Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Путешествие в страну селенитов

Поиск

 

Луна занимает ключевое положение в околоземном пространстве и могла рассматриваться как база и порт не только стратегами НАСА. Если кто-то за 4 миллиарда лет интересовался нашей уникальной, «живой» планетой, то он должен был бы наследить на Луне. Практически лишенная атмосферы Луна лучше, чем Земля, хранит следы визитеров. Поэтому наш спутник является гигантской контрольно-следовой полосой на подступах к Земле. И обследовать эту «полосу» крайне важно независимо от результата. Автор рискнул сделать это…

 

Зов Селены

 

Как-то еще в школьные годы мне попался свежий выпуск журнала «Юный техник» с рассказом А. Кларка «Часовой». В этом коротком произведении великий фантаст с потрясающей достоверностью для 1948 г. описал находку на Луне чужого археологического памятника в далеком 1996 г. То была зеркальная пирамида в два человеческих роста, ярко блестевшая в лучах солнца на обрывистом берегу Моря Кризисов. По мысли А. Кларка, пару миллиардов лет назад разумные существа из отдаленного района Галактики посетили Солнечную систему и сочли первобытную Землю наиболее подходящей для возникновения на ней интеллекта и цивилизации. Чтобы узнать об этом, они оставили здесь пирамиду — «маяк, который из глубины веков сигналил о том, что он еще не обнаружен». Поскольку для скитальцев Вселенной интерес представляли лишь достаточно развитые цивилизации, уже осваивающие космос, сигнализацию установили не на самой Земле, а на ее естественном спутнике.

Радиостанция Би-Би-Си, для которой был написан рассказ, его отвергла, не поняв гениальной мысли молодого автора. Но уже в 1962 г. о поисках чужих памятников на Луне заговорили М. Агрест и И.С. Шкловский в СССР, а К. Саган — в США. Сюжет «Часового» получил дальнейшее развитие в классическом романе А. Кларка «Космическая одиссея 2001 года» (1968). Даже 3 десятилетия спустя это произведение занимает почетное место в домашней библиотеке и не только из-за дарственной надписи самого классика. Киноверсия романа, снятая С. Кубриком, будоражила воображение и заставляла действовать. И теперь, в том самом 2001 г., наконец-то пора начать что-то предпринимать.

Много лет Луна изучается специалистами всего мира. Но для них наш спутник остается полем действия лишь стихийных сил, безжизненным геологическим музеем. Селенологи (то есть астрономы, геологи, геофизики, геохимики, исследующие наш спутник) привыкли изучать только мертвую природу, не допуская и мысли о возможности жизни на Луне. Действительно, на нашей соседке нечем дышать, а температура колеблется от +100 до —160 градусов по Цельсию. Убийственное ультрафиолетовое излучение Солнца и ионизирующая радиация космоса безжалостно поливают обнаженное тело Луны.

И тем не менее, наш спутник был населен в 1969–1971 гг., когда на его поверхности работали экспедиции «Аполлона». Уже ведутся исследования по созданию на стратегически важной Луне постоянной обитаемой базы. Но ведь тем же могли заниматься и другие разумные существа, интересовавшиеся нашей уникальной планетой тысячелетия или миллиарды лет тому назад. Луна могла служить «трамплином» к звездам и исследовательской платформой не только современным стратегам НАСА, но и их предшественникам. По крайней мере, эту возможность логично проверить.

На полках моей домашней библиотеки разместилось уже целое досье о гипотетических обитателях Луны — селенитах. Здесь и редкие издания из Великобритании, Германии, Канады, США, масса микрофильмов, статей и вырезок из прессы разных стран. Еще в древности легендарный Орфей пел о каких-то городах на Луне. Селениты стали традиционным элементом научно-фантастических произведений всех времен. Но «большая» наука испытывала явную «аллергию» к этой теме. Поэтому поисками селенитов занялись самодеятельные исследователи. Они пересмотрели множество лунных изображений, сделанных космическими аппаратами и астронавтами. В результате на Западе появился ряд книг и огромное число статей, авторы которых заявляли об обнаружении следов разумных существ на Луне.

