Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Наименование разделов, тем, их целей и задач↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Вопросы к семинарским занятиям
Семинар 1. Цель: Формирование представления о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира, основных разделах современного философского знания, философских проблемах и методах их исследования. Задачи: Овладение базовыми принципами и приёмами философского познания; введение в круг философских проблем.
Вопросы: 1. Предмет философии, её структура и методы. 2.Мировоззрение как выражение целостной картины мира и отношения человека к действительности. 3. Характерные черты мифологического сознания. 4. Творчество и миф.
Основные понятия: метод, структура, бытие, небытие, объект, субъект, категория, мировоззрение, миф, образ, дискретность, синтетичность.
Вопросы для самоконтроля: 1. Какие типы мировоззрения вы знаете? 2. В чём сходство и различие мифологического и философского мировоззрения? 3. Специфика философского отражения мира. 4. Есть ли сходство и различие между философией, искусством и религией?
Рекомендуемая литература: Мамардашвили М. Как я понимаю философию? М. 1990. Лосев А.Ф. Дерзание духа. М. 1988. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М. 1991. Флоренский П.А. У водоразделов мысли. М. 1991. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия. // Вопросы философии. 1986 №3. Бердяев Н.А. Самопознание. М. 1991. Ортега – и - ГассетХ. Что такое философия? М. 1991. Философия в современном мире. Л. 1989. Поппер К. Какой мне видится философия. // Перспективные проблемы философских исследований за рубежом. Л. 1991. Ясперс К. Введение в философию. Минск 2000. Налимов В.В. В поисках иных смыслов. М. 1994. Башляр Г. Новый рационализм. М. 1987. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики. // Вопросы философии 1989 №9. Афанасьев А.Н. Происхождение мифа, метод и средства его изучения. // Живая вода и вещее слово. М.1988. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа, М. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. // Философия. Мифология. Культура. М. 1991. Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. М. 1972. Мифы народов мира. В 2т. М. 1991.
Семинар 2. Цель: Выявление фундаментальных философских вопросов и проблем и осознания их значимости для современного человека.
Задачи: Познакомиться с процессом возникновения и становления философского знания на Древнем Востоке и в Европе. Осознать его глубокое единство и тождественность, вне зависимости от географических и культурных характеристик.
Вопросы: 1. Философия Древней Индии и Древнего Китая. 2. От мифа к логосу. Становление греческой мысли. 3. Первые философские школы в Греции. 4.Философствование Сократа и философия эллинизма.
Основные понятия: веды, упанишады, брахман, атман, карма, сансара, майя, инь, ян, тянь, жень, ци, дао, дэ,архе, акме, апейрон, гармония, космос, логос, противоположности, необходимость, метампсихоз, атом, апония, атараксия, добродетель, маевтика, диалектика, душа, благо.
Вопросы для самоконтроля: 1. Перечислите ортодоксальные и неортодоксальные учения Древней Индии. 2. Раскройте сущность Буддизма. 3. Раскройте основные идеи конфуцианства. 4. Отличия даосизма от конфуцианства. 5. Определите значимые черты античной философии. 6. Назовите основные проблемы досократовской философии. 7. Сократический переворот в философии. 8. Сравните основную проблематику ранней натурфилософии и философии эпохи эллинизма.
Рекомендуемая литература: Щербатский Ф.И. Избранные труды по буддизму. М. 1988. Васильев Л.С. Проблемы генезиса китайской цивилизации. М.1976. Костюченко В.С. Классическая веданта и неоведантизм. М. 1983. История китайской философии. М.Л. 1989 Лукьянов А.В. Становление философии на Востоке. М.Л.1992. Упанишады. М.Л. 1992. Радхакришнан С. Индийская философия. В 2 т. М, 1994. Чаттарджи С., ДаттаД. Индийская философия. М.1994. Древнекитайская философия. В 2 т. М. 1972. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М.1981. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. М. 1989. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М. 1993. Жмудь Л.Я. Пифагор и его школа. Л. 1990. Антология кинизма. М. 1984. Диоген Лаэртский О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М. 1979. Кессиди Ф.Х. Сократ. СПб 2001. Реале Д. Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. М. 1994
Семинар 3. Цель: Ознакомление с первыми философскими системами и формирующейся структурой философского знания.
