Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Распределение бюджета времени

Поиск

Пояснительная записка

1.1. Практика "Первые дни ребенка в школе'"- яркий по впечатлениям и очень ценный по информативности период становления педагогов. В процессе практики у студентов должны быть сформированы умения наблюдать и анализировать деятельность учителя и учащихся в учебно-воспитательном процессе. Подготовительный этап к данному виду практики начинается в конце предыдущего года, когда студентам сообщается о предстоящей практике и её сроках проведения. Им предлагается литература, с которой следует предварительно познакомиться, а также могут быть даны и отдельные психолого-педагогические задания исследовательского плана, как, например: побеседовать с несколькими будущими первоклассниками и их родителями до начала учебного года и после первой недели их пребывания в школе. Целесообразно также в конце учебного года провести встречу с учителями начальной школы, которые расскажут об особенностях этого периода.

Перед выходом в школу проводится установочная конференция, на которой студенты знакомятся с задачами и содержанием практики, получают задания по педагогике и частным методикам, знакомятся с техникой их выполнения и обработки полученных данных, с тематикой докладов на итоговой конференции.

На установочной конференции в школе студенты-практиканты получают информацию о подготовке к приёму первоклассников, знакомятся с планированием учебно-воспитательного процесса, составляют график проведения практики. Несмотря на очень сжатые сроки этой практики, целесообразно, чтобы студенты побывали не только в одном классе, но и смогли хотя бы 2-3 урока посмотреть в других классах и у других учителей, побывать в классах, работающих по вариативным методикам и программам.

В течение первой учебной недели студенты наблюдают все уроки в 1-м классе, ведут запись в конце каждого дня совместно с методистом и учителем анализируют уроки. При разборе необходимо обратить внимание на специфику первых уроков, особенности деятельности учителя по выявлению подготовленности детей, уровня их общего развития, а также по обучению и воспитанию учащихся.

Для определения готовности детей к обучению в школе каждый студент наблюдает и опрашивает двух - трёх учеников, используя специальные задания. Полученный в результате опроса материал по всем предметам сводится воедино, результаты передаются учителю для практического использования, а также служат основой для подготовки сообщений студентов на конференции и на родительском собрании.

Студенты в ходе практики «Первые дни ребёнка в школе» также оказывают помощь учителю в проведении обычной текущей работы: в изготовлении наглядных пособий, в подписании тетрадей учащихся, в обслуживании перемен, в приёме детей и отправлении их домой, участвуют в проведении первого родительского собрания, в установлении контактов с родителями. К итоговой конференции студенты готовят выступления, стенд «Говорят дети!», наглядные материалы. Можно предложить им творческую работу «Как бы я провёл первые дни ребёнка в школе».

1.2. Целью настоящей практики является обобщение и систематизация

теоретических знаний, полученных учащимися при изучении педагогики, психологии, частых методик и спецкурсов, формирование у них соответствующих педагогических умений. Целью практики также является ознакомление учащихся со своеобразием периода адаптации ребенка к новым условиям в первую неделю пребывания его в школе.

В ходе практики студенты наблюдают и анализируют учебно-воспитательную деятельность учителя начальных классов в первую педелю учебных занятий в школе. Задания практики предусматривают также оказание практикантами помощи учителю в подготовке дидактического материала и наглядных пособий, в организации учебно-воспитательной работы и отдыха учащихся первого класса, определение их готовности к обучению в школе и выявление отношения к нему.

Педагогическая практика проводится на выпускном курсе, в первую неделю работы учителя с учащимися первого класса.

 

 

Основными задачами педагогической практики являются:

• ознакомление студентов с содержанием и организацией подготовительной работы учителя к началу занятий с детьми;

• раскрыть практикантам особенности, содержание и методику учебно-воспитательной работы с детьми в первую неделю занятий в школе.

• сформировать у студентов выпускной группы умение проводить диагностику готовности детей к обучению в школе и анализировать ее результаты.

