Понятия и представления, формируемые в быту (вне занятий) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятия и представления, формируемые в быту (вне занятий)



1-е полугодие

Ближайшее окружение. Групповая комната, спальня, раздевалка, умывальня, туалет. Кабинет врача, слуховой кабинет. Оборудование этих кабинетов, их назначение. Цель и время пребывания в каждом помещении.

Педагоги, няни, врач, дети. Знание имен педаго­гов (тетя Зина) и детей в группе.

Ближайшие родственники (родители, братья, сестры, бабушка, дедушка).

Игрушки и учебные вещи. Бережное отношение к ним. Знание места для их хранения и времени для игр и за­нятий

Игровая площадка, сад, парк. Приспособления для игр и отдыха Время для игр, прогулок, наблюдений.

Мебель, посуда, одежда, обувь. Знание наибо­лее распространенных предметов этих групп и их названий. Правильное обращение с вещами. Элементарные правила ухода за помещением, мебелью, посудой, одеждой и обувью.

Овощи и фрукты. Правила употребления их в пищу.

Животные (птицы, рыбы, домашние животные и жи­вотные зоопарка).

Дом, квартира. Расположение в квартире некоторых бытовых вещей, их назначение. Помощь старшим по хозяйст­ву. Обязанности членов семьи

Улица. Жилые дома и магазины. Аптека, поликлиника, кинотеатр.

Городской транспорт. Нормы поведения в обще­ственных местах и в транспорте. Элементарные правила пове­дения пешеходов.

Продукты питания. Время и правила приема пищи. Культура поведения за столом.

Части тела. Уход за зубами, волосами. Пользование теплой и холодной водой, мылом, зубной щеткой, пастой, по­лотенцем, салфеткой, туалетной бумагой.

Отношения между людьми. Заботливое отно­шение к малышам и пожилым людям. Помощь людей друг другу. Элементарные «правила вежливости (приветствие, изви­нение, благодарность, просьба о помощи и т. д.).

«Мое» и «наше». Знание личных вещей и предметов коллективного пользования. Бережное отношение ко всем ве­щам.

Праздники (праздник урожая, елка, мамин праздник, Первое мая, Праздник Победы), дни рождения. Утренники, поздравления, подарки. Соотнесение времени проведения праздника с определенным временем года.

Природные явления: солнце, луна, ветер, небо, гроза, дождь, туча, облако, туман, лужа, лед на лужах, со­сульки, почки и листья на ветках (зеленые, желтые, красные, оранжевые), цветение сада.

Речевой материал. Дом, комната, двор, туалет, группа, тут, там, гулять, играть, спать, есть, заниматься, тетя, дети, мама, папа, мяч, авто, кукла, игрушки, бумага, каран­даш, лопатка, стол, стул, кровать, мебель, чашка, ложка, та­релка, посуда, платье, рубашка, штаны, одежда, туфли, ябло­ко, арбуз, груша, слива, помидор, огурец, птица, рыба, кошка, собака, машина, вода, мыло, щетка, суп, хлеб, каша, ручка, нога, ухо, нос, голова, волосы., зубы, солнце, дождь, снег, де­рево, делать, так, привет, пока, помоги, не буду, спасибо, да, нет, хорошо, плохо, упал, плачет, жалко, будет, групповая, спальня, улица, сад, парк, магазин, шкаф, буфет, доска, миш­ка, мозаика, кубики, книги, пластилин, картинки, велосипед, горка, лыжи, санки, качели, пальто, шапка, колготки, шарф, варежки, ботинки, валенки, тапочки, обувь, фрукты, лимон, апельсин, морковь, картофель, овощи, корова, конь, волк, лиса, медведь, заяц, белка,, жук, бабочка, червяк, подушка, одеяло, полотенце, бабушка, дедушка, кофе, молоко, компот, конфета, пряник, котлета, вилка, рот, лицо, пальцы, живот,

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Первый год обучения

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ГЛУХИХ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ИХ ЖИЗНИ В ГРУППЕ И НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗНЫМ ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учитель-дефектолог, воспитатели, няня, работающие в данной группе, должны постоянно показывать детям образцы речевого общения друг с другом. Дети должны видеть говорящих людей, представлять различные ситуации речевого общения.

