Тема: Структура и формирование учебной деятельности. Этапы формирования умственной деятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Структура и формирование учебной деятельности. Этапы формирования умственной деятельности.



 

Вопросы для обсуждения:

1. Учебная деятельность – специфический вид деятельности:

а) Теория учебной деятельности в общей теории учения;

б) Определение учебной деятельности;

в) Основные характеристики учебной деятельности.

2. Предметное содержание учебной деятельности:

а) предмет учебной деятельности;

б) средства и способы учебной деятельности;

в) продукт учебной деятельности, ее результат.

3. Функциональная (внешняя) структура учебной деятельности.

а) компонентный состав внешней структуры учебной деятельности;

б) Характеристика мотивационного компонента;

в) учебная задача в структуре учебной деятельности. Особенности учебной задачи. Основные психологические требования к ней.

г) действия и операции в структуре учебной деятельности;

д) контроль и самоконтроль в структуре учебной деятельности.

 

Основные понятия: учебная деятельность, учение, структура и компоненты учебной деятельности (потребности, мотивы, цели, учебная задача, учебные действия и операции), репродуктивная, продуктивная учебная деятельность, усвоение.

 

Литература:

1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991.

2. Возрастная и педагогическая психология/ Под ред. А.В. Петровского, - М., 1979.

3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов- на- Дону., 1997.

4. Давыдов В.В. Проблема развивающего обучения. – М., 1986.

5. Давыдов В.В. Обучение и развитие. – М., 1987.

6. Эльконин Д.Б. Психология учебной деятельности младших школьников. – М., 1985.

 

Семинарское занятие 5.

Тема: Усвоение – центральное звено учебной деятельности.

Вопросы для обсуждения:

1. Концепция формирования умственных действий П.Я. Гальперина.

2. Понятие о типах обучения.

3. Системно-структурный подход к построению ориентировочной основы действия.

4. Этапы формирования умственных действий и критерии сформированности действий на каждом этапе.

а) мотивационный этап;

б) ориентировочный этап;

в) этап материального и материализованного действия;

г) внешнеречевое действие;

д) умственное действие;

е) автоматизированное действие.

 

Основные понятия: усвоение, учение, совместная учебная деятельность, учебное сотрудничество, соперничество, формы взаимодействия; разделенное действие, подражание, продуктивная и репродуктивная учебная деятельность, обучаемость, креативность; этапы формирования умственных действий.

 

Литература:

1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991.

2. Возрастная и педагогическая психология/ Под ред. А.В. Петровского, - М., 1979.

3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов- на- Дону., 1997.

4. Немов Р.С. Психология образования. Т. 2 – М., 1994.

5. Хрестоматия по педагогической психологии./ А.И. Красило, А.П. Новгородцев. – М., 1994.

 

Дополнительная литература:

1. Габай Т.В. Педагогическая психология. – М., 1995.

2. Эльконин Д.Б. Психология учебной деятельности младших школьников. – М., 1985.

 

Семинарское занятие 6

Тема: Теоретические проблемы психологии воспитания.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Предмет, цели, задачи, психологии воспитания.

2. Институты воспитания и их роль в воспитании.

3. Теории воспитания и развития личности:

а) психоанализ (З.Фрейд);

б) индивидуальная психология (А.Адлер);

в) бихевиаризм (Б.Ф. Скиннер).

г) гуманистическая психология (К. Роджерс и А.Маслоу)

д) деятельностная теория А.Н. Леонтьева.

4. Воспитание как социализация личности.

 

Основные понятия: воспитание, цели воспитания, социализация; прямые, косвенные, сознательные, неосознанные, когнитивные, эмоциональные, поведенческие средства воздействия.

 

Литература:

1. Богословский Н.В. Психология воспитания. – М., 1974.

2. Возрастная и педагогическая психология/ Под ред. А.В. Петровского, - М., 1979.

3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов- на- Дону., 1997.

4. Немов Р.С. Психология образования. Т. 2 – М., 1994.

 

Дополнительная литература:

1. Давыдов В.В. Проблема развивающего обучения. – М., 1986.

2. Психологический справочник учителя. /Под ред. Л.М. Фридман, И.Ю. Кулагиной. – М., 1991.

3. Петровский В.А. Личность в психологии. – М., 1996.

4. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону, 1997.

5. Трусов В.П. Современные психологические теории личности. – Л., 1990.

6. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990.

 

Семинарское занятие 7

Тема: Становление характера

Вопросы для обсуждения:

1. Сензетивные периоды для различных сторон характера.

