Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Милованова Е. Н. , яненко Е. Ю.↑ Стр 1 из 13Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Милованова Е.Н., Яненко Е.Ю.
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ОРГАНИЗАЦИИ
Учебное пособие
Санкт-Петербург ОГЛАВЛЕНИЕ РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ ТЕОРИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА.. 3 1.1. Понятие хозяйственного учёта. 3 1.1.1. Виды хозяйственного учёта. 4 1.1.2. Финансовый и управленческий учёт. 5 1.2. Основные требования к бухгалтерскому учету, его задачи. 6 1.2.1. Задачи бухгалтерского учета. 6 1.2.2. Функции и принципы бухгалтерского учета. 6 1.2.3. История возникновения бухгалтерского учета. 9 1.3. Предмет бухгалтерского учета. 9 1.3.1. Классификация имущества предприятия по составу и размещению.. 11 1.3.2. Классификация источников формирования имущества предприятия. 14 1.4. Метод бухгалтерского учета. 17 1.4.1. Документация и инвентаризация. 20 1.4.2. Оценка и калькуляция. 30 1.5. Нормативное регулирование бухгалтерского учета. 32 1.5.1. Требования к ведению бухгалтерского учета. 32 1.5.2. Регулирование бухгалтерского учета. 32 1.6. Учетные регистры и формы бухгалтерского учета. 36 1.6.1. Учетные регистры.. 36 1.6.2. Формы бухгалтерского учета. 41 1.7. Бухгалтерский баланс. 49 1.7.1. Понятие бухгалтерского баланса, его виды.. 49 1.7.2. Содержание и структура бухгалтерского баланса. 51 1.7.3. Типовые изменения баланса под влиянием хозяйственных операций. 53 1.8.Счета и двойная запись. 54 1.8.1. Содержание и строение бухгалтерских счетов. Порядок записи хозяйственных операций на счетах 54 1.8.2. Синтетические и аналитические счета, субсчета. Оборотные ведомости по синтетическим и аналитическим счетам.. 57 1.8.3. Классификация счетов по экономическому содержанию.. 62 1.8.4. Классификация счетов по назначению и структуре. 64 1.8.5. План счетов бухгалтерского учета. 67 РАЗДЕЛ 2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ИМУЩЕСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ И ИСТОЧНИКОВ ЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.. 70 2.1. Учет денежных средств и расчетных операций. 70 2.1.1. Учет денежных средств в кассе. 70 2.1.2. Учет денежных средств на расчетном счете. 74 2.1.3. Учет расчетных операций. 77 2.2. Учет внеоборотных активов. 84 2.2.1. Учет основных средств. 84 2.2.2. Учет нематериальных активов. 93 2.3. Учет материально–производственных запасов. 97 2.4. Учет затрат на производство продукции. 102 2.5. Учет готовой продукции и ее продажи. 105 2.6. Учет товаров и их продажи. 107 2.7. Учет финансовых вложений. 111 2.8. Учет финансовых результатов. 114 2.9. Учет капитала. 117 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 121
Понятие хозяйственного учёта Основой существования и развития любого общества является материальное производство. В данной сфере производятся различные вещественные блага: в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве. Кроме того, здесь оказываются материальные услуги: в торговле, в сфере бытового обслуживания, на транспорте и т.п. Для получения необходимых сведений о ходе хозяйственных процессов организуется хозяйственный учёт. Он возник из потребностей управления материальным производством: при руководстве хозяйственными процессами надо знать конкретные факты хозяйственной жизни и учитывать их. Сбор необходимой информации о ходе хозяйственных процессов начинается с наблюдения за ними. На следующей стадии, установив факты хозяйственной жизни, их измеряют, т.е. выражают числовыми показателями. Далее эти показатели регистрируют, что позволяет пользоваться ими для контроля и управления процессами материального производства. В показателях учёта хозяйственные процессы раскрывают свою количественную и качественную стороны, характеризуя конкретные факты хозяйственной жизни, например, объём производственной и реализованной продукции, наличие денег в кассе и на счетах, запасы материалов, наличие основных средств, сумму прибыли и т.д. Хозяйственный учёт – количественное отражение и качественная характеристика хозяйственных и общественных явлений. Осуществляется хозяйственный учёт путём наблюдения, измерения и систематической регистрации всех хозяйственных процессов, их результатов и использования ресурсов на каждом отдельном предприятии. В хозяйственном учёте для количественного выражения имущества предприятия, его обязательств и хозяйственных операций применяются следующие виды измерителей: натуральные, трудовые и денежные (рис.1).
