Производственной педагогической практики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Производственной педагогической практики



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Кафедра психологии и безопасности жизнедеятельности

Кафедра методики преподавания иностранных языков

Кафедра педагогики

 

ПРОГРАММА

ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

 

ООП 031100.32 Педагогика и методика дошкольного образования с дополнительной специальностью

Квалификация Организатор-методист дошкольного образования. Учитель иностранного языка

Факультет гуманитарно-педагогический

Курс IV семестр 7 – 8

Форма обучения очная

 

  Утверждена на заседании кафедры
   
  Протокол №___
   
  от «___»_____________200_г.
   
  Зав. кафедрой ________________
   
  /________________/
   

 

 

Составители: доц. Рябинина А.А.,

ст. преп. Смирякова А.Б.,

ст. преп. Шавейко И. Г.

 

 

Иркутск - 2008 г.

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Иркутского государственного лингвистического университета

 

ББК 74. 58

 

 

Программа производственной педагогической практики студентов V курса. Учебно-методические материалы – /сост. Шавейко И. Г, Смирякова А. Б., Рябинина А. А. – Иркутск: ИГЛУ, 2008. – 31с.

 

Данные учебные материалы включают программу педагогической практики студентов и приложение. В приложении представлены материалы по наблюдению, планированию и анализу педагогического процесса. Методические рекомендации адресованы студентам практикантам, учителям основ безопасности жизнедеятельности, учителям английского языка, организаторам воспитательного процесса, преподавателям вузов, осуществляющим руководство педагогической практикой.

 

 

Составители:

Шавейко И. Г., старший преподаватель кафедры психологии и безопасности жизнедеятельности ИГЛУ

Смирякова А. Б., старший преподаватель кафедры методики преподавания иностранных языков ИГЛУ

Рябинина А. А. доцент кафедры педагогики ИГЛУ

 

 

Рецензенты:

Гречман Л. Н. доц., к. биол. н., зав. кафедрой психологии и безопасности жизнедеятельности ИГЛУ

Казанцева А.А. доц. к. пед. н., зав. кафедрой методики преподавания иностранных языков ИГЛУ

Чупрова О. Ф., канд. пед. н., доц. кафедры педагогики ИГЛУ

 

© Иркутский государственный

лингвистический университет, 2008

 


СОДЕРЖАНИЕ

  стр
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ________________________________________________________  
РАЗДЕЛ I  
1. 1 ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ_________________  
1.2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ СТУДЕНТА-ПРАКТИКАНТА____________  
1.3 ОТЧЁТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ_________________________________  
1.4 ИТОГИ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗА ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРАКТИКУ___________  
1.5 ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ СТУДЕНТА НА ПЕРИОД ПРАКТИКИ_  
1.6 РУКОВОДСТВО ПРАКТИОЙ________________________________  
РАЗДЕЛ II  
2.1 НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ПРОЦЕССОМ И ЕГО АНАЛИЗ_________  
2.2 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОКОВ____________________________________  
2.3 СОСТАВЛЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КЛАССА_______________________________  
2.4 ПРОФЕССИОНАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧНСКИЙ РОСТ СТУДЕНТА______________  
ПРИЛОЖЕНИЯ_________________________________________________________  
Приложение 1. Дневник студента-практиканта  
Приложение 2 Индивидуальный план учебной работы студента на период учебной практики  
Приложение 3. План воспитательной работы студента на период учебной практики  
Приложение 4. Дневник педагогической практики студента  
Приложение 5. Примерная схема записи наблюдения урока студентом  
Приложение 6. Психологический анализ урока  
Приложение 7. Примерная схема анализа урока  
Приложение 8. Примерная схема анализа воспитательного мероприятия  
Приложение 9. Примерная схема самоанализа урока (занятий)  
Приложение 10. Распределение рабочего времени студента по видам и типам учебной деятельности  
Приложение 11. Профессионально –педагогический рост студента  
Приложение 12 Отчёт-самоанализ студента- практиканта  
Приложение 13 Итоговый (оценочный) лист №1 по педагогической практике студента (с оценкой образовательного учреждения)  
Приложение 14 Итоговый (оценочный) лист №2 по педагогической практике (с оценкой кураторов практики ИГЛУ)  

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Практика студентов – составная часть основной образовательной программы высшего профессионального образования. Учебная практика обладает большими потенциальными возможностями для профессионального самоопределения, постановки студентом перед собой задач саморазвития и самосовершенствования, определения в себе качеств профпригодности.