Мне потребовалось объездить Европу от Гибралтара до Будапешта, много лет переписываться с дальним зарубежьем, чтобы ознакомиться с теми находками напрямую, минуя кривое зеркало сенсационных пересказов в отечественной прессе. Но увы, подавляющее большинство «следов» селенитов оказалось совершенно неубедительным. Это были детали образования спорных очертаний на пределе разрешения снимков, игра света и тени, произвольные интерпретации плоских изображений (например, вытянутый холм был объявлен космическим кораблем, летящим над Луной), наконец, различные дефекты изображений. А небольшое число небезынтересных курьезов нуждается в дальнейшем изучении, и пока уж никак не может считаться доказательством чужого присутствия на Луне. К сожалению, тема селенитов отдана на откуп профанирующей прессе, рассчитанной на коммерческий успех.

И тут пришло вдохновение — не взглянуть ли на Луну самому? Решиться было непросто. Ведь для этого, как писал еще А. Кларк в рассказе «Часовой», «иногда ученый должен не бояться прослыть дураком и обсудить абсурдные предположения». Но все же в 1992 г. был дан старт авторскому проекту SAAM (Search for Alien Artifacts on the Moon — поиск чужих артефактов на Луне).

 

Корабль найден

 

Конечно, хотелось выполнить самостоятельный поиск возможных (не более того!) следов разумных существ на Луне. Но старые американские материалы уже пересмотрены, а раздобыть снимки советских «Лун» из ракетно-космических учреждений не легче, чем достать лунный камень. Поэтому полет американской космической станции «Клементина» был весьма кстати. Она является детищем Пентагона и создана для испытания в космических условиях техники пресловутых «звездных войн». После развала СССР дорогой космический щит над Америкой утратил актуальность. Тогда было решено дать и ученым возможность насладиться достижениями «звездной» технологии.

Миссия готовилась тайно, начиная с 1992 г. Лишь менее чем за год миру было объявлено о предстоящем полете. Запуск состоялся с базы военно-воздушных сил США Ванденберг по военному быстро и четко: уже 25 января 1994 г. ракетоноситель Титан IIG вознес «Клементину» к звездам. После проверки бортовых систем и орбитальной съемки Земли, 2 февраля, станция была выведена на очень вытянутую орбиту вокруг Земли так, что после пары витков, 21 февраля, она прибыла к Луне и была переведена на полярную орбиту вокруг нашего спутника. С 25 февраля до 3 мая «Клементина» выполняла планомерную съемку лунной поверхности, пока не сфотографировала ее всю и не передала результаты на Землю. Дальнейшие планы были грандиозны: сложный перелет к астероиду Географ и его съемка с близкого расстояния (31 августа). 7 мая должны были включиться двигатели «Клементины» для ухода с окололунной орбиты. И тут случилось непредвиденное. Бортовой компьютер — стандартная военная модель, защищенная от радиации, — за 20 мин. перерыва связи с Землей неправильно включил двигатели и опорожнил все топливные баки станции. Дальнейшая миссия была сорвана, причина осталась неизвестной. Но и то, что станция успела заснять на Луне, обеспечило ученым работу на многие годы.

Этот относительно дешевый космический аппарат «стоил» всего 100 млн долларов и был просто нашпигован всевозможными электронными камерами. Камера «Зведный филер» (star tracker) регулярно делала широкоугольные (29° на 43°) снимки звездного неба. Камера UWIS фотографировала Луну в видимых и ультрафиолетовых лучах с разрешением 100–200 м.

Инфракрасные камеры позволяли исследовать состав и температуру лунной поверхности. Но наиболее ценной для наших поисков была камера высокого разрешения HIRES, показывавшая мельчайшие детали лунной поверхности в десятки метров поперечником.

Лунные снимки этой станции, переданные с селеноцентрической орбиты, давно будоражат воображение. Так, одно из американских изданий (Ben Frank's Almanac) торжественно сообщало по этому поводу: «НАСА открыло структуры, построенные разумными существами на Луне… Только что НАСА согласилась опубликовать фотографии, которые далеко превосходят снимки планеты Марс». Увы, сенсационная пресса, как обычно, ввела читателей в заблуждение. С тех пор в печати и Интернете появлялись лишь весьма неочевидные картинки «Клементины», на которых трещины, кратеры и оползни без тени сомнения объявлялись делом рук инопланетян, хотя даже пирамида Хеопса там выглядела бы точкой-пикселом.