Рис. 1. Виды измерителей хозяйственного учета Натуральныеизмерители применяются для количественного учёта отдельных предметов (основных средств, материальных ценностей, готовых изделий). К ним относятся килограммы, метры, штуки, литры и т.д. Натуральные показатели можно обобщать лишь по однородным предметам или работам, имеющим одинаковые измерители. С помощью данной группы измерителей можно получать и качественные характеристики объектов. Трудовые измерители являются способом определения и контроля затрат труда и использования рабочего времени. К учётным единицам относятся часы, дни, человеко-часы, человеко-дни (выражаются в единицах времени – рабочий день, час). Данные показатели в ряде случаев применяются для расчета качественных показателей в сочетании с натуральными (например, при определении роста или снижения производительности труда). Денежные (стоимостные) измерители (рубли) используются в качестве единого обобщающего показателя, позволяющего учесть самые разнородные средства и ценности, разнохарактерные операции, а также представить их в денежной оценке как единое целое. Для наиболее объективной оценки хозяйственных операций денежные измерители могут применяться в учёте в сочетании с натуральными и трудовыми (например, размер оплаты труда в денежном выражении определяется с помощью дневной ставки и количества отработанных дней). Денежный измеритель позволяет учитывать и контролировать расходование средств предприятия, определять себестоимость работ, осуществлять расчётные операции между предприятиями, а также материальное стимулирование рабочих, кроме того выступает средством выражения кредитных связей организаций. В Российской Федерации денежным измерителем является рубль. Посредством денежного измерителя рассчитывают показатели, характеризующие работу хозяйствующего субъекта (оценочно), контролируют деятельность предприятия, в том числе финансово–хозяйственную деятельность отдельных подразделений, определяют обобщающие показатели о разнородных объектах учёта. Применение различных измерителей в отдельности или в разных сочетаниях даёт возможность более полно или правильно отразить и проконтролировать отдельные хозяйственные операции и их результаты. Виды хозяйственного учёта В зависимости от характера данных, методов их получения и способов группировки хозяйственный учёт подразделяют на статистический, оперативный и бухгалтерский. Оперативный учёт ведётся на предприятии без применения какой-либо системы, для быстрого (оперативного) отражения совершаемых хозяйственных операций и служит для доведения информации до исполнителя, которому она предназначена. Оперативный учёт – система текущего наблюдения и контроля за отдельными операциями, а также управления ими в ходе их осуществления. Данные оперативного учёта зачастую не документируются, а сообщают устно. Ведётся учёт в местах совершения хозяйственных операций (касса, склад и т.д.). Оперативный учёт отличают краткость и быстрота получения учётных сведений. Оперативная информация применяется для текущего руководства деятельностью организации (например, в учёте выполнения договоров, составления плана товарооборота). Статистический учёт применяется для изучения закономерностей и взаимосвязи массовых общественных явлений и процессов. Статистика осуществляет наблюдение за различными явлениями, происходящими на предприятиях, в организациях, и представляет собой систему регистрации, обобщения, а также изучения массовых явлений. С её помощью исчисляют количественные и качественные показатели различных сторон производственно-хозяйственной деятельности предприятия – производительность труда, объем производства, заработную плату и др., изучаются и анализируются возникающие закономерности развития процессов и явлений. Статистический учёт использует данные оперативного и бухгалтерского учёта. Данный вид учёта предоставляет информацию органам власти для принятия управленческих решений на государственном и региональном уровнях (например, данные о численности работающих и их доходах, средствах на оплату труда). Бухгалтерский учёт охватывает менее широкий круг объектов, чем статистика, но более широкий, чем оперативный учёт. Этот вид учёта является всеобъемлющим и наиболее достоверным. На протяжении всего учётного периода в его регистрах хронологически и систематически фиксируется вся