Сюжетно-отобразительные игры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сюжетно-отобразительные игры



Воспитываем у детей интерес к предложенным игрушкам и играм. Содействуем стремлению детей продолжительно и целенаправленно играть с игрушкой. Учим играть рядом, способствуем возникновению и укреплению доброжелательных отношений между детьми во время игр. Продолжаем приучать детей бережно относиться к игрушкам, адекватно использовать их в игровой деятельности.

Привлекаем детей к осуществлению действий с сюжетной игрушкой. Учим выполнять игровые действия с предметами и игрушками совместно с педагогом, по подражанию, по словесной просьбе; стимулируем к продолжению игрового действия. Учим подбирать игрушки для игр, переносить знакомые действия с игрушками в разные игровые ситуации.

Учим делиться и обмениваться игрушками. Организуем одиночную игру детей, содействуем самостоятельным действиям детей с игрушками, корректируя их собственным примером. Формируем умение отражать в игре простые жизненные ситуации.

Учим последовательно связывать в смысловую цепочку два-три игровых действия, отражающих реальные жизненные ситуации (раздеть куклу, уложить спать, покачать; нагрузить тележку кубиками, отвезти, выгрузить, построить дом). Для развития игры используем наводящие вопросы, выразительные жесты: Кукла поела. Что она будет делать дальше? Надо вытереть рот. Где салфетка? Дай кукле салфетку. Вытри кукле рот.

Учим детей принимать участие в коллективных играх под руководством воспитателя на темы повседневной жизни: жизнь семьи, детского сада, поездка на транспорте («Все идут на праздник», «Поездка в парк», «Едем на автобусе»).

Учим соотносить собственные действия и действия взрослого (я – мама, это моя дочка).

Побуждаем к конструированию из строительного материала, выполнять простые постройки (диванчик, кроватка, скамейка, ворота, гараж), которые можно использовать для развития сюжета.

Продолжаем использовать в играх природный материал: песок, снег, воду; формируем в процессе игр представления о качестве материалов, важные для применения в игре: песок сыпучий, он бывает сухой и сырой, из сухого песка не построишь «бабку»; вода теплая и холодная, одни предметы в ней плавают, другие тонут.

Примерный перечень сюжетно-отобразительных игр

I квартал «Мама купает дочку», «Все идут в фруктовый сад», «Мама кормит Машу обедом», «Мама собирает дочку в детский сад», «Кроватка для Маши», «Маша ложится спать», «Поездка в осенний лес», «Открываем детский сад для кукол», «Поездка на автобусе», «Новоселье куклы».

II квартал. «Дочки-матери», «Шоферы», «Гараж для машины», «Наша дочка заболела», «Диванчик для куклы», «У куклы елка», «Катаем дочку на санках», «Поделись игрушкой с другом»,- «Кукла пошла в магазин», «Едем в зимний лес», «Покупаем одежду для дочки», «Поездка в парк», «Мы идем на праздник».

III квартал. «Семья», «Поездка в гости», «Прогулка на весеннюю поляну», «Вот какие ворота», «Поездка в поезде», «Наш сын заболел», «Доктор лечит сына», «В магазине», инсценировка сказки «Теремок».

Дидактические игры

В процессе игр с дидактическими игрушками знакомим детей со свойствами и качествами разных предметов. Учим ориентироваться на эти свойства при выполнении игровых задач. Учим различать и соотносить предметы по цвету («Посадим грибочки», «Украсим елочку шарами», «Кто быстрей соберет игрушки в корзину» и т. д.). Выделять и отличать формы предметов, соотносить объемный предмет с его плоскостным изображением («Геометрическое лото», «Что на что похоже», «Волшебный мешочек» и т. д.). Различать предметы по величине, устанавливать относительность величин («Отгадай, кто в каком домике живет», «Кому что подойдет» и т. д.). Формируем целостный образ предметов (игры с использованием разрезных картинок).

Формируем у детей умение действовать по правилам, взаимодействовать друг с другом в процессе коллективных дидактических игр.

Примерный перечень дидактических игр

I квартал. Игры с народными дидактическими игрушками (матрешки, пирамидки-песочницы и т. д.): «Что изменилось?», «Найди соответствующий домик», «Что у мишки в мешке?», «Поставь посуду на нужную полку», «Прокати такой же шарик», «Кто быстрей соберет?», «Посади грибочек».

