II. Основные положения концепции программы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Основные положения концепции программы



 

Объектом долгосрочной целевой программы «Семья и дети Новосибирской области» на 2012-2015 годы являются различные категории детей и семей с детьми.

Основным механизмом реализации программы является система мер, направленных на сохранение у населения Новосибирской области семейных ценностей, формирование ответственного деторождения и компетентного родительства, обеспечение дружественных семье и детству общественных отношений и инфраструктуры, создание условий для комплексного обеспечения жизнедеятельности детей и подростков.

Сфера действия программы – социальная.

Программа направлена на повышение эффективности взаимодействия областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области и общественных организаций при организации деятельности по улучшению демографической ситуации на территории Новосибирской области за счет укрепления института семьи и создания условий для сохранения и развития физического и нравственного здоровья детей.

Для целей настоящей программы используются следующие термины и понятия:

Социальное сиротство – общественное явление, характеризующееся появлением детей, оставшихся без попечения родителей, вследствие лишения родителей родительских прав.

Семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, – лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.

Семья группы риска – малообеспеченные семьи, неполные и многодетные семьи, семьи с детьми-инвалидами или с родителями-инвалидами, то есть семьи, которые при наличии определенных факторов, могут в первую очередь оказаться в социально опасном положении.

Трудная жизненная ситуация – ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом или болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.

Ранняя помощь – технология оказания помощи и поддержки детям, имеющим функциональные нарушения в развитии в возрасте от рождения до четырех лет, и их семьям (людям, замещающим их родителей), которая выражается в проведении мероприятий по функциональной реабилитации и сохранению психического здоровья младенцев и детей раннего возраста.

Родительская компетентность – способность родителей эффективно взаимодействовать с ребёнком в системе межличностных отношений, умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния ребёнка, выбирать адекватные способы обращения с ребёнком и реализовывать эти способы в процессе взаимодействия.

Деинституциализация – сокращение численности детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, за счет развития различных семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Постинтернатное сопровождение – форма оказания социальной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, во время обучения в учреждениях профессионального образования путем посещения специалистом службы сопровождения воспитанника по месту его жительства.

Постинтернатный патронат – форма оказания социальной помощи лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после окончания им учреждения профессионального образования, путем посещения специалистом службы сопровождения воспитанника по месту его проживания.

Безопасное материнство – медицинские мероприятия, способствующие рождению детей без отрицательного влияния на здоровье женщин, сохраняющие их жизнь, предупреждающие инвалидность.

 

1. Краткая характеристика проблемы с обоснованием необходимости

ее решения программными методами

 

Базовыми задачами государственной семейной политики Новосибирской области являются укрепление института семьи, повышение качества жизни семей и детей, а также профилактика социального сиротства и семейного неблагополучия.

С этой целью разрабатываются стратегические задачи, принципы, установки, выражающие отношение к семье и определяющие перспективы развития государственной семейной политики Новосибирской области.

1. В результате проводимой работы в рамках реализации Программы мер по демографическому развитию Новосибирской области на 2008-2025 годы, утвержденной постановлением Губернатора Новосибирской области от 29.12.2007 № 539 «О Программе мер по демографическому развитию Новосибирской области на 2008-2025 годы», и областной целевой программы «Дети Новосибирской области» на 2008-2012 годы, утвержденной постановлением Новосибирского областного Совета депутатов от 20.03.2008 № 49 «Об областной целевой программе «Дети Новосибирской области» на 2008-2012 годы», улучшились практически все демографические параметры. Рождаемость выросла с 12,9 до 13,2 рождений на 1000 жителей, естественная убыль населения сократилась с -1,2 до -0,7 на 1000 человек.

Наблюдается положительная динамика по сокращению числа разводов. В 2010 году на 100 браков приходилось 53 развода против 60 в 2009 году, 62,6 – в 2008 году.

