Принцип сообразности с природой 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принцип сообразности с природой



и выявление образа Божия в ребенке:

- на занятиях учитывает антропологические и психологические особенности дошкольников, их эмоциональное состояние;

- поощряет проявление усилия воли дошкольников, желание контролировать свои физические потребности;

-создает условия для раскрытия и развития дара Божьего в каждом ребенке.

Принцип согласованности педагогического влияния

Церкви и семьи:

-педагог устанавливает тесное сотрудничество с родителями воспитанников и священником, консультируется с духовником по вопросам организации и содержания занятия, приглашает священника для участия в праздничных мероприятиях и занятиях воскресной школы;

- актуализирует проблему семейного воспитания и необходимость консолидации усилий Церкви и семьи в процессе встреч с родителями;

-организует приватные и коллективные беседы со священником (другие формы работы).

6. Принцип послушания:

-педагог на занятиях посредством игр и игровых упражнений формирует у детей послушание как основу добродетелей;

- в беседах, консультациях с родителями педагог разъясняет важность формирования послушания у детей дошкольного возраста и помогает им выстроить правильные взаимоотношения с детьми, учитывая их возрастные особенности.

7. Принцип социально-производственной направленности:

-в работе с детьми педагог учитывает характерные особенности населенного пункта, виды деятельности родителей воспитанников и знакомит детей с производством. При этом обращает внимание на пользу, которую дает данное производство для всех людей, проводит аналогию производства с христианскими принципами жизни;

- своим примером, примером родителей формирует у детей уважение к труду взрослых, воспитывает трудолюбие, послушание, используя игры и упражнения.

8. Принцип культуросообразности:

-свою работу с детьми строит на основе церковного календаря;

- на занятиях знакомит детей с культурой и православными традициями, воспитывая благоговейное отношение к святыням;

- помогает родителям формировать и возрождать семейные христианские традиции;

- создает культурную среду в группе, способствующую душевному и духовному развитию личности ребенка.

9. Принцип индивидуального подхода:

-на занятиях педагог, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка, предлагает дифференцированные задания для выполнения;

- в беседе с родителями советуется о выборе педагогических методов и воздействий на ребенка.

Участники учебно-воспитательного процесса

в воскресной группе:

1.Дошкольники (дети в возрасте 5-6 лет).

2. Педагоги воскресной школы.

3. Родители (как участники образовательного процесса).

4.Священник.

Формы проведения занятий.

• рассказ, объяснение, беседа, чтение;

• душеполезные рассказы;

• совместное проговаривание;

• разучивание кратких молитв и церковных песнопений;

• совместное участие в Богослужении;

• прослушивание музыкальных записей, звонов;

• просмотр книг, иллюстраций, слайдов, мультипликационных и видеофильмов христианской направленности;

• изобразительное творчество (рисование, раскрашивание, лепка, аппликация изготовление поделок, открыток и т.д.;

• игры, загадки для закрепления и проверки пройденного материала;

• сценические постановки, приуроченные к определенному православному празднику.

Занятие начинается и заканчивается молитвой. На занятиях звучит евангельское слово (притча, заповедь, отдельный стих или изречение Господа).

Примеры из художественной детской литературы (сказки, рассказы, стихи с нравственным содержанием) используются как доступную для понимания детей помощь в раскрытии темы занятия.

При подготовке к занятиям и в ходе их проведения учитываются психологические и физиологические особенности детей младшего возраста.

При подготовке к занятиям:

• определить вопросы для повторения,

• строго отбирать объем информации,

• продумать доступное и краткое объяснение новых для детей слов, не забывать в ходе занятия несколько раз проговаривать новые слова,

• предусмотреть чередование форм и методов работы с детьми с целью привлечения и сосредоточения их внимания,

• помнить, что форма занятия должна позволять ребенку проявлять двигательную активность, продумать паузы для отдыха и их разумное заполнение,

• продумать место, время и форму использования наглядно–иллюстративного материала.

Это поможет сделать занятия живыми, содержательными, интересными, запоминающимися.

Программа может быть сокращена, дополнена в зависимости от уровня общего развития детей, подбора и наличия необходимой литературы для примеров. Гибкость: программы обусловлена и разбором ситуаций в жизни детей.

