Принципы составления меню-раскладки для детей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы составления меню-раскладки для детей.



При составлении меню-раскладки обязательно нужно учитывать потребности, нагрузки и специфические особенности человека, для которого составляется меню.

А для того, чтобы составленное меню не наскучило, оно должно быть составлено максимально разнообразно, с учетом введения в рацион, и соответственно меню-раскладку всех необходимых для питания групп продуктов:

• мясные и рыбные продукты,

• молочные продукты в меню,

• свежие фрукты и овощи в натуральном виде, в салатах.

При составлении меню-раскладки для любой категории граждан, необходимо придерживаться нескольких правил, отодвинуть которые, или проигнорировать просто нельзя:

учет суточной калорийности меню-раскладки,

• объём пиши в меню,

• не забываем о взаимозаменяемости продуктов в меню.

Составленное меню строго фиксируется в меню-раскладке, с учетом того, что именно этот документ фиксирует все блюда пищевого рациона. В меню-раскладке прописывается весь расход продуктов, с учетом утверждённых норм по питанию.
36, Профилактика контагиозных гельминтозов (энтеробиоз и гименолепидоз)

6.1. Профилактика энтеробиоза и гименолепидоза включает: меры по оздоровлению источников заболеваний, предупреждение передачи возбудителя, санитарное просвещение, инструктаж медицинского и обслуживающего персонала учреждения.

6.2. При поступлении ребенка в специализированное учреждение непосредственно из стационара, где проводилось обследование на гельминтозы (при необходимости, проведенной дегельминтизации и документально подтвержденной), ребенок направляется непосредственно в группу без повторного обследования.

6.3. При поступлении ребенка в специализированное учреждение с улицы или из лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ), где не проводилось обследование на гельминтозы и дегельминтизация или отсутствует запись в сопроводительных документах, ребенка помещают в приемное отделение, где следует проводить обследование на гименолепидозы. Для более полного выявления контагиозных гельминтозов поступившему ребенку проводят 3-кратное обследование через 1 - 3 дня на пораженность острицами, через 10 - 20 дней - на пораженность карликовым цепнем.

Выявленных инвазивных детей необходимо зарегистрировать в журнале "Инфекционные заболевания" (учетная форма 0604) и провести химиотерапию (химиопрофилактику) силами медицинского персонала учреждения.

6.4. При выявлении контагиозных гельминтозов у воспитанников или персонала учреждения обследованию на инвазированность одновременно подвергаются все воспитанники и обслуживающий персонал учреждения.

При однократном обследовании и выявлении 15% и более инвазированных острицами необходимо проводить химиопрофилактику всем детям и обслуживающему персоналу.

При переводе детей из одного детского учреждения в другое, а также вновь поступающих необходимо обследовать на наличие контагиозных гельминтозов.

6.5. Во время эпиднеблагополучия по контагиозным гельминтозам в период лечения детей и на ближайшие 3 дня после его окончания необходимо:

- ежедневно проводить 2 раза (утром и вечером) влажную уборку помещений с применением мыльно-содового раствора с последующей обработкой тряпок крутым кипятком;

- ковры, дорожки, мягкие игрушки пропылесосить или обработать камерной дезинфекцией (если невозможно, то проветрить на открытом воздухе и убрать до завершения заключительной дезинвазии);

- в течение 3 дней, начиная с первого дня лечения, одеяла, матрацы, подушки обрабатывать пылесосом; одеяла и постельное белье не рекомендуется встряхивать в комнате;

- нательное и постельное белье ежедневно менять или проглаживать горячим утюгом;

- каждый ребенок должен иметь ежедневно сменяемое полотенце;

- ногти на руках детей и персонала детских учреждений должны быть коротко острижены;

- осуществлять надзор за соблюдением детьми правил личной и общественной гигиены;

- на ночь перед сном и утром после сна больных энтеробиозом детей мыть под душем теплой водой с мылом. Особенно тщательно мыть промежности, бедра, ягодицы, поясницу, руки, на ночь больным энтеробиозом рекомендуется надевать плотные трусики с резинками на бедрах, а в перианальную область закладывать ватный тампон с вазелином. Утром тампон удалить и обдать кипятком перед уничтожением.