Вместе с тем, остается невысокой доля рождения вторых и последующих детей. В 2010 году в Новосибирской области зарегистрировано 35398 рождений детей; 54% рождённых детей составили первенцы, 34,1% – родившиеся в семье вторыми, третьими рождены 8,5% детей. Рождения в семьях четвёртых и последующих детей составили только 3,3% от общего количества рождений. Многодетные семьи составляют сегодня лишь 3,9% от общего числа семей с детьми.

До 2014 года продолжится сокращение числа женщин фертильного возраста (15-49 лет способных к деторождению), что повлечет сокращение рождаемости. Настоятельной необходимостью остаётся создание благоприятных условий для увеличения рождений в семьях вторых, третьих и четвёртых детей. Для этого должны быть предприняты дополнительные меры по укреплению института семьи, повышению престижа материнства и отцовства, укреплению здоровья населения, в том числе детского.

Актуальным является проведение социально значимых мероприятий, посвященных семье, пропагандирующих семейные ценности, положительный опыт семей по воспитанию детей, создающих положительный образ многодетной семьи. Важную роль здесь играют общественные организации – активные участники подобных мероприятий, способные принять на себя при поддержке государства определенные функции по защите интересов семей с детьми. Необходимы специальные выпуски радио и телепередач, статьи в средствах массовой информации, посвященные семье, проблемам воспитания детей, семейным взаимоотношениям, психологическому и физическому здоровью детей и родителей.

2. На 01.01.2011 на учёте в органах социальной защиты населения Новосибирской области в качестве малообеспеченных состояла 81961 семья с детьми, из них:

семьи с детьми инвалидами – 6287 (6432 ребенка-инвалида);

многодетные семьи – 11858 (39869 детей);

неполные семьи – 39131 (54452 ребенка).

Данные категории семей являются наиболее незащищенными и нуждаются в дополнительных мерах социальной поддержки, в том числе материальной. Актуальной остается и система пособий и дополнительных выплат, направленных на улучшение материального положения семей с детьми.

Один из способов решения материальных проблем семьи – возможность трудоустройства родителей, получения достойной заработной платы. Практика показывает, что из общей массы незанятых женщин испытывают наибольшие проблемы при трудоустройстве одинокие и многодетные матери и женщины, имеющие детей-инвалидов.

В 2010 году в центры занятости населения Новосибирской области обратились 558 многодетных и 788 одиноких родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, 14 родителей, воспитывающих детей-инвалидов, 92% обратившихся – женщины.

Одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов, отнесены к категории граждан, испытывающих трудности в поиске подходящей работы. В период поиска постоянной работы центры занятости населения Новосибирской области организуют временное трудоустройство вышеуказанных категорий граждан по договорам с работодателями.

Зачастую ребенок после развода остается с матерью. Следовательно и проблема получения основного дохода в неполной семье лежит на женщине. Проблема занятости для одиноких женщин является наиболее важной. Ее решение затруднено из-за того, что женщине нужна хорошо оплачиваемая работа, расположенная близко от дома, с возможностью иметь свободный график, без командировок и ночных смен, с предоставлением пакета социальных гарантий. Малообеспеченными являются и многодетные семьи с низким среднемесячным доходом на одного члена семьи.

Как правило, детям-инвалидам независимо от возраста требуются постоянные внимание и забота, лечение и медицинский уход. В этой ситуации особую роль приобретает оказание помощи родителям детей-инвалидов в выборе занятости на условиях, позволяющих осуществлять уход за детьми.

В настоящее время нет механизма, обеспечивающего занятость для работников, являющихся родителями детей-инвалидов, отсутствуют специальные программы, предусматривающие переквалификацию родителей детей-инвалидов, позволяющие использовать надомный труд, оказывать помощь в получении оплачиваемой занятости на условиях совмещения ее с уходом за ребенком. В наиболее тяжелом положении находятся неполные семьи.

