ТОП 10:

Проблемы бездомных животных в Москве (РФ)



Программа

Комплексного решения

Проблемы бездомных животных в Москве (РФ)

 

Высокая эффективность настоящей программы, впервые предлагаемой для реализации в РФ, состоит в коренном изменении подходов, направленных не на борьбу со следствием, а на устранение первопричины проблемы. Программа базируется на глубинном изучении опыта западных стран, успешно решивших проблему.

34 организации за благополучие животных в 31 стране Европы и Евразии участвовали в проекте WSPA (Всемирное общество защиты животных) и RSPCA International (международный отдел Королевского общества Великобритании за предотвращение жестокого обращения с животными) в 2006-2007 годах, согласно которому были сделаны выводы об успехе в деле решения проблем бездомных животных. В 26% из этих стран уличные собаки отсутствовали как явление. Самый большой прогресс за последние годы сделали Словения, Швеция, Швейцария и Великобритания. Законы, касающиеся проблемы бездомных животных приняты в 24 странах (из 31). /Здесь и далее - пер. с англ. - Центр защиты прав животных «ВИТА», региональный член WSPA http://esextranet.animalwelfareonline.org/Images/resources_Companion%20Animals_false_Stray-animal-control-practices-in-Europe_tcm37-11781.pdf

 

Преамбула

 

Бездомные животные – это результат перепроизводства животных-компаньонов (собак и кошек), что вызывает резкое несоответствие между «спросом» и «предложением». Избыток животных обусловлен высокими темпами их размножения: за шесть лет одна пара кошек способна в потенциале произвести на свет 420000 животных, собак – 67000 (данные Всемирного общества защиты животных WSPA). Проблема имеет место в странах, где отсутствует государственный контроль за разведением животных.

 

 

Половина стран, согласно опросу WSPA (Всемирное общество защиты животных) и RSPCA International (международный отдел Королевского общества Великобритании за предотвращение жестокого обращения с животными) уже к 2006 наложила жесткие ограничения и на разведение, и на продажу собак и кошек в национальном законодательстве. В 18 из 30 стран контролировалась продажа собак и кошек. Обычно по закону запрещена продажа на улицах и на рынках, но некоторые страны решили отрегулировать продажу животных через зоомагазины; в их числе Болгария, Германия, Греция, Ирландия, Норвегия, Португалия, Словения, Великобритания и Швейцария. Только в 4 из 31 изученных с 2001 по 2006 наблюдался рост численности безнадзорных животных (в 3 из них - Албании, Армении, Молдове - нет контроля ни за разведением, ни за продажей).

 

http://esextranet.animalwelfareonline.org/Images/resources_Companion%20Animals_false_Stray-animal-control-practices-in-Europe_tcm37-11781.pdf

 

Анализ истоков проблемы. Аналитический обзор

 

В Западных странах государственный контроль за разведением животных осуществляется при помощи активной пропаганды стерилизации владельческих животных через СМИ и экономического рычага – введения налога на нестерилизованное животное. Налогооблажение дифференцируется по следующей схеме. Освобождаются от налога или платят минимальную сумму граждане, помогающие стране в решении проблемы - приобретающие животных из приютов (с улиц) и стерилизующие своих питомцев. Не стерилизующие своих животных владельцы платят налоги как потенциальные заводчики. Большие налоги платят лица, занимающиеся разведением животных как бизнесом (лицензированные заводчики), поэтому количество заводчиков в Европе резко ограничено.

Примерные суммы лицензионных сборов в США:

Г. Ливермор

Лицензия на 1 год, стерилизованная собака $ 5.50
Лицензия на 1 год, нестерилизованная собака $ 11.00
Лицензия на 3 года, стерилизованная собака $ 12.50
Лицензия на 3 года, нестерилизованная собака $ 29.50

Графство Кинг

Категория животного Комментарии Стоимость
Молодое животное (до 6 месяцев) - $5
Стерилизованное (Требуется подтверждение от ветеринара) $20
Нестерилизованное животное -$60
Животное-поводырь (или иное животное - помощник инвалидов Свидетельство об инвалидности владельца и статусе животного как поводыря (помощника) $ 0

Г. Сиэтл, штат Вашингтон

Лицензия на год (независимо от пола животного)