Самодеятельные искатели ограничились лишь несколькими тысячами снимков с разрешением всего 100–200 м. А сотни тысяч снимков камеры высокого разрешения (10–30 м) остались неисследованными.

«Клементина» передала на Землю больше лунных изображений, чем все предыдущие станции вместе взятые. А главное, американцы, в отличие от СССР, сделали свои материалы общедоступными — их может получить по Интернету любой желающий. Вскоре с помощью друзей удалось получить даже доступ к полному комплекту изображений «Клементины» на компакт-дисках (88 дисков).

 

Подготовка к полету

 

Она в корне отличалась от подготовки космонавта. Никаких центрифуг и барокамер. Никакой физической подготовки. Разве что регулярные тренировки по усидчивости возле компьютера и марафонские «пробежки» по клавишам клавиатуры.

Работа была не из легких. Но теоретический анализ позволил разработать основные принципы лунной археологии и опубликовать их в научных изданиях России, США, Великобритании. Все это составило целую главу диссертации, которую даже удалось защитить.

Большое внимание уделялось изучению вида земных сооружений с самолета и из космоса. Это весьма поучительно. Еще в 1975 г. один из крупнейших специалистов по поиску внеземной жизни, Карл Саган на страницах «Трудов Королевского Лондонского Общества» рассуждал о поиске следов цивилизации на космических снимках… Земли:

 

При разрешении в 1 км даже при очень хорошем контрасте нет признаков жизни, разумной или иной, в Вашингтоне, Лондоне, Париже, Москве или Пекине. Мы обследовали многие тысячи фотографий Земли при этом разрешении с отрицательными результатами. Однако, когда разрешение улучшено приблизительно до 100 м, несколько сотен фотографий 10x10 км оказались подходящими для обнаружения земной цивилизации. Узоры, выявляемые при разрешении 100 м являются сельскохозяйственным или городским преобразованием земной поверхности в прямоугольные решетки… Эти узоры было бы крайне трудно понять в геологическом смысле даже на планете, обильно покрытой разломами… И именно это отклонение от термодинамического равновесия привлекает наше внимание к таким фотографиям.

 

Полезно было познакомиться и с проектами строительства на Луне обитаемой базы землян. Основы такого строительства разрабатываются еще с 1950-х годов, когда Пентагон рассматривал Луну как место, откуда можно безнаказанно наносить ядерные удары по Земле.

В 1959 г. Офис Исследований и развития Армии США под руководством генерал-лейтенанта А. Трюдо разработал проект «Горизонт», предусматривающий строительство в 1965 г. военной базы на Луне. База была рассчитана на постоянное и автономное проживание персонала из 10–20 человек. Рассекреченный уже в 1961 г., «Горизонт» остается весьма интересным документом, заложившим основы лунной архитектуры. Лунное поселение мыслилось как совокупность цилиндрических емкостей длиной около 7 м и диаметром 3,3 м. Эти баки предполагалось использовать для хранения топлива, а затем как склады и жилище. Предусматривалось соединять эти цилиндры друг с другом для увеличения жилого объема и вкапывать их в лунный грунт для защиты от радиации и метеороидов. При этом сооружались бы «кварталы», то есть прямоугольная решетка из насыпей над цилиндрами. Было много других проектов застройки Луны, основная направленность которых довольно емко охарактеризована так:

 

Обычный подход — это тот, при котором впечатанные или врытые в поверхность лунные поселения будут многотонными комплексами «холмов-дамб» неизменного вида за исключением причальных портов, коммуникационных антенн и других систем, которые должны находиться на поверхности или будут выставлены на поверхность.

 

Наиболее популярной остается прямоугольная геометрия конструкций, засыпанных грунтом. Аналогично имеет смысл искать древние следы разумной жизни на Луне по прямоугольным узорам низких валов на снимках высокого разрешения.