3. Важной составляющей деятельности по комплексному обеспечению жизнедеятельности детей и подростков является обеспечение условий, способствующих максимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей, включая создание государственной системы выявления одаренности с раннего возраста, оказание адресной помощи и организацию обучения детей с учетом их творческих и интеллектуальных способностей, развитие государственной системы поддержки юных талантов, стабильное функционирование системы учреждений дополнительного образования детей.

4. Особую тревогу в последнее время вызывает состояние здоровья детского населения. В прошедшем десятилетии имела место устойчивая тенденция снижения числа детей-школьников с нормативными параметрами физического развития. По группам здоровья школьники распределяются следующим образом: I группа (здоровые дети) – 23,8%, II группа (дети, имеющие функциональные отклонения) – 56,1%, III группа (дети с хроническими заболеваниями в стадии компенсации) – 18,8%.

В связи с быстрым развитием компьютерных технологий проявился недостаток в двигательной активности всего населения, а особенно – среди подрастающего поколения. Формирование физической культуры личности, проведение физкультурных и спортивных мероприятий, реализация обучающих спортивных программ, создание условий детям и подросткам для занятий физической культурой и спортом по месту жительства приведет к тому, что здоровый и спортивный образ жизни станет естественной потребностью населения, в том числе детей и молодёжи.

В целях укрепления здоровья детского населения продолжает развиваться система отдыха и оздоровления детей, в том числе санаторного. Ежегодно в Новосибирской области функционируют более 1000 учреждений отдыха и оздоровления детей, в которых отдыхают около 136 тысяч человек. В 2010 году действовали 1120 учреждений отдыха и оздоровления детей, из них 1041 лагерь с дневным пребыванием и 79 загородных детских оздоровительных лагерей. Общее количество отдохнувших детей в загородных детских оздоровительных учреждениях в течение 2010 года составило более 59 тысяч человек. В лагерях с дневным пребыванием в летний период и на осенних каникулах отдохнули 77,3 тысяч детей.

Наиболее эффективной формой оздоровления является организация отдыха детей в загородных оздоровительных учреждениях, где выраженный оздоровительный эффект отмечается у 79% отдохнувших детей. Таким образом, данная форма детского отдыха является явно предпочтительной. Особенно это важно для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, которые отличаются слабым здоровьем и отсутствием возможности у родителей организовать оздоровление детей самостоятельно. В рамках программы этим детям будет уделено особое внимание. Кроме того, требует изучения возможность организации отдыха детей в детских оздоровительных учреждениях Краснодарского края. В Новосибирской области не развита система семейного отдыха, детского туризма, который, кроме удовлетворения потребности в отдыхе и оздоровлении, выполняет функции профилактики правонарушений, предотвращения безнадзорности и беспризорности, социальной поддержки детей и подростков.

5. В Новосибирской области проживает 385 тысяч семей с детьми. Численность детского населения (от 0 до 18 лет) составляет около 470 тысячи человек, из них 136015 детей проживают в семьях, имеющих доходы ниже прожиточного минимума.

Особое беспокойство вызывают дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Именно эта категория детей нуждается в особой заботе государства. В последнее время участились случаи жестокого обращения с детьми, а также их гибели по вине родителей или опекунов. Среди проблем – детская инвалидность, суициды, социальное сиротство, несовершенство в организации работы органов опеки и попечительства, потребность в реорганизации деятельности детских домов. Необходимо принятие мер по совершенствованию деятельности комиссий по делам несовершеннолетних, повышению эффективности работы социальных служб, предоставляющих услуги семьям с детьми.

За последние 3 года в Новосибирской области произошло уменьшение количества детей-инвалидов, находящихся на учёте в пенсионном фонде, с 8100 до 7418. Показатель первичной инвалидности снизился с 23,6 до 21,1 на 10000 детского населения.

Это связано, в первую очередь, с реализацией в Новосибирской области комплекса мероприятий по реабилитации детей, их социализации, оказанию помощи семьям с детьми-инвалидами.

Вместе с тем недооценка населением значения здорового образа жизни, неудовлетворительное здоровье родителей, нерациональное питание по-прежнему способствуют возникновению инвалидности у детей.

