Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Общая характеристика преступлений в сфере экономики.
Это гл. 22 УК РФ, которая посвящена ответственности за преступления в сфере экономической деятельности. Статьи данной главы направлены на защиту законной предпринимательской деятельности, охрану естественной государственной монополии на товарно-денежную систему, изделия, драгоценные металлы, права потребителей товаров и услуг, защиту таможенных и налоговых отношений, установленных в Российской Федерации. Видовым объектом рассматриваемых преступлений являются общественные отношения, возникающие в сфере экономической деятельности (производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг). Непосредственным объектом могут выступать конкретные общественные отношения, связанные с определенной сферой экономики, конкретным экономическим отношением.
Объективная сторона большинства рассматриваемых преступлений в сфере экономической деятельности заключается в совершении их путем действий (например, понуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения). Часть преступлений может совершаться путем бездействия (например, злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности).
Субъектом преступлений в сфере экономической деятельности могут быть физические, вменяемые лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста. Субъекты некоторых преступлений имеют признаки специального субъекта - должностного лица (например, регистрация незаконных сделок с землей).
В зависимости от непосредственного объекта все преступления можно разделить на три группы:
а) посягающие на законную предпринимательскую деятельность;
б) посягающие на государственную монополию в сфере экономической деятельности;
в) таможенные и налоговые.
44 Предмет, принципы, источники экологического права. Экологическое право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения по охране окружающей среды от вредных воздействий в процессе хозяйственной деятельности по рациональному использованию природных ресурсов, по охране экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц по обеспечению экологической безопасности. При этом под охраной окружающей среды понимают деятельность органов государственной власти субъектов местного самоуправления; общественных и иных объединений, направленных на сохранение, восстановление и рациональное использование природных ресурсов. Экологическая безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства, окружающей среды от антропогенного воздействия. Экологическое право является самостоятельной отраслью права, которая регулирует экологические правоотношения. Основное место среди всех экологических правоотношений принадлежит проблеме управления охраны окружающей среды. К решению этой проблемы существует несколько подходов: - Фрагментарный - основывается на разделении экологии управлении по объектам и делит природную среду на следующие компоненты: земля, недра, растительный и животный мир, вода, атмосферный воздух, космическое пространство. В результате такого деления все экологические функции возглавляют ведомства. - Противоречивость экологии и экономики основываются на наличии противоречивости между экономикой и охраной окружающей среды в силу несовместимости стоящих перед ними задач - Консолидации экологического управления: Вернандский, Федоров. - Исправительный подход эколог. Права означает, что решением проблемы загрязнения окружающей среды следует решать через проблему очистки отходов. - Интеграция экологии и экономики необходимо поставить выше экологические вопросы, чем экономические. Метод регулирования экологического права: административно-правовой, гражданско-правовой, уголовно-правовой. Принципы эколог. Права Принципы эколог. Права закреплены в законе «Об охране окружающей среды». Перечень принципов приведена в законе: 1. Соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду. 2. Обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека. 3. Сочетание экологических, экономических, социальных интересов человека, общества, государства в целях обеспечения условий развития и благоприятной окружающей Среды. 4. Принцип ответственности органов государственной власти, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях. 5. Принцип платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде. 6. Принцип обязательности оценки воздействия на окружающую среду и обязательности экологической экспертизы при ведении хозяйства и иной деятельности. 7. Принцип сохранения биологического разнообразия. 8. Принцип ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. 9. Принцип международного сотрудничества в области охраны окружающей среды и т. д. Источники экологического права Под источниками экологического права понимаются нормативно-правовые Акты, содержащие нормы регулирования отношений в сфере взаимодействия общества и природы. Источники экологического права по юридической силе делятся на законные и подзаконные акты. Так же они могут быть кодиф. и некодиф., по приоритету регулирования делятся на общие и спец-ие, по характеру правового регулирования материальные и процессуальные. Систему источников экологического права образуют федеральные договоры, международные договоры, общепризнанные принципы международного права, указы и распоряжения правительства, нормативно-правовые акты министерств и ведомств, нормативно-правовые акты органов местного самоуправления, локальные акты, правовые обычаи.
45 Экологический контроль: понятие, задачи, структура, форма, виды. Под экологическим контролем понимается деятельность уполномоченных субъектов по проверке соблюдения и исполнения требований экологического законодательства. Главная задача экологического контроля - обеспечение соблюдения требований законодательства по охране окружающей среды. Формы экологического контроля: предупредительный контроль имеет целью не допустить планирования, проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию хозяйственных объектов, не отвечающих требованиям экологических правил и норм, а следовательно, предотвратить наступление вредных для окружающей среды последствий; текущий контроль осуществляется специальными уполномоченными органами на стадии эксплуатации предприятий и иных экологически значимых объектов, в процессе природопользования. Структура включает виды контроля: - государственный - муниципальный - производственный - общественный контроль. Государственный экологический контроль осуществляется федеральными органами исполнительной власти РФ, а также федеральными органами исполнительной власти субъектов РФ. Муниципальный экологический контроль осуществляется на территории муниципального образования органами местного самоуправления в соответствии с их нормативными актами. Производственный экологический контроль осуществляется для обеспечения выполнения в процессе хозяйственной или иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов и соблюдения требований в области охраны окружающей среды. Общественный экологический контроль осуществляется общественными и иными некоммерческими организациями в соответствии с их уставами.
46 Понятие, задачи, принципы экологической экспертизы. Экологическая экспертиза - деятельность, главной задачей которой является формирование оценки, то есть характера и степени, воздействия на окружающую среду. Экологическая экспертиза делится на: - государственную (обязательную) - общественную (дополняющую государственную). По федеральному закону «Об экологической экспертизе» 1995 года экологическая экспертиза осуществляется по принципам: 1) Презумпция потенциальной экологической опасности хозяйственной или иной деятельности; 2) Обязанность проведения государственной экологической экспертизы; 3) Обязанность учета требований экологической безопасности при проведении экспертизы; 4) Достоверность и полнота информации на экологической экспертизе; 5) Независимость экспертов экологической экспертизы; 6) Научная обоснованность, объективность, законность заключения экологической экспертизы; 7) Гласность учета общественного мнения.
|