Тема 18. Иные меры уголовно-правового характера 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 18. Иные меры уголовно-правового характера



1. Понятие принудительных мер медицинского характера, основания и цели их применения.

2. Виды принудительных мер медицинского характера.

3. Принудительные меры медицинского характера, соединенные с отбыванием наказания.

4. Понятие конфискации имущества. Категории преступлений, за которые может быть назначена конфискация имущества.

 

Литература

1. О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании: Закон РФ от 2 июля 1992 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 33. Ст. 1913.

2. Батанов А.Н. Принудительные меры медицинского характера (история, теория, законодательное регулирование и практика применения). Казань, 2004.

3. Егоров В.С. Вопросы правового регулирования мер уголовного принуждения. М., 2006.

4. Комментарий к законодательству РФ в области психиатрии // Под общ. ред. Т.Б. Дмитриевой. М., 1997.

5. Назаренко Г.В. Принудительные меры медицинского характера. М., 2003.

6. Павлухин А. Н., Жарко Н.В., Хухуа З.Д. Принудительные меры медицинского характера (уголовно-правовой аспект). М., 2007.

7. Спасенников Б. А. Принудительные меры медицинского характера. СПб., 2003.

8. Шагеева Р. М. Проблемы применения принудительных мер медицинского характера. М., 2007.

 

Методические рекомендации

При уяснении понятия и содержания принудительных мер медицинского характера следует исходить из того, что они, несмотря на принудительный характер, не являются наказанием и применяются в случаях, строго регламентированных уголовным законом – ст. 97 УК РФ. Необходимо разграничить категории лиц, к которым принудительные меры медицинского характера применяются вместо наказания и к которым наряду с наказанием. В чем состоят цели принудительного лечения? Каковы виды принудительного лечения, когда какой вид применяется? Прекращение и изменение принудительных мер медицинского характера – на все эти вопросы следует обратить внимание при подготовке к семинару.

Действующее уголовное законодательство изменило юридическую природу конфискации имущества: раздел 6 УК РФ рассматривает конфискацию в качестве иной меры уголовно-правового характера. Студентам при подготовке данного вопроса это следует учитывать. Кроме того, определенную сложность вызывает тот факт, что литературы по данной теме на уровне монографических исследований практически нет, студентам следует пользоваться научными статьями в периодических научных изданиях, а также сборниками научных статей, которые обычно издаются различными вузами по результатам научных конференций.

 

Вопросы для самоподготовки

1. Каково понятие принудительных мер медицинского характера? Являются ли эти меры уголовным наказанием?

2. Каковы основания назначения принудительных мер медицинского характера?

3. Каковы цели применения принудительных мер медицинского характера?

4. Каковы виды принудительных мер медицинского характера?

5. Каков порядок продления, изменения и прекращения принудительных мер медицинского характера?

6. В чем особенность применения принудительных мер медицинского характера, соединенных с исполнением наказания?

7. Какова юридическая природа конфискации имущества.

8. Какое имущества подлежит конфискации.

9. Соотношение конфискации имущества и возмещения ущерба, причиненного законному владельцу.

Тема 19. Основные вопросы Общей части уголовного права

Зарубежных государств (1 час)

(теоретический семинар) [3]

1. Современные системы уголовного права.

2. Источники уголовного права зарубежных государств.

3. Понятие преступления по общей части уголовного права зарубежных государств.

4. Основные виды наказания по уголовному праву зарубежных государств.

Литература

.

1. Закон об уголовном праве Израиля. СПб., 2005.

2. Уголовный кодекс Австралии 1995 г. СПб., 2002.

3. Уголовный кодекс Австрии. М. 2001, СПб., 2004.

4. Уголовный кодекс Аргентины. СПб., 2003.

5. Уголовный кодекс Бельгии. СПб., 2004.

6. Уголовный кодекс Голландии. СПб., 2000.

7. Уголовный кодекс Грузии. СПб., 2002.

8. Уголовный кодекс Кыргызской Республики. СПБ., 2002.