Объём педагогической практики определён Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для специальности 033300.32 «Безопасность жизнедеятельности с дополнительной специальностью (иностранный язык)».

Программа практики составлена в соответствие с приказом Министерства образования Российской Федерации № 1154 от 25. 03. 2003 г. «Об утверждении положения порядка проведения практики студентов образовательных учреждений ВПО» и «Положением о порядке проведения практики студентов ИГЛУ» от 27. 11. 2003 г. Обязательные виды учебных практик предусматриваются по следующим дисциплинам: педагогика, психология, методика обучения безопасности жизнедеятельности, методика обучения английскому языку.

Практика призвана углубить и закрепить теоретические знания, умения и навыки студентов по общепрофессиональным предметам и дисциплинам предметной подготовки. Практика способствует приобретению практического опыта в сфере будущей профессиональной деятельности.

Во время практики студенты должны не только получить глубокие знания по теории и практике педагогического процесса, но и научиться установить контакт, доверительные отношения с обучаемыми, развивать в себе педагогическую наблюдательность и другие необходимые учителю качества.

Цель практики: подготовка студента к осуществлению многообразной комплексной деятельности учителя безопасности жизнедеятельности и английского языка, классного руководителя (воспитателя), овладение студентом профессиональными навыками и умениями планирования и организации педагогического процесса. В период педагогической практики студент овладевает профессионально-педагогическими умениями, навыками и умениями самостоятельного ведения учебно-воспитательной работы.

Задачи практики:

· углубление и закрепление теоретических знаний, и применение этих знаний в учебно-воспитательной работе;

· формирование умений организовывать познавательную деятельность учащихся, овладение методикой учебно-воспитательного процесса по безопасности жизнедеятельности и английскому языку;

· овладение современными педагогическими технологиями в преподавании безопасности жизнедеятельности и английского языка;

· проведение учебно-воспитательной работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей школьников и с применением здоровьесберегающих технологий;

· развитие умений самостоятельной педагогической деятельности в качестве учителя безопасности жизнедеятельности и английского языка и классного руководителя;

· отработка приемов владения аудиторией, формирования мотивации учащихся;

· развитие у студентов умений выявлять, анализировать и преодолевать собственные педагогические затруднения;

· овладение некоторыми умениями научно-исследовательской работы в области педагогических наук, наблюдение, анализ и обобщение передового педагогического опыта для подготовки дипломной работы;

· овладение умениями и навыками самоанализа и самооценки своей деятельности;

· диагностика профессиональной готовности студента к педагогической деятельности.

После прохождения педагогической практики студент должен быть готовым:

· осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета; способствовать социализации, формированию общей культуры безопасности личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ;

· использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения;

· обеспечивать уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям Государственного образовательного стандарта;

· осознавать необходимость соблюдения прав и свобод учащихся, предусмотренных Законом Российской Федерации "Об образовании", Конвенцией о правах ребенка;

· систематически повышать свою профессиональную квалификацию, быть готовым участвовать в деятельности методических объединений и в других формах методической работы, осуществлять связь с родителями (лицами, их заменяющими);

· выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;

· обеспечивать организацию безопасности образовательного учреждения, обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся в образовательном процессе и в условиях гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций.

Педагогическая практика проводится в образовательных учреждениях различного типа, учреждениях детского отдыха и туризма (по усмотрению вуза).

 

Требования к профессиональной подготовленности специалиста

 

В соответствии с Государственным образовательным стандартом, студент, получающий квалификацию учитель безопасности жизнедеятельности и учитель английского языка, должен быть подготовлен к решению типовых задач профессиональной деятельности в учреждениях образования, детского отдыха и туризма.

Типовыми задачами по видам профессиональной деятельности для учителя безопасности жизнедеятельности и английского языка в области учебно-воспитательной работы являются:

· осуществление процесса обучения БЖД и английского языка в соответствии с образовательной программой; планирование и проведение учебных с учетом специфики тем и разделов программы, в соответствии с учебным планом;

· использование современных научно обоснованных приемов, методов и средств обучения БЖД и английскому языку, в том числе технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий; применение современных средств оценивания результатов обучения;

· реализация личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию обучающихся с целью создания мотивации к обучению; формирование у обучаемых духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений на основе индивидуального подхода.

