Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изучение курса «закон божий»

Поиск

направлено на достижение следующих целей:

· заложить основы православного мировоззрения и мировосприятия;

· дать знания о важнейших событиях священной библейской и церковной истории, о внутренней и внешней сторонах жизни Церкви, о нравственном духовном законе;

· помочь овладеть основными навыками добродетельной жизни (по совести), богослужебной жизни через участие в Таинствах и Богослужениях, посильных храмовых послушаниях, правилами поведения в храме и личной молитвы;

· воспитать нравственные чувства, уважение и любовь к родителям и старшим, к Родине, бережное отношение к окружающему миру, как творению Божию;

· формировать ценностные жизненные ориентиры;

· научить применять полученные знания для духовного и творческого совершенствования и помощи ближнему.

 

Предметные результаты изучения «Закона Божия»:

· знание, что Бог есть Творец мира, Иисус Христос Сын Божий – Спаситель мира;

· знание и понимание Молитвы Господней, молитв перед и после трапезы, до и после учения, причастного стиха, основных песнопений Пасхи (тропарь, стихиры, избранные песни Пасхального канона);

· представление о Библии как Священной книге, знание основных сюжетов Священной Истории Ветхого Завета (о сотворении мира, падении денницы, о первых людях и их грехопадении, истории Каина и Авеля, о Великом потопе, об Аврааме и Моисее); знание главных событий земной жизни Господа Иисуса Христа, основных притч;

· представление о Церкви как собрании людей во имя Христа; храме и его устройстве, внешней и внутренней символике, священнослужителях, церковнослужителях;

· знание названий двунадесятых и великих праздников;

· знание о Таинстве Покаяния и Евхаристии;

· знание имен двенадцать апостолов; представление о жизни апостолов Петра и Павла, архидиакона Стефана, великомучеников Георгия Победоносца и Пантелеимона, мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, святителя Николая Чудотворца, равноапостольных Константина и Елены;

· представление о Крещении Руси, апостоле Андрее Первозванном и равноапостольных Владимире и Ольге, о жизни благоверного князя Александра Невского, преподобного Сергия Радонежского, святителя Алексия Московского, благоверного князя Димитрия Донского, священномученика Патриарха Ермогена, преподобного Серафима Саровского, блаженных Ксении Петербургской и Матроны Московской, праведных Иоанна Кронштадтского и воина Федора Ушакова; о новомучениках и исповедниках Российских;

· знание десяти заповедей Божиих, заповедей Блаженств;

· умение петь тропари двунадесятых праздников, тропарь и стихиры Пасхи;

· сознанное участие в Таинствах Исповеди и Причащения.

 

Использование своих знаний для:

· выявления и осознания собственных греховных поступков;

· построения исповеди и исправления грехов

Устройство православного храма и богослужение «Храмоведение» (28 часов).

Пояснительная записка.

Курс «Храмоведение» рассчитан на семилетних детей, как правило, только начавших свое обучение в учебно- воспитательной воскресной группе.

Начинается курс со знакомства детей друг с другом, дети приучаются правильно и полностью называть свое имя, а через это устанавливать связь со своим небесным покровителем, учатся ему молиться.

На первых уроках мы призываем детей оценить красоту окружающего мира, чтобы понять, что такое гармоничное мироздание не могло возникнуть случайным образом, но появилось по воле Существа еще более Совершенного и Прекрасного, каковым является Бог. Говоря о венце творения, побуждаем ребенка задуматься о высоком предназначении человека и вытекающей отсюда истинной цели его жизни. В ходе первого года обучения дети получают первые представление о Боге-Творце, о событиях Священной истории, получают навыки общения с Богом через молитву, узнают о Доме Божьем, о Церкви- как о единой большой семье, вводятся в круг церковной жизни через приобщение к постам и праздникам.

Изучение курса «Храмоведение» направлено на достижение следующих целей:

· заложить основы православного мировоззрения и мировосприятия;

· дать знания о внутреннем и внешнем устройстве храма, таинствах Церкви;

· помочь овладеть основными навыками богослужебной жизни через участие в Таинствах и Богослужениях, посильных храмовых послушаниях, правилами поведения в храме и личной молитвы;

· формировать ценностные жизненные ориентиры;

Предметные результаты изучения:

· представление о Церкви как собрании людей во имя Христа; храме и его устройстве, внешней и внутренней символике, священнослужителях, церковнослужителях;

· знание и понимание Молитвы Господней, молитв перед и после трапезы, до и после учения, причастного стиха, основных песнопений Пасхи (тропарь, стихиры, избранные песни Пасхального канона);

· представление о Библии как Священной книге;

· знание названий двунадесятых и великих праздников;

· знание о Таинстве Покаяния и Евхаристии;

· умение петь тропари двунадесятых праздников, тропарь и стихиры Пасхи;

· сознанное участие в Таинствах Исповеди и Причащения.

Использование своих знаний для:

· выявления и осознания собственных греховных поступков;

· построения исповеди и исправления грехов.