Выполняя с детьми необходимые в быту действия (укла­дывание спать, умывание, одевание, кормление, построение на прогулку и т.п.), взрослые должны сопровождать их естест­венной, эмоционально окрашенной речью (сообщениями, во­просами, побуждениями). Например: Пойдем гулять. Будем мыть руки. Иди ко мне. Сядь. Где стул? Кто там? Хочешь машину? И т.п.

Необходимо привлекать внимание детей к рассматриванию лица, губам говорящего (посадить к себе на колени, повер­нуть ребенка к своему лицу, поднять на руки, обращая его взор к лицу другого взрослого, и т. п.).

Вызывать у детей интерес к игрушкам, которые тоже «го­ворят»: к кукле, мишке, собаке, Буратино и др. (Игрушки здороваются: «Привет», дают детям яблоки, картинки и т. п.: «На», зовут детей: «Иди, Вова», плачут, прощаются, благода­рят и т. д.)

Обучая детей различным действиям с бытовыми предмета­ми и игрушками, следует привлекать их внимание к действи­ям с этими предметами, показывать, называть их, передавать свое отношение к ним, оценивать реакцию детей. Например. Вот кофта. Дай кофту. Правильно. Надень кофту. Я помогу. Все. Вот стул. Сядь.

Необходимо побуждать детей давать ответные реакции на обращение к ним: утвердительное и отрицательное движение головой, соответствующий жест рукой, голосовая реакция, подражание речи взрослого рефлекторным артикулированием, произношением гласных, отдельных звукосочетаний. Следует поддерживать неотнесенный лепет, попытку дать контур слов и т. п. Речевые проявления в соответствии с возможностями каждого ребенка оцениваются только положительно.

По мере научения детей целостно воспринимать слова, на­писанные печатным шрифтом на табличках (глобальное чтение), необходимо подкреплять устную речь, обращенную к детям, письменной.

Дети должны запомнить на табличках за год около 50 – 70 слов (названий предметов из разных тематических групп), 18 – 20 поручений, вопросов, сообщений из всей используемой в письменной форме речи взрослых и пользоваться этим объ­емом сведений в соответствии с коммуникативной задачей.

По побуждению взрослых дети должны выражать свои просьбы, желания, сообщения, вопросы в первую очередь в форме устной речи (приближенное проговаривание – от от­дельных гласных до контура слова) и показом соответствую­щей таблички, выбрав ее из нескольких. Взрослые должны учить детей выполнять различные предметные действия, вклю­чая вое пальцы обеих рук: захватывание крупных и мелких предметов, застегивание, шнуровка, завязывание и развязы­вание, лепка, скручивание, действие с кнопочной мозаикой. По подражанию взрослым дети выполняют различные упраж­нения для развития пальцев, кистей рук (в том числе воспро­изводя движения типа дактилем). Пальцевые движения спе­циально отрабатываются.

Необходимо привлекать внимание детей к различным зву­ковым сигналам (стук в дверь, звук падающего предмета, звук самолета, громкий голос, смех, плач и т.п.). При этом взрослым надо показывать образец слушания различных звуков. В процессе пользования детьми слуховым аппаратом взрослые должны следить за его постоянным ношением, вы­зывать у детей положительное отношение к нему.

ТРЕБОВАНИЯ К ОБУЧЕНИЮ РЕЧИ НА СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ

В процессе разнообразных действий с натуральными пред­метами, а затем и их изображениями (обыгрывания игрушек, группировки предметов, соотнесения их с картинками, пере­кладывания, наблюдения за предметами, действиями и т. д.) из всей сопровождающей речи взрослого выделять отдельные слова или словосочетания для специальной отработки с деть­ми (голосом, интонацией, акцентом на этих речевых едини­цах). Многократно проговаривать отрабатываемые слова (словосочетания, фразы), сохраняя у детей интерес к самим предметным действиям.

Побуждать детей к приближенному произнесению изучае­мых слов сопряженно и отраженно (голосовые реакции, артикулирование беззвучное и озвученное, проговаривание гласных, слогов, контура слова и т.п.) при выполнении пред­метных действий по подражанию.

Учить детей подкладывать таблички со словами, написан­ными печатным шрифтом, к соответствующим предметам или картинкам с последующим их прочитыванием (глобальное чтение),

Уметь показывать предмет или его изображение по устно­му называнию, подкрепленному соответствующей табличкой (в дидактических играх, естественных и специально создан­ных ситуациях общения).