 

Ознакомить студентов со следующими видами деятельности:

• порядком и методикой комплектования первых классов;

• планированием работы в первую неделю;

• организацией приема детей в первый день и проведением праздника знаний;

• содержанием, организацией и методикой занятий в первые дни обучения детей;

• методами выявления уровня знаний и умений детей в области устной речи, письма, чтения, счета, рисования, их представлений о явлениях природы и общественной жизни и других известных им сведений, имеющихся навыков, характеризующих уровень их развития;

• своеобразием проведения первых дней занятости:

(размещение учащихся в зависимости от их роста, особенностей зрения и слуха,

знакомство детей с классом, школой, правилами повеления в ней, круга новых знаний, умений и навыков, даваемых в первую неделю занятий, работа над усвоением первоклассниками правил общения с карандашом, ручкой, тетрадями, учебниками. классной доской и мелом, дидактическим материалом);

• особенности работы с родителями с первоклассников.

В ходе практики учащиеся выступают в роли наблюдателей и коллективных помощников учителя первых классов.

 

В содержание практики входит:

* наблюдение за организацией учебно-воспитательного процесса в первые дни обучения ребенка;

* оказание помощи учителю и старшим школьникам в подготовке школы к встрече первоклассников;

* выявление уровня знаний, умений и навыков, представлений первоклассников;

* указание помощи учителю в проведении первых дней занятий (изготовление наглядных пособий, подписание тетрадей, проведение перемен, прием и отправление детей домой и т.д.);

* участие в проведении первого родительского собрания;

* ведение дневника практики.

Содержание педагогической практики охватывает деятельность учителя по

подготовке и проведению учебно-воспитательной работы в первом классе в первую неделю учебных занятий в школе. В течение этого периода каждый учащийся-практикант должен выполнить следующие задания:

I. Познакомиться с содержанием и организацией подготовительной работы учителя

начальных классов с детьми в первом классе в первую неделю учебных занятий в школе, оказать ему помощь в подготовке дидактического материала и наглядных пособий, проведении учебно-воспитательной работы с первоклассниками.

2. Принять участие в подготовке и проведении первого дня занятий с учащимися первого класса, сделать его анализ с точки зрения воспитательного эффекта.

3. Посетить первое родительское собрание и проанализировать его.

4. Присутствовать в течение недели на всех проводимых учителем начальных классов уроках, сделать их протокольную запись и психолого-педагогический анализ в конце каждого дня.

5. Провести диагностику готовности детей к обучению и изучить их отношение к школе, обобщить и проанализировать полученные диагностические материалы. В процессе подготовки к педагогической практике и ее осуществления практиканты должны

 

А. Изучить:

• особенности, содержание и методические основы организации и проведения учебно-воспитательной работы учителя с учащимися первого класса в первую неделю учебных занятий в школе;

• содержание работы учителя начальных классов с родителями детей в первые дни их обучения в школе;

• степень готовности детей к обучению и их отношению к школе.

 

Б. Овладеть:

• умением наблюдать и анализировать, выявлять особенности учебно-воспитательной деятельности учителя начальных классов в первые дни обучения детей;

• умением организовывать физкультминутки в ходе уроков и подвижные игры детей на переменах;

• умение анализировать полученные результаты и па основании их определять направления дальнейшей учебно-воспитательной деятельности учителя начальных классов с первоклассниками.

 

Базы практики

 

Базами практики являются муниципальные образовательные учреждения города, располагающие достаточной материально-технической оснащенностью и высококвалифицированными педагогическими кадрами. Общие требования к подбору баз практики:

-оснащённость современным оборудованием;

-наличие квалифицированного персонала;

-близкое, по возможности, территориальное расположение;

- конкретные рекомендации для каждого этапа практики.

Организация практики

Практика проводится в условиях максимально приближенных к профессиональной деятельности. Основанием для организации данного вида практики служат следующие документы:

• Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (ГОС СПО);

• Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников специальности 050709 «Преподавание в начальных классах»;

• Положение о производственной (профессиональной) практике

студентов, курсантов образовательных учреждений среднего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации № 1991 от 21.07.99.

