Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Охрана историко-культурного наследия↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Раздел охраны историко-культурного наследия в данном проекте планировки выполнен по материалам "Историко-культурный опорный план, проект зон охраны и градостроительных регламентов по условиям охраны объектов культурного наследия", разработанным НИП "Этнос" в составе генерального плана муниципального образования "Город Архангельск". Историко-культурный потенциал района Соломбала необходимо рассматривать в неразрывной связи с его природным ландшафтом. Своеобразие архитектурно-ландшафтной среды Соломбалы во многом определяется внутренними и внешними раскрытиями, пространственными и композиционными взаимосвязями, непосредственно характеризующими городской (антропогенный) ландшафт. Правильный анализ и понимание этих раскрытий и взаимосвязей способствует сохранению архитектурно-ландшафтной среды в границах на начало ХХ века. В целом можно заключить, что степень сохранности историко-градостроительной среды Архангельска (в границах города на начало ХХ века) на сегодняшний день не достаточно велика, а вышеперечисленные локальные участки сохранившейся исторической застройки по отношению к территории всего исторического центра достаточно малочисленны. С целью дальнейшего сохранения этих территорий предлагается рассматривать их как особый вид объектов культурного наследия – достопримечательные места. Согласно определениям, данным в Федеральном законе от 25.06.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", достопримечательные места – это "творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок; места совершения религиозных обрядов", а ансамбли – это "четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения (храмовые комплексы, дацаны, монастыри, подворья), том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи". Главное отличие понятия достопримечательное место от понятия ансамбль заключается в комплексности, многослойности, масштабности и универсальности понятия "достопримечательное место". Исходя из сказанного выше, основными принципами выявления достопримечательных мест и критериями их оценки являются следующие: исторически и ландшафтно обусловленная локализация, топографическая идентификация, дающая возможность установить и описать границы; высокая степень сохранности и целостности восприятия исторической планировочной структуры и историко-градостроительной среды; высокая степень насыщенности объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры), а также зданиями и сооружениями, обладающими признаками объекта культурного наследия, и ценными объектами историко-градостроительной среды. Именно по этим трем основополагающим критериям были выделены участки, каждый из которых обладает также (в той или иной степени) и рядом других признаков объектов культурного наследия – достопримечательных мест, а именно совокупностью параметров, историко-архитектурного, градостроительного художественного, культурологического характера и составляющих, в конечном итоге, упоминавшиеся ранее комплексность, многослойность, масштабность и универсальность понятия "достопримечательное место": освоенность участка с древних времен и наличие видимых следов этого (помимо естественного наличия древних археологических культурных слоев); непосредственная связь участка и/или сооружений на нем с важнейшими историческими событиями или памятными датами, или пребыванием выдающихся деятелей, получивших признание в международных масштабах, в стране или регионе; градоформирующее значение территории как самодостаточного градостроительного образования, так и в структуре исторического ядра Архангельска; наличие выразительного архитектурно-художественного образа достопримечательного места во взаимосвязи зданий и сооружений с природным или рукотворным ландшафтом, наличие визуальных связей с другими участками города, речными путями, наличие красивых видовых точек в пределах территории достопримечательного места или панорамных видов и т.д.; преемственность функционального использования; наличие в пределах достопримечательного места зданий и сооружений, представительно отражающих тот или иной этап в развитии архангелогородской (российской, мировой) архитектуры и/или характеризующих творческую деятельность выдающегося архитектора (художника, конструктора); наличие в пределах достопримечательного места зданий и сооружений, активно (или опосредованно) участвующих в процессе изучения культурного наследия, воспитания и развития личности; высокая публичная и общественная значимость достопримечательного места как целостного градостроительного образования либо наличие на территории достопримечательного места зданий и сооружений, имеющих высокую степень публичной и общественной значимости; уникальность и/или самобытность каждого из достопримечательных мест как