Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Предприятие – основная экономическая структура рыночной системы хозяйствования↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Практическое занятие №1. 1. Опрос по темам: Тема 1. Предприятие – основная экономическая структура рыночной системы хозяйствования 1.1. Предприятие – самостоятельно хозяйствующий субъект рынка 1.2. Понятие «экономика предприятия». Ее сущность и ведение 1.3. Экономическая категория «хозяйствование». Ее сущность и назначение. 1.4. Основные принципы формирования эффективной системы хозяйствования 1.5. Оценка эффективности хозяйствования 1.6. Социальная ответственность предприятия
Тема 2. Организационно-правовые формы предприятий 2.1. Предприятия с государственной, коллективной, арендной и частной формами собственности 2.2. Оценка эффективности организационно-правовых форм предприятий 2.3. Акционерные общества 2.4. Холдинги: их роль и значение 2.5. Финансово-промышленные группы в промышленности 2. Предметная часть: ФОРМИРОВАНИЕ КОНЕЧНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ. Предельный доход Рис. 1.3. График изменений совокупного, среднего и предельного доходов и цены (TR — совокупный доход; MR — предельный спрос; АС — прямая изменения спроса от цены и среднего дохода в расчете на единицу продукции AR = P(q); АВ — предельный доход от каждой дополнительной единицы реализуемого товара MR) Он, по существу, показывает эффект от увеличения или уменьшения объема реализации товара, т.е. направление изменений в доходе (выручке) предприятия в результате принимаемых решений по изменению динамики продаж. Предельный доход является фундаментальным понятием рыночной экономики, поскольку он характеризует приращение дохода в результате увеличения или уменьшения реализации на одну единицу и позволяет предприятию ориентироваться на рынке. Для того чтобы лучше понять сказанное, снова обратимся к графику изменения совокупного, среднего и предельного доходов и цены спроса, представленные на рис. 3.3. Прямая АС - кривая спроса в зависимости от изменения цены, она же характеризует изменение среднего годового дохода в расчете на единицу реализованной продукции AR=P(q). Эта прямая отражает наиболее типичную ситуацию, когда увеличение спроса на товар, производимый предприятием, сопровождается снижением цены. Следовательно, с увеличением спроса уменьшается и средний годовой доход в расчете на единицу реализуемой продукции. Эта ситуация реальна для рыночных условий работы предприятия. Предельный доход от каждой дополнительной единицы реализуемого товара MR (q) изменяется с вариацией объема реализуемой продукции в соответствии с прямой АВ. Она находится ниже прямой АС и наклонена также вниз, поскольку отражает уменьшение предельного дохода с расширением спроса и в данном случае делит отрезок ОС пополам. Наклон прямой вниз означает, что дополнительный доход, получаемый на единицу реализуемой продукции, с расширением спроса уменьшается. В то же время при росте объема реализации совокупный доход TR (q) на отрезке ОВ возрастает. Этому соответствует эластичный спрос, и кривая MR находится выше оси абсцисс. В точке В MR (q)= 0, а совокупный доход TR (q) достигает максимума. Дальнейшее увеличение объема реализации за пределами точки В ведет к уменьшению совокупного дохода. Этому соответствует малоэластичный спрос и отрицательность предельного дохода: MR (q) < 0 при q>B. Таким образом, совокупный доход с увеличением объема реализации товаров до некоторого предела возрастает (точка В), поскольку каждая единица прироста реализации дает дополнительный доход: MR > 0. Затем в точке В достигается максимум совокупного дохода, а приращение (предельный доход) равно 0. Дальнейшее увеличение объема реализации товара (после точки В) дает не приращение совокупного дохода, а его уменьшение. Этот вывод чрезвычайно важен для определения оптимального объема производства и реализации товара, предлагаемого предприятием на рынке.
Практикующее упражнение По ниже приведенным данным произвести оценку валютной самоокупаемости хозяйствующего субъекта (СРЗ) за год.
