Программа учебной практики в школе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программа учебной практики в школе



Программа учебной практики в школе

Трудоемкость: 3 зачетных единиц

Квалификация выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная, заочная

 

Утверждена Учебно-методическим советом университета

протокол № _____ от «_____» ________________ 20___ г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Цели и задачи учебной практики.

Место учебной практики в структуре ООП бакалавриата.

Место и время проведения учебной практики.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения учебной практики.

5. Структура и содержание учебной практики.

Образовательные, исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на учебной практике.

7. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на учебной практике.

Формы промежуточной аттестации по итогам учебной практики.

Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной практики.

Материально-техническое обеспечение учебной практики.


Цели и задачи учебной практики

Целями «Учебной практики в начальной школе» являются формирование мотивационной, познавательной и организационной готовности к выполнению учебно-исследовательской деятельности психолого-педагогического характера в образовательных учреждениях, реализующих программы основного и дополнительного образования.

Задачами учебной практики в начальной школе являются знакомство с организацией учебно-воспитательного процесса в школе, сбор эмпирических данных для подготовки учебных педагогических проектов и выполнения в перспективе выпускной квалификационной работы; практическое овладение методами и приемами исследовательской деятельности в соответствии с разработанной программой исследования (по профилю подготовки).

Место учебной практики в структуре ООП бакалавриата

«Учебная практика в школе» проводится в V семестре. Прохождение данной практики базируется на освоении студентами дисциплин базовой «Общая и экспериментальная психология», «Теории обучения и воспитания», «Социальная педагогика», «Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований» и вариативной «Психология профессиональной деятельности», «Педагогическая психология» частей профессионального цикла.

К началу изучения дисциплины студенты должны знать периодизацию психического развития, характеристики, возрастные особенности младших школьников, основные новообразования возраста, основные методы психолого-педагогических исследований, основные современные концепции обучения и воспитания, основные методы психотерапевтического воздействия.

Знания, умения, навыки, полученные при прохождении практики, будут востребованы при изучении дисциплин базовой - «Психолого-педагогическая диагностика», Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса и вариативной «Практическая педагогика, «Педагогические технологии», «Практикум по решению практических задач частей профессионального цикла, а также при выполнении выпускной квалификационной работы.

Место и время проведения учебной практики

Практика проводится на базе муниципальных образовательных учебных заведений (школы, гимназии, лицеи) в начальной школе (1-4 классы). Учебным планом предусмотрено прохождение практики в 5 семестре.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения «Учебной практики в начальной школе».

Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения учебной практики

n готов использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов (ОПК-4);

n готов организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую. (ОПК-5);

n способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6);

n готов применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПКПП-2);

n способен осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики (ПКПП-3);

 

Навыки, умения:

· использовать конкретные психологические методы и методики диагностики, развития и коррекции психических свойств, процессов и состояний детей;

· осуществлять индивидуальный подход к ребенку;

· проводить психологические исследования отдельных учащихся и классного коллектива, обрабатывать и анализировать полученные результаты, оформлять документацию.

5. Структура и содержание учебной практики

Общая трудоемкость учебной практики составляет 3 зачетных единиц, 2 недели, 108 часов, в т.ч. 36с амостоятельная работа (СР) студента.