Основное содержание программы:

Храм – это Дом Божий. Церковь как собрание верующих людей во имя Христа. Храм. Внешнее строение храма. Символика храма. Внутреннее устройство храма. О святых иконах. Церковная утварь. Церковнослужители, священнослужители. Лица, совершающие богослужение. Благословение священника. Священные облачения (обзорно). Годовой, седмичный и суточный круг богослужения. Церковный календарь. Старый и новый стиль. Посты и постные дни седмицы. Двунадесятые и Великие праздники. Литургия – центральное богослужение. Понятия о Таинствах покаяния и причащения.

Учебный план

№ п/п Тема урока Количество занятий
  Знакомство. Твое святое имя. Именины. 1 час
  О мире. Мир-творение Божие. О Боге-Творце. 1 час
  Свойства Божии. 1 час
  Небесная иерархия. Ангелы и демоны. 1 час
  Понятие Церкви. Церковь земная и небесная. 1 час
  Книги Священного писания. Евангелие. 1 час
  Храм. Формы храмов. Поведение в храме. 1 час
  Внешнее и внутренние устройство храма. Форма и количество куполов. Колокольня. 1 час
  Части храма: притвор, храм, алтарь. 1 час
  Устройство храма. Алтарь. Престол. Жертвенник. 1 час
  Устройство храма. Иконы. Иконостас. Царские врата. 1 час
  Облачение церковнослужителей и церковная утварь. 1 час
  Святой крест и древние христианские символы. Крестное знамение. 1 час
  О молитве. Виды молитв. 1 час
  Молитвы Пресвятой Троице. Славословие Пресвятой Троице. Трисвятое. 1 час
  Отче наш. Иисусова молитва. Царю Небесный. 1 час
  Иисус Христос-спаситель мира. 1 час
  Апостолы. Святые отцы Церкви. 1 час
  Богослужение. Литургия. 1 час
  Годовой, седмичный и суточный круг богослужения. Церковный календарь. Старый и новый стиль. 1 час
  Православные праздники. История происхождения праздников. Виды праздников: великие, средние, малые. 1 час
  Православные праздники. Великие и двунадесятые праздники. Краткое их описание. 1 час
  Православные посты. История возникновения. Великий пост. Петров пост. Успенский пост. Рождественки пост. 1 час
  Таинства Церкви. Таинства: Крещения, Миропомазания, Елеосвящения. 1 час
  Таинства Церкви. Таинства: Брака, Священства. 1 час
  Таинства Церкви. Таинства: Покаяния и Причащения. 1 час
  Священнодействия. Благословление. Кропление Святой водой. Освящение. Каждение. Возжжение светильников. 1 час
  Священнодействия. Погребение. Поминовение усопших. 1 час

Программа курса «Священная библейская история» (56 часов).

Изучение Священного Писания Ветхого и Нового Завета направлено на достижение следующих целей:

· формирование целостной христианской картины мира;

· освоение знаний о важнейших событиях ветхозаветной и новозаветной истории;

· овладение навыками работы с текстом Библии и навыками ее понимания;

· формирование ценностных ориентиров в ходе ознакомления с историческими событиями ветхозаветного периода;

· применение знаний и представлений о нравственном законе в личной жизни для христианского самосовершенствования;

· воспитание нравственных чувств, а также уважения, ответственности и бережного отношения к окружающему миру.

Предметные результаты изучения «Священной библейской истории»:

· знание, что Бог есть Творец мира, Иисус Христос Сын Божий – Спаситель мира;

· представление о Библии как Священной книге, знание основных сюжетов Священной Истории Ветхого Завета (о сотворении мира, падении денницы, о первых людях и их грехопадении, истории Каина и Авеля, о Великом потопе, об Аврааме и Моисее); знание главных событий земной жизни Господа Иисуса Христа, основных притч;

· знание имен двенадцать апостолов; представление о жизни апостолов Петра и Павла.

· знание десяти заповедей Божиих, заповедей Блаженств;

· осознанное участие в Таинствах Исповеди и Причащения.

Использование своих знаний для:

· выявления и осознания собственных греховных поступков;

· построения исповеди и исправления грехов.

Ветхий завет.

Священная история Ветхого Завета раскрывает дело человеческого спасения совершенное воплотившимся Сыном Божиим, как событие будущего в прообразованиях и пророчествах и обнимает собой период времени от начала сотворения мира и человека до пришествия в мир Христа Спасителя.

Задачей курса Священной истории Ветхого Завета является изучение явлений религиозной жизни человечества в ветхозаветный период.

