ТОП 10:

Тема 13. Курс на ускоренное строительство социализма в одной стране и его последствия



План семинара (2 часа)

1. Советская модель индустриализации. Форсированное развитие тяжелой промышленности. Основные итоги промышленного строительства в СССР к концу 30-х гг.

2. Сплошная коллективизация сельского хозяйства, ее цели и практическая реализация. Политика насильственных мер в деревне.

3. Политическая борьба в ВКП(б). Утверждение культа личности Сталина. Тоталитарный режим в СССР.

4. Политические процессы 30-х гг. Массовые репрессии в стране.

Темы рефератов

1. Трудовой энтузиазм первых пятилеток. Его истоки и формы проявления.

2. Проблема путей развития крестьянского хозяйства в научной и общественно-политической мысли 20-х гг.

Дополнительное задание для самостоятельной работы

На материале данного семинара, а также прошлых семинаров раскройте значение для исторической науки историко-сравнительного метода исследования. Как ставился и решался аграрный вопрос в нашей стране на протяжении 70 лет, т.е. сравнительно небольшом отрезке времени – 1860 – 1930 гг.? Вспомните и сопоставьте главные, узловые повороты в развитии этой проблемы: отмена крепостного права при Александре II, аграрная реформа Столыпина при Николае II, переход от продовольственной разверстки к продовольственному налогу при Ленине, сплошная коллективизация сельского хозяйства при Сталине. Выделите здесь общее и особенное.

 

Тема 14. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.

План семинара (2 часа)

1. Международное положение и внешняя политика СССР накануне Великой Отечественной войны. Начало второй мировой войны.

2. Нападение фашистской Германии на Советский Союз. Причины поражения Красной Армии в начальный период войны.

3. Перестройка всей жизни страны на военный лад. Героический труд советских людей в тылу.

4. Основные этапы и главные сражения Великой Отечественной войны. Источники и цена победы Советского Союза в Великой Отечественной войне.

Темы рефератов

1. Великая Отечественная война в мемуарной литературе.

2. Орловская область в годы Великой Отечественной войны.

Дополнительное задание для самостоятельной работы

В годы Великой Отечественной войны Орловская область в течение долгого времени находилась в центре военных событии. Покажите на семинаре, какое отражение этот факт нашел в нашей местной литературе. Используйте на семинарском занятии соответствующие краеведческие издания. Осветите на местном материале такие вопросы, как перестройка всей жизни страны на военный лад, роль партизанского движения в борьбе с врагом, восстановление народного хозяйства в условиях военного времени и др.

 

Тема 15. Жизнь Советской страны в первое послевоенное двадцатилетие

План семинара (4 часа)

1. Восстановление народного хозяйства страны. Достижения, трудности и противоречия.

2. Политический режим в последние годы жизни Сталина. Новая волна репрессий.

3. Политическая борьба в руководстве Коммунистической партии и начало перемен в общественно-политической жизни страны после Сталина.

4. XX съезд КПСС. Осуждение культа личности Сталина. Демократизация общества. "Оттепель".

5. Реформы 1953-1964 гг. Их причины, противоречивый характер и последствия.

6. Экономическая реформа 1965 г. и ее результаты.

Темы рефератов

1. Соперничество СССР и США в освоении космоса.

2. Политический портрет Н.С.Хрущева.

Дополнительное задание для самостоятельной работы

Важной методологической установкой современной исторической науки является признание исключительной роли человеческого фактора в развитии общества. Конкретизируйте этот тезис сопоставлением деятельности И.В.Сталина и Н.С.Хрущева. Опираясь на изученный материал предыдущих семинаров, приведите аналогичные примеры, раскрывающие роль личности в истории.

 

Тема 16. Советское общество на завершающем этапе существования СССР

1. Нарастание негативных явлений в социально-экономической жизни страны в 70-е – начале 80-х гг.

2. Усиление консервативных и бюрократических тенденций в политическом руководстве Советского общества во второй половине 60-х – первой половине 80-х гг. Свертывание демократии. Правозащитное движение в СССР.

3. Назревание глобального кризиса советской системы. Политика перестройки и концепция обновления советского общества. М.С.Горбачев.

4. Внешняя политика СССР в конце 40-х – начале 90-х гг. Успехи и просчеты.

Темы рефератов

1. НТР и ее влияние на ход общественного развития.

2. Концепция развитого социализма и ее несостоятельность.

Дополнительное задание для самостоятельной работы

Составьте таблицу социально-экономического развития нашей страны в 1966-1985 гг. Включите в нее конкретные данные по каждой из четырех пятилеток- 8-й, 9-й, 10-й и 11-й. На основе этой таблицы покажите нарастание негативных явлений в экономике и социальной сфере нашей страны того времени.

 

Тема 17. Россия в 90-е годы XX – начале XXI вв.

План семинара (2 часа)

1. Распад СССР. Создание Содружества Независимых Государств. Октябрьские события 1993 г.