Для повышения адаптационных возможностей детей-инвалидов необходимо создание условий для оказания пролонгированного комплексного сопровождения детей-инвалидов и их семей, в том числе создание условий и учреждений для творческого развития детей-инвалидов. Необходимо уделять особое внимание их физическому состоянию. Это актуализирует задачу привлечения детей с ограниченными возможностями здоровья к занятиям адаптивной физической культурой.

Особую актуальность приобретает ранняя медико-социальная помощь детям-инвалидам и комплексная социальная помощь семьям с такими детьми. Созданные службы по оказанию ранней помощи подтвердили свою востребованность, существует необходимость их расширения и развития.

Эффективность комплексного сопровождения детей-инвалидов и их семей основывается на систематическом выявлении, развитии и поддержке детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечении их личной, социальной самореализации и профессионального самоопределения. Для этого, прежде всего, необходимо обеспечить шаговую доступность в получении реабилитационных и иных услуг семьям, воспитывающим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. В реализации данных задач и решении проблем семей-инвалидов особенно важно обеспечить эффективное взаимодействие специалистов учреждений системы здравоохранения, образования, социальной защиты, общественных организаций.

Непрерывное комплексное сопровождение детей-инвалидов и их семей в настоящее время невозможно без внедрения современных форм, инновационных технологий и методов в реабилитационном процессе. Именно современные медико-психолого-педагогические технологии и подходы позволяют оптимизировать процесс интеграции в общество детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Создание системы информационно-ресурсных центров повысит возможности родителей детей-инвалидов по преодолению жизненных трудностей и будет способствовать формированию активной жизненной позиции, повышению родительской компетентности. Кроме того, именно эти структуры позволяют создать широкое информационное пространство для населения по вопросам толерантного отношения к детям-инвалидам.

Основной причиной социального сиротства по-прежнему остается лишение родительских прав. Поэтому усилия областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области в деятельности по сокращению численности детей, живущих вне семьи, направлены на предупреждение факторов риска появления семейного неблагополучия, выявление проблем семей и коррекцию отношений на ранней стадии семейного неблагополучия, обеспечение условий для эффективного выполнения семьёй своих функций, а также развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Особое внимание требуется семьям группы риска и семьям, в которых родители несовершеннолетних или их законные представители не выполняют свои обязанности по воспитанию. На начало 2011 года на учёте в органах социальной защиты населения Новосибирской области состояла 5861 семья, находящаяся в социально опасном положении (в них 11984 ребенка). Доля семей, находящихся в социально опасном положении, от общей численности семей, состоящих на учёте в органах социальной защиты населения Новосибирской области, на 01.01.2011 составила 7,2%, на 01.01.2010 – 7,5%, на 01.01.2009 – 8,1%. Таким образом, происходит постепенное снижение числа семей данной категории в общей численности семей с детьми, состоящих на учете в органах социальной защиты населения Новосибирской области: на 2,6% по сравнению с 2009 годом и на 5,3% по сравнению с 2008 годом. Это стало возможно благодаря деятельности новых служб (участковые службы, мобильные бригады и др.), созданных в рамках подпрограммы «Чужих детей не бывает» областной целевой программы «Дети Новосибирской области» на 2008-2012 годы, утвержденной постановлением Новосибирского областного Совета депутатов от 20.03.2008 №49 «Об областной целевой программе «Дети Новосибирской области» на 2008-2012 годы» (далее – подпрограмма «Чужих детей не бывает»). Эффективность используемых современных технологий подтверждает необходимость их дальнейшего развития на территории Новосибирской области. Число лишений родительских прав в муниципальных образованиях Новосибирской области, являющихся исполнителями подпрограммы «Чужих детей не бывает», снизилось по сравнению с 2009 годом на 12%. В 10 муниципальных образованиях Новосибирской области, где службы действуют с 2009 года, количество снятых с учета семей в связи с улучшением обстановки, увеличилось на 4,5%. В ряде муниципальных районов Новосибирской области данный показатель вырос на 30-50%.