В области социально-педагогической деятельности: оказание помощи в социализации учащихся; установление контакта с родителями учащихся, оказание им помощи в семейном воспитании; проведение профориентационной работы.

В области культурно-просветительной деятельности: формирование общей культуры учащихся.

В области научно-методической деятельности:

· выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических объединений;

· самоанализ и самооценка с целью повышения своей педагогической квалификации.

В области организационно-управленческой деятельности:

· рациональная организация учебного процесса с целью укрепления и сохранения здоровья школьников; обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса; организация мероприятий по предотвращению опасных и чрезвычайных ситуаций различного характера во время учебного процесса и ликвидации их последствий;

· организация самостоятельной работы и внеурочной деятельности учащихся; организация контроля за результатами обучения и воспитания;

· ведение школьной документации;

· выполнение функций классного руководителя.

РАЗДЕЛ I

 

ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

 

Для студентов специальности 033300.32 «Безопасность жизнедеятельности с дополнительной специальностью (иностранный язык)» производственная практика предусмотрена в образовательном учреждении с отрывом от учебного процесса в вузе на 4 курсе в 8 семестре в течение 6 недель.

Практика в образовательных учреждениях осуществляется на основе договоров, в соответствие с которыми предоставляются места для прохождения практики студентов вуза. Студенты, заключившие контракт с будущими работодателями, практику могут проходить в этих образовательных учреждениях.

Студенты распределяются в образовательные учреждения по одному человеку на класс и выполняют функции учителя безопасности жизнедеятельности, учителя английского языка и классного руководителя.

Студент организует свою деятельность в соответствии с программой педагогической практики и внутренним распорядком образовательного учреждения, в котором осуществляется педагогическая практика:

· ведёт дневник студента – практиканта;

· составляет индивидуальный план работы на весь период практики;

· посещает (3-4 урока) и анализирует уроки учителей или других студентов-практикантов;

· изучает и ведёт школьную документацию;

· составляет планы проводимых воспитательных мероприятий, планы-конспекты уроков по безопасности жизнедеятельности и английскому языку;

· проводит за весь период практики не менее 8 уроков по безопасности жизнедеятельности, в том числе 1 зачетный урок с последующим анализом преподавателем ОБЖ, координатором и студентами - практикантами;

· проводит не менее 6 уроков английского языка, в том числе 1 зачетный урок с последующим анализом учителем английского языка, координатором и студентами-практикантами;

· готовит и проводит два воспитательных мероприятия, одно из которых связано с безопасностью жизнедеятельности;

· изучает, диагностирует и прогнозирует уровень воспитанности школьников, организует различные виды деятельности учащихся с целью формирования и развития у них основных качеств и свойств личности;

· занимается пропагандой безопасной жизнедеятельности;

· выполняет индивидуальное задание научно-исследовательского характера, связанное со спецификой профессиональной деятельности в период практики, выполняет исследовательскую работу и осуществляет сбор информации, необходимой для курсовой работы в соответствии с квалификацией.

Студент ведет текущую документацию: рабочую тетрадь (дневник) студента – практиканта. Основное назначение дневника - фиксация, анализ, оценка всей проводимой работы.

Студент ставит перед собой учебно-воспитательные задачи и реализует их во время практики. В дневнике отражается содержание выполняемой работы и ее оценка учителем ОБЖ, английского языка, классным руководителем, координаторами педпрактики ИГЛУ.

Дневник ведётся рукописно во время учебной практики. Дневник может выполняться в виде тетради или отдельных листов, которые комплектуются в папку.

Дневник содержит: расписание уроков и звонков, общую характеристику класса, записи по наблюдению за учащимися, анализ педагогических ситуаций по изучению организации педагогического процесса, анализ собственных педагогических качеств.

Важной составляющей дневника являются планы. Студентом изучаются планы школы, на их основе составляются понедельные планы собственной деятельности, перспективные планы учебно-воспитательной работы, планы по профориентационной работе, планы по научно-исследовательской работе.