Задачи: Усвоить онтологические, гносеологические, антропологические, логические, социальные, этические, эстетические идеи классического этапа древнегреческой философии.
Вопросы: 1. Философия Платона. 2. Отношение Платона к искусству. 3. Метафизика Аристотеля. 4. Эстетика Аристотеля.
Основные понятия: эйдос, идея, материя, пространство, мировая душа, сущность, единичное, общее, форма, материя, движение, цель, нус, энтелехия, качество, количество, мера, отношение, индукция, дедукция, силлогизм, субстанция.
Вопросы для самоконтроля: 1. Что является ядром философии Платона? 2. Назовите основные принципы «идеального государства» Платона. 3. В чём отличие этики Платона от этики Аристотеля. 4. Назовите первопричины бытия, выделенные Аристотелем. 5. На какие функции искусства указывает Аристотель?
Рекомендуемая литература: Платон. Сочинения в 4-х т. М. 1990. Аристотель. Сочинения в 4-х т. М. 1975-84. Реале Д. Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. М. 1994 Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М.1991. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. М. 1989. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М. 1993.
Семинар 4. Цель: Получение знаний о мировоззрении эпохи Средневековья и Ренессанса, сущности и значения христианства для этого периода.
Задачи: Понимание сходства и различий философского и религиозного мировосприятия. Ознакомление с историей теологической мысли. Усвоение гуманистических принципов эпохи Возрождения. Осмысление роли искусства Ренессанса для последующего исторического развития.
Вопросы: 1. Становление христианства. 2. Философская проблематика Средневековья. 3. Роль искусства в становлении Возрождения. 4. Итальянский и «северный» гуманизм. 5. Оцените значение Реформации для социального и культурного развития Европы.
Основные понятия: Бог, троичность, креатор, символ веры, теология, теодицея, душа, пантеизм, ересь, универсалии, аскетизм, вера, антропоцентризм, неиное, абсолютный максимум, абсолютный минимум, форма всех форм, субстанция, субстрат, человекобог, человек, свобода, воля, душа мира, мораль, протестантизм, предопределение.
Вопросы для самоконтроля: 1. Назовите источники и причины возникновения христианства. 2. Выделите основные отличия Патристики от Схоластики. 3. Какие формы познания являются наиболее значимыми в Средневековье? 4. Каково значение искусства в становлении идей эпохи Возрождения? 5. Какой принцип наиболее полно характеризует мировосприятие Ренессанса? 6. Каковы причины снижения авторитета религии в эпоху Возрождения? 7. Назовите причины и сущность движения Реформации. 8. Сравните функции искусства в эпоху Средневековья и Ренессанса.
Рекомендуемая литература: Трофимова М.К. Историко-философские вопросы гностицизма. М.1979. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М. 1979. Бычков В.В. Эстетика Аврелия Августина. М.1984. Аврелий Августин. Исповедь. М, 1991. Боэций. Утешение философией. М. 1990. Ситников А.В. Философия Плотина и традиции христианской патристики. СПб 2001. Скот Иоанн Дунс. Избранное. М. 2001. Скот Иоанн Дунс. Трактат о первоначале. М. 2001. Фома Аквинский. Онтология и теория познания: фрагменты сочинений. М. 2001. Столяров А.А. Патрология и патристика. М. 2001. Фома Аквинский. Сочинения. М. 2002. Ориген. О началах. М. 1993. Тертуллиан. Избранные сочинения. М. Э994. Абеляр П. История моих бедствий. М.1992. Златоуст Иоанн. Беседы на книгу бытия. М. 1993. Василий Великий. Творения. М. 1991-1994. Т.1-4. Дамаскин Иоанн. Точное изложение православной веры. М. 1992. Гуревич А.Я. Категории средневековой философии. М.1972. Кузанский Н. Соч. в 2-х т. М. 1981. Вала Л. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. М. 1989. Роттердамский Э. Философские произведения. М. 1986. Роттердамский Э. Похвала глупости. М. 1960. Мор Т. Утопия. М. 1978. Бруно Д. Диалоги. М. 1949, Эстетика Ренессанса. В 2-х т. М. 1981. Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения. М. 1985. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М. 1980. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М. 1978. Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. М. 1978, Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М.1989. Баткин Л.М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления. М. 1990. Гуковский М.А. Итальянское Возрождение. Л. 1990. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М. 1965.