6.6. Заключительную дезинвазию необходимо проводить на 3-й день после окончания курса лечения:

- сменить постельное и нательное белье, полотенца, одежду, занавески, скатерти;

- игрушки, поддающиеся мытью, вымыть горячей водой с мылом (температура не ниже 60 град. С);

- кукольную одежду выстирать и прогладить;

- сменить песок в песочницах.

6.7. После заключительной дезинвазии необходимо осуществлять комплекс следующих мероприятий:

- следить за тем, чтобы ногти на руках детей были коротко острижены;

- детям прививать навыки личной гигиены, персоналу бороться с привычкой грызть ногти и сосать пальцы;

- проводить 2 раза в день влажную уборку помещений с применением мыльно-содового раствора с последующей обработкой тряпок кипятком;

- проводить занятия по санитарному минимуму с обслуживающим персоналом; систематически проводить противомышиные мероприятия, дератизацию.

Необходимо также осуществлять комплекс следующих мероприятий:

- обеспечение нормативным количеством постельного белья, чехлами на матрацы, индивидуальными полотенцами, достаточным количеством мыла;

- строгое соблюдение маркировки постельного белья, полотенец, уборочного инвентаря;

- хранение зубных щеток и посуды для полоскания рта в отдельных ячейках в помещениях, изолированных от санитарного блока;

- ежедневная обработка поддающихся мытью игрушек горячей водой с мылом, проглаживание кукольной одежды;

- ежедневная очистка от пыли мягких игрушек; ежедневная обработка умывальников, кранов, ручек дверей, стульчаков, пола в уборных и горшков после их употребления горячей водой с применением моющих средств;

- обслуживающий персонал должен мыть руки и менять халаты после уборки помещений и обработки горшков;

- инвазированных детей не назначать дежурными по раздаче пищи;

- песок в песочницах необходимо менять один раз в месяц.

В спортивных залах после занятий необходимо проводить сквозное проветривание, ежедневную влажную уборку.

37. Организация питания детей в группах
В дошкольном учреждении, где ребенок находится большую часть дня, правильная организация питания имеет большое значение.

Правильная организация питания детей в дошкольном учреждении предусматривает необходимость соблюдения следующих основных принципов:

- составление полноценных рационов питания;

- использование разнообразного ассортимента продуктов, гарантирующих достаточное содержание необходимых минеральных веществ и витаминов;

- строгое соблюдение режима питания, отвечающего физиологическим особенностям детей различных возрастных групп; правильное сочетание его с режимом дня каждого ребенка и режимом работы учреждения;

- соблюдение правил эстетики питания, воспитание необходимых гигиенических навыков в зависимости от возраста и уровня развития детей;

- правильное сочетание питания в дошкольном учреждении с питанием в домашних условиях, проведение необходимой санитарно-просветительной работы с родителями, гигиеническое воспитание детей;

- учет климатических, национальных особенностей региона, времени года, изменение в связи с этим режима питания, включение соответствующих продуктов и блюд, повышение или понижение калорийности рациона и др.;

- индивидуальный подход к каждому ребенку, учет состояния его здоровья, особенностей развития, периода адаптации, наличия хронических заболеваний;

- строгое соблюдение технологических требований при приготовлении пищи, обеспечение правильной кулинарной обработки пищевых продуктов;

- повседневный контроль за работой пищеблока, доведением пищи до ребенка, правильной организацией питания детей в группах;

- учет эффективности питания детей. (Кокоткина О.)

Составление меню

Составление меню - это значит перечислить все блюда, которые входят в ежедневный рацион ребенка. Обязательным условием при этом является обеспечение ребёнка всеми пищевыми веществами в зависимости от его возрастных потребностей. Поэтому при составлении меню важно учитывать химический состав и калорийность входящих в него продуктов (см. приложение).