9. Уголовный кодекс Литовской Республики. СПб., 2002.

10. Уголовный кодекс Республики Корея. СПб., 2004.

11. Уголовный кодекс Республики Молдова. СПб., 2003.

12. Уголовный кодекс Республики Сан-Марино. СПб., 2002.

13. Уголовный кодекс Республики Таджикистан. СПб., 2001.

14. Уголовный кодекс Турции. СПб., 2003.

15. Уголовный кодекс Федеративной Республики Германии. СПб., 2003.

16. Уголовный кодекс Швейцарии. СПб., 2002.

17. Уголовный кодекс Японии. СПб., 2002.

18. Ахметшин Н.Х. История уголовного права КНР. 2005.

19. Бернам У. Правовая система США. М., 2006.

20. Есаков Г.А. Mens rea в уголовном праве США: историко-правовое исследование. СПб., 2003.

21. Жалинский А. Э. Современное немецкое уголовное право. М., 2004.

22. Жданов Ю. Н., Лаговская Е.С. Европейское уголовное право. М., 2004.

23. Качаева Т.А., Подройкина И.А. Улезько С.И. Система наказаний в уголовном праве России и зарубежных стран. М., 2008.

24. Кенни К. Основы уголовного права. М., 1979.

25. Крылова Н.Е., Серебренникова А.В. Уголовное право зарубежных стран (Англия, США, Франция, Германия). М., 1998.

26. Клюканова Т.М. Уголовное право зарубежных стран: Германия, Франция, Финляндия. СПб., 1996.

27. Малиновский А. А. Сравнительное правоведение в сфере уголовного права. М., 2002.

28. Малиновский А.А. Уголовное право зарубежных государств. М. 1998.

29. Мелешко Р. П., Тарло Е.Г. Уголовно-правовые системы России и зарубежных стран. М., 2003.

30. Новое уголовное законодательство стран СНГ и Балтии / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, Н.Ф. Кругликовой. М., 2002.

31. Преступление и наказание в Англии, США, Франции, ФРГ, Японии. Общая часть. М., 1991.

32. Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира. Справочник: М., 1993.

33. Сальваж Ф. Уголовное право Франции. Общая часть. Н. Новгород, 2002.

34. Уголовное законодательство зарубежных стран (Англия, США, Франция, Германия, Япония): Сб. законодат. материалов / Под ред. И.Д. Козочкина. М., 2001.

35. Уголовное право зарубежных государств: общая часть: Англия. США. Франция. ФРГ. Япония. Италия / Под ред. И.Д. Козочкина. - М., 2001; 2003.

36. Шумилов В.М. Правовая система США. М., 2003.

 

Методические рекомендации

При изучении данной темы студенты должны уметь дать характеристику общей части уголовного права зарубежных государств. Это можно сделать, рассмотрев особенности англосаксонской и континентальной (романо-германской) систем права. Кроме того, следует помнить, что выделяются еще социалистическая и мусульманская системы права. Необходимо знать особенности формирования источников уголовного права в той или иной системе права, понятия преступления и наказания по уголовному праву зарубежных государств, систему и виды наказания.

 

Вопросы для самоподготовки

1. Каковы источники уголовного права зарубежных государств?

2. В чем заключается смысл множественности источников уголовного права в ряде зарубежных государств?

3. В чем особенность англосаксонской, романогерманской (континентальной) системы права?

4. Каковы основные черты социалистической системы права?

5. Каковы основные черты мусульманской системы права?

6. Каковы особенности системы уголовного законодательства развитых стран (Германия, Франция, Италия, Япония, США, Великобритания);

7. Каково понятие преступления по уголовному праву развитых стран?

8. Какова система уголовного наказания в современном зарубежном праве?

9. Каковы виды уголовного наказания в современном зарубежном праве?

10. Каковы тенденции в развитии действующей системы наказаний зарубежных государств?

 

Тема 20. Зарубежные уголовно-правовые школы

 

1. Классическая школа уголовного права.

2. Антропологическая школа уголовного права.