2. Две области развития характера: индивидуально-предметная деятельность и межличностное общение.

3. Основные социально-психологические явления, способствующие формированию и изменению социальных установок.

4. Психологические основы методов воспитания, их роль в формировании личности.

5. Когнитивные, эмоциональные и поведенческие средства воспитания.

6. Психотерапевтические средства воспитания.

 

Основные понятия: личность, сензетивные периоды развития личностных свойств, качеств личности, характер; средства и методы воспитания, психотерапевтические и психокоррекционные средства воспитания, уровни и критерии воспитанности.

 

Литература:

1. Богословский Н.В. Психология воспитания. – М., 1974.

2. Возрастная и педагогическая психология/ Под ред. А.В. Петровского, - М., 1979.

3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов- на- Дону., 1997.

4. Немов Р.С. Психология образования. Т. 2 – М., 1994.

5. Хрестоматия по педагогической психологии./ А.И. Красило, А.П. Новгородцев. – М., 1994.

Дополнительная литература:

1. Давыдов В.В. Проблема развивающего обучения. – М., 1986.

2. Давыдов В.В. Обучение и развитие. – М., 1987.

3. Психологический справочник учителя. /Под ред. Л.М. Фридман, И.Ю. Кулагиной. – М., 1991.

 

 

Семинарское занятие 8.

Тема: Социально-психологические аспекты воспитания.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Значение общения для воспитания.

2. Виды, формы и средства общения.

3. Развитие общения у детей.

4. Межличностное восприятие и общение.

5. Влияние стиля общения взрослого с ребенком на его личностное развитие.

6. Основные принципы коллективистской системы воспитания.

7. Положительное и отрицательное влияние коллектива на формирование личности.

8. психолого-педагогические принципы взаимоотношения между личностью и реальным коллективом.

 

Основные понятия: воспитание, социализация, реальная группа, коллектив; общение, виды и средства общения, экспрессивно-эмоциональные, предметно-действенные, речевые; основные формы общения, мотивы общения.

 

Литература:

6. Богословский Н.В. Психология воспитания. – М., 1974.

7. Возрастная и педагогическая психология/ Под ред. А.В. Петровского, - М., 1979.

8. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов- на- Дону., 1997.

9. Немов Р.С. Психология образования. Т. 2 – М., 1994.

 

Дополнительная литература:

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.

2. Давыдов В.В. Проблема развивающего обучения. – М., 1986.

3. Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи. – М., 1988.

4. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986.

 

 

Семинарское занятие 9.

Тема: Общение как фактор воспитания.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Воспитание как процесс и деятельность общения.

2. Межличностное восприятие в общении.

3. Развитие форм и средств общения в процессе воспитания.

4. Влияние стиля общения взрослого с ребенком на развитие личности ребенка:

а) общение и развитие личности ребенка в семье;

б) общение и развитие личности ребенка в школе.

 

Основные понятия: общение, межличностное восприятие и общение, формы общения, средства общения, стили общения личность.

 

Литература:

10. Богословский Н.В. Психология воспитания. – М., 1974.

11. Возрастная и педагогическая психология/ Под ред. А.В. Петровского, - М., 1979.

12. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов- на- Дону., 1997.

13. Немов Р.С. Психология образования. Т. 2 – М., 1994.

 

Дополнительная литература:

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.

2. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986.

 

 

Семинарское занятие 10.

Тема: Системный подход к структуре педагогической деятельности.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Теория функциональных систем П.К. Анохина. Общее понятие и характеристика системы.

2. Структура педагогической деятельности:

а) компоненты педагогической деятельности по (Н.В. Кузьминой).

б) конструктивный компонент учебной деятельности как реализация четырех функций.

 

в) концепция деятельности учителя А.К. Марковой и выделяемые ею педагогические умения.

3. Модели продуктивной и непродуктивной педагогической деятельности.

 

Основные понятия: система, функциональные системы, педагогическая система, структура учебной деятельности, гностический, конструктивный, организационный, коммуникативный, проектировочный компонент педагогической деятельности, педагогические умения, модель, продуктивная и непродуктивная педагогическая деятельность.

 

Литература:

1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов- на- Дону., 1997.

2. Реан А.А., Коломенский Л.Я. Социальная педагогическая психология. – СПб., 2000.

3. Стоунс Э. Психопедагогика. – М., 1984.

4. Якунин В.А. Педагогическая психология. – СПб., 1998.

 

Семинарское занятие 11.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.146.223 (0.021 с.)