II квартал.. «Три медведя» (настольно-печатная игра), «Оденем кукол на прогулку» (использование плоскостных изображений кукол и одежды), «Магазин кукол», «Отгадай, кто это?», «Кому это нужно?», «Чего не хватает?», «Занимательная коробочка» (выбор трех форм), «Шароброс» (маленький, большой, самый большой), «Волшебный мешочек», «Склеим посуду», «Украсим елочку цветными шарами».

Подвижные игры

Поддерживаем желание детей играть в подвижные игры, активизируем их с помощью разных игровых упражнений. Развиваем умение слушать взрослого, который ведет игру, действовать по определенному сигналу, звуковому или световому, ориентироваться в пространстве комнаты, двигаться, не натыкаясь на других участников игры. Используем подвижные игры с простым содержанием, несложными движениями, объединяя детей сначала в небольшие группки, а потом включая в игру всех одновременно. Учим детей правильному использованию разных каталок, колясок, больших автомобилей и т. д., включаем их в свободную игровую деятельность. Постепенно вводим игры с более сложными правилами и сменой видов движений, с выполнением ролей

Примерный перечень подвижных игр

I квартал. « Беги, лови!», «Покати ко мне», «Мой веселый мяч», «Сидит зайчик беленький», «Мой веселый, звонкий мяч», «Солнышко и дождик», «Бегите ко мне», «Куры в огороде», «Пойдем играть?», «Найди свой цвет» (с флажками), «Береги предмет» (с кубиками).

II квартал. «Лови и бросай – упасть не давай!», «Мяч в ворота», «Мяч с горки», «Мяч не теряй», «Не опоздай», «Найди флажок», «Солнышко и дождик», «Пузырь», «Найди свой домик», «Кот и мыши», «Лягушата», «Лошадки», «Наседка и цыплята», «Птички в гнездышках», «Цветные кегли».

III квартал «Догоните меня», «Кошки и воробушки», «Самолеты», «Птички летают, птички клюют», «Скворечники», «Вот лягушата», «Зайчик, выходи», «Курочка-хохлатка», «Солнечные зайчики», «Принеси игрушку», «По дорожке», «Бегите ко мне».

Примерные показатели освоения программы детьми за второй год обучения

Базовый уровень:

Совместно: соотнесение собственных действий и действий взрослого в игре.

По подражанию или по образцу: связывание двух-трех игровых действий в смысловую цепочку.

Самостоятельно:

§ выполнение адекватных игровых действий с предметом по просьбе взрослого;

§ бережное отношение к игрушкам;

§ сооружение из строительного материала простых построек;

§ принятие участия в коллективных играх под руководством воспитателя.

Уровень ниже базового:

Дети начинают проявлять эмоциональное отношение к игрушкам.

Совместно с педагогом:

§ выполнение игровых действий с предметом;

§ перенос знакомых действий в игровые ситуации;

§ сооружение из строительного материала простых построек.

По подражанию или по образцу:

§ поиск, показывание необходимых для игры предметов;

§ использование совка, лопаты (держать), насыпание песка (снега) в ведерко и формочки;

§ составление простых конструкций из строительных деталей.

ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

На третьем году обучения решаются следующие задачи: формирование умений совершать совместные игровые действия; принимать и обозначать игровую роль; реализовывать специфические игровые действия, направленные на партнера-игрушку; действовать в соответствии со знакомым сюжетом; осуществлять действия с предметом-заместителем; создавать логическую цепочку игровых действий; конструировать из строительного материала и использовать созданные постройки в сюжетно-ролевой игре; ориентироваться на свойства и качества предметов в дидактической игре; выполнять действия в соответствии с правилами игры.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Сюжетно-ролевые игры

Воспитываем интерес к сюжетным играм, поощряем стремление действовать с игрушками, формируем умение играть рядом.

Учим детей переходить от игры рядом к совместным игровым действиям, от кратковременного взаимодействия к продолжительному, к созданию игровых групп. Приучаем уважительно относиться к играм других детей, воспитываем доброжелательное отношение друг к другу. Формируем навыки общения в процессе совместных игр (обмениваться игрушками, оказывать помощь).

