ТОП 10:

Специальность: все специальности ОГУ



Составители: доц. И. Л. АШИХМИН,

Проф. Л. С. АШИХМИН

Орел – 2007


УТВЕРЖДАЮ

Председатель научно-методического Совета университета

__________________Пузанкова Е.Н.

 

 

ВЫПИСКА ИЗ ПРОТОКОЛА ЗАСЕДАНИЯ КАФЕДРЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ

 

«Программа учебного курса «Отечественная история» составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования с учетом современных требований и опыта преподавателей по ее реализации, рассмотрена на заседании кафедры отечественной истории и рекомендована для всех специальностей Орловского государственного университета».

 

Выписка верна. Протокол № 9 от 23 мая 2007 года

 

 

Заведующий кафедрой

отечественной истории

профессор Г.П.Веркеенко.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ

Со времени утверждения Государственного образовательного стандарта по отечественной истории прошло семь лет. Все эти годы кафедра отечественной истории Орловского государственного университета работала над совершенствованием данного курса и методики его преподавания. Накопленный опыт позволяет признать ныне действующий стандарт оптимальным и творчески использовать его при изучении курса отечественной истории. Приводим ниже содержание образовательного стандарта:

 

«ГСЭ.Ф.03. Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России – неотъемлемая часть всемирной истории.

Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточнославянской государственности в XI – XII вв. Социально-политические изменения в русских землях в XIII – XV вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.

Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого Российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия.

Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения России XIX в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура XIX в. и ее вклад в мировую культуру.

Роль XX столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма.

Россия в начале XX в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика.

Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е годы. Нэп. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е годы. Внешняя политика.

Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е годы. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму.

СССР накануне и в начальный период Второй мировой войны. Великая Отечественная война.

Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война.

Попытки осуществления политических и экономических реформ.

НТР и ее влияние на ход общественного развития.

СССР в середине 60 – 80-х годов: нарастание кризисных явлений. Советский Союз в 1985 – 1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г.

Становление новой российской государственности (1993 – 1999 гг.). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации».

 

Принимая настоящий Государственный образовательный стандарт как основу курса «Отечественная история», кафедра рекомендует преподавателям творчески подходить к использованию его содержания при разработке учебного курса. Необходимо включать в лекционный курс события современности, рассматривать новейшие политические процессы и проблемы внутренней и внешней политики Российского государства, освещать ключевые моменты эволюции его культуры, а также уделять внимание региональному компоненту истории России.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

История как способ самопознания человека, страны, народа существовала всегда. «История – наставница жизни», – утверждали еще античные философы. С тех пор роль истории в жизни общества только возрастала. Народ без исторической памяти обречен на деградацию. Он не может отказаться от своего прошлого, так как тогда у него не будет будущего.

Важнейшей составной частью истории как комплекса наук является отечественная история. Она призвана раскрыть во всей полноте исторический путь развития России и ее народов, теоретически обобщить исторические факты и события, вскрыть закономерности развития общества и помочь направить деятельность граждан во благо Отечества. В силу указанных причин современная концепция высшего образования немыслима без курса отечественной истории. В первую очередь он, наряду с прочими дисциплинами, определяет общий уровень культуры специалиста в любой области знаний, формирует его мировоззрение, воспитывает патриотические, трудовые и нравственные качества.

За последние годы кафедра отечественной истории Орловского государственного университета не только аккумулировала большой коллективный опыт в деле обучения и воспитания студентов, но и настойчиво искала новые формы работы. К числу удачных инноваций, вошедших в практику работы кафедры, следует отнести организацию лекционной работы студентов на ряде факультетов, учебные конференции, завершающие изучение курса «Отечественная история», конкурсы студенческих научных работ, как в рамках ежегодной «Недели науки», так и посвященные отдельным юбилейным датам и событиям истории нашей Родины. Целесообразность публикации новой редакции программы вызвана не только тем, что со времени выхода Государственного образовательного стандарта, как уже отмечалось выше, прошел немалый срок. В новой редакции программы не только приняты во внимание все основные моменты в эволюции исторической науки, обобщены новейшие труды по истории России, опубликованные в последнее время, но и учтен преподавательский опыт и научные изыскания сотрудников кафедры.

Данная учебная дисциплина имеет своей целью вооружить студента необходимыми знаниями по истории своего Отечества. Программа отражает в основном все этапы исторического процесса на территории России: от событий, связанных с созданием восточными славянами Древнерусского государства, до событий настоящего времени. Причем этот процесс рассматривается во всей своей сложности и противоречивости, а сама Россия – как особая цивилизация, история которой изучается в системе мировых цивилизаций.

В ходе изучения отечественной истории студенты знакомятся с историческими источниками, методами научного исследования, различными историческими концепциями. Особое внимание уделяется событиям переломного характера, проблеме альтернативности исторического процесса. Нашел свое отражение в курсе и регионально-краеведческий компонент. Большое внимание в программе уделено духовному миру и менталитету человека, культуре народов России в разные исторические эпохи.

Разделы программы неравнозначны по времени, отводимому на их изучение. Акцент делается на события XX века, который стал наиболее сложным периодом в истории нашей страны. Более подробное их изучение дает ключ к правильному пониманию современной истории России.