  № п/п Разделы (этапы) практики   Виды учебной работы на практике, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость(в часах) Формы текущего контроля
в ВУЗе на базе практики СР  
  Установочная конференция по проведению практики, включающая инструктаж по охране труда       Проверка конспекта
  Основной этап практики:  
Знакомство с образовательным учреждением, классом, классным руководителем.         Проверка заданий в дневнике
Изучение индивидуально – психологических особенностей учащегося. Выберите в классе одного учащегося и проведите диагностику его индивидуально психологических особенностей.  
Изучение психологических особенностей темперамента и характера учащегося методом наблюдения и обобщения независимых характеристик.       Проверка заданий в дневнике
Наблюдение за проявлением индивидуальных черт характера учащегося.       Проверка заданий в дневнике
Изучение ценностно-смысловой сферы учащегося.       Проверка заданий в дневнике
Изучение сферы отношений школьника (к близкому окружению, самому себе и др.).       Проверка заданий в дневнике
Изучение Я-концепции учащегося.       Проверка заданий в дневнике
Составление итоговой обобщающей психолого-педагогической карты учащегося.       Проверка заданий в дневнике
Разработайте психолого-педагогические рекомендации для учителей, родителей ребенка       Проверка заданий в дневнике
  Анализ урока. Составление рекомендаций       Проверка заданий в дневнике
Анализ урока. Составление рекомендаций
  Коммуникативный анализ урока         Проверка заданий в дневнике
Психолого-педагогический анализ ситуации опроса на уроке.         Проверка заданий в дневнике
Психологическая оценка деятельности учителя и учащихся на основных этапах урока.         Проверка заданий в дневнике
Предложения к совершенствованию урока       Проверка заданий в дневнике
Анализ педагогических ситуаций. Проанализируйте две педагогические ситуацию (имевшие место во время практики) по образцу, приведенному ниже и решите педагогическую задачу. Подберите психодиагностические методики и обоснуйте их выбор практическим психологом.       Проверка заданий в дневнике
Разработка и проведение в ходе внеклассного мероприятия тренинговых упражнений, игр.       Проверка заданий в дневнике, собеседование, проверка проекта
Проведите мини-исследование по одной из предложенных проблем (проблему можно сформулировать самостоятельно, предварительно обсудив ее с методистом)       Проверка заданий в дневнике, собеседование, проверка, проверка плана мини-исследования
  Итоговая конференция. Творческий отчет по практике (презентация)       Презентация

 

Образовательные, исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на учебной практике

Проведение «Учебно-исследовательской практики в начальной школе» включает в себя следующие образовательные технологии:

- использование методов case studies – теоретическое решение практической задачи с использованием конкретных данных и прогнозирование развития процесса;

- использование методических указаний студентами

- использование балльно-рейтинговой системы оценки успеваемости студентов;

- использование проблемно-риентированного междисциплинарного подхода к изучению наук;

- использование презентационных е технологий;

- использование интерактивных методов обучения.

7. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на учебной практике

Для обеспечения самостоятельной работы в на учебной практике студентам предлагается следующее учебно-методическое пособие:

1. Дневник работы студента-практиканта II курса. Тула 2010, издательство ТГПУ им. Л. Н. Толстого. Шалагинова К. С., Кувырталова М. А. Брешковская К. Ю, Суворкина Н. А.

 

В пособии подробно описана технология выполнения каждого задания и способ (форма) предоставления отчета:

Основной этап

1. Знакомство с образовательным учреждением, классом, классным руководителем

Место прохождения практики

Адрес

Телефоны

Директор

Зам. директора

Учитель

Расписание звонков в школе, в закрепленном классе.

Особенности учебного заведения (профили, углубленное изучение отдельных предметов, кружки, факультативы, традиции

Особенности класса, с которым вам предстоит работать (заполняется по результатам беседы с классным руководителем без указания фамилий детей)

Класс (литера)

Количество учащихся

Количество мальчиков, девочек

Наличие в классе неуспевающихДети из неблагополучных семей

Дети-сироты, инвалиды, оставшиеся без попечения

Проблемные дети

Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной практики

А) основная литература

1. Битянова, М. Р. Работа психолога в начальной школе / М. Р. Битянова, Т. В. Азаров, Е. И. Афанасьева, Н. Л. Васильева.– М., 2008.– 347 с

2. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. - СПб.: РЕЧЬ, 2007. - 190 с.

3. Мухина, В. С. Возрастная психология / В. С. Мухина.– М., 2008.– 301 с.

4. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М., 2006

5. Овчарова, Р. В. Практическая психология образования / Р. В. Овчарова.– М.: Академия, 2009.– 448 с.

6. Овчарова, Р. В. Технологии практического психолога образования / Р. В. Овчарова.– М.: Сфера, 2008 - 448 с.

7. Практическая психология образования; Учебное пособие 4-е изд. / Под редакцией И. В. Дубровиной. — СПб.: Питер, 2009. – 592 с.

8. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 2009

9. Руководство практического психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 2007

10. Рогов Е.И. настольная книга практического психолога. Владос; М. 2006. - 383 с.

11. Шаповаленко И.В. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. / И.В. Шаповаленко. – М.: Гардарика, 2008. – 349 с.