 

Отчётная документация по практике:

> дневник,

> отчёт по практике на листах А-4, заверенный подписью автора с указанием даты;

> психолого-педагогическая характеристика на отдельного ученика;

> результаты диагностики подготовленности детей к школе;

По итогам практики студенту ставится оценка.

Сроки проведения практики с 01.09.12 г. по 07.09.2012 г.

 

Продолжительность рабочего дня составляет: 6 академических часов

Общие выводы

При осуществлении психолого-педагогического анализа уроков следует обратить особое внимание на следующие вопросы.

  • Какова структура урока? Насколько рационально распределено учителем

начальных классов время между отдельными его этапами?

  • Какие методы обучения использовались учителем начальных классов? Какова

их педагогическая целесообразность?

  • Достигнуты ли запланированные учителем начальных классов цели и задачи

урока?

  • Каково качество усвоения учащимися первого класса учебного материала?

 

 

• Насколько эффективно учитель начальных классов побуждал всех детей к мышлению? Как развивались им другие познавательные процессы учащихся первого класса: восприятие, внимание, память, воображение?

• Какие педагогические способы и методические приемы использовал учитель для формирования у первоклассников познавательных интересов и мотивов?

• Использовались ли на уроке коллективные формы организации учебного труда учащихся первого класса?

• Как обеспечивались положительные эмоции для формирования интереса детей к учению? Как эмоциональность урока влияла на работоспособность первоклассников?

• Как осуществлялось формирование учебной деятельности учащихся первого класса? Какие общие учебные умения и навыки были ими приобретены или закреплены на уроке?

• Какие способы и приемы воспитательного воздействия учащихся использовались учителем начальных классов? На формирование каких личностных качеств младших школьников они были направлены?

 

Задание 5.

Определение готовности детей к обучению и их отношения к школе

Цель задания: формирование у учащихся-практикантов умения определять готовность детей к обучению и их отношение к школе.

Выполнение задания: Для определения готовности детей к обучению можно использовать один из приведенных в приложении психологических тестов.

По отдельным методикам выявляется состояние знаний учащихся, необходимых для решения учебных задач, поставленных учителем на уроке; определяются особенности учебной деятельности первоклассников, наличие у детей привычки к аккуратности и самообслуживанию, уровень культуры общения со взрослыми и сверстниками, проявление дисциплинированности и организованности учащихся на уроках и переменах, знания учащихся о правилах поведения в школе.

Для изучения отношения детей к обучению в школе можно использовать анкету мотивации школьного обучения (по выбору студента-практиканта).

 

 

Литература

 

1. Венгер А. Л., Бугрименко Е. А. Готов ли шестилетний ребенок к школе? // Начальная школа. 1988. № 6 с. 7-12

2. Безруких М. М., Ефимова С. П. Ребенок идет в школу. М.: Akademia, 2000. 248 с.

3. Игры и упражнения в обучении шестилеток: Пособие для учителя / Под ред. Н. В. Седик. Минск: Народная света, 1985. 136 с.

4. Ковалева Е., Синицина Е. Готовим ребенка к школе. М.: Лист-Нью, 2000. 336 с.

5. Основные показатели готовности детей шестилетнего возраста к школьному обучению / Под ред. Л. А. Венгера, Г.Г. Кравцова. Киев: Радянська школа, 1989. 39 с.

6. Амоношвили Ш.А. В школу - с шести лет. -М; 1986.

7. Амоношвили Ш.А. Здравствуйте, дети! -М, 1983.

8. Готовность детей к школе: Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов.-М., 1990.

9. Гуревич К,М. и др. Школьный тест умственного развития (ШТУР). - М., 1987.