производственная и финансовая деятельность предприятия, наличие и движение средств, их источников и текущие хозяйственные операции. Наряду с применением в бухгалтерском учёте всех трех видов измерителей при составлении отчётности используются лишь денежные, что позволяет все ценности и хозяйственные операции предприятия показывать в единой всеобъемлющей и сравнимой денежной оценке. Бухгалтерский учёт представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путём сплошного, непрерывного и документального учёта всех хозяйственных операций. Ведётся бухгалтерский учёт путём непрерывной, сплошной и последовательной регистрации всей учётной информации на основании надлежащим образом оформленных первичных учётных документов, в которых фиксируются совершившиеся хозяйственные операции. Бухгалтерский учёт является документальным и доказательным, так как каждая его запись подтверждается соответствующим документом. Достоверность и объективность бухгалтерского учёта подтверждается также периодическими инвентаризациями средств, расчетов и других статей баланса. Результаты инвентаризации свидетельствуют также о наличии тесной связи данных учёта с фактическим состоянием средств предприятия и их сохранностью. Для него характерно применение особых приемов и способов обработки экономической информации: счета бухгалтерского учёта, двойная запись хозяйственных операций, бухгалтерский баланс. Бухгалтерский учёт имеет свои отличительные особенности, а именно является: документально обоснованным; непрерывным (каждый день) и последовательным (без всяких пропусков) регистраций всей учётной информации; стоимостным (средства и операции отражаются в обязательном порядке в стоимостном выражении). Бухгалтерский учёт – это система обобщения и наблюдения за финансово-хозяйственной деятельностью, отражаемой упорядоченно и непрерывно с помощью специальных документов с целью получения данных о работе предприятия и контроля за его деятельностью. Задачи бухгалтерского учета Основными задачами бухгалтерского учета являются: · формирование полной и достоверной информации о деятельности организации, ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности – руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним – инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности; · обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за: - соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью; - наличием и движением имущества и обязательств; использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами; - предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости. В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» к ведению бухгалтерского учете предъявляются следующие основные требования: · бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организации ведут в валюте Российской Федерации – в рублях; · имущество, являющееся собственностью организации, учитывают обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации; · организация ведет бухгалтерский учет непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; · бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организация ведет путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий План счетов бухгалтерского учета: - данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета; - все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий; - в бухгалтерском учете организаций текущие затраты на производство продукции и вложения во внеоборотные активы учитываются раздельно. Рис. 2. Объекты бухгалтерского учета Объектами изучения бухгалтерского учета, или составными частями предмета являются: · хозяйственные средства – как материальная основа деятельности предприятия; · хозяйственные процессы – как содержание самой деятельности предприятия; · результаты хозяйственной деятельности – прибыль или убытки. Хозяйственные средства – это средства предприятия, которые находятся в его распоряжении и используются им для осуществления своей деятельности. Они постоянно находятся в движении, так как включены в кругооборот хозяйственных операций. В этом кругообороте можно выделить три основных процесса: снабжение, производство и реализация (рис.3). Процессы снабжения и реализации составляют процесс обращения. Предприятия постоянно осуществляют процесс производства и участвуют в процессе обращения.
