Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
VIII. О Пути Удаления и Пути ВозвратаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Движение «вовне» называется Путём Удаления, так как обращает Сознание человека от «внутреннего» к «внешнему», в то время как движение «внутрь» называется Путём Возврата, так как обращает Сознание от проявленного к Изначальному, от Космоса к Хаосу, от Тварного Света к Изначальной Тьме. При этом само деление Единого на «внешнее» и «внутреннее» порождено неведением человеком своей Истинной Природы — за пределами всякой двойственности этого Мира. Преодоление двойственности на Пути Возврата означает воссоединение Анимуса и Анимы — мужского (Animus) и женского (Anima) начал человеческой души (согласно терминологии глубинной психологии), — Меркурия и Венеры, Гермеса и Афродиты, иногда меняющихся местами. Так, на языке Алхимических Символов говорится, что Свет Утренней Звезды (Венеры-Люцифера), оплодотворяя «Ртуть Философов» (тинктуру Меркурия, представляемую в виде прекрасной Женщины), [воз-]рождает Гермафродита (Гермес + Афродита) — Совершенное Существо, пребывающее за пределами двойственности этого Мира, Алхимический Ребис (Rebis — буквально: «Двойная Вещь»). Разумеется, речь идёт не об апологии физического уродства на внешнем уровне, а о достижении внутренней Гармонии между двумя Космическими Началами (начальный этап Делания) и дальнейшем их полном воссоединении, или слиянии воедино, внутри адепта, то есть о преодолении иллюзии двойственности и Возврате к Изначальному Духовному Единству в Едином (завершающий этап Делания).
IX. О Высшем Гнозисе и Духовном Освобождении
Высший Гнозис (Γνώσις), согласно Учению Хаогностицизма, заключается в непосредственном неконцептуализированном Знании своей Истинной Природы, которое раскрывается посредством Духовного Самопознания и выхода за пределы всякой двойственности. Таким образом, освободиться из-под власти Демиурга возможно лишь посредством внутреннего Духовного Пробуждения и Освобождения из-под власти собственной ложной самости, или ego, через которое Демиург и его Архонты управляют нами. Поистине, «отсечь голову» своему ego и «пронзить Копьём Тьмы Покровы Тварного Света» — означает «отсечь голову» Демиургу и, прозрев своим Вещим Оком, (раскрытым Нетварным Светом Неосквернённой Мудрости) за качествами Бескачественное, за Множественностью этого Мира Изначальное Единство, — освободиться навсегда из-под власти Архонтов и подвластных им Временных Эонов, обратив Сердце своё к Вечному Эону, к самому Сердцу Тьмы.
Sapienti sat!
[2010]
ПРИЛОЖЕНИЕ 1: Тьма, Мрак и Бездна у христианских мистиков
1. Заметим, что некоторые христианские мистики, вопреки господствующим представлениям, при описании Неописуемого Первоисточника всего сущего также использовали понятия: Тьма, Мрак, Бездна и т.п. Так, например, [Псевдо-]Дионисий Ареопагит (V в. e.v.), в «Послании к Тимофею» размышляя о том, каким образом возможно единение с Причиной всего сущего, писал: «...совершенные, неизменные и подлинные таинства Богословия открываются в ПРЕСВЕТЛОМ МРАКЕ (Здесь и далее выделения наши. — Прим. V.L.S.L.V.) тайноводственного безмолвия, в котором при полнейшем отсутствии света, при совершенном отсутствии ощущений и видимости наш невосприимчивый к [ Духовному ] просвещению разум озаряется ярчайшим светом, преисполняясь пречистым Сиянием! <...