Подбор и построение внешней скоростной характеристики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подбор и построение внешней скоростной характеристики



Двигателя.

 

Расчет начинают с определения мощности NeV, необходимой для обеспечения движения с заданной максимальной скоростью Vmax:

 

NeV = (fv Gа + kв F Vmax2/ 13) Vmax / 3600 hтр, (2.1)

 

где fv = fv* Cosα + Sinα – коэффициент суммарного дорожного сопротивления; fv= fo(1+ 6*10-6*V2); fo– коэффициент сопротивления качению при малой скорости (Приложение 3); Gа = (ma+ mг) 9.8 – сила тяжести автомобиля, Н; ma– собственная масса автомобиля, кг; mг– масса груза (грузоподъемность), кг; kв – коэффициент обтекаемости; Vmax– максимальная скорость движения, км/ч; hтр– к.п.д. трансмиссии (hтр= 0.85 – 0.90, принимают для режима максимальной скорости).

При проектировании, для обеспечения необходимого динамического фактора в области средних эксплуатационных скоростей движения определяют максимальную мощность двигателя:

Ne max = (1.05... 1.1) NeV. (2.2)

Расчет показателей внешней скоростной характеристики двигателя проводится в диапазоне частот вращения от минимальной nmin до максимальной nmax с интервалом 100…200 об/мин. При определении значений эффективной мощности может быть использована следующая эмпирическая зависимость:

Ne x = Nemax (a (nдх/nдn) + в (nдх/nдn)2 – c (nдх/nдn)3) (2.3)

 

где а, в, с - статические коэффициенты (для карбюраторного двигателя а = в = с = 1, для дизеля а = 0.53, в = 1.56, с = 1.09, для двигателей с впрыском топлива а = 0,61, в = 0,90, с = 0,55; nдх - текущее (задаваемое) значение частоты вращения коленчатого вала двигателя, об/мин; nдn - частота вращения коленчатого вала двигателя, при которой достигается максимальная мощность (бензиновые двигатели легковых автомобилей nдn= 4500…6000 об/мин; бензиновые двигатели грузовых автомобилей nдn =3000…4600 об/мин; дизели легковых автомобилей nдn = 3500…4600 об/мин; дизели грузовых автомобилей nдn = 2000…3000 об/мин).

Значения крутящего момента двигателя для каждого скоростного режима вычисляют по формуле:

9550 Nex

Мкх =, Н*м (2.4)

nдх

 

Текущий удельный расход топлива qex рассчитывается по следующим формулам:

-для бензиновых двигателей

qex = q (1.2 - nдх/nдn + 0.8 (nдх/nдn)2), г/кВт ч; (2.5)

-для дизелей

qex = q (1.55 - nдх/nдn + 1.55 (nдх/nдn)2), г/кВт ч, (2.6)

где q – удельный расход топлива при номинальной мощности двигателя (для бензиновых двигателей q = 230 – 310 г/кВт ч, для дизельных двигателей q = 195 –230 г/кВт ч).

Значения часового расхода топлива Gтх ,кг/ч, для каждого скоростного режима находят из выражения:

 

Gтх = qex * Nex * 10 –3 (2.7)

 

Выбор передаточных чисел трансмиссии.

Определение передаточного числа главной передачи

Передаточное число главной передачи io определяется из условия обеспечения движения автомобиля с максимальной скоростью Vmax на высшей передаче. Иногда Vmax соответствует движению не на высшей, а на предшествующей передаче. У таких автомобилей передачу с минимальным передаточным числом используют для улучшения топливной экономичности.

Пользуясь выражением для определения теоретической скорости автомобиля

0.377 * nx * rk

Vт =, (3.1)

ik* io

 

можно найти передаточное число главной передачи

 

0.377 * rк * ng max

i0 =, (3.2)

i дк Vmax* iкв

 

где rk - радиус качения колеса, м; iдк – передаточное число высшей передачи дополнительной коробки (при ее отсутствии iдк =1); Vmax - максимальная скорость, км/ч; iкв- передаточное число высшей передачи (при использовании трехвальных КПП на легковых заднеприводных автомобилях с передним расположением двигателя iкв =1; для переднеприводных - iкв = 0.6…0.7; у грузовых автомобилей, с числом передач не превышающим 6 - iкв= 1, реже iкв= 0.6…0.7).

