Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формирование пространственно-временных представлений↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Выделение в самостоятельный раздел программы содержания, направленного на формирование пространственно-временных представлений детей с интеллектуальной недостаточностью, объясняется значимостью своевременности формирования пространственных представлений ребенка для его интеллектуального развития, с одной стороны, и сложностью формирования пространственного ориентирования у детей с интеллектуальной недостаточностью – с другой. Пространственно-временные представления лежат в основе формирования высших психических функций и эмоциональной жизни человека. Недостаточность сформированное пространственных и квазипространственных представлений у ребенка напрямую влияет на уровень его актуального интеллектуального развития. Формирование пространственно-временных представлений является важной предпосылкой для социальной адаптации ребенка и его дальнейшего обучения в школе. Выделены следующие уровни пространственно-временной ориентировки (А. В.Семенович; И.Я.Семаго, М.М.Семаго): I уровень – ориентирование в пространстве собственного тела (схема собственного тела); II уровень – ориентирование в пространственном расположении объектов по отношению к собственному телу; III уровень – понимание взаимоотношения объектов в пространстве относительно друг друга; IV уровень – овладение квазипространственными представлениями (количественными пространственно-временными понятиями и их соотношениями, а также собственно лингвистическими представлениями). В основе выделения представляемых уровней лежит последовательность овладения ребенком в онтогенезе пространственными представлениями и умениями ориентироваться в пространстве. Нельзя рассматривать выделенные уровни автономно. Формирование и развертывание во времени пространственных представлений осуществляется системно, в определенной последовательности и связано с развитием произвольности психической активности и эмоционально-аффективной сферой. Коррекционно-педагогическая работа в каждом конкретном случае строится с учетом (как минимум) уровня пространственного ориентирования ребенка, предшествующего несформированному и выявленному в ходе педагогического обследования. Далее прогнозируется система методов и приемов взаимодействия с ребенком. Целью разработки данного раздела программы является: выделение этапов и определение основных направлений коррекционно-развивающей работы, которая способствует формированию пространственно-временных представлений у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью. Для достижения этой цели предусматривается решение следующих задач: § определить этапы коррекционно-развивающей работы, направленной на формирование пространственно-временных представлений, с учетом последовательности овладения ребенком в онтогенезе пространственно-временными представлениями; § обеспечить комплексность коррекционно-развивающей работы; § охарактеризовать основные направления коррекционно-развивающей работы на каждом ее этапе; § спланировать коррекционно-развивающую работу педагога по уточнению, углублению и обобщению пространственно-временных представлений; § обеспечить последовательность и преемственность на всех этапах коррекционно-развивающей работы по формированию, усвоению и закреплению в повседневной жизни различных пространственно-временных представлений. В Примерном учебном плане 1–4 года обучения (коррекционный компонент) отводится 1 час в неделю на «Формирование пространственно-временных представлений». Содержание коррекционно-педагогической работы данного раздела тесно взаимосвязано с другими разделами программы. Материалы этого раздела могут быть использованы при проведении занятий по развитию речи, элементарных математических представлений, при ознакомлении с окружающим миром и других занятий, а также в повседневной жизни при выполнении режимных моментов и в семье. Данный раздел программы опирается не на биологический возраст ребенка, а на его индивидуальные возможности. Он рассчитан на четыре года обучения, в каждом из которых выделяются три квартала. Содержание программы каждого года обучения завершает контрольно-оценочный компонент. Он представлен двумя уровнями требований (базовый и уровень ниже базового), имеющих рекомендательный характер. Использование многоуровневого содержания данного раздела программы будет способствовать реализации ведущих концептуальных идей современной коррекционно-педагогической работы в специальных дошкольных учреждениях. К ним относятся: § ранняя социализация через включение ребенка с интеллектуальной недостаточностью в целенаправленный коррекционно-педагогический процесс и межличностные отношения; § воспитание и обучение ребенка с интеллектуальной недостаточностью с учетом результатов педагогической диагностики и его особых образовательных потребностей; § учет приоритета семейного воспитания в коррекционно-педагогическом процессе; § обеспечение коммуникативно-деятельностного подхода в процессе воспитания ребенка. ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ На первом году обучения решаются следующие задачи: § формирование умений и навыков пространственного ориентирования у детей с интеллектуальной недостаточностью на I уровне (ориентирование в пространстве собственного тела); § обучение детей умениям различать контрастные части суток (день, ночь), знакомство с некоторыми изменениями в природе зимой и летом. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ I квартал Учим детей находить и показывать части тела на себе, на кукле (голова, туловище, руки, ноги). Учим находить у куклы отдельные части тела по отношению друг к другу относительно вертикальной оси; того, что вверху (голова), внизу (ноги). Учим показывать части своего тела (голова, туловище, ноги, руки). Учим детей правильным приемам ходьбы, движениям рук и ног при ходьбе (ставить одну ногу на одну ступеньку, а другую ногу – на следующую, смотреть под ноги). Подниматься и спускаться по лестнице, держаться за перила. Учим воспринимать пространственное местоположение звучащего предмета (там, тут) и ориентироваться в пространстве знакомого помещения: в своей комнате (где расположена кровать, игровой уголок), за столом (находить свое место), в туалетной комнате. Учим детей различать контрастные части суток (день, ночь). II квартал Продолжаем учить детей находить, показывать и называть (по возможности) части своего тела: лица, рук, туловища, ног. Педагогом используются представления вверху, внизу. Учим показывать отдельные части тела (лицо, грудь, живот) при использовании педагогом представления спереди. Знакомим с направлениями пространства вверх, вниз, связывая их с определенными движениями (поднятие рук вверх, приседание). Совместное с педагогом выполнение движений перед зеркалом. Постепенный переход к самостоятельному выполнению движений. Учим ориентироваться в пространстве знакомого помещения, в окружающем пространстве при помощи других анализаторов. Учим детей различать и называть контрастные части суток: день и ночь. С наступлением зимы знакомим детей с изменениями в природе, обращая внимание на холод и снег. III квартал Продолжаем учить детей различать, показывать и называть части своего тела, соотносить их с частями тела других детей и кукол. Постепенно переходим при определении направления пространства от движений всем телом к показу названного направления указательным жестом руки и поворотом головы (вверх, вниз). Продолжаем учить детей ориентироваться в окружающем пространстве с привлечением различных анализаторов. Закрепляем знания о контрастных частях суток: день и ночь. С наступлением лета знакомим детей с изменениями в природе, обращая внимание на тепло и солнце. Примерные показатели освоения программы детьми за первый год обучения Базовый уровень: § различение, показывание и называние частей своего тела; § показывание направлений пространства вверх, вниз с помощью педагога и. связывание этих направлений с определенными движениями (поднятие рук вверх, приседание); § определение пространственного местоположения звучащего предмета (там, тут); § ориентирование в пространстве знакомого помещения; § различение контрастных частей суток: день, ночь; § понимание изменений в природе, связанных с наступлением зимы (холод, снег) и лета (тепло, солнце), с помощью педагога. Уровень ниже базового: § определение и показывание направлений пространства вверх, вниз с помощью педагога, связывание этих направлений с определенными движениями (приседание, поднятие рук вверх), которые выполняются совместно с педагогом; § определение пространственного местоположения звучащего предмета с помощью педагога (там, тут); § ориентирование в пространстве знакомого помещения (при необходимости используется помощь педагога); § различение контрастных частей суток: день, ночь (при необходимости используется помощь педагога). ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ На втором году обучения решаются следующие задачи: § закрепление представлений о схеме собственного тела у детей с интеллектуальной недостаточностью; § формирование умений и навыков пространственного ориентирования на II уровне (ориентирование в пространственном расположении объектов по отношению к собственному телу); § обучение умениям воспринимать и воспроизводить топологические (о нахождении того или иного предмета), § координатные (о нахождении предмета относительно ребенка) и метрические (о дальности нахождения предмета) представления; § обучение осуществлению переноса пространственных представлений из вертикальной плоскости в горизонтальную – «рабочую» плоскость стола и листа бумаги; § обучение восприятию пространственных отношений между предметами (III уровень усвоения пространственных представлений); § продолжение знакомства с частями суток (день, ночь), с признаками времен года (зима, лето). СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ I квартал Продолжаем учить различать, показывать и называть части своего тела, соотносить их с частями тела других детей и кукол в вертикальной плоскости с использованием представлений вверху, внизу, выше, ниже. При анализе взаимного расположения отдельных частей лица педагогом используются предлоги над, под. Переносим понятия вверху, внизу в горизонтальную плоскость («рабочую» плоскость стола). Учим располагать предметы в верхней и нижней части стола по подражанию и образцу. Учим находить и показывать отдельные части лица (нос, уши, рот); рук (локоть, пальцы); туловища (живот, спина) и ног (колено, пальцы). Учим находить правую и левую руку (с обязательной маркировкой левой руки с помощью браслета, резинки и т. д.). Продолжаем учить определять и показывать направления ближайшего пространства с точкой отсчета от себя (вверху – внизу, спереди) по подражанию и образцу, связывать направления ближайшего пространства с определенными движениями (вверх – вниз, вперед). Развиваем умение правильно подниматься и спускаться по лестнице (держаться за перила, ставить одну ногу на одну ступеньку, а другую ногу – на следующую, смотреть под ноги). Педагог обозначает действия в речи: Оля идет по лестнице вверх, Оля идет по лестнице вниз. Учим детей ориентироваться в помещении: находить окна и двери, свое место за столом, кровать в спальне, шкафчик для одежды; находить названные предметы, кратчайший путь до указанного места в комнате. Продолжаем учить детей различать контрастные части суток (день и ночь). II квартал Продолжаем учить различать, показывать и называть части своего тела и тел других детей и кукол в вертикальной плоскости с использованием представлений вверху, внизу, выше, ниже, над, под. Учим различать представления выше и над, ниже и под. Учим находить игрушки и предметы в ближайшем пространстве вокруг себя (вверху – внизу, спереди) по подражанию и словесной инструкции. Продолжаем учить располагать предметы вверху, внизу, в центре в горизонтальной плоскости («рабочая» плоскость стола) по подражанию и словесной инструкции. Учим находить и показывать правую и левую руку (с обязательной маркировкой левой руки), соотносить правую и левую ногу с правой и левой рукой. Учим воспринимать пространственные отношения между предметами (вверху, внизу, на, под). Продолжаем учить ориентироваться в групповой комнате для занятий (в ее обстановке и расположении предметов). Продолжаем учить передвигаться в названном направлении. Учим различать слова день, ночь. При наступлении зимы повторяем, закрепляем и расширяем знакомство с признаками зимы (холод, снег, мороз). III квартал Продолжаем учить находить и располагать игрушки и предметы в ближайшем пространстве вокруг себя (вверху, внизу, спереди) по образцу и словесной инструкции. Учим определять расположение игрушек, предметов и других детей (далеко, близко, перед) по отношению от себя спереди. Продолжаем учить находить и показывать правую и левую руку (с обязательной маркировкой левой руки), правую и левую ногу. Учим определять правую и левую части тела относительно средней линии. Даем начальные навыки микроориентировки в горизонтальной плоскости листа бумаги (вверху, внизу, в центре). Учим брать предметы ведущей рукой и располагать их на листе бумаги вверху, внизу, в центре. Продолжаем учить воспринимать пространственные отношения между предметами (вверху, внизу, на, под, рядом). Учим выполнять действия с предметами по словесной инструкции: положи на..., под..., рядом.... Учим различать и называть слова день, ночь. С наступлением лета повторяем/закрепляем и расширяем знакомство с признаками лета (тепло, солнце, цветы). Учим различать и называть слова зима, лето. Примерные показатели освоения программы детьми за второй год обучения Базовый уровень: § различение, показывание и называние частей своего тела и тел других детей и кукол с опорой на представления вверху, внизу, выше, ниже и предлоги над, под (называет педагог); § нахождение и расположение игрушек и предметов в ближайшем пространстве вокруг себя (вверху, внизу, спереди) по образцу и словесной инструкции; § расположение предметов вверху, внизу, в центре в горизонтальной плоскости стола с помощью педагога и по образцу; § умение находить на листе бумаги верх, низ, центр с помощью педагога; § восприятие пространственных отношений между предметами (вверху, внизу, над, под, рядом) с помощью педагога; § выполнение действий с предметами по словесной инструкции (положи на..., под..., рядом...) с помощью педагога и по образцу; § ориентирование в пространстве знакомого помещения; § различение и называние с помощью педагога частей суток: день, ночь; § понимание изменений в природе, связанных с наступлением зимы и лета, с помощью педагога называние этих времен года. Уровень ниже базового: § различение, показывание и называние частей своего тела и тел других детей и кукол с опорой на представления вверху, внизу, выше, ниже (называет педагог); § нахождение игрушек и предметов в ближайшем пространстве вокруг себя (вверху, внизу, спереди); § расположение предметов вверху и внизу в горизонтальной плоскости стола с помощью педагога; § восприятие пространственных отношений между предметами (вверху, внизу, над, под) с помощью педагога; § выполнение действий с предметами по словесной инструкции (положи на..., под..,) с помощью педагога; § ориентирование в пространстве знакомого помещения; § различение контрастных частей суток: день, ночь; § понимание изменений в природе, связанных с наступлением зимы, лета, с помощью педагога. ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ На третьем году обучения решаются следующие задачи: § закрепление умений и навыков пространственного ориентирования у детей с интеллектуальной недостаточностью на II уровне (ориентирование в пространственном расположении объектов по отношению к собственному телу); § продолжение обучения восприятию и воспроизведению пространственных отношений на III уровне (взаимоотношение объектов в пространстве относительно друг друга); § обучение умениям ориентироваться в горизонтальной плоскости листа бумаги; § продолжение обучения различению частей суток (утро – вечер, день – ночь); обучение детей различению дней недели (воскресенье, понедельник); умению правильно называть свой возраст; обучение умению наблюдать и распознавать признаки времен года в реальной природе и на картинках. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ I квартал Продолжаем учить находить и располагать игрушки и предметы в ближайшем пространстве вокруг себя (вверху, внизу, спереди) по подражанию и словесной инструкции. Учим определять и показывать направления пространства с точкой отсчета от себя слева – справа. Учим находить игрушки слева и справа от себя по подражанию и образцу. Знакомим детей с понятиями высоко – низко. Учим определять пространственное расположение игрушек и предметов по отношению от себя высоко – низко. Учим находить и располагать игрушки и предметы далеко, близко по отношению от себя спереди по подражанию и словесной инструкции. Продолжаем учить располагать предметы в горизонтальной плоскости («рабочая» плоскость стола) вверху, внизу, в центре по подражанию и словесной инструкции. Продолжаем учить ориентироваться в горизонтальной плоскости листа бумаги (вверху, внизу, в центре). Учим воспринимать и воспроизводить пространственные отношения между предметами (вверху, внизу, на, под, рядом) по подражанию и словесной инструкции. Учим детей воспроизводить пространственные отношения между элементами при конструировании (вверху, внизу, рядом, над, под) по подражанию и образцу. Продолжаем учить воспроизводить пространственные отношения по словесной инструкции: положи на..., под..., рядом.... Продолжаем учить передвигаться в названном направлении. Продолжаем учить ориентироваться в помещениях группы и детского сада. Учим различать время (части) суток (утро – вечер, день – ночь). Знакомим с вопросом «Сколько тебе лет?» и учим правильно показывать (на пальцах) и называть свой возраст. Учим наблюдать и распознавать признаки осени в реальной природе и на картинках. II квартал Учим находить и показывать пространственное направление по отношению от себя сзади. Упражняем детей в различении взаимообратных направлений спереди – сзади. Продолжаем учить находить и располагать игрушки и предметы по отношению от себя далеко, близко, дальше, ближе, высоко, низко, выше, ниже, спереди, сзади по подражанию и словесной инструкции. Знакомим детей сданными обозначениями направлений. Учим воспринимать пространственные отношения между предметами (выше, ниже, далеко, близко). Учим находить и располагать игрушки и предметы справа, слева от себя по подражанию и образцу. Продолжаем учить располагать предметы в горизонтальной плоскости («рабочая» плоскость стола) вверху, внизу, в центре, слева, справа по подражанию и словесной инструкции. Продолжаем учить ориентироваться в горизонтальной плоскости листа бумаги (вверху, внизу, в центре). Учим сохранять направление движения и обозначать направления движения соответствующими пространственными терминами (вперед, назад, направо, налево). Продолжаем учить различать время (части) суток (утро – вечер, день – ночь). Учим различать и называть дни недели. Продолжаем учить правильно показывать и называть свой возраст. Учим наблюдать и распознавать признаки лета, осени, зимы в реальной природе и на картинках.
