ТОП 10:

Тема 22. Зарубежные уголовно-правовые школы



 

Уголовно-правовые школы (теории, направления) в зарубежном уголовном праве: просветительско-гуманистическое направление; классическая школа уголовного права, антропологическая школа уголовного права, социологическая школа уголовного права; их сущность, представители; современные социологические теории: «социальной защиты», «новой социальной защиты».

Методические рекомендации. Можно остановиться на краткой характеристике каждого направления с выявлением его сущности, отношения к основным институтам уголовного права, представителей.


СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

 

ВВОДНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

 

Как указано выше, изучение российского уголовного права предполагает не только глубокое познание действующего законодательства и его истории, усвоение теоретических положений, но и приобретение прочных практических навыков (профессиональных компетенций) пользования уголовным законом, другими нормативными материалами, руководящими разъяснениями Пленума Верховного суда РФ, умения применять их при разрешении конкретных криминальных ситуаций. Теоретические положения хорошо закрепляются, навыки практического применения закона приобретаются именно в ходе семинарских занятий, основным методом проведения которых является решение задач (казусов).

Для успешного решения задач необходима предварительная подготовка студентов к занятиям. Сам процесс работы с казусом можно условно разделить на три этапа.

1. Предварительное изучение студентами законодательства, относящегося к теме семинарского занятия, усвоение учебного материала (конспекты лекций, учебная литература), ознакомление с рекомендованной монографической литературой, статьями в периодических специальных юридических изданиях, а также с опубликованной судебной практикой (Бюллетень Верховного суда РФ).

2. Решение казусов в порядке домашнего задания с краткой записью в тетради.

3. Разбор решения в учебной аудитории на семинарском занятии.

При решении казусов по Общей части уголовного права студенты исходят из того, что все фактические обстоятельства, изложенные в тексте, предполагаются установленными и доказанными, а лица, фигурирующие в казусе, осведомлены об этих обстоятельствах и сознают их значение, если иное не оговорено в условиях задачи.

Решение казуса начинается с постановки основного и дополнительных вопросов. Основной вопрос практически любого казуса по Общей части формулируется в соответствии с темой семинарского занятия. Например, если тема занятия «Уголовный закон», то основной вопрос задачи следующий: может ли лицо (лица), фигурирующее (ие) в тексте казуса, нести уголовную ответственность за совершенное деяние (ия) по закону РФ, т.е. в соответствии с УК РФ? Если тема семинара, например, «Субъективная сторона преступления», то основное задание по задаче может быть следующим: опишите субъективную сторону данного преступления.

Наряду с основным вопросом по многим казусам может быть поставлен ряд дополнительных вопросов. Это могут быть вопросы, касающиеся теории уголовного права по изучаемой теме. Например, если тема семинарского занятия «Уголовная ответственность и состав преступления как основание уголовной ответственности», то дополнительные вопросы могут звучать так: что является основанием уголовной ответственности по уголовному праву РФ? Приведите классификацию составов преступлений, например, по конструкции. Также это могут быть вопросы о применении некоторых положений Общей части уголовного права, которые уже были изучены студентами.

Так как целью решения задач по Общей части уголовного права не является квалификация деяния, то для облегчения решения казуса в тексте задачи или в вопросе к ней указан номер статьи Особенной части УК РФ, с которой студенту следует ознакомиться, прежде чем приступить к непосредственному решению задачи.

Решение задачи должно быть мотивированным, юридически аргументированным и рациональным, соответствовать требованиям как норм уголовного права, так и юридически закрепленным принципам уголовного права. В некоторых случаях студенты должны проявить умение восполнить условия задачи, чтобы решение было однозначным. Казусы должны решаться самостоятельно в порядке выполнения домашнего задания с краткой записью ответов на поставленные вопросы и ссылок на соответствующие нормы уголовного закона. На семинарском занятии студенты докладывают и защищают свои решения, подробно их аргументируя. Преподаватель может поставить дополнительные вопросы, предлагая в необходимых случаях варианты казуса.