Продолжаем учить выполнять игровые действия совместно со взрослым, по подражанию, по словесной просьбе; стимулируем речевую активность в процессе игр, вызываем потребность в общении (использование речевых и неречевых средств).

Учим детей принимать и обозначать игровую роль (да, я – мама). Учим реализовывать специфические игровые действия, направленные на партнера-игрушку (я – мама, кормлю дочку)\ передавать заботливое отношение к кукле-дочке. Воспитываем адекватное отношение к ролевым действиям, учим понимать их смысл в соответствии с ситуацией игры.

Формируем умение действовать в соответствии со знакомым сюжетом, который включает явления повседневной жизни, трудовые процессы. Привлекаем детей к осуществлению действия с предметом-заместителем (кубик вместо мыла, палочка вместо градусника).

Учим детей выполнять игровые действия, последовательно связанные между собой. Формируем умение создавать цепочку игровых действий, сохранять их логическую последовательность: накормить куклу, раздеть ее, уложить спать.

Развиваем умение подбирать атрибуты, необходимые для проведения игры, располагать их в пространстве.

Стимулируем желание детей конструировать из строительного материала, использовать созданные постройки в сюжетно-ролевой игре (шофер привозит машину в гараж, кукла живет в доме).

Примерный перечень сюжетно-ролевых игр

I квартал. «Дочки-матери», «Собираем сына в сад», «Мы стираем одежду для дочки», «Магазин», «Аптека», «Прием у врача», «На почте», «Репка» (игра-инсценировка).

II квартал. «Новоселье куклы Маши», «Семья», «Шофер везет пассажиров», «На стройке», «Доктор», «Парикмахерская», «У нас елка», «Магазины», «Волк и козленок» (игра-инсценировка).

III квартал. «Детский сад», «У врача», «Чиним мебель», «Почта», «Поездка на автобусе по городу», «Лисица, заяц, петух» (игра-инсценировка).

Дидактические игры

Учим детей при выполнении игровых задач ориентироваться на свойства и качества предметов. Учим узнавать, различать, соотносить, группировать предметы по цвету; выделять, различать, соотносить объемную и плоскостную формы; устанавливать относительность величины.

Учим воспроизводить целостный образ предмета при выполнении игровых задач (лото и разрезные картинки; «Сложи дом», «Домашние животные» и т. д.), при составлении сборно-разборных игрушек, узнавать предметы по отдельным характерным деталям («Кому что подойдет?» и т.д.), определять изменения в размещении предметов (спереди – сзади, над– под).

Примерный перечень дидактических игр

I квартал. «Соберем осенние листья» (по цвету, размеру), «Ремонт игрушки», «Сложи листик» (из частей), «Подбери по цвету», «Не заблудись» (форма), «Геометрическое лото», «Собери грибок», «Сложи грушу и яблоко», «На какой предмет похоже?», «Кто где живет?» (величина), «Кому это подойдет?», «Разложи игрушки в свои домики (корзинки)».

II квартал. «Кто что потерял?», «Переставь, как я», «Сделай, как я», «Цветные шары на елке», «Найди место для матрешки», «Поймай рыбку», «Найди друга (одинаковые флажки)», «Склеим посуду (игрушку)», «Оденем куклу на прогулку», «Протолкни одинаковые», «Кто загадку загадал?».

III квартал. «Что изменилось?», «Три медведя», «Чего не хватает?», «Поищи машину», «Наведи порядок», «Когда это бывает?», «Торговля» (настольно-печатная игра), «Транспорт» (настольно-печатная игра).

Подвижные игры

Учим детей действовать по определенному сигналу, выполнять действия в соответствии с правилами игры. Воспитываем умение слушать ведущего взрослого, понимать и соблюдать правила игры.

В подвижных играх с элементами сюжета исполнять роли при помощи характерных для персонажа движений.

Продолжаем учить ориентироваться в помещении комнаты, находить самый короткий путь к определенному месту.

Примерный перечень подвижных игр

I квартал. «Зайка серенький сидит», «Зайка в гости собирается», «Солнышко и дождик», «У медведя во бору», «Хитрая лисица», «Пастух и стадо».

