Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 10. Экономическое развитие России в середине 60-х – конца 90-х гг. Хх В.

Поиск

Рост военно-промышленного комплекса и милитаризация экономики. Денежная реформа 1961 года: ее проведение и итоги.

Необходимость и предпосылки экономической реформы 1965 г., ее сущность, направления и результаты.

Экономика СССР в 70-80-е гг. Обострение социально-экономических проблем. Снижение темпов экономического развития. Попытки совершенствования хозяйственного механизма. Реформы 1985-1990 гг.

Курс на радикальную экономическую реформу. Закон о государственном предприятии (объединении). Законы о кооперации и индивидуальной трудовой деятельности. Изменения в банковской сфере. Экономические последствия распада СССР.

Кризис административно-командной экономики и необходимость рыночных реформ. Концепции перехода к рыночной экономике. "Шоковая терапия" 1992 г. и ее последствия. Формы, этапы и последствия приватизации. Этапы экономической реформы строительства рыночной экономики в 90-е гг. Финансовый кризис 17 августа 1998 г., проблема внешней и внутренней задолженности. Особенности экономического развития России в 2000-2001 гг.

Экономический кризис 2008 года. Реализация приоритетных национальных социально-экономических программ.

 

4.4. Тематический план практических занятий

№ п/п № разд. дисц. Темы практических занятий ТЁ (ч) Формы текущего контроля успеваемости
1. 1. Методологические основы курса «История экономики»   Конспект. Опрос. Доклад.
2.   2.   История экономики эпохи феодализма   Конспект. Опрос. Выступление с докладом.
3. 3. Экономика зарубежных стран в период промышленного переворота.   Конспект. Опрос. Выступление с докладом.
4.   4.   Формирование и развитие буржуазных отношений в России конца ХVII-конца ХIХ вв.   Конспект. Опрос. Выступление с докладом.
5. 5. История экономики индустриально развитых стран Западной Европы и США на рубеже ХIХ-ХХ вв. (с 70-гг ХIХ в. и до первой мировой войны)   Конспект. Опрос. Выступление с докладом.
6. 6. История экономики индустриального развития стран в новейшее время (с 1914 г. по 90-е гг. ХХ в.)   Конспект. Опрос. Выступление с докладом.
7. 7. Экономическое развитие России в 1917-1927 гг.   Конспект. Опрос. Выступление с докладом.
8. 8. Экономическое развитие СССР в 30-40-х гг. ХХ в. Трудности и противоречия.   Конспект. Опрос. Выступление с докладом.
9. 9. Экономика СССР в 40-50-х гг. ХХ в.   Конспект. Опрос. Выступление с докладом.
10. 10. Экономическое развитие России в середине 60-х – конца 90-х гг. ХХ в.   Конспект. Опрос. Выступление с докладом.

 

4.5. Тематический план лабораторных работ

Лабораторные работы по дисциплине «История экономики» не предусмотрены.

 

4.6. Соответствие компетенций, формируемых при изучении дисциплины, и видов занятий с учетом форм контроля

Перечень компетенций Виды занятий Формы контроля
Л ПЗ СРС
ОК-1 + + + Конспект. Тест.
ОК-4 + + + Дискуссия на лекции. Анализ экономических публикаций.
ОК-6 + + + Дискуссия на лекции. Контрольная работа. Защита реферата.
ОК-9 + + + Дискуссия на лекции. Защита реферата.
ОК-11 + + + Дискуссия на лекции. Анализ экономических публикаций. Защита реферата.
ПК-5   + + Решение тестов, контрольная работа.

 

Образовательные технологии

 

Для проработки и закрепления лекционного материала по дисциплине «История экономики» применяются: комплект тестовых заданий каждой теме курса; комплект вопросов и заданий для самостоятельной работы. Более подробно содержание образовательных технологий рассмотрено в п.6.

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

 

Текущий контроль осуществляется в виде тестов и контрольных работ

Образец варианта теста для текущего контроля

  1. Что создало объективные причины товарного производства:

a) появление купцов;

b) первые орудия труда;

c) отделение земледелия от скотоводства;

d) коллективный труд.