Практическое занятие № 2. 1. Опрос по темам: Тема 3. Организация технической эксплуатации и ремонта судов 3.1. Основы технической эксплуатации морского флота 3.2. Показатели эффективности технической эксплуатации флота 3.3. Схемы технического обслуживания и ремонта 3.4. Виды технического обслуживания и ремонта 3.5. Производственная база технического обслуживания и ремонта флота 3.6. Организация производства на судоремонтных предприятиях 3.7. Организация ремонта судов 3.8. Организация технического обслуживания
Тема 4. Обеспечение судоремонтного предприятия основными фондами 4.1. Основные производственные фонды: их сущность и назначение 4.2. Производственная и технологическая структуры ОПФ 4.3. Особенности развития основных производственных фондов судоремонтного предприятия 4.4. Учет наличия и движения основных производственных фондов 4.5. Сущность понятия «амортизация». Ее назначение, величина и виды 4.6. Показатели использования ОПФ на судоремонтном предприятии 2. Предметная часть: Максимизация прибыли Систематическое получение прибыли является необходимой целью предпринимательской деятельности любого предприятия. Поэтому доминирующей проблемой для предприятия является максимизация прибыли, что означает разработку стратегии на систематическое увеличение прибыли и минимизацию издержек. Данная задача многоплановая, вот почему для своего решения она требует системного подхода. Поскольку на практике, чтобы принять решение о выходе на рынок, необходимо сопоставлять цену предложения предприятия с ценой рыночного спроса, то для этого надо знать экономическую прибыль. Последняя определяется путем вычета из валового дохода экономических (предпринимательских) издержек предприятия: Tn(q) = TR(q)-TC(q), (4) где Tn(q) - совокупная экономическая или дополнительная прибыль предприятия за период (месяц, квартал, год), TR(q) - совокупный валовой доход, или совокупная выручка предприятия от реализации продукции в объеме «q», TC(q) - совокупные экономические (предпринимательские) издержки предприятия на реализуемую продукцию в объеме «q». Для принятия решений часто требуется знать сумму прибыли, которую получает предприятие в расчете на единицу продукции при данном объеме реализации ицене, диктуемой спросом. При определении продажной цены используют среднюю прибыль (Аn) и предельную прибыль (Мn): An (q) = , (5) где Tn(q) - совокупная сумма прибыли на определенный товар за определенный период, q - объем продаж. Из этого следует, что максимизация прибыли связана с процессом приращения предпринимательской прибыли. Это, в свою очередь, означает, что в расчетах требуется использование предельных величин: предельной прибыли, предельного дохода и предельных издержек. Иными словами, прибыль максимизируется в точке, в которой любое, даже малое приращение объема реализации (выпуска) продукции оставляет прибыль без изменения, т. е. приращение прибыли при приращении объема (реализации) продукции равняется нулю. Математически это можно записать так: Mn(q) = MR(q)-MC(q) = 0, (6) где Mn(q) - предельная прибыль от объема продукции, MR(q) - предельный доход (выручки) от объема продукции, MC(q) - предельные издержки от объема продукции. Из формулы (33) следует, что прибыль максимизируется в том случае, когда предельные издержки равны предельному доходу: MR(q) = MC(q). Поясним это на примере работы Адыгейского консервного комбината. Данные о выпуске количества консервов, валовых постоянных издержках, относимых на соответствующее производство, валовых переменных издержках (млн руб.), относимых на соответствующий выпуск продукции, валовых издержках производства и обращения (млн руб.), а также результаты расчета средних и предельных издержек, указанные в тыс. руб. на единицу изделия, приведены в табл. 2 (цифры для удобства округлены). Таблица 2. Расчет максимальной прибыли в зависимости от объема продукции, цены и издержек
Вторая графа таблицы содержит данные о цене спроса, соответствующие количеству возможной реализации консервов. Функция спроса от цены получена на основе линейного уравнения: q = -4,78 р + 1372,1 (7) Коэффициент эластичности спроса в зависимости от изменения ценыдля разного количества продаж исчисляются по формуле: Kq/p = a , (8) В количестве 3000 шт.: К3000/2241 = - 4,78 = -3,57 В количестве 6000 шт.: К6000/1613 = - 4,78 = -1,29 В количестве 8000 шт.: К8000/1195 = - 4,78 = -0,71. При больших объемах продаж спрос становится неэластичным.
