей среды…………………………..7

5.Раздел 4. Понятие и функции государственного управления. Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС), экологический мониторинг…………………………………9

6.Раздел 5. Экологическая экспертиза, лицензирование, аудит ……………………………11

7.Раздел 6. Юридическая ответственность в экологии ……………………………………..13

8.Б. Особенная часть. Раздел 7. Охрана окружающей среды в специальной сфере .…….15

9.Раздел 8. Особо охраняемые территории .…………………………………………………17

10. В. Специальная часть экологического права. Раздел 9. Международное экологическое право: источники и международные организации………………...…………………………19

11.Вопросы к контрольной работе .………………………………………………………….. 21

12.Информационное обеспечение обучения ……………………………………. .………… 22

 

1.Введение.

Рабочая тетрадь предназначена для самостоятельной работы студентов, изучающих учебную дисциплину «Основы экологического права». Целями самостоятельной работы студентов при выполнении заданий в рабочей тетради являются:

· закрепление пройденного материала по темам дисциплины;

· стимулирования студентов к изучению дополнительной литературы по каждой теме;

· творческого осмысления и выработке собственного отношения к поставленным вопросам.

Задания в рабочей тетради представлены в виде: составления схем, таблиц, заданий для творческого эссе, решения различных правовых ситуаций, тестов.

При выполнении задания студенту необходимо:

· внимательно прочитать текст задания;

· найти необходимую информацию в теоретическом материале по соответствующей теме; · найти, при необходимости, в словаре основных терминов по учебной дисциплине «Основы экологического права» то или иное понятие, необходимое для выполнения задания, понять его, запомнить;

· выполнить задание письменно в специально предусмотренном для этого в рабочей тетради месте;

· быть готовым защитить свое решение при обсуждении задания в группе.

 

 

2. А. Общая часть. Раздел 1. История, предмет, метод, источники, содержание экологического правоотношения.

Студент должен знать:

- исторические периоды развития природоохранного законодательства;

- понятие экологического права;

- предмет изучения экологического права;

- метод воздействия экологического права на правоотношения;

- понятие и структуру экологического правоотношения;

- источники экологического права;

- субъекты экологического права и их права и обязанности;

- объекты экологического права.

Задания:

1.Прочитать Конституцию РФ, ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» и учебники Н.В.Кузнецовой и Боголюбова С. А. (с.17, 27, 53- 64)

 

2.Подготовить доклады, сообщения, презентации по темам:

1.История становления экологического права в РФ.
2.История развития экологических отношений за рубежом (в западных или восточных странах, можно объединить сравнение)
3. Проблема загрязнения окружающей среды на протяжении ряда исторических эпох.
4. Влияние мировых войн на окружающую среду.
5.Понятие и структура экологического правоотношения в РФ и за рубежом.

6. Экологические проблемы на разных этапах развития человеческого общества.

 

3.Решить задачи:

Задача- кейс. Из бухты Китовая недалеко от Курильска Сахалинской области 15.02.15. сел на мель танкер «Каракумнефть» с 20 людьми и с 1000 тонн дизельного топлива. До берега было 80 м. С 19 по 25 февраля дизельное топливо перекачивали с помощью рукавных линий и чтобы не было разлива нефти по краю борта установили 110 м сорбентных бонновых заграждений. А с прибывшего спасательного судна «Атлас» выгрузили оборудование (бонновые заграждения, оборудование для сбора и удаления нефтепродуктов, необходимый запас сорбентов). ВОПРОСЫ:

А) Законодательством РФ о недрах установлены меры по предупреждению и ликвидации загрязнения водных … (введите нужное слово).

Б) Поверхностные водные объекты подразделяются на … (два ответа): 1. водоносный горизонт. 2.поверхностные водотоки. 3.бассейн подземных вод. 4.водоёмы.

В) Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утверждается в порядке, установленном ______ 1.субъектом РФ. 2.Правительством РФ. 3.Минприроды РФ. 4.Советом Федерации РФ.

 

4.Составить таблицу- схему источников экологического права по уменьшению юридической силы.

5.Решить тестовые задания:

1.Возникновение, изменение и прекращение экологических правоотношений называется юридическим (ой) … А) нормой. Б) ошибкой. В) фактом. Г) составом.

2.Добытые из недр полезные ископаемые НЕ могут находиться на правах: А) госсобственности. Б) аренды. В) муниципальной собственности. Г) собственности субъекта.