Необходимой составляющей дневника являются краткие планы-конспекты. Планы - конспекты могут быть составлены в тетради или являться приложением к дневнику. Студентом заранее составляются планы-конспекты всех проводимых им занятий по ОБЖ, английскому языку, внеклассных и воспитательных мероприятий. В случае, если студент распределён на период практики в другое образовательное учреждение, он изучает рабочие и учебные программы по одной из дисциплин блока «безопасность жизнедеятельности», составляет конспекты семинарских занятий.

Студентом проводятся анализы всех посещённых им занятий по ОБЖ, по английскому языку, по другим предметам, анализы внеклассных занятий, воспитательных мероприятий, психологические анализы посещённых уроков. Анализы проводятся на основе листов наблюдения, которые прилагаются отдельно к дневнику или ведутся непосредственно в тетради.

Практикант учится вести школьную документацию: заполняет классный журнал, проверяет ученические дневники, проверяет тетради, словари учащихся. В дневнике студента-практиканта ведётся учёт успеваемости, проводится анализ результатов деятельности учеников.

Во время практики студент формирует учебно-методическую копилку, в которую входят документы, помогающие ему в его профессиональной деятельности.

После прохождения практики студент проводит самоанализ своей деятельности.

Права и обязанности студента- практиканта

В период практики на практиканта распространяются правила охраны труда и правила внутреннего распорядка, действующие в образовательных учреждениях. Продолжительность рабочего дня студента 6 часов. Практикант ведет уроки по безопасности жизнедеятельности и английскому языку от начала и до конца практики. Студент своевременно выполняет все виды работ, предусмотренные программой практики, обеспечивая единство обучения, развития и воспитания личности учащегося.

Студент имеет право самостоятельно определять тему и формы внеклассных мероприятий и индивидуальных заданий. Студент должен своевременно и качественно планировать учебно-воспитательный процесс, представляя планы за 1-2 дня до проведения урока или воспитательного мероприятия на утверждение учителю, классному руководителю. В случае несвоевременного представления плана-конспекта занятия, студент отстраняется от его проведения и получает оценку «неудовлетворительно».

Студент, нарушивший дисциплину, опоздавший или не явившийся по неуважительной причине на занятие по расписанию учебного заведения, где проходит практика, также получает оценку «неудовлетворительно». В случае невыполнения программы, нарушения трудовой дисциплины, студент может быть отстранен от практики.

На период педагогической практики один из студентов назначается старостой группы, в обязанности которого входит учет и общая организация работы, оповещение студентов о семинарах, консультациях, выполнение поручений координатора.

В период практики студенты получают возможность консультироваться у преподавателей кафедр ИГЛУ, согласно расписанию координаторов.

 

1.2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ СТУДЕНТА-ПРАКТИКАНТА

 

Организационная работа

· участие в совещаниях, конференциях (установочные, итоговые) в ИГЛУ;

· консультации у преподавателей кафедр университета, учителей-практиков;

· отчет на кафедрах психологии и безопасности жизнедеятельности, методики преподавания иностранных языков и педагогики.

Воспитательная работа

· психолого-педагогическое изучение учащихся, коллектива класса;

· подготовка и проведение воспитательных мероприятий, КТД, классных часов;

· профориентационная работа;

· помощь классному руководителю в работе с коллективом учащихся, с детскими и юношескими объединениями, родителями.

ОТЧЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

 

Результаты деятельности студента выставляются учителями ОБЖ и английского языка в итоговый оценочный лист №1 по педагогической практике в образовательном учреждении (приложение 13)

Качество отчётных материалов проверяется и оценивается всеми координаторами практики, учителями предметниками и классным руководителем в течение всей педагогической практики, но не после неё. Отчётные материалы студентов, проходящих практику по месту жительства, представляются координаторам практики ИГЛУ в течение трёх дней по окончании педагогической практики.

Полный отчёт по педагогической практике (вся документация) сдаётся ведущему куратору (координатору) практики. Кураторы выставляют оценки в итоговый оценочный лист № 2 (приложение 14).