целостного градостроительного образования в масштабах региона (страны, мира); наличие на территории достопримечательного места зданий и сооружений, являющихся уникальными и/или самобытными в масштабах региона (страны, мира); высокий туристический ресурс достопримечательного места и/или потенциал его развития; социокультурная ценность каждого из достопримечательных мест как части культурного ландшафта Архангельска. Историко-культурная характеристика достопримечательного места "Старая Соломбала" Исторически и ландшафтно обусловленная локализация, топографическая идентификация, дающая возможность установить и описать границы. Достопримечательное место "Старая Соломбала" представляет собой целостный район исторической деревянной застройки в юго-восточной части Соломбалы, вдоль Кузнечевского рукава реки Северной Двины, включающий в себя территорию бывших Соломбальских деревень и Кемского поселка. Границы территории достопримечательного места проходят следующим образом: с юго-востока – по береговой линии Кузнечевского рукава, с юго-запада – по линиям улиц Таймырской и Розмыслова, с северо-запада – по линии улицы Терехина, огибая Соломбальское кладбище, с севера и северо-востока – по переулку Красному и границе существующих кварталов Соломбальских деревень, занимающих окраинное положение и не имеющих сопредельной застройки. Высокая степень сохранности и целостности восприятия исторической планировочной структуры и историко-градостроительной среды. Достопримечательное место практически полностью сохранило свою историческую застройку самого начала и 30-х годов ХХ века. Сохранились направления улиц, исторические красные линии, линии застройки, частично парцелляция. Существующая здесь градостроительная среда складывается из нескольких частей. Первая часть, ограниченная рекой Соломбалкой и Кузнечевским рукавом, сформировалась из разросшихся здесь Первой, Второй и Третьей Соломбальских деревень с растянувшейся в несколько рядов застройкой вдоль Кузнечевского рукава. Ее сельский характер сохраняется на сегодняшний момент на большей части исследуемой территории, также как и особенности планировки бывших деревень с линейной структурой. Специфика этой структуры заключается в том, что дома вдоль улицы деревни обращены фасадами к воде, а дома второй и последующих рядов улиц обращены к задним фасадам первого ряда. Рядом с этой застройкой расположен Кемский поселок, представляющий из себя достаточно самостоятельное градостроительное образование. Оно представляет собой комплекс двухэтажной городской деревянной застройки 1930-х годов, обладающей стилистическим единством и объединенной благоустройством и озеленением. Другие две части находятся на другом берегу реки Соломбалки (Курьи) и в основном также сохранили самобытный сельский характер застройки. Одна из них (к югу от Адмиралтейской улицы) сохранила линейную структуру застройки, застройка второй (северной) носит уличный характер. Все три части сохранившейся здесь исторической застройки имеют незначительные современные включения. Также в границах данной территории сохранилось историческое Соломбальское кладбище с церковью Мартина Исповедника. Оно занимает окраинное место исследуемого района и мало влияет на его планировку. Высокая степень насыщенности объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры), а также зданиями и сооружениями, обладающими признаками объекта культурного наследия, и ценными объектами историко-градостроительной среды. Основу историко-градостроительной среды, главным образом, здесь составляет своеобразная деревянная жилая застройка, имеющая большую этнографическую ценность. На территории Соломбальского кладбища находится памятник архитектуры периода классицизма - церковь Мартина Исповедника (1804-1806 г., 1886 г.). Здесь же похоронен целый ряд выдающихся кораблестроителей и исследователей Арктики. Давность освоения участка, наличие видимых следов этого. На территории достопримечательного места расположена стоянка древнего человека Соломбальская II, относящаяся к III-I тысячелетию до н.э. В новое время освоение данной территории непосредственно связано с возникновением здесь гавани, судостроительной верфи и развитием мореплавания. Одним из ранних освоенных участков исследуемой территории является крестьянское селение Новинки – Первая Соломбальская деревня (первая половина XVIII века), расположенная по берегам реки Соломбалки и Кузнечевского рукава. Градоформирующее значение территории как самодостаточного градостроительного образования, так и в структуре исторического ядра Архангельска. Исследуемый район является самостоятельным градостроительным образованием, расположенным в юго-восточной части Соломбалы, достаточно поздно вошедшим в городскую черту Архангельска. Самобытность этого района Соломбальских деревень определяется практически сплошным массивом деревянной застройки, носящей традиционный поморский