3.По ФЗ РФ «Об охране окружающей среды», граждане, находясь в лесах, обязаны: А) свободно собирать грибы и ягоды. Б) бороться с вредителями лесной растительности. В) заботиться о гнездах и муравейниках. Г) соблюдать правила противопожарной безопасности.

4.Налоговые льготы за внедрение малоотходных технологий, строительство очистных сооружений относятся к ______ мерам стимулирования охраны окружающей среды? А) экономическим. Б) социальным. В) моральным. Г) психологическим.

5.Общественный контроль в области охраны ОС осуществляется общественными и иными некоммерческими организациями в соответствии с их ________, а также гражданами в соответствии с экозаконодательством. А) положениями. Б) уставами. В) инструкциями. Г) договорами.

6.Оценка предполагаемой реакции природной среды на антропогенные воздействия является главной задачей ____ (какого?) прогноза: А) экономического. Б) технологического. В) экологического. Г) демографического.

7.Приватизация сооружений и помещений, находящихся на балансе дендрологических парков и ботанических садов … А) разрешается. Б) осуществляется в обязательном порядке. В) разрешается в исключительных случаях. Г) запрещается.

8. Основные механизмы регулирования взаимоотношений общества и природы заложены в ФЗ РФ …. А) об экологической экспертизе. Б) об охране окружающей среды. В) об особо охраняемых территориях. Г) об охране атмосферного воздуха.

9.Способность почвы обеспечить урожай растений называется …. А) возобновляемостью. Б) ресурсом. В) минерализацией. Г) плодородием.

10.Оболочка земли, включающая в себя все океаны, моря, озера, подземные воды, льды, снега, называется … А) гидросферой. Б) литосферой. Б) атмосферой. Г) ноосферой.

 

3. А. Общая часть. Раздел 2. Права природопользования и собственности.

Студент должен знать:

- понятие (определение) права природопользования;

- нормативные акты, регулирующие права природопользования и собственности;

- право природопользования как правоотношение и как правомочие;

- виды права природопользования по объектам (земле-лесо-водопользование …);

- виды права природопользования по необходимости разрешительной документации;

- виды права природопользования по срокам использования объектов;

- виды права природопользования по способу использования объектов;

- виды права природопользования по целевому назначению (земли с/х назначения и т.п.).

- понятие (определение) и виды права собственности на природные объекты и ресурсы;

- субъекты права собственности на природные объекты и их полномочия;

- объекты права собственности на природные объекты.

Задания:

1.Прочитать Конституцию РФ, ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» и др., учебники Н. В. Кузнецовой (http://bookz.ru/authors/natal_a-kuznecova/ekologi4_715/1-ekologi4_715.html) и Боголюбова С. А. и др.

2.Подготовить доклады, сообщения, презентации по темам:

- Правовой режим использования и охрана лесов в РФ и за рубежом.
- Правовой режим использования и охрана недр земли в РФ и за рубежом.
- Правовой режим использования и охрана животного мира в РФ и за рубежом.
- Правовая охрана атмосферного воздуха в РФ и за рубежом.

- Право собственности на природные ресурсы в РФ и за рубежом.
- Право собственности на особо охраняемые территории в РФ и за рубежом.

- Загрязнение морей и рек нефтепродуктами и процедура их очищения в РФ и за рубежом.

3.Решить задачи: Задача 1. Согласно ФЗ РФ «Об охране ОС», контроль за состоянием природной среды осуществляется государственными органами и _________________ организациями: а) экономическими. Б)общественными. В) коммерческими.

Г) межотраслевыми.

Б) Основными источниками поступления соединений свинца в атмосферу являются (два ответа): 1)фреоны холодильных установок. 2)предприятия цветной металлургии. 3) атомные реакторы и электростанции. 4) выбросы автомобильного транспорта.

В)Определить сколько свинца в миллиграммах поступит в организм человека за 63 дня с вдыхаемым воздухом, если по данным мониторинга содержание свинца в атмосферном воздухе 0, 0004 мг/ м в кубе воздуха (а пдк= 0, 0003), а за 1 день через легкие человека проходит 11, 52 м.куб.воздуха (округлите до сотых).

Задача 2. Абинский лесокомбинат, осуществляющий заготовку древесины по лесорубочному билету (разрешению), выданному леспромхозом, оставил в лесу не вывезенные в установленный срок дрова в объеме 30 куб.м. на площади 218 га, не произвел расчистки территории от порубочных остатков. По вине работников лесокомбината в районе заготовки древесины произошел пожар, уничтоживший лес на корню площадью 2 га, заготовленную древесину, находящиеся там постройки и сооружения. Порассуждайте: а) Какие виды нарушений правил лесопользования совершены лесокомбинатом и его работниками? … ; б)а если бы пожар произошел от удара молнии? …есть ли в этом вина работников? … ; в) а если бы река в результате сильных ливневых дождей вышла бы из берегов и смыла бы все порубочные остатки?