Предельные величины дохода (выручки), издержек и прибыли получаются путем вычитания из данных валового дохода (графа 4) и валовой прибыли (графа 5) соответствующих значений из предыдущей строки. Например, предельная прибыль равна: Для объема продаж 5000 шт.: Мп = = 501 руб. Для объема продаж 7000 шт.: Мп = = - 670 руб. Деление на 1000 необходимо потому, что предельные (приростные) показатели определяются в расчете на единицу продукции, услуги или работы. Для наглядности на основании данных табл. 2 построим графики (рис. 1.4 и 1.5). Из таблицы и графиков следует, что наибольшие объемы реализации дают не наибольшие суммы прибыли. Максимальную сумму прибыли предприятие может получить при объеме реализации более 5 тыс. шт. и менее 6 тыс. шт. банок консервов. При этом цена одной банки составляет примерно 1600 руб. Если количество реализованных банок консервов превышает 6 тыс. шт., то сумма прибыли уменьшается, а при 9 тыс. шт. предприятие понесет убытки в размере 436 тыс. руб., которые при реализации 10 тыс. шт. могут возрасти почти до 6 млн руб. Предельные показатели позволяют более четко судить о скорости изменения их значений (рис. 1.5). Рис. 1.4. Валовые доходы, издержки Рис. 1.5. Изменение цены спроса, предельного Таблица 3. Экономические показатели и расчеты предельных величин
Иными словами, рыночная цена задается рынком (135 тыс. руб. за банку икры). Отличительная черта изменения валового дохода (выручки) от реализации банок икры на рынке свободной конкуренции состоит в том, что валовой доход выражается линейным уравнением с нулевым свободным членом и угловым коэффициентом, равным цене одно» банки: TR = 135000 руб./ шт. х q шт. = TR тыс.руб. Максимальная прибыль получается при объемах реализации около 310 банок. По данным таблицы, она составляет 18 255 тыс. руб. при реализации 305 банок. В интервале 105-315 банок предельная прибыль равна нулю. При дальнейшем росте объема реализации она становиться отрицательной, т.е. каждая дополнительная единица приращения объема выпуска дает не увеличение, а уменьшение суммы прибыли (рис. 1.6). Таким образом, при заданной рынком цене одной банки в размере 135 тыс. руб./шт. предприятию выгоднее поддерживать реализацию на уровне, близком к 310 банкам. В этом случае оно может рассчитывать на получение наибольшей суммы прибыли. Следует отметить, что на практике при принятии оперативных решений часто недостает всей необходимой информации, поэтому руководителям приходится действовать интуитивно. Для облегчения принятия решений предлагается ряд сценариев взаимосвязей «цена-прибыль» (табл. 4). Рис. 1.6. Максимизация прибыли в условиях свободной конкуренции Таблица 4. Взаимосвязь «цена - прибыль»
Таблица 5. Показатели работы хлебозавода
В этом случае порог рентабельности согласно формуле (11) равен: Rn = x 100 = x 100 = 500 млн.руб. Пороговый объем реализации согласно формуле (12) равен: = 238 шт. Запас финансовой прочности, в пределах которой можно снижать объем выручки, согласно формуле (14) равен: 586 млн руб - 500 млн руб. = 86 млн руб. Эти расчеты подтверждаются графически (рис. 1.9 и 1.10).