Семинар 5. Цель: Понять основы научного мировосприятия эпохи Нового Времени, место и роль науки в познавательной и практически-преобразовательной деятельности человека.
Задачи: Рассмотреть основные способы, методы и формы научного познания. Научиться выделять их характеристики и осознавать их значение для конкретных исследований. Осмыслить представление эпохи о человеке и его свободе. Знакомство с социальными и гуманистическими концепциями просветителей, их отношением к церкви и религии. Рассмотрение вопросов о возможности познания мира и принципов механицизма, определяющих его существование.
Вопросы: 1. Особенности эмпирической философии. 2. Рационализм и его отличие от эмпиризма. 3. Становление субъективной философии. 4. Просвещение во Франции. 5. Влияние научного знания на развитие искусства.
Основные понятия: метод, идолы, субстанция, акциденции, атрибуты, актуальность, индукция, дедукция, знак, метка, идея, эмпиризм, сенсуализм, субстанция, мышление, протяжённость, интуиция, атрибут, модус, детерминизм, аффект, идея, дуализм, субъективный, объективный, субстанция, время, пространство, перцепция, апперцепция, деизм, общественный договор, естественное право, механицизм, фатализм, детерминизм.
Вопросы для самоконтроля: 1. Какое значение имеет развитие науки в эпоху Нового Времени? 2. Назовите и охарактеризуйте «идолы» (призраки) Ф. Бэкона. 3. Какие правила научного метода выделяет Р. Декарт? 4. Назовите основные аффекты по Б. Спинозе. 5. Что такое «Монадология»? 6. Выделите различия между рационализмом и эмпиризмом. 7. Оцените значение науки для развития искусства. 8. В чём заключается субъективизм Д. Беркли? 9. Оцените возможность полного познания мира. 10. Выделите характерные черты Французского Просвещения 11. Есть ли отличия в понимании просветителями понятий культура и цивилизация? 12. Назовите характерные черты французского материализма.
Рекомендуемая литература: Бэкон Ф. Соч. в 2-х т. М. 1977. Гоббс Т. Соч. в 2-х т. М. 1985-1991. Локк Дж. Соч. в 3-х т. 1985-1988. Декарт Р. Соч. в 2-х т. М. 1989-1994. Спиноза Б. Избранные произведения. В 2-х т. М.1957. Лейбниц Г.В. Соч. в 4-х т. М. 1982-1989. Паскаль Б. Мысли. М. 1994. Михаленко Ю.Т. Ф. Бэкон и его учение. М. 1975. Лятнер Я.Л. Декарт М. 1975. Мееровский Б.В. Гоббс. М.1975. Соколов В.В. Спиноза. М. 1973. Арно А., Никель П. Логика, или искусство мыслить. М. 1991. Беркли Дж. Сочинения. М. 1978. Быховский Б.Э. Дж. Беркли. М. 1970. Юм Д. Соч. в 2-х т. М. 1966. Нарский И.С. Д. Юм. М. 1973. Вольтер Ф.М.А. Философские сочинения. М. 1988. Дидро Д. Соч. в 2-х т. М. 1986-1991. Руссо Ж.Ж. Трактаты. М. 1969. Монтескье Ш. О духе законов. 1990. КондильякЭ.Б.де. Соч. в 3-х т. М. 1980-1983. История в Энциклопедии Дидро и Даламбера. М. 1994. Кузнецов В.П. Французский материализм 18 в. М. 1981. Момджян Х.Н. Французское Просвещение 18 в. М. 1983. Семинар 6. Цель: Усвоение основных концепций Немецкой классической философии в их генетическом развитии и осознание их влияния на последующие философские теории.
Задачи: Понимание агностицизма И. Канта, его трактовки «вещи в себе», основ этики и революции в эстетике. Осмыслить онтологические идеи И.Г. Фихте и его интерпретацию свободы.
