Тема 1. Предприятие – основная экономическая структура рыночной системы хозяйствования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Предприятие – основная экономическая структура рыночной системы хозяйствования



Практическое занятие №1.

1. Опрос по темам:

Тема 1. Предприятие – основная экономическая структура рыночной системы хозяйствования

1.1. Предприятие – самостоятельно хозяйствующий субъект рынка

1.2. Понятие «экономика предприятия». Ее сущность и ведение

1.3. Экономическая категория «хозяйствование». Ее сущность и назначение.

1.4. Основные принципы формирования эффективной системы хозяйствования

1.5. Оценка эффективности хозяйствования

1.6. Социальная ответственность предприятия

 

Тема 2. Организационно-правовые формы предприятий

2.1. Предприятия с государственной, коллективной, арендной и частной формами собственности

2.2. Оценка эффективности организационно-правовых форм предприятий

2.3. Акционерные общества

2.4. Холдинги: их роль и значение

2.5. Финансово-промышленные группы в промышленности

2. Предметная часть:

ФОРМИРОВАНИЕ КОНЕЧНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ.

Предельный доход

Рис. 1.3. График изменений совокупного, среднего и предельного доходов и цены (TR — совокупный доход; MR — предельный спрос; АС — прямая изменения спроса от цены и среднего дохода в расчете на единицу продукции AR = P(q); АВ — предельный доход от каж­дой дополнительной единицы реализуемого товара MR)

Он, по существу, показывает эффект от увеличения или уменьшения объема реализации товара, т.е. направление изменений в доходе (выручке) предприятия в результате принимаемых решений по изменению динамики продаж. Предельный доход является фундаментальным понятием рыночной экономики, поскольку он характеризует приращение дохода в результате увеличения или уменьшения реа­лизации на одну единицу и позволяет предприятию ориентироваться на рынке.

Для того чтобы лучше понять сказанное, снова обратимся к графику изме­нения совокупного, среднего и предельного доходов и цены спроса, представлен­ные на рис. 3.3.

Прямая АС - кривая спроса в зависимости от изменения цены, она же харак­теризует изменение среднего годового дохода в расчете на единицу реализованной продукции AR=P(q). Эта прямая отражает наиболее типичную ситуацию, когда увеличение спроса на товар, производимый предприятием, сопровождается сни­жением цены. Следовательно, с увеличением спроса уменьшается и средний годо­вой доход в расчете на единицу реализуемой продукции. Эта ситуация реальна для рыночных условий работы предприятия.

Предельный доход от каждой дополнительной единицы реализуемого това­ра MR (q) изменяется с вариацией объема реализуемой продукции в соответствии с прямой АВ. Она находится ниже прямой АС и наклонена также вниз, поскольку отражает уменьшение предельного дохода с расширением спроса и в данном слу­чае делит отрезок ОС пополам. Наклон прямой вниз означает, что дополнитель­ный доход, получаемый на единицу реализуемой продукции, с расширением спро­са уменьшается.

В то же время при росте объема реализации совокупный доход TR (q) на от­резке ОВ возрастает. Этому соответствует эластичный спрос, и кривая MR нахо­дится выше оси абсцисс. В точке В MR (q)= 0, а совокупный доход TR (q) достига­ет максимума. Дальнейшее увеличение объема реализации за пределами точки В ведет к уменьшению совокупного дохода. Этому соответствует малоэластичный спрос и отрицательность предельного дохода: MR (q) < 0 при q>B.

Таким образом, совокупный доход с увеличением объема реализации това­ров до некоторого предела возрастает (точка В), поскольку каждая единица при­роста реализации дает дополнительный доход: MR > 0. Затем в точке В достигает­ся максимум совокупного дохода, а приращение (предельный доход) равно 0. Дальнейшее увеличение объема реализации товара (после точки В) дает не прира­щение совокупного дохода, а его уменьшение. Этот вывод чрезвычайно важен для определения оптимального объема производства и реализации товара, предлагае­мого предприятием на рынке.

 

Практикующее упражнение

По ниже приведенным данным произвести оценку валютной самоокупаемости хозяйствующего субъекта (СРЗ) за год.

