Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6. Управление судоремонтным предприятием – важнейшее условие обеспечение роста его экономики

Поиск

 

6.1. Сущность, виды управления и его функции

6.2. Организационные структуры управления

6.3. Принятие управленческих решений

6.4. Основные направления совершенствования управления

6.5. Информационные технологии в управлении судоремонтным предприятием

2. Предметная часть:

1.5. Анализ чувствительности прибыли к изменениям цены и структуре затрат

В основе этого метода лежит расчет объема реализации, которых должен обеспечивать требуемую величину прибыли при изменении цены или структуры затрат (постоянные и переменные затраты).

Если изменяются постоянные затраты (расходы), то объем реализации, обеспечивающий желаемую величину прибыли, определяются по формуле:

Мо = :Ц, (16)

Если изменяются переменные затраты, то расчет производится последую­щей формуле:

Мо = :Ц, (17)

Если изменяетсяцена, то расчет осуществляется по такой формуле:

Мо = п, (18)

где Мвн - новая валовая маржа, руб.,

Мо - желаемая прибыль, руб..

ап - исходный процент валовой маржи к выручке от реализации,

Мви - исходная валовая маржа, руб.,

ан - новый процент валовой маржи к выручке от реализации.

Рассмотрим характер этих изменений на примере хлебозавода, которыйимеет следующие показатели:

• годовое производство батонов – 100 000 шт.;

• цена одного батона - 2 860 руб./шт.;

• средние переменные расходы - 1 800 руб./шт.

При таком объеме реализации, цене и переменных затрат хлебозавод имеетследующие показатели:

• выручка от реализации (2 860 х 100 000) = 286 млн руб.;

• переменные расходы (1 800 х 100 000) = 180 млн руб.;

• валовая маржа =106 млн руб.;

• постоянные расходы = 53 млн руб.

Прибыль равна 53 млн руб.

 

Допустим цена увеличилась на 10%. В этом случае руководству предпри­ятия важно знать: как измениться величина прибыли и каков должен быть объем реализации, чтобы сохранить прежний уровень прибыли.

Итак: новая цена (2860 + 286) = 3146 руб./шт.;

новая выручка 3146 руб./шт. х 100%;

переменные расходы (1800 х 100) = 180 млн руб., или 57%;

валовая маржа 134,6 млн руб., или 43%;

постоянные расходы 53 млн руб., или 17%.

Прибыль равна 81,6 млн руб., или 26%.

 

Как видим, прибыль увеличилась с 53 млн до 81,6 млн руб., или на 53%. Объем реализации, необходимый для достижения прежней величины прибыли при повышении цены согласно формуле (45) составит:

: 3146 = 79,8 тыс.шт.

Все это можно оформить так, как показано в табл. 6.

 

Таблица 6. Анализ чувствительности показателей для хлебозавода при увеличении цены на 10%

 

Показатели Первоначальный объем, 100 000 шт. Объем, обеспечивающий неизменную прибыль 78,4 тыс. руб./шт.
Млн руб. Проц. Млн руб. Проц.
Выручка от реализации 314,6   246,6  
Переменные расходы     141,1  
Валовая маржа 134,6      
Постоянные расходы       21,5
Прибыль 81,6     21,5

 

Таким образом, повышение цены на 10% компенсирует сокращение объема реализации на 21% и увеличивает прибыль на 53% (с 53 млн до 81,6 млн руб.).

Что же произойдет с показателями при изменении структуры затрат? Допус­тим, хлебозаводу в результате модернизации удалось снизить постоянные затраты на 10%. Тогда при первоначальном объеме реализации прибыль должна возрасти на 5,3 млн руб. и составить (53 + 5,3) 58,3 млн руб., а постоянные издержки - (53 млн руб. + 47,7 млн руб.) 100,7 млн руб. Объем реализации, на который может пойти хлебозавод при сохранении прежней прибыли (53 млн руб.), составит: :Ц= :2860 = 95,2 тыс./шт.

 

Эти расчеты можно оформить так, как показано в табл. 7.

 

Таблица 7. Анализ чувствительности для предприятия при сокращении постоянных расхо­дов на 10%

 

Показатели Первоначальный объем, 100 000 тт. Объем, обеспечивающий неизменную прибыль 78,4 тыс. руб./шт.
Млн руб. Проц. Млн руб. Проц.
Выручка от реализации     272,3  
Переменные расходы     171,5  
Валовая маржа     100,7  
Постоянные расходы 47,7   47,7 17,5
Прибыль 58,3   53,0 19,4

 

Влияние изменения объема реализации проанализируем с помощью эффекта операционного рычага:

F = = = 2.

Это означает, что если хлебозавод увеличивает объем реализации на 10%, то выручка также возрастает на 10%, а прибыль с учетом действия операционного рычага будет равна (М = 10x2) 20%. Проверим полученный результат:

новая выручка при увеличения объема на 10% составит:

(286+ 28,6) = 314,6;

переменные расходы (180 + 18) = 198,0;

валовая маржа = 116,6;

постоянные расходы = 53,0;

Прибыль равна 63,6.

Как видим, прибыль возросла на 10,6 млн руб. (63,6 - 53), т.е. на 20% (10,6: 53 х 100).

На основе принятой схемы анализа чувствительности можно определить и распределить элементы рентабельности по степени их влиянии на прибыль, по­лучаемую хлебозаводом.