III квартал Учим ориентироваться в пространстве в вертикальной плоскости, принимая за точку отсчета другого человека или предмет (вверху на, над; под), по подражанию и образцу. Продолжаем учить воспринимать и воспроизводить пространственные отношения между предметами (выше, ниже, дальше, ближе, перед, за) по образцу и словесной инструкции. Учим воспринимать пространственные отношения между предметами слева от, справа от (без зеркального отражения). Продолжаем учить ориентироваться в горизонтальной плоскости – плоскости листа бумаги (вверху, внизу, слева, справа, в центре) по образцу и словесной инструкции. Знакомим детей с пространственными обозначениями сторон листа бумаги (вверху, внизу, в центре, слева, справа). Учим воспроизводить пространственные отношения между элементами при конструировании (слева, справа) по подражанию и образцу. Продолжаем учить детей воспроизводить пространственные отношения между элементами при конструировании по образцу и словесной инструкции (вверху, внизу, спереди, сзади, на, над, под, возле). Продолжаем учить сохранять направление движения и обозначать направления движения соответствующими пространственными терминами. Учим понимать и совместно выполнять практические действия в соответствии со словесными инструкциями: иди быстро (медленно), подбрось мяч высоко (низко) и т. д. В процессе занятий, проведения режимных моментов и различных видов деятельности расширяем пространственную ориентировку детей в различных помещениях. Продолжаем учить различать и называть дни недели. Учим наблюдать и распознавать признаки весны в реальной природе и на картинках. Продолжаем учить распознавать признаки четырех времен года на картинках и называть их (лето, осень, зима, весна). Примерные показатели освоения программы детьми за третий год обучения Базовый уровень: § нахождение и расположение игрушек и предметов в ближайшем пространстве вокруг себя (далеко, близко, высоко, низко, выше, ниже, слева, справа, спереди, сзади) по образцу и словесной инструкции;
§ ориентирование в пространстве, принимая за точку отсчета другого человека или предмет в вертикальной плоскости (вверху на, над, внизу под, высоко над, низко над), по подражанию и образцу; § расположение предметов вверху, внизу, в центре, слева, справа в горизонтальной плоскости стола по подражанию и образцу; § расположение предметов вверху, внизу, в центре, слева, справа на листе бумаги по подражанию и образцу; § определение расположения игрушек далеко – близко, высоко – низко по отношению от себя по подражанию и образцу; § восприятие пространственных отношений между предметами (выше, ниже, слева от, справа от, дальше, ближе) по образцу и словесной инструкции; § выполнение действий с предметами по образцу и словесной инструкции: положи на..., под..., рядом...; § сохранение направлений движения и обозначение их с помощью педагога соответствующими пространственными терминами (вперед, назад, направо, налево); § ориентирование в пространстве незнакомого помещения; § различение и называние с помощью педагога частей суток (утро – вечер, день – ночь); § различение и называние с помощью педагога дней недели; § распознавание признаков четырех времен года в реальной жизни и на картинках, называние этих времен года. Уровень ниже базового: § нахождение и расположение игрушек и предметов в ближайшем пространстве вокруг себя (вверху, внизу, спереди) по образцу и словесной инструкции; § расположение предметов вверху, внизу, в центре в горизонтальной плоскости стола с помощью педагога и по образцу; § расположение предметов вверху, внизу, в центре, слева, справа листа бумаги с помощью педагога; § определение расположения игрушек далеко – близко в горизонтальной плоскости от себя спереди по подражанию и образцу;
§ восприятие пространственных отношений между предметами (вверху, внизу, над, под, рядом) по образцу и словесной инструкции; § выполнение действий с предметами по образцу и словесной инструкции: положи на..., под..., рядом...; § ориентирование в пространстве знакомого помещения; § различение и называние с помощью педагога частей суток (утро – вечер, день – ночь); § определение изменений в природе, связанных с наступлением осени, зимы и весны, называние с помощью педагога этих времен года. ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ На четвертом году обучения решаются следующие задачи: § закрепление умений и навыков пространственного ориентирования у детей с интеллектуальной недостаточностью на трех уровнях пространственно-временной ориентировки; § обучение умениям вербализировать пространственные представления, формирование элементарных квазипространственных представлений (порядковых и временных); § закрепление навыков ориентирования в горизонтальной плоскости листа бумаги. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ I квартал Учим детей обозначать в речи пространственное расположение частей своего тела и стоящего напротив человека, использовать в речи пространственные термины (голова – вверху, грудь – впереди, руки – левая и правая и т. д.). Продолжаем учить находить и располагать предметы справа и слева от себя по образцу и словесной инструкции. Учим ориентироваться в пространстве в горизонтальной плоскости (без зеркального отражения), принимая за точку отсчета другого человека или предмет (спереди от, сзади за, слева от, справа от, далеко от, близко от), по образцу и словесной инструкции. Продолжаем учить воспринимать и воспроизводить пространственные отношения между предметами (выше, ниже, дальше, ближе, на, над, под, перед, за, слева от, справа от) по образцу и словесной инструкции