Главная же цель занятий состоит в том, чтобы привить детям любовь к Священному Писанию, желание читать и изучать Библию не только во время занятий, но и в то время когда ребенок находится вне Воскресной школы, помочь найти в ней ответы на те вопросы, которые волнуют душу каждого человека. Учитывая тот факт, что на начальной ступени программы в первый год обучения, только начинается изучение ветхозаветной истории, программа построена с расчетом на обзорное ознакомление учащихся с основными событиями библейской истории и судьбами наиболее значимых и ярких представителей данного исторического периода. Во второй год дети продолжают изучение ветхозаветной истории, имея уже общее представление об основных событиях и наиболее значимых личностях данного периода истории, учащиеся могут обратить особое внимание на причины, побудившие людей совершить тот или иной поступок, стать участниками определенных события. За многие столетия до пришествия в мир Спасителя целая чреда святых угодила Богу, каждый в свою меру, оставив пример покаяния, благочестия и подвига. Таким образом, программа для четвертой группы построена таким образом, чтобы наиболее ярко показать нравственные подвиги героев ветхозаветной истории. В старшей группе (возраст детей - 11-16 лет) учащимся предлагается более подробно изучить хронологию событий и исторические факты о которых рассказывается в книгах Ветхого Завета, не оставляя без внимания и нравственные аспекты исследуемых события. Во время занятий делается попытка продемонстрировать учащимся неразрывное единство Ветхого и Нового Заветов, христоцентричность всего Божественного Писания, приводятся примеры святоотеческих толкований, объясняются мессианские (прообразовательные) моменты Священной истории Ветхого Завета и их взаимосвязь с Новым Заветом. Узнавая особенности государственного строя и быта в определенный период времени, легче понять, что руководило поступками людей и из-за чего они принимали то или иное решение.

Изучая Священную историю Ветхого Завета по периодам, мы имеем возможность обозревать состояние жизни человечества за данный отрезок времени и характеризовать его с точки зрения религиозно-нравственного состояния людей.

Выстраивая программу для трех возрастных групп, мы руководствовались следующим:

1. Учитывая тот факт, что в Воскресную школу могут прийти дети любого из выше приведенных возрастов, то необходимо, чтобы в каждой группе ребенок мог получить все необходимые сведения по данному предмету, поэтому в каждой группе мы обязательно говорим обо всех значимых событиях Ветхого Завета.

2. Не смотря на то, что во всех возрастных группах рассматриваются практически один и те же события, материал в каждой группе преподносится по-разному. Если в младшей группе учитель увлекает детей рассказом, ставя своей целью познакомить их с определенными событиями и героями, то в четвертой группе дети уже пытаются понять причины нравственного возрастания людей, их взаимоотношения с Богом и друг с другом.

3. Таким образом, с каждым годом углубляются знания детей по данной дисциплине.

При преподавании в качестве наглядных пособий используются: репродукции картин отечественных и зарубежных художников, географические карты и схемы. Показываются небольшие короткометражные фильмы (около 10 минут) для наглядного представления о тех или иных событиях Священной истории, что способствует лучшему запоминанию материала.

Занятия проводятся в форме лекций и бесед, на занятиях в младшей группе также используется продуктивная деятельность. Дети рисуют, раскрашивают или лепят.

Основное содержание программы: Ветхий Завет(28 часов). О сотворении мира. Понятие о видимом и невидимом мире. Творение Ангельского мира. Архангел Михаил и Небесное воинство. История Шестоднева. Как Бог сотворил первых людей. Грехопадение как непослушание прародителей. Каин и Авель. Всемирный потоп. Жизнь Ноя и его детей после потопа. Призвание Авраама и явление ему Бога в виде трех странников. Бог заключает завет с Авраамом. Ветхозаветные патриархи. История Иосифа. Египетское рабство. Рождение пророка Моисея и призвание его к освобождению евреев от рабства египетского. Пасха и исход евреев из Египта. Переход евреев чрез Чермное море. Чудеса в пустыне. Дарование Закона на горе Синай.

Учебный план

№ п/п Тема урока Количество занятий
  Введение в библейскую историю. Бог есть любовь. 1 час
  О сотворении неба –невидимого мира. 1 час
  Сотворение мира видимого. Сотворение человека. 1 час
  Жизнь первых людей в раю. 1 час
  Грехопадение. Последствия грехопадения и обетование Спасителя. 1 час
  Каин и Авель. 1 час
  Потоп. Ноев ковчег. Жизнь Ноя и его детей после потопа. 1 час
  Столпотворение Вавилонское. Появление идолопоклонства. 1 час
  Авраам. Явление Бога Аврааму в виде трех странников. 1 час
  Гибель Содома и Гоморры. 1 час
  Авраам и Исаак. Принесение Исаака в жертву. 1 час
  Женитьба Исаака. 1 час
  Исав Исав и Иаков. 1 час
  Видение Иаковом таинственной лестницы. 1 час
  12 сыновей Иакова. Иосиф. Продажа Иосифа в Египет. 1 час
  Иосиф в Египте. Свидание Иосифа с братьями и переселение Иакова с семейством в Египет. 1 час
  Многострадальный Иов. 1 час
  Моисей. Рождение и призвание. Видение Неопалимой купины 1 час
  10 казней Египетских. 1 час
  Ветхозаветная Пасха. Исход евреев из Египта. 1 час
  Переход евреев через Чермное море. Чудеса при переходе из Египта в землю обетованную. 1 час
  Синайское законодательство. 1 час
  Заповеди любви к Богу. 1 час
  Заповеди любви к ближнему. 1 час
  Устройство скинии. 1 час
  40-летнее странствование евреев по пустыни. Медный змий. 1 час
  Вступление в землю обетованную. Разделение между 12 коленами. 1 час
  География местности. Просмотр видеофильма «Библия» 1 час

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.170.164 (0.01 с.)