  1. Первыми рабовладельцами, выделившимися из общины, были:

a) скотоводы;

b) общинные руководители;

c) свободные люди;

d) владельцы земельных наделов.

  1. Саличевская правда – это:

a) первая газета;

b) свод судебных обычаев;

c) руководство для ведения земледелия;

d) рекомендации для крестового похода.

  1. Основная отрасль хозяйства восточных славян накануне образования государства:

a) бортничество;

b) кочевое скотоводство;

c) посредническая торговля;

d) ирригационное земледелие;

e) подсечно-огневое земледелие.

  1. Великие географические открытия были бы невозможны без:

a) огромное количество золотых запасов в Европе;

b) прогресса европейской науки и техники;

c) ростовщического капитала;

d) влияние церкви.

  1. К методам первоначального накопления капитала относятся:

a) крестовые походы;

b) колониальные войны;

c) совершенствование средств производства;

d) предоставление наемным работникам социальных прав и гарантий.

  1. Барщинной системе хозяйства противоречит:

a) натуральное хозяйство;

b) личная свобода крестьян;

c) выдача подушной подати;

d) наличие у крестьянина собственного хозяйства;

e) земельная зависимость крестьянина от помещика.

  1. «Огораживание» - это:

a) способ обработки земли;

b) захват крестьянских земель для превращения их в пастбища для овец;

c) новые технологии в металлургии;

d) один из способов ткацкого производства.

  1. В какой из стран Западной Европы наиболее успешно развивался капитализм:

a) Франция;

b) Германия;

c) Англия;

d) Голландия.

  1. Разложение феодально-крепостнического строя в России во 2 половине 18в. проявилось в:

a) усиление крепостного гнета;

b) обезземеливание и обнищание крестьян;

c) издание «Жалованной грамоты дворянству»;

d) строительство казенных мануфактур на Урале;

e) укрепление дворянской собственности на землю.

  1. Развитие товарно-денежных отношений в России в 17в. затронуло, прежде всего:

a) дворянские поместья;

b) казенные мануфактуры;

c) крестьянские хозяйства;

d) капиталистические мануфактуры;

e) крупные боярские вотчины и монастыри.

  1. Основной характеристикой промышленного переворота является:

a) переход от ручного труда к машинному;

b) изменение природно-географических условий в Западной Европе;

c) появление новых торговых путей;

d) выпуск деловых фабричных товаров.

  1. Причины английского мирового лидерства (к 18 – сер. 19в.):

a) выгодное географическое положение;

b) значительный удельный вес городского населения;

c) территориальное преимущество по отношению к другим странам;

d) благоприятные климатические условия.

  1. в какой из стран (конец 18 – нач. 19в) экономическое процветание стало возможным благодаря не финансовому, а промышленному капиталу:

a) Голландия;

b) Англия;

c) Франция;

d) Германия.

  1. Какова историческая сложившаяся особенность хозяйственного механизма в Росси:

a) преимущество городского населения;

b) традиционно большая роль государства в экономике;

c) рост территорий за счет колониальных захватов;

d) класс ранты.

  1. Капиталистическая фабрика в отличии от капиталистической мануфактуры:

a) снабжена паровой машиной;

b) основана на разделении труда;

c) использует вольнонаемный труд;

d) использует детский и женский труд;

e) использует труд приписных крестьян.

  1. При «капитализации оброка» по реформе 1861г.:

a) крестьянин занимал деньги на выкуп у капиталиста;

b) помещик, поместив выкуп в банк, получил бы ежегодно выплату процентов, равную дореформенному крестьянскому денежному оброку;

c) помещик ссужал своих крестьян деньгами на выкуп под ростовщический процент;

d) личную свободу, посредством выкупа приобрели только зажиточные крестьяне.

  1. Капиталистические мануфактуры в России возникли на основе:

a) дворянских имений;

b) казенных мануфактур;

c) вотчинных мануфактур;

d) дворцового хозяйства;

e) мелкотоварного производства.