4.Составить таблицу отличий объектов государственной и муниципальной собственности:

Федеральная Муниципальная    

 

5.Решить тестовые задания:

1.Система мер, обеспечивающих рациональное использование всех природных ресурсов и оптимальные взаимоотношения общества с окружающей средой, называется:

А) биологией; Б) охраной природы; В)природопользованием; Г) экологией.

 

2.К достижению, которое способствует предотвращению экологического кризиса, относится создание: А)новой с/х техники; Б) больших водохранилищ; В)эффективных солнечных батарей; Г) нового вида оружия.

 

3.Перевыпас скота, неправильное орошение, вырубка лесов приводят к крайней степени эрозии почвы и являются основными причинами антропогенного (ой) – А) минерализации;

Б) опустынивания; В)мелиорации.

 

4.Урбанизацией называется процесс увеличения: а) сельского населения, б) природных популяций, в)городского населения, г) антропогенных экосистем.

 

5.Источником антропогенных окислов серы в атмосфере является _____ промышленность: а)пищевая, б) текстильная, в) металлургическая. г)лёгкая.

 

6. К физическим видам загрязнения биосферы относят … А) нитратное. Б) ртутное. В)бактериальное. Г) тепловое.

 

7.Комплекс мер, направленный на восстановление ранее нарушенного природного ландшафта, называется … а) озеленением, б)рекультивацией. В) реконструкцией. Г)мелиорацией.

 

8.Факторами, влияющими на процесс роста населения, являются … а) продолжительность жизни и рождаемость. Б) смертность и заболеваемость. В) рождаемость и смертность.

 

9.Налоговые льготы за внедрение малоотходных технологий, строительство очистительных сооружений, относятся к ________ мерам стимулирования охраны ОС: а) психологическим. Б) социальным, в) моральным. Г) экономическим.

 

4. А. Общая часть. Раздел 3. Понятие и функции государственного управления. Полномочия госорганов в области охраны окружающей среды.

Студент должен знать:

- госэкологическое управление как функция государства;

- содержание системы органов госуправления в сфере экологии;

- общие госорганы управления в сфере экологии (общей компетенции);

- специальные госорганы управления в сфере экологии (специальной компетенции);

- полномочия Министерства природных ресурсов;

- полномочия государственного комитета по охране окружающей среды;

- функции государственного экологического управления (ведение кадастров и …);

- виды государственных кадастров;

- финанси­рование программ и мероприятий по рациональному использованию при­родных ресурсов и охране окружающей природной среды (бюджеты, ю.л., фонды…).

 

Задания:

 

1.Прочитать Конституцию РФ, ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» и др., учебники Н.В.Кузнецовой и Боголюбова С. А. и др.

 

2.Подготовить доклады, сообщения, презентации по темам:

- полномочия органов исполнительной власти в области защиты окружающей среды в РФ и за рубежом;

- госуправление в области экологии в РФ и за рубежом;

- полномочия Президента РФ, Правительства РФ в области экологии;

- полномочия министерства природных ресурсов в области экологии;

3.Решить задачи:

Задача 1. Крестьянское фермерское хозяйство предъявило в суд иск к дирекции государственного заповедника о возмещение ущерба, причиненного хозяйству в результате уничтожения кабанами, обитающими в заповеднике, урожая картофеля на площади 200 га. Дирекция заповедника отказалась принять исковые требования, указав, что она не может нести ответственности за поведение диких животных, находящихся в состоянии естественной свободы. Решите дело. Подлежит ли иск удовлетворению?

Задача 2. На территории природного заказника были обнаружены залежи бурого угля. Администрацией области было дано разрешение на освоение данного месторождения с изъятием части территории природного заказника. В будущем предполагалось восстановление нарушенных земель, а в настоящий момент с целью сохранения общей площади природной территории было принято решение о передаче в пользование заказника земель из фонда запаса двух районов. Есть ли здесь эконарушения? Что такое природный заказник и что там можно и нельзя делать?

 

4.Составить таблицу полномочий:

Министерства природных ресурсов:   Гос.Комитета по охране окружающей среды:    

 

5.Решить тестовые задания:

1.К чему может привести розлив нефти на реках и озерах? ________________

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.209.10.183 (0.022 с.)