Изучение индивидуально – психологических особенностей учащегося. Выберите в классе одного учащегося и проведите диагностику его индивидуально психологических особенностей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изучение индивидуально – психологических особенностей учащегося. Выберите в классе одного учащегося и проведите диагностику его индивидуально психологических особенностей.



2а Изучение психологических особенностей темперамента и характера учащегося методом наблюдения и обобщения независимых характеристик. Пронаблюдайте за психологическими особенностями темперамента школьника. В предложенных списках подчеркните наиболее подходящий вариант ответа.

1. Как ведет себя учащийся в ситуации, когда необходимо быстро действовать:

а) легко включается в работу.

б) действует со страстью.

в) действует спокойно, без лишних слов.

г) действует робко, неуверенно.

2. Как реагирует учащийся на замечания учителя:

а) говорит, что так делать больше не будет, но через некоторое время опять делает то же самое.

б) возмущается, что ему делают замечание.

в) выслушивает и реагирует спокойно.

г) молчит, но обижен.

3. Как говорит с товарищами при обсуждении вопросов, которые его очень волнуют:

а) быстро, с жаром, но прислушивается к высказываниям других.

б) быстро, со страстью, но других не слушает.

в) медленно, спокойно, но уверенно.

г) с большим волнением и сомнением.

4. Как ведет себя ученик в ситуациях, когда надо сдавать контрольную работу, а он еще не закончил, или контрольная сдана, но выясняется, что допущена ошибка:

а) легко реагирует на создавшуюся ситуацию.

б) торопится закончить работу, возмущается по поводу ошибок.

в) решает спокойно, пока учитель не подойдет к нему и не возьмет его работу, по поводу ошибок говорит мало.

г) сдает работу без разговора, но выражает неуверенность, сомнение в правильности решения.

5. Как ведет себя при решении трудной задачи, если она не получается сразу:

а) бросает, потом опять продолжает решать.

б) решает упорно и настойчиво, но время от времени резко выражает возмущение.

в) ведет себя спокойно.

г) проявляет растерянность, неуверенность.

6. Как ведет себя ученик в ситуации, когда он спешит домой, а учитель или актив класса предлагает ему остаться в школе после уроков для выполнения определенного задания:

а) быстро соглашается.

б) возмущается.

в) остается, не говоря ни слова.

г) проявляет растерянность.

7. Как ведет себя в незнакомой обстановке:

а) проявляет максимум активности, легко и быстро получает необходимые сведения, быстро принимает решения.

б) проявляет активность в каком-либо направлении, из-за этого необходимых сведений не получает, но решение принимает быстро.

в) спокойно присматривается к происходящему вокруг, с решением не спешит.

г) робко знакомится с обстановкой, решение принимает неуверенно.

Сделайте вывод о преобладании типа темперамент

2Б Наблюдение за проявлением индивидуальных черт характера учащегося. Результаты занесите в таблицу. Поставьте знак “+” в соответствующей колонке, которая показывает выраженность данной черты характера ученика.


 

  Степень выраженности
Черты характера Часто Иногда Никогда
1. Моральные - трудолюбие - чувство долга - коллективизм - доброта - честность      
2. Волевые - выдержка, самообладание - решительность, смелость - настойчивость, упорство - организованность -дисциплинированность      
3. Эмоциональные - вспыльчивость - тревожность - чувствительность (ранимость) - уравновешенность - впечатлительность      
4. Интеллектуальные - сообразительность и находчивость - наблюдательность - вдумчивость - любознательность - эрудированность      
5. Черты, проявляющиеся в общении - общительность - тактичность - отзывчивость - непринужденность - доверчивость      

 

Вывод

2В Изучение ценностно-смысловой сферы учащегося.

Вопросы для беседы с учащимся

1. Какое твое любимое художественное произведение (фильм, книга)? Какой у тебя любимый герой? Почему он тебе нравится?

2. Какой у тебя главный жизненный девиз?

3. Какие у тебя хобби, увлечения, любимые занятия?

4. В каком возрасте тебе больше всего хочется быть? Почему?

5. Решил ли ты, кем станешь, когда вырастешь?