II квартал. «Гуси-лебеди», «Лохматый пес», «Кошка и воробьи», «Кошки-мышки», «Охотник и зайцы», «Лисица в курятнике».

III квартал. «Огуречик-огуречик», «Птицы в гнездах», «Самолеты», «Птицы и кот», «Цветные автомобили», «Котята и щенки».

Примерные показатели освоения программы детьми за третий год обучения

Базовый уровень:

Совместно с педагогом: умение брать на себя роль, выполнять соответствующие роли игровые действия.

По подражанию или по образцу:

§ включение новых эпизодов в знакомый сюжет; перенос знакомых действий с игрушками в разные игровые ситуации;

§ использование в игре предметов-заместителей.

Самостоятельно:

§ выполнение игровых действий с предметом; выполнение двух-трех игровых действий, логически связанных между собой;

§ выполнение роли в совместной со взрослым игре;

§ использование созданных построек в сюжетно-ролевой игре.

Уровень ниже базового:

Совместно с педагогом:

§ соединение отдельные игровых действий в последовательную цепочку;

§ использование в игре предметов-заместителей. По подражанию или по образцу: выполнение игровых действий с предметом; участие в коллективных играх; перенос знакомых действий в игровые ситуации. Самостоятельно:

§ выполнение игровых действий с предметом;

§ сооружение из строительного материала простых построек.

ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

На четвертом году обучения решаются следующие задачи:

формирование умений принимать и обозначать игровую роль, действовать в соответствии с ней; реализовывать специфические игровые действия, направленные на партнера-игрушку; передавать в играх взаимоотношения между персонажами; использовать предметы-заместители; развертывать парное ролевое взаимодействие и элементарный ролевой диалог с партнером-сверстником, выполнять роли в совместной со сверстниками игре, в сюжетах с двумя действующими лицами; конструировать из строительного материала для развития сюжета игры;

обучение планированию работы, умению ставить цель, совместно выполнять задуманное, использовать для игры природный материал; инсценировать знакомые сказочные и литературные сюжеты; подчинять свое игровое поведение правилам.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Сюжетно-ролевые игры

Формируем основы ролевой игры. Продолжаем учить принимать и обозначать игровую роль, действовать в соответствии с данной ролью до конца игры; реализовывать специфические игровые действия, направленные на партнера-игрушку (я – шофер, везу машину).

Формируем способность передавать в играх взаимоотношения между персонажами, отображать в играх хорошо знакомые стороны окружающей действительности, действовать по представленному плану, использовать подходящие предметы-заместители, предлагаем материалы, которые могут быть использованы как предметы-заместители.

Учим развертывать парное ролевое взаимодействие и элементарный ролевой диалог с партнером-сверстником, выполнять роли в совместной со сверстниками игре, в сюжетах с двумя действующими лицами (шофер – пассажир, мама – дочь, доктор – больной). Учим выполнять независимые роли, где связь с другими участниками опосредована: водитель может не вступать во взаимодействие с пассажирами.

Привлекаем детей к коллективному конструированию, предлагаем детям конструировать из строительного материала (кирпичей, кубиков, пластин) для развития сюжета игры. Учим планировать работу, ставить цель, договариваться, кто и что будет строить, совместно выполнять задуманное, создаем условия для использования природного материала. Учим детей с помощью взрослого инсценировать знакомые сказочные и литературные сюжеты, используя при этом художественно-образные средства (интонация, жесты, мимика, поза). Стимулируем речевые высказывания в процессе выполнения игровых действий.

Примерный перечень сюжетно-ролевых игр

I квартал. «Почта», «В парикмахерской», «Строители», «Пожарные», «Детский сад», «Семья», «Больница», «Навестим больного друга», «Осенняя ярмарка».

II квартал. «Ведем дочку к врачу», «Устроим кукле комнату», «Ателье», «На остановке», «Печем булочки», «Построим мост», «В кукольном театре», «Обувная мастерская», «Открываем школу для кукол», «Бабушка» (игра-инсценировка).

III квартал. «Киоск», «Поездка в метро», «Едем на дачу», «В столовой», «В школе», «Автобусный парк», «Цирк», «Библиотека», «К нам приехал зоопарк», «Красная шапочка» (игра-инсценировка).