3. Социологическая школа уголовного права. Теория социальной защиты.

Литература

1. Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях. М., 2004.

2. Волков Б.С. Детерминистическая природа преступного поведения. М., 2004.

3. Зарудный С.И. Беккария о преступлениях и наказаниях в сравнении с главою X-ю наказа Екатерины II и с современными русскими законами. СПб., 1879.

4. Иншаков С.М. Зарубежная криминология. М., 1997.

5. Кондратюк Л. В. Антропология преступления (микрокриминология). М., 2001.

6. Ломброзо Ч., Ляски Р. Политическая преступность и революция по отношению к праву, уголовной антропологии и государственной науке. СПб., 2003.

7. Ломброзо Ч. Преступление. Новейшие успехи науки о преступнике. Анархисты. М., 2004.

8. Решетников Ф.М. Уголовное право буржуазных стран. Вып. 1. Просветительно-гуманистическое направление в уголовном праве. М., 1965 (Калининградская областная библиотека).

9. Решетников Ф.М. Уголовное право буржуазных стран. Классическая школа и антропологическое направление. М., 1985 (Калининградская областная библиотека).

10. Таганцев Н.С. Русское уголовное право. Лекции. Часть общая: В 2 т. Тула, 2001.

11. Тард Г. Преступник и преступление. М., 1906.

12. Фейнберг Ц.М. Учение о вменяемости в различных школах уголовного права и в судебной психиатрии. М., 1946. (преподаватель С.В. Долгова).

13. Ферри Э. Уголовная социология. М., 2005.

 

Методические рекомендации

Студенты должны дать общую характеристику каждой школе уголовного права, назвать их основных представителей, время зарождения взглядов, положительные и отрицательные моменты во взглядах каждой школы. Следует помнить, что классической школе предшествовало так называемое просветительно-гуманистическое направление. В чем состоит современная теория социальной защиты; ее основоположники. Кроме того, необходимо знать российских представителей различных уголовно-правовых направлений, особенности их взглядов на ту или иную проблему (Н.С. Таганцев, В.Д. Спасович, А.Ф. Кистяковский, Д. Дриль, И.Я. Фойницкий и т.д.).

Вопросы для самоподготовки

1. В чем сущность просветительно-гуманистического направления в уголовном праве; кто его основоположники?

2. Каковы основные идеи классической школы уголовного права; ее основоположники?

3. Каковы причины возникновения социологической школы уголовного права?

4. Каковы основные идеи социологической школы уголовного права, ее основоположники?

5. В чем сущность современных социологических теорий: «социальной защиты» и «новой социальной защиты»?

6. Каковы основные идее антропологической школы уголовного права, ее основоположник?

7. В чем реакционность антропологической школы уголовного права?

8. Каково значение идей каждого уголовно-правового направления для развития современного уголовного права?

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

В течение учебного года (3 и 4 семестры для дневного отделения) студенты выполняют различные виды самостоятельной работы:

1. Самостоятельное решение казусов по уголовному праву в качестве домашнего задания по темам семинарских (практических) занятий (правильность решения проверяется на аудиторных семинарских занятиях; примеры решения казусов см.: Уголовное право (Общая часть): Методические указания к семинарским занятиям / Сост. С.В. Долгова. Изд-во КГУ, 2003 г.).

2. По темам семинарских занятий предлагается отдельным студентам в качестве индивидуального задания решение казусов повышенной сложности (правильность решения проверяется либо на аудиторном семинарском занятии с участием в обсуждении всей группы, либо в рамках индивидуальных консультаций преподавателя).

3. Подготовка обсуждение докладов (сообщений) или рефератов, в которых освещаются проблемные вопросы уголовного права с использованием научных положений теории, а также практики применения норм уголовного законодательства, анализируются точки зрения по решению этих проблем и высказывается собственное суждение или предложение по ликвидации неполноты или пробелов в уголовном законодательстве (возможные темы докладов или рефератов указаны ниже; доклады заслушиваются либо на семинарских занятиях (сообщение 7-10 мин.), либо на кружке по уголовному праву и криминологии – доклад 15-20 мин., либо студенты выступают на научных студенческих ежегодных конференциях, доклад – 15-20 мин.).