 

Показатели Тыс. долл. США
1. Поступление валюты 1.1. Остаток валюты на счете на начало года 1.2. Выручка от реализации 1.3. Получение процентов по валютным вкладам и счетам  
Итого  
2. Расход валюты 2.1. Затраты на текущие нужды 2.2. Затраты на модернизацию 2.3. Возврат ранее полученных кредитов и процентов по нему  
Итого  
3. Остаток валюты на конец года  

Практическое занятие № 2.

1. Опрос по темам:

Тема 3. Организация технической эксплуатации и ремонта судов

3.1. Основы технической эксплуатации морского флота

3.2. Показатели эффективности технической эксплуатации флота

3.3. Схемы технического обслуживания и ремонта

3.4. Виды технического обслуживания и ремонта

3.5. Производственная база технического обслуживания и ремонта флота

3.6. Организация производства на судоремонтных предприятиях

3.7. Организация ремонта судов

3.8. Организация технического обслуживания

 

Тема 4. Обеспечение судоремонтного предприятия основными фондами

4.1. Основные производственные фонды: их сущность и назначение

4.2. Производственная и технологическая структуры ОПФ

4.3. Особенности развития основных производственных фондов судоремонтного предприятия

4.4. Учет наличия и движения основных производственных фондов

4.5. Сущность понятия «амортизация». Ее назначение, величина и виды

4.6. Показатели использования ОПФ на судоремонтном предприятии

2. Предметная часть:

Максимизация прибыли

Систематическое получение прибыли является необходимой целью пред­принимательской деятельности любого предприятия. Поэтому доминирующей проблемой для предприятия является максимизация прибыли, что означает раз­работку стратегии на систематическое увеличение прибыли и минимизацию издержек. Данная задача многоплановая, вот почему для своего решения она тре­бует системного подхода.

Поскольку на практике, чтобы принять решение о выходе на рынок, необхо­димо сопоставлять цену предложения предприятия с ценой рыночного спроса, то для этого надо знать экономическую прибыль. Последняя определяется путем вычета из валового дохода экономических (предпринимательских) издержек предприятия:

Tn(q) = TR(q)-TC(q), (4)

где Tn(q) - совокупная экономическая или дополнительная прибыль предприятия за пе­риод (месяц, квартал, год),

TR(q) - совокупный валовой доход, или совокупная выручка предприятия от реализа­ции продукции в объеме «q»,

TC(q) - совокупные экономические (предпринимательские) издержки предприятия на реализуемую продукцию в объеме «q».

Для принятия решений часто требуется знать сумму прибыли, которую по­лучает предприятие в расчете на единицу продукции при данном объеме реализа­ции ицене, диктуемой спросом. При определении продажной цены используют среднюю прибыль (Аn) и предельную прибыль (Мn):

An (q) = , (5)

где Tn(q) - совокупная сумма прибыли на определенный товар за определенный период,

q - объем продаж.

Из этого следует, что максимизация прибыли связана с процессом прираще­ния предпринимательской прибыли. Это, в свою очередь, означает, что в расчетах требуется использование предельных величин: предельной прибыли, предельного дохода и предельных издержек. Иными словами, прибыль максимизируется в точ­ке, в которой любое, даже малое приращение объема реализации (выпуска) про­дукции оставляет прибыль без изменения, т. е. приращение прибыли при прира­щении объема (реализации) продукции равняется нулю. Математически это можно записать так:

Mn(q) = MR(q)-MC(q) = 0, (6)

где Mn(q) - предельная прибыль от объема продукции,

MR(q) - предельный доход (выручки) от объема продукции, MC(q) - предельные издержки от объема продукции.

Из формулы (33) следует, что прибыль максимизируется в том случае, когда предельные издержки равны предельному доходу: MR(q) = MC(q).

Поясним это на примере работы Адыгейского консервного комбината. Дан­ные о выпуске количества консервов, валовых постоянных издержках, относимых на соответствующее производство, валовых переменных издержках (млн руб.), от­носимых на соответствующий выпуск продукции, валовых издержках производст­ва и обращения (млн руб.), а также результаты расчета средних и предельных из­держек, указанные в тыс. руб. на единицу изделия, приведены в табл. 2 (цифры для удобства округлены).