2. Основные направления социально - экономического и политического развития страны в 90-е годы. Экономические реформы, их цели и реальные достижения.

3. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации. Роль России в современном мировом сообществе.

4. Основные направления и тенденции социально-экономического и политического развития России в современных условиях.

 

Темы рефератов

1. Россия в составе Большой Восьмёрки.

2. Современная периодическая печать как исторический источник.

Дополнительное задание для самостоятельной работы

Семинар по данной теме целесообразно провести в форме дискуссии. Подготовьте к такой дискуссии вопросы, которые могут вызвать общий интерес. Определите свою позицию по важнейшим проблемам социально-экономического и политического развития России в последнее десятилетие. При подготовке к семинару используйте, кроме учебных пособий, периодическую печать.

 

 


ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЭКЗАМЕНУ

 

1. Предмет, источники и методы отечественной истории. Значение изучения истории.

2. Восточные славяне в VII – IX вв. (хозяйственная деятельность, социальная организация, быт, обычаи, религиозно-мифологические представления).

3. Образование Древнерусского государства. Его экономика, политическое устройство и социальная структура. Становление раннефеодальных отношений.

4. Христианизация Руси и ее последствия. Феномен двоеверия.

5. Политическая жизнь Древней Руси в X – первой половине XI вв. Походы киевских князей. Борьба с кочевниками.

6. Обострение политической борьбы в Киевском государстве во второй половине XI – начале XII вв. и его распад.

7. Феодальная раздробленность на Руси. Новгород. Владимиро-Суздальское и Галицко-Волынское княжества.

8. Взаимоотношения Руси со странами Европы в IX – XIII вв. Борьба Новгорода и Пскова против экспансии с Запада. Александр Невский.

9. Культура Древней Руси (IX – первая половина XIII вв.)

10. Монголо-татарское нашествие на русские земли и установление ордынского ига.

11. Возвышение Москвы и ее роль в объединении русских земель. Иван Калита и Дмитрий Донской. Куликовская битва и ее значение.

12. Завершение политического объединения русских земель. Образование единого Российского государства и его социально-политическое устройство. Падение ордынского ига. Иван III.

13. Внутренняя и внешняя политика Ивана IV. Опричнина, ее последствия.

14. Оформление в России крепостного права. Особенности российского типа феодализма.

15. Россия в начале XVII века. Смутное время. Борьба против польско-шведской интервенции.

16. Особенности социально-экономического и политического развития России в XVII в. Становление абсолютизма.

17. Русская культура XIV – XVII веков.

18. Предпосылки и основные направления реформаторской деятельности Петра I. Последствия преобразований.

19. Борьба России за выход к морю. Азовские походы Петра I. Северная война.

20. Дворцовые перевороты в России, их сущность и последствия.

21. Внутренняя политика Екатерины II. Просвещенный абсолютизм. Обострение противоречий феодально-крепостнической системы.

22. Внешняя политика России во второй половине XVIII века.

23. Территориальное расширение России в XVII – XVIII вв. и превращение ее в империю.

24. Народные восстания и бунты в XVII – XVIII вв. Их причины и последствия.

25. Россия в начале XIX века. Александр I и попытка реформ сверху.

26. Отечественная война 1812 года.

27. Подъем общественно-политической жизни в России в первой четверти XIX в. Движение декабристов.

28. Социально-экономическое состояние России в первой половине XIX века. Переход от мануфактуры к фабричному производству. Промышленный переворот в России.

29. Российская империя при Николае I.

30. Общественные движения и идейная борьба в 30-е – 50-е гг. XIX в. Западники и славянофилы.

31. Крымская война 1853 – 1856 гг.

32. Предпосылки и причины отмены крепостного права в России. Крестьянская реформа 1861 г.

33. Реформы 60-х – 70-х гг. XIX века (земская, городская, судебная, военная). Начало формирования в России гражданского общества.

34. Общественно-политическая жизнь в 60 – 70-е гг. XIX века в России. Народничество, его идеология и политическая практика.

35. Александр III. Контрреформы в России в 80-х – начале 90-х гг. XIX вв. Их содержание и последствия.

36. Ускорение капиталистического развития России во второй половине XIX в. Изменение социальной структуры населения. Начало рабочего движения.

37. Марксизм на русской почве. Начало оформления в России социал-демократического движения. Г.В.Плеханов. В.И.Ленин.

38. Культура России XVIII – XIX веков.

39. Социально-экономическое и политическое развитие России в начале XX века. Буржуазно-демократическая революция 1905 – 1907 гг.

40. Формирование российского парламентаризма в начале XX в. Государственная дума. Становление многопартийной системы.

41. Третьеиюньская монархия в России. Аграрная реформа П.А.Столыпина. Ее цели и практическая реализация.

42. Культура России в начале XX века.

43. Начало Первой мировой войны. Вступление в войну России. Победы и поражения русской армии в первые годы войны.