В меню должны входить разнообразные блюда, и, чтобы они часто не повторялись меню следует составлять на несколько дней. Заранее составленное меню создаёт возможность своевременно доставить продукты в учреждение.

Составлять меню удобнее начиная с обеда, а затем переходить к завтраку, ужину. Мясные и рыбные блюда следует давать в первую половину дня, в основном на обед. Гарнир ко вторым мясным и рыбным блюдам должен быть разнообразным. Лучше всего к мясным и рыбным блюдам давать картофель и овощи, к курам - рис, картофельное пюре.

Следует чаще применять комбинированные гарниры - это значительно разнообразит пищу и будет способствовать её усвояемости.

Следует составить меню так, чтобы дети не получали 2 раза в день крупяные или овощные блюда.

Важно также правильно сочетать блюда обеда: если первое блюдо овощное, то на гарнир ко второму блюду используется крупа, макаронные изделия или картофель в зависимости от состава завтрака и ужина.

Меню в дошкольных учреждениях для детей всех возрастных групп составляется одно. Но если в учреждении имеется группа детей от 1 до 2 лет, питание должно быть дифференцированно не только по объёму порции, но и по кулинарной обработке. Детям этого возраста некоторые первые блюда даются в протёртом виде, мясо в рубленом виде, приготовленное на пару, и т.д. Вес продуктов, следовательно, и выход порции для детей разного возраста будет не одинаковым, что обязательно должно получить отражение в меню-раскладке. Такое дифференцированное питание позволит более целесообразно использовать пищевые продукты, в то время как равномерное распределение порций между всеми детьми ведёт к увеличению количества остатков пищи в младших возрастных группах. Как разовый, так и суточный объём пищи для детей в зависимости от возраста будет неодинаковым.

Суточный вес пищи (в граммах) для детей дошкольного возраста.

Возраст, лет Количество пищи за сутки Количество пищи на один приём

1 - 1Ѕ 1000 - 1200 250 - 300

1Ѕ - 3 1200 - 1400 300 - 350

3 - 5 1500 - 1600 350 - 400

5 - 7 1700 - 1800 400 - 450

На основании меню составляется рабочая ведомость, так называемое меню-раскладка: в ней указывается количество детей, раскладка продуктов для каждого блюда, его вес в готовом виде (выход блюда). Для определения выхода блюда необходимо учитывать потери, происходящие при обработке продуктов.

Раскладка продуктов для приготовления определённого блюда всегда должна быть одинакова. Неправильно, если один раз плотная часть первого блюда составит? по отношению к жидкости, а в другой раз в этом же блюде она составит Ѕ или ј. Повару легче справиться с этой работой, если он знает, какие изменения происходят в продуктах при их обработке.

Приготовленная согласно меню пища после снятия пробы (врачом, диетической или медицинской сестрой) должна выдаваться в группы. Очень важно при раздаче пищи не касаться её руками, а по возможности вторые блюда, гарниры перекладывать лопаткой, ложкой, вилкой.

Врач, диетическая сестра, заведующая должны следить за тем, чтобы объём пищи точно соответствовал возрасту детей и вышеописанной раскладке. (Ведрашко В. Ф.)

В каждом учреждении должно быть примерное меню, рассчитанное не менее чем на 2 недели, с учетом рекомендуемых среднесуточных норм питания в ДО для двух возрастных категорий: для детей с 1 года до 3 лет и для детей от 3 до 7 лет. (Сан ПиН 2.4.1.2660-10)

38. Общие, неспецифические закаливающие мероприятия
Сразу после рождения ребенок начинает адаптироваться к внеутробной среде обитания. Этот период занимает от 1 нед до 1½-2 мес. В пределах первых 2-3 нед не проводят специальных закаливающих процедур - ребенок должен адаптироваться к тем условиям среды, которые его окружают. Вместе с тем в первые недели жизни необходимо правильно организовать воздушный и температурный режим в помещении, создать условия для нормального сна, подобрать рациональную одежду.
Закаливающие мероприятия подразделяются на общие и специальные. Общие закаливающие мероприятия проводятся на протяжении повседневной жизни ребенка и предусматривают правильный режим дня, рациональное питание, ежедневные прогулки, сон на свежем воздухе, рациональную одежду, соответствующий возрасту воздушный и температурный режимы в помещении, регулярное проветривание комнаты.
К специальным закаливающим мероприятиям относятся строго дозированные воздействия ультрафиолетовым облучением, гимнастические упражнения, массаж, воздушные и водные процедуры, плавание (начиная с раннего возраста), рефлексотерапия, сауна.