Рис. 1.9. Порог рентабельности хлебозавода Рис. 1.10. Пороговый объем реализации Хлебозавода Из графиков и расчетов следует, что безубыточность наступает при выручке от реализации продукции 500 млн руб. и объеме реализации 238 шт. батонов хлеба. 1.4.2. Определение массы прибыли в зависимости от изменения выручки Руководителя предприятия всегда интересует вопрос: как будет изменятся масса прибыли в зависимости от изменения выручки. Установлено, что процент роста прибыли выше, чем выручки. Это явление в теории получило название операционного (производственного) рычага, которое объясняется непропорциональным воздействием постоянных и переменных затрат на результаты финансово-экономической деятельности (на прибыль). Сила воздействия операционного рычага определяется по формуле: F = , (15) гдеF - сила воздействия операционного рычага, Мв - валовая маржа (Мв = М+Ипост), руб., М - прибыль, руб. Рассмотрим это на вышеприведенном примере. В нашем случае сила воздействия операционного рычага согласно формуле (15) будет равна: = 7,7 Это означает, что каждый процент изменения выручки вызывает 7,7% изменения прибыли. Например, при увеличении выручки на 10% прибыль хлебозавода возрастает на 10% х 7,7 = 77%. Это подтверждается следующим расчетом: выручка от реализации (586 млн руб.) увеличилась на 10%, что составило 586 х 1,1 = 644,6 млн руб. Валовая маржа (Вр - Ипер) равна: 644,6 - 492,8 = 151,8 млн руб. (где 492,8 = 448 х 1,1). Это означает, что прибыль увеличилась на 133,8 млн руб. (151,8 - 18), или на 77%. При рассмотрении данного вопроса следует иметь в виду, что если порог рентабельности пройден и доля постоянных затрат в сумме общих затрат снижается, то сила воздействия операционного рычага уменьшается. И наоборот, при повышении удельного веса постоянных затрат действие производственного рычага возрастает. Когда выручка от реализации снижается, сила операционного рычага возрастает. Так, уменьшение выручки от реализации на 5% приведет к очень большому падению прибыли на хлебозаводе: 5% х 7,7 = 38,5%. Прибыль в этом случае составит 11,3 млн руб.: 18 - (37 х 18): 100 = 11,3 млн руб. Практикующее упражнение
Анализ использования фонда рабочего времени заключается в выявлении величины потерь и непроизводительных простоев. На СРЗ важное значение приобретает сокращение целодневных и внутрисменных простоев. Трудоемкость - измеряемое в нормо - часах количество труда, которое необходимо затратить станочнику для выполнения определенного вида труда. Исходные данные: Продолжительность рабочего дня в механическом цехе СРЗ равна 8 часов (480 минут), потери рабочего времени за смену в базисном периоде составили 25 минут, затраты на выпуск единицы продукции 15 - минут. Требуется определить: На сколько увеличится выработка в плановом периоде, если в результате внедрения мероприятий намечено ликвидировать потери рабочего времени и снизить трудоемкость на единицу продукции на 2 минуты. Практическое занятие №3. 1. Опрос по темам: Таблица 8. Расчет показателей валовой маржи по трем видам изделий
Затраты физического лица на изготовление изделия А составляют 1ч/шт., В - 0,5ч/шт., С - 0,2ч/шт.; затраты машинного времени: А - 1ч/шт., В - 0,5ч/шт., С - 0,1ч/шт. Тогда валовая маржа на человеко-час (Мв чел./ч) изделия В будет равна: В: Т - 994: 0,5 - 1988 руб./ч, а изделия С - 1435 руб./ч (283: 0,2). Валовая маржа на машино-час (Мв м/ч) изделия будет равна: изделия А -1352: 1 = 1352 руб./ч; изделия В - 994: 0,5 = 1988 руб./ч; изделия С - 283: 0,1 = 2830 руб./ч. Из приведенных расчетов следует, что максимальная валовая маржа на единицу продукции приходится на изделие А, а наивысший процент валовой маржи -на изделие В. Самая большая валовая маржа в расчете на один час машинного времени у изделия С. Если рассматривать ситуацию с точки зрения процента валовой маржи, то самой рентабельной продукцией будет изделие В. Но, конечно же, при разработке ассортиментной политики почти всегда возникают сложности, появляются «узкие места».
Практикующее упражнение
Рассчитать годовой объем выпуска продукции в результате внедрения АСУ на судоремонтном предприятии. В расчетах ожидаемого годового экономического эффекта принимается, что внедрение АСУ обеспечит рост объема продукции на действующих производственных мощностях за счет повышения производительности труда производственных рабочих и лучшего использования оборудования. Исходные данные: годовой объем реализуемой продукции до внедрения АСУ составил 46207 тыс. руб.; внутрисменные потери рабочего времени от общего фонда рабочего времени соответственно до и после внедрения АСУП составили 10,39 и 7,70 %.
Практическое занятие №1. 1. Опрос по темам: Тема 1. Предприятие – основная экономическая структура рыночной системы хозяйствования 1.1. Предприятие – самостоятельно хозяйствующий субъект рынка 1.2. Понятие «экономика предприятия». Ее сущность и ведение 1.3. Экономическая категория «хозяйствование». Ее сущность и назначение. 1.4. Основные принципы формирования эффективной системы хозяйствования 1.5. Оценка эффективности хозяйствования 1.6. Социальная ответственность предприятия
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 357; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.149.24 (0.011 с.) |