Рис. 3. Схема основных хозяйственных процессов В процессе снабжения у поставщиков приобретаются оборудование, сырье, материалы, которые необходимы для изготовления продукции, выполнения работ, оказания услуг. Материальные запасы, как правило, приобретаются в больших объемах и поэтому поступают сначала на склады предприятий, а затем уже используются в производстве. Процесс производства является основой деятельности предприятия. При его осуществлении используют: · трудовые ресурсы; · материальные ресурсы – сырье, материалы, топливо, запасные части и т.п., которые являются предметами труда и составляют материальную основу выпускаемой продукции; · средства труда – оборудование, машины и прочие основные средства, которые создают условия производственного процесса. Результатом процесса производства является готовая продукция, поэтому можно сказать, что уже на стадии производства закладывается будущая прибыль предприятия. Процесс реализации представляет собой третью стадию кругооборота хозяйственных средств предприятия. Его задачей является продажа продукции покупателям в целях получения денежных средств для возмещения затрат на производство и реализацию продукции, а также прибыли в составе выручки от реализации. Рис. 4. Состав хозяйственных средств предприятия Заемные источники средств Заемные источники средств (обязательства) в распоряжение организации поступают на некоторый фиксированный срок, по истечении которою эти средства должны быть возвращены с определенным процентом или без него их собственнику. Они относятся к внешним источникам ресурсов предприятия. К заемным средствам относятся займы (в том числе в виде облигаций, векселей), кредиты, кредиторская задолженность, обязательства по распределению валового внутреннего продукта. Обязательства бывают краткосрочными и долгосрочными. К краткосрочным обязательствам (сроком погашения не более 12 месяцев) относятся: · краткосрочные ссуды, займы, полученные от физических и юридических лиц; · краткосрочные кредиты банков; · кредиторская задолженность поставщикам за товарно-материальные ценности, работникам по оплате труда, финансовым органам и фондам социального страхования и обеспечения по налогам, взносам и сборам, другим юридическим и физическим лицам. В составе долгосрочных обязательств (сроком погашения более 12 месяцев) отражаются: · долгосрочные выданные кредиторам векселя (например, поставщикам за полученные материально-производственные запасы); · долгосрочные кредиты банков; · прочие долгосрочные займы физических и юридических лиц. Займы – долги организации другим предприятиям. К займам (не носятся как выпущенные организацией облигации, так и выпущенные и проданные предприятием акции трудового коллектива. Займы также могут быть краткосрочными и долгосрочными. Кредиты банка суммы полученных банковских ссуд краткосрочных и долгосрочных кредитов. Краткосрочные кредиты (на срок не более 12 месяцев) банк предоставляет организации на выплату заработной платы сотрудникам, оплату оборотных средств. Долгосрочные кредиты ( сроком более одного года) используются организациями на финансирование вложений во внеоборотные активы – приобретение основных средств, нематериальных активов и т. п. Кредиторская задолженность – задолженность, возникающем вследствие временного несовпадения между моментами получения материально-производственных запасов (работ, услуг) и их оплатой поставщикам за полученные товары, оказанные услуги, по выданным за них контрагентам векселям, по полученным авансам. Кредиторами могут являться различные физические и юридические лица, перед которыми предприятие имеет долги (обязательства), которые подлежат выплате (погашению). Обязательства по распределению валового внутреннего продукта – это задолженность организации своим рабочим и служащим по начисленной, но не выплаченной заработной плате, которая возникает в результате несовпадения во времени моментов ее начисления и выплаты. К ним относятся также долги бюджету по начисленным, но не оплаченным налогам и органам социального страхования и обеспечения по соответствующим начислениям. Классификация средств и источников их формирования лежит в основе составления бухгалтерского баланса. Метод бухгалтерского учета Метод бухгалтерского учета – совокупность способов и приемов, позволяющих осуществлять контрольные функции, функции анализа и управления хозяйственной деятельностью предприятия (рис.6.).