Продолжаем учить ориентироваться в горизонтальной плоскости – плоскости листа бумаги (вверху, внизу, слева, справа, в центре, вокруг). Учим располагать предметы на поверхности листа бумаги, стола, фланелеграфа сверху вниз, снизу вверх и слева направо. Закрепляем умение показывать рукой (флажком и т. п.) направления пространства с точкой отсчета от себя: вверх – вниз, вперед – назад, налево – направо. Продолжаем учить передвигаться в названном направлении, сохранять направление движения, обозначать направления движения соответствующими пространственными терминами. Продолжаем учить понимать и выполнять практические действия по словесной инструкции: иди быстро (медленно), брось мяч далеко (близко), стань за стулом (перед, возле) и т. д. Учим детей различать, определять и называть последовательно части суток (утро, день, вечер, ночь); называть дни недели. Продолжаем учить описывать по наглядным признакам времена года. II квартал Учим словесно обозначать расположение предметов в ближайшем пространстве с точкой отсчета от себя: стол стоит впереди меня (передо мной); окно слева от меня и т. д. Продолжаем учить ориентироваться в пространстве в горизонтальной плоскости (без зеркального отражения), принимая за точку отсчета другого человека или предмет (близко от, далеко от, спереди от, сзади за), по образцу и словесной инструкции. Учим определять в последовательном изображении объектов (слева направо), что нарисовано до какого-либо изображения и что после. Учим определять и сравнивать расположение предметов в пространстве по отношению друг к другу. Учим словесно обозначать пространственное расположение предметов относительно друг друга в знакомой обстановке по подражанию и образцу (стул стоит возле шкафа, кукла сидит на стуле, стол стоит возле окна). Учим соотносить положение предмета в реальном пространстве и его изображение на бумаге. Учим определять на конкретных предметах быстрое и медленное движение; производить быстрые и медленные движения (бег, ходьба, движение рук, передвижение игрушек). Учим детей понимать и употреблять слова сегодня, вчера, завтра; называть последовательно времена года. III квартал Продолжаем учить использовать в речи пространственные термины, обозначающие пространственное расположение частей своего тела и стоящего напротив ребенка. Продолжаем учить ориентироваться в пространстве, принимая за точку отсчета другого человека или предмет (вверху на, над, между, внизу под, спереди от, справа от, далеко от, близко от, высоко над, низко над), по образцу и словесной инструкции (без зеркального отражения). Продолжаем учить ориентироваться в горизонтальной плоскости – плоскости листа бумаги (вверху, внизу, слева, справа, вверху слева, вверху справа, внизу слева, внизу справа, в центре, вокруг). Учим использовать в речи пространственные обозначения сторон листа бумаги. Продолжаем учить определять в последовательном изображении объектов, что нарисовано до (перед) какого-либо изображения и что после (за). Учим определять стороны предметов, наполняющих пространство (у стола верхняя и нижняя стороны, передняя и задняя, левая и правая). Знакомим с простейшими схемами пространства (кукольный уголок). Продолжаем учить определять и воспроизводить быстрые и медленные движения. Учим определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра. Закрепляем знания детей о последовательности частей суток, дней недели, времен года и их признаках. Примерные показатели освоения программы детьми за четвертый год обучения Базовый уровень: § использование в речи пространственных терминов, обозначающих пространственное расположение частей своего тела и стоящего напротив человека; § ориентирование в пространстве, принимая за точку отсчета другого человека или предмет, в вертикальной и горизонтальной плоскости (вверху на, над, внизу под, высоко над, между, низко над, спереди от, сзади от, слева от, справа от, далеко от, близко от) по подражанию и образцу; § ориентирование в горизонтальной плоскости листа бумаги по образцу и словесной инструкции; § восприятие и воспроизведение пространственных отношений между предметами (выше, ниже, слева от, справа от, дальше, ближе) по образцу и словесной инструкции; § определение с помощью педагога в последовательном изображении объектов, что нарисовано до (перед) какого-либо изображения и что после (за); § определение сторон предметов, наполняющих пространство; § определение и воспроизведение быстрых и медленных движений; § сохранение направлений движения и обозначение их соответствующими пространственными терминами (вперед, назад, направо, налево); § понимание и выполнение практических действий по словесной инструкции; § ориентирование в пространстве незнакомого помещения; § различение, определение и называние частей