Вопросы: 1. Философия Канта. 2. Сравнение трактовки прекрасного А. Баумгартеном и И. Кантом.. 3. Диалектика "Я" и "не-Я" у И. Фихте. 4. Идеи И. Фихте и зарождение романтизма.
Основные понятия: априори, апостериори, субъект, объект, "вещь в себе", антиномии, категорический императив, суждение, прекрасное, трансцендентный, трансцендентальный, "Я", субъект, объект, снятие, полагание, тождество, потенция, трансценденция.
Вопросы для самоконтроля: 1. Сущность априоризма И. Канта. 2. Укажите отличия категорического от гипотетического императива И. Канта. 3. Чем, по Канту, отличается чувство эстетически приятного от возвышенного? 4. Чем отличается «Чистое Я» от «Эмпирического Я» у И. Фихте? 5. Как субъективизм Фихте повлиял на становление романтического мировосприятия?
Рекомендуемая литература: Кант И. Соч. в 6-ти т. М. 1963-1966. Кант И. Трактаты и письма. М. 1980. ГулыгаА.В. Кант. М. 1981. ГулыгаА.В. Немецкая классическая философия. М. 1986. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины 18 - начала 19в.в.М. 1989. Фихте И.Г. Соч. в 2-х т. СПб. 1993. Гайденко П.П. Философия Фихте и современность. СПб. 1993.
Семинар 7. Вопросы: Цель: Усвоение основных концепций Немецкой классической философии в их генетическом развитии и осознание их влияния на последующие философские теории.
Задачи: Получить знание об объяснении природы Шеллингом на принципах полярности и градации, её диалектического развития. Объяснить интерпретацию абсолюта Гегелем и понять законы диалектики в их реализации в сфере духа, познания, истории, прекрасного.
1. Философия Ф. Шеллинга. 2. Онтология Г. Гегеля. 3. Диалектика как метод. 4. Эстетика Гегеля.
Основные понятия: бытие, небытие, абсолютный дух, субстанция, субъект, объект, снятие, отчуждение, тезис, антитезис, синтез, противоречие, противоположность, тождество, мышление.
Вопросы для самоконтроля: 1. Можно ли с помощью принципов полярности и градации Шеллинга объяснить закономерности природы? 2. Какие законы диалектики использовал Шеллинг в своей системе? 3. Основы феноменологии Гегеля. 4. Завершение Гегелем основ диалектического подхода к объяснению действительности. 5. Объясните развитие сонатной формы с помощью законов диалектики. 6. В чём заключается противоречивость гегелевской философии? Рекомендуемая литература: Шеллинг Ф.В.И. Философия искусства. М. 1966. ГулыгаА.В. Шеллинг. М. 1984. Лазарев В.В. Шеллинг. М. 1976. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. М. 1974-1977. Т. 1-3. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. СПб. 1994. Лукач Д. Молодой Гегель и проблемы капиталистического общества. М. 1987. Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. В-2-х т. СПб. 1994. Гулыга А.В. Гегель. М. 1970.
Семинар 8. Цель: Знакомство с сущностью марксизма и анализ применения его принципов в социальной действительности.
Задачи: Получение знания о принципах и закономерностях диалектического, исторического материализма и научного коммунизма.
Вопросы: 1. Учение Маркса о соотношении бытия и сознания. 2. Исторический материализм и социология. 3. Коммунистическая утопия. 4. Развитие марксизма в 20 веке.
Основные понятия: материя, сознание, практика, отчуждение, собственность, способ производства, производительные силы, производственные отношения, общественно-экономическая формация, классы, базис, надстройка.
Вопросы для самоконтроля: 1. Какое философское направление лежит в основании марксизма? 2. Назовите общественно-экономические формации. 3. Что является движущей силой социальных изменений? 4. Чем отличается диалектика Гегеля от марксистской диалектики? 5. Осуществима ли коммунистическая идея?