6. Представлял ли, сколько примерно лет проживешь?

7. Будет ли у тебя своя семья, дети?

8. Как ты думаешь, для чего живет человек?

9. Для чего живешь ты? Что ты сможешь достичь в своей жизни?

10. Представь, что было бы, если бы человек имел возможность один раз в жизни изменить свою внешность по своему желанию. А ты захотел бы тоже изменить свою внешность? Когда? Почему?

Проанализируйте и обобщите полученные данные, сделайте выводы

2Г Изучение сферы отношений школьника (к близкому окружению, самому себе и др.). Учащемуся предлагается закончить предложения первой пришедшей в голову мыслью.

1. Я считаю, что мои друзья...

2. Хорошая жизнь – это...

3. Мое здоровье...

4. Мне кажется, что моя семья...

5. Мои родители...

6. Каждый человек...

7. Сверстники, с которыми я учусь...

8. Моя жизнь...

9. Я всегда хотел(а)...

10. Я считаю, что учителя...

11. О себе думаю, что я...

12. Большинство учителей...

13. Я уважаю родителей за то, что...

14. Когда я смотрю на себя в зеркало...

15. Всегда мечтал(а)...

Обработка результатов:

Приведенный набор незаконченных предложений охватывает различные сферы жизни школьника.

Номера предложений:

I - отношение к семье - номера предложений: 4, 5, 13;

II - отношение к друзьям и сверстникам - номера предложений: 1, 7;

III - отношение к учителю - номера предложений: 10, 12;

IV - желания и мечты и их направленность - номера предложений: 9, 15;

V - образ человека - номера предложений: 6;

VI - отношение к себе - номера предложений: 3, 11, 14;

VII- отношение к жизни - номера предложений: 2, 8.

Проанализируйте полученные ответы:

- по темам I, II,III, VI, VII по типу реакций (положительные, отрицательные, нейтральные);

- по теме IV по сфере желаний (личностно направленные типа «быть», личностно направленные типа «иметь», связанные с друзьями, семьей, учебой, работой, делами и др.)

- по теме VII по направленности (представления о должном, желаниях, ценностях, предпочтениях, чертах характера, деятельности и др.)

Выводы

2Д Изучение Я-концепции учащегося.

Предложите учащемуся дать 10 различных ответов на вопрос "Кто Я?", обращенный к самому себе.

- Оценивается значимость упоминаемых категорий.

- Оценивается временная направленность ответов.

- Подсчитывается индекс самоприятия испытуемого. Индекс самоприятия равен отношению всех положительных оценочных ответов ко всем оценочным ответам, встречаемым в самоописании испытуемого. Известно, что обычно индекс самоприятия подчиняется правилу "золотого сечения": 66% - положительных ответов, 34 % -отрицательных. Перевес оценочных ответов в ту или иную сторону свидетельствует о позитивном или негативном самоприятии.

Выводы

2Е Составление итоговой обобщающей психолого-педагогической карты учащегося. Побеседовав с классным руководителем, заполните психолого-педагогическую карту учащегося, отмечая знаком “О” степень выраженности той или иной психологической характеристики школьника.

 