> Как горю я желанием достичь этого МРАКА, дабы неведением и невидением узреть и познать Того, Кто превосходит созерцание и познание даже в невидении и в неведении! Ведь истинное познание, созерцание и сверхъестественное славословие Сверхъестественного — это именно неведение и невидение, достигаемое [ постепенным ] отстранением от всего сущего, наподобие того, как ваятели, вырубая из цельного камня статую и устраняя всё лишнее, что застилало чистоту её сокровенного лика, тем самым только выявляют её утаённую даже от себя самой красоту. И полагаю, что при славословии Сверхъестественного отрицательные суждения предпочтительнее положительных, поскольку, утверждая что-либо о Нём, мы тем самым от самых высших свойств Его постепенно нисходим к познанию самых низших, тогда как, отрицая, мы восходим от самых низших к познанию самых изначальных; таким образом, мы отказываемся от всего сущего ради полного ведения того неведения, которое сокрыто во всём сущем от всех, кто хотел бы познать его, и ради созерцания того СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОГО МРАКА, который сокрыт во всем сущем от тех, кто хотел бы узреть его» (пер. Л. Лутковского)[24]. 2. Божественный «Мрак» присутствует и в учении Григория Нисского (ок. 335 – после 394 e.v.). В «Мистическом богословии Восточной церкви», в главе «Божественный Мрак», у В.Н. Лосского читаем: «Григорий Нисский пишет трактат "Жизнь Моисея", в котором восхождение Моисея на Синай является путём созерцания, встречей более высокой, чем первая его встреча с Богом, когда Он явился ему в купине неопалимой. Тогда Моисей видел Бога в свете, теперь он вступает в МРАК, но то, что в этом МРАКЕ, — Бог, где наши понятия теряют смысл. В нашем Духовном восхождении только всё более и более достоверно открывается абсолютная непознаваемость Божественной природы. Всё более и более к ней устремляясь, душа непрестанно растёт, из себя выходит, себя превосходя, в жажде большего». 3. О «Божественной Тьме» говорил также Иоганн Таулер (1300–1361 e.v.), ученик Майстера Экхарта (ок. 1260 – ок. 1328 e.v.), великого немецкого философа-мистика, учившего, что человек способен познавать Бога, т.к. в его душе есть «Божественная искорка», частица Божества: «...очищенный, просветлённый Дух погружается в БОЖЕСТВЕННУЮ ТЬМУ, в молчание и в непостижимое и невыразимое Единение; и в погружении этом утрачивает всё схожее и несхожее, и в БЕЗДНЕ этой теряет Дух сам себя и ничего более не знает ни о Боге, ни о себе самом, ни о схожем, ни о несхожем, ни о ничто; ибо отныне погрузился он в Божественную Единость и утратил все различения». 4. Другой ученик Экхарта, Рейсбрук Удивительный (1273–1381 e.v.), писал: «И здесь бывает ненаслаждающееся выступление и изливающееся погружение в сущностную наготу, где все Божественные Имена и все виды, и весь Божественный Разум, отражённые в зеркале Божественной Истины, упадают в простую неизреченность, в отсутствие вида и разума. Ибо в этой неограниченной БЕЗДНЕ ПРОСТОТЫ все вещи облечены в наслаждающееся блаженство, и БЕЗДНА сама остаётся не постигнутой иначе, как через сущностное единство. Перед этим должны отступить лица и всё, что живёт в Боге. Ибо здесь нет ничего, кроме одного вечного покоя в наслаждающемся облечении любовного погружения, и это есть сущность без вида, которую избрали все внутренние Духи поверх всякой вещи. Это есть то ТЁМНОЕ МОЛЧАНИЕ, где все любящие потерялись». 5. Здесь же следует упомянуть и «Бездну» (Ungrund) Якоба Бёме (1575–1624 e.v.) — «Безосновное», «Великое Ничто», из Которого всё начало быть, в непостижимом трансцендентальном взаимодействии с противостоящей «Бездне» «Основе» (Grund).