Рис. 6. Классификация элементов бухгалтерского учета Определенными способами учитывают кругооборот средств организации, познается предмет бухгалтерского учета. Метод бухгалтерского учета дает возможность познать явления в изменении и взаимосвязи, а также с учетом их взаимодействия. Он зависит от изучаемого предмета учета, от поставленных задач перед учетом и требований, предъявляемых к нему, а также объектов, подвергаемых контролю. Содержание метода бухгалтерского учета непосредственно вытекает из особенностей бухгалтерского учета и его сущности. Основными элементами метода бухгалтерского учета являются: · документация; · инвентаризация; · счета и двойная запись; · баланс и отчетность; · оценка и калькуляция. Документация используется для организации сплошного и непрерывного учёта оборота средств предприятия, источников их формирования и операций с ними. При помощи документации осуществляется первичное наблюдение и учетное отражение хозяйственных операций, закрепляется ответственность работника за полученные ценности. Сразу по совершении операции для ее отражения в бухгалтерском учете должен быть составлен первичный документ, в котором даются описание совершенных операций и их точное количественное выражение и денежная оценка. Первичный документ должен содержать обязательные реквизиты: наименование предприятия, наименование документа, его номер, дату, краткое содержание хозяйственной операции, ее количественное и денежное выражение, подписи лиц, ответственных за данную хозяйственную операцию. Правильность приводимых в документах сведений заверяется подписью лиц, ответственных за совершенные операции. Требования к документам – своевременность составления, полнота и достоверность информации, обеспечивающие возможность предварительного и текущего контроля за хозяйственной деятельностью предприятия и активного но (действия на результаты его работы). В регистрах бухгалтерского учета все записи должны быть сделаны на основании документов. Инвентаризация как элемент метода бухгалтерского учета через проверку позволяет определить фактическое наличие материальных, ценностей, основных и денежных средств. Инвентаризация проводится путем описания, подсчета, взаимной сверки, взвешивания, оценки выявленных средств и сравнения данных бухгалтерского учета с полученными данными. Она или подтверждает данные бухгалтерского учета, или выявляет неучтенные ценности, допущенные потери, хищения, недостачи. При инвентаризации контролируется сохранность собственности предприятия, проверяется полнота и достоверность данных бухгалтерского учета, соответствие их фактическому наличию имущества и обязательств. Счета бухгалтерского учета предназначены для группировки текущего учета однородных хозяйственных операций, являются способом вторичной регистрации средств и операций с ними. Для наблюдения и контроля за множеством совершаемых операций объекты учета необходимо группировать по экономически однородным признакам. Такую систематизацию осуществляют с помощью счетов бухгалтерского учета. На счетах операции фиксируются в денежном измерителе, а при необходимости используются натуральные и трудовые измерители. Все изменения, происходящие со средствами, представляют собой либо их уменьшение, либо увеличение. С целью отдельного учета данных процессов бухгалтерские счета разделены на две части – дебет и кредит. По дебету отражается увеличение средств и уменьшение их источников, по кредиту – уменьшение средств и увеличение их источников. Двойная запись – способ регистрации хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета, она обеспечивает возможность контроля за правильностью отражения операций. Хозяйственные операции отражаются на счетах с помощью двойной записи, показывающей взаимную связь объектов учета. Благодаря двойной записи каждая операция отражается в одной сумме не менее чем на двух счетах: по дебету одного счета и по кредиту другого. Двойная запись позволяет понять внутреннюю связь явлений, экономический смысл, содержание каждой операции. Двойное отражение хозяйственных операций на счетах является необходимостью, обусловленной переходом средств и их источников из одного состояния в другое, а также сменой форм стоимости в процессе кругооборота средств. Взаимосвязь счетов бухгалтерского учета называется корреспонденцией счетов, а счета – корреспондирующимися. Бухгалтерский баланс представляет собой систему показателей, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность предприятия, состояние его средств и источников на определенную дату в единой денежной оценке. Баланс – это способ их обобщения и группировки. Он является основной отчетной формой, которая характеризует размер имущества и финансовое состояние предприятия. Информация в балансе сгруппирована по разделам, которые, в свою очередь, состоят из статей. Дебетовые остатки счетов находят отражение в левой части (активе) баланса, кредитовые – в правой части (пассиве) баланса. Сумма всех статей актива баланса (информация о хозяйственных средствах) находится в соответствии с суммой всех статей пассива баланса (информация об источниках хозяйственных средств). Данные баланса используются для контроля за наличием и структурой хозяйственных средств и их источников, анализа финансового состояния предприятия, его платежеспособности, размещения средств, степени изношенности основных средств и пр. Бухгалтерская отчетность представляет собой систему обобщающих технико-экономических показателей. Предназначена освящать деятельность предприятия, кроме баланса, включает в свой состав ряд таблиц и сведений о движении средств, фондов, о структуре доходов, себестоимости, налогах и платежах и пр. Входящие в ее состав показатели должны в большей степени удовлетворять требованиям обеспечения информацией для осуществления управления, анализа и контроля за хозяйственной деятельностью предприятия и создания базы для последующего планирования его деятельности. Оценка необходима для получения обобщающих показателей о различных средствах, их источниках, операциях с ними. Осуществляется оценка в денежном выражении. Оценка хозяйственных средств базируется на их фактической себестоимости, чем и достигается реальность оценки. Основные принципы оценки устанавливаются Правительством РФ (например, основные средства и нематериальные активы оцениваются по первоначальной стоимости с включением в нее расходов по доставке, установке и др.; готовая продукция – по производственной или нормативной себестоимости; материалы – себестоимости с включением транспортно – заготовительных расходов; товары – по оптовым или розничным ценам). Калькуляция необходима для осуществления контроля и установления цен. Посредством такого способа группировки затрат определяют себестоимость приобретенных материальных ценностей, изготовленной продукции, выполненных работ, оказанных услуг. Для определения себестоимости единицы все произведенные затраты по данному виду продукции делят на количество единиц выпущенной реализуемой продукции. Перечисленные методы применяются в органической связи друг с другом. Учет начинают с документации операций. На основании документов осуществляют отражение операций на счетах с помощью двойной записи. Для обобщения в едином измерении данных, содержащихся в документах, используют денежную оценку; для их проверки и уточнения применяют инвентаризацию. Уточненные данные счетов используются для исчисления себестоимости путем калькуляции, для составления бухгалтерского баланса и других форм отчетности. Оценка и калькуляция 1.4.2.1. Оценка Оценка – способ денежного выражения объектов бухгалтерского учета (имущества, обязательств и хозяйственных операций) посредством сложения произведенных в них затрат для отражения их в учете и бухгалтерской отчетности. Применение оценки обеспечивает реальность и сопоставимость показателей хозяйственно деятельности предприятий. Для получения обобщающих показателей о различных средствах, их источников и операциях с ними необходима их правильная оценка. Такая оценка осуществляется с помощью денег, основные принципы устанавливаются Правительством РФ. К оценке должны быть предъявлены два основных требования: оценка всех объектов бухгалтерского учета должна быть реальной и единой. Реальность оценки – отражение действительной величины отдельных видов средств и источников их образования (соответствие денежного выражения объектов учета их фактической величине). Реальность статей баланса обеспечивается достоверностью данных бухгалтерского учета и принципами оценки хозяйственных средств. Реальность оценки требует точного исчисления (калькулирования) фактической себестоимости всех объектов учета. Единство оценки – единообразие и неизменность. Одни и те же объекты учета оцениваются одинаково на всех предприятиях в течении всего срока пребывания их на одной стадии кругооборота. Такое единообразие оценки достигается установлением обязательных положений, инструкций, правил учета и калькулирования. Правила и порядок оценки объектов учета регламентируются Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, а также различными Положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ). Общей для них является оценка объектов по их фактической стоимости. Оценка осуществляется следующим образом: · имущество, приобретенное за плату, оценивается путем суммирования фактически произведенных затрат на его покупку (куда включаются затраты на приобретение объекта, уплачиваемые проценты по предоставленному при приобретении коммерческому кредиту, наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения, уплачиваемые снабженческим, внешнеэкономическим и иным организациям, таможенные пошлины и иные платежи, затраты на транспортирование, хранение и доставку, осуществляемые силами сторонних организаций); · имущество, полученное безвозмездно, оценивается по рыночной стоимости на дату оприходования (данные о действующей цене должны быть подтверждены документально или экспертным путем); · имущество, произведенное в самой организации, – по стоимости его изготовления (фактическим затратам, связанным с использованием в процессе изготовления имущества основных средств, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов и других затрат на изготовление объекта имущества). 