Ошибка среднего арифметического или ошибка выборочности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ошибка среднего арифметического или ошибка выборочности.



 

Пусть изучается некоторая достаточно большая совокупность. Методика измерений по­стро­ена таким образом, что вся эта большая совокупность разделена на несколько малых выборок. Найдены средние арифметические значения исследуемого параметра для каждой выборки и среднее арифметическое значение для всей большой совокупности (почти генеральной) . Если сравнить отклонения отдельных вариант от общего среднего с отклонениями средних значений малых выборок от общего среднего , то совершенно ясно, что последние будут значительно меньше.

Распределение выборочных средних арифметических будет близко к нормальному, поэтому к нему относятся все закономерности нормального распределения. Тогда вариацию случайной величины можно измерять своим среднеквадратичным отклонением , которое называют ошибкой среднего арифметического. Исходя из того, что , можно утверждать, опираясь на строгое математическое доказательство, что

,

где - по-прежнему объем выборки, - оценка среднеквадратичного отклонения выборки.

Тогда ошибка среднего арифметического:

.

Ошибку среднего арифметического часто называют ошибкой выборочности или ошибкой репрезентативности (representative).

Чем больше объем выборки, тем меньше ошибка среднего арифметического, так как

,

то есть тем меньше расхождение между значениями признаков в выборочной совокупности и ге­не­ральной, характеристикой которого является истинное значение признака или математическое ожидание

При увеличении объема отдельных выборок происходит взаимное погашение инди­ви­ду­альных от­­клонений от некоторого уровня, характерного для всей совокупности в целом. Именно тогда про­­яв­ляется закономерность, лежащая в основе биологического процесса.

 

Распределение Стьюдента.

 

Нормальное распределение достаточно хорошо описывает поведение непрерывной слу­чай­ной величины не только при , но и при конечных, но достаточно больших объемах вы­бо­рок (N >30). Что касается малых выборок (N <30), здесь распределение непрерывной слу­чай­ной величины может заметно отличаться от нормального.

Для таких ситуаций было предложено распределение случайной величины

.

Результат был указан в 1908 году английским исследователем Вильямом Госсетом, опуб­ли­ко­вав­шим свою работу под псевдонимом Стьюдент, но строго был получен З.Фишером в 1925 году.

По виду эта формула напоминает выражение для нормированной случайной величины

.

Однако, между ними весьма существенная разница. В числителе вместо индивидуальных значений Х стоит выборочное среднее арифметическое, а в знаменателе вместо среднеквадратичного от­кло­нения генеральной совокупности s стоит ошибка среднего арифметического для выборки.

Плот­ность вероятности случайной величины , подчиняющейся распределению Стьюдента, выражается формулой:

,

где BN зависит от объема выборки. При малых значениях N кривая плотности вероятности значительно отличается от нормальной кривой. По мере увеличения числа наблюдений N распределение Стьюдента довольно быстро приближается к нормальному распределению и уже при N= 20 практически не отличается от него. Оно отражает специфику изменения малой выборки (N <30), распределяющейся по нормальному закону в зависимости от N.

Практическим следствием открытия закона распределения Стьюдента явилось изменение формул, определяющих границы доверительного интервала для математического ожидания случайной величины при заданной доверительной вероятности РD. Доверительный интервал должен вычисляться по формуле:

.

Сравним значения доверительных интервалов в случае распределения Гаусса и распределения Стью­дента для одной и той же доверительной вероятности:

PD Распределение Гаусса Распределение Стьюдента
0,95

Через обозначена ошибка среднего для генеральной совокупности.

Исследования Стьюдента сыграли громадную роль, так как дали возможность работать с ма­­­лыми выборками. Обратим еще раз ваше внимание на то, что главная задача, которую решает математи­чес­кая ста­тис­ти­ка (ради чего, собственно говоря, эта наука и существует), заключается в том, чтобы на ос­но­ва­нии изучения выборки делать выводы о свойствах генеральной совокупности. Выборка - это лишь часть генеральной совокупности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 957; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.124.8 (0.005 с.)