Собака - $40 ($20 если стерилизована)
Кошка - $25 ($15 если стерилизована)

Лицензия на два года (независимо от пола животного)

Собака - $62 ($30 если стерилизована)
Кошка - $40 ($22 если стерилизована)

Г. Бостон, штат Массачусетс

1. Нестерилизованные (некастрированные) собаки - $17. Требуется сертификат о текущем вакцинировании от бешенства.
2. Стерилизованные (кастрированные) собаки - $6. Требуется сертификат о текущем вакцинировании от бешенства и письменные доказательства проведения операции.
3. Пит-були (т.е. американские стаффордширтерьеры и американские питбультерьеры) и метисы пит-булей - $50.

Канада, г. Торонто

Самец/самка, нестерилизованный(ая) - 60.00 (Собака); 50.00 (кошка)
Самец/самка, микрочипированный(ая) - 35.00 (Собака); 25.00 (кошка)
Самец/самка, стерилизованный(ая) - 25.00 (Собака); 15.00 (кошка)
Стерилизованный(ая) и микрочипированный(ая) - 20.00 (Собака); 10.00 (кошка)
Собаки-поводыри слепых – бесплатно

http://bezdomnue.at.ua/publ/Fobrashhenie_s_zhivotnymi_v_raznykh_stranakh/2-1-0-15

 

В Швейцарии владение и разведение собак строго контролируется на кантональном уровне, что приводит в региональных различиях в управлении. Например, в Женеве, в обязательном порядке все собаки в общественных местах должны быть в поводке и наморднике, таким образом, не допускается возможность свободного хода, что исключает возможность бесконтрольного размножения.

 

В России (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга) в качестве единственного метода регулирования численности бездомных животных повсеместно практикуется их отлов с последующим умерщвлением. Такая практика, помимо её негуманности, абсолютно не эффективна и является растранжириванием бюджетных денег: из-за переизбытка животных на место отловленных тут же приходят новые, кроме того, популяция реагирует на отлов всплеском рождаемости. («Почему система отлова собак малоэффективна, А.Д.Поярков, к.б.н., Институт проблем экологии им. А.Н.Северцова, приложение к концепции).

Стерилизация бездомных животных и строительство приютов могут служить лишь дополнением к жесткому контролю за разведением животных. В условиях неконтролируемого разведения животных темпы воспроизводства всегда будут опережать темпы проводимой стерилизации животных, а также способствовать мгновенному переполнению приютов. (Лисенкова Н. С. Проблема бездомных животных, Курс «Экологическая этика», приложение к концепции).

Пополнение численности бездомных животных в городе осуществляется за счет трех составляющих: приплод владельческих нестерилизованных животных, «избытки» заводческой деятельности и потомство уличных животных.

16 стран по опросу WSPA (Всемирное общество защиты животынх) и RSPCA International (Королевское общество по предотвращению жестокого обращения с животными) предоставили информацию об источниках поступления собак на улицы. Только 3 страны заявило, что большинство собак на улицах никогда не были домашними. Источником безнадзорных животных в 13 странах были обозначены:

1. домашние животные, за которыми владельцы не следили (т.е. свободно разгуливающие и потерявшиеся)

Около половины отловленных собак в Великобритании возвращаются хозяевам в течение недели, а в Швейцарии это значение достигает 100%!

2. домашние животные, которых выбросили.

Среди выброшенных собак чаще всего оказывающихся на улице (или в приюте) большинство именно бойцовских пород, т.к. именно с ними не справляются их владельцы. В России в последние годы прослеживается аналогичная тенденция, подавляющее количество животных в приютах - элитные собаки, среди которых немало опасных пород, а берут бойцовых собак часто люди с неуравновешенной психикой.[1] Мода на элитных собак лишает шанса беспородных собак на благоустройство, хотя элитность определяется ценой, а высокая цена обусловлена большим процентом «отбраковок» и уничтожения потомства. http://www.infodog.ru/index.php?go=News&in=view&id=4181

 

Средняя продолжительность жизни бездомной собаки в России по подсчетам ученых составляет 2,5 года, а кошки - менее года. По данным исследований 9 из 10 домашних животных, став бездомными погибают в течение года, так и не сумев адаптироваться к условиям уличной среды. Всего 5% уличных щенков живут больше одного года. А 60% из выживших собак погибает, не достигнув возраста 3 лет. Только 10% из них доживают до 6 лет.[2] http://kikonline.ru/index.php?option=com_lyftenbloggie&view=entry&id=79%3A2011-01-13-06-27-15&Itemid=84