Закаливание - это комплекс мероприятий по повышению устойчивости организма к воздействию неблагоприятных погодно-климатических условий. Закаливание – это своеобразная тренировка защитных сил организма, подготовка их к своевременной мобилизации. Закаливающие процедуры нормализуют состояние эмоциональной сферы, делают человека более сдержанным, уравновешенным, они придают бодрость, улучшают настроение. Закаливание повышает работоспособность и выносливость организма.

Для того чтобы с наибольшей эффективностью, использовать природные факторы для оздоровления, необходимо придерживаться определенных правил.

Первое и основное правило закаливания — постепенность увеличения интенсивности закаливающих воздействий. Вместе с тем она должна быть достаточной, чтобы организм реагировал на нее. Недостаточные нагрузки снижают эффект закаливания, а избыточные - вызывают запредельное торможение или перегрузку, препятствующие закаливанию. Однако, не следует начинать закаливание сразу же с обтирания снегом или купания в проруби. Такое закаливание может принести вред здоровью. В начале применения закаливающих процедур у организма возникает определенная ответная реакция со стороны дыхательной, сердечно-сосудистой и центральной нервной систем. По мере неоднократного повторения этой процедуры реакция на нее организма постепенно ослабевает, а дальнейшее ее использование уже не оказывает закаливающего эффекта. Тогда надо изменить силу и длительность воздействия закаливающих процедур на организм.

Второе правило закаливания - регулярность (или непрерывность),обязывающая систематически повторять закаливающие процедуры на протяжении всей жизни. Время между повторными раздражениями не должно превышать продолжительности последействия применяемого фактора. Краткие, но частые, раздражения более эффективны, чем длительные, но редкие. Лучше всего, если пользование закаливающими процедурами будет четко закреплено в режиме дня.Следует помнить, что проведение закаливающих процедур в течение 2-3 месяцев, а затем их прекращение приводит к тому, что закаленность организма исчезает через 3-4 недели, а у детей через 5-7 дней. В случае появления признаков заболевания закаливание временно прекращают, после выздоровления следует возобновить его с начального периода.

Третье правило - обязательный учет индивидуальных особенностей организма, состояния здоровья индивидума, восприимчивости и переносимости им закаливающих процедур. Прежде чем приступать к приему закаливающих процедур, следует обратиться к врачу, так как закаливание оказывает весьма сильное воздействие на организм, особенно на людей, впервые приступающих к нему. В дальнейшем необходим постоянный самоконтроль, для своевременной коррекции дозировки закаливающих процедур. Самоконтроль проводится с учетом следующих показателей: общее самочувствие, масса тела, пульс, аппетит, сон.

Пятое правило - правило многофакторности. Очень важно использовать несколько физических факторов; холод,тепло, лучистую энергию, воду и др.

Шестое правило — правило прерывистости. Согласно ему, если применяютнесколько закаливающих воздействий в течение дня, следует делать между нимиперерывы. Каждую последующую процедуру можно начинать лишь послевосстановления температурного режима организма.

Седьмое правило - последовательность в проведении закаливающих процедур. Необходима предварительная тренировка организма более щадящими процедурами. Начать можно с обтирания, ножных ванн, и уж затем приступить к обливаниям, соблюдая при этом принцип постепенности снижения температур.

Несоблюдение названных правил закаливания может привести к напрасной трате времени и не дать должной закаленности, вызвать излишне резкие или даже патологические реакции организма.