Дидактические игры

Продолжаем учить детей ориентироваться на различные свойства предметов; группировать предметы по определенному признаку (форма, цвет, величина, назначение). Учим различать предметы по величине; воссоздавать целостный образ предмета при складывании сборно-разборных игрушек; узнавать предмет по отдельным характерным деталям.

Проводим специальные игры и упражнения, которые способствуют формированию трудовой деятельности (с использованием трех вспомогательных инструментов), выбор инструментов, которые по своей форме содействуют выполнению заданий. В ходе игр стимулируем детей к активному решению познавательных задач, развиваем концентрацию, внимание, настойчивость.

Примерный перечень дидактических игр

I квартал. «Наведи порядок», «Чье место в ряду?», «Подбери по форме», «Подбери по цвету», «Сложи дом», «Из чего сделано?», «В саду и огороде», «Кому что нужно?», «Лето – осень», «Зоологическое лото».

II квартал. «Чего не хватает?», «Домашние животные», «Угадай по следу», «Кто это потерял?», «Что это такое?», «Сделай целое», «Ловись, рыбка», «Покорми зайку», «Правильно – не правильно», «Чего не стало?», «Оденем игрушку», «Времена года».

III квартал. «Не заблудись» (настольная игра), «Бывает – не бывает», «Что изменилось», «Сделай картинку», «Найди форму в предмете», «Цвет и форма», «Что нарисовано?».

Подвижные игры

Совершенствуем у детей умение подчинять свое игровое поведение правилам игры. Закрепляем умение детей передавать в движениях характер персонажей игры: действовать в соответствии с принятыми правилами; развивать умение ориентироваться в пространстве, самостоятельно выбирать нужное направление при движении.

Формируем умение действовать сообща, координировать свои действия с действиями партнеров по игре.

Примерный перечень подвижных игр

I квартал. «Кошки-мышки», «Жмурки», «Кого назвали, тот ловит мяч», «Охотник и звери», «Чье звено быстрей соберется?», «Кто быстрей докатит обруч к флажку?».

II квартал. «Успей пробежать», «Надень кольцо», «Мяч в воздухе», «Ровным кругом», «Чья команда быстрей соберется?», «Перебежки».

III квартал. «Самолеты», «Цветные автомобили», «Птицы и кошка», «У медведя во бору», «Лошадки», «Зайцы и волк», «Лисица в курятнике», «Зайка серый умывается», «Найди, где спрятано», «Найди и назови», «Кто пошел?».

Примерные показатели освоения программы детьми за четвертый год обучения

Базовый уровень:

Совместно с педагогом или по подражанию:

§ разворачивание парного ролевого взаимодействия и элементарного ролевого диалога с партнером-сверстником;

§ выполнение роли в совместной со сверстниками игре.

По образцу или самостоятельно:

§ включение новых эпизодов в знакомый сюжет;

§ перенос знакомых действий с игрушками в разные игровые ситуации;

§ использование в игре предметов-заместителей;

§ выполнение цепочки игровых действий;

§ использование созданных построек в сюжетно-ролевой игре;

§ взятие на себя роли, выполнение соответствующих ей игровых действий;

§ использование речевых высказываний в процессе выполнения игровых действий.

Уровень ниже базового:

Совместно с педагогом:

§ выполнение роли в совместной со взрослым игре; выполнение действий в соответствии сданной ролью при поддержке взрослого до конца игры;

§ использование в игре предмета-заместителя.

По подражанию или по образцу:

§ соединение отдельных игровых действий в логическую цепочку;

§ использование созданных построек в сюжетно-ролевой игре.

Самостоятельно:

§ выполнение игровых действий с предметом;

§ перенос знакомых действий в игровые ситуации;

§ использование для решения игровых задач одной или нескольких игрушек;

§ сооружение из строительного материала простых построек;

§ участие в коллективных играх под руководством воспитателя.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Формирование правильной речи детей как полноценного средства общения – основная коррекционно-развивающая задача, которую решают воспитатели, учитель-дефектолог и другие работники специального дошкольного учреждения. Они совместно проводят работу по обогащению и активизации словарного запаса, формированию грамматической стороны речи, развитию-связной речи, формированию произносительной стороны речи. Учитывая разный уровень речевого развития детей, педагоги формируют навыки общения с окружающими людьми при помощи языковых (фонетических, лексических, грамматических) и неречевых средств (мимики, жестов, поз, взглядов, вокализации, пиктограмм, предметных действий). Формирование навыков общения рассматривается как одно из условий успешной социализации ребенка. В процессе специально организованных занятий, игровой деятельности, режимных моментов, ежедневных бытовых ситуаций детей учат выражать свои эмоции, потребности, просьбы, мнения.

