Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономика предприятий и организаций (транспорт)»

Поиск

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

История экономики

 

Направление подготовки: 080100 «Экономика»

 

Профили подготовки:

Экономика предприятий и организаций (транспорт)»

Экономика предприятий и организаций (строительство)»

Мировая экономика»

 

 

Кафедра: Экономические теории

 

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная

 

Москва 2011 г.

 

Проверено ОМО____________________

 

Файл РП__________________________

1. Цели освоения учебной дисциплины

· обеспечить знание студентами основных закономерностей развития экономики основных цивилизаций, особенностей экономической политики ведущих стран в соответствующие исторические эпохи, главных вех хозяйственной эволюции, хронологического материала;

· обеспечить системное представление студентов об исторических основах экономического реформирования зарубежной и российской экономических систем;

· обеспечить понимание студентами многообразия процессов в современной экономике, их представление о приоритетных направлениях развития национальной и мировой экономики.

 

2. Место учебной дисциплины в структуре ООП ВПО

 

Дисциплина «История экономики»относится к базовой части профессиональногоцикла и предназначена для реализации программы подготовки бакалавров экономики.

Данная дисциплина призвана сформировать у студентов теоретическую базу знаний о проблемах периодизации истории экономики, об основных чертах развития стран на различных исторических этапах, об особенностях и общих закономерностях в развитии отдельных отраслей и стран в эпоху феодализма, капитализма свободной конкуренции и на современном этапе, об особенностях реформирования экономики России.

Необходимыми условиями для освоения дисциплины являются:

знание в рамках школьной программы курсов обществознания, основ экономики, всемирной истории и иностранного языка;

умение читать и понимать учебную литературу и общественно-научную публицистику,выделять главное и абстрагироваться от второстепенного;

владение основными методами, способами и средствами получения, хранения и переработки информации; навыками работы с информацией в глобальных компьютерных сетях и логическим мышлением.

Содержание дисциплины является логическим продолжением школьных курсов «Обществознание», «Основы экономики», «Всемирная история», «История России» и служит основой для освоения дисциплин «Мировая экономика и международные экономические отношения», «Финансы». Знания, полученные студентами при изучении дисциплины «История экономики» должны стать основой в проведении ими исследовательских работ, при анализе экономических ситуаций и выработке собственных выводов и рекомендаций.

 

3. Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины / ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины

 

Процесс изучения дисциплины, в соответствии с ФГОС ВПО и требованиями к результатам освоения ООП, направлен на формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций (ОК и ПК):

- владения культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

- способности анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);

- способности логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

- способности к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);

- осознания социальной значимости своей будущей профессии (ОК-11);

- способности выбирать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей (ПК-5).

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

  • понятия истории экономики, цивилизации, формации, способов производства, методов хозяйствования;
  • принципы и методы исследования истории экономики;
  • альтернативы экономического развития;
  • законодательные основы, определившие особенности развития цивилизаций;
  • причинно-следственные связи исторических событий, эпох;
  • основные вехи, периодизацию и даты исторических событий;
  • тенденции мирового экономического развития на разных этапах на фоне национальных особенностей;
  • особенности развития различных типов цивилизаций;
  • взаимовлияние различных типов цивилизаций друг на друга;
  • основные глобальные и региональные проблемы современности.

Уметь:

  • использовать принципы и методы исследования при изучении экономического развития различных типов цивилизаций;
  • выделять альтернативы развития при смене одного способа производства другим;
  • извлечь опыт и уроки для оценки экономического развития на современном этапе;
  • выделить причины и факторы, определившие особенности развития различных типов цивилизаций.

Владеть:

  • навыками анализа экономического развития типов цивилизаций на разных этапах;
  • навыками анализа известных в экономической истории способов производства в условиях национальных особенностей;
  • навыками определения в развитии цивилизаций факторов, способствующих экономическому прогрессу.

4. Структура и содержание дисциплины

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы.