Таблица 2. Расчет максимальной прибыли в зависимости от объема продукции, цены и из­держек

Количество изделий Цена руб./шт. Р Валовый доход (выручка), тыс. руб. TP Валовые из­держки, тыс. руб. ТС Прибыль, тыс. руб. М=(3)-(4) Предельный доход, руб./шт, MR Предельные издержки, руб./шт. МС Предельная прибыль, руб./шт. Мn
               
               
               
               
               
              -7
              -670
          -268   -1463
        -436 -686   -2381
        -5905 -1104   -5469
                 

 

Вторая графа таблицы содержит данные о цене спроса, соответствующие количеству возможной реализации консервов. Функция спроса от цены получена на основе линейного уравнения:

q = -4,78 р + 1372,1 (7)

Коэффициент эластичности спроса в зависимости от изменения ценыдля разного количества продаж исчисляются по формуле:

Kq/p = a , (8)

В количестве 3000 шт.: К3000/2241 = - 4,78 = -3,57

В количестве 6000 шт.: К6000/1613 = - 4,78 = -1,29

В количестве 8000 шт.: К8000/1195 = - 4,78 = -0,71.

При больших объемах продаж спрос становится неэластичным.

 

Предельные величины дохода (выручки), издержек и прибыли получаются путем вычитания из данных валового дохода (графа 4) и валовой прибыли (графа 5) соответствующих значений из предыдущей строки. Например, предельная при­быль равна:

Для объема продаж 5000 шт.: Мп = = 501 руб.

Для объема продаж 7000 шт.: Мп = = - 670 руб.

Деление на 1000 необходимо потому, что предельные (приростные) показа­тели определяются в расчете на единицу продукции, услуги или работы.

Для наглядности на основании данных табл. 2 построим графики (рис. 1.4 и 1.5).

Из таблицы и графиков следует, что наибольшие объемы реализации дают не наибольшие суммы прибыли. Максимальную сумму прибыли предприятие мо­жет получить при объеме реализации более 5 тыс. шт. и менее 6 тыс. шт. банок консервов. При этом цена одной банки составляет примерно 1600 руб. Если коли­чество реализованных банок консервов превышает 6 тыс. шт., то сумма прибыли уменьшается, а при 9 тыс. шт. предприятие понесет убытки в размере 436 тыс. руб., которые при реализации 10 тыс. шт. могут возрасти почти до 6 млн руб.

Предельные показатели позволяют более четко судить о скорости изменения их значений (рис. 1.5).

Рис. 1.4. Валовые доходы, издержки Рис. 1.5. Изменение цены спроса, предельного

Таблица 3. Экономические показатели и расчеты предельных величин

Вы­пуск-банок Цена, тыс. руб. /шт. Валовой 3.3.1.1.1 ДОХОД (выручка), тыс. руб. Валовые из­держки, тыс. руб. Прибыль млн руб. Предель­ный ДОХОД, тыс. руб. /шт. Предельные из­держки, тыс. руб. /шт. Предельная при­быль тыс. руб. / шт.
    TR ТС TR-TC MR=P МС (6)-(7)
               
        -7200      
        -4515      
               
               
               
               
    38 880 21 312        
    41 175          
        18 165     -9
        18 150     -15
        18 123     -27
              -45
              -69
              -105

 

Иными словами, рыночная цена задается рынком (135 тыс. руб. за банку ик­ры). Отличительная черта изменения валового дохода (выручки) от реализации банок икры на рынке свободной конкуренции состоит в том, что валовой доход выражается линейным уравнением с нулевым свободным членом и угловым ко­эффициентом, равным цене одно» банки:

TR = 135000 руб./ шт. х q шт. = TR тыс.руб.

Максимальная прибыль получается при объемах реализации около 310 ба­нок. По данным таблицы, она составляет 18 255 тыс. руб. при реализации 305 ба­нок. В интервале 105-315 банок предельная прибыль равна нулю. При дальней­шем росте объема реализации она становиться отрицательной, т.е. каждая допол­нительная единица приращения объема выпуска дает не увеличение, а уменьшение суммы прибыли (рис. 1.6).

Таким образом, при заданной рынком цене одной банки в размере 135 тыс. руб./шт. предприятию выгоднее поддерживать реализацию на уровне, близком к 310 банкам. В этом случае оно может рассчитывать на получение наибольшей суммы прибыли.

Следует отметить, что на практике при принятии оперативных решений час­то недостает всей необходимой информации, поэтому руководителям приходится действовать интуитивно. Для облегчения принятия решений предлагается ряд сце­нариев взаимосвязей «цена-прибыль»

(табл. 4).

