Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Россия в эпоху Ивана III и Ивана IV

Поиск

План семинара (2 часа)

1. Завершение политического объединения русских земель. Образование единого Российского государства и его социально-политическое устройство.

2. Внутренняя политика Ивана IV. Опричнина и ее последствия.

3. Внешняя политика России во второй половине XV века. Ливонская война.

4. Формирование российского типа феодализма. Оформление крепостного права.

Темы рефератов

1. Россия при Василии III.

2. Организация обороны южной границы Российского государства. Основание крепости Орел.

Дополнительное задание для самостоятельной работы

Подумайте над вопросом (для участия в дискуссионных выступлениях на семинарском занятии): одинаково ли характеризуется личность Ивана Грозного, оценивается его деятельность в исторической литературе? Для этого внимательно прочитайте соответствующие места учебников, учебных пособий (в том числе и зарубежных авторов, переведенных на русский язык), монографий, справочной литературы и т.п. Выскажите также и свое отношение к личности Ивана Грозного.

 

Тема 6. XVII век в истории России

План семинара (2 часа)

1. Смутное время. Борьба против польско-шведской интервенции.

3. Особенности социально-экономического и политического развития России в XVII в. Становление абсолютизма.

3. Территориальное расширение России в XVII веке.

4. Городские восстания и движение под предводительством С.Т.Разина.

Темы рефератов

1. Собор 1613 г. и утверждение на российском престоле династии Романовых.

2. Церковный раскол в России и его последствия.

Дополнительное задание для самостоятельной работы

Составьте хронологическую таблицу наиболее важных, на ваш взгляд, событий истории нашего Отечества за период IX – XVII вв. Составьте также возможно более подробный список выдающихся деятелей этого периода.

 

Тема 7. Вступление России на путь модернизации. Петр I и Екатерина II

План семинара (4 часа)

1. Предпосылки и основные направления реформаторской деятельности Петра I. Последствия преобразований.

2. Борьба России за выход к морю. Азовские походы Петра I. Северная война.

3. Дворцовые перевороты в России, их сущность и последствия.

4. Внутренняя политика Екатерины П. Просвещенный абсолютизм. Признаки кризиса империи.

5. Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачева.

6. Внешняя политика России во второй половине ХVIII в. Дальнейшее территориальное расширение страны.

Темы рефератов

1. Областная реформа 1775 года и основание Орловской губернии.

2. Особенности и основные направления развития русской культуры в XVIII веке.

Дополнительное задание для самостоятельной работы

Составьте краткий библиографический указатель литературы, в которой освещается история России XVIII в., оформите его правильно с учетом рекомендаций преподавателя, ведущего семинарские занятия в вашей учебной группе. При составлении данного указателя используйте библиографические материалы читального зала, библиотеки, справочную литературу и т. п.

 

Тема 8. Россия в первой половине XIX века

План семинара (4 часа)

1. Социально-экономическое состояние России в первой половине XIX века. Переход от мануфактуры к фабричному производству. Начало промышленного переворота.

2. Александр I и попытка реформ сверху.

3. Отечественная война 1812 года.

4. Подъем общественно-политической жизни в России в первой четверти XIX в. Движение декабристов.

5. Внутренняя политика России при Николае I.

6. Общественные движения и идейная борьба в 30-е – 50-е гг. XIX в. Западники и славянофилы.

7. Крымская война 1853 – 1856 гг.

Темы рефератов

1. Культура России первой половины XIX века.

2. Орловский край в Отечественной войне 1812 года.

Дополнительное задание для самостоятельной работы

Начертите диаграмму экономического развития России в XIX в. (до отмены крепостного права). Используете для этого данные учебных пособий и другой литературы. Желательно в диаграмме также отразить уровень экономического развития передовых зарубежных стран за этот же период. Умейте прокомментировать сделанную вами диаграмму, подчеркнув отстающий характер экономического развития России.

Тема 9. Россия во второй половине XIX века

План семинара (2 часа)

1. Отмена крепостного права в России. Реформы 60-х – 70-х гг. XIX века (земская, городская, судебная, военная).

 

2. Общественно-политическая жизнь в 60 – 70-е гг. XIX века в России. Народничество, его идеология и политическая практика.