 

 

Количество обращений граждан в зоозащитные организации с просьбой о пристройстве ненужного потомства своих питомцев, а также многочисленные объявления с аналогичным текстом на зоозащитных сайтах свидетельствуют о гигантском масштабе проблемы, вызванной, прежде всего, неосведомленностью граждан о последствиях бесконтрольного размножения. Анализ ситуации показал, что в основе решения хозяев о спаривании своего питомца лежат 3 типа укоренившихся заблуждений. Первое, часто поддерживаемое ветеринарами, что «для нормальной жизнедеятельности животному надо хотя бы один раз «дать родить». Второе – что «стерилизация опасна для здоровья животного». Третье - что пристройство рожденных животных не представляет проблемы и, в крайнем случае, их можно отдать за деньги «перекупщикам», «которые займутся их пристройством профессионально» («Как решить судьбу Шарика, не изобретая велосипеда», Ирина Новожилова, журнал «Культпоход», июль-август 2008, с.80).

Заводческий бизнес в России, ставший в силу своей доходности популярным с приходом 90-х, является абсолютно неконтролируемой, «теневой» сферой экономики. Рейды зоозащитных организаций по фактам жалоб граждан выявили сотни квартир, переполненных породистыми животными для продажи. «Издержки» заводческого бизнеса – не реализованные вовремя животные, не соответствующие признакам породы «выбраковки», а также животные с врожденными аномалиями в результате близкородственной селекции – часто подбрасываются целым выводком под двери приютов, на рынки, в электрички и другие людные места.

(РТР Вести 08.06.2005 г., Рен-ТВ "Криминальное чтиво", 23.04.2005г.)

Решение проблемы

Комплексное решение проблемы бездомных животных, имеющей место во всех городах России, возможно только при введении механизмов ограничения разведения животных на федеральном уровне. Программа включает 2 этапа.

1 этап. Принятие федерального закона в защиту животных от жестокости, содержащего положения об ответственности граждан за бесконтрольное разведение животных-компаньнов.

Обречение животных на крайне неблагоприятные условия существования, обусловленные стремлением к наживе, должно рассматриваться как жестокое обращение с животными. Деятельность перекупщиков, предлагающих гражданам пристройство животных за деньги, должна быть законодательно запрещена. Особые меры контроля должны осуществляться в отношении неадекватных и психически нездоровых лиц, размножающих кошек и собак в своих домах по причине принципиального протеста против стерилизации животных. Штрафами должны облагаться безответственные владельцы, выбрасывающие животных на улицы.

 

В 22 (из 31 рассматриваемых) странах выбрасывание животного на улицу незаконно. Так, например, за выброс животного на улицу в Германии (такая форма поведения приравнивается к издевательству) или его самовольное уничтожение налагается штраф 25000 Евро (если по каким-либо причинам нет возможности держать дома животное, то по действующему законодательству его следует отнести в приют). В Италии виновный может быть заключен в тюрьму сроком на один год, а также его обяжут выплатить штраф в размере 10000 евро. Косвенный метод ограничения количества домашних животных в Германии - разрешение в договоре найма жилья устанавливать запрет на содержание в доме животного; данный пункт устанавливается на усмотрение владельца жилья. С другой стороны, если в договоре отсутствует данный пункт, то владелец не имеет право заставить неожиданно выбросить животное на улицу. Также арендатор имеет право до трех месяцев содержать "в гостях" домашнее животное, даже если в договоре присутствует пункт о запрете содержать животное. Законы, касающиеся проблемы бездомных животных приняты в 24 странах (из 31), специфические законы о передержке животных отсутствовали в 4 из них. В 3 из них просто не было уличных собак, хотя были кошки, это Финляндия, Нидерланды и Словения. В 11 из 22 есть списки опасных и агрессивных пород, запрещенных к разведению; это Бельгия, Босния – Герцеговина, Дания, Германия, Ирландия, Италия, Мальта, Норвегия, Польша, Швейцария и Великобритания.