Противопоказания: лихорадка, острые психические расстройства, недостаточность кровообращения II - III ст., гипертонический криз, приступ бронхиальной астмы, кровотечение, тяжелая травма, печеночная и почечная колика, обширные ожоги, пищевая токсикоинфекция. С первых дней выздоровления можно приступить к закаливанию, используя вначале местные, а затем общие воздействия.

Закаливание воздухом

Большое значение для укрепления здоровья имеют прогулки.
Закаливающее действие воздуха на организм способствует повышению тонуса нервной и эндокринной систем. Под влиянием воздушных ванн улучшаются процессы пищеварения, совершенствуется деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, изменяется морфологический состав крови (в ней повышается количество эритроцитов и уровень гемоглобина). Пребывание на свежем воздухе улучшает общее самочувствие организма, оказывая влияние на эмоциональное состояние, вызывает чувство бодрости, свежести. По температурным ощущениям различают следующие виды воздушных ванн: горячие (свыше 30С°), теплые (свыше 22С°), индифферентные (21-22С°), прохладные (17-21С°), умеренно холодные (13-17С°), холодные (4-13С°), очень холодные (ниже 4С°). Пребывание на воздухе целесообразно сочетать с активными движениями: зимой – катанием на коньках, лыжах, а летом – игрой в мяч и другими подвижными играми. Воздушные ванны - начинать прием воздушных ванн надо в комнате независимо от времени года при температуре не ниже 15-16° С, и только спустя некоторое время можно переходить на открытый воздух. Их принимают в хорошо проветренном помещении. Обнажив тело, следует оставаться в таком состоянии в начале курса закаливания не более 3-5 минут (в дальнейшем увеличивая время). При приеме прохладных и особенно холодных ванн рекомендуется совершать активные движения: гимнастические упражнения, ходьбу, бег на месте.
После соответствующей предварительной подготовки можно перейти к приему воздушных ванн на открытом воздухе. Их нужно принимать в местах, защищенных от прямых солнечных лучей и сильного ветра. Начинать прием воздушных ванн на открытом воздухе надо с индифферентной температурой воздуха, т.е. 20-22° С. Первая воздушная ванна должна длиться не более 15 минут, каждая последующая должна быть продолжительнее на 10-15 минут.
Холодные ванны могут принимать только закаленные люди. Их продолжительность – не более 1-2 минут, с постепенным увеличением до 8-10 минут.
Прием воздушных ванн на открытом воздухе надо начинать не ранее, чем через 1,5 – 2 часа после еды и заканчивать закаливания 30 минут до приема пищи.
Важным условием эффективности закаливания на открытом воздухе является ношение одежды, соответствующей погодным условиям. Одежда должна допускать свободную циркуляцию воздуха.

Закаливание водой

Наиболее распространенные формы закаливания водой в домашних условиях- обтирания, обливания, ножные ванны. Их проводят с понижением температуры воды и уменьшением времени процедур. Обтирание заключается в том, что мохнатым полотенцем, простынею, губкой или специальной рукавицей, смоченными водой индифферентной температуры (36— 34°) и хорошо отжатыми, последовательно обтирают руки, спину, грудь, ноги. После этого сухим полотенцем тело растирают до легкого покраснения. Через каждые 3—5 дней температуру воды снижают на 1—2°, доводя ее в течение 2—3 месяцев до 12—10°. Иногда рекомендуют температуру воды довести до 24—22°, а дальше обтираться такой водой 2—3 месяца. При благоприятном течении закаливания можно перейти к дальнейшему снижению температуры воды до 10—12° (на 1° через каждые 8—10 дней).

Усиливает закаливающий эффект обтираний то обстоятельство, если проводить их при открытых форточке или окне.

В профилактике простуды хороший эффект дает закаливание стоп. Для этого их обмывают водой ежедневно перед сном в течение года. Начинают с температуры 28—25°, а заканчивают - 15—14°. После обмывания стопы надо тщательно растереть полотенцем.