Найденное передаточное число io сравнивают с существующими передаточными числами автомобилей-аналогов. Для получения достаточного дорожного просвета и простой конструкции главной передачи рекомендуется выбирать для легковых автомобилей - io 5; для грузовых автомобилей, имеющих грузоподъемность до 8 т- io< 7; при грузоподъемности свыше 8 т - i0 < 9.

Выбор числа ступеней и передаточных чисел коробки

Передач.

Число ступеней коробки передач зависит от типа, удельной мощности и предполагаемых условий эксплуатации.

Коробки передач легковых автомобилей чаще всего имеют четыре или пять ступеней, грузовых автомобилей – 5…22 ступеней (в зависимости от диапазона). Для автомобилей – тягачей и полноприводных автомобилей распространены пяти - шестиступенчатые коробки передач в сочетании с двух - трехступенчатой дополнительной коробкой.

Передаточное число i1 первой передачи определяется из условия обеспечения возможности движения по дороге с заданным максимальным дорожным сопротивлением fmax и отсутствием буксования

 

l * Ga * j * rк

ir1 =, (3.3)

Мк мах *hтр * io

 

где l - коэффициент нагрузки ведущих колес (для грузовых автомобилей - l= 0.6…0.75, для легковых классической компоновки l = 0.52…0.55, у переднеприводных l = 0.6…0.65), j- коэффициент сцепления ведущих колес с дорогой (проверку ведут на сухом шоссе в хорошем состоянии j = 0.6…0.8; Мкмах –максимальный крутящий момент двигателя, Н/м.

Для наилучшего использования мощности двигателя, передаточные числа промежуточных передач следует подбирать по геометрической прогрессии:

n-1

iкm = √ iк1n-m* iквm-1, (3.4)

где n - расчетное число ступеней коробки передач; m - номер произвольно выбранной передачи.

У большинства выпускаемых в настоящее время автомобилей передаточные числа высших передач сближены на 5…15%, по сравнению со значениями, полученными по геометрической прогрессии, а соотношение между низшими передачами на 5…15 % больше. У пятиступенчатых коробок перемены передач «сближены» четвертая и пятая передачи и «раздвинуты» вторая с первой и третья со второй.

У коробок передач, имеющих повышающую передачу, передаточное число последней из конструктивных соображений выбирается в пределах 0.6…0.8. Это передаточное число иногда не входит в геометрический ряд и в формуле (3.4) высшей передачей следует считать следующую за повышающей. Обычно эта передача делается прямой iкв = 1.

Выбор передаточных чисел дополнительной коробки связан с ее назначением и типом.

Демультипликаторы применяются в трансмиссиях многоосных автомобилей, когда автомобили такого типа изготавливают на базе агрегатов серийного двухосного. Нагрузка, приходящаяся на ведущие колеса многоосного автомобиля, как правило, больше, чем у серийного двухосного, а по условиям работы требуется большее число передач в трансмиссии, чем может обеспечить коробка передач серийного автомобиля. Применение демультипликатора позволяет увеличить передаточное число низшей ступени и число передач трансмиссии.

Передаточное число iдн низшей передачи демультипликатора определяется выражением:

 

Gа* fмах *rк

iдн =, (3.5)

Мкмах* iк1*io*hтр

 

где iк1- передаточное число первой передачи коробки передач серийного автомобиля, fмах – максимальный коэффициент суммарного дорожного сопротивления (для трехосных автомобилей fмах = 0.04-0.05).

Раздаточные коробки применяют в трансмиссиях полноприводных автомобилей с использованием агрегатов стандартного базового автомобиля

0.377*rк*nmin

iдр =, (3.6)

iк1*io*Vmin

 

 

где Vmin - минимальная скорость движения, Vmin =1.5…2.5 км/ч.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.44.223 (0.009 с.)