Кроме того, в 12 из представленных в отчете WSPA стран существуют ограничения на характеристики владельца собаки: везде, кроме, Швейцарии владелец не может быть младше 16 лет. В Швейцарии другая мера – с 2007 все владельцы обязаны пройти обязательные теоретические и практические курсы по поведению собак, заботе о питомце и его дрессировке.

http://www.vita.org.ru/forum/viewtopic.php?f=28&t=1844&p=28611#p28611

 

Поскольку большинство стран мира приняли решение об ограничении (или

запрещении) разведения (иногда и содержания) собак некоторых пород, относящихся к категории опасных, то представляется целесообразным указать в законе список выделенных по этому признаку пород.

 

В Цюрихе (Швейцария) с 2010 запрещены к разведению и продаже американский питбультерьер, американский стаффордширский терьер, стаффордширский бультерьер и бультерьер. В Женеве (Швейцария) в сентябре 2008 к опасным породам отнесли Bullmastiff, Thai Ridgeback и French Mastiff (он же Bordeaux Bulldog), на данный момент список запрещенных пород включает в себя 15 наименований. Собаки этих пород должны быть в наморднике и на поводке, стерилизованы/кастрированы в обязательном порядке. Не разрешается скрещивание опасных пород с другими породами. Владельцы собак обязаны уведомить власти о том, что имеют собаку опасной породы, пройти курсы дрессировки и получить лицензию. Не разрешается оставлять более 1 опасной собаки.

Опасные породы согласно закону 1999: бойцовые и сторожевые собаки

* Категория 1: Бойцовые собаки: Pitbull/American Staffordshire Terrier, Mastiff/Boerbull, Tosa

* Категория 2: Сторожевые собаки: Rottweiler, Staffordshire terrier, American Staffordshire Terrier, Tosa Inu.

У The Staffordshire Bull Terrier в отличие от других пород Staffordshire не доказаны яркие агрессивные признаки.[3]

 

Опасных собак в Швейцарии запрещается продавать лицам младше 18 лет, имеющим судимость или аресты, тем, чье разрешение на владение опасной собакой было аннулировано. В Великобритании в Параграфе 1 Закона 1991г. об опасных собаках обладание (кроме, разрешенных обстоятельств), разведение, продажа, отдача или обмен, безответственный отказ или непрепятствование бродяжничеству определенных пород собак - уголовное преступление; это касается Питбультерьер, в список также включены Тоса-ину, Аргентинский Дог и Фило Бразилейро. Законно держать какую-либо из этих собак в Великобритании можно только по решению Суда, а закон 1991г. об опасных собаках применяется не только к "опасным" или "бойцовым" собакам, а к любой собаке, независимо от ее породы или размера. Собака в общественном месте должна быть на поводке и в наморднике, а владельцы должны иметь страховку гражданской ответственности. В соответствии с Параграфом 3 (1) закона 1991г. об опасных собаках, обвинение может быть выдвинуто против владельца (или любого ответственного за собаку лица), если собака представляет потенциальную опасность в общественном месте. Владельцы и/или ответственные за собак лица, признанные виновными согласно Закону 1991 г. об опасных собаках могли быть приговорены к усыплению собаки, могли подвергнуться запрету на содержание собак или даже подвергнуться тюремному заключению, но обычно ограничивается финансовым наказанием в виде штрафов и компенсации затрат.

 

Владельцы бойцовых собак, к примеру, в Германии должны получить специальное разрешение на владение и справку "о благонадежности" собаки: "благонадежность" периодически проверяется с помощью тестирования. Для собак бойцовых пород введена обязательная страховка (от нападения, покусов людей и т.п.). Государство запрещает ввоз и разведение бойцовых собак (аналогичные меры приняты в Италии, Испании, Дании и Швеции).

В 11 из 22 стран по опросу WSPA (Всемирное общество защиты животынх) и RSPCA International (Королевское общество по предотвращению жестокого обращения с животными) есть списки опасных и агрессивных пород, запрещенных к разведению; это Бельгия, Босния – Герцеговина, Дания, Германия, Ирландия, Италия, Мальта, Норвегия, Польша, Швейцария и Великобритания.

http://geneva.angloinfo.com/information/11/animalsfrance.asp#attack

Принятие закона должно сопровождаться внесением соответствующей поправки о введении налога на разведение животных в Налоговый Кодекс.