характер. Наличие выразительного архитектурно-художественного образа ДМ во взаимосвязи зданий и сооружений с природным или антропогенным ландшафтом, наличие визуальных связей с другими участками города, речными путями, наличие панорамных видов, выразительных видовых точек. Выразительный архитектурно-художественный образ достопримечательного места обусловлен в первую очередь органичным сочетанием существующего здесь природного и антропогенного ландшафта. Сельский характер застройки, расположенной вдоль живописных озелененных берегов реки Соломбалки, Курьи и Кузнечевского рукава, контрастирует с прилегающими к данной территории современными городскими кварталами Соломбалы. Благодаря внутренним визуальным раскрытиям над водным пространством канала и реки образуются выразительные видовые точки и коридоры видимости. Особенно интересен панорамный вид застройки, раскинувшейся вдоль берега Кузнечевского рукава: над береговой линией построек сельской деревянной одноэтажной архитектуры возвышается несравненно большее по высоте деревянное многоэтажное здание с оригинальным остроконечным силуэтом. Оно является современной градостроительной высотной доминантой над всей окружающей территорией района с невысоким рельефом местности и спокойным силуэтом застройки; также хорошо просматривается с противоположного берега Кузнечевского рукава и всей прилегающей акватории. Преемственность функционального использования. Исторически на данной территории в основном находились жилые постройки Соломбальских деревень. На сегодняшний день здесь расположена селитебная зона, состоящая в большинстве своем из индивидуальной застройки, за исключением Кемского поселка. Таким образом, селитебная функция на данной территории сохранена. Также продолжает функционировать Соломбальское кладбище. Наличие в пределах достопримечательного места зданий и сооружений, представительно отражающих тот или иной этап в развитии архангельской архитектуры и/или характеризующих творческую деятельность выдающихся архитекторов (художников, конструкторов). Застройка достопримечательного места представлена деревянными зданиями, в подавляющем количестве одноэтажными индивидуальными с придомовыми участками, используемыми под сад или огород. Их сельская архитектура и типология традиционны для поморских деревень, окружающих Архангельск. Наиболее выразителен тип одноэтажного дома, имеющий пять окон по фасаду и мезонин с тремя окнами, встроенный в вальмовую крышу. Имеются также дома с двухскатной крышей в три, пять окон по фасаду без мезонина. Все они находятся на высоком цоколе (подклете) и обязательно имеют дощатую обшивку сруба снаружи. Период их постройки относится преимущественно к началу – середине ХХ века (не считая более поздних современных включений). В целом все они отражают архитектурные и строительные приемы сельских построек Русского Севера, выработанные в течении многих столетий с учетом местных климато-географических особенностей. Также на данной территории имеется своеобразный комплекс жилых построек, так называемый Кемский поселок, архитектура которого является примером рабочих поселков 1930-х годов. Уникальность и/или самобытность достопримечательного места как целостного градостроительного образования в масштабах региона, страны; наличие на территории достопримечательного места зданий, являющихся уникальными в масштабах региона, страны. Данный район исторической застройки является уникальным и самобытным в масштабе города Архангельска как цельное градостроительное образование, носящее ярко выраженный сельский характер, отражающий специфику архитектуры и быта поморских деревень. Во многом уникальный облик района сформировался благодаря особенностям природного ландшафта. Высокий туристический ресурс достопримечательного места. Туристическая привлекательность территории обусловлена наличием сохранившейся здесь своеобразной исторической застройки, формирующей Первую, Вторую и Третью Соломбальские деревни, отражающей этнографию поморов. При определенных условиях речка Соломбалка и Никольский канал, насквозь пронизывающие данный район, могут послужить водным туристическим маршрутом. Также при ознакомлении с местной архитектурой особый интерес может представлять своеобразное современное многоэтажное здание, выстроенное из деревянных конструкций. Социокультурная ценность достопримечательного места как части культурного ландшафта Архангельска, идентифицируемого с историко-культурным центром города. Исследуемая территория является особым участком культурного ландшафта Архангельска. Не будучи его центральной исторической частью, она, тем не менее, также исторична. Ее социокультурная ценность определяется не столько соседством с центральной частью города, сколько самостоятельным в градостроительном смысле положением всего района Соломбалы. Островное положение Соломбалы и особенности быта, связанные с низменным положением островов (ежегодные наводнения, когда вся Соломбала "плывет"), всегда усиливали выделение района в общем городском пространстве. Семантическое значение Соломбальских островов в контексте городского культурного ландшафта трудно переоценить. С одной стороны статус международного порта, с другой самобытный характер развития и существования Соломбальских поселений, в разные периоды по-разному определяли социальную и культурную значимость исследуемой территории.
