Раздел 1. Философия как мировоззрение. История философии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Философия как мировоззрение. История философии.



Лекция 1.Тема 1: Философия (предмет, методы, структура, принципы, проблемы). Исторические типы и формы мировоззрения. Практические и духовные способы освоения мира. Структура мировоззренческого знания: мировосприятие, мироощущение, миропонимание. Функции мировоззрения. Философия и её основные проблемы - бытие и сущее, человек как субъект и объект. Природа и специфика философских проблем. Практическое, познавательное, ценностное отношение человека к миру. Философия - объект, предмет и методы. Роль философии в развитии духовного мира человека. Миф, религия, философия, наука.

 

Лекция 2. Тема 2: Античная философия. Религия и философия Древнего Востока (Индия, Китай). Становление философии в Греции. Натурфилософские школы – поиски первоначала. Проблемы бытия и небытия, движения и их рационального объяснения. Диалектика Гераклита. Число как начало у пифагорейцев. Становление материализма (Демокрит, Эпикур). Эпикурейская этика. Сократ и рождение рационализма. Морально- этическая направленность его философии. Школы киников, киренаиков, стоиков, скептиков. Сущность музыки и её место в античном мировосприятии.

 

Лекция 3.Тема 2: Античная философия. Философия Платона. Теория идей. Душа и тело. Гносеология Платона. Учение о Едином и космосе. Социальная утопия Платона. Аристотель о предмете и значении философии. Учение о бытии и четырёх первопричинах. Проблема движения и перводвигателя. Категории бытия. Теория познания и этика Аристотеля. Социально-политические взгляды. Платон и Аристотель о функциях искусства и значении музыки.

 

 

Лекция 4. Тема 3: Философия Средневековья и Ренессанса. Становление христианского мировоззрения. Еретические течения. Западная и восточная патристика. Период схоластики. Номинализм и реализм. Знание и вера. Упадок схоластики и формирование Предвозрождения. Антропоцентризм. Н. Кузанский - последний философ средневековья. Раннее итальянское Возрождение (Петрарка, Данте, Бокаччо). Итальянский гуманизм. Новое содержание учения о человеке. Утверждение земной ценности бытия. Человек как микрокосм. Натурфилософия Возрождения. Становление наук. Особенности "северного гуманизма". Реформация в Германии. Цели и задачи искусства в эпоху Средневековья и Возрождения. Возникновение новых форм и законов гармонии в музыке.

 

 

Лекция 5.Тема 4: Философия Нового Времени. "Великое восстановление наук" Ф. Бэкона. Материалистические тенденции в философии Т. Гоббса. Учение о субстанции и её свойствах. Дж. Локк как критик теории "врождённых идей". Психологизация познавательных процессов. Первичные и вторичные качества. Р. Декарт - основоположник рационализма. Проблема субстанции и дуализм Декарта. Метод познания. Учение о врождённых идеях. Развитие рационализма Б. Спинозой. Учение о субстанции и её атрибутах. Проблема детерминизма. Виды и способы познания. Этика Спинозы. Философия Г.В. Лейбница. Математические основания музыки.

Обоснование Беркли субъективного идеализма. Вопрос о непрерывном существовании вещей. Проблема критериев истины. Агностицизм Д. Юма. Учение о восприятии. Виды идей. Концепция причинности Юма. Решение проблемы объективного существования внешнего мира. Французское Просвещение; его основные направления и представители. Особенности просветительского эмпиризма и рационализма. Деизм Вольтера. Теория общественного договора Руссо. Материализм и сенсуализм. Проект Энциклопедии. Становление классических форм гармонии в музыке.

 

 

Лекция 6. Тема5: Немецкая классическая философия. Философия И. Канта. Естественнонаучные вопросы во взглядах Канта. Онтология: "вещь в себе". Априоризм Канта, критерии и границы познания. Всеобщий этический закон. Основные эстетические положения теории Канта. Философия И.Г. Фихте. "Я" как основа бытия. Сознание и природа.

 

 

Лекция 7. Тема 5: Немецкая классическая философия. Философская эволюция Шеллинга как попытка синтеза романтизма и рационализма. Натурфилософия Шеллинга. Эстетические положения.

Гегелевская философия абсолютного духа. Гносеология Гегеля. Систематизация диалектики. Эстетические воззрения Гегеля. Философия истории. Судьба гегельянства в истории философии. Диалектика, как основа «совершенной» музыкальной формы.

 

 

Лекция 8.Тема 6: Становление философии марксизма. Диалектический материализм. Общественное бытие и общественное сознание. Материальное и идеальное. Диалектика как способ мышления и преображения действительности. Исторический материализм. Классы и классовая борьба. Социальные противоречия как основа исторического развития. Коммунистическая утопия.

 

 

Лекция 9. Тема7: Европейская философия 19-20 веков. Позитивизм. Этапы развития и проблематика. Философия А. Шопенгауэра. Воля как первооснова сущего. Мир как представление — гносеология. Философия Ф. Ницше. Воля к власти. Концепция сверхчеловека. Переоценка всех ценностей. Вечное возвращение к тому же самому. Проблемы культуры и искусства в творчестве Ницше. Философия жизни. В. Дильтей - науки о природе и науки о духе. Историцизм и герменевтика. Г. Зиммель — миры и формы культуры. Борьба жизни с формой. О. Шпенглер - кризис европейской культуры. Концепция разрозненных типов культур. Соотношение культуры и цивилизации. Музыка, как выражение «волевого» эмоционально-жизненного начала.