Руководствуясь статьей 4 Закона РФ "О лицензировании отдельных видов деятельности", согласно которой "к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан ...", представляется целесообразным включить в перечень видов деятельности (указанный в статье 17 того же Закона), на осуществление которых требуется лицензия, следующие виды деятельности: деятельность по разведению (в т.ч. племенному) кошек или собак; деятельность по реализации (купле-продаже) кошек или собак.

Систематизация информации о владельческих животных потребует создания единой ветеринарной базы данных и последующую регистрацию животных. Самый действенный путь регистрации – по ветеринарным клиникам и клубам. Для наиболее эффективного контроля за владельческими животными и их идентификации предлагается проведение программы чипирования животных - внедрения под кожу животных микрочипа, содержащего базовую информацию о нем. Чипирование производится за счет владельцев животных.

Для малоимущих граждан и пенсионеров необходимо обеспечить стерилизацию животных на льготных условиях.

В 18 из 31 стран действуют субсидированные программы стерилизации для лиц с низким уровнем дохода и льготных категорий граждан.

В 1992 года в США была разработана программа контроля численности животных (анг. Animal Population Control Program (APCP)) и реализована в 1995 году. Для тех людей, которые берут животных из муниципальных приютов, программой APCP предусмотрена выдача ваучера, сроком действия 60 дней, при помощи которого осуществляется финансовая поддержка владельцев домашних животных по стерилизации и вакцинации своих питомцев. Ваучер представляет собой единовременную помощь $ 50.00 за кота, $ 70.00 за кошку, $ 100,00 за кобеля, и $ 120,00 за суку плюс две прививки.
Финансирование программы производится на 65 % за счет налога на содержание животных. Те владельцы, чьи животные стерилизованы, платят значительно меньший налог за содержание животного.
В 2007 году воодушевленные успешной программы APCP департамент сельского хозяйства одобрил программу стерилизации также для диких кошек (Feral Cat Program).

http://www.ct.gov/DOAG/cwp/view.asp?a=1367&q=259104

В Швейцарии государство выделяет субсидии на программы стерилизации собак для людей, получающих пособие по социальному страхованию, но сама стерилизация не дает налоговых льгот, т.к. жесткие законы о поводках ограничивают возможность случайных спариваний. В Великобритании субсидированные программы стерилизации работают льготных категорий граждан, а также людей с низким уровнем дохода. Кроме того, половозрелые животные в приютах стерилизуются за счет государства, а новым хозяевам неполовозрелых выдается ваучер, позволяющий либо бесплатно, либо за небольшую цену (25.4 – 63.5 ЕВРО) плану стерилизовать животное, когда оно созреет. В программы по стерилизации включена возможность стерилизовать животное во время клинической практики ветврачей.

Для прекращения стимулирования граждан к бесконтрольному разведению собак и кошек должна категорически запрещаться рыночная торговля животными-компаньонами («птичьи рынки»).

Одна из важных составляющих программы на этом этапе – пропагандистская работа по информированию людей об истоках проблемы, путях ее решения и роли каждого человека в изменении существующего положения. Пропаганда осуществляется через СМИ, по разным каналам телевидения демонстрируются социальные ролики, объясняющие гражданам, что в условиях города каждое вновь рожденное животное вытесняет возможность быть пристроенным для уже существующего; стерилизация необходима как шаг по предотвращению ненужного потомства. Авторитетность утверждаемого мнения должна закрепляться участием в социальных проектах ветеринарных врачей, политиков, юристов, экономистов и «звезд».

В Швейцарии образовательные программы для хозяев по ответственному владению домашним животным представляются во всех кантональных регионах. Вдобавок, в будущем все владельцы собак будут обязаны по федеральному закону посещать курсы собачьего поведения, дрессировки и ответственного владения. Образование владельца будет проходить в 2 этапа; люди, желающие завести собаку, должны будут в обязательном порядке пройти теоретический курс, прежде чем заведут собаку. После этого последует годовой практический курс дрессировки. Кантональная ветеринарная служба индоссирует пройденные курсы, и для прошедших обучение налог на собаку будет минимален.