Рис. 1.6. Максимизация прибыли в условиях свободной конкуренции

Таблица 4. Взаимосвязь «цена - прибыль»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изменение прибыли Изменение цены
Повышается Понижается
Прибыль уве­личивается Рынок нечувствителен к ценам (неэластич­ный спрос) Более низкие цены ведут к расшире­нию емкости рынка быстрее, чем па­дают прибыли
  Первоначально цена товара была занижена, покупатели могут заплатить больше (то­варный дефицит) Эластичный спрос
Производственные мощности ограничены, спрос, заказы превышают возможности предприятия Первоначально цена товара была за­вышена, спрос был ограничен, после снижения цены он резко расширился
Более высокие цены делают товар привле­кательнее для покупателя Издержки производства единицы товара уменьшаются быстрее, чем peaлизационная цена
Повышение цен конкурентами в отрасли Более низкие цены открывают выход на новые рынки
  Уход с рынка ряда конкурентов
Прибыль уменьшается Увеличение цен на реализацию продукции не компенсирует повышение издержек (инфляция издержек) Рынок нечувствителен к более низким ценам, объем продаж остается относительно постоянным (неэластичный спрос)
  Первоначальные цены были «правильны­ми», продажи уменьшаются быстрее, чем увеличивается выручка от реализации (эла­стичный рынок) Первоначальные цены были «правильными», после снижения цен продажи не выросли (неэластичный рынок)
  Ответное понижение цен конкурен­тами (установление более низких цен в отрасли) и отсутствие новых покупателей
Уход с рынка
Цены были уменьшены исключи­тельно для увеличения доли продаж предприятия на рынке
  Предотвращение внедрение на рынок новых конкурентов

Таблица 5. Показатели работы хлебозавода

Показатели Млн руб. Проц.
Выручка от реализации    
Переменные затраты    
Валовая маржа    
Постоянные затраты    
Цена, тыс. руб./шт.    
Объем реализации    
Средние переменные затраты, тыс. руб./шт.    

 

В этом случае порог рентабельности согласно формуле (11) равен:

Rn = x 100 = x 100 = 500 млн.руб.

Пороговый объем реализации согласно формуле (12) равен:

= 238 шт.

Запас финансовой прочности, в пределах которой можно снижать объем вы­ручки, согласно формуле (14) равен: 586 млн руб - 500 млн руб. = 86 млн руб. Эти расчеты подтверждаются графически (рис. 1.9 и 1.10).

Рис. 1.9. Порог рентабельности хлебо­завода Рис. 1.10. Пороговый объем реализации

Хлебозавода

Из графиков и расчетов следует, что безубыточность наступает при выручке от реализации продукции 500 млн руб. и объеме реализации 238 шт. батонов хле­ба.

1.4.2. Определение массы прибыли в зависимости от изменения выруч­ки

Руководителя предприятия всегда интересует вопрос: как будет изменятся масса прибыли в зависимости от изменения выручки. Установлено, что процент роста прибыли выше, чем выручки. Это явление в теории получило название опе­рационного (производственного) рычага, которое объясняется непропорциональ­ным воздействием постоянных и переменных затрат на результаты финансо­во-экономической деятельности (на прибыль).

Сила воздействия операционного рычага определяется по формуле:

F = , (15)

гдеF - сила воздействия операционного рычага,

Мв - валовая маржа (Мв = М+Ипост), руб.,

М - прибыль, руб.

Рассмотрим это на вышеприведенном примере. В нашем случае сила воз­действия операционного рычага согласно формуле (15) будет равна:

= 7,7

Это означает, что каждый процент изменения выручки вызывает 7,7% изме­нения прибыли. Например, при увеличении выручки на 10% прибыль хлебозавода возрастает на 10% х 7,7 = 77%. Это подтверждается следующим расчетом: выруч­ка от реализации (586 млн руб.) увеличилась на 10%, что составило 586 х 1,1 = 644,6 млн руб. Валовая маржа (Вр - Ипер) равна: 644,6 - 492,8 = 151,8 млн руб. (где 492,8 = 448 х 1,1). Это означает, что прибыль увеличилась на 133,8 млн руб. (151,8 - 18), или на 77%.