Обливание водой - более сильнодействующая процедура по сравнению с обтиранием. Ее обычно начинают после 1 - 2 месяцев закаливания обтиранием.
Начинать обливание желательно летом, используя воду температурой 36 - 34°.
Последовательно обливают верхние конечности, грудь, спину, голову и далее остальные части тела. После обливания хорошо сделать растирание и самомассаж, выполнить необходимые физические упражнения.

Можно делать обливание водой контрастной температуры (разность 5—7°).
Постепенно температура воды понижается до 12 - 14°.

Следующей по интенсивности холодовой процедурой является душ.
Пользоваться им для закаливания можно в любое время года при температуре помещения не менее 18 - 20° и температуре воды с 36 - 34 до 16 - 14 °С.

После физических нагрузок любого характера желателен контрастный душ.
При этом используют попеременно теплую и холодную воду с последовательно увеличивающейся разницей температур (с 5 - 7° до 15 - 20 °С).

Можно пользоваться для закаливания и водными ваннами. Начинают с индифферентных ванн (36 - 34°), затем переходят к прохладным ваннам с медленно возрастающей холодовой нагрузкой. Нижний предел температурю воды ванн – 12 - 14 °С.

Неплохо (из-за простоты и доступности) принимать прохладные ножные ванны. В бак или большое ведро наливают воду 20 - 130, а затем в нее опускают обе ноги (до колен). Длительность первых ванн – 1 - 2 минуты, а затем ее к 5 - 6-й процедуре увеличиваю до3 минут.

В дальнейшем не удлиняя процедуры снижают температуру воды на 1° через каждые 2—3 дня и доводят ее до 14—13 °С. После ванны ноги растираем сухим махровым, полотенцем и делают самомассаж икроножных мышц.

Летом закаливание можно начинать с хождения босиком по траве, мокрой после дождя или росы, по мокрым камням или песку. Зимой полезно ходить босиком по комнате. Заметим, что кроме закаливания такая процедура, полезна еще и потому, что на подошвах ног есть активные тонки, посредством, которых можно оказать разнообразное влияние на организм. Небезынтересно отметить, что «босохождение» в Древней Греции было обязательным для воинов и входило в общую систему их подготовки. А также хождение босиком – хорошее средство против плоскостопия.

Продолжительность процедур - с 3 - 5 минут постепенно увеличивают до 15—20 минут. После этого ноги обливают водой комнатной температурой (18 - 24°), тщательно вытирают махровым полотенцем.

Хорошее средство закаливания - купание в открытых водоёмах. Его надо начинать летом и продолжать систематически не реже 2 - 3 раз в неделю. Вовремя купания необходимо плавать или энергично двигаться. Продолжительность купания зависит от температуры воды, состояния здоровья и тренированности человека. Лучшее время для купания 9 - 11 и 14 - 17 часов. После купания насухо вытирают голову, растираются или делают самомассаж, осушают тело полотенцами быстро одеваются. Появление приятного ощущения тепла во всем теле говорит о положительном влиянии купания. Появление озноба свидетельствует о переохлаждении организма. В этом случае нужно растереть тело полотенцем докрасна, сделать несколько физических упражнений или выпить горячего чая.

Своеобразной формой закаливания считают обтирание снегом верхней половины тела. Его рекомендуют здоровым людям после подготовительного закаливания холодной водой. Сначала эту процедуру выполняют в помещении, длительность – 1 - 3 минуты. Когда организм привыкнет, обтираться снегом при хорошей погоде можно на открытом воздухе.

Систематические купания в открытом водоеме позволяют перейти к высшей форме закаливания - зимнему плаванию. Однако заниматься им, на наш взгляд, нужно организованно, в составе групп закаливания под руководством специалиста и под постоянным врачебным контролем.

Известны случаи, когда зимнее плавание из-за бесконтрольности, неправильного выбора холодовых нагрузок или недоучета общего состояния организма приводило к тяжелым заболеваниям, развитию холодовой аллергии. В закаливании, как и во всем, что касается здоровья, нужны умеренность и здравый смысл.