3. Ускорение капиталистического развития России во второй половине XIX в. Изменение социальной структуры населения. Начало рабочего движения.

4. Марксизм на русской почве. Начало оформления в России социал-демократического движения. Г.В.Плеханов и В.И.Ленин.

Темы рефератов

1. Контрреформы в России в 80-х – начале 90-х гг. XIX вв.

2. Лидеры революционного народничества и их судьбы.

Дополнительное задание для самостоятельной работы

Изучая реформы и контрреформы второй половины XIX века, вспомните реформы, проведенные в предшествующие исторические периоды. Составьте их краткий письменный обзор, указав, какие, кем и когда осуществлялись эти реформы в IX - XIX вв.

 

Тема 10. Россия в начале XX века. Первая мировая война и нарастание кризиса империи

План семинара (2 часа)

1. Социально-экономическое и политическое развитие России в начале XX века. Буржуазно-демократическая революция 1905 – 1907 гг.

2. Формирование российского парламентаризма в начале XX в. Государственная дума. Становление многопартийной системы.

3. Третьеиюньская монархия в России. Аграрная реформа П.А.Столыпина. Ее цели и практическая реализация.

4. Начало Первой мировой войны. Вступление в войну России. Победы и поражения русской армии в первые годы войны.

Темы рефератов

1. Российская интеллигенция и революция.

2. Новый подъем рабочего движения в 1911 – первой половине 1914 годов.

Дополнительное задание для самостоятельной работы

Изобразите в виде схемы многопартийную политическую систему, которая стала формироваться в России в начале XX века. Она должна содержать следующие данные: название политической партии, дата ее создания, лидеры партии, ее центральный орган, численность партии, ее социальный состав, главные программные требования, течения и группировки в партии, историческая судьба партии.

 

 

Тема 11. Революции 1917 года и гражданская война в России

План семинара (4 часа)

1. Назревание в России революционного кризиса в годы Первой мировой войны. Победа Февральской революции. Проблема власти.

2. Обострение политической борьбы в стране весной и летом 1917 г. Кризисы Временного правительства. Выступление генерала Корнилова и его последствия.

3. Победа вооруженного восстания в Петрограде в октябре 1917 г. II Всероссийский съезд Советов. Переход власти в руки большевиков.

4. Становление Советской политической системы. Первые социалистические преобразования в стране.

5. Гражданская война и иностранная военная интервенция в России. Причины, основные события и последствия..

6. Политика «военного коммунизма». Ее причины, содержание и последствия.

Темы рефератов

1. Перспективы развития революции после свержения самодержавия в оценке различных политических партий России.

2. Российская эмиграция в первые годы Советской власти.

Дополнительное задание для самостоятельной работы

На материале данного семинарского занятия покажите роль мемуарной литературы как исторического источника. Найдите воспоминания, относящиеся к истории России 1914 – 1917 гг., покажите их достоверность, объективность или, напротив, субъективизм. Постарайтесь аргументировать свои выводы ссылкой на документальный материал, на опубликованные архивные источники. Попытайтесь проанализировать найденные вами воспоминания.

 

Тема 12. Советская страна в условиях нэпа. Образование СССР

План семинара (2 часа)

1. Международное и внутреннее положение Советской республики после окончания гражданской войны. Переход к нэпу, его сущность и значение.

2. Социально-экономическое развитие Советской страны в годы нэпа. Восстановление народного хозяйства.

3. Ленинская концепция построения социализма в СССР и ее исторические судьбы.

4. Образование СССР. Принятие первой Конституции СССР. Эволюция СССР в 20 – 30-е годы XX в.

 

Темы рефератов

1. План ГОЭЛРО и его осуществление.

2. Культурная жизнь страны в 20-е годы.

Дополнительное задание для самостоятельной работы

На материале данного семинара, в частности при рассмотрении вопроса о переходе к новой экономической политике, покажите, какое значение имеет изучение причинно-следственных связей в историческом процессе для его понимания. Каковы были причины перехода к нэпу? Соответственно раскройте вкратце причины других уже изученных вами событий и явлений в отечественной истории: христианизация Руси, превращение Москвы в центр объединения русских земель, борьба России за выход к морю, революция 1905-1907 гг. и др.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 250; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.125.137 (0.006 с.)