10.Дощицина З.В. Оценка степени готовности детей к обучению в школе в

условиях разноуровневой дифференциации. - М.,1994. 11.Мир детства. Младший школьник. - М., 1981. 12.Петроченко Г.Г. Развитие детей 6-7 лет и подготовка их к школе. - Минск,

1982. 13.Потапова Е.Н. Радость познания. М., 1999

 

Таблица изучения уровня языковой готовности детей к обучению

 

Умение читать Читает целыми словами. Читает по слогам. (Аналитическое чтение). Читает по буквам (Неправильный способ). Знает не менее половины букв, но не читает. Знает менее половины букв. Знает лишь отдельные буквы.
Умение писать Умеет писать все буквы. Пишет слова (печатными буквами). Пишет слова (письменными буквами). Вычленяет в письменной букве ее части - элементы, называет их. Изображает букву на бумаге по элементам, не нарушая последовательности начертания формы. Умеет писать лишь некоторые буквы. Не умеет писать.
Готовность к звуковому анализу Правильно угадывает ударный слог (звук). Делит слова на слоги. Выделяет звук в слове или слоге. Правильно произносит все звуки вне слова. Дефекты произношения. (Указать). Громкость речи, дикция.
Устная связная речь:
чтение стихов наизусть; Знает не менее 3-х стихов, охотно их читает, знает 1-2 стиха, читать стесняется. Стихов наизусть не знает.
-рассказывание сказок; Умеет рассказывать одну или несколько. Пытается рассказать, но неудачно. Не умеет и не пытается рассказать (указать логические, композиционные, речевые ошибки).
-рассказы по картинке. Связный рассказ - не более 20 слов, правильное построение предложений. От 10 до 20 слов, правильное построение предложений. Связный ответ до 10 слов. Односложный ответ из 2-4 слов.
Активность детей Сами изъявляют желание рассказать что-либо, обращаются с вопросами. Отвечают на вопросы - подробно, -сложным ответом, - односложно.
Синтаксис речи Размер предложений Четкость построения предложения. Простые предложения и сложные. Полные предложения и неполные, эллиптические. Характерные ошибки в построении предложений, в связях между ними.
Лексика Богатство лексики, разнообразие слов. Есть ли неоправданные повторы. Точность, правильность употребления слов. Типичные недочеты словоупотребления.

 

 

Анализ урока

1. Общие сведения

Дата, школа, класс, место проведения, число учащихся по списку и

занимающихся.

Инвентарь, его состояние, санитарно-гигиенические условия.

Подготовка учителя к уроку.

 

2. Тип, задача и структура урока.

Место данного урока в системе уроков, целесообразность избираемого типа урока с точки зрения данного этапа обучения.

Четкость поставленной задачи и содержание.

 

3. Содержание урока

Подбор упражнений, их соответствие программе, возрасту, полу, подготовленности учащихся.

 

4. Методы обучения и воспитания

Соответствие методов обучения и приемов организации, содержанию и типу урока, возрастным особенностям и степени подготовленности учащихся.

 

5. Поведение учителя

Умение владеть классом, организовать его, повышать активность, интерес и внимание. Отношение к учащимся, авторитет, внешний вид, культура речи, манера держаться.

6. Поведение учащихся

Сознательность, активность, внимательность, заинтересованность, отношение к учителю и к уроку. Обращение с инвентарем, отношение к товарищам, эмоциональность.

 

7. Результат урока

Выполнение плана, достижение цели, степень усвоения того или иного урока, двигательных качеств воспитательного, образовательного и оздоровительного значения данного урока.

 

8. Как провел урок в целом.

Что было нового. Достигнута ли цель урока.

Положительные моменты, отрицательные. Мнение анализирующего относительно дальнейшего совершенствования. Положительная сторона урока и устранение замеченных недостатков.