При рассмотрении данного вопроса следует иметь в виду, что если порог рентабельности пройден и доля постоянных затрат в сумме общих затрат снижа­ется, то сила воздействия операционного рычага уменьшается. И наоборот, при повышении удельного веса постоянных затрат действие производственного рычага возрастает.

Когда выручка от реализации снижается, сила операционного рычага воз­растает. Так, уменьшение выручки от реализации на 5% приведет к очень большо­му падению прибыли на хлебозаводе: 5% х 7,7 = 38,5%. Прибыль в этом случае составит 11,3 млн руб.: 18 - (37 х 18): 100 = 11,3 млн руб.

Практикующее упражнение

 

Анализ использования фонда рабочего времени заключается в выявлении величины потерь и непроизводительных простоев. На СРЗ важное значение приобретает сокращение целодневных и внутрисменных простоев.

Трудоемкость - измеряемое в нормо - часах количество труда, которое необходимо затратить станочнику для выполнения определенного вида труда.

Исходные данные:

Продолжительность рабочего дня в механическом цехе СРЗ равна 8 часов (480 минут), потери рабочего времени за смену в базисном периоде составили 25 минут, затраты на выпуск единицы продукции 15 - минут.

Требуется определить:

На сколько увеличится выработка в плановом периоде, если в результате внедрения мероприятий намечено ликвидировать потери рабочего времени и снизить трудоемкость на единицу продукции на 2 минуты.

Практическое занятие №3.

1. Опрос по темам:

Таблица 8. Расчет показателей валовой маржи по трем видам изделий

Показатели А В С
Объем реализации, тыс. тт.      
Цена, руб./шт.      
Переменные затраты, руб./шт.      
Материалы      
труд      
Выручка от реализации, млн руб.   386,4 393,3
Валовая маржа, руб. шт.      
Валовая маржа на чел./ч, руб./ч      
Валовая маржа на ед. продукции, проц. 29,6    

 

Затраты физического лица на изготовление изделия А составляют 1ч/шт., В - 0,5ч/шт., С - 0,2ч/шт.; затраты машинного времени: А - 1ч/шт., В - 0,5ч/шт., С - 0,1ч/шт.

Тогда валовая маржа на человеко-час (Мв чел./ч) изделия В будет равна: В: Т - 994: 0,5 - 1988 руб./ч, а изделия С - 1435 руб./ч (283: 0,2).

Валовая маржа на машино-час (Мв м/ч) изделия будет равна: изделия А -1352: 1 = 1352 руб./ч; изделия В - 994: 0,5 = 1988 руб./ч; изделия С - 283: 0,1 = 2830 руб./ч.

Из приведенных расчетов следует, что максимальная валовая маржа на еди­ницу продукции приходится на изделие А, а наивысший процент валовой маржи -на изделие В. Самая большая валовая маржа в расчете на один час машинного времени у изделия С. Если рассматривать ситуацию с точки зрения процента вало­вой маржи, то самой рентабельной продукцией будет изделие В.

Но, конечно же, при разработке ассортиментной политики почти всегда воз­никают сложности, появляются «узкие места».

 

Практикующее упражнение

 

Рассчитать годовой объем выпуска продукции в результате внедрения АСУ на судоремонтном предприятии. В расчетах ожидаемого годового экономического эффекта принимается, что внедрение АСУ обеспечит рост объема продукции на действующих производственных мощностях за счет повышения производительности труда производственных рабочих и лучшего использования оборудования.

Исходные данные: годовой объем реализуемой продукции до внедрения АСУ составил 46207 тыс. руб.; внутрисменные потери рабочего времени от общего фонда рабочего времени соответственно до и после внедрения АСУП составили 10,39 и 7,70 %.

 

Практическое занятие №1.

1. Опрос по темам:

Тема 1. Предприятие – основная экономическая структура рыночной системы хозяйствования

1.1. Предприятие – самостоятельно хозяйствующий субъект рынка

1.2. Понятие «экономика предприятия». Ее сущность и ведение

1.3. Экономическая категория «хозяйствование». Ее сущность и назначение.

1.4. Основные принципы формирования эффективной системы хозяйствования

1.5. Оценка эффективности хозяйствования

1.6. Социальная ответственность предприятия

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 321; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.141.202 (0.072 с.)