В 2010 году в связи с проведением профилактических мероприятий по предупреждению отказов от новорождённых детей учреждениями социальной защиты и здравоохранения, общественными организациями, занимающимися данной проблемой, а также внедрением услуги по организации оперативной работы службы профилактики отказов на территории 6 родовспомогательных учреждений города Новосибирска произошло снижение числа брошенных и отказных новорождённых детей в учреждениях родовспоможения Новосибирской области. В 2010 году зафиксировано 198 случаев (в том числе 138 в городе Новосибирске), что на 46% (171 случай) меньше, чем в 2009 году. Число отказов от новорождённых детей за 2009 год составило 369 (305 – город Новосибирск, 64 – другие муниципальные образования Новосибирской области).

Принимаемые меры способствовали стабилизации ситуации и остановили рост числа детей, оставшихся без попечения родителей. За 2010 год в Новосибирской области общая численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сократилась на 1416 детей и составила 11700 детей (2008 год – 14348 детей, 2009 год – 13116 детей). По состоянию на 1 января 2011 года большая часть из них находится на воспитании в замещающих семьях – 76,1% (2008 год – 73,0%, 2009 год – 75,0%).

Вместе с тем по состоянию на 1 января 2011 года под надзором в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находится 2865 детей, что составляет 23,1 % детей от общей численности детей данной категории (2008 год – 27%, 2009 год – 25%).

На 01.01.2011 в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, состоит 2839 детей (2008 год – 3810 детей, 2009 год – 3662 ребенка), из них: 49% – дети-инвалиды, 99,2% имеют братьев и сестер; 36,7% – в возрасте старше 12 лет. Все перечисленные факторы осложняют подбор семей, в которые возможно передать на воспитание детей.

Приоритетной формой семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по-прежнему остается усыновление. Необходимо дальнейшая разработка мер по развитию этой формы семейного устройства детей данной категории.

Растет число отмененных решений о передаче детей на воспитание в семьи усыновителей, опекунов и попечителей, приемных родителей. За 2010 год с учета снято 99 детей, находящихся на воспитании в данных семьях, в связи с отменой решений о передаче ребенка на воспитание в семью по инициативе усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей. Основной причиной возвращения детей из семей является отсутствие педагогических навыков у замещающих родителей.

В этой ситуации крайне необходимо создание служб подготовки и сопровождения замещающих родителей во всех муниципальных районах и городских округах Новосибирской области. Доступность специалистов данной службы должна определяться как «шаговая». Одновременно необходимо организовать подготовку самих специалистов данных служб.

В результате реализации подпрограммы «Чужих детей не бывает» на территории Новосибирской области действует 20 служб сопровождения замещающих семей. Специалисты указанных служб сопровождают более 800 приемных и опекунских семей. Требуется дальнейшее развитие служб сопровождения на территории всей Новосибирской области.

Сохраняется проблема защиты жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа. На 1 января 2011 года на учете состоит 6534 человека из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Не решена проблема обеспечения сохранности жилых помещений, закрепленных за ними на праве пользования или праве собственности.

Слабо развита система сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и выпускников учреждений начального профессионального образования. Ежегодно из учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выпускается 340-360 детей данной категории. Выпускники продолжают обучение в учреждениях профессионального образования (94,7%), устраиваются на работу (5,3%). На 1 января 2011 года в учреждениях профессионального образования обучается 1837 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, в специальных учреждениях профессионального образования – 353 человека. Численность выпускников учреждений профессионального образования составляет от 660 до 720 человек в год.