 

 

Приложение 3

 

ТЕСТ КЕРНА-ЙИРАСИКА

 

Чтобы составить общее представление об уровне готовности ребенка к школьному обучению, можно использовать ориентировочный тест школьной зрелости Керна-Йирасика. Этот тест обладает рядом существенных достоинств для первоначального обследования детей:

- во-первых, данный тест требует непродолжительного времени при его ис­пользовании;

- во-вторых, его можно применять как для индивидуальных, так и для груп­повых обследований;

- в-третьих, тест имеет нормативы, разработанные на большой выборке;

- в-четвертых, он не требует специальных средств и условий для своего про­ведения;

- в-пятых, позволяет психологу-исследователю получить информацию о ре­бенке.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что самостоятельного диагностического значения данный тест не имеет, следовательно, ограничиваться в обследовании ребенка данной методикой недопустимо: он может составлять только часть та­кого обследования.

Ориентировочный тест школьной зрелости Я. Йирасика является модифи­кацией теста А. Керна. Он состоит из трех заданий:

1) рисование мужской фигуры по представлению;

2) подражание письменным буквам;

3) срисовывание группы точек.

Каждому ребенку раздаются листы бумаги, сложенные пополам. Первая страница предназначена для рисования мужской фигуры. На второй и третьей страницах представлены образцы выполнения второго и третьего заданий.

 

Задание 1 Рисунок мужской фигуры

Инструкция к заданию

«Нарисуй мужчину. Это может быть любой мужчина, которого ты себе пред­ставляешь».

Оценка выполнения задания

1 балл. Нарисованная фигура должна иметь голову, туловище, конечности. Голова с туловищем соединена посредством шеи, голова по размеру не превы­шает туловище. На голове имеются волосы (или их закрывает шляпа), уши; на лице - глаза, нос и рот. Руки закончены кистью с пятью пальцами. Ноги внизу загнуты. Использована мужская одежда. Фигура нарисована с применением так называемого синтетического способа, т.е. фигура рисуется сразу как единое целое (можно обвести контуром, не отрывая карандаша от бумаги). Ноги и ру­ки как бы «растут» из туловища.

2 балла. Выполняются все требования, изложенные в пункте 1, кроме синте­тического способа изображения. Три недостающие части (шея, волосы, один палец руки, но не часть лица) могут быть исключены из требований, если это уравновешивается синтетическим способом изображения.

3 балла. На рисунке изображены голова, туловище, конечности, но руки или ноги нарисованы двойной линией. Допускается отсутствие шеи, ушей, во­лос, одежды, пальцев, ступней.

4 балла. Примитивный рисунок с изображением туловища. Конечности вы­ражены всего лишь простыми линиями (достаточно одной пары конечностей).

5 баллов. Не хватает ясного изображении туловища (голова и ноги) или общих пар конечностей.

Информативной может быть и абсолютная величина фигур: дети, склонные к доминированию, уверенные в себе, рисуют фигуры больших pазмеров;маленькие фигуры человека связаны с тревожностью, неуверенностью.

Если дети старше пятилетнего возраста пропускают в рисунке какие-то части лица (глаза, рот), это может указывать на серьезные нарушения в сфере общения, замкнутость, аутизм.

Можно говорить о том, что чем выше уровень детализации рисунка (фигуры мужчины), тем выше общий уровень психического развитии ребенка.

Существует закономерность, что с возрастом рисунки детей обогащаются все новыми деталями: в шесть-семь лет представляет богатую схему тела. Поэтому, если ребенок не рисует одну из деталей (голову, глаза, нос, рот, руки, туловище, ноги: необходимо обратить внимание.

 

Задание 2. Подражание письменным буквам

Инструкция к заданию

«Посмотри, здесь написаны слова письменными буквами. Постарайся и ты написать такие же слова. Смотри внимательно на образец и напиши так же».

Он ел суп.

Оценка выполнения задания

1 балл. Подражание совершенно удовлетворяет написанному образцу. Буквы не достигают двойной величины образца. Начальная буква имеет явно заметную высоту большой буквы. Переписанное слово не отклоняется от горизонтальной линии более чем на 30 градусов.