Предполагаемый вид такого сооружения был смоделирован на компьютере и нанесен на настоящий снимок Луны, сделанный камерой HIRES станции «Клементина». Результат можно видеть на рис. 25 слева как вал в виде прямоугольника с регулярной структурой внутри. Если постройке 1–2 млрд лет, насыпи «расплываются» под действием ударов множества метеороидов, приводящих к хаотическому разбросу и перемешиванию грунта. В результате та же постройка стала бы гораздо менее заметной, что и показано на рис. 25 в центре.

Чтобы обнаруживать такие малозаметные и древние детали поверхности, была создана специальная компьютерная программа SAAM. Она позволяет выявлять на лунных снимках предельно малоконтрастные детали небольших размеров. Для примера на рис. 25 справа показан результат обработки центрального изображения. Теперь прямоугольник постройки заметен вполне отчетливо. Впрочем, четче стали и лунные кратеры.

Разумеется, важно было разобраться и в геологическом аспекте проблемы. Оказалось, что геологические процессы также способны создавать прямоугольные узоры. Например, согласно курсу структурной геологии, хрупкие породы растрескиваются преимущественно под углами 45° к направлению действия силы сжатия. В результате возникают две взаимоперпендикулярные системы трещин-сдвигов. При падении и взрыве астероида возникает ударная волна сжатия, которая формирует обширную зону таких разрушений вокруг кратера, шириной порядка поперечника образующейся воронки. Эта приблизительно прямоугольная сеть имеет важную особенность: биссектрисы углов между трещинами направлены на центр взрыва (то есть кратера). Именно такая ориентация и обширный охват территории позволили бы отличать ударные разрушения от локальных и дезориентированных построек.

 

 

Рис. 25. Так может выглядеть чужая постройка на Луне (модель). Хорошо различим прямоугольник насыпей над сооружением (слева); с течением времени насыпи сглаживаются (центр), но все же их можно обнаружить с помощью алгоритма SAAM (справа).

 

Труднее опознать геологические образования, форма которых определяется способностью породы раскалываться в виде определенных фигур, подобно кристаллам. А ведь на панорамах «Лунохода- 7» были замечены «камни призматической формы — разнообразные призмы, параллелепипеды и кубы». Соответствующие прямоугольные выбоины в лунных скалах могли бы показаться искусственными. Насколько сложно порой отличить геологическое образование от археологического объекта демонстрирует следующий пример.

В 1985 г. в Японском море на глубинах 5—30 м юго-западней Окинавы было обнаружено несколько странных объектов, похожих на искусственные сооружения. Там сфотографированы как бы высеченные колонны, каменные круги, прямоугольные блоки, лестницы и площадки. Находки изучали профессиональные геологи. Так, профессор М. Кимура (Университет Рюкюс, Окинава) счел их творением человека и даже написал книгу «Затерянный континент в Тихом океане». Р. Счоч (Бостонский университет) был озадачен и сравнивал подводную «пирамиду» с храмом Солнца в Трухильо (Перу). Но А. Соленхофен пришел к прямо противоположному выводу: «Я не вижу ничего, что не имело бы естественного объяснения». И такой разброс мнений получился для объекта, который геологи держали буквально в руках. Что уж говорить о далекой Луне!

Поэтому исследование лунной поверхности издали может привести к обнаружению лишь кандидатов в археологические объекты. Как заведено в воздушной археологии Земли, окончательно вопрос должен решаться лишь при изучении находки экспедицией непосредственно на месте. Но чтобы это было сделано, необходимо заранее найти хотя бы кандидатов для будущих исследований. Именно в этом и состоит задача проекта SAAM.

Так, постепенно стало ясно: зачем, что и как следует искать. Можно было начинать знакомство со страной селенитов.

 

Небесные смотрины

 

У каждого свое хобби — кто проводит зимние вечера у телевизора, кто выгуливает собаку. Автор же этих строк предпочитает прогулки по… Луне. Нет, я не зябну у телескопа, рискуя примерзнуть к окуляру, и не играю в компьютерные игры. Луна вполне настоящая — очередной лазерный диск с надписью «Министерство обороны / НАСА» и 20 тысячами снимков лунной поверхности с легким жужжанием «проглатывается» читающим устройством. Достаточно нажать лишь несколько кнопок и мой «Пентиум», как в иллюминаторе, с документальной точностью продемонстрирует феерический лунный ландшафт, увиденный с селеноцентрической орбиты американской военной космической станцией «Клементина» в 1994 г.