суток; § различение и называние с помощью педагога дней недели; § различение слов сегодня, вчера, завтра с помощью педагога; § распознавание признаков четырех времен года в реальной жизни и на картинках с помощью педагога, называние этих времен года. Уровень ниже базового: § ориентирование в пространстве, принимая за точку отсчета другого человека или предмет, в вертикальной плоскости (вверху на, над, внизу под, высоко над, низко над) по подражанию и образцу; § ориентирование в горизонтальной плоскости листа, бумаги по подражанию и образцу; § определение расположения игрушек далеко – близко, высоко – низко по отношению от себя по образцу и словесной инструкции; § восприятие и воспроизведение (с помощью педагога) пространственных отношений между предметами (выше, ниже, слева от, справа от, дальше, ближе) по образцу и словесной инструкции; § выполнение действий с предметами по образцу и словесной инструкции: положи на...; под...., рядом; § сохранение направлений движения (вперед, назад, направо, налево); § понимание и выполнение (с помощью педагога) практических действий по словесной инструкции; § ориентирование в пространстве незнакомого помещения с помощью педагога; § различение и называние частей суток; § различение и называние с помощью педагога дней недели; § распознавание признаков четырех времен года в реальной жизни и на картинках, называние этих времен года. СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ Дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Для полноценного познания окружающего мира ребенку необходимо достичь определенного уровня развития восприятия, научиться обследовать предметы (т.е. сформировать полноценные представления о свойствах и качествах предметов). Накопление чувственного опыта при знакомстве с цветом, формой, величиной предметов обозначают как накопление сенсорных впечатлений. Именно эти впечатления способствуют формированию у детей полноценного восприятия окружающего мира. В дошкольном возрасте в процессе сенсорного воспитания внимание детей акцентируется на восприятие формы, цвета, величины, звука, вкуса, качества поверхности. Эти свойства имеют определяющее значение для формирования представлений о предметах и явлениях окружающей действительности. Сенсорное развитие детей с интеллектуальной недостаточностью значительно отстает по срокам формирования, проходит чрезвычайно неравномерно и имеет свои особенности: они испытывают трудности в обследовании предметов, выделении нужных свойств, в обозначении этих свойств словом. Процессы восприятия у них замедленны, недостаточно избирательны, часто фрагментарны и не обобщены. Недостаточность процессов восприятия задерживает развитие всей познавательной деятельности ребенка. Традиционный подход к организации сенсорного воспитания не всегда оправдывает себя при использовании в практике работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью, вследствие особенностей их психического развития. Педагогам, работающим с данным контингентом детей, желательно акцентировать свое внимание на личностно-ориентированной модели воспитания, т.е. определить исходный уровень развития каждого ребенка, потребности, а затем наметить программу сенсорного воспитания, учитывая коррекционную направленность процессов воспитания и обучения в целом. Данный программный материал дети могут усвоить на разном уровне. Ниже приведены контрольно-оценочные показатели уровней. Базовый уровень. Самостоятельные (частично) действия ребенка по подражанию с дозированной помощью взрослого. Ребенок узнает, называет и соотносит один или несколько сенсорных эталонов, применяет их в деятельности; устанавливает тождество предметов по цвету, величине, форме, использует практические пробы. Ребенок идентифицирует предметы по цвету и форме, начинает опираться на зрительное соотнесение. Выполняет инструкцию: дай красный..., покажи все.... С помощью взрослого дает словесное обозначение нужного свойства, подводя вместе с ним итог выполненной работы. У ребенка сформировано представление об основных цветах, форме, величине. Ребенок подбирает карточки с условными обозначениями и может дать адекватное объяснение (сам или при помощи педагога). Возможны небольшие неточности. Уровень ниже базового. При выполнении задания ребенок не комментирует свои действия и полученный результат. Действия с предметами (игрушками) носят манипулятивно-процессуальный характер, имеет место неадекватность в действиях с дидактической игрушкой. Ребенок нуждается в помощи взрослого. Овладение соотносящими действиями на уровне практических проб. Ребенок находит идентичные предметы, не выделяя их конкретных свойств. Выполняет инструкцию: дай такую же.... Справляется с подбором элементарных парных картинок (предметные картинки с изображением хорошо знакомых предметов), доской Э. Сегена (одна или две ф<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 413; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.200.139 (0.01 с.) |