2 балла. Образец скопирован разборчиво. Размер букв и соблюдение горизонтальной линии не учитываются.

3 балла. Явная разбивка надписи на три части. Можно понять хотя бы четыре буквы образца.

4 балла. В этом случае с образцом совпадают хотя бы две буквы. Копия все еще создает строку надписи.

5 баллов. Каракули.

 

Зад ание 3. Срисовывание группы точек

Инструкция к заданию

«Посмотри, здесь нарисованы точки. Попробуй нарисовать рядом такие же».

• • •

• • •

• • •

Оценка выполнения задания]

 

1 балл. Почти совершенное подражание образцу. Допускается только очень небольшое отклонение одной точки из ряда или столбца. Уменьшение рисунка допустимо, увеличения не должно быть.

2 балла. Количество и расположение точек должно отвечать образцу. Мож­но допустить отклонение даже трех точек на половину ширины промежутка между рядами и столбцами.

3 балла. Целостное изображение по своему контуру похоже на образец. По вы­соте и ширине оно не превосходит его больше, чем в два раза. Точек не должно быть больше 20 и меньше 7. Допускается любой поворот, даже на 180 градусов.

4 балла. Рисунок по своему контуру уже не похож на образец, но состоит из точек. Величина рисунка и количество точек не имеют значения. Другие фор­мы не допускаются.

5 баллов. Каракули.

 

 

Анкета ребенка

 

1. Как тебя зовут? Назови имя, отчество и фамилию_____

2.Сколько тебе лет?_______Когда ты родился?________

3. С кем ты вместе живешь? Назови членов своей семьи.

4. Как зовут маму?____

Кем и где она работает?

5. Как зовут папу?_____________

Кем и где он работает?_________

6. Где ты живешь? Назови адрес.

7. Ходишь ли ты в детский сад?_______________________

8. Занимаешься ли ты в какой-нибудь секции или кружке?

9. Кем ты хочешь быть и почему?

Место для рисунков ребенка

 

 

Приложение

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ АНКЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1.. Имя и фамилия ребенка.

2. Читает ли? Как? (Не читает, знает буквы, читает по слогам, читает мед­ленно, бегло.)

3. Пишет ли? (Не умеет писать, пишет печатные буквы, пишет слова печат­ными буквами, пишет правильно.)

4. Умеет ли считать? До каких чисел? Знает ли цифры?

5. Умеет ли решать примеры и задачи? Какие действия знает, в каких преде­лах оперирует числами?

6. Каким ласковым именем называют ребенка в семье?

7. Особенности ребенка (характер, темперамент, внимательность, наблюда­тельность, любознательность, возбудимость, дисциплинированность, другие качества и привычки).

8. Каковы у ребенка слух, зрение?

9. Какие серьезные заболевания перенес ребенок в дошкольные годы?

10. Имя и отчество родителей. Образование, где, кем работают, в какую смену.

11. Кто еще, кроме родителей, участвует в воспитании ребенка? Сколько де­тей в семье?

12. Какую помощь родители могут оказать классу, школе?

 

 

Пояснительная записка

1.1. Практика "Первые дни ребенка в школе'"- яркий по впечатлениям и очень ценный по информативности период становления педагогов. В процессе практики у студентов должны быть сформированы умения наблюдать и анализировать деятельность учителя и учащихся в учебно-воспитательном процессе. Подготовительный этап к данному виду практики начинается в конце предыдущего года, когда студентам сообщается о предстоящей практике и её сроках проведения. Им предлагается литература, с которой следует предварительно познакомиться, а также могут быть даны и отдельные психолого-педагогические задания исследовательского плана, как, например: побеседовать с несколькими будущими первоклассниками и их родителями до начала учебного года и после первой недели их пребывания в школе. Целесообразно также в конце учебного года провести встречу с учителями начальной школы, которые расскажут об особенностях этого периода.

Перед выходом в школу проводится установочная конференция, на которой студенты знакомятся с задачами и содержанием практики, получают задания по педагогике и частным методикам, знакомятся с техникой их выполнения и обработки полученных данных, с тематикой докладов на итоговой конференции.