Итак, повышение цены на 10% увеличивает прибыль на 53%; увеличение объема реализации продукции на 10% вызывает рост прибыли на 20%; уменьше­ние переменных расходов на 10% приводит к росту прибыли на 88%; 10-процентное изменение постоянных расходов увеличивает рост прибыли на 10%.

В связи с этим руководству предприятия важно знать границы, в пределах которых оно может изменять показатели. Это определяется с помощью установле­ния запаса финансовой прочности. Вначале вычисляют порог рентабельности и годовой объем реализации.

Rn = = x 100 = 156,8 млн.руб.

Qn = = 548 шт.,

гдеИпост - постоянные расходы, тыс. руб.,

Rn - пороговая рентабельность, млн руб.,

Qn - пороговый объем реализации, шт..

апр - процент дохода (валовая маржа) от покрытия к выручки от реализации, проц.,

Ц - цена батона, руб.

Запас финансовой прочности в этом случае составляет: 3пр = (Вр - Rn) = 286 млн руб. - 156,8 млн руб. = 129,2 млн руб., или почти 45% выручки (129,2: 286).

Как видим, хлебозавод имеет большой запас финансовой прочности, позво­ляющий ему безбоязненно оперировать факторами, влияющими на ее величину. Вданном случае руководство хлебозавода должно сосредоточить внимание на цено­вой политике и снижении переменных расходов, которые более всего оказывают влияние на получаемую массу прибыли.

 

1.6. Ассортиментная политика предприятия и ее влияние на формирование прибыли

На выбор ассортимента продукции, выпускаемой предприятием, влияют рыночные и производственные факторы.

К рыночным факторам следует относить: различный уровень эластичности спроса; диверсификацию производства, позволяющую предприятию выжить в ус­ловиях рыночных колебаний спроса на отдельные виды продукций; наиболее пол­ное использование условий реализации товара. Производственные факторы включают: необходимость организации безотходного производства сырья (кон­сервное, сахарное и другие отрасли промышленности); схожесть технологий про­изводства изделий, позволяющую полнее использовать установленное оборудова­ние (вино и безалкогольные напитки); экономию затрат на масштабах производст­ва.

К основным факторам, определяющим конечную производственную про­грамму продукции по ее ассортименту, относят получение максимальной прибыли и ее прироста. Исходным в ее составлении является сравнение рентабельности по каждому виду продукции. В странах с рыночной экономикой для этих целей успешно применяют валовую маржу. В самом общем случае, чем выше процент ва­ловой моржи, тем рентабельнее данное изделие.

Поскольку на каждом предприятии имеются свои специфические факторы, ограничивающие развитие производственной программы, то сравнительный ана­лиз следует проводить на основе показателя валовой моржи на человеко-час. Если, например, ограничивающим фактором является используемое оборудование, то анализ должен вестись на основе показателя валовой моржи на время использова­ния оборудования. Проиллюстрируем это на примере консервного предприятия. Допустим, оно выпускает три вида консервов: А, В и С. Рассчитаем валовую мар­жу на определенный объем реализации продукции, цену, уровень примерных за­трат и т.д. (табл. 8.)

Таблица 8. Расчет показателей валовой маржи по трем видам изделий

Показатели А В С
Объем реализации, тыс. тт.      
Цена, руб./шт.      
Переменные затраты, руб./шт.      
Материалы      
труд      
Выручка от реализации, млн руб.   386,4 393,3
Валовая маржа, руб. шт.      
Валовая маржа на чел./ч, руб./ч      
Валовая маржа на ед. продукции, проц. 29,6    

 

Затраты физического лица на изготовление изделия А составляют 1ч/шт., В - 0,5ч/шт., С - 0,2ч/шт.; затраты машинного времени: А - 1ч/шт., В - 0,5ч/шт., С - 0,1ч/шт.

Тогда валовая маржа на человеко-час (Мв чел./ч) изделия В будет равна: В: Т - 994: 0,5 - 1988 руб./ч, а изделия С - 1435 руб./ч (283: 0,2).

Валовая маржа на машино-час (Мв м/ч) изделия будет равна: изделия А -1352: 1 = 1352 руб./ч; изделия В - 994: 0,5 = 1988 руб./ч; изделия С - 283: 0,1 = 2830 руб./ч.

Из приведенных расчетов следует, что максимальная валовая маржа на еди­ницу продукции приходится на изделие А, а наивысший процент валовой маржи -на изделие В. Самая большая валовая маржа в расчете на один час машинного времени у изделия С. Если рассматривать ситуацию с точки зрения процента вало­вой маржи, то самой рентабельной продукцией будет изделие В.

Но, конечно же, при разработке ассортиментной политики почти всегда воз­никают сложности, появляются «узкие места».

 

Практикующее упражнение

 

Рассчитать годовой объем выпуска продукции в результате внедрения АСУ на судоремонтном предприятии. В расчетах ожидаемого годового экономического эффекта принимается, что внедрение АСУ обеспечит рост объема продукции на действующих производственных мощностях за счет повышения производительности труда производственных рабочих и лучшего использования оборудования.

Исходные данные: годовой объем реализуемой продукции до внедрения АСУ составил 46207 тыс. руб.; внутрисменные потери рабочего времени от общего фонда рабочего времени соответственно до и после внедрения АСУП составили 10,39 и 7,70 %.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 387; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.42.122 (0.008 с.)