Находить объект только по устному или только по пись­менному его обозначению (табличке) в специальных речевых упражнениях (говори, дай табличку).

Обозначать предмет самостоятельно выбранной табличкой.

Называть предметы, действия (картинки, игрушки) словами, произнесенными приближенно.

Слухо-зрительно воспринимать отрабатываемые на заня­тиях речевые средства общения.

Различать на слух слова, отработанные на занятиях (с учетом индивидуальных слуховых возможностей детей).

Темы занятий. I квартал. Игрушки. Фрукты. Овощи, Продукты питания. Имена детей.

II квартал. Животные. Посуда. Одежда. Мебель.

III квартал. Люди (семья, взрослые в детском саду). Погода. Транспорт. Части тела. Учебное оборудование.

Словарь и фразеология. В процессе изучения каждой темы предъявляется речевой материал из программы младшей группы.

Образцы выделения слов для их обработки из речи педагога, сопровождающей действия с предметами:

Что там? Откроем коробку... Ой! Я покажу! Смотрите!.. Вот! Это яблоко. Красивое, большое, круглое. Яблоко. Говори «яблоко». Хочешь яблоко? Говори: «Да». Возьми яблоко. Тут еще яблоко. Дай яблоко Диме. Ты попроси: «Дай». Говори: «Дай яблоко». На яблоко. Еще посмотрю в коробку Что там? Вот! Это груша. Груша желтая (соотносится с цветом). Хо­чешь грушу? Попроси: «Дай». Говори: «Дай грушу». На грушу. Это яблоко. Это груша. (Таблички прочитываются деть­ми, соотносятся с предметами и ставятся в наборное полотно и т.д.)

Тук-тук! Слышу! Тук-тук! Кто там!? Привет! Мишка при^ шел. Привет-привет. Что принес? Мишка принес вот что – альбом. Посмотрим. Ой-ой! Кто это? Посмотрите! Это Дима! Вот какой Дима. Где Дима? Вот Дима! Покажи Диму! Вот Дима. А где Вова? Нет Вовы? Посмотрим. Вова! Вот Вова. Покажи Вову. А кто это? Это Дима? Нет! Это Таня. Вот Та­ня. (Таблички прочитывают и соотносят с фотографиями.)

Второй год обучения

Программный материал по развитию речи глухих детей на втором – пятом годах обучения дается по кварталам.

I квартал

Требования к обучению. Наблюдать за производимыми педагогом действиями с натуральными предметами (обыгры­вание игрушек, перекладывание предметов на другое место, группировка их и т. п.), выполнять эти действия совместно со взрослыми или по подражанию.

Называть предметы путем подкладывания к ним табличек с напечатанными словами или короткими фразами, прибли­женно устно сопряженно или отраженно проговаривать слова и фразы (ребенок дает голосовую реакцию, произносит от­дельные гласные звуки, подстраивается к образцу видимой артикуляции согласных звуков и т. п.).

Узнавать знакомые предметы по их изображениям (кар­тинки, фотографии, муляжи, макеты, чучела, предметы лепки, аппликации и т. п.) и называть эти предметы (подкладывание табличек и устное приближенное проговаривание).

Называть знакомые предметы в дидактической игре (уга­дывать предметы да ощупь, подбирать парные картинки, складывать разрезные картинки, использовать тематические лото, игры типа: «Что там?», «Что у Вовы», «У кого есть?»).

Называть предметы, действия, качества в процессе выпол­нения речевых упражнений. Выполнять поручения или отве­чать на вопросы: Что это? Где мяч? Тут (там). У кого маши­на? Какой шар? Что делает?

Самостоятельно выяснять названия предметов путем по­становки вопросов: Что это? Кто это?

Узнавать знакомые слова в подписях к картинкам в кни­гах (книжках-самоделках). Глобальное чтение знакомых слов в вопросах, поручениях, сообщениях.

Выполнять упражнения для пальцев (типа воспроизведения дактильных знаков).

Темы занятий. Игрушки. Продукты питания. Овощи и фрукты. Одежда и обувь. Части тела. Семья. Животные. Рас­тения. Помещения детского сада. Посуда. Мебель. Времена года. Учебные принадлежности.