На установочной конференции в школе студенты-практиканты получают информацию о подготовке к приёму первоклассников, знакомятся с планированием учебно-воспитательного процесса, составляют график проведения практики. Несмотря на очень сжатые сроки этой практики, целесообразно, чтобы студенты побывали не только в одном классе, но и смогли хотя бы 2-3 урока посмотреть в других классах и у других учителей, побывать в классах, работающих по вариативным методикам и программам.

В течение первой учебной недели студенты наблюдают все уроки в 1-м классе, ведут запись в конце каждого дня совместно с методистом и учителем анализируют уроки. При разборе необходимо обратить внимание на специфику первых уроков, особенности деятельности учителя по выявлению подготовленности детей, уровня их общего развития, а также по обучению и воспитанию учащихся.

Для определения готовности детей к обучению в школе каждый студент наблюдает и опрашивает двух - трёх учеников, используя специальные задания. Полученный в результате опроса материал по всем предметам сводится воедино, результаты передаются учителю для практического использования, а также служат основой для подготовки сообщений студентов на конференции и на родительском собрании.

Студенты в ходе практики «Первые дни ребёнка в школе» также оказывают помощь учителю в проведении обычной текущей работы: в изготовлении наглядных пособий, в подписании тетрадей учащихся, в обслуживании перемен, в приёме детей и отправлении их домой, участвуют в проведении первого родительского собрания, в установлении контактов с родителями. К итоговой конференции студенты готовят выступления, стенд «Говорят дети!», наглядные материалы. Можно предложить им творческую работу «Как бы я провёл первые дни ребёнка в школе».

1.2. Целью настоящей практики является обобщение и систематизация

теоретических знаний, полученных учащимися при изучении педагогики, психологии, частых методик и спецкурсов, формирование у них соответствующих педагогических умений. Целью практики также является ознакомление учащихся со своеобразием периода адаптации ребенка к новым условиям в первую неделю пребывания его в школе.

В ходе практики студенты наблюдают и анализируют учебно-воспитательную деятельность учителя начальных классов в первую педелю учебных занятий в школе. Задания практики предусматривают также оказание практикантами помощи учителю в подготовке дидактического материала и наглядных пособий, в организации учебно-воспитательной работы и отдыха учащихся первого класса, определение их готовности к обучению в школе и выявление отношения к нему.

Педагогическая практика проводится на выпускном курсе, в первую неделю работы учителя с учащимися первого класса.

 

 

Основными задачами педагогической практики являются:

• ознакомление студентов с содержанием и организацией подготовительной работы учителя к началу занятий с детьми;

• раскрыть практикантам особенности, содержание и методику учебно-воспитательной работы с детьми в первую неделю занятий в школе.

• сформировать у студентов выпускной группы умение проводить диагностику готовности детей к обучению в школе и анализировать ее результаты.

 

Ознакомить студентов со следующими видами деятельности:

• порядком и методикой комплектования первых классов;

• планированием работы в первую неделю;

• организацией приема детей в первый день и проведением праздника знаний;

• содержанием, организацией и методикой занятий в первые дни обучения детей;

• методами выявления уровня знаний и умений детей в области устной речи, письма, чтения, счета, рисования, их представлений о явлениях природы и общественной жизни и других известных им сведений, имеющихся навыков, характеризующих уровень их развития;

• своеобразием проведения первых дней занятости:

(размещение учащихся в зависимости от их роста, особенностей зрения и слуха,

знакомство детей с классом, школой, правилами повеления в ней, круга новых знаний, умений и навыков, даваемых в первую неделю занятий, работа над усвоением первоклассниками правил общения с карандашом, ручкой, тетрадями, учебниками. классной доской и мелом, дидактическим материалом);

• особенности работы с родителями с первоклассников.

В ходе практики учащиеся выступают в роли наблюдателей и коллективных помощников учителя первых классов.