Крррекционно-педагогическая работа в специальном дошкольном учреждении строится с учетом особенностей речевого развития детей с интеллектуальной недостаточностью. Вследствие раннего органического поражения центральной нервной системы у многих детей отмечается грубое недоразвитие всех компонентов и функций речи. Это выражается в запаздывании появления первых слов, замедленном протекании процесса овладения фразовой речью. Переход от произнесения отдельных слов к построению двухсловного предложения растягивается (по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками) на долгое время. Медленно образуются и закрепляются речевые формы, слабо выражена самостоятельность в речевом творчестве. Наблюдаются стойкое фонетическое недоразвитие, доминирование в речи имен существительных, недостаточное употребление слов, обозначающих действия, признаки и отношения. Снижена речевая активность.

Нарушения речи при интеллектуальной недостаточности имеют системный характер и распространяются на все функции речи – коммуникативную, познавательную, регулирующую. Недоразвитие коммуникативной функции речи рассматривается как часть в структуре нарушения коммуникативной деятельности в целом (с присущими ей мотивами ипотребностями, речевыми и внеречевыми средствами, целевыми и контрольными моментами). Кроме того, до конца дошкольного возраста у этих детей не формируется в достаточной степени словесная регуляция деятельности. Речь почти не включается в процесс деятельности, не оказывает на нее должного организующего и регулирующего влияния. Недостаточной является и познавательная функция речи, что выражается в неумении устанавливать связи между практическими действиями и их словесным обозначением. Действия детей до конца не осознаны, опыт действия не зафиксирован в слове, а поэтому не обобщен, и образы-представления формируются замедленно и фрагментарно.

Речь детей с интеллектуальной недостаточностью не становится инструментом мыслительной деятельности, в ней слабо отражается собственный эмоциональный, бытовой, игровой и познавательный опыт; представления слабо актуализируются по слову. Включение собственной речи в осуществляемую ребенком деятельность составляет необходимое условие речевого развития. Речевая деятельность детей требует от педагога специальной ее организации в повседневной педагогической практике.

В программе определены основные задачи и направления работы по развитию речи и формированию коммуникативных навыков на каждом году обучения. В развитии коммуникативных навыков важную роль играет мотивационныи компонент. Формирование навыков общения у детей обусловлено-развитием эмоционально-выразительных, коммуникативно-познавательных средств и мотивационно-потребностной сферы.

Занятия по развитию речи и формированию коммуникативных навыков проводит учитель-дефектолог в форме под-групповых и индивидуальных занятий. При планировании занятий учитель-дефектолог и воспитатель учитывают тематический принцип отбора материала. В течение недели они работают по одной и той же теме. Формируемые знания, умения и навыки в рамках изучения определенной темы закрепляются на других занятиях (математике, рисовании, лепке, музыкальном и физкультурном занятиях), в играх (дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных и др.). Тему рекомендуется соотносить со временем года, праздниками, яркими событиями в жизни детей. Обязательным требованием к организации обучения является создание условий для практического применения формируемых знаний.

На первом-втором году обучения большое внимание уделяется предметно-практической деятельности детей. Овладение действиями предваряет появление слов, обозначающих действия, способствует более прочному усвоению слов.

В процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности дети учатся вслушиваться в речь, воспринимать обращение к ним в форме простых вопросов, понимать их содержание. Развитие слухового восприятия осуществляется на протяжении всего срока обучения детей в дошкольном учреждении в процессе занятий, наблюдений, прогулок, режимных моментов и т. д.

Недостаточный запас речевых средств у детей с интеллектуальной недостаточностью длительное время не позволяет им активно включаться в речевое общение. Важнейшей задачей является формирование речевой активности, вызывание желания и необходимости пользоваться словом как средством общения. На основе ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира осуществляется развитие речевых средств путем обогащения словаря, уточнения лексических и грамматических значений слов.