  1. Капиталистическое производство в России первоначально развивалось:

a) в металлургии;

b) в винокурении;

c) оружейной промышленности;

d) мукомольной промышленности;

e) хлопчатобумажной промышленности.

  1. Одна из особенностей капиталистического развития России 2 половина 19в.:

a) медленные темпы развития;

b) ликвидации всех феодальных пережитков;

c) ускоренное развитие горной промышленности на Урале;

d) огромная роль государства в развитии промышленности;

e) превосходство России над Западом по производству товаров на душу населения.

  1. Какая из позиций характеризует развитие капитализма в сельском хозяйстве в Пруссии (начало 19 в.):

a) отмена личной зависимости крестьян на безвозмездной основе;

b) крестьянам предоставляют землю в пользование за определенную плату, (аренда земли);

c) крестьянские восстания.

  1. Причины становления монополистического капитализма:

a) концентрация и централизация производства;

b) усложнение структуры потребителей;

c) значительный удельный вес сельского хозяйства;

d) значительное количество безработных.

  1. «Прусский» и «американский» пути развития капитализма в сельском хозяйстве:

a) сохраняют натуральное хозяйство;

b) предусматривают эксплуатацию крепостного труда;

c) возникает одновременно с началом кризиса феодально-крепостнической системы;

d) прусский путь – наиболее мучителен для масс и больше соответствует интересам помещиков;

e) американский путь дает сравнительно более низкие темпы развития капитализма в сельском хозяйстве.

  1. Государственные мероприятия, направленные на разрушение общины:

a) Декрет о Земле;

b) Указ о вольных хлебопашцах;

c) Манифест 17 октября 1905г.

d) Столыпинская аграрная реформа.

  1. Форма монополистического объединения, участники которой договариваются о размерах производства, рынках сбыта, ценах, сохраняя при этом производственную самостоятельность:

a) завод;

b) трест;

c) фабрика:

d) картель.

  1. В начале 20 в. в России не существовало:

a) монополий;

b) банковской системы:

c) конституционной монархии;

d) всеобщий воинской повинности.

  1. Продразверстка – это:

a) система оплаты по труду;

b) денежный налог с крестьянства;

c) форма всеобщей трудовой повинности;

d) система насильственного изъятия продуктов у крестьян.

  1. Политика «военного коммунизма» предполагала:

a) всеобщее избирательное право;

b) уравнительность в оплате труда;

c) отказ от всеобщей трудовой повинности;

d) укрепление союза между рабочим классом и крестьянством.

  1. Политика «военного коммунизма» включала:

a) система оплаты по труду;

b) свободу внешней торговли;

c) укрепление национальной валюты;

d) свертывание товарно-денежных отношений.

  1. НЭП предполагает …

a) введение продразверстки;

b) ликвидацию кулака как класса;

c) учреждение общенародного государства;

d) свободное развитие товарно-денежных отношений.

  1. НЭП предполагает …

a) свертывание кооперации;

b) отказ от индустриализации;

c) взимание продналога в денежном исчислении;

d) формирование рынка.

  1. Источники проведения индустриализации в СССР…

a) иностранные займы;

b) девальвация рубля;

c) ограбление деревни;

d) займы коммерческих банков.

  1. Хозяйственная реформа 1965-1967г. предполагала:

a) денежную реформу;

b) ликвидацию Госплана;

c) введение хозрасчета;

d) ликвидацию монополия внешней торговли.

  1. Понятие, логически противоположенное понятию «административно-командная система»

a) монополия внешней торговли;

b) рыночный механизм распределения;

c) плановый принцип управления экономикой;

d) контроль производственной деятельности со стороны министерства.

  1. Программа ускорения социально-экономического развития в СССР предполагала:

a) либерализацию цен;

b) приоритет развития машиностроения;

c) отказ от партийного руководства;

d) преимущественное развитие районов Сибири и крайнего Севера.

Образцы вариантов контрольных работ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 288; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.72.152 (0.01 с.)