Словарь (употребление слов в сообщениях, вопросах, понимание поручений и их выполнение): делай (так), иди, сядь, встань, беги, прыгай, возьми, дай, смотри, слушай, гово­ри, положи, поставь, убери, спи, ешь, пей, вымой, вытри, на­день, сними, открой, закрой, лови, не плачь, не шали, не ме­шай, играй, покорми, кати, идет, сидит, ест, болит, спит, ле­жит, упал, поймал, играет, гуляет, да, нет, можно, нельзя, хорошо, плохо, верно, неверно, спасибо, привет, пока, все, снова, еще, тут, там, вот, мяч, мишка, кукла, кубики, юла, пирамида, зайка, машина, рыба, совок, ведро, лопата, само­лет, суп, каша, хлеб, молоко, конфеты, печенье, сыр, масло, яйцо, яблоко, груша, слива, морковь., огурец, капуста, кофта, платье, штаны, трусы, майка, туфли, пальто, шапка, голова, живот, спина, руки, ноги, папа, мама, тетя, кошка, корова, лошадь, петух, утка, лиса, волк, дерево, цветы, туалет, спаль­ня, группа, чашка, ложка, тарелка, стол, стул, шкаф, кровать, осень, зима, листья, ветер, дождь, снег, бумага, карандаш, наушники, аппарат, микрофон.

II квартал

Требования к обучению. Выполнять действия с предметами и их изображениями по словесной инструкции (глагол в по­велительном наклонении) и по образцу с использованием гла­гола делай (так).

Называть предметы и их изображения (выбор таблички, приближенное устное проговаривание).

Закреплять новые слова и фразы в дидактической игре.

Проводить речевые упражнения с целью дифференциации значений целых фраз: вопросов и ответов (сообщений), пору­чений и сообщений о выполнении.

Глобально читать знакомые слова в подписях к картинкам (по книжкам-самоделкам).

Описывать сюжетные картинки двумя-тремя фразами.

Самостоятельно задавать вопросы типа: Что это? Кто это? Где лежит? (стоит)? Чей шарф?

Упражнения для пальцев (типа сочетания двух-трех дак­тилем).

Темы занятий. Люди, Участок, игровая площадка. Одежда и обувь. Времена года. Предметы гигиены. Части тела. Празд­ники и развлечения. Магазин, рынок. Жилище и его убранст­во. Учебные принадлежности. Цвет, форма, величина. (Повторяются также темы I квартала).

Словарь (понимать и употреблять слова в сообщени­ях, вопросах, побуждениях, поручениях): постройтесь, попро­си, помоги, включи, выключи, дал, петь, плясать, поливать, чистить, тает, светит, пьет, смеется, толкнул, устал, взял, ри­сует, лепи, покажи, измерь, наклей, построй, бабушка, дедуш­ка, дядя, мальчик, девочка, горка, санки, ком, баба (снежная), двор, шарф, валенки, варежки, платок, солнце, весна, вода, мыло, полотенце, глаза, рот, нос, уши, праздник, елка, флаг, магазин, рынок, лампа, ковер, клей, кисточка, краска, глина, красный, зеленый, синий, желтый, большой, маленький, круг­лый, квадратный, кубик, шар, сколько, столько, больше, меньше, равно, сравни, быстро, медленно, красиво, некрасиво, наверху, какой?, что делает?

III квартал

Требования к обучению. Понимать и выполнять поручения по устной и письменной инструкции (с включением глаголов в повелительном наклонении). Отвечать на вопросы целой фразой. Понимать и самостоятельно продуцировать сообще­ния.

Передавать поручения друг другу. Употреблять в речи во­просительные предложения типа: Чей папа? Где Вова? Что делает Ира? У кого мишка?

Составлять подписи к картинкам путем выбора слов на табличках.

Глобально читать знакомые слова и фразы в книге.

Складывать имена детей из разрезной азбуки. Уметь писать имена детей печатными буквами.

Составлять описание сюжетной картинки двумя-тремя фразами.

Выполнять упражнения для пальцев (сочетания нескольких дактилем по подражанию учителю).

Темы занятий (повторение тем I и II кварталов). Времена года. Профессии людей. Развлечения.

Словарь (употреблять все отработанные в течение года слова – в вопросах, побуждениях, сообщениях): весна, тепло, трава, ручей, жук, бабочка, птичка, лето, няня, врач, повар, шофер, продавец, работает, лечит, продает, растет, летит, катается (качается), качели.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.115.120 (0.028 с.)