Рекомендуемая литература: Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Соч. Т. 1. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. //Соч. Т. 42. Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Соч. Т. 3. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Диалектика природы // Соч. Т. 20. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Соч. Т. 21. Лукач Д. К онтологии общественного бытия: Пролегомены, М. 1991. Андерсон П. Размышления о западном марксизме. М. 1991. Арон Р. Мнимый марксизм. М. 1993. Платонов С. После коммунизма. Второе пришествие, М, 1991. Фромм Э. Из плена иллюзий. Концепция человека у Маркса // Фромм Э. Душа человека. М, 1992 г. Ленин В.И. Три источника и три составные части марксизма // Полн. собр. соч. Т. 23. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М. 1991. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М. 1990.
Семинар 9. Цель: Ознакомление с развитием философии во второй половине 19 начале 20 веков.
Задачи: Рассмотрение «проекта» О. Конта и развития позитивизма в 20 веке. Знакомство с иррациональной философией А. Шопенгауэра, Ф. Ницше и «Философией жизни».
Вопросы: 1. Основные позитивистские течения 19 и 20 веков. 2. Философия Шопенгауэра. 3. Основные положения мировоззрения Ницше. 4. «Философия жизни». 5. Герменевтика как философский метод.
Основные понятия: истина, знак, язык, парадигма, интенция, верификация, научная революция, "языковые игры", мировая воля, представление, человек, зло, моральное самосовершенствование, эстетическое забвение, иррационализм, воля, сверхчеловек, мораль, ценности, толпа, дух, Бог, искусство аполлоновское и дионисийское, сострадание, слабость, понимание, вживание, длительность, культура, цивилизация, переживание, герменевтика, герменевтический круг.
Вопросы для самоконтроля: 1. Охарактеризуйте отношение позитивистов к философии. 2. Чем отличатся «верификация» от «фальсификации»? 3. Что такое «Мировая воля» у А. Шопенгауэра? 4. Почему Шопенгауэр указывает на элитарную природу искусства? 5. Что есть «Сверхчеловек» у Ф. Ницше? 6. Почему Ницше пишет об относительности ценностей? 7. Укажите на отличия культуры от цивилизации в Философии жизни. 8. Возможно ли взаимовлияние различных культур друг на друга?
Рекомендуемая литература: Конт О. Курс положительной философии. СПб. 1900. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. М. 1958. Башляр Г. Новый рационализм. М. 1987. Поппер К. Логика и рост научного знания. М. 1983. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М. 1986. Кун Т. Структура научных революций. М. 1977. Швырёв В.С. Анализ научного познания: основные направления, формы, проблемы. М. 1988. "Критический рационализм": философия и политика. М. 1981. Касавин И.Т. Познание в мире традиций. М. 1990. Л. Витгенштейн: человек и мыслитель. М. 1993. Шопенгауэр А. Избранные произведения. М, 1992. Шопенгауэр А. Собр. соч. М. 1992. Шопенгауэр А. Афоризмы и максимы. Л. 1991. Ницше Ф. Соч. В 2-х т. М. 1990. Ницше Ф. Избр. произв. В 3-х т. М. 1994. Ницше Ф. Стихотворения. Философская проза. СПб. 1993. Шпенглер О. Закат Европы. М. 1993. Проблема человека в западной философии. М. 1988. Философия. Религия. Культура. М. 1982. Философия и культура. М. 1987. Гайденко П.П. Трагедия эстетизма. М. 1970. Зарубежная эстетика и теория литературы 19-20 в.в, М. 1987. Самосознание европейской культуры 20 в. М. 1991.
Семинар 10. Цель: Понимание основ экзистенциальной философии, как способа отражения социального и духовного кризиса в обществе в середине 20 века.
Задачи: Изучение принципов фундаментальной онтологии, основ герменевтического метода, проблем свободы и ответственности, пограничных ситуаций в экзистенциализме.
Вопросы: 1. Основания экзистенциальной философии М. Хайдеггера. 2. Понятия экзистенция и «пограничные ситуации» у К. Ясперса. 3. Проблема свободы у Ж.П. Сартра. 4. Категория абсурда как сущности человеческого бытия у А. Камю.