 

Просветительская работа должна осуществляться также в учебных заведениях – школах и вузах. С этой целью разработан и адаптирован под разный возраст учащихся курс биоэтики – науки о гуманном отношении к животным, включающий раздел о проблеме бездомных животных. В рамках программы по биоэтике на базе существующих приютов возможно также создание специальных учебно-методических центров, где дети имели бы возможность получать навыки ухода за животными и элементарные знания об их содержании.

Для выявления ситуации на сегодняшний день и прослеживания дальнейших изменений отношения людей к проблеме, необходимо проведение соцопросов, выявляющих количество владельческих животных в домах, реакцию людей на получаемую информацию (социальный ролик), мотивацию выбора животного в дом, отношение людей к стерилизации, готовность взять животное из приюта и др. информацию.

Так, согласно проведенным опросам, 62% американских владельцев кошек подобрали их с улицы или взяли из приюта из чувства жалости. 25% россиян заводят дома животных по сложившейся традиции, 23% опрошенных из-за того, что питомцы радуют их и снимают стресс. Третьим по значимости аргументом является польза, которую приносят животные (20%). Еще 14% заводят домашних животных, чтобы не чувствовать себя одиноко, 10% - по просьбе детей. Реже всего питомцы оказываются дома у россиян в качестве подарка (4%) или же из жалости (3%).

В США

48% владельцев кошек подобрали их с улицы, 14% берут из приютов, остальные покупают в магазинах и у заводчиков (Humane League of the United States).[4]

 

В России

У 76% граждан России есть домашние животные. Чаще всего люди заводят кошку (37%) или собаку (30%). (ВЦИОМ). Из 37% опрошенных, которые являются кошковладельцами, 29% держат беспородных кошек (в 1996 году - 35%), 8% породистых. Из 30% опрошенных, оказавшихся владельцами собак, у 19% любимцем является беспородная собака и у 11% - породистая. Породистых животных обычно заводят наши обеспеченные граждане (25% и 31% от опрошенных кошатников и собаководов), а беспородных - малообеспеченные (по 14%). Среди старшего поколения больше владельцев беспородных собак (22%-23% респондентов старше 45 лет против 13% 18-24-летних). Молодежи больше по душе породистые собаки (15% молодых против 9% пожилых) и кошки (10% против 7%).

 

http://33cats.ru/news/item/568-pet-statistic.html

http://www.professorshouse.com/Pets/Cats/Kittens/Articles/Kitten_Mills/

2 этап. Стерилизация бездомных животных и размещение их в приюты.

Согласно данным Института проблем экологии и эволюции им. Северцова в Москве в настоящее время обитает около 26000 бездомных собак, подсчет кошек не производился.

 

Для эффективной реализации программы необходимо стерилизовать единовременно, в максимально сжатые сроки не менее 80 % женских особей.

А.Д.Поярков, "БЕЗДОМНЫЕ СОБАКИ - НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ ЭЛЕМЕНТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ГОРОДА", Выступление на пресс-конференции в партии «Зеленые». 27 января 2005г.

Реализация программы потребует создание школы ловцов-кинологов как альтернативы ловцам-«живодёрам», которые ранее занимались отловом животных для умерщвления.

Для единообразного выполнения программы наиболее эффективным подходом представляется создание единого Центра управления, как самостоятельного подразделения или подразделения ДЖКХиБ.

Его функциями должны являться:

• выполнение функций государственного заказчика на отлов и стерилизацию животных,

• ведение единой информационной базы городских животных,

• контроль за работой городских приютов (создаваемых в форме ГБУ).

В настоящий момент функции государственного заказчика по программам отлова, стерилизации и содержания животных в приютах были переданы префектурам административных округов, при этом каждый округ проводит собственную политику в области решения проблем бездомных животных, данная проблема не рассматривается как социально значимая.

Деятельность такого центра управления должна быть максимально прозрачной и открытой для общественного контроля.

 

Для проведения стерилизации должны создаваться льготные условия для клиник и приютов, обеспечивающие массовость их участия.

 

На сегодняшний день крайне важно пересмотреть политику в отношении управления городскими приютами, установив, что приюты, построенные за счет бюджета города, должны поступить в управление к государственным бюджетным учреждениям города Москвы.