 

 

  Вид учебной работы     Трудоемкость дисциплины Семестр (кол-во недель в семестре)
Всего часов Из них в интерактивной форме 2 (18)
Аудиторные занятия (всего): в том числе: Лекции (Л) Лабораторные работы (ЛР) Практические занятия (ПЗ)          
Самостоятельная работа студента(СРС) всего, в том числе:        
СРС в семестре: Курсовой проект (КП) Курсовая работа (КР) Расчетно-графические работы (РГР) Реферат (РЕФ) Другие виды самостоятельной работы          
СРС в сессию: экзамен      
Вид промежуточной аттестации Зачет   Зачет
Общая трудоемкость, ч.      
Общая трудоемкость, зачетные единицы      

 

4.2. Разделы дисциплины, виды занятий и формируемые

компетенции по разделам учебной дисциплины

№ пп Наименование раздела дисциплины Л ПЗ СРС Всего часов (без экзамена) Формируемые компетенции (ОК, ПК)
1. Методологические основы курса «История экономики»         ОК1, ОК4, ОК9, ОК12, ОК13 ПК1 – ПК4, ПК6, ПК8,ПК12, ПК13
2.   История экономики эпохи феодализма         ОК1, ОК4, ОК9, ОК12, ОК13 ПК1 – ПК4, ПК6, ПК8,ПК12, ПК13
3. Экономика зарубежных стран в период промышленного переворота.         ОК1, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6, ОК9, ОК12,ОК13 ПК1 – ПК10, ПК12, ПК13
4.   Формирование и развитие буржуазных отношений в России конца ХVII-конца ХIХ вв.         ОК1, ОК4 – ОК9, ОК11 – ОК13 ПК1, ПК2, ПК4 – ПК6, ПК8 – ПК15
5. История экономики индустриально развитых стран Западной Европы и США на рубеже ХIХ-ХХ вв. (с 70-гг ХIХ в. и до первой мировой войны)         ОК1, ОК4 – ОК 9, ОК11 - ОК13 ПК2, ПК4 – ПК9, ПК10
6. История экономики индустриального развития стран в новейшее время (с 1914 г. по 90-е гг. ХХ в.)         ОК 1, ОК 4, ОК 5, ОК12, ОК13 ПК1 – ПК5, ПК8 – ПК13
7. Экономическое развитие России в 1917-1927 гг.         ОК 1, ОК 4, ОК 5, ОК12, ОК13 ПК1 – ПК5, ПК8 – ПК13
8. Экономическое развитие СССР в 30-40-х гг. ХХ в. Трудности и противоречия.         ОК1, ОК4, ОК5, ОК12, ОК13 ПК1 – ПК5, ПК8 – ПК12
9. Экономика СССР в 40-50-х гг. ХХ в.         ОК 1, ОК4 – ОК9, ОК11 – ОК13 ПК1 – ПК6, ПК8, ПК9, ПК11 – ПК13, ПК15
10. Экономическое развитие России в середине 60-х – конца 90-х гг. ХХ в.         ОК 1, ОК4 – ОК9, ОК11 – ОК13 ПК1 – ПК6, ПК8, ПК9, ПК11 – ПК13, ПК15
Всего часов:          

4.3. Содержание дисциплины

Тема 1. Методологические основы курса «История экономики»

Система экономических наук и место в ней истории экономики.

Предмет истории экономики. Значение изучения истории хозяйственных механизмов стран в разные периоды их развития, отдельных экономических процессов, влияющих на развитие хозяйства, истории экономических институтов и категорий, экономической политики государства.

Связь истории экономики с другими экономическими дисциплинами и всеобщей историей. Функции истории экономики. Методы исследования.

Проблемы периодизации экономической истории. Первобытная эпоха как первый этап в истории человечества. Присваивающее и производящее хозяйство. Коллективный характер труда. Половозрастное разделение труда. Общественное разделение труда и его этапы.

Образовательные технологии

 

Для проработки и закрепления лекционного материала по дисциплине «История экономики» применяются: комплект тестовых заданий каждой теме курса; комплект вопросов и заданий для самостоятельной работы. Более подробно содержание образовательных технологий рассмотрено в п.6.