1. Учеба
Сильный ученик Х-Х-Х-Х-Х-Х-Х Слабый ученик
Учится с интересом Х-Х-Х-Х-Х-Х-Х Учебой не интересуется
Читает много Х-Х-Х-Х-Х-Х-Х Читает мало
Есть учебные интересы, связанные с будущей профессией Х-Х-Х-Х-Х-Х-Х Учебных интересов нет
2. Поведение
Упрямый Х-Х-Х-Х-Х-Х-Х Покладистый
Дисциплинирован Х-Х-Х-Х-Х-Х-Х Плохая дисциплина
Отсутствие конфликтов с учениками Х-Х-Х-Х-Х-Х-Х Частые конфликты с учениками
Агрессивный Х-Х-Х-Х-Х-Х-Х Спокойный, устойчивый, доброжелательный
Усидчивый Х-Х-Х-Х-Х-Х-Х Высокая двигательная активность
Трудновоспитуем Х-Х-Х-Х-Х-Х-Х Легко поддается воспитанию
3. Общественная активность
Высокая общественная активность Х-Х-Х-Х-Х-Х-Х Низкая общественная активность
Хороший организатор Х-Х-Х-Х-Х-Х-Х Слабые организаторские способности
Высокая инициативность Х-Х-Х-Х-Х-Х-Х Низкая инициативность
Занимает лидерские позиции Х-Х-Х-Х-Х-Х-Х Выступает в роли “ведомого”
Высокий авторитет, уважение товарищей Х-Х-Х-Х-Х-Х-Х Низкий авторитет
Охотно выполняет общественные поручения Х-Х-Х-Х-Х-Х-Х Отлынивает от общественных поручений
4. Некоторые специфические личностные особенности
Спокойный, уверенный в себе Х-Х-Х-Х-Х-Х-Х Тревожный, неуверенный
Переоценивает, завышает свои силы Х-Х-Х-Х-Х-Х-Х Занижает, недооценивает свои силы
Честолюбив Х-Х-Х-Х-Х-Х-Х Скромный, незаметный
Вызывает симпатию Х-Х-Х-Х-Х-Х-Х Не вызывает симпатию
5. Общение в школе
Имеет много друзей, пользуется популярностью Х-Х-Х-Х-Х-Х-Х Непопулярен
Отсутствуют недоброжелатели, недруги Х-Х-Х-Х-Х-Х-Х Многие одноклассники недолюбливают
Любит быть на людях, ищет новых друзей Х-Х-Х-Х-Х-Х-Х Замкнутый, общается с узким кругом людей
Не боится выступать в незнакомой обстановке Х-Х-Х-Х-Х-Х-Х Робкий, застенчивый
Открытый Х-Х-Х-Х-Х-Х-Х Скрытный
Отзывчивый Х-Х-Х-Х-Х-Х-Х Черствый
Ориентируется на свое мнение Х-Х-Х-Х-Х-Х-Х Озабочен мнением окружающих о себе
Дурно влияет на соучеников Х-Х-Х-Х-Х-Х-Х Является опорой педагога
6. Общение в семье
Атмосфера в семье дружелюбная, теплая Х-Х-Х-Х-Х-Х-Х Озабочен мнением окружающих о себе
Отношения близкие, доверительные Х-Х-Х-Х-Х-Х-Х Отношения отчужденные
Хорошее взаимопонимание с родителями Х-Х-Х-Х-Х-Х-Х Плохое взаимопонимание с родителями
Строгий, жесткий контроль за поведением ребенка Х-Х-Х-Х-Х-Х-Х Слабый контроль
Ограничение самостоятельности ребенка Х-Х-Х-Х-Х-Х-Х Большая самостоятельность
Родители охотно сотрудничают с учителями Х-Х-Х-Х-Х-Х-Х Родители вступают в противоречие с учителями

 

 

Разработайте психолого-педагогические рекомендации для учителей, родителей ребенка.

3. Анализ урока. Составление рекомендаций

Схема коммуникативного анализа урока.

Вопросы для наблюдения на уроке Фиксация наблюдений на уроке
1. Характер обращения к ученикам: по имени, по фамилии, интонация, поза, выражение лица при этом.  
2. Какие знаки доброжелательного отношения, и к каким ученикам проявляет учитель(улыбка, одобряющие слова и т. д.)  
3. В какой форме учитель выражает свое недовольство поведением учащихся: содержание реплик, выражение лица, жесты и т. д.  
4. Манера учителя вести диалог с классом: стоя, сидя, двигаясь; используемые при этом жесты.  
5. Характер визуального общения: смотрит в окно (пол, стены, потолок), отводит взгляд, происходит ли визуальный контакт с классом и отдельными учениками.  
6. Особенности характера общения: как выражает сочувствие ученикам, как реагирует на их просьбы о помощи; в какой форме предлагает свою помощь учащимся.  
7. Тон общения: поддерживающий, одобряющий, уступчивый, беспристрастный, неопределенный, осуждающий, ироничный, высмеивающий, подозрительный, агрессивный, подгоняющий, шутливый.  
8. Владеет ли учитель коммуникативной техникой – приемами выражения недовольства, сочувствия, отказа, настаивания, похвалы, оказания поддержки и т. п.  
9. Коммуникативные компоненты в деятельности учителя при работе со слабыми учениками: 1. повторяет вопрос, спрашивает другого, отвечает сам, если слышит неправильный ответ; 2. ругает ученика за неправильный ответ; 3. реже хвалит за правильный; 4. не замечает поднятой руки ученика, вызывает другого; 5. реже улыбается, не смотрит в глаза; 6. реже вызывает, вообще не работает.  