При подготовке к семинарским занятиям, зачету и экзамену студент помимо конспектов лекций должен пользоваться учебными и научными изданиями, которые указаны в списках основной литературы и литературы по каждой теме курса. В этих списках перечисляются учебные и монографические издания. Поэтому научные статьи в специальных периодических изданиях студенты должны найти самостоятельно. В читальном зале юридического факультета РГУ им. И. Канта представлены следующие издания, которые студенты должны просматривать регулярно:

- Вестник Московского университета. Серия 11. Право;

- Государство и право;

- Правоведение. Известия высших учебных заведений;

- Российская юстиция;

- Российский криминологический взгляд;

- Российский следователь;

- Российский судья;

- Российский юридический журнал;

- Современное право;

- Социологические исследования;

- Уголовное право;

- Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление;

- Уголовное судопроизводство;

- Человек: преступление и наказание;

- «Черные дыры» в российском законодательстве;

- Эксперт-криминалист;

- Юридический консультант;

- Юрист;

- Юстиция.

Кроме того, при поиске необходимой информации об уголовно-правовых публикациях следует пользоваться каталогами библиотек, реферативными сборниками различного рода, сборниками материалов конференций, симпозиумов, семинаров, справочными правовыми системами «Гарант» и «Консультант», которые имеются на юридическом факультете РГУ им. И. Канта, а также возможностями Интернета.

Наиболее быстрый доступ к новым законам дают официальные издания: «Российская газета», «Парламентская газета», «Собрание законодательства Российской Федерации», а также СПС либо информация в Интернете.

Важнейшим источником судебной практики является Бюллетень Верховного суда РФ, издаваемый ежемесячно. В нем публикуются все постановления Пленума Верховного суда РФ по уголовным делам и извлечения из отдельных определений или приговоров, обзоры судебной практики. Также следует обратиться к возможностям СПС и Интернету.

Планы семинарских занятий сопровождаются методическими рекомендациями и вопросами для самоподготовки, которые могут быть использованы как для подготовки непосредственно к семинарскому занятию, так и к другим занятиям по конкретным темам, а также к зачету и экзамену.

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

I. Нормативные материалы

1. Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12.12.93 г. М., 1993.

2. Уголовный кодекс РФ. Принят 24 мая 1996 г. Введен в действие с 1 января 1997 г. (любое издание с учетом изменений и дополнений).

 

II. Учебная литература

1. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. А.А. Чекалин. М. 2004.

2. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. В.М. Лебедева. М., 2007.

3. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. Л.Л. Кругликов. М., 2005.

4. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. А.И. Рарог. М., 2007.

5. Курс уголовного права. Общая часть. Т. 1: Учение о преступлении. Т. 2: Учение о наказании / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, И.М. Тяжковой. М., 2002.

6. Курс уголовного права: В 5 т. / Под ред. В.С. Комиссарова, Г.Н. Борзенкова. М. 2002.

7. Коряковцев В., Питулько К.В. Уголовное право. Общая часть. М. 2006.

8. Научно-практический комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. В.П. Кашепов. М., 2005.

9. Российское уголовное право: В 2 т. / Под ред. А.И. Рарога. М., 2002.

10. Уголовное право России. Практический курс / Под общ. ред. Р.А. Адельханяна. М. 2004.

11. Уголовное право. Общая часть / Под общ. ред. В.И. Радченко. Науч. ред. А.С. Михлин. М. 2004.

12. Уголовное право Российской Федерации. Общая часть / Под ред. Л.В. Иногамовой-Хегай. М., 2005.

13. Уголовное право Российской Федерации. Общая часть / Под ред. О.Н. Ведерниковой, С.И. Никулина. СПб., 2005.

 

III. Специальная научная литература

1. Азарян Е Р. Преступление. Наказание. Правопорядок. СПб., 2004.

2. Государство и право на рубеже веков (материалы всероссийской конференции). Криминология. Уголовное право. Судебное право. М., 2000.

3. Кауфман М А. Пробелы в уголовном праве: понятие, причины и способы преодоления. М., 2007.

4. Милюков С.Ф. Российское уголовное законодательство: опыт критического анализа. СПб., 2000.

5. Ситковская О.Д. Психологический комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. М., 1999.

6. Таганцев Н.С. Русское уголовное право. Лекции. Часть общая. Т. 1, 2. Тула, 2001.

7. Флетчер Дж., Наумов А.В. Основные концепции современного уголовного права. М., 1998.

8. Щепельков В.Ф. Уголовный закон: преодоление противоречий и неполноты. М., 2003.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.140.184 (0.008 с.)