Основное содержание программы «Введение в Закон Божий»

(28 часов).

 

Бог - Творец мира. Иисус Христос, Сын Божий. Мир есть творение Божие. О святых ангелах. Ангелы-хранители. Библия – Священная книга. Евангелие – книга о земной жизни Сына Божия – Иисуса Христа. Крестное знамение. О святых иконах и святых людях. Главные православные праздники.

Молитвы. Понятие о молитве. Молитвы предначинательные: Славословие Пресвятой Троице. Молитва Пресвятой Троице. Молитва Господня. Ангельское приветствие Божией Матери. Молитва Ангелу Хранителю. Молитва перед вкушением пищи. Тропарь: Христос Воскресе!

 

«Священная библейская история»

Ветхий Завет. О сотворении мира. Как Бог сотворил первых людей. Грехопадение как непослушание прародителей. Каин и Авель. Всемирный потоп и спасение Ноя. Бог заключает завет с Авраамом. Иосиф. Моисей (кратко).

Новый Завет. Рождество Пресвятой Богородицы. Введение во храм Пресвятой Богородицы. Рождество Христово. Светлое Воскресение Христово (Пасха).

 

«Богослужение и Таинства»

Храм - это Дом Божий. Устройство Храма (кратко). Благословение священника.

В программу так же включены такие темы как «Семья наш дом». Детям даются представления о глав­ных Заповедях Божиих, особенно пятой ("Почитай отца своего и матерь свою..."), рассказывается о домашней молитве и др. На примере Священной библейской истории закладывается основа православной христианской семьи.

Тематический план

№ п/п Тема урока Количество занятий
  Церковь –семья. 1 час.
  Бог - Творец мира. Иисус Христос, Сын Божий. 1 час.
  О святых ангелах. Ангелы-хранители. 1 час.
  Библия – Священная книга. 1 час.
  Крест. Крестное знамение. 1 час.
  О святых иконах и святых людях. 1 час.
  Главные православные праздники. 1 час.
  Молитвы. Понятие о молитве. Краткие молитвы. 1 час.
  Молитвы предначинательные: Славословие Пресвятой Троице. Молитва Пресвятой Троице. Молитва Ангелу Хранителю. Молитва перед вкушением пищи. Тропарь: Христос Воскресе! 1 час.
  Молитва Господня. Ангельское приветствие Божией Матери. 1 час.
  Крест. 1 час.
  Потоп. 1 час.
  Как Бог спас младенца Моисея. 1 час.
  Как Бог дал людям Закон. 1 час.
  Заповеди Божии. 1 час.
  Первый храм. Наш Храм. 1 час.
  Что мы видим в храме? 1 час.
  Евангелие – книга о земной жизни Сына Божия – Иисуса Христа. 1 час.
  Рождество Пресвятой Богородицы. 1 час.
  Введение во храм Пресвятой Богородицы. 1 час.
  Рождество Христово. 1 час.
  Сретение. 1 час.
  Праздник Крещения Господня-Богоявление. 1 час.
  Как Иисус Христос помогал людям? 1 час.
  Как Иисус Христос учил людей? 1 час.
  Тайная вечеря и распятие. 1 час.
  Светлое Воскресение Христово (Пасха). 1 час.
  Божественная литургия. 1 час.

Информационное и материально-техническое обеспечение учебно-воспитательного процесса на дошкольной ступени.

1. Учебник «30 уроков Закона Божия» для преподавания детям 5-6 лет. Издательство «Паломник»,1997 г.

2. Учебник Слободской «Закон Божий».

3. Библия для детей. Сюжеты Ветхого и Нового Заветов для детей.

4. «Аз, Буки, Веди» Георгий Юдин. Азбука православная для детей.

5. Электронные книги: Елена Екимова. Православная азбука в стихах, Ольга Першина. «Светлый Ангел Рождества» рассказы, книга объяснение молитв детям «Богородице Дево радуйся», Татьяна Дашкевич «Голос Ангела», Серия книг: «Детям о вере». Детям о молитве», «Детям о слове»; история церкви для самых маленьких.