Необходимость принятия такого решения обоснована тем, что существующая ныне система управления приютами экономически нецелесообразна для ее участников. Создаваемые приюты являются лишь объектами недвижимости, а управление ими, включая содержание животных в них, ежегодно разыгрывается на торгах, при этом финансирование выделятся только на 6 месяцев жизни отловленного животного. Остальной период времени подрядчик, выигравший тендер, должен содержать животных за свой счет. При этом подрядчик, осознающий свой временный статус, экономически не заинтересован ни в содержании животных сверх 6-ти месячного срока финансирования, поскольку они занимают места новых животных (за которых финансирование еще может быть получено), ни в каких-либо долгосрочных вложениях в приют, поскольку конкурс на следующий год может быть выигран любым другим участником. Данная практика не может являться допустимой для учреждений социального характера, какими являются приюты.

При решении данной задачи, в том числе при назначении руководства таких ГБУ, необходимо учитывать мнение общественности (в частности - Общественного совета при ДЖКХиБ), вести тотальный контроль за их деятельностью. Закупки кормов и материалов для приютов должны производиться на конкурсной основе.

Численность животных в приютах не должна превышать более 300-500 животных, поскольку при большей насыщенности затруднено обслуживание приютов, ветеринарный контроль и профилактика болезней.

Не допустимы к эксплуатации приютов организации, не имеющих опыта и положительных характеристик в сфере защиты животных. Контроль за деятельностью приютов должны обеспечивать специальные комиссии.

Приюты для бездомных животных должны быть открытыми для волонтеров и добровольцев.

Для успешного решения проблемы бездомных животных приюты должны работать в режиме постоянного пристройства животных в руки новых владельцев, что достигается путем грамотной организации пиар-кампаний.

Пропаганда животных из приютов ведется при помощи социальных программ и роликов на телевидении, в печатных СМИ, на радио, в общественном транспорте и др.местах. К участию в программе также приглашаются люди с общественным положением, «звезды».

Введение

Существующая в настоящее время система управления и регуляции численности городских бездомных собак сложилась и существует, как минимум, в течении нескольких десятилетий. Основой ее является уничтожение бездомных собак. Основным методом этой системы является отлов, хотя наряду с ним используются применение ядов и, в последнее время отстрел. Однако несмотря на масштабность проводимых мероприятий и длительность существования системы, результатом ее деятельности явилось создание и поддержание на определённом уровне многочисленной и жизнеспособной популяции бездомных собак. По сути дела всё функционирование системы отлова поддерживает статус кво численности бездомных собак. Рассмотрим причины приводящие к этому, и, исходя из общих закономерностей популяционной экологии и эпидемиологии, проанализируем последствия существующей системы контроля.

Учет численности безнадзорных и бесхозяйных животных (собак) на территории г. Москвы, 2006 г.Верещагин А.О., Поярков А.Д., Русов П.В., Тупикин А.В., Солонина О.В., Брагина Ю.А., Богомолов П.Л., Челинцев Н.Г.

В отношении людей к бродячим собакам преобладают две полярные (и весьма необъективные) точки зрения. С одной стороны часть населения воспринимает бездомных собак как явно негативный элемент городской среды, источник потенциальной опасности, продуцент загрязняющих отходов и источник шума. С данной точки зрения, идеальное решение проблемы – полное уничтожение безнадзорных собак. Другая часть населения, и в том числе зоозащитные организации, активно борются с жестокостью по отношению к бродячим собакам, ставя во главу угла морально-этический аспект данной проблемы и исходя прежде всего из интересов конкретных индивидов собак. При этом практически начисто отсутствует оценка явления как целого на популяционном уровне, где бы оценивалась роль бездомных собак как в жизни городских экосистем, так и в жизни городского социума. В обоих случаях роль бездомных собак очень велика, так как она самое крупное, массовое и заметное млекопитающее на территории города.

Для эффективного и вместе с тем гуманного решения вопроса о безнадзорных собак в городе необходимы серьезные научные исследования в области их экологии популяционной структуры и поведения. К сожалению, на данный момент таких исследований очень немного. Даже в области оценки численности и популяционной плотности в масштабах города проведено только одно исследование в 1996-1997 годах (Поярков и др. 1999; 2000; Верещагин и др. 1999; Верещагин, Поярков 2001).