Закаливание в парной

Баня является прекрасным гигиеническим, лечебным и закаливающим средством. Под влиянием банной процедуры повышается работоспособность организма и его эмоциональный тонус, ускоряются восстановительные процессы после напряженной и длительной физической работы. Пребывание в парном отделении бани вызывает расширение кровеносных сосудов, усиливает кровообращение во всех тканях организма. Под влиянием высокой температуры интенсивно выделяется пот, что способствует выведению из организма вредных продуктов обмена веществ. Банные процедуре не рекомендуется применять людям, страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями, гипертонией.

Закаливание солнцем

Солнечные инфракрасные лучи обладают ярко выраженным тепловым действием на организм. Они способствуют образованию дополнительного тепла в организме. В результате этого усиливается деятельность потовых желез и увеличивается испарение влаги с поверхности кожи: происходит расширение подкожных сосудов и возникает гиперемия кожи, усиливается кровоток, а это улучшает кровообращение воздушных ванн всех тканях организма. Инфракрасное облучение усиливает влияние на организм УФ радиации. УФ лучи оказывают преимущественно химическое действие. УФ облучение обладает большим биологическим эффектом: оно способствует образованию в организме витамина D, который оказывает выраженное антирахитическое действие; ускоряет обменные процессы; под его влиянием образуются высокоактивные продукты белкового обмена – биогенные стимуляторы. УФ лучи способствуют улучшению состава крови, обладают бактерицидным действием, повышая тем самым сопротивляемость организма по отношению к простудным и инфекционным заболеваниям; они оказывают тонизирующее действие практически на все функции организма. Солнечные ванны - принимать солнечные ванны лучше всего утром, когда воздух особенно чист и ещё не слишком жарко, а также ближе к вечеру, когда солнце клонится к закату. Лучшее время для загара: в средней полосе – 9-13 и 16-18 часов; на юге – 8-11 и 17-19 часов. Первые солнечные ванны надо принимать при температуре воздуха не ниже 18°. Продолжительность их не должна превышать 5 минут (далее прибавлять по 3-5 минут, постепенно доводя до часа). Воздушных ванн время приема солнечных ванн нельзя спать! Голова должна быть прикрыта чем-то вроде панамы, а глаза темными очками.

39.Принципы рационального питания
Рациональное питание – это питание, обеспечивающее рост, нормальное развитие и жизнедеятельность человека, способствующее улучшению его здоровья и профилактике заболеваний.

Рациональное питание предполагает:

1. Энергетическое равновесие

2. Сбалансированное питание

3. Соблюдение режима питания

Первый принцип: энергетическое равновесие

Энергетическая ценность суточного рациона питания должна соответствовать энергозатратам организма. Энергозатраты организма зависят от пола (у женщин они ниже в среднем на 10 %), возраста (у пожилых людей они ниже в среднем на 7 % в каждом десятилетии), физической активности, профессии.

Например, для лиц умственного труда энергозатраты составляют 2000 - 2600 ккал, а для спортсменов или лиц, занимающихся тяжелым физическим трудом, до 4000 - 5000 ккал в сутки.

Второй принцип: сбалансированное питание

Каждый организм нуждается в строго определенном количестве пищевых веществ, которые должны поступать в определенных пропорциях.

Белки являются основным строительным материалом организма, источником синтеза гормонов, ферментов, витаминов, антител.

Жиры обладают не только энергетической, но и пластической ценностью благодаря содержанию в них жирорастворимых витаминов, жирных кислот, фосфолипидов.

Углеводы – основной топливный материал для жизнедеятельности организма. К разряду углеводов относятся пищевые волокна (клетчатка), играющие важную роль в процессе переваривания и усвоения пищи.

В последние годы пищевым волокнам уделяется большое внимание как средству профилактики ряда хронических заболеваний, таких как атеросклероз и онкологические заболевания.