6. Видео материал: мультипликационные фильмы: «История ветхого завета для детей», «История Нового завета для детей».

7. Электронный материал: раскраски, загадки, схемы, карточки и др.

НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ

Пояснительная записка.

Начальная ступень учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресной школе для детей, - комплекс учебно-воспитательных программ для детей 7-11 лет, направленных на формирование православного мировосприятия, усвоение воспитанниками начальных знаний о православной вере, приобщение к православной традиции и культуре, образу жизни, приобретение навыков христианского благочестия.

В приходскую воскресную группу Свято-Казанского храма с. Юца дети чаще всего приходят в возрасте 7-8 лет, поэтому обучение в воскресной группе начинается обычно с начальной ступени. В этом возрасте учащиеся уже способны к систематическим занятиям, их внимание и память достаточно развиты, они любят слушать рассказы с занимательным сюжетом, сопоставлять услышанное или прочитанное с личным опытом, они эмоциональны, доверяют учителю, отзывчивы на все новое. Вместе с тем, мышление детей еще весьма конкретно, образно. Сюжетный рассказ является основным приемом обучения их. В соответствии с этим Священная История будет усваиваться ими и послужит наилучшим вводным курсом к научению основам православной веры и нравственности. К 9-10 годам у детей уже пробуждается способность осмысливать свои поступки, соблюдать нравственные нормы. В соответствии с этим дети знакомятся с основами православной нравственности. Поскольку мышление еще в значительной мере конкретно, основной дидактический прием – раскрытие христианского нравоучения через Евангелие и через жития Святых. 11 лет- для детей это время серьезных изменений; из начальной школы они переходят в школу второй ступени, из возрастной категории младших школьников – в категорию подростков. Изменяются их взаимоотношения со взрослыми (восприятие взрослых становится более критичным), авторитет группы сверстников становится значительным. Достаточно уже знаний, чтобы обобщать, говорить о вере. Абстрактное мышление позволяет понимать христианские догматы.

Структура занятий в воскресной учебно-воспитательной группе:

- молитва,

- объявление темы занятия,

- припоминание-повторение ранее изученного (опрос, если для детей это посильно; если же дети затрудняются, надо помогать им: для младших школьников недельный промежуток между занятиями – большое время, и, скорее всего, они помнят, но еще не могут связно воспроизвести слышанное неделю назад);

- изложение новой темы;

- закрепление изложенного в виде вопросов – ответов.

Вероучительными предметами начальной ступени являются: «Закон Божий» (в том числе: священная библейская история, «Храмоведение» (устройство православного храма, богослужение) и история Церкви; «Основы христианской нравственности» на основе Евангелия и житий святых); «Церковно-славянский язык».

Закон Божий – это путеводная звезда, указывающая человеку-страннику дорогу в Царство Небесное. Значение Закона Божия не уменьшается с веками. Напротив, чем больше жизнь усложняется противоречивыми людскими мнениями, тем больше человек нуждается в ясном и авторитетном руководстве Заповедей Божьих. Вера невозможна без знаний.

Закон Божий-это «некая совокупность знаний, служащая той цели, что превосходит всякое знание» - соединению с Богом, обожению (Православная педагогика Евгений Шестун [76] с.45). И функция учителя состоит в передаче воспитаннику всей этой совокупности знаний. Воцерковить- научить не только жить по христиански, но и мыслить по христиански, то есть обращаться за руководством прежде всего к учению Церкви.

Содержание учебно-воспитательной программы, реализуемой в воскресной группе храма Казанской иконы Божией Матери направлено на выполнении этой воспитательной функции.

Основное содержание программы «Закона Божия» (112 часов) для начальной ступени:

Бог - Троица. Бог - Отец, Бог - Сын – Иисус Христос, Бог – Дух Святой. Свойства Божии. Мир видимый и мир невидимый. Человек – образ и подобие Божие. Священное Писание: Библия, Евангелие – книга жизни.

Молитвы. Утреннее и вечернее молитвенное правило (в сокращении или полностью по благословению духовника школы). Молитва Животворящему Кресту. Молитва перед началом и после учения, тропари двунадесятых праздников, тропарь Пасхи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.81.157.133 (0.018 с.)