4. Написание небольших письменных работ (эссе), где студент должен дать оценку принятому решению управомоченной инстанции по той или иной уголовно-правовой проблеме, например решению Конституционного суда, Верховного суда и т.д. Вариант: написание реферата (5 печатных страниц с указанием использованной научной литературы). Студенту предлагается казус. Изучив ситуацию, он должен изложить, во-первых, теорию вопроса, а во-вторых, решить задачу (проверяется преподавателем в рамках его нагрузки по самостоятельной работе).

5. Организация работы в малых группах (как вариант ролевая игра). Каждой группе (создается 4-5 групп по 5-6 человек) предлагается индивидуальное задание, связанное с решением той или иной уголовно-правовой проблемы, возникающей на практике, даются вопросы для обсуждения и, как дополнительное задание, предлагается составить самостоятельно казус по теме обсуждения с использованием практики Верховного суда, дополнительной научной литературы (проверяется в рамках индивидуальных консультаций преподавателя).

6. Контрольные работы, которые предназначены для текущей проверки знаний, полученных студентами как на аудиторных занятиях, так и в результате самостоятельной работы. Такие работы проводятся раз в семестр либо в виде тестирования, либо в виде решения казусов, либо смешанного типа, темы указаны ниже (проверяются преподавателем в рамках нагрузки по самостоятельной работе).

7. Курсовая работа как итоговая работа по общей части уголовного права, темы и рекомендации по написанию даются ниже (проверяется преподавателями в рамках нагрузки по курсовым работам).

Организуя самостоятельную работу при изучении курса Общей части уголовного права студент прежде всего должен опираться на положения Конституции РФ 1993 г.

Необходимым условием изучения курса общей части уголовного права является знание действующего уголовного законодательства: УК РФ 1996 г., вступившего в силу с 1 января 1997 г.

Студент должен следить за изменениями и дополнениями, вносимыми федеральными законами в УК РФ в последующие годы после его принятия.

Важное значение для правильного понимания содержания норм уголовного закона имеют разъяснения, содержащиеся в постановлениях пленумов Верховного суда РФ, которые необходимо хорошо знать. В связи с этим рекомендуется использовать сборники постановлений пленумов Верховного суда РФ.

Изучение практики высших судебных органов РФ будет способствовать более успешному усвоению Общей части курса уголовного права. Материалы судебной практики опубликованы в различных сборниках, некоторые из которых указаны в разделе «Основная литература», а также в периодических изданиях, таких как: «Бюллетень Верховного суда РФ», «Законность», «Российская юстиция» и др.

Для изучения курса Общей части уголовного права рекомендуются учебники и Комментарии к УК РФ, которые также указаны в разделе «Основная литература».

Выработка научного мировоззрения у студентов предполагает знание различных взглядов и точек зрения, имеющихся в науке уголовного права по наиболее важным вопросам, умение критически осмыслить эти научные позиции и выработать свое мнение. Поэтому студент не может ограничиться изучением только учебной литературы, а должен ознакомиться с дополнительной научной литературой. В связи с этим применительно к конкретным темам рекомендуются наиболее крупные теоретические работы отдельных авторов. Необходимо также знакомиться с научными статьями, публикуемыми в периодической печати: «Государство и право», «Российская юстиция», «Законность», «Российский юридический журнал», «Правоведение», «Ваше право» «Уголовное право» и др.

Самостоятельную работу по изучению курса Общей части уголовного права следует проводить систематически в течение семестра, а не только в период экзаменационной сессии, в строгом соответствии с программой. Изучая ту или иную тему, студент должен сначала обратиться к методическим указания по теме, к записям лекций и только после этого изучить законодательный материал, постановления пленумов Верховного суда РФ и соответствующий раздел учебника. Затем следует ознакомиться с дополнительной литературой и материалами судебной практики.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.202.183.118 (0.147 с.)