44. Назревание в России революционного кризиса в годы империалистической войны. Победа Февральской революции. Свержение самодержавия. Проблема власти.

45. Обострение политической борьбы в стране весной и летом 1917 г. Кризисы Временного правительства. Выступление генерала Корнилова и его последствия.

46. Победа вооруженного восстания в Петрограде в октябре 1917 г. II Всероссийский съезд Советов. Переход власти в руки большевиков.

47. Становление Советской политической системы. Первые социалистические преобразования в стране. Брестский мир.

48. Гражданская война и иностранная военная интервенция в России. Причины, основные события и последствия. .

49. Политика «военного коммунизма». Ее причины, содержание и последствия.

50. Образование СССР. Принятие первой Конституции СССР. Эволюция СССР в 20 – 30-е годы XX в.

51. Международное и внутреннее положение Советской республики после окончания гражданской войны. Переход к новой экономической политике. Сущность и значение нэпа.

52. Советская Россия в годы нэпа. Восстановление народного хозяйства.

53. Ленинская концепция построения социализма в СССР и ее исторические судьбы.

54. Советская модель индустриализации. Форсированное развитие тяжелой промышленности в годы предвоенных пятилеток.

55. Сплошная коллективизация сельского хозяйства СССР, ее цели, практическая реализация и последствия.

56. Политическая борьба в ВКП(б) в 20-е гг. Утверждение культа личности Сталина. Тоталитарный режим в СССР.

57. Политические процессы 30-х годов в СССР. Массовые репрессии.

58. Международное положение и внешняя политика СССР накануне Великой Отечественной войны. Начало второй мировой войны.

59. Нападение фашистской Германии на Советский Союз. Причины поражения Красной Армии в начальный период войны.

60. Перестройка жизни страны на военный лад в начальный период Великой Отечественной войны. Героический труд советских людей в тылу.

61. Основные этапы и главные сражения. Великой Отечественной войны. Источники и цена победы Советского Союза в войне.

62. Восстановление народного хозяйства страны после Великой Отечественной войны. Достижения, трудности, противоречия. Новая волна репрессий.

63. Политическая борьба в руководстве Коммунистическом партии и начало перемен в общественно-политической жизни страны после Сталина.

64. XX съезд КПСС. Осуждение культа личности Сталина. Начало демократизации Советского общества.

65. Реформы 1953 – 1964 гг. Их причины, противоречивый характер и последствия.

66. Экономическая реформа 1965 г. Ее результаты.

67. Нарастание негативных явлений в социально-экономической жизни страны в 70-е – начале 80-х гг.

68. Усиление консервативных и бюрократических тенденций в политическом руководстве Советского общества во второй половине 60-х – первой половине 80-х гг. Свертывание демократии. Правозащитное движение в СССР.

69. Назревание глобального кризиса советской системы. Политика перестройки и концепция обновления советского общества. М.С.Горбачев.

70. Внешняя политика СССР в конце 40-х – начале 90-х гг. Успехи и просчеты.

71. Распад СССР. Создание Содружества Независимых Государств. (СНГ). Октябрьские события 1993 г.

72. 90-е годы XX века как новый период отечественной истории.

73. Культура России в советский период ее истории.

74. Основные направления и тенденции социально-экономического и политического развития России в современных условиях.


КРИТЕРИИ ОЦЕНОК ОТВЕТОВ СТУДЕНТОВ НА ЭКЗАМЕНЕ

 

При определении экзаменационных оценок преподаватель должен руководствоваться Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, который требует от студентов глубокого понимания сущности и форм исторического процесса, знания методов и источников изучения отечественной истории, ее важнейших событий и их взаимосвязи.

Оценка «отлично» требует от студента глубокого понимания закономерностей исторического процесса, особенностей различных периодов отечественной истории, самостоятельности исторического мышления, знания источников, учебной литературы, а также современных оценок исторических событий и явлений. Студент должен не только всесторонне осветить вопросы экзаменационного билета, но и достаточно полно, грамотно ответить на дополнительные вопросы преподавателя.

Оценка «хорошо» предполагает достаточно полное знание излагаемого вопроса, умение правильно объяснить те или другие, исторические события. Однако при изложении материала допускаются отдельные ошибки и неточности, нарушается логика ответа; знания студента недостаточно систематизированы.

Оценка «удовлетворительно» ставится в том случае, если ответ студента носит поверхностный характер. Студент излагает главным образом лишь факты, испытывая затруднения при их объяснении, неумело использует исторические термины и понятия, примитивно отвечает на дополнительные вопросы.

Оценка «неудовлетворительно» ставится при полном незнании студентом материала экзаменационного билета и неумении правильно ответить на дополнительные вопросы по учебному курсу.

Выставляя экзаменационную оценку, преподаватель должен объяснить студенту ее обоснованность.


ЛИТЕРАТУРА*







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.91.106.44 (0.013 с.)