Важное значение для правильного обмена веществ и обеспечения функционирования организма имеют минеральные вещества и витамины. Согласно принципу сбалансированного питания, обеспеченность основными пищевыми веществами подразумевает поступление белков, жиров, углеводов в организме в строгом соотношении.

Белками должно обеспечиваться 10 - 15 % суточной калорийности, при этом доля животного и растительного белков должна быть одинаковой. Оптимальное количество белков должно равняться 1 г на 1 кг веса.

Так, для человека весом 70 кг суточная норма потребления белков составляет 70 г. При этом половина белка (30 - 40 г) должна быть растительного происхождения (источники – грибы, орехи, семечки, крупяные и макаронные изделия, рис и картофель). Вторая половина суточной нормы белков (30 - 40 г) должна быть животного происхождения (источники – мясо, рыба, творог, яйца, сыр).

Оптимальный объем потребления жира – 15 - 30 % калорийности. Благоприятным считается такое соотношение растительных и животных жиров, которое обеспечивает 7 - 10 % калорийности за счет насыщенных, 10 - 15 % - мононенасыщенных и 3 - 7 % полиненасыщенных жирных кислот. На практике это означает потребление в равном соотношении растительных масел и животных жиров, содержащихся в продуктах.

Оптимальное количество жиров должно равняться 1 г на 1 кг веса. Учитывая, что половина суточной потребности в животных жирах содержится в продуктах животного происхождения, в качестве «чистого» жира рационально использовать растительные масла (30 - 40 г). К сведению: в 100 г докторской колбасы содержится 30 г животного жира – суточная норма.

Насыщенные жирные кислоты входят преимущественно в состав твердых маргаринов, сливочного масла и других продуктов животного происхождения. Основным источником полиненасыщенных жирных кислот являются растительные масла – подсолнечное, соевое, кукурузное, а также мягкие маргарины и рыба.

Мононенасыщенные жирные кислоты содержатся преимущественно в оливковом, рапсовом, арахисовом маслах. Углеводами должно обеспечиваться 55 - 75 % суточной калорийности, основная их доля приходится на сложные углеводы (крахмалосодержащие и некрахмалосодержащие) и только 5 - 10 % - на простые углеводы (сахара). Простые углеводы хорошо растворяются в воде, быстро усваиваются организмом.

Источники простых углеводов – сахар, варенье, мед, сладости. Сложные углеводы значительно хуже усваиваются. К неусвояемым углеводам относится клетчатка. Несмотря на то, что в кишечнике клетчатка практически не усваивается, нормальное пищеварение без нее невозможно.

Действие клетчатки: - повышает чувство насыщения; - способствует выведению из организма холестерина и токсинов; - нормализует кишечную микрофлору и др. Пищевые волокна содержатся в большинстве разновидностей хлеба, особенно в хлебе грубого помола, крупах, картофеле, в бобовых, орехах, овощах и фруктах.

Потребление достаточного количества продуктов, богатых клетчаткой, играет важную роль в нормализации функции кишечника и может уменьшить симптомы хронических запоров, геморроя, а также снизить риск ишемической болезни сердца и некоторых видов рака.

Таким образом, рациональное питание подразумевает, что белками обеспечивается 10 - 15 %, жирами 15 - 30 %, углеводами 55 - 75 % суточной калорийности.

В пересчете на граммы это составит при различной калорийности рациона в среднем – 60 - 80 граммов белка, 60 - 80 граммов жира и 350 - 400 граммов углеводов (на простые углеводы должно приходиться 30-40 г, на пищевые волокна – 16 - 24 г).

Пропорции:

Белки – 10 - 15 %

Жиры – 15 - 30 %

Насыщенные жирные кислоты (НЖК) – 7 - 10 %

Мононенасыщенные жирные кислоты (МНЖК) – 10 - 15 %

Полиненасыщенных жирные кислоты (ПНЖК) – 3 - 7 %

Углеводы – 55 - 75 %

Сложные углеводы – 50 - 70 %

Пищевые волокна – 16 - 24 %

Сахара – 5 - 10 %



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 1151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.13.201 (0.089 с.)