ПРИЛОЖЕНИЕ 2: [ Псевдо- ] Дионисий Ареопагит [25] О Мистическом Богословии. Послание к Тимофею
Оглавление
Глава I — Что такое Божественный Мрак Глава II — Как подобает восходить ко всеобщей и всё превосходящей Причине и Её воспевать Глава III — Каково катафатическое Богословие и каково апофатическое Глава IV — Что ничем из чувственного не является, превосходя его, Причина всего чувственного Глава V — Что ничем из умственного не является, превосходя его, Причина всего умственного Приложение 1: Письмо Гаю монаху Приложение 2: Письмо Дорофею диакону
Глава I Что такое Божественный Мрак
I.1. Троица Пресущественная, Пребожественная и Преблагая, руководящая премудростью христиан, направь нас к таинственных слов пренепознаваемой пресветлой и высочайшей Вершине, где простые, абсолютные и неизменные таинства Богословия, окутанные Пресветлым Мраком сокровенно таинственного Безмолвия, в глубочайшей Тьме пресветейшим образом сияют и совершенно таинственно и невидимо прекрасным блеском преисполняют безглазые умы. Молюсь, чтобы было мне так! Ты же, дорогой Тимофей, усердно прилежа мистическим созерцаниям, оставь как чувственную, так и умственную деятельность и вообще всё чувственное и умозрительное, всё не-сущее и сущее, и изо всех сил устремись к соединению с Тем, Кто выше всякой сущности и познания. Неудержимым и абсолютным из себя и из всего исступлением, всё оставивший и от всего освободившийся, ты безусловно будешь возведён к пресущественному Сиянию Божественной Тьмы. I.2. Смотри, однако же, чтобы никто из непосвящённых об этом не услышал. Таковыми я называю привязанных к сущему, воображающих, что ничего сверх сущего сверхсущественно не существует, но полагающих, что своим собственным разумом они способны ведать Сделавшего Мрак покровом Своим [ср., напр.: «И мрак сделал покровом Своим» (Пс. 17, 12)]. Если выше таковых оказываются Божественные Тайноучения, то что и говорить о ещё менее причастных к Тайнам, которые лежащую над всем Причину изображают как последнее из сущего и утверждают, что Она ничем не превосходит создаваемых ими безбожных многообразных форм. Подобает, между тем, Ей как всеобщей Причине приписывать все качества сущего и ещё более подобает их отрицать, поскольку Она — превыше всего; и не надо при этом считать, что отрицание противоречит утверждению, так как Она первичней и намного выше умалений, выше всякого и отрицания, и утверждения. I.3. Так, Божественный Варфоломей [имеется в виду один из 12 апостолов (см. Мф. 10, 3; Мр. 3, 18; Лк. 6, 14)] говорит ведь, что и велико Богословие, и мало, и Евангелие и пространно и велико, но при этом и кратко. Мне кажется, он совершенным образом понимал, что и многословесна благая Причина всего, и малоречива, и даже бессловесна настолько, что не имеет ни слова, ни мысли по причине того, что все Она сверхсущественно превосходит, и неприкрыто и истинно изъявляется одним тем, кто нечистое всё и чистое превзойдя, и на все и всяческие святые вершины восхождение одолев, и все Божественные светы, и звуки, и речи Небесные оставив, вступает во Мрак, где воистину пребывает, как говорит Писание [ср., напр.: «И мраком покрыл Себя» (2 Цар. 22, 12)], Тот, Кто вне всего. И ведь не сразу Божественный Моисей, — сначала ему было повелено очиститься самому и от неочищенных отделиться, — лишь после всяческого очищения услышал многогласные трубы и увидел светы многие, чисто сияющие, и разнообразные лучи. После этого он покинул толпу и с избранными священниками достиг вершины Божественных восхождений [Исх. 19, 9–24]. Но и там он собеседовал не с Самим Богом и видел не Его Самого, ибо Тот незрим, но место, где Тот пребывал [Исх. 33, 20–23]. Это указывает, как мне кажется, на то, что Божественнейшие и высочайшие из предметов созерцания и разумения являются всего лишь некоторыми гипотетическими выражениями подножий всё Превосходящего, с помощью которых обнаруживается превышающее всякое мышление присутствие Того, Кто опирается на умственные вершины Его святейших мест. И тогда Моисей отрывается от всего зримого и зрящего и во Мрак неведения проникает воистину таинственный, после чего оставляет всякое познавательное восприятие и в совершенной темноте и незрячести оказывается, весь будучи за пределами всего, ни себе, ни чему-либо другому не принадлежа, с совершенно не ведающей всякого знания бездеятельностью в наилучшем смысле соединяясь и ничего-не-знанием сверхразумное уразумевая.
Глава II
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 316; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.142.210 (0.011 с.) |