 

Выводы

Психолого-педагогический анализ ситуации опроса на уроке.

Психологическая ситуация опроса на уроке Фиксация наблюдений на уроке.
1. Обращение учителя; ко всему классу; к отдельному, избранному для опроса ученику.  
2. Вопрос, посредством которого школьник получает задание: - изложить материал; - сформулировать основные положения; - обобщить материал.  
3. Оценка учителем и учениками ответа: - отсутствие оценки вообще; - взаимооценка (учеником, классом); - неопределенная оценка учителем; - замечание; - отрицание; - согласие; одобрение.  
4. Наличие интеллектуальных, волевых, эмоциональных моментов деятельности опрашиваемого школьника: - ожидание оценки педагога; - понимание вопроса учителя и собственного ответа; - характеристика ответа ученика: а. ответ полный, логически выстроенный, б. схематичный опрос, в. воспроизведение подсказки одноклассников, г. пробный ответ, д. отказ от ответа, е. молчание.  
5. Поведение учеников класса в ситуации опроса (тех учащихся, кого в данный момент не опрашивает учитель).  

 

Выводы

 

Психологическая оценка деятельности учителя и учащихся на основных этапах урока.

Организация учителем начала урока: · какие приемы использует · учитель для включения школьников в учебную работу; · имеет ли место повторение · пройденного, и в каких формах оно осуществляется; · ваша психологическая оценка · начала урока. Фиксация наблюдений на уроке
Постановка учителем учебной задачи: · поставлена ли учебная задача на уроке; · сообщены ли цели урока; · в какой форме осуществляется постановка учебной цели; · какие мотивы использует учитель, побуждая детей к учебной работе; · вызывает ли учитель у школьников потребность в усвоении материала урока.    
3 Организация учителем учебной работы школьников: · насколько организация учителем учебной работы школьников способствует достижению поставленной на уроке задачи; · целесообразность выбранных учителем форм и приемов, подобранных видов работ.  
4 Подведение итогов урока: · как учитель проводит обобщение изученного материала и проведение итогов урока; · участвуют ли школьники в обсуждении итогов урока.  
5. Контрольно-оценочная деятельность учителя и учащихся: · как осуществляется контроль за учебными действиями школьников; · формы и методы оценочной · деятельности на уроке; · как воспринимали ученики, полученные на уроке оценки.  

 

 

Предложения к совершенствованию урока (в соответствии с результатами анализа урока сформулировать конкретные предложения:

1. По улучшению управления учебной деятельностью учащихся.

2. По формированию положительного эмоционального отношения учащихся к учению.

3. По совершенствованию выполнения учителем системы профессионально значимых функций)

 

4. Анализ педагогических ситуаций. Проанализируйте две педагогические ситуацию (имевшие место во время практики) по образцу, приведенному ниже и решите педагогическую задачу. Подберите психодиагностические методики и обоснуйте их выбор практическим психологом.

Ситуация 1

Описание ситуации

Анализ педагогической ситуации:

1.Образовательная среда­­­­­­­­­­­­­

2. Субъекты

3. Позиция участников педагогической ситуации

4. Проблема

5. Задача, поставленная

6. Психодиагностические методики, обоснование их выбора

Ситуация 2

Описание ситуации

1. Образовательная среда­­­­­­­­­­­­­

2. Субъекты

3. Позиция участников педагогической ситуации

4. Проблема

5. Задача, поставленная

6. Психодиагностические методики, обоснование их выбора



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 472; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.201.19.151 (0.037 с.)