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

 

Текущий контроль осуществляется в виде тестов и контрольных работ

Образец варианта теста для текущего контроля

  1. Что создало объективные причины товарного производства:

a) появление купцов;

b) первые орудия труда;

c) отделение земледелия от скотоводства;

d) коллективный труд.

  1. Первыми рабовладельцами, выделившимися из общины, были:

a) скотоводы;

b) общинные руководители;

c) свободные люди;

d) владельцы земельных наделов.

  1. Саличевская правда – это:

a) первая газета;

b) свод судебных обычаев;

c) руководство для ведения земледелия;

d) рекомендации для крестового похода.

  1. Основная отрасль хозяйства восточных славян накануне образования государства:

a) бортничество;

b) кочевое скотоводство;

c) посредническая торговля;

d) ирригационное земледелие;

e) подсечно-огневое земледелие.

  1. Великие географические открытия были бы невозможны без:

a) огромное количество золотых запасов в Европе;

b) прогресса европейской науки и техники;

c) ростовщического капитала;

d) влияние церкви.

  1. К методам первоначального накопления капитала относятся:

a) крестовые походы;

b) колониальные войны;

c) совершенствование средств производства;

d) предоставление наемным работникам социальных прав и гарантий.

  1. Барщинной системе хозяйства противоречит:

a) натуральное хозяйство;

b) личная свобода крестьян;

c) выдача подушной подати;

d) наличие у крестьянина собственного хозяйства;

e) земельная зависимость крестьянина от помещика.

  1. «Огораживание» - это:

a) способ обработки земли;

b) захват крестьянских земель для превращения их в пастбища для овец;

c) новые технологии в металлургии;

d) один из способов ткацкого производства.

  1. В какой из стран Западной Европы наиболее успешно развивался капитализм:

a) Франция;

b) Германия;

c) Англия;

d) Голландия.

  1. Разложение феодально-крепостнического строя в России во 2 половине 18в. проявилось в:

a) усиление крепостного гнета;

b) обезземеливание и обнищание крестьян;

c) издание «Жалованной грамоты дворянству»;

d) строительство казенных мануфактур на Урале;

e) укрепление дворянской собственности на землю.

  1. Развитие товарно-денежных отношений в России в 17в. затронуло, прежде всего:

a) дворянские поместья;

b) казенные мануфактуры;

c) крестьянские хозяйства;

d) капиталистические мануфактуры;

e) крупные боярские вотчины и монастыри.

  1. Основной характеристикой промышленного переворота является:

a) переход от ручного труда к машинному;

b) изменение природно-географических условий в Западной Европе;

c) появление новых торговых путей;

d) выпуск деловых фабричных товаров.

  1. Причины английского мирового лидерства (к 18 – сер. 19в.):

a) выгодное географическое положение;

b) значительный удельный вес городского населения;

c) территориальное преимущество по отношению к другим странам;

d) благоприятные климатические условия.

  1. в какой из стран (конец 18 – нач. 19в) экономическое процветание стало возможным благодаря не финансовому, а промышленному капиталу:

a) Голландия;

b) Англия;

c) Франция;

d) Германия.

  1. Какова историческая сложившаяся особенность хозяйственного механизма в Росси:

a) преимущество городского населения;

b) традиционно большая роль государства в экономике;

c) рост территорий за счет колониальных захватов;

d) класс ранты.

  1. Капиталистическая фабрика в отличии от капиталистической мануфактуры:

a) снабжена паровой машиной;

b) основана на разделении труда;

c) использует вольнонаемный труд;

d) использует детский и женский труд;

e) использует труд приписных крестьян.

  1. При «капитализации оброка» по реформе 1861г.:

a) крестьянин занимал деньги на выкуп у капиталиста;

b) помещик, поместив выкуп в банк, получил бы ежегодно выплату процентов, равную дореформенному крестьянскому денежному оброку;

c) помещик ссужал своих крестьян деньгами на выкуп под ростовщический процент;

d) личную свободу, посредством выкупа приобрели только зажиточные крестьяне.

  1. Капиталистические мануфактуры в России возникли на основе:

a) дворянских имений;

b) казенных мануфактур;

c) вотчинных мануфактур;

d) дворцового хозяйства;

e) мелкотоварного производства.