В отчётные материалы студента-практиканта входят:

· дневник студента практиканта;

· характеристика базы практики;

· анализ распределения учебного времени студента по типам и видам учебной деятельности;

· планы-конспекты всех зачетных уроков по безопасности и английскому языку;

· самоанализы всех зачётных уроков и мероприятий;

· сценарий зачетного воспитательного мероприятия, КТД;

· пакет проведенных диагностических срезов социометрический срез, срез по выявлению уровня воспитанности учащихся, срез по выявлению социальной активности учащихся;

· перечень документов методической копилки;

· отчётные документы.

Отчётные материалы (кроме дневника) должны быть выполнены на компьютере согласно требованиям к оформлению самостоятельных работ студентов

Дневник студента практиканта (прил. 1) включает в себя текущую документацию:

· постановка целей и задач на период практики в соответствии с требованиями к самоанализу (прил. 12);

· индивидуальный учебный план работы студента - практиканта (прил. 2);

· индивидуальный план общей воспитательной работы (прил. 3);

· план воспитательной работы с классом (психолого-педагогическая характеристика класса, воспитательные задачи, план-сетка воспитательных мероприятий на период педпрактики);

· перспективный план воспитательной работы;

· таблица распределения рабочего времени студента в период практики (прил. 4);

· наблюдение уроков и внеклассных мероприятий (прил. 5);

· психологические анализы наблюдаемых уроков (прил. 6);

· педагогические анализы наблюдаемых уроков (ОБЖ, английского языка, других предметов) (прил. 7);

· анализ наблюдаемого внеклассного, воспитательного мероприятия (прил. 8);

· краткие планы-конспекты всех занятий;

· самоанализы всех занятий и мероприятий (прил. 9);

· таблица профессионального роста студента (прил. 10).

Руководителю практики студент предоставляет следующие отчётные документы:

· отчёт-самоанализ студента-практиканта по реализации поставленных целей и задач (прил. 12);

· итоговый оценочный лист по педагогической практике в образовательном учреждении с оценками учителя ОБЖ, учителя английского языка, классного руководителя (прил. 13);

· итоговый оценочный лист с оценкой кураторов, преподавателей кафедр педагогики, английского языка, психологии (прил. 14).

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ СТУДЕНТА НА ПЕРИОД ПРАКТИКИ

 

На протяжении всей практики студент выполняет систему заданий, направленных на решение задач педагогической практики. Для этого составляется индивидуальный понедельный план работы. Ниже приводится примерный вариант содержания понедельного планирования работы студента-практиканта.

Первая неделя практики рассматривается как адаптационный период, в течение которого студент:

· знакомится с учебным расписанием школы, составляет своё расписание; изучает план воспитательной работы образовательного учреждения, составляет индивидуальный план работы на период практики;

· знакомится со школьной документацией (классные журналы и требования к их ведению, требования к ведению ученических дневников, отчётная документация по итогам четверти и т.д);

· знакомится с документацией учителей английского языка и ОБЖ (тематические планы, поурочные планы), знакомится с их системой учебно-воспитательной работы (учебные программы, учебники, учебные пособия, оборудование специальных кабинетов);

· посещает уроки с целью наблюдения;

· знакомится с системой работы классного руководителя, изучает ученический коллектив класса.

Примерный план деятельности студента во 2 неделю:

· посещает уроки с целью наблюдения;

· изучает отдельных учащихся, проводит срезы (социометрический срез; срез по выявлению уровня воспитанности учащихся; срез по выявлению социальной активности учащихся), на основе проведенных исследований составляет психолого-педагогическую характеристику класса;

· планирует и разрабатывает планы-конспекты первых занятий, проводит уроки по ОБЖ и английскому языку, планирует вместе с классным руководителем воспитательную работу с классом на период педпрактики;

· оформляет рабочую документацию за первую неделю.

 

3-4 неделя:

· готовит и проводит уроки по ОБЖ и английскому языку;

· проводит учебно-исследовательской работу (для курсовой);

· выполнят задания учителя ОБЖ, английского языка и классного руководителя (куратора, воспитателя и т.п.), готовит воспитательные мероприятия и КТД;

· проводит индивидуальную работу с учащимися;

· участвует в анализе уроков студентов-практикантов;

· оформляет рабочую документацию за прошедший период.