Основные понятия: страх, отчаяние, вера, смерть, болезнь, экзистенция, Бог, воля, бытие, сущее, индивид, переживание, бытие, сущее, ничто, время, забота, страх, ужас, метафизика, Dasein, алетейя, Маn, постав, пограничные ситуации, экзистенция, свобода, объемлющее.
Вопросы для самоконтроля: 1. Назовите этапы духовного развития личности по С. Кьеркегору. 2. Чем экзистенциалы отличаются от традиционных философских категорий? 3. Чем отличается подлинное существование от неподлинного по М. Хайдеггеру? 4. Что такое «пограничные ситуации»? 5. Охарактеризуйте категорию свободы у Ж. Сартра. 6. Почему А. Камю называл мир абсурдным?
Рекомендуемая литература: Кьеркегор С. Страх и трепет. М. 1993. Шестов Л. Киркегард и экзистенциальная философия. М. 1992. Мир Кьеркегора. М. 1994. Быховский Б.Э. Кьеркегор. М. 1970. Гуссерль Э. Феноменология.//Логос. М. 1991, Вып. 1. Гуссерль Э. Собр. соч. Т. 1. М. 1994. Хайдеггер М. Разговор на просёлочной дороге. М. 1993. Хайдеггер М. Бытие и время. М. 1997. Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М. 1993. Хайдеггер М. Время и бытие. М. 1993. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики. //Вопросы философии 1989., №9. Новая технократическая волна на западе. М. 1986. Проблема человека в западной философии. М. 1988. Философия М. Хайдеггера и современность. М, 1991. Зарубежная эстетика и теория литературы 19-20 вв. М. 1987. Ставцев С.И. Введение в философию Хайдеггера. СПб. 2000. Габитова Р.М. Человек и общество в немецком экзистенциализме. М. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М. 1991. Ясперс К. Введение в философию. Минск. 2000. Сартр Ж.П. Слова. М. 1966. Сартр Ж.П. Стена. М. 1992. Камю А. Бунтующий человек. М. 1990. Камю А. Творчество и свобода, М. 1990. Самосознание европейской культуры 20 в.. М. 1991. Сумерки богов. М.1990.
Семинар 11. Цель: Формирование представления о структуре психики и значении бессознательного в жизни индивида и общества, влияния глубинной психологической мотивации на социальную и творческую активность.
Задачи: Знакомство с основами концепции З. Фрейда и представителей неофрейдизма. Изучение социальной философии представителей Франкфуртской школы. Рассмотрение принципов философии эпохи «Постмодерна».
Вопросы: 1. Концепция индивидуального бессознательного Фрейда. 2.Неофрейдизм. Формирование коллективного бессознательного. 3. Архетипические основания искусства. 4. Категория революции у франкфуртцев и "новые левые". 5. Философия «Постмодерна».
Основные понятия: бытие, ничто, свобода, рабство, деструкция, отчуждение, абсурд, тошнота, сознательное, бессознательное, психика, либидо, трансфер, сублимация, табу, тотем, латентный, архетип, диалектика, отчуждение, социум, негативная диалектика, бунт, революция, герменевтический круг.
Вопросы для самоконтроля: 1. Дайте характеристику сознательного и бессознательного у З. Фрейда. 2. Выделите основные черты неофрейдизма. 3. Назовите основные проблемы поднимаемые франкфуртцами. 4. Дайте общую характеристику идей эпохи Постмодерна.
Рекомендуемая литература: Фрейд 3. Введение в психоанализ. М. 1989. Фрейд 3. Я и Оно. М. 1992. Фрейд 3. Психология бессознательного. М. 1989. Сумерки богов. М. 1988. Самосознание европейской культуры 20 в.. М, 1991. Виттельс Ф. Фрейд. Его личность, учение и школа. Л. 1991. Юнг К.Г. Архетип и символ. М. 1991. Юнг К.Г. Проблема души нашего времени. М. 1993. Юнг К.Г. Собр. соч. в 15 т. М. 1992. Фромм Э. Иметь или быть? М. 1990. Фромм Э. Душа человека. М. 1992. Франкл В. Человек в поисках смысла. М. 1990. Адорно Т. Философия новой музыки. М. 2001. Хоркхаймер М. Адорно Т. Диалектика просвещения. М. 1999. Адорно Т. Введение в социологию музыки, М. 1974. Маркузе Г. Одномерный человек. М. 2002. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. М. 2002. Гадамер Г.Г. Истина и метод. М. 1988. Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. М. 1991. Социальная философия франкфуртской школы. М. 1978. Философия техники в ФРГ. М. 1989. Самосознание европейской культуры 20 в. М. 1991. Герменевтика: история и современность. М. 1985.