На начальном этапе обучения поощряются импульсивные детские высказывания: звукоподражание, слово, словосочетание, предложение. Детей учат выражать просьбу одним словом (дай, надень), затем – словосочетанием и предложением. Постепенно дети учатся правильно называть объекты окружающего мира, при этом используют звукоподражания и слова несложной слоговой структуры, учатся составлять простые предложения в побудительной и повествовательной форме. Детей побуждают пользоваться ситуативной речью как по указанию взрослых, так и по собственной инициативе.

На третьем-четвертом году обучения наряду с накоплением словаря решается задача активизации слов в различных ситуациях. На занятиях важное место отводится раскрытию смысловой стороны слова. Для этого широко используются приемы показа, называния, рассматривания и обследования предметов на полисенсорной основе (потрогать предмет, сжать его; послушать, какой издает звук; понюхать; попробовать на вкус, если это продукт питания); совместное выполнение действий, просьб и поручений; комментирование выполнения действий с предметом; повторение слов, словосочетаний, предложений; многократное индивидуальное и хоровое проговаривание речевого материала.

Дети осваивают значение слов путем сопоставления с другими словами, составления словосочетаний и предложений с изученным словом, подбора антонимов и др.

На занятиях детей учат правильному употреблению в речи основных грамматических категорий, закрепляют навыки словоизменения (по родам, числам, падежам) и словообразования. Осуществляется обучение детей составлению предложений, рассказов по картине, серии картин; пересказу литературных произведений; заучиванию стихотворений, загадок, считалок. Эти задачи реализуются в комплексе с решением других речевых задач.

На индивидуальных и подгрупповых занятиях учи-тель-дефектолог осуществляет работу по формированию произносительной стороны речи. Она направлена на развитие восприятия речи (слухового внимания, речевого слуха, основными компонентами которого являются фонематический, звуковысотный, ритмический слух), развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного аппарата, голосового аппарата, речевого дыхания) и на этой основе на формирование произношения звуков, слов. Важными этапами формирования фонематического восприятия детей являются узнавание неречевых звуков (капли воды, звонок телефона, скрип двери); различение звукокомплексов, одинаковых по высоте, силе, тембру; различение слов, близких по звуковому составу (дом – дым)\ дифференциация слогов и фонем. На занятиях вырабатывается кинестетическая основа артикуляторных движений, формируются слухо-ре-чедвигательные координации. Дети учатся воспринимать звук на слух, узнавать его в речевом потоке, четко произносить в звукокомплексах, слогах, словах, предложениях, стихотворениях, рассказах.

На индивидуальных занятиях учитель-дефектолог проводит комплекс подготовительных артикуляционных упражнений, большое внимание уделяет развитию фонематического восприятия, формированию просодических компонентов речи, осуществляет коррекцию нарушений произносительной стороны речи. По мере необходимости в индивидуальное занятие могут включаться задания, связанные с проблемным усвоением ребенком программного материала по разным его разделам.

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

На первом году обучения решаются следующие задачи:

§ развитие сенсорно-перцептивной сферы (зрительного восприятия, слухового внимания и восприятия, осязания, обоняния, тактильных ощущений);

§ формирование интереса детей к предметному миру, миру социальных отношений посредством обогащения социально-бытового опыта ребенка;

§ формирование интереса к невербальным и вербальным средствам общения окружающих людей (зрительный контакт, выразительное движение, поза, жест, мимика, улыбка, речевая инструкция и др.);

§ формирование понимания речи, упражнение в показе называемых объектов окружающей действительности;

§ обогащение пассивного и активного словарного запаса на основе освоения представлений о предметах ближайшего окружения и действиях с ними;

§ обеспечение мотивации общения в условиях естественных и специально созданных ситуаций;

§ побуждение детей к речевой активности (в предметно-практической деятельности, в процессе режимных моментов), поддержание общения ребенка с окружающими взрослыми и сверстниками.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

I квартал

Формируем умения фиксировать взгляд и эмоционально реагировать на общение со взрослым; прислушиваться к голосу взрослого, комментирующего действие.

Поддерживаем яркие проявления эмоций детей (смех, оживленные движения, звукокомплексы).