Памятники архитектуры Англиканская церковь (1853 год), наб. Г.Седова, 14. Западным фасадом обращена к набережной. В плане это деревянное обшитое здание имеет слабовыраженную крестообразную форму. Речной фасад украшен высоким глухим щипцом с декоративными пирамидальными башенками по краям, поставленными на угловые колонны. В центре – входной проем с надпортальным окном стрельчатой формы. С двух сторон от него и на продольных фасадах – стрельчатые оконные проемы. Над ними – круглые окна второго света, что свидетельствует об использовании приемов псевдоготики. Крест на щипце, башенки по углам и ряд других декоративных элементов утрачены. Интерьер переделан. Памятник архитектуры регионального значения.
Административное здание Соломбальского адмиралтейства (конец XIX века – начало XX века), пр. Никольский, 15. Кирпичное оштукатуренное двухэтажное здание с асимметричным уличным фасадом, благодаря ризалиту, расположенному в его левой части. Этажи разделены фризом и междуэтажной тягой. Стены нижнего этажа выделены рустом. Окна второго этажа имеют рамочные наличники с замковыми камнями, а в результате с полуциркульными завершениями. В стилевом отношении – это пример поздней эклектики с использованием приемов постклассицизма. Памятник архитектуры регионального значения. Магазин братьев Макаровых (1890 год), пр. Никольский, 56. Двухэтажное кирпичное с подвалом здание построено в формах эклектики. Прямоугольное в плане, оно имеет скругленный угол, обращенный к перекрестку улиц Левачева и Терехина. Северный фасад слегка асимметричен. Центр его выделен ризалитом с высоким треугольным фронтоном, в котором размещено круглое чердачное окно. Окна и входные проемы нижнего этажа украшены плоскими лучковыми сандриками. Окна второго этажа имеют лучковые перемычки с широким архивольтом, которые в ризалите дополнены рамочными наличниками. Междуэтажное членение решено в виде фриза с профилировкой. Поле стены выкрашено красной краской, а декор выделен белым цветом. Внутренняя планировка этажей образована двумя поперечными стенами и одной продольной между ними. В нижнем этаже установлены опорные столбы. Помещения перекрыты сводами. Памятник архитектуры регионального значения. Жилой дом купцов Макаровых (1914 год). ул.Терехина, 3 (Беломорской флотилии, 3). Трехэтажное кирпичное оштукатуренное здание построено по проекту инженера А. Пеца с использованием приемов модерна. Восточный фасад членится ризалитами, завершенными парапетными аттиками. Центральный кирпичный аттик изящный, с лучковым завершением. Нижний этаж имеет руст, имитирующий квадры. Остальная часть стен обработана под "шубу". Главный фасад симметричен, если не считать различий в характере ризалитов. Его центр выделен четверными, а ризалиты тройными окнами. Над окнами третьего этажа проходит растительный орнамент, характерный для модерна. Оси больших окон первого этажа не соответствуют осям меньших окон второго и третьего этажей. Планировка этажей одинакова. Продольная стена делит пространство на две половины. Северная половина делится еще на две части. В южной половине выделяется лестничная клетка. Над лестничной клеткой – лучковый свод на падугах. От убранства интерьеров сохранились тянутые карнизы. Памятник архитектуры регионального значения. Константиновский приют (начало ХХ века), ул. Терехина, 19. Здание построено в стиле модерн. Г-образный план его усложнен выступом со двора. Угловая юго-западная часть дома решена в виде башни, завершенной вспученной кровлей. С другой стороны главного фасада – повышенный ризалит. В западном ризалите – башне – широкий входной проем. Восточный ризалит прорезан двумя окнами в первом этаже, тремя узкими – во втором и пятью такими же в третьем этажах. Стены ризалитов имеют продольный руст. В первом этаже проходит непрерывный пояс по верху окон. Во фризе помещены рельефные кольца, над которыми находятся лепные композиции растительного орнамента. Внутренняя планировка образована капитальными стенами. Продольная стена делит здание на две части. В северной части здания – большой зал. Две перпендикулярные стены в северо-западной части образуют лестничную клетку с парадной лестницей, ограждение которой имеет чугунные балясины с изящными столбиками на поворотах. В некоторых помещениях сохранились тянутые карнизы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 416; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.53.7 (0.011 с.) |