 

Б) дополнительная литература

1. Венгер, А. Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное рук. / А. Л. Венгер. - М.: ВЛАДОС-Пресс, 2003.– 160 с

2. Гиппенрейтер, Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю. Б. Гиппенрейтер.– М.: ЧеРо, 2004.– 240 с

3. Детский психолог / Под ред. Е.И. Рогова. Ростов н/Д, 1992. Вып. 1.

4. Кайл Р. Детская психология: тайны психики ребенка. СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. – 416 с.

5. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг.– СПб.: Питер, 2000.– 992 с

6. Лукин С.Е. Тест рисуночной ассоциации с. Розенцвейга. СПб, 1993.

7. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М., 1969.

8. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В.Дубровина, А. Д. Андреева, Е.Е.Данилова, Т. В. Вох­мянина; Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 160 с.

9. Реан А.А. Психология изучения личности. - СПб., 2000. - 320 с.

10. Самоукина, Н. А. Игры в школе и дома / Н. А. Самоукина.– Ярославль: Академия развития, 2004.– 208 с.

11. Семаго, Н. Я. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго.– М., 2000.– 346 с.

12. Степанов В.Г. Психология трудных школьников: учебное пособие. М.: Академия, 2001. - 336 с.

13. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упраж­нения: В 4 т. / К. Фопель; Пер. с нем.– Т. 1.– М., 2000.– 160 с

14. Хухлаева О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников. - М., 2003. – 107с.

15. Хухлаева О.В.Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб, заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 208с.

16. Эльконин Д.Б. Особенности психического развития детей. / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М.: Педагогика, 1998. – 50 с

В) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

www.psihologu.info/content/

nsc.1september.ru

www.psyvita.ru/shkolyari/37/

www.gumer.info›Книги для студентов›Психодиагностика›02.php

www.detskiysad.ru/ped/ped063.html

www.150shchyolkovov-komarovschool.edusite.ru/…

lib.socio.msu.ru›Электронная библиотека›?cl=CL1&d=…&e=d-000-0

www.gumer.info›Книги для студентов›Psihol/Andr/

 

Развитие способностей.

1. Методический комплект – курс развития творческого мышления для детей 5 (6)-8 лет

2. Методический комплект – курс развития творческого мышления для детей 7-10 лет

3. Методический комплект – курс развития творческого мышления для детей 8-12 лет по методу Дж. Гилфорда и Дж. Рензулли

4. Методический комплект – курс развития творческого мышления для детей 9-14 лет

Методический комплект «Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов» Семаго Н. Я., Семаго М. М. (два комплекта).

Видеоматериалы для лекционных и практических занятий по современным направлениям практической психологии (34 видеокассеты):

1. Символдрама (5 шт.)

2. Сказкотерапия (3 шт.)

Учебно-методический программный материал, отражающий специфику деятельности лаборатории психодиагностики:

1. Диагностический материал к практическим заданиям для ИГА по специальностям факультета психологии

2. Учебно-методический диагностический материал для курсовых работ.

3. Учебно-методический диагностический материал для дипломных работ.

4. Диагностический материал для изучения основных форм проявления психики (познавательных психические процессы: внимание, память, мышление, воображение, речь; эмоционально – волевые процессы: эмоции, чувства, воля; индивидуально – психологические особенности: темперамент, характер, способности).

5. Диагностический материал для изучения особенностей (новообразований) психики детей разного возраста: дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, старший школьный возраст, студенческий возраст.

6. Учебно – методический диагностический материал для лабораторных занятий по базовым для лаборатории психодиагностики дисциплинам.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование профиль "Психология образования"

 

Разработчик(и):

 

Фамилия, имя, отчество Учёная степень Учёное звание Должность Дата разработки Подпись
Шалагинова К. С. К.п.н. доцент Доцент кафедры практической психологии и педагогики    
           
           

 

Рецензент(ы):

Фамилия, имя, отчество Учёная степень Учёное звание Должность Дата рецензирования Подпись
Федоренко Ю. В. К. п.н. доцент Доцент кафедры детской психологии и дошкольного образования    
           
           

 

Принята на заседании кафедры_______________

протокол № ____ от «___» ____________ 20___ г.

Заведующий кафедрой __________________

(ФИО, подпись)

 

Одобрена Ученым советом факультета_________

протокол № ____ от «___» ____________ 20___ г.

 

Декан факультета_______________________

(ФИО, подпись)

Программа учебной практики в школе



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.107.96 (0.055 с.)