Настоящая программа курса отечественной истории в значительной степени позволяет устранить разночтения и двусмысленное толкование истории России, которые встречаются сегодня в различных изданиях школьных учебников. Их авторы часто дают такую трактовку событий нашего прошлого, которая не способствует воспитанию патриотизма и гордости за нашу Родину, принижают роль наших предков, создавших Великую Россию.

Программа нацелена на формирование у студентов активной гражданской позиции. Она рассчитана на то, чтобы студент, изучая отечественную историю, не только овладевал суммой определенных знаний, фактическим материалом, но и развивал бы в себе способность к самостоятельному обоснованному высказыванию своего мнения о тех или иных исторических событиях и явлениях, вырабатывал бы навыки научного анализа и умение не просто заучивать фактический материал, а мыслить исторически.

Большое значение в процессе изучения курса «Отечественная история» имеет самостоятельная работа студентов. Учитывая это обстоятельство, программа предполагает выработку у студентов привычки работать непосредственно с источниками и научной литературой по истории, критического отношения к ним, а также навыков проведения сравнительного анализа изложенных в документах фактов и явлений общественной жизни.

При составлении программы использовался проблемно-исторический метод изложения фактического материала: в ней выделены конкретные периоды отечественной истории, в каждом из которых обозначены наиболее важные, узловые проблемы.

Материал программы разделен на 17 учебных тем. По каждой теме читается лекция и проводится семинарское занятие. Планы семинаров отражают содержание соответствующих учебных тем. Программа рассчитана на 80 учебных часов, в том числе: лекции – 40 часов и семинары – также 40 часов. Преподаватель по согласованию с кафедрой отечественной истории может внести в настоящую программу коррективы, когда это вызвано необходимостью использования новых образовательных технологий, а также в том случае, если учебным планом предусматривается иное количество часов.

Изучение курса «Отечественная история» предполагает использование традиционных форм контроля знаний: выступления студентов на семинарах, проведение коллоквиумов, зачетов. В конце учебного года проводится экзамен. Однако структура программы, ее содержательная часть и характер формулировок позволяют осуществить контроль знаний студентов и по новым образовательным технологиям с использованием системы зачетных единиц в духе требований Болонских соглашений.

Программу курса «Отечественная история» дополняет методический комплекс, куда входят перечень основных вопросов для самостоятельного повторения студентами к зачетам и экзамену изученного материала, критерии экзаменационных оценок, темы семинарских занятий, их планы, т.е. основные вопросы для подготовки студентов к семинару, дополнительные задания для самостоятельной работы студентов, а также темы рефератов. Содержащиеся в программе дополнительные задания для самостоятельной работы студентов преподаватель может давать как отдельным студентам, так и всей учебной группе в целом. При необходимости он может видоизменять эти задания, а также использовать другие формы работы, активизирующие семинарское занятие.

В конце программы дан список рекомендуемых учебников и дополнительной учебной и научной литературы. В список литературы включены книги, выпущенные центральными и местными издательствами главным образом в последнее десятилетие. Это в основном литература учебного характера, источники, труды видных историков, работы по общим проблемам исторической науки. Журнальные статьи в список литературы не включались ввиду ограниченности его рамок.

Программа учебного курса «Отечественная история» составлена в соответствии с ныне действующими Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования и «Положением об учебных программах в Орловском государственном университете». При ее разработке авторы руководствовались требованиями к обязательному минимуму содержания основных образовательных программ по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины», утвержденными Министерством образования Российской Федерации 3 февраля 2000 г. Суть этих документов, определяющих требования к минимуму содержания и уровню подготовки студентов, а также основные направления изучения учебного курса, полностью отражена в соответствующих темах данной учебной программы.

Настоящая учебная программа предназначена для использования на дневном, заочном и вечернем отделениях всех факультетов университета. Она также может быть принята во внимание преподавателями и учащимися во время занятий по истории России на «нулевом курсе» Орловского государственного университета.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

№ п/п. НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
лекции семинары всего
1. Предмет, источники и методы отечественной истории. Значение изучения истории.
2. Восточнославянское общество и образование Древнерусского государства
3. Киевская Русь.
4. Удельный период в истории России.
5. Россия в эпоху Ивана III и Ивана IV.
6. XVII век в истории России.
7. Вступление России на путь модернизации. Петр I и Екатерина II.
8. Россия в первой половине XIX века
9. Россия во второй половине XIX века.
10. Россия в начале XX века. Первая мировая война и нарастание кризиса империи.
11. Революции 1917 года и гражданская война в России.
12. Советская страна в условиях нэпа. Образование СССР.
13. Курс на ускоренное строительство социализма в одной стране и его последствия.
14. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.
15. Жизнь Советской страны в первое послевоенное двадцатилетие.
16. Советское общество на завершающем этапе существования СССР.
17. Россия в 90-е годы XX – начале XXI вв.
  ВСЕГО: 80*

 

* В соответствии с существующим положением 20 % от общей учебной нагрузки, т.е. 16 часов, выделяются для самостоятельной работы студентов. Эти часы преподаватель, ведущий занятия, использует с учетом условий работы на том или ином факультете и особенностей каждой учебной группы.


ТЕМЫ УЧЕБНОГО КУРСА

Тема 1







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.249.234 (0.007 с.)