Семинар 12. Цель: Усвоение принципов единства русской философии с мировой философской мыслью и отличительных особенностей отечественного философствования.
Задачи: Рассмотрение особенностей русской философии, религиозной направленности русской мысли, её социально-этической ориентации и эсхатологизма.
Вопросы: 1. Становление философской мысли в России. Общие особенности философствования в России. 2. Софиология В. Соловьёва. 3. Метафизика И. Лосского. 4. Проблема свободы в творчестве Н. Бердяева.
Основные понятия: бытие, троица, диалектика, София, положительное всеединство, ничто, вера, богочеловечество, интуитивизм, субстанциальный деятель, личность, имманентность, объективация, персона, творчество, свобода, эсхатология, ничто, Бог, бытие, культура, цивилизация.
Вопросы для самоконтроля: 1. Назовите особенности русской философии. 2. Укажите на различия между западниками и славянофилами. 3. Что такое Софиология? 4. Охарактеризуйте идею Всеединства В. Соловьёва. 5. Что такое «субстанциальный деятель»? 6. Покажите связь между этикой, свободой и творчеством у Н. Бердяева.
Семинар 13. Цель: Усвоение принципов единства русской философии с мировой философской мыслью и отличительных особенностей отечественного философствования.
Задачи: Рассмотрение особенностей русской философии, религиозной направленности русской мысли, её социально-этической ориентации и эсхатологизма.
Вопросы: 1.Софиология П. Флоренского. 2. Философия хозяйства С. Булгакова. 3.Основные положения русского Космизма. 4. Религиозные основания русской мысли.
Основные понятия: София, культура, Бог, человек, хозяйство, энтропия, теургия, теософия, энергия, символ, слово, синтез.
Вопросы для самоконтроля: 1. Охарактеризуйте понятие «святой Софии». 2. В чём, по мнению Флоренского, отличие средневекового типа культуры от ренессансного? 3. В чём сущность закона энтропии? 4. Возможно ли объединение религиозных принципов с хозяйственной этикой? 5. Выделите наиболее важные характеристики направления Космизма.
Рекомендуемая литература: Поляков Л.В. Философские идеи в культуре Древней Руси. М. 1988, Громов М.Н., Козлов П.С. Русская философская мысль 10 - 17 вв. М. 1990. Замалеев А.Ф. Философская мысль в средневековой Руси. Л. 1991. Зеньковский В.В. История русской философии. Л. 1991. Лосский Н.О. История Русской философии. Л. 1991. Ломоносов М.В. Избранные философские произведения. М. 1950. Избранные произведения русских мыслителей второй половины 18 в. М. 1952. Русские просветители. Собрание произведений. М.1966. Русская философия второй половины 18 в.: Хрестоматия. Свердловск, 1990. Шкуринов П.С. Философия России 18 века. М. 1992. Флоренский Г.В. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991. Избранные социально-политические и философские произведения декабристов. М. 1957. Добролюбов Н.А. Избранные философские произведения. М. 1948. Чернышевский Н.Г. Соч. в 2-х т. М. 1986. Русская философия первой половины 19 века: Хрестоматия. Свердловск, 1987, Русская философия второй половины 19 века: Хрестоматия. Свердловск, 1991. Писарев Д.И. Исторические эскизы: Избранные статьи. М. 1989. Чаадаев П.Я. Полное собрание сочинений и избранные письма. М. 1991. Герцен А.И. Соч. в 2-х т. М. 1985. Бакунин М.Я. Философия. Социология. Политика. М. 1989. Юркевич П.Д. Философские произведения. М. 1990. Хомяков А.С. Соч. в 2-х т. М. 1994. Сковорода Г. Соч. в 2-х т, М. 1973. Ткачёв П.Н. Соч. в 2-х т. М. 1975. Лавров П.Л. Философия и социология: Избранные произведения. М. 1965. Леонтьев К.Н. Избранное. М. 1993. Данилевский Н.Я. Россия и Запад. М. 1991. Соловьёв В.С. Соч. в 2-х т. М. 1989. Трубецкой Е.