  1. Капиталистическое производство в России первоначально развивалось:

a) в металлургии;

b) в винокурении;

c) оружейной промышленности;

d) мукомольной промышленности;

e) хлопчатобумажной промышленности.

  1. Одна из особенностей капиталистического развития России 2 половина 19в.:

a) медленные темпы развития;

b) ликвидации всех феодальных пережитков;

c) ускоренное развитие горной промышленности на Урале;

d) огромная роль государства в развитии промышленности;

e) превосходство России над Западом по производству товаров на душу населения.

  1. Какая из позиций характеризует развитие капитализма в сельском хозяйстве в Пруссии (начало 19 в.):

a) отмена личной зависимости крестьян на безвозмездной основе;

b) крестьянам предоставляют землю в пользование за определенную плату, (аренда земли);

c) крестьянские восстания.

  1. Причины становления монополистического капитализма:

a) концентрация и централизация производства;

b) усложнение структуры потребителей;

c) значительный удельный вес сельского хозяйства;

d) значительное количество безработных.

  1. «Прусский» и «американский» пути развития капитализма в сельском хозяйстве:

a) сохраняют натуральное хозяйство;

b) предусматривают эксплуатацию крепостного труда;

c) возникает одновременно с началом кризиса феодально-крепостнической системы;

d) прусский путь – наиболее мучителен для масс и больше соответствует интересам помещиков;

e) американский путь дает сравнительно более низкие темпы развития капитализма в сельском хозяйстве.

  1. Государственные мероприятия, направленные на разрушение общины:

a) Декрет о Земле;

b) Указ о вольных хлебопашцах;

c) Манифест 17 октября 1905г.

d) Столыпинская аграрная реформа.

  1. Форма монополистического объединения, участники которой договариваются о размерах производства, рынках сбыта, ценах, сохраняя при этом производственную самостоятельность:

a) завод;

b) трест;

c) фабрика:

d) картель.

  1. В начале 20 в. в России не существовало:

a) монополий;

b) банковской системы:

c) конституционной монархии;

d) всеобщий воинской повинности.

  1. Продразверстка – это:

a) система оплаты по труду;

b) денежный налог с крестьянства;

c) форма всеобщей трудовой повинности;

d) система насильственного изъятия продуктов у крестьян.

  1. Политика «военного коммунизма» предполагала:

a) всеобщее избирательное право;

b) уравнительность в оплате труда;

c) отказ от всеобщей трудовой повинности;

d) укрепление союза между рабочим классом и крестьянством.

  1. Политика «военного коммунизма» включала:

a) система оплаты по труду;

b) свободу внешней торговли;

c) укрепление национальной валюты;

d) свертывание товарно-денежных отношений.

  1. НЭП предполагает …

a) введение продразверстки;

b) ликвидацию кулака как класса;

c) учреждение общенародного государства;

d) свободное развитие товарно-денежных отношений.

  1. НЭП предполагает …

a) свертывание кооперации;

b) отказ от индустриализации;

c) взимание продналога в денежном исчислении;

d) формирование рынка.

  1. Источники проведения индустриализации в СССР…

a) иностранные займы;

b) девальвация рубля;

c) ограбление деревни;

d) займы коммерческих банков.

  1. Хозяйственная реформа 1965-1967г. предполагала:

a) денежную реформу;

b) ликвидацию Госплана;

c) введение хозрасчета;

d) ликвидацию монополия внешней торговли.

  1. Понятие, логически противоположенное понятию «административно-командная система»

a) монополия внешней торговли;

b) рыночный механизм распределения;

c) плановый принцип управления экономикой;

d) контроль производственной деятельности со стороны министерства.

  1. Программа ускорения социально-экономического развития в СССР предполагала:

a) либерализацию цен;

b) приоритет развития машиностроения;

c) отказ от партийного руководства;

d) преимущественное развитие районов Сибири и крайнего Севера.

Образцы вариантов контрольных работ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

История экономики

 

Направление подготовки: 080100 «Экономика»

 

Профили подготовки:

Экономика предприятий и организаций (транспорт)»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 263; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.130 (0.009 с.)