5 неделя:

· проводит уроки по безопасности жизнедеятельности и английскому языку;

· осуществляет текущую деятельность по заданию учителя ОБЖ, английского языка и классного руководителя;

· посещает и анализирует уроки у студентов-практикантов;

· продолжает научно-исследовательскую работу;

· проводит зачетные воспитательные мероприятия и КТД;

· оформляет рабочую документацию за прошедший период.

6 неделя:

· готовит и проводит зачетные уроки по английскому языку и ОБЖ;

· готовит и оформляет рабочую и отчетную документацию по педпрактике;

· подводит итоги работы в образовательном учреждении.

 

1.6 РУКОВОДСТВО ПРАКТИКОЙ

 

Для руководства практикой студентов в образовательных учреждениях назначаются учителя ОБЖ, учителя английского языка, классные руководители. Общее руководство и координацию деятельности студентов в базовых образовательных учреждениях осуществляет координатор, который назначается из числа преподавателей кафедр университета.

Все вопросы, касающиеся организации практики, студенты решают с администрацией базового учреждения, координатором и руководителем практики университета.

Памятка координатору

 

· Осуществляет непосредственное руководство практикантами в базовом образовательном учреждении.

· Организует и проводит установочные собрания.

· Распределяет студентов по классам, группам совместно с учителями.

· Проводит инструктивно-методическую работу с классными руководителями (кураторами), учителями, принимающими участие в практике.

· Оказывает методическую помощь студенту по составлению индивидуальных планов на период практики, утверждает, контролирует их выполнение.

· Посещает выборочно уроки, внеклассные занятия по безопасности жизнедеятельности, английского языка, воспитательные мероприятия, КТД, анализирует и оценивает их.

· Организует коллективные анализы занятий.

· Проводит консультации, согласно утверждённому расписанию.

· Организует и проводит спецкурс (спецсеминар) по психолого-педагогическим дисциплинам.

· Проводит итоговые совещания (конференции) и выставляет итоговую оценку за педагогическую практику в оценочный лист № 2

 

РАЗДЕЛ II

 

Примерная схема психологического анализа урока

 

Анализ деятельности учеников студенту целесообразно провести по схеме:

1. Соотношение внутренних и внешних проявлений совершаемой умственной деятельности (бы­строе и верное высказывание, правильное действие, ошибочный с паузами ответ, ожидание подсказки и др).

2. Соотношение самостоятельности в деятельности учеников.

3. Соотношение конкретного и обобщенного в умственной деятельности школьников, выявление фактов оперирования конкретным содержанием, исполь­зование учащимися материала, представленного в образах и понятиях.

4. Направленность познавательной деятельности учеников на решение учебной задачи, устойчивость внимания, переключение с одной задачи на другую.

5. Использование учащимися основных приемов и операций умственной дея­тельности, какие умственные действия учащиеся используют чаще, какие реже, каков уровень осознания выполняемых действий.

6. В какие моменты урока наиболее ярко выражены эмоции, с чем это связано.

7. Отметить случаи влияния положительных эмоций на познавательную активность школьников

8. Устойчивость и динамичность отношения к учебной деятельности: было ли оно одинаковым на протяжении урока или менялось и с чем это связано.

9. Соотношение интеллектуального и эмоционального в учебной деятель­ности детей. Случаи учебной работы без видимого эмоционального отношения, случаи влияния эмоционального состояния на поиск решения задач.

Схема анализа деятельности студента-практиканта (составляется учителем или наблюдателем студентом-практикантом)

1. Информационная функция учителя. Дать характеристику формы подачи учебного материала (точность, логичность, умение выделять главное, опора на прежний опыт учащихся, связь с другими предметами, с практикой и т. д.). Оценить умение прогнозировать усвоение информации школьниками.

2. Перцептивная функция. Отметить умение учителя воспринимать психиче­ское состояние учащихся, видеть за внешними фактами поведения личность школьника.

3. Коммуникативная функция. Оценить стиль общения, педагогический такт, особенности речи экспрессивные качества, умение устанавливать контакт с клас­сом.

4. Организаторская функция. Оценить способность учителя правильно организовывать свою собственную деятельность, а также коллективную, индивидуальную, познавательную деятельность школьников, поддерживать дисциплину и порядок на уроке.

5. Развивающая функция. Оценить работу учителя по развитию и формиро­ванию приемов и способов умственной деятельности учащихся, а также по фор­мированию личности школьников и коллектива.