Знакомим со звуками окружающей бытовой обстановки (звуком льющейся из крана воды, шумом пылесоса, хлопаньем двери). Учим определять направление звука в пространстве, поворачивать голову в сторону источника звука.

Знакомим с игрушками, предметами быта, их названиями. Учим соотносить слово с названным предметом. Формируем умения следить за перемещением игрушки, узнавать ее по названию, звучанию.

Обучаем указательному жесту (для выражения просьбы ребенка: дай, ответа на вопрос взрослого: вот, здесь, этот предмет).

Вызываем аморфные слова. Побуждаем детей произносить звуки, слоги, слова по подражанию: ам, бай, топ, бух, би.

Обучаем выполнению односложных инструкций взрослого: дай, на мяч. Учим адекватно реагировать на интонацию педагога (ласковую, строгую).

II квартал

Знакомим детей с именами сверстников и педагогов группы.

Учим находить названный предмет, расположенный как в определенном привычном месте, так и в разных местах группы. Закрепляем умение узнавать предмет по звуку (музыкальные, заводные, звучащие игрушки).

Учим соотносить выполняемое действие с действием, изображенным на сюжетной картине (девочка играет в «Ладушки», мальчик катит машинку):

Работаем над пониманием значения слов. Учим называть игрушки и действия (шар летит, кукла спит), выполнять и комментировать одно и то же действие с разными игрушками (покормим куклу, мишку, зайку).

Учим различать и выполнять противоположные действия (на – дай, открой– закрой, встань – сядь, стой – иди).

Учим адекватно реагировать на интонацию педагога, на слова запрета: нет, нельзя; да, можно.

Упражняем в повторении и договаривании слов, словосочетаний в потешках, стихотворениях, чистоговорках.

Формируем умения понимать и выполнять простые поручения: дай мне кубик, отдай Ване машинку.

III квартал

Учим детей называть свое имя, имена родителей, педагогов и детей группы.

Продолжаем учить узнавать и называть знакомые предметы в окружающей обстановке, на картинках.

Формируем умение находить в группе предметы с общим названием, но отличающиеся по внешним признакам (мяч – большой, маленький, красный, полосатый, резиновый, надувной).

Закрепляем представления о признаках предметов (желтый кубик, большая кукла, круглый мяч).

Расширяем представления и активизируем слова, обозначающие ежедневно выполняемые действия (будем, играть, рисовать, спать, одеваться, гулять на улице, пить). Учим произносить и повторять звукосочетания, слова, которые ежедневно используют окружающие л роди, соотносить их с определенной жизненной ситуацией.

Учим составлять предложения из двух слов (в том числе аморфных) по выполняемому действию с игрушкой: Ляля кушает (ам), мишка спит (бай).

Обучаем диалогической речи: учим использовать в беседе со взрослым как невербальные (жесты, мимика), так и доступные вербальные средства (звукосочетания, слова, двухсловные фразы).

Знакомим с содержанием новых песенок, потешек, четверостиший, коротких произведений, подводим к пониманию основной сюжетной линии.

Закрепляем умение выполнять поручения по инструкции взрослого.

IV квартал

Закрепляем речевые навыки в различных социально-бытовых условиях и видах деятельности, в процессе индивидуальной работы с детьми, в естественных ситуациях повседневной жизни.

Формируем умение внимательно слушать сказку, стихотворение, рассказ, обучаем пониманию вопросов по содержанию произведения. Учим повторять слова потешек, стихотворений.

Примерные показатели освоения программы детьми за первый год обучения

Базовый уровень:

§ проявление интереса к окружающим людям, их эмоциональному состоянию, ярким признакам внешнего вида (яркое платье, красивый бант);

§ использование в общении вербальных и невербальных средств;

§ называние своего имени, имен родителей, педагогов (допускается искаженное произнесение слов);

§ понимание и выполнение действий с игрушкой, повторение слов за взрослым (по подражанию, по образцу);

§ выполнение поручений взрослого;

§ проявление интереса и эмоциональной положительной реакции к содержанию песенок, потешек, стихотворений.

Уровень ниже базового:

§ использование невербальных средств коммуникации (поворот головы в сторону названного объекта, указательный жест и т. д.);

§ реагирование на свое имя;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 1373; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.188.160 (0.128 с.)