1.4.2.2. Калькуляция Калькуляция – способ группировки затрат и определения себестоимости приобретенных материальных ценностей, изготовленной продукции и выполненных работ. Калькуляция – представленный в табличной форме бухгалтерский расчет затрат, расходов в денежном выражении на производство и сбыт единицы (или партии) изделия. Таким образом, калькуляция служит основанием для определения средних издержек производства и установления себестоимости продукции, а также приобретенных ценностей. Калькулирование себестоимости продукции производится различными методами в зависимости от ее вида, типа и характера организации производства. Эти методы предусматриваются основными положениями по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции. Калькуляции группируют по ряду признаков. В зависимости от времени составления и назначения различают калькуляции · нормативные – исчисляется на начало отчетного периода и представляет собой величину затрат, которую предприятие на момент составления калькуляции исходя из технического уровня производства и существующей технологии, израсходует на единицу выпускаемой продукции с учетом действующих норм и нормативов в постатейном разрезе (текущих норм затрат); · плановые – составляются до начала отчетного периода. В этих калькуляциях рассчитывается количество материальных и трудовых затрат для производства запланированного к выпуску количества продукции. Составляются исходя из плановых норм расходов и других плановых показателей на отчетный период (при этом нормы расходов являются средними). Сметную калькуляцию, которая является разновидностью калькуляции плановой, составляют для определения цены при расчетах с заказчиками отдельно на разовый заказ или работу (уникальное изделие). Нормативная себестоимость продукции обычно выше плановой в начале года и ниже - в конце года (связано это с тем, что текущие нормы затрат выше средних норм, на основании которых составлена плановая калькуляция, в начале года и ниже - в конце года); · отчетные – составляются после совершения хозяйственных процессов. Цель отчетной калькуляции - определение фактической (реальной) себестоимости продукции, выполненных работ и услуг (в фактическую себестоимость продукции включают в том числе и непланируемые непроизводительные расходы). При этом используются данные бухгалтерского учета о фактических затратах на производство и количестве выпущенной продукции (работ, услуг). Объект калькулирования – продукт производства, технологическая фаза, стадия и пр., т.е. продукция разной степени готовности, виды работ или услуг. Калькуляционная единица – измеритель объекта калькулирования. В отраслях перерабатывающей промышленности калькуляционной единицей продукции, к примеру, является 1 т или 1 ц. Для однородных продуктов применяются условные укрупненные калькуляционные единицы (например, 100 пар обуви, 100 метров, 1000 банок). По объему затрат различают калькуляции производственной и полной себестоимости: · в калькуляциях производственной себестоимости отражаются затраты, возникшие в сфере производства; · калькуляции полной себестоимости отличаются от калькуляций производственной себестоимости на величину затрат, связанных с реализацией продукции. Данные калькуляции фактической (полной) себестоимости продукции (работ, услуг) широко используются для управления организацией, контроля за соблюдением принятой организацией плановой (нормативной) себестоимости продукции, рентабельности хозяйственной деятельности, выявления резервов и путей дальнейшего снижения затрат труда, финансовых и материальных ресурсов. Калькуляция является одним из элементов метода бухгалтерского учета, тесно связана с другими элементами и со счетами бухгалтерского учета, так как данные для определения себестоимости отдельных объектов учета (суммы различных затрат) предварительно отражаются на счетах. Контрольные вопросы 1. Дайте определение оценки имущества. 2. Какие законодательные документы положены в основу оценки имущества? 3. В какой валюте оценивают имущество на территории Российской Федерации? 4. Какие требования предъявляются к оценке? 5. Каким образом осуществляется оценка? 6. Дайте определение себестоимости, производственной и полной себестоимости, а также калькуляции. 7. Назовите виды калькуляции. Требования к ведению бухгалтерского учета Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных оп
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.34.192 (0.011 с.) |