6. Функция контроля. Отметить способы контроля за усвоением информа­ции, которые использовал на уроке учитель, объективность его оценок, их свое­временность и разнообразие форм, особенности самоконтроля учителя.

Общие выводы о взаимодействии студента- практиканта и учащихся

1. Результаты усвоения знаний.

2. Результаты усвоения способов, приемов умственной деятельности.

3. Характеристика отношения учащихся к предмету.

4. Анализ отношений между учащимися, между учащимися и учителем.

5. Общая оценка развивающего и воспитывающего эффекта данного урока.

Конкретные рекомендации:

а) по улучшению управления учебной деятельностью учащихся;

б) по формированию положительного отношения учащихся к учению;

в) по совершенствованию выполнения учителем системы профессионально значимых функций.

 

Психологический анализ урока английского языка

 

Анализ урока иностранного языка целесообразно проводить с учетом специфики самого предмета «иностранный язык». Эта специфика проявляется в том, что иностранный язык в отличие от других учебных предметов является одновременно и целью и средством общения. Отсюда специфика урока иностранного языка определяется также особенностями психологической цели урока, направленной на развитие речемыслительной деятельности учащихся средствами изучаемого языка в процессе порождения и приема иноязычного высказывания.

Наряду с этим специфику урока иностранного языка составляют условия, приемы, способы усвоения иноязычных средств и способов выражения мысли, усвоения, предполагающего наличие коммуникативной (непосредственной или отдаленно реализующейся) потребностью ученика в порождении или приеме речевого высказывания на иностранном языке. Не менее важной отличительной особенностью урока иностранного языка является и его направленность на развитие коммуникативных способностей учащихся средствами и способами изучаемого языка.

Примерная схема психологического анализа урока английского языка

 

Анализ урока можно проводить по схеме, предлагаемой И. А. Зимней: «Психологическая характеристика особенностей овладения учащимися иностранным языком как учебным предметом

Анализ в этом плане может проводиться студентом как ответ на вопрос, каковы особенности овладения иноязычной речевой деятельностью; каков характер развития входящих в нее речевых действий, языковых (грамматических, лексических, фонетических) средств выражения мысли и способов формирования и формулирования мысли и совершенствования операциональных механизмов этой деятельности. В ходе анализа отмечается учет учителем особенностей и закономерностей усвоения во всех его трех звеньях, совершенствование навыков, развитие коммуникативных способностей учащихся.

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РОСТ СТУДЕНТА

Для этого раздела в рабочей тетради студент отводит определенное количество страниц (прил. 5). Этот раздел дневника предназначен для фиксирования индивидуальной работы со студентом.

Страницы данного раздела заполняются присутствующими на уроке, внеклассном занятии по ИЯ, воспитательном мероприятии учителем, куратором, классным руководителем, координатором, руководителем практики. Присутствие учителя, классного руководителя или координатора обязательно, потому что именно они фиксируют в дневнике ход занятия и оценивают уровень методической подготовки студента-практиканта

Поскольку студент заинтересован в собственном профессионально – педагогическом росте, то всякий раз перед началом занятия студент отдает рабочую тетрадь присутствующему. Таким образом, этот раздел рабочей тетради практиканта предполагает организацию целенаправленной индивидуальной работы координатора, учителя иностранного языка, организатора воспитательного процесса с каждым студентом.

Присутствие учителя иностранного языка, классного руководителя или координатора обязательно, потому что именно они фиксируют в рабочей тетради ход занятия, оценивают уровень методической подготовки практиканта и дают рекомендации, над чем надо еще работать. Эти рекомендации являются для студента основой самосовершенствования, необходимого для профессионального роста.

При анализе обычно учитывается тип урока, соответствие задач урока его содержанию, дидактическая оснащенность, соразмерность структурных компонентов, завершенность урока, профессиональная культура учителя, речевая грамотность, разнообразие приемов иноязычного общения, целесообразность форм работы и умение поддерживать интерес обучающихся на протяжении всего занятия.

Письменный анализ урока и воспитательного мероприятия завершается выводами, оценкой и рекомендациями, которые студентам необходимо учитывать при планировании и организации последующих уроков, внеклассных занятий и воспитательных мероприятий. При анализе воспитател



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 329; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.69.45 (0.148 с.)