 

В содержание практики входит:

* наблюдение за организацией учебно-воспитательного процесса в первые дни обучения ребенка;

* оказание помощи учителю и старшим школьникам в подготовке школы к встрече первоклассников;

* выявление уровня знаний, умений и навыков, представлений первоклассников;

* указание помощи учителю в проведении первых дней занятий (изготовление наглядных пособий, подписание тетрадей, проведение перемен, прием и отправление детей домой и т.д.);

* участие в проведении первого родительского собрания;

* ведение дневника практики.

Содержание педагогической практики охватывает деятельность учителя по

подготовке и проведению учебно-воспитательной работы в первом классе в первую неделю учебных занятий в школе. В течение этого периода каждый учащийся-практикант должен выполнить следующие задания:

I. Познакомиться с содержанием и организацией подготовительной работы учителя

начальных классов с детьми в первом классе в первую неделю учебных занятий в школе, оказать ему помощь в подготовке дидактического материала и наглядных пособий, проведении учебно-воспитательной работы с первоклассниками.

2. Принять участие в подготовке и проведении первого дня занятий с учащимися первого класса, сделать его анализ с точки зрения воспитательного эффекта.

3. Посетить первое родительское собрание и проанализировать его.

4. Присутствовать в течение недели на всех проводимых учителем начальных классов уроках, сделать их протокольную запись и психолого-педагогический анализ в конце каждого дня.

5. Провести диагностику готовности детей к обучению и изучить их отношение к школе, обобщить и проанализировать полученные диагностические материалы. В процессе подготовки к педагогической практике и ее осуществления практиканты должны

 

А. Изучить:

• особенности, содержание и методические основы организации и проведения учебно-воспитательной работы учителя с учащимися первого класса в первую неделю учебных занятий в школе;

• содержание работы учителя начальных классов с родителями детей в первые дни их обучения в школе;

• степень готовности детей к обучению и их отношению к школе.

 

Б. Овладеть:

• умением наблюдать и анализировать, выявлять особенности учебно-воспитательной деятельности учителя начальных классов в первые дни обучения детей;

• умением организовывать физкультминутки в ходе уроков и подвижные игры детей на переменах;

• умение анализировать полученные результаты и па основании их определять направления дальнейшей учебно-воспитательной деятельности учителя начальных классов с первоклассниками.

 

Распределение бюджета времени

 

Проводится практика в первые дни сентября, начиная с 1-го. Практика концентрированная. Время проведения - 1 неделя. Этот вид практики является одним из необходимых этапов профессиональной подготовки учащихся в системе педагогического образования. Она выступает связующим звеном между теоретической подготовкой и будущей самостоятельной работой в школе.

Базы практики

 

Базами практики являются муниципальные образовательные учреждения города, располагающие достаточной материально-технической оснащенностью и высококвалифицированными педагогическими кадрами. Общие требования к подбору баз практики:

-оснащённость современным оборудованием;

-наличие квалифицированного персонала;

-близкое, по возможности, территориальное расположение;

- конкретные рекомендации для каждого этапа практики.

Организация практики

Практика проводится в условиях максимально приближенных к профессиональной деятельности. Основанием для организации данного вида практики служат следующие документы:

• Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (ГОС СПО);

• Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников специальности 050709 «Преподавание в начальных классах»;

• Положение о производственной (профессиональной) практике

студентов, курсантов образовательных учреждений среднего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации № 1991 от 21.07.99.

 

Отчётная документация по практике:

> дневник,

> отчёт по практике на листах А-4, заверенный подписью автора с указанием даты;

> психолого-педагогическая характеристика на отдельного ученика;

> результаты диагностики подготовленности детей к школе;

По итогам практики студенту ставится оценка.

Сроки проведения практики с 01.09.12 г. по 07.09.2012 г.

 

Продолжительность рабочего дня составляет: 6 академических часов



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 252; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.172.189 (0.014 с.)