Н. Миросозерцание Вл. Соловьёва. М. 1995. Соловьёв В.С. Философия искусства и литературная критика. М. 1991, Лосев А.Ф. Вл. Соловьев. М. 1991. Кувакин В.А. Философия Вл. Соловьёва. М.1988. Введенский А.И., Лосев А.Ф., Радлов Э.Л., Шпет Г.Г. Очерки истории русской философии. Свердловск, 1991. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М. 1991. Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М. 1994. Лосский Н.О. Избранное. М. 1991. Лосский Н.О. Учение о перевоплощении. Интуитивизм. М. 1992. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М. 1989. Бердяев Н.А. Самопознание. Л. 1991. Бердяев Н.А. Смысл истории. М. 1990. Бердяев Н.А. Судьба России. М. 1990. Ермичёв А.А. Три свободы Н. Бердяева. М. 1990. Розанов В.В. Религия и культура. Уединённое. М. 1991. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. У водоразделов мысли. М. 1991. Флоренский П.А. Иконостас. М. 2002. Франк С.Л. Сочинения. М. 1990. Франк С.Л. Духовные основы общества. М. 1990. Шестов Л. Избранные сочинения. М. 1993. Шестов Л. Сочинения. М. 1993. Шестов Л. Апофеоз беспочвенности. Л. 1991. Булгаков С.Н. Соч. в 2-х т. М. 1993. Булгаков С.Н. Свет невечерний. М. 1994. Эрн В.Ф. Сочинения. М. 1991. Карсавин Л.П. Религиозно-философские сочинения. М. 1992. Ильин И.А. Соч. в 2-х т. М. 1994. Русский космизм: Антология философской мысли. М. 1993.
Семинар 14. Цель: Формирование представлений о возникновении общества, его сущности, структуре и закономерностях развития. Теории антропогенеза.
Задачи: Получение знаний о возникновении человека и общества, сущности и структуре общества, законов его развития. Изучение основных теорий генезиса общества. Рассмотрение проблемы власти.
Вопросы: 1. Становление и структура общества. 2. Взаимодействие государства и гражданского общества. 3. Власть, общество, индивид. 4. Теории возникновения человека. 5. Индивид и личность.
Основные понятия: общество, государство, власть, техника, освоение, цель, мотив, практика, общественно-экономическая формация, цивилизация, свобода, необходимость, классовая борьба, воля, свобода, ответственность, экзистенция.
Вопросы для самоконтроля: 1. Что такое Антропосоциогенез? 2. Назовите типы социальных общностей. 3. Назовите основные виды социальных конфликтов. 4. Перечислите основные теории генезиса общества. 5. Дайте определения понятиям общество и государство. 6. Определите основные функции власти.
Рекомендуемая литература: Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. М., 1988. Барулин В.С. Социально-философская антропология. М., 1994. Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990. Гобозов И.А. Введение в философию истории. М., 1993. Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период. М., 1990. Межуев В.М. Культура и история. М., 1991. Момджян К.Х. Социум. Общество. История. М., 1994. Назаретян А.П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры. М., 1995. Тйнби А. Постижение истории. М., 1992. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. Ануфриев Е.А. Личность и поведение. М., 1991. Артамонов В.А. Об особенностях личности. М., 1993. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1993. Казначеев В.П., Спирин Г.А. Космопланетарный феномен человека. Новосибирск, 1991. Личность и общество. М., 1990 Освобождение духа. М., 1991. О человеческом в человеке. М., 1991. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. Философия биологии: вчера, сегодня, завтра. М., 1996. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти бессмертии. Кн. 1-2. М., 1991-1995.
Семинар 15. Цель: Понять категорию бытия
|
|||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.208.236 (0.025 с.) |