И вот по экрану ползет однообразный лунный пейзаж. Один знакомый астроном как-то заметил, что, по-видимому, люди изучили далеко не все изображения «Клементины» (это все равно что за год-два прочитать библиотеку из 10 тысяч томов). Поэтому поневоле чувствуешь себя первопроходцем. Но приходится ограничиваться лишь снимками с максимальным разрешением полярных областей Луны, где тени хорошо подчеркивают неровности рельефа. Снимки камеры высокого разрешения небогаты деталями. Лунная поверхность покрыта толстым слоем реголита — пород, разбитых в пыль бесчисленными ударами метеороидов за последние 4 млрд лет, и рельеф сильно сглажен. Там, среди холмов и вездесущих кратеров, могут скрываться весьма древние (возрастом порядка миллиарда лет) аналоги современных проектов лунной базы. Такие долговременные сооружения должны находиться под лунной поверхностью для защиты от ионизирующих излучений и метеороидов. Они могли бы быть обнаружены как системы низких валов и депрессий, покрытых реголитом и кратерами. Земные сооружения, как правило, имеют прямоугольные очертания. Следовательно, и на снимках Луны разумно искать необычные прямоугольные детали.

Просмотр лунных изображений — тяжелая работа. Декомпрессия файлов и пристальное разглядывание. Если кажется, что видно что-то интересное, приходится «пропускать» картинку через программу SAAM и снова до одури вглядываться в лунные узоры. Но уже первые из просмотренных компакт-дисков принесли любопытные результаты. Вот один лишь пример.

 

Ракета начала набирать высоту… В одном месте, на небольшой возвышенности, я увидел скопление камней или скал в виде правильного прямого угла. «Уж не постройки ли это лунных жителей, которые существовали, пока Луна не превратилась в мертвую планету, лишенную атмосферы?» — подумал я и сразу же отбросил эту нелепую мысль. Но правильная геометрическая форма все же запомнилась мне, как одна из еще не разгаданных загадок.

 

Эти строки из романа «Звезда КЭЦ» Александр Беляев написал еще до космических полетов к Луне. Но они удивительно верно характеризуют снимок «Клементины» (рис. 26). На вершине лунного холма четко видна плоская прямоугольная площадка 800 на 800 м — «городище», как сказали бы археологи. На площадке различимо квадратное углубление 300 на 300 м, в центре которого возвышается некий объект на пределе разрешения. Если этот снимок был бы сделан на Земле, то он, несомненно, привлек бы внимание экспертов воздушной археологии. Но на Луне подобные объекты пока не интересуют никого — ни археологов, ни геологов.

«Вручную» удалось просмотреть только 6 тысяч HIRES-снимков. Но этот адский труд позволил четче представить предмет поиска и поручить рутинную работу компьютеру.

Прежде всего удалось предложить простой алгоритм, сделавший компьютер чувствительным именно к прямоугольной структуре изображений. Это позволило автоматизировать процесс поиска кандидатов в археологические объекты.

 

 

Рис. 26. Руиноподобная структура на вершине лунного холма (снимок станции «Клементина» LHD6749R.3I8).

 

Но как научить машину отличать геологические формации от искусственных сооружений? Мертвая природа, как правило, создает однотипные образования различных размеров. Например, лунные кратеры, борозды и гряды могут иметь самые различные размеры — от многих километров до метров. Разумные же существа имеют некий характерный размер, поэтому их сооружения также имеют определенные размеры. Например, размер наших зданий обычно исчисляется десятками метров, но не километрами и не метрами. То есть у искусственных сооружений, в отличие от творений мертвой стихии, есть некий «выделенный масштаб». А численно определить меру присутствия выделенного масштаба на изображении может фрактальный анализ. И компьютер был обучен этой работе. Например, изображение аэропорта Нью-Йорка, впечатанное на лунный снимок, компьютер уверенно обводил ярким кольцом (рис. 27).

Потребовалось обработать свыше тысячи изображений, чтобы настроить систему и научить ее искать аномальные прямоугольные объекты с учетом искажений, неизбежных при съемке.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 404; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.205.26 (0.01 с.)