 

 

Лекция 10. Тема 7: Европейская философия 19- 20 веков. Религиозно - экзистенциальные взгляды С. Кьеркегора. Формирование основных экзистенциалов. Отчаяние, страх и вера. Ступени спасения личности. Становление экзистенциализма в 20 веке. Экзистенциальная философия и личность в переломный период европейской культуры. М. Хайдеггер - основоположник экзистенциализма 20 века. Время как основная характеристика бытия. Лично-этическое существование. "Dasein" как бытие. Онтологическая герменевтика Хайдеггера; Язык - дом бытия. Истина и язык искусства. Философия техники Хайдеггера. К. Ясперс и философия "объемлющего". Психология социального бытия человека и пограничные ситуации. Экзистенция как свобода. Философская вера и истина бытия.

Развитие экзистенциальной философии во Франции. Социальная направленность французского экзистенциализма. Ж.П. Сартр - обращение к социальному бытию человека. Экзистенция и свобода. Тема абсурда в философии и художественных произведениях А. Камю. Индивидуальная ответственность личности за всё происходящее. Проблема самоубийства. Преодоление классических музыкальных форм и становление музыкального авангарда.

 

 

Лекция 11.Тема 7: Европейская философия 19- 20 веков. Психоанализ 3. Фрейда. Фрейдистская концепция психики личности. Возникновение и становление морали и религии. Материалистические основания философии Фрейда. Возникновение неофрейдизма. Теория коллективного бессознательного К. Юнга. Архетипы как основание культуры и искусства. Психоанализ и творчество.

Попытка синтеза гегелевской диалектики и социальных положений марксизма Т. Адорно и Г. Маркузе. Социология музыки Т. Адорно. Положения фрейдизма и социальная революция у Г. Маркузе. Философская герменевтика Г.Г. Гадамера. Язык как средство герменевтического опыта. Философия эпохи «Постмодерна».

 

 

Лекция 12. Тема8: Русская философия. Возникновение и развитие философии в средневековой России Византизм русской мысли. Место и значение богословия в российской философской мысли. Просветительство в России. Философия и научное знание. Славянофилы и западники. Философия Всеединства В.С. Соловьёва. Учение об абсолюте. Метафизика, космология, антропология. Учение о богочеловечестве. В. Соловьёв и формирование символизма.

Интуитивизм и персонализм Н.О. Лосского. Идея мира "как единого целого". Интуиция: её виды и значение для процесса познания. Субстанциальные деятели. Бог и проблемы этики. Философско-религиозная антропология и этика. Н.А. Бердяев и Л. Шестов о природе человека, об истоках добра и зла, свободы и рабства, смысла и трагичности жизни, путях исторического развития.

 

 

Лекция 13. Тема 8: Русская философия. Религиозная философия П.А. Флоренского и С.Н, Булгакова. Учение о Софии. Типы культуры и закономерности её существования. Религия и социализм. Познавательная и преобразовательная деятельность человека в мире. Русский Космизм. Философия символизма А. Белого и Вяч. И. Иванова. «Серебряный век» русской культуры. Русская философская мысль в 20 веке.

 

 

Раздел 2. Теоретические вопросы философии.

Лекция 14. Тема 1: Социальная философия и философская антропология. Человек в системе социальных связей. Социальный статус. Природа власти. Специфика социальной реальности. Законы общественного развития. Социальная структура: типы общностей. Личность и массы, свобода и необходимость. Системные теории общества. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Цивилизация и культура. Социальные противоречия. Социальная эволюция и революция.

Антропосоциогенез. Представления о совершенной личности в различных культурах. Смысл и цель жизни человека.

 

 

Лекция 15. Тема2: Философская проблема бытия. Монистические и плюралистические кон­цепции бытия, самоорганизация бытия. Понятие материального и идеального. Виды, уровни, формы бытия. Онтология как целостное учение о бытии. Бытие и сущее, бытие и становление, бытие и ничто. Категории бытия действительность, необходимость, возможность, целостность, разнообразие. Пространство и время как формы бытия. Субстанция. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и стати­стические закономерности. Диалектика и метафизика. Научные, философские и религи­озные картины мира. Объективная диалектика природы. Законы диалектики. Изменение, развитие, прогресс. Синергетика. Диалектика мысли.

 

 

Лекция 16.Тема3: Философские проблемы сознания и познания. Сознание, самопознание и личность. Индивид и личность. Становление личности. Социализация. Сознание как форма отражения объективной реальности. Генезис сознания (естествознание, психология, теология). Мышление, память, воля, эмоции. Активность сознания. Сознательное и бессознательное. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного знания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смена типов рациональности. Наука и техника.

По­знание, творчество, практика. Понимание и объ­яснение. Рациональное и иррациональное в познавательной дея­тельности. Проблема истины. Классическая и неклассические концепции истины. Деятельность, мышление, логика и язык. Философские проблемы познания. Субъект и объект познания. Знание и вера. Методы и формы научного познания. Виды познания (повседневное, религиозное, художественное, научное). Способы познания. Рациональное и иррациональное в познании.

 

 

Лекция 17-18. Тема 4: Философские проблемы культуры и искусства. Культура как мера развития человека. Культура и цивилизация. Типология культур. Культура как система смыслов. Двойственность отношения к культуре. Субкультура. Диалог различных культур. Генезис художественного сознания. Специфика эстетического отношения к действительности. Проблема прекрасного. Функции искусства. Массовое и элитарное искусство. Процесс творчества.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.233.6 (0.017 с.)