Не достаточно исследованными остаются такие важнейшие вопросы как динамика численности, (в том числе при смене контролирующих стратегий со стороны человека) стратегии фуражирования, роль в городских экосистемах, (в том числе вопросы конкуренции и хищничества с мышевидными грызунами, врановыми птицами и кошками). Не создана система мониторинга популяций бездомных собак. В популяциях бездомных собак существуют несколько разных экологических типов, которые ведут себя по разному (в том числе и по отношению к человеку) используют разные источники корма и по разному перемещаются в пределах городской среды (Поярков 1986, 1989). В связи с этим единое решение проблемы для всех безнадзорных собак, не учитывая их типовые различия не возможно. Для решения проблем с бездомными собаками нужно использовать несколько различных стратегий действий. При этом, этот комплекс мер должен быть дифференцированным, как по территориальному, так и по экологическому и социальному принципам.

Принципы проведения учета.

1. Поскольку провести абсолютный учет численности бездомных собак на территории такого огромного города как Москва не представляется возможным, реальным путем получения достоверной картины может быть только выборочный учет. При этом основной процедурой такого рода учетов является экстраполяция данных, полученных на пробных площадях в разных частях города на территорию всего города.

2. Чтобы процедура экстраполяции не дала бы большой ошибки, суммарная площадь пробных площадок должна охватывать не менее 5% площади города, а по возможности больше.

3. Городская среда не является однородной, что затрудняет процедуру экстраполяции. Для преодоления этого, необходимо разработать типологию городской среды, т.е. стратифицировать среду (Колли1979). Тогда процедура экстраполяции проводится для каждого типа среды по отдельности, а затем результаты суммируются.

4. Учет численности необходимо проводить во всех основных типах городской среды, для этого в каждом типе городской среды должно находиться не менее 3 обследованных участков (выделов), находящихся в разных площадках. Чем большее количество выделов обследовано в каждом типе, тем точнее результат учета и тем меньше статистическая оценка учета.

5. Исходя из предыдущего принципа, выгодней выбрать максимальное количество небольших учетных площадок в пределах города. Однако здесь есть четкое ограничение. Учетные площадки должны быть существенно больше, чем величина участка обитания конкретных групп бездомных собак, обитающих на этой площадке.

6. Учетные площадки должны располагаться во всех секторах города. При разбиении площадок мы не имели никакой дополнительной информации о составе населения собак на контрольных площадках до проведения учета.

7. Необходимо оценить суммарные площади каждого типа городской среды в г. Москве, после чего возможна экстраполяция средних значений плотности на суммарные площади каждого типа среды.

Методика

Сроки проведения учета.

Непосредственно полевая работа на учетных площадках была проведена с конца февраля по конец апреля. В неблагоприятных погодных условиях (сильные снегопады и дожди) учетов не проводилось, так как это дало бы заниженные результаты и привело бы к недоучету бездомных собак на территории города. Весь учетный цикл работ проведен в один сезон (весенний) и является корректным по всем существующим нормам зоологических учетов (Колли, 1989; Челинцев, 2001). Весенний сезон характеризуется увеличением подвижности бездомных собак, по сравнению с зимним или летним сезонами. Это облегчает обнаружение бездомных собак.

Типология городской среды

При разработке и выделении типов городской среды исходили из следующих критериев:

1. Наличии и обилие укрытий, и степень их защищенности. Это один из важнейших факторов в структурированности популяций бездомных собак. Несмотря на то, что бездомные собаки могут широко перемещаться по территории, именно наличие центров социальной активности, или так называемых дневок, является необходимым условием для создания участка обитания группой или индивидом бездомной собаки. Участком обитания называется та часть среды (площадь) на которой встречается группа или индивид. Это не просто площадь, но именно обжитый и освоенный участок, который данная особь воспринимает как собственный. Именно знание и хорошее знакомство с участком обитания обеспечивает выживание и успешное размножение на нем животных. Центральное и главное место на участке обитания занимает центр социальной активности или дневка, всегда располагаемая в сравнительно укромном и защищенном месте. На дневках проходит основное время пребывания собак на участке. Именно дневка привязывает конкретную особь или группу к определенному месту. Поэтому потенциальная защищенность и количество укромных и мало доступных для людей мест является очень важным параметром среды. Из всех типов среды, наиболее хорошими защитными условиями отличается промзона, прежде всего дробная промзона и железнодорожные станции.







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.237.183.249 (0.03 с.)