В числе острых социальных проблем особое место занимает совершение преступлений несовершеннолетними, в том числе повторно. Анализируя причины и условия, способствующие противоправной деятельности подростков этой категории, следует отметить, что в большинстве случаев это низкий социальный статус несовершеннолетнего и его семьи – 50% несовершеннолетних воспитываются в неблагополучных семьях, состоящих на учете в органах внутренних дел, а 27,5% употребляют спиртные напитки или наркотики. При реализации профилактических программ наблюдается снижение повторных преступлений на 18-25%, что подтверждает их эффективность. Поэтому проблема социальной реабилитации подростков, отбывших уголовное наказание, обеспечение их занятости, в том числе трудоустройство, требует объединения усилий как органов исполнительной власти, так и общественных организаций.

6. Недостаточно широко представлены в средствах массовой информации материалы, пропагандирующие семейные ценности, положительный опыт по воспитанию детей в многодетных семьях, информация о защите прав несовершеннолетних, формах устройства детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке усыновления, правах усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей и мерахсоциальной поддержки, предоставляемых семьям с детьми, в том числе с детьми-инвалидами.

Поэтому в качестве первоочередных задач в данном направлении следует определить развитие эффективных форм сотрудничества со средствами массовой информации, повышение уровня их компетентности в вопросах семейной политики, создание нового экспертного сообщества.

Качественное информационное сопровождение программы позволит обеспечить повышение уровня информированности населения о реализации семейной политики в Новосибирской области, что будет способствовать формированию общественного мнения о ценности семьи и семейного образа жизни.

Важнейшей составляющей повышения эффективности работы с семьями и детьми является решение вопроса обеспечения учреждений, служб, работающих с данными категориями населения, высококвалифицированными кадрами и повышение их профессиональной компетентности. Основополагающим направлением является создание системы подготовки, переподготовки специалистов на базе высших учебных заведений на территории города Новосибирска, проведение конкурсов профессионального мастерства среди специалистов учреждений, работающих с семьей и детьми.

Поставленная в концепции программы цель имеет долгосрочный характер, для её достижения требуется превышающий принятый в социально-экономическом и финансовом планировании трёхлетний период. Временному условию реализации цели и решения комплекса выдвигаемых для этого задач соответствует программно-целевой подход.

Повышение качества жизни детей и семей с детьми может быть обеспечено только при комплексном подходе и активном участии многих субъектов, формирующих условия жизнедеятельности детей и семей с детьми. Требуются консолидация усилий и координация взаимодействия областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области и органов местного самоуправления, социально ориентированных некоммерческих организаций, социально активных граждан и всего гражданского сообщества на территории Новосибирской области, что наиболее эффективно осуществляется в рамках программно-целевого подхода.

Анализ исполнения действующих программ подтверждает целесообразность и необходимость применения программно-целевого метода, который даст возможность:

обеспечить межведомственный подход при решении задач программы;

консолидировать ресурсы областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области, гражданского сообщества Новосибирской области;

использовать потенциал и финансовые ресурсы местного сообщества;

системно реализовать мероприятия для достижения конкретных результатов;

обеспечить мониторинг, координацию и контроль исполнения мероприятий;

повысить эффективность использования бюджетных средств;

использовать новые механизмы взаимодействия с общественными и некоммерческими организациями;

определить временной промежуток решения проблемы;

реализовать новые управленческие решения.

Программно-целевой подход позволяет определить приоритетные направления решения задач, активизировать деятельность по использованию новых технологий, стимулировать разработку общественными и некоммерческими организациями проектов и программ, направленных на повышение качества предоставления услуг детям и семьям с детьми, закрепить вновь созданные службы, показавшие высокие качественные результаты.

2. Цель и задачи программы с указанием целевых индикаторов

 

Целью программы является повышение качества жизни семей с детьми путём создания комплексных условий для благополучия детей и подростков, обеспечения дружественных семье и детству общественных отношений и инфраструктуры жизнедеятельности.

Задачами программы являются:

укрепление институтасемьи, поддержание престижа материнства и отцовства, развитие и сохранение семейных ценностей;

развитие системы государственной поддержки семей в связи с рождением и воспитанием детей;

совершенствование областной системы выявления, поддержки и развития одаренных детей в различных областях интеллектуальной, творческой, физкультурно-спортивной, спортивной, технической и спортивно-технической деятельности;

повышение доступности и качества отдыха, оздоровления и занятости детей, развитие семейных форм отдыха, детского туризма;

обеспечение и защита прав и законных интересов детей, создание эффективной системы мер поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (подпрограмма «Чужих детей не бывает»);

улучшение качества здоровья детей, обеспечение безопасного материнства;

кадровое и информационное обеспечение реализации программы, информирование населения об услугах, предоставляемых детям и семьям с детьми.

Цели и задачи программы с указанием целевых индикаторов приведены в приложении № 1.

 

 

3. Механизм реализации программы и система управления программой

 

Реализация программы осуществляется областными исполнительными органами государственной власти Новосибирской области во взаимодействии с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Новосибирской области, общественными организациями.

Программа реализуется за счет средств федерального бюджета и областного бюджета Новосибирской области, а также местных бюджетов и внебюджетных источников.

Реализация и финансирование программы будут осуществляться в соответствии с перечнем программных мероприятий на основании нормативных правовых актов, действующих на территории Новосибирской области, государственных контрактов (договоров), заключаемых государственными заказчиками с поставщиками товаров, работ и услуг.

В рамках программы будет осуществляться финансирование проектов и мероприятий социально ориентированных некоммерческих организаций на условиях государственного заказа, финансирование мероприятий, реализуемых на территории муниципальных образований Новосибирской области (содействие в развитии служб и деятельности по профилактике социального сиротства), в виде межбюджетных трансфертов.

Средства межбюджетных трансфертов, предусмотренные в программе, направляются по следующим направлениям:

укрепление института семьи, поддержание престижа материнства и отцовства;

развитие современных форм оздоровления детей, семей с детьми, их отдыха и занятости;

создание и развитие служб, направленных на решение проблем детей и семей с детьми, профилактика абортов и отказов от новорожденных детей;

повышение качества предоставления услуг и улучшение условий проживания воспитанников в специализированных учреждениях для несовершеннолетних;

улучшение условий содержания и воспитания детей, являющихся воспитанниками учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и формирование системы сопровождения выпускников данных учреждений;

внедрение современных форм и инновационных технологий для комплексного социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;

создание и развитие системы непрерывного социального сопровождения несовершеннолетних, совершивших преступления и подлежащих уголовной ответственности;

проведение обучающих и развивающих мероприятий по формированию родительской компетентности в семьях, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Общее управление и контроль за ходом реализации программы осуществляет министерство социального развития Новосибирской области.

Исполнители программы анализируют выполнение мероприятий и достижение целевых показателей, в случае необходимости направляют предложения по их уточнению заказчику-координатору программы – министерству социального развития Новосибирской области.

С целью обеспечения контроля за реализацией программных мероприятий исполнители программы ежеквартально, до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, направляют в адрес заказчкика-координатора программы информацию о выполнении программных мероприятий, с указанием объемов и источников финансирования, конкретных результатов. В случае невыполнения мероприятий – указывается причина.

Министерство социального развития Новосибирской области представляет в министерство экономического развития Новосибирской области:

ежеквартально, в срок до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, информацию о количественных результатах выполнения программы;

ежегодно, до 20 марта года, следующего за отчетным, информацию о проведенной оценке эффективности программы.

После окончания срока реализации программы государственные заказчики и исполнители программы представляют в министерство социального развития Новосибирской области не позднее 20 февраля года, следующего за последним годом реализации программы, итоговый доклад о ее реализации. В данном документе необходимо отразить достигнутые результаты, общий объем расходов по источникам финансирования, оценку эффективности реализации программы.

Эффективность реализации программы будет определяться степенью достижения запланированных значений целевых индикаторов.

Степень достижения запланированных значений целевых индикаторов планируется оценивать